рор. опорный_конспект_1.docx. Истории современного Казахстана. Основные этапы формирования казахской государственности. Специфика
Скачать 113 Kb.
|
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. Предмет и задачи курса Современная история Казахстана. Периодизация истории современного Казахстана. Основные этапы формирования казахской государственности. Специфика ханской власти в Казахской степи. Исторические концептуальные источники и историография современной истории Казахстана. Современная история Казахстана - период в котором в целостном виде изучаются исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические закономерности, имевшие место на территории Великой степи в ХХ веке и до наших дней. История Казахстана – государственно значимая дисциплина Интерпретация истории Казахстана в контексте мировой истории Создание теоретической и методологической базы исторических знаний Создание идеологической основы консолидации казахстанского общества Сдача Государственного экзамена студентами после завершения теоретического курса Основные задачи курса Современная история Казахстана возрождение исторической памяти народа воспитание патриотизма и толерантности у молодежи создание идеологической и духовной основы для консолидации полиэтнического и поликонфессионального казахстанского общества. «Концепция становления исторического сознания в РК» (1995 г Восприятие истории не должно сводиться к запоминанию хронологической последовательности событий, а должно представлять собой осознание логики исторического процесса Важно отойти от схематизации истории, ее подгонки под старые или новые идеологические догмы Следует максимально гуманизировать школьные и вузовские курсы истории Периодизация современной истории Казахстана курс охватывает события, имевшие место на территории Казахстана, начиная сначала века, период кризиса Российской империи, второй, когда Казахстан находился в составе СССР, начиная с Октябрьской революции 1917 года до распада СССР в 1991 г, третий период – эпоха независимости Республики Казахстан до сегодняшних дней. Казахское ханство, образованное Кереем и Жанибеком в 1465 году, появилось не в одночасье. Его истоки уходят в глубину веков, в формировании государственности в степной зоне нашли отражение как общие закономерности исторического процесса, таки особенности, свойственные кочевому обществу. В VI в. начинается новый этап в развитии государственности в Казахстане, связанный с первой евразийской империей- Тюркским каганатом (552-603 гг.). Китайская историография связывает историю тюрков с распадом государства гуннов. В VI-VII вв. древнетюркская военно-административная система правления распространилась в среде тюркоязычных этносов Казахстана. Казахстан вошел в орбиту политического и культурного влияния Тюркского каганата, затем Западно-Тюркского (603-704 гг.), Тюргешского каганата (704-756 гг.). Арабский географ Ибн ал-Факих пишет, что у тюрок почитаются огузы, кимеки и токузогузы, каждый из них имеет царей. Могущество кимекского правителя было значительным. С конца IX вон стал носить высший титул кагана. К середине X в. в обществе Карлукского каганата появились ориентированные на мусульманский мир силы. Так было положено начало новой тюркской державе- Караханидскому государству (940-1210 гг.). Вначале в. Кимекский каганат распался в результате сепаратизма кипчакских ханов и миграции кочевых племен из Внутренней Азии. Входе этих событий кипчаки стали наследниками государства кимеков, к ним перешли обширные земли. В первой половине XIII в. все земли, находившиеся под влиянием кипчаков, вошли в состав Монгольской империи. Но кипчакские культурные и духовные традиции в языке, религии, письменности, нравах и обычаях возобладали над монгольскими. На этой почве реалии, связанные с государственным устройством и этнокультурной ситуацией кипчаков, проявились в государстве Ак Орда. Ак Орда стала предтечей Казахского ханства. Междоусобная династийная борьба, походы эмира Тимура на территорию Казахстана привели к упадку Ак Орды, смене династии, возникновению Государства Абулхаира. Этнополитические и социально-культурные процессы на территории Казахстана в вв. стали итогом возникновения Казахского ханства в 1465 г. Первыми казахскими ханами были Керей и Жанибек. Наибольшего могущества оно достигло в годы правления хана Касыма (1512-1523 гг.). Границы ханства расширились до бассейнов рек Урала и Сырдарьи, на северо-востоке простирались за озеро Балхаш. Впервые были объединены водном государстве почти все казахские роды и племена. Число подданных Касым-хана определялось в 1 млн. человек. Начались дипломатические контакты с Москвой, о Казахском ханстве узнали в западных странах. Видный казахский хан Хак-Назар (1538-1580 гг.) вел борьбу против джунгар в Семиречье. Он пытался восстановить право казахов на земли, входившие в состав Казахского ханства при его отце Касыме. Хан Тауекель (1586-1598 гг.), захватив ряд городов в Туркестане, завершил длительную борьбу за сырдарьинские города. При хане Есиме (1598-1628 гг.) закончилась