лл. История государства и права
Скачать 3.81 Mb.
|
ПРАВО ГОСУДАРСТВ МЕЖДУРЕЧЬЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ В ЗХ почти не упоминается о государственных преступлениях. Вероятно, это не подлежало юридическому урегулированию, и смертная казнь предателя подразуме-валась обычаем. В вавилонском литературном памятнике "Диалог между господином и рабом" говорится: "Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание, или убивают или ослепляют, или схватывают и кидают в темницу». Кроме личной ответственности за совершенное преступление, сохраняется коллективная. Община, на территории которой осуществлен грабеж, если не найден преступник, обязана возместить убыток. Если при этом "загублена жизнь" - на общину накладывается дополнительный штраф. Суд в Вавилоне осуществлялся публично, на паперти храма. Дело возбужда-лось по частной инициативе потерпевшего и его речью начиналось судебное заседание. В качестве доказательств выступают свидетельские показания, клятва перед статуями богов, "суд божий". Института защитников, вероятно не существовало. Судья не мог менять принятого решения. ПРАВО ГОСУДАРСТВ МЕЖДУРЕЧЬЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ Обязательства из договоров Обязательства из причиненного вреда Договор займа Договор купли-продажи Договор мены Договор поклаж Договор найма Договор товарищества Сделки в кредит Сделки за наличный расчет Наем недвижимости Наем движимых вещей, включая рабов Личный наем Здоровью Имуществу ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ХРАМОВЫЕ ОБЩИННЫЕ Сдавались в аренду Передавались в пользование за службу Являлись предметом дарения, награды Коллективные владения (луга, пастбища, лес) Семейные владения (пахотные земли) ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ЗАКОНАХ ХАММУРАПИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Против государства Против собственности Против личности Против нравственности Против правосудия Религиозные НАКАЗАНИЯ Смертная казнь Телесные наказания Изгнание Членовредительские наказания Штрафы Позорящие наказания (острижение и пр.) Законы Ману Источники древнего индийского права:
Наиболее известные: ранние дхармашастры Гаутама, Будхаяма, Апастамба, Васиштха, поздние - Манусмрити, или известные как «Законы Ману» (II в. до н.э.- II в. н.э.), книга Арт и др. Однако, в светском источнике Артхашастре больше внимания уде-ляется эдиктам царей, но указывается, что они не должны нарушать принципов и пра-вил, сложившихся в дхармашастрах. Ману - имя легендарного прародителя человека. Правила-законы были напи-саны жрецами в форме двустиший на древнем индийском языке санскрит. Насчитывается 2685 статей. По содержанию - это трактаты о политике, морали, религиозные предписания. Правовые санкции дополняются религиозными предупреждениями по поводу последствий как для самого нарушителя так и его родственников в потустороннем мире, