лл. История государства и права
Скачать 3.81 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ 2 Тема: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА _________________________________ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Цель лекции: Ознакомить студентов с особенностями и причинами зарождения древнейших государств и правовых отношений в условиях Восточной цивилизации. Познакомиться с социальной структурой общества, государственным устройством Древнего Египта, Вавилона, Древней Индии. Получить представление о древнейших законодательных актах данных государств. План лекции Особенности развития государств и права в странах Древнего Востока Основные этапы развития Древнего Египта. Государства Междуречья. Государства Древней Индии. Древний Китай. Право Древнего Востока. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Тезисы лекции: Как правило, природно-климатические условия являются причиной, определяющей время, регион, социально-экономические, культурные особенностей развития цивилиза-ций. Под “цивилизациями” мы подразумеваем страны регионов Востока и Запада. При этом, надо учитывать, что западная цивилизация во многом (культура, в т.ч. религии, социальные и политические институты, право и т.д.) впитала в себя, выросла на основе более ранней - восточной. Более того, мир, в историко-культурном отношении, нельзя разделить четкой границей. Есть ряд народов и государств, в силу географического положения и влияния соседей, для которых трудно определить по-лярность. Например, в средневековье Византийская империя, в Новое время – Российская империя и пр. Как условно деление на цивилизации и культуры, также условно и временное деление на архаичный, древний мир, средневековье и пр. Принятые временные рамки, подразумевающие определенные социально-политические формации (например: рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический и т.д.) - также условны. Например, средневековый феодализм Китая в основе которого лежит чиновничество и сохранение единого государственного землевладения, существенно отличается от западноевропейского средневекового феодализма с частной собственностью на средства производства. Тем не менее, учитывая вековую практику, мы будем изучать данный курс, исходя из принятой среди историков периодизации. Самые ранние протогосударственные образования сложились в 4-3 т.л. до н.э. на территории Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Междуречья и в Древнем Китае. Поэтому, в качестве классического примера, ознакомимся с тремя первыми древнейшими государствами. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ Восточная деспотия - это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествленного монарха (представлялся как бог или потомок богов), единоличного законодателя и высшего судьи, осуществляющего всеохватывающий надзор за бесправными подданными через разветвленный, подчиненный деспоту административный аппарат с четкой системой рангов и субординацией. На все трудовое население деспотического государства, кроме налогов, возлагаются государственные повинности, т.н. общественные работы. Однако, существуют и иные формы правления, когда царская власть ограни-чена советом знати или народным собранием, ранние формы демократии (города Финикии и Месопотамии) и пр. Для развития права в государствах Древнего Востока характерно:
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Древний Египет – располагался в северо-восточной части Африки, по ниж-нему течению Нила. Естественные границы очерчены пустыней и морем, что обеспечивало длительное время безопасность от набегов и формирование однородного населения. Сельскохозяйственное производство (основанное на обработке лёсовых почв) связано с разливами Нила. Для орошения земли в Египте строятся оросительные ирригационные сооружения (основа поливного земледелия), что стало причиной широкого использования рабского труда. Организация поливного земледелия способствовала раннему социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе со жрецами (с 4 т.л. до н.э). Во второй половине 4 т.л. вдоль Нила складываются первые государст-венные образования - номы (области). Первоначально – это родо-племенные территории, объединенные вокруг храмов. Жрецы, пользующиеся авторитетом среди населения и обладающие соответствующими знаниями, обеспечивали организацию совместного ведения ирригационных работ. Вначале формируется царство в Верхнем (Южном) Египте с признаками деспотического режима, которое в конце 4 т.