длительная борьба казахских ханов за оседло-земледельческие районы Южного Казахстана и города на Сырдарье. В состав Казахского государства вошел Туркестан. Таким образом, в течение XVI-XVII вв. казахские ханы вели упорную войну с правителями Могулистана и Средней Азии за этнические территории казахов. Укрепление Казахского государства произошло в период правления хана Тауке (1628-1718 гг.). Хану Тауке удалось нормализовать политическую ситуацию в государстве. Он принял ряд мер для повышения авторитета ханской власти, консолидации народа, против сепаратизма знати с помощью степной аристократии - биев, составлявших значительную элитарную социальную группу. Окружив себя биями, посредством совета биев он повел борьбу с сословием чингизидов, выступавших против ханской власти. Совет биев он превратил в важнейший орган, расширил права биев в судебном производстве. Таким образом, при ханах Касыме, Хак-Назаре, Тауекеле, Есиме, Тауке Казахское ханство было централизованным государством, единым политическим организмом, игравшим заметную роль в Центральной Азии. Государственность консолидировала народность, формировала и укрепляла целостность этнической территории, развивала духовную и материальную культуру казахского народа. Традиционная государственная власть в Казахстане была ликвидирована в XIX в. Российской империей. Специфика кочевого быта убедительно свидетельствует о том, что в любом кочевом обществе Великой степи можно проследить существование нескольких хозяйственно-культурных типов, от основного скотоводства вплоть до земледельческого хозяйства, городов и поселений. Поэтому в употребляемых в научной литературе понятиях "кочевое общество" и "кочевое государство" термин "кочевое" имеет условное значение. Географический фактор и преимущественная скотоводческая деятельность народов и племен Великой степи привели к развитию степной цивилизации, к формированию специфических элементов государственности и образованию кочевых государств. На протяжении веков была выработана кочевая государственная традиция, которая прослеживается в организации населения, в политическом управлении, хозяйстве, духовной культуре, нравственных и поведенческих нормах. Специфика атрибутов кочевой государственности во многом сопряжена с родоплеменной системой, ставшей основополагающим принципом общественного и государственного развития. Номадизм – Кочевой образ жизни местного населения. Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения, отношений с соседними народами, социальной организации, социально-экономических отношений и общественно-политической системы. На протяжении этих тысячелетий вся история и культура Казахстана были напрямую связаны исключительно с кочевничеством. Особенно значительным был вклад номадов в развитие институтов государства. Большинство государственных образований на территории Евразии в эпоху средневековья было создано завоеваниями кочевников. Именно номады впервые в своих нашествиях создали новый тип государства -Централизованное государство- Империю. Кочевой (номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год, другими водными ресурсами. Такие территории называются аридными зонами. Плотность населения у кочевых народов колеблется от 0,5 до 2 челна один кв. км. Этот дисперсный (рассеянный) тип расселения обусловлен основным экосистемным принципом номадизма – точным (симметричным) соответствием между численностью принадлежащего кочевнику скота и природными водно-кормовыми ресурсами – и способствует рассеянию собственности в пространстве; упорядоченные миграции в целях круглогодичного обеспечения животных подножным кормом происходили в форме перекочевок по зимним, весенним, летними осенним пастбищам. Кочевое скотоводство характеризуется определенной застойностью. Вместе стем, в доиндустриальную эпоху оно было весьма продуктивным способом хозяйствования, благодаря накопленному в течение столетий опыту ухода за животными, непрерывному улучшению структуры стада и породных качеств скота, усовершенствованию пользования пастбищами. Особо следует подчеркнуть экологичность хозяйствования номадов, которые осуществляли утилизацию водно-кормовых ресурсов с наименьшим прессингом на окружающую среду. Кочевой хозяйственный тип представляет собой весьма сложную и рациональную систему скотоводства, приспособленную к условиям евразийской аридной зоны. Публичная власть — первейший признак государственности. В Казахской степи она присутствовала в форме ханской власти, но совершенно иной формы и характера. Сама удельно-лестничная система передачи власти, характерная для казахов, носит черту родоплеменного демократизма. Когда умирает хан, власть переходит к старшему из братьев, — наследнику покойного ив дальнейшем — к старшему по родству. При этом существует ритуал посвящения, по которому вопрос о решении, кого поднять на белой кошме», решается на высшем совете представителей родов и племен. Это, видимо, неформальный, а имеющий значение ритуал, поскольку речь идет об избрании наиболее достойного из всех претендентов, чтобы исключить вероятность избрания нежелательного по тем или иным причинам кандидата. Этим объясняются так называемые смуты в борьбе за власть после смерти того или иного хана. Хан Абылай не был, как известно, прямым наследником и родным братом Абулмамбета, но избранным оказался он. По мнению известного казахстанского историка Ерофеевой И.