Главная страница
Навигация по странице:

  • «Авеста» и зороастризм.

  • Лекция 20: Первые государства в Китае.

  • Общие замечания.

  • История Древнего мира. Ранняя древность. История Древнего мира, том Ранняя Древность. (Сборник)


    Скачать 3.48 Mb.
    НазваниеИстория Древнего мира, том Ранняя Древность. (Сборник)
    АнкорИстория Древнего мира. Ранняя древность.pdf
    Дата04.07.2018
    Размер3.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория Древнего мира. Ранняя древность.pdf
    ТипДокументы
    #21026
    страница39 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42
    Иран и Средняя Азия в первой половине I тысячелетия до н.э.
    Еще недавно считалось, что между приходом индоарийцев в
    Индостан и приходом иранцев в Иран прошел большой промежуток времени. Однако есть ряд косвенных данных, которые заставляют думать, что иранцы пришли в Иран сразу вслед за уходом индоарийпев или даже что они некоторое время одновременно находились на Иранском нагорье. Какая-то группа индоиранцев
    (может быть, дардо-кафиров), почитавшая Индру и других индоарийских дэвов, соприкоснулась еще в XVI в. до н.э. с переднеазиатским народом хурритов (по всей вероятности, в нынешнем Иранском Азербайджане) и, как мы видели (см. лекцию 8),
    дала индоиранскую династию одному из важнейших хурритских государств — Митанни. «Западные» иранцы, предки персов и мидян,
    еще и в XII в. до н.э. не достигли мест своего будущего обитания, но возможно, что восточная часть Иранского нагорья по долине р.
    Теджен-Герируд была заселена иранскими племенами уже к середине
    II тысячелетия до н.э. Так, можно предполагать, что жители предгородских поселений Южной Туркмении (Намазга VI), Восточного
    Ирана и Афганистана в середине II тысячелетия до н.э. были либо индоарийскими, либо уже иранскими по языку. Другая южнотуркменская культура, Яз I (с IX в. до н.э.), представляется уже несомненно иранской. Быть может, где-то на просторах нагорья
    «западные» ираноязыч-пые племена освоили и легкую конную колесницу, игравшую в дальнейшем такую важную роль в их культуре. «Восточноиранские» по языку племена (согдийцы,
    хорезмийцы, саки, скифы и др.) продолжали также жить на всем пространстве степей от Дуная и Черного моря до Средней Азии и северной окраины Иранского нагорья в течение I тысячелетия до н.э.
    К началу нашей эры они почти не продвинулись на территорию
    Иранского нагорья (в широком смысле), оставаясь, за исключением бактрийцев, в Средней Азии, Казахстане и Восточной Европе.
    Для оценки культуры населения. Средней Азии и Ирана как возможного отражения его этнической истории весьма интересна смена здесь обряда погребения, по-видимому развивавшегося (по крайней мере у части жителей изучаемой зоны) от трупосожжения
    (занесенного индоарийцами также и в Индостан) к позднейшему иранскому обряду выставления трупов, на растерзание хищникам и птицам и захоронения только расчлененных костей. В основе

    376
    последнего обряда лежало представление о недопустимости осквернения трупом чистых стихий — огня, воды и плодородной земли, — вероятно, потому, что существовал культ плодородной земли, воды и огня. Обряд выставления трупов письменно и археологически засвидетельствован лишь в значительно более поздний период. В погребениях XIV—XIII вв. до н.э. между устьями рек Кафирниган и Сурхапдарья. в нынешнем Таджикистане обнаружен обряд трупосожжения. В эпоху культуры Намазга VI в могиле продолжали разводить костер, не труп не сжигали, а укладывали в скорченном положении на боку. В Южном Таджикистане конца II—
    начала -I тысячелетия до н.э. трупосожжение заменяется обрядом трупоположения. Трупоположение скорченных костяков с инвентарем все еще наблюдается и в Центральном Иране, и в большей части
    Средней Азии на рубеже II и 1 тысячелетий до н.э. и позже. Но в
    Южном Таджикистане первой трети I тысячелетия до н.э. погребали так: на дне земляной ямы устанавливался каменный ящик, в который укладывали (без сопровождающёго инвёнтаря) расчленённый труп,
    крытый тростником. Такое захоронение отражает попытку предохранить стихию плодородной земли от оскверняющего соприкосновения с трупом. Таким образом, иранский обычай охранять от трупной скверны чистые стихии, несомненно связанный и с культом огня, видимо, возник в южных оседлых районах Средней Азии или в
    Восточном Иране в первой трети I тысячелетия до н.э. К середине VI
    в. до н.э. он распространился до Мидии и Персии, но там был еще внове и применялся не всеми. С этим обрядом связано представление об авестийской цивилизации.
    Раздел 6 написан Дьяконовым И.М.
    «Авеста» и зороастризм.
    «Авестой» называется священная книга иранской религии зороастризма, написанная на языке, среднем между восточноиранскимй (хорезмийским, согдийским, бактрийским) и западноиранскими (мидийским, персидским, парфянским). Ни место,
    ни время её создания в точности не известные. Можно сказать об этом лишь следующее: во-первых, все части «Авесты» написаны до возникновения великой Персидской державы во второй половине VI в.
    до н.э., так как не содержат ни следов знакомства с государствами
    Мидией и Персиеи, ни разработанной персидской административной терминологии, которая, однако, оказала глубокое влияние на все языки, от Греции до Индии между VI и IV вв. до н.э.; во-вторых,
    период создания «Авесты» был довольно длительным; в-третьих,
    важнейшая часть «Авесты» - стихотворные проповеди законоучителя
    Заратуштры (Зороастра) — появилась в результате религиозно- философской реформы, что могло произойти лишь в условиях цивилизации, хотя, возможно, и довольно примитивной. Далее мы увидим, что эти соображения вынуждают пас датировать «Авесту»

    377
    между IX и началом VI в. до н.э. (хотя предложены и другие даты, с разбросом от позднего неолита до VI в. до н.э.).
    После 1000 г. до н.э. территория земледельческих культур в южной части Средней Азии и Восточном Иране значительно расширилась.
    Происходит постепенный переход от бронзы к железу с широким использованием вод не только предгорных ручьев, но и таких рек, как
    Теджен, Мургаб, Амударья. Эти культуры известны между Х и VII или
    VI вв. до н.э. в древней Гиркании (у юго-восточного угла Каспийского моря), в Парфии (на юге нынешней Туркмении), вероятно, в Арее
    (долине р. Теджен-Герируд), в Маргиане (оазис Мары), в Согдиане (в долине р. Зеравшан), в Бактрии (на левобережье р. Амударьи) и в
    Дрангиане (на юго-западе нынешнего Афганистана).
    Разрозненные неясные сведения греческих авторов,
    подтвержденные и данными «Авесты», заставляют предполагать существование в IХ-VIIвв. до н.э. в этих областях значительных политических объединений. Можно ли назвать их государствами?
    Против такого определения говорит то, что здесь пока не найдено никаких памятников письменности; однако же истории человечества известны государственные образования, не знавшие письма (наприме,
    в Африке); не забудем также, что эламская иероглифика была известна жителям Иранского нагорья с начала III тысячелетия до н.э.
    Вся история древнего Востока показывает, что древнейшие государства вырастают не из племенных союзов — сразу в виде целых империй, а на основе отдельных территориальных общин, которые естественно тяготеют к одному центру (горная долина, магистральный оросительный капал), т.е. большей частью в виде городов-государств или номов. Надо полагать, что на востоке Ирана и в Средней Азии, как и на западе Ирана, большим объединениям предшествовали мелкие
    «городские» центры и мелкие предгосударственные и
    государственные образования.
    Однако данные «Авесты» указывают на существование по крайней мере одного крупного объединения уже после периода мелких политических единиц, но ещё в доахеменидское время, т.е. до середины VI в. до н.э. (точнее, не в непосредственно доахеменидский период, а раньше, поскольку никакие античные источники не указывают на прямое завоевание этого более древнего объединения ни Мидией, ни Персией).
    Одна из самых древних частей «Авесты» — гимн богу Митре,
    покровителю договоров, — свидетельствует, что в эпоху ее составления, т.е. предположительно вIX-VII вв. до н.эю, существовало государство или, скорее, военный союз племен и общин под названием Арьйошайана, охватывавший долину рек Теджен-Герируд и
    Мургаб (на территории как нынешнего Афганистана, так и
    Туркмении), а также среднее течение Амударьи и окрестные области,
    быть может вплоть до пределов Хорезма (низовья Амударьи)(Следует

    378
    отметить, что названия стран, упоминаемые «Авестой», а позже древнеперсидскими надписями, по крайней мере частично, были первоначально названиями племен, порой занимавших меньшие территории, чем названные по ним впоследствии страны, — иногда,
    быть может, и несколько иные территории. Поэтому возможно, что пределы Арьйошайаны нами преувеличены; особенно сомнительно включение в нее Хорезма.). Это объединение называли также
    Арьянам-Вайджо; позже это наименование было перенесено на
    Хорезм, а еще позже стало полумифическим названием отдаленной северной прародины ариев. По преданию, создавать объединение начал некий Кавата с титулом кави («певец», или «прорицатель»),
    родом, видимо, из Дрангианы в Юго-Западном Афганистане.
    Племенное происхождение его (помимо того что он был ираноязычен)
    неясно. Позже Арьйошайана была завоевана вождем иранских же
    (хорезмийских?) кочевников-тура (туранцев, одного из скифско- сакских племен) Франграсьяпом(В позднейшей легенде — Афрасиаб.
    Широко распространенное вплоть до начала XX в. обозначение тюркоязычных племен как «туранцев» основано на старинной ошибке.); однако Франграсьян был убит у «глубокого озера с солеными водами» (Аральского моря?) потомком Каваты — Кави
    Хаусравой, который и объединил всю Арьйошайану.
    Общественный уклад Арьйошайаны известен из «Авесты», по довольно поверхностно. В нем были (в небольшом числе)
    патриархальные рабы; она, как и индоарийское общество, делилась на трп сословия — воинов, жрецов и земледельцев-скотоводов.
    Основной хозяйственной ячейкой был, как и в Передней Азии, «дом»
    (дмана.), т.е. большесемейная патриархальная община; во главе группы «домов» — рода (вис) — стоял тоже своего рода патриарх;
    следующая ступень — племя, видимо, к атому времени стало терять свое значение. Еще выше стояла «страна» (дахъю), по размерам несколько больше номовых общин Месопотамии, но аналогичная по структуре. Во главе «страны» стоял вождь-военачальник (састар),
    правивший совместно с советом старейшин пли па-родным собранием.
    В Арьйошайане при дворе более позднего (и, видимо, значительно менее могущественного) правителя, Кави Виштаспы, жил проповедник
    Заратуштра, создавший новую религиозно-философскую систему.
    Bpeмя его жизни неизвестно, хотя в позднейшие времена не раз делались попытки его вычислить. Сравнительно достоверное предание помещало его за десять поколений до Александра Македонского, т.е. в
    VII в. до н.э.
    Надежные сведения об учении Заратуштры дают только его стихотворные проповеди, так называемые «Гаты». Из них видно, что
    Заратуштра осуждал трату (особенно иранцами-кочевниками)
    жизненно необходимого земледельцам рогатого скота на жертвы дэвам, которых он почитал за ложных богов, почти нигде, однако, не называя их по имени, и проповедовал почитание высшего бога творца,
    Мазды Ахуры (позже он назывался Ахурамазда, Ормузд; ахура по-