л. до н.э. завоевывает весь Египет. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ В истории Древнего Египта принято выделять периоды: Раннее царство (3110-2800 гг. до н.э.) существовало во время правления трех первых династий фараонов. Верхний и Нижний Египет были впервые объединены в 30 в. до н.э. Фараоном Мина (или Менесом), основателем первой династии. Столицей государства стал город Мемфис (“Белые стены”). Древнее или Старое царство (2800 [или 2061] -2250 гг. до н.э.). Для данного периода наиболее известны фараоны III и IV динас-тий. Основателем Древнего царства считается фараон Джосер, с именем которого связывают начало эпохи строительства пирамид. После 2250 г. до н.э. наступает период упадка и борьбы за власть. Среднее царство (2250-1700 гг. до н.э.). Время царствования XI и XII династий. После междоусобной борьбы государство было объединено фараоном Ментухотепом I, столица – Фивы. После 1700 г. до н.э. наступил очередной период упадка и борьбы за власть. В результате, Египет был захвачен кочевниками – гиксо-сами (семитские племена). Новое царство (около 1575-1087 гг. до н.э.). Время царствования XVIII - XX династий. Основатель нового объединенного государства - фараон Яхмос I. В период Нового царства возникла древнейшая империя в результате завоеваний Нубии, Ливии, Палестины, Сирии и других соседних регионов. После правления ХХ династии наступил новый этап экономического упадка и политической раздробленности. Еги-пет подвергся вторжению ливийцев, нубийцев и ассирийцев. Позднее царство. Последнее объединение Египта связано с именем фараона Псамметиха I на рубеже 7-6 вв. В 6 в. до н.э. го-сударство было захвачено Персией, в 332 г. до н.э. – Александром Македонским, а в 30 г. н.э. – Римом. С этого момента Египет теряет независимость. ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Первоначально основной общественной и хозяйственной ячейкой была сельская община, из которой, в результате развития хозяйства и присвоения части прибавочного продукта, постепенно выделяется общинная верхушка и жречество, сосредоточившие в своих руках функции по организации создания, содержания и расширению ирригационных сооружений. К концу 4 т.л. до н.э. - в процессе социального расслоения формируется:
Возникновение государства, централизация управления под властью фараонов приводит к: По-прежнему в обществе ведущее значение имеет аристократия и жречество (их экономическая мощь растет за счет раздачи земель и рабов фараонами. Издаются указы о пожалованиях, привилегиях и правах храмов). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА В хозяйствах фараона, храмов, жрецов и светской аристократии трудились:
Тем не менее, вопреки сложившемуся традиционно мнению о рабовладель-ческом Египте, рабство в Древнем Востоке получает слабое распространение ввиду преобладания натурального хозяйства, когда продукция производится для собственного потребления. Ее производство, при примитивных орудиях труда, малоэффективно. В результате, отсутствует высокая степень эксплуатации и возможность содержания основной массой населения дополнительной рабочей силы (рабов). В рабство попадают не только пленные, но и соплеменники. В целом, все население расценивается как рабы по отношению к главе государства (фараону-богу). Все рабы Божьи, т.е. Все рабы бога-фараона. Объединение Египта, завоевательные походы, интенсивная торговля в период Среднего царства приводят к росту городов и царско-храмового хозяйства, укреплению хозяйств вельмож и жрецов. Соответственно, это привело и к изменениям в социальной структуре общества. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
"Дом" стал обозначать не родственно-клановую группу с подвластными родственниками, слугами-рабами и пр. Теперь главой "дома" мог быть и неджес. Завершившийся раздел общества на социальные группы привел к усилению эксплуатации, резкому обеднению основной неимущей части населения и обогащению верхушки. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Обострение социальных противоречий, сопровождавшееся вторжением в Египет гиксосов, привело к восстанию бедноты и рабов. К нему присоединилась часть городского населения и недовольной аристократии. Фараон и высшая знать были изгнаны, разграблены храмовые запасы и уничтожены долговые книги. Междоусобная борьба длилась 80 лет и завершилась после разгрома завоевателей в 1560 г. до н.э. К власти пришел основатель Нового царства фараон из фиванской династии Яхмос. В результате завоевательных войн Египет становится первой, известной в мире, империей. Соответственно произошли и социальные изменения: ослабляется влияние и роль номовой родовой аристократии; положение правящих кругов зависит от фараона, назначающего на государственные посты только лояльных правителей; опорой власти фараона становятся нетитулованные чиновники, воины, часть земледельцев (прежде всего неджес) и даже приближенные рабы; возникает новая социальная прослойка - "немху" (близкая к неджес: земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ЕГИПТА (НОВОЕ ЦАРСТВО) РАБЫ – лица, лишенные политических и большинства социально-экономических прав, находящиеся в коллектив-ной (госудапрственные, общинные, храмовые и пр.) или частной (например – рабы фараона) собственности, явля-лись предметом купли-продажи, дарения и пр. «ПРОСТЫЕ ЛЮДИ» – лица, не имевшие средств производства, профессиональных навыков и умений, выполняю- щие черновую работу (носильщики, грузчики и пр.). ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ-ОБЩИННИКИ – члены сельской общины; лица, прикрепленные к земле храмов, двора фараона или джати, номовых начальников, дворцовой знати. Работа на земельных участках являлась основным источником существования ). МАСТЕРА, РЕМЕСЛЕННИКИ – мелкие производители, занимавшиеся индивидуальным ручным производством инструментов, предметов быта, украшений и пр. ТОРГОВЦЫ – занимались реализацией товаров. ВОИНЫ – лица, находящиеся на постоянной военной службе или набранные в ополчение на период военных действий. Имели определенные привилегии. Выполняли военные и полицейские функции. ЧИНОВНИКИ – должностные лица различного ранга центральных гражданских, военных, религиозных, судебных ведомств либо местного управления. ЖРЕЦЫ – относительно замкнутая каста лиц отправляющих религиозные культы, а также часто занимавшие высшие должности чиновников. АРИСТОКРАТИЯ (РОДОВАЯ ЗНАТЬ, РОДСТВЕННИКИ ФАРАОНА,) – главы номов, занимали высшие должности в государстве включая касту жрецов, армию и пр. ФАРАОН – глава государства и общества, «вместилище Бога», обладал высшей властью духовной, законодатель-ной, административной, военной и судебной. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Централизация власти привела к общегосударственному перераспределению рабочей силы на основании регулярной переписи населения. При переписи учитывались категории по возрасту (отроки, юноши, мужи, старики) и по специальности (жрецы, войско, чиновники, мастера и "простые люди"). Ежегодно численный состав этих категорий формировался в зависимости от нужд государства. Использование на квалифицированной работе "простого человека" (каменщика, ювелира и пр.), сохраняло за ним право на владение землей и неотчуждаемую собственность. Он обладал данными правами до возвращения обратно в разряд "простых". Все, что таким работником, находящимся на службе фараону, было создано в рабочее время - принадлежало фараону. То, что создано в свободное время - являлось его собственностью. Положение "простых людей" мало отличалось от рабов, за исключением отсутствия права их продажи. Основная масса надельных земледельцев обеспечивала содержание всей государственно - чиновничьей структуры, храмовых комплексов, фараона и его двора. Для Древнего Египта изначально характерна сильная централизованная власть. Фараон опирался на систематически одариваемых: правителей-номархов, храмовых жрецов, вельмож и царских чиновников. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ Начиная с III династии фараоны обожествляются и объявляются равными богам. Разрабатывается ритуал поклонения богу-фараону, строятся грандиозные сооружения, подчеркивающие их величие. Централизованная власть достигла апогея в период Нового царства, когда стала опираться на вооруженные силы и бюрократический аппарат. Фараон - главный законодатель, судья. Он же назначал всех высших чиновников. От фараона-бога (как считалось) зависел урожай, справедливость и безопасность. Любое преступление против фараона - являлось преступлением против религии и богов. Фараону принадлежало верховное право на землю в стране. Он мог жаловать землю и титулы. Его власть, начиная с Древнего царства, являлась наследственной. Однако, наследование трона всегда находилось под вопросом и зависело от того - исполняет ли наследник обычаи и лоялен ли правящим кругам. Религия оправдывала частые перевороты и при наличии огромного числа жен, жрецы (опираясь на религиозные представления) ограничивали число претендентов на трон. Чтобы стать фараоном-богом, не достаточно быть зачатым от отца, фараона-бога. С семенем должны войти сам бог и божественное царственное начало. Такое могло быть суждено только одному из детей фараона-бога. Однако царственное начало не всегда передавалось прямо по наследству, т.к. могло войти в любую женщину, даже если она никогда не видела фараона. Главное, чтобы она была способна произвести на свет бога-фараона. Поэтому иногда престол наследовали номархи или жрецы храма, власть их и божественное происхождение подтверждалось жречеством и была законной. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ В религиозных представлениях египтян фараон обладал не только божествен-ными качествами и всесилием, но как человек - был ответственен за свои поступки. Двойственное отношение к фараону богу-человеку, отражалась и на системе управленческого аппарата. Либо деятельность всех высших чиновников сливалась с их жреческим положением, либо, когда, начиная с Нового царства, чиновничий и жреческий аппарат разделяются, жречество составляет замкнутую касту и, как правило, противостоит царским чиновникам. Царский двор Главным после фараона лицом в Древнем Египте являлся джати. Это первый помощник фараона (первоначально, обычно, жрец города, где была резиденция фараона). Он назначался из царевичей и иных близких родственников. Во время ослаблении власти фараона (V и VI династии) - известны случаи назначения джати из числа высокопоставленных чиновников. Полномочия джати:
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ
Таким образом, выделяется три основных ведомства: военное, налоговое и ведомство общественных работ. Среди чиновников Древнего Египта известны так называемые «послушные призыву». Это группы чиновников, возникшие при VIII династии. В зависимости от назначения такой группы в нее могли входить представители одного высшего сословия, нескольких сословий, или даже рабы. У каждого из членов группы "послушных призыву" более высокого ранга, могли быть собственные группы "послушных призыву". "Большие послушные призыву царя" – это, как правило, придворные, вельможи, государственные деятели, телохранители и т.п. Они управляли высшими ведомствами в которых служили их "послушные призыву" и получали за каждую из должностей (иногда совмещались) крупные должностные земельные наделы. Известны: Существовали многочисленные иные, менее важные ведомства. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРМИЯ В период Древнего царства, во главе местных сельских общин стояли старосты и общественные советы джаджаты. Им принадлежала судебная, хозяйственная и адми-нистративная власть на местах. В конце Древнего и во время Среднего царства: из родоплеменной знати выделились главы отдельных областей – номов (первоначально они были самостоятельны). В период Среднего Царства они имели влияние при дворе, возглавляли местное ополчение, являлись жрецами местных богов и руководили храмовыми хозяйствами. В Новом Царстве - главы номов (номархи) и администрация (секретарь писец и административная палата) уже назначаются из центра. Верхний (Южный) и Нижний (Северный) Египет управлялись царскими наместниками. * * * В период Древнего Царства регулярной армии не существовало. В случае военной опасности собиралось ополчение. Первоначально во главе отрядов стояли номархи, а во главе объединенных отрядов – фараон или назначенный им сановник. В период Среднего и Нового Царства сложилась следующая структура вооруженных сил: ФАРАОН ДЖАТИ СПУТНИКИ ЦАРЯ (ОФИЦЕРЫ-ЧИНОВНИКИ) ПОСТОЯННАЯ АРМИЯ ОПОЛЧЕНИЕ НАЕМНИКИ ЛИЧНАЯ ОХРАНА ГВАРДИЯ Командный состав наделяется рядом функций гражданских чиновников и управлял захваченными территориями. Воины поощрялись за службу землей. Армия выполняла полицейские функции, но с эпохи Нового Царства – создаются полицейские отряды охраняющие столицу, каналы, зернохранилища, храмы. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В Древнем Царстве - судебные функции выполняют общинные органы само-управления. В номах - судебные функции выполняли номархи имеющие титул "жрецов богини истины". В централизованном государстве сложилась следую-щая судебная система: ФАРАОН ДЖАТИ ЖРЕЦ-ОРАКУЛ (решения неоспоримы) |