А. - казахские ханы и их власть держались на признании и всеобщем согласии представителей крупнейших родоплеменных образований, а не на политическом и военном насилии. У них нет идеологического обоснования божественного происхождения как у древних фараонов или королей Европы и императоров Азии. Ханы, которые теряют поддержку основных этнополитических сил, теряют и власть. О слабости ханской власти свидетельствуют события XVII-XVIII вв., когда после смерти Тауке-хана наступила эпоха политической раздробленности. Первенствующую роль стали играть крупные родоправители Казыбек би в Среднем жузе, Толе би в Старшем жузе, Айтеке би в Младшем жузе. Они имели дипломатические сношения с Россией, вели переговоры с калмыцкими правителями. Слабость власти ханов была неслучайной, обусловливалась отсутствием у них постоянной сословной основы. В казахском обществе она могла держаться лишь на этнополитической основе, те. на добровольном союзе племени жузов, поддерживающих национальную государственность. Пожалуй, только Абылай хан, благодаря своим военно-политическим заслугами как харизматическая личность, смог создать и сплотить вокруг себя большинство биев, батыров и султанов, а также всенародно популярных сказителей-жырау и создать на время нечто вроде сословной основы своей власти как всеказахского хана. Таким образом, в государственности номадов-казахов нет тех следующих признаков, которые обычно характеризуют государство публичная власть, имеющая определенную сословную основу централизованные и местные органы исполнительной власти; постоянная армия полиция судебный аппарат тюрьмы. Все эти атрибуты, характерные для классового государства, кочевому обществу ненужны. Номадная цивилизация своими инструментами полностью берет на себя функции этих органов. Родоправители и аксакалы исполняют функции местных органов власти, постоянная армия и полиция заменены народным ополчением, суд вершится знатоками обычного права и народных традиций — биями, тюрем нет. Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя, совершенно уникальная. По типу правления это была, в общем-то, монархия с верховным правителем во главе. Но монархия здесь была достаточно условной, потому что ханов было несколько. Параллельно народом управляло от трех до десяти человек, имевших монархический титул. Исторические концептуальные источники и историография современной истории Казахстана. Исторические источники - это всё, что непосредственно отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, те. всё, создано ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, которые позволяют судить о нравах, обычаях, языке народов. Все исторические источники условно делятся на 6 групп — письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные и кино-, фоно- и фотоматериалы. В рамках программы «Мəдени мұра» Культурное наследие в результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах. На их базе опубликованы серии книг (26 томов) в том числе История Казахстана в арабских персидских, тюркских, китайских, монгольских, армянских, русских, западных источниках и др. Историография процесс написания исторических произведений совокупность исследований по истории, объединенных общими чертами тематикой проблематикой, происхождением и т.д .; 3) научная дисциплина, изучающая развитие исторической науки и исторической мысли. Задачи возрождения национальной истории в суверенном Казахстане поставили перед необходимостью восстановления ее страниц, насильственно вырванных в годы тоталитарного режима. Особая деликатность потребовалась при освещении таких драматических событий, как коллективизация, массовые политические репрессии, деятельность партии «Алаш» и т.п. Большой вклад внесли такие ученые как Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К., Койгельдиев М.К. и др. Контрольные вопросы. На Ваш взгляд, почему в настоящее время данная дисциплина является обязательной для изучения во всех вузах РК? Как курс Современная история Казахстана» связана с Вашей будущей специальностью. На Ваш взгляд, в чем специфические особенности ханской власти в Казахской степи. В чем значимость программы Культурное наследие для исторической науки? Рекомендуемая литература. Атыгаев НА. Казахское ханство в потоке истории. – Алматы, 2016. 2. Ерофеева И.В.Символы казахской государственности. Позднее средневековье и новое время. Алматы, 2001. 3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей от древности к Новому времени. – СПб., 2009. 4. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Ханы казахских степей. – Астана. Султанов Т.И. Рождение казахской государственности. История казахского ханства. - Алматы, 2003. 6. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир- Алматы, 2002. |