    379
    ирански — это то же, что асура по-индоарийски, один из двух родов божеств)(Заратуштра по первый поклонялся Ахуре Маздо: божество под этим именем почиталось, по-видимому, в Иране гораздо раньше.
    Предполагают, что это прозвище («Премудрый ахура или асура»)
    прилагалось к тому богу, которого индоарийцы называли Варуной.). С
    Ахурой Маздой, окруженным благими духами, олицетворяющими добродетели и в то же время благие стихии мира: огонь, воду и плодородную землю, борется
    Ангхро
    Манью (Ахриман),
    возглавляющий духов, олицетворяющих зло. Долг каждого верующего земледельца — защищать скот (который имеет своего особого духа- покровителя), возделывать землю, не осквернять добрые стихии,
    придерживаться добродетелей. и тогда после смерти он войдет в рай
    Гаро-дмана, путь куда проходит по «мосту душ», узкому, как топкий волос или как лезвие ножа. В конце веков придет потомок
    Заратуштры, чудесный Спаситель, и Ангхро Манью будет побежден;
    впрочем, это последнее верование, как и наказ верующим убивать вредных животных и насекомых и выставлять трупы на съедение птицам во избежание осквернения стихий, было введено, надо полагать, уже после Заратуштры. Как и другие вероучители реформаторы древности, Заратуштра обращал главное внимание на религиозно-философскую и нравственную проповедь, вследствие чего в дальнейшем и оказалось возможным соединить более общепонятные элементы его учения со старинными традиционными культами индоиранских богов. По той же причине и позднейший зороастризм сохранял много черт самой первобытной обрядности.
    В конце своей долгой жизни Заратуштра погиб от рук бактрийских кочевников — хьяуна (хионитов?), воевавших против царства Кави
    Виштаспы; погибло и само царство.
    На его месте, судя по преданиям позднейших времен, образовалось царство Бактрия на среднем и верхнем течении Амударьи (столица
    Бактра, или Балх, была расположена па территории совр.
    Афганистана). Это царство просуществовало до середины VI в. до н.э.,
    когда было завоевано мидянами и персами. Название Арьйошайана,
    или Арьянам-Вайджо, стало либо полумифическим, либо (в форме
    «Ариана») общим обозначением ряда стран, где жили арии.
    Бактрийское царство помнили лучше, и в позднейшей легенде
    Виштаспу и его двор стали помещать в Балхе.
    Но ученики и последователи Заратуштры остались. Правда,
    воспоминания о точном содержании его учения были смутными, и к
    Заратуштре возводили довольно различные и взаимно противоречивые верования. «Гаты» Заратуштры и другие произведения зороастризма лет пятьсот сохранялись устно. Позже в священную книгу «Авесту» вошли и гимны богам — Митре, богу договоров, Анахите, богипе рек и плодородия, священному (хотя и запрещавшемуся самим Заратуштрой) напитку хаоме (соме индийцев)
    и т.д. Эти гимны («Яшты»), вероятно, были сочинены еще задолго до
    Заратуштры, но их нашли возможным включить в «Авесту» по той

    380
    причине, что вероучитель в своих стихотворных проповедях оставил ниспровергаемых злых дэвов безымянными. Далее, в «Авесту» вошли
    «Ясна» и «Виспрат» — молитвенно-ритуальные тексты: в составе
    «Ясны» сохранились и «Гаты» Заратуштры; и, наконец, «Видевдат» —
    книга обрядовых запретов и религиозных кар и штрафов за их нарушения, явно более поздняя, чем время Заратуштры, но все же вряд ли моложе VI в. до н.э. Были в «Авесте» и другие книги, но они не сохранились— из них известны лишь цитаты в поздних правовых и других сочинениях да названия в общем оглавлении «Авесты»,
    восходящем к IV—VI вв. н.э.
    Видимо, вскоре после гибели учителя часть его учеников переселилась в Западный Иран — в Мидию, где обратила в свою веру одно из мидийских племен — магов. Впоследствии «маг» стало синонимом понятия «зороастрийский жрец». Здесь, в Мидии VII в. до н.э., как мы увидим в следующей книге, учение Заратуштры в толковании магов стало первой в мире официальной государственной религией. Мидяне и персы поселились на запада и юге Иранского нагорья не позже IX в. до н.э., но и ранее того находились в тесном общении с более древними автохтонными цивилизациями. Так, персы заняли Аншан — прежде важную часть Элама.
    По всему западному и центральному Иранскому нагорью на рубеже
    II и I тысячелетий до н.э. существовала культура городов-крепостей.
    Именно с этими городскими культурами столкнулись здесь ассирийские завоеватели в IX—VII вв. до н.э.
    Раздел 7 написан Дьяконовым И.М.
    Литература:
    Ильин Г.Ф., Дьяконов И.М. Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине I тысячелетия
    до н.э./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 - с.382-400
    Лекция 20: Первые государства в
    Китае.
    В лекции использованы материалы Малявина В.В. и другие,
    имевшиеся в распоряжении редакционной коллегии.
    Общие замечания.
    Все еще к раннему периоду древности, хотя и к его самому последнему отрезку, относится создание цивилизации на крайнем востоке Старого Света — китайской.
    Считается, что значительная часть древних племен не только нынешнего собственно Китая, но также Тибета, Бирмы, Таиланда и
    Северного Вьетнама говорила на языках сино-тибетской (китайско-

    381
    тибетской)(В сино-тибетскую языковую семью в настоящее время входят помимо китайского (ханьского) со многими, частично взаимно непонятными диалектами также вьетнамский и языки тибето- бирманской ветви, включающие кроме тибетского и бирмапского также каренский в Бирме и Таиланде и ряд мелких языков в Ассаме
    (Индия), Бирме и Юго-Западном Китае; к той же семье могут быть отнесены тайские языки: тайский, или сиамский, в Таиланде, шанский в Бирме и ряд других. По гипотезе С.А. Старостина и С.Л. Николаева,
    сино-тибетские языки (и кетский на Енисее) входят в другой языковон порядок, нежели языки лостратические (куда входят индоевропейские, финно-угорские, алтайские, картвельские,
    афразийские и т.п.). Однако деление языков на порядки не соответствует (как можно было подумать) делению человечества на первичные большие расы. Так, монголы, принадлежащие к монгольской расе, и хауса в Нигерии, принадлежащие к негроидной расе, относятся по языку к ностратическому порядку, а северокавказцы, которых в расовом отношении считают европеоидами, к постратическому языковому порядку не относятся.
    Прародину первых носителей языков сино-тибетской языковой семьи следует искать на востоке Азиатского континента (Юго-
    Восточная Азия была долго заселена племенами, близкими к веддам
    Индии, негритосам Филиппин, меланезийцам Тихого океана). —
    Примеч.ред.) семьи. Лишь некоторые из этих говоров, особенно распространенные в бассейнах Хуанхэ, Яндзы и южнее, легли в дальнейшем в основу позднейшего китайского языка. Полагают, что,
    возможно, уже в V тысячелетии до н.э. в бассейне Хуанхэ существовал как самостоятельная единица отдаленный предок китайского языка.
    Однако общего самоназвания — ханьзкэнъ, как теперь называют себя китайцы, не существовало вплоть до позднего периода древности. К
    этому же времени восходит и нынешнее наименование китайской письменности — ханъцзы (ханьское письмо).
    Надо сказать, что ни один из народов КНР никогда не называл свою страну Китаем, а себя—китайцами. Принятые у нас, эти названия произошли от передачи тюрками этнонима кидань (пытай, Китай) —
    народа, образовавшего в средние века огромную империю на территории Маньчжурии, Монголии и части Северо-Западного Китая.
    Самоназвание же народа, создавшего на территории Китая совместно с другими народами Восточной Азии одну из великих мировых цивилизаций, которая сохранила преемственность на протяжении тысячелетий и продолжает развиваться поныне,— «ханьжэнь», или
    «ханьцы» — происходит от наименования дальневосточной империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.), хотя засвидетельствовано в памятниках лишь значительно позже.
    Предшественница Хань — империя Цинь (221—206 гг. до н.э.) также не была забыта в мировой истории: к ее имени восходят европейские названия Китая со времен античности — латинское Sinae, французское
    Chine, английское China.

    382
    Государственные образования, возникавшие в пределах Китая,
    вплоть до династии Цинь, осуществившей объединение страны, не были результатом исторического развития одних ханьцев. На территории Китая начиная с эпохи каменного века обитало множество разных этнических общностей (предположительно наряду с разными племенами — носителями сино-тибетских языков, носителями языков тунгусо-маньчжурской семьи, австронезийской семьи и т.п.). Они создавали свои самобытные культуры; к тому же экологические факторы обусловливали образование на этих территориях целого комплекса устойчивых этнокультурных ареалов, по своим масштабам соответствовавших целым странам. Лишь синтез этих культур сформировал на протяжении веков тот удивительный культурно- исторический феномен, который мы называем китайской цивилизацией. До того как возник термин «ханьцы», протокитайцы наделяли себя разными самоназваниями, среди которых нам известен как один из самых ранних и, пожалуй, доминирующий собирательный этнический термин — этноним хуа. Судя по древнейшим надписям конца II тысячелетия до н.э., другими ранними самоназваниями населения бассейна Хуанхэ, колыбели древнекитайской цивилизации,
    были шан и чжоу. Хуа, шан(Не смешивать с современными шанцами,
    живущими в Бирме.) и чжоу с известными оговорками можно считать наиболее древними из известных нам этнонимов носителей бронзовой культуры в Северном Китае.
    Надо заметить, что территория обитания хуа и других далеких предков современных китайцев сначала охватывала лишь небольшую часть нынешней Китайской
    Народной
    Республики. Поэтому,
    рассматривая древнюю историю Китая, целесообразнее говорить не о
    «древнем Китае» вообще, а об «Иньском Китае», территориально ограниченном сроднен частью бассейна Хуанхэ, или «Чжоуском
    Китае», занимавшем значительную часть бассейна Хуанхэ и северную часть бассейна Янцзы. Лишь «Цинь-Ханьский Китай» был своего рода древней «вселенской» империей, охватившей весь собственно Китай.
    Но не одни лишь протоханьцы (хуа) и ханьцы занимали в те времена его территорию: взаимодействие разных этносов и различных общественных укладов продолжалось во все периоды истории
    «древнего Китая».
    Принципиальное (в социально-экономическом и политическом плане) единство империй Цинь и Хань несемненно; ведущая роль ханьской народности в этой огромной древневосточной деспотии окончательно определяется с конца III в. до н.э.
    Древнее общество на территории Китая представляет собой самостоятельный замкнутый социальный и политический комплекс с особыми, присущими древним обществам закономерностями и узловыми вехами развития. Вместе с тем древнекитайское общество является одним из важнейших звеньев в мировой цепи цивилизаций древности. Однако есть понятия, привычные для позднейших времен и современности, которые для этого общества либо вовсе не приемлемы,

    383
    либо обладают применительно к нему иным смыслом. Так, в древнем мире Китая люди, как правило, не знали «национальной», языковой или расовой розни. Основная антагонистическая общественная грань пролегала между свободными и несвободными. Понятие «рабство»
    было и синонимом «варварства», «бескультурья», в противоположность «культурности» истинно благородных «господ»
    (цзюнь-цзы). И наоборот, люди некитайской культуры именно поэтому третировались (а не по национальному или расовому признаку) как низшие, «варвары». Показательно, что термин «ханьжэнь» как символ осознания этнического единства китайской народности появляется лишь в конце древности. Прежде всего осознавалось приобщение к миру сначала Чжоуского объединения, а потом Цинь-Ханьской империи, соседних с нею стран, племен и народов. Это выражалось в добровольном или вынужденном принятии ими, сначала хотя бы номинально, официальной идеологии и культуры этой империи (в конце древности
    — ортодоксального восточноханьского конфуцианства), что, естественно, предполагало социально- культурную ассимиляцию прежде всего аристократии с включением в состав правящего класса империи. Общественные низы недавних
    «варваров» органически смыкались при этом с «ханьжэнь»,
    угнетенными массами коренного населения империи, о чем свидетельствует, например, мощный взрыв восстания «Желтых повязок», охватившего все области Позднеханьской империи, как в центре, так и на периферии.
    Как шанцы и чжоусцы в бассейне р. Хуанхэ, так и многие другие этносы, обитавшие с эпохи каменного века на огромной территории —
    от Тибета до Восточно-Китайского моря и от пустыни Гоби и степей
    Монголии до берегов Тихого океана, по своему физическому типу и этническому облику почти не отличались от современных китайцев и других народов КНР. Все основные антропологические типы,
    существующие сейчас на территории Китая и сопредельных стран,
    сложились уже в неолите. Антропологическая и культурная преемственность в эпоху древности наблюдается в пределах всей
    Юго-Восточной Азии. Несомненна этнокультурная общность древнего населения Южного Китая (в том числе всего бассейна р. Янцзы почти вплоть до р. Хуанхэ) и Юго-Восточной Азии, как несомненно и то, что древние племена Северо-Восточного Китая, Маньчжурии и Кореи составляли на заре человеческой истории общую историко- этнографическую область — особый культурный мир Ся. Культура населения бассейна Хуанхэ входила в эту область, хотя ее носители проявили себя на арене истории, возможно, несколько позже.
    Говоря о древнем Китае, мы будем иметь в виду всю территорию, на которой в эпоху древности происходили отмеченные выше процессы,— восточнее нагорий Тибета, к югу от Маньчжурии и Кореи,
    к северу от земель горных районов, отделявших Китай от Индокитая.
    В древности этот Китай этнически разделялся на две части —
    северную, тяготевшую к бассейну Хуанхэ, и южную - от долины Янцзы до берегов Южно-Китайского моря. По мнению сторонников

    384
    полицентрической гипотезы антропогенеза, территория Китая входила в область возникновения Homo sapiens sapiens, участвуя в процессе формирования восточной ветви человечества. Китай — одна из прародин земледелия и скотоводства. Здесь определяются два самостоятельных очага зарождения растениеводства — зерновых культур проса и чумизы в Северном Китае и рисоводческого и огородно-садоводческого земледелия в Южном Китае, связанного с древнейшим мировым очагом земледелия в Юго-Восточной Азии,
    восходящим, возможно, к IX—VII тысячелетиям до н.э. (ср. находки в
    Пещере Духов в Таиланде)(Несмотря на древность здесь земледелия и горнорудного дела, классовое общество и государство возникло в
    Юго-Восточнон Азии значительно позже. — Примеч.ред.).
    И в Северном, и в Южном Китае существовали различные местные культуры, обладавшие собственной историей. Тому способствовал характер ландшафта, обусловливающий известную изоляцию целых историко-географических областей, хотя и относительную, ибо контакты и взаимные влияния не только в пределах Северного и
    Южного Китая, но и между этими основными контрастными зонами со времен глубокой древности были весьма ощутимыми. Это было тем более возможно, что экологические условия севера и юга страны до середины I тысячелетия до н.э.были несравненно менее различными,
    чем сейчас. По данным археологических расколок, в это далекое время в бассейне Хуанхэ обитали животные жаркого пояса: слоны,
    носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды, тапиры, бамбуковая крыса, относящиеся к тропической и субтропической фауне.
    Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким и влажным климатом. Средняя годовая температура была на 2° (по Цельсию)
    выше, чем сейчас. Таким образом, бассейн Хуанхэ н те далекие времена был более сходен с южными районами. Это облегчало возникновение более отдаленных и оживленных контактов между севером и югом, чем в ранние эпохи каменного века. Следует иметь в виду наличие месторождений олова в Южном Китае и Юго-Восточпой
    Азии и обнаруженный в Таиланде древнейший очаг выплавки меди и бронзы, существовавший не менее чем за 3000 лот до н.э. В условиях влажных тропиков открытие бронзы не при-пело к столь значительному общественному прогрессу, как в Передней Азии. Но,
    возможно, этот факт помогает объяснить «внезапность» появления развитого бронзолитейнго производства у обитателей Великой
    Китайской равнины, заложивших основу древнекитайской цивилизации. II тысячелетие до н.э. вошло в историю Китая как эпоха распространения локальных протогородских поселений («городских культур») в долинах среднего и нижнего течения р. Хуанхэ.
    Великие аллювиальные долины Северного Китая с их речны-ми наносными почвами (охватывающие современные провинции Хэнань,
    Хэбэй, запад Шаньдуна и север Аньхоя до долины р. Хуан), а также лессовые плато, возникшие, вероятно, в результате долговременного оседания частиц тонкого песка с разъедаемых ветровой эрозией

    385
    нагорий Центральной Азии и занимающие районы Шэньси (т.е. долины р. Вэй, р. Цзин, верхнего течения р. Хань) и Шаньси (т.е. долину р.
    Фэнь), были исключительно благоприятны для земледелия. Муссонные ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация не была непременным условием земледелия, каким она стала в этом ареале тысячелетием позже. Однако равнина вдали от рек была обводнена недостаточно. В низинах же, орошаемых Хуанхэ,
    русло реки подвергалось резким изменениям, затопляя огромные пространства. Показательно, что в древнейших архаических надписях конца II тысячелетия до н.э. из Аньяна знак «потоки воды»
    (наводнение) означал и общее понятие «беды», «бедствия».
    Тайфуниые ветры, дующие с океана, тоже вызывали частые наводнения. К тому же дремучие леса при переложном характере земледелия неолитических племен требовали постоянных корчевок.
    Осадки выпадали здесь нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Ненадежность погоды была постоянным фактором. Все это объясняет, почему развитие земледелия, восходящее в Северном
    Китае к концу V — началу IV тысячелетия до н.э., если не раньше,—
    притом что неглубокие т легкие почвы могли быть использованы под земледелие с помощью примитивной палки-копалки, — лишь во второй половине II и в I тысячелетии до н.э. привело к созданию прибавочного продукта и возникновению классового общества и государства.
    Южный Китай — от долин великой реки Янцзы до берегов Южно-
    Китайского моря — покрыт субтропическими и тропическими вечнозелеными лесами. Он относится к экваториальному поясу, где природные условия со времен глубокой древности по очень отличались от современных.
    Археологические находки свидетельствуют о непрерывной деятельности человека на территории Южного Китая па воем протяжении камеяного века. С VI—IV тысячелетий до н.э. здесь проявляются самобытные неолитические культуры. Благодаря хозяйственно-культурной деятельности племен Юго-Восточной Азии эта историко-этнографическая область стала родиной многих культурных растений и домашних животных.
    Однако, несмотря на наличие здесь древнейших очагов примитивного земледелия и обработки металлов, пересеченность рельефа, нездоровый климат, непроходимые тропические заросли и фауна джунглей крайне затрудняли межэтнические контакты,
    препятствовали дальнейшему освоению человеком этих территорий,
    тормозили общественное развитие. Поэтому эпоха цивилизации в целом наступила здесь позже, чем па севере Китая. Уточнить время возникновения цивилизации в Юго-Восточпой Азии не позволяет пока ее недостаточная археологическая изученность. Есть данные о наличии здесь раннебронзовой культуры уже в IV—III тысячелетиях до н.э.

    386
    В IV—III тысячелетиях до н.э. в Северном Китае складывается ряд неолитических комплексов, наиболее изученным из которых является яншаоский — с основным ареалом распространения в районе бассейна р. Вэй и среднего течения Хуанхэ, простирающийся на юг в бассейн р.
    Ханьшуй до долины Янцзы. Характеризуемая расписной керамикой,
    полуоседлым неполивпым подсечным земледелием (основная культура
    — просо) и одомашниванием целого ряда животных (свиньи, козы,
    овцы, собаки, кур и крупного рогатого скота), культура Яншао типологически относится к развитому неолиту(Самый ранний период культуры Яншао — «Бальпо I» — датируется около 4000 г. до н.э.
    Культуру Яншао ряд ученых связывает с протокитайскими племенами.).
    Завершает каменный век в бассейне Хуанхэ поздненеолитический и энеолитический луншаньский комплекс, знаменитый своей серой и особенно тонкостенной чернолощеной керамикой(Дата раннего
    Луншаня — конец III и, может быть, самое начало II тысячелетия до н.э.). Поэтому луншаньская культура называется также «культурой черной керамики». Этногенетически связанный с классическим Яншао среднего течения Хуанхэ, луншаньский комплекс простирается на восток и северо-восток до полуостровов Ляодун и Шапьдун и на юг и юго-восток в бассейн р. Хуай. Этот комплекс более компактен, чем
    Яншао; он отличается крупными укрепленными поселениями, более оседлым палочно-мотыжным земледелием и безусловно большей, чем в Яншао, ролью скотоводства, с признаками отделения ремесла от земледелия и зачатками обработки металла. Для культуры Луншань характерны поселения, окруженные стенами из утрамбованной земли
    (до 6 м высотой и 10— 14 м толщиной). В Шаньдуне сохранилась
    «городская» стена протяжением 450 м с севера на юг и 390 м с востока на запад. Использование жителями луншаньских поселений разработанвой техники гадания на лопаточных костях баранов, коров,
    свиней свидетельствует о складывании организованного культа и выделении в луншаньской родовой общине жречества как особой социальной категории. Именно здесь намечается тот коренной перелом, который завершится созданием в бассейне Хуанхэ комплексов укрепленных протогородских центров — очагов бронзовой индустрии — с присущим им быстрым увеличением прибавочного продукта за счет выделения оседлого мотыжно-плужного земледелия
    (возможно, с применением способа «спаренной вспашки» — сугэн,
    использующей тягловую силу двух человек) и отгонного скотоводства,
    в том числе коневодства, не говоря уже о развитии металлического,
    деревообделочного и других ремесел.
    Сооружение стен вокруг поселений свидетельствовало о том, что в жизни общин Великой Китайской равнины резко возросла роль такого вида экономической деятельности, как война, и соответственно в особую категорию выделилась военная знать во главе с вождем- военачальником.

    387
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


    написать администратору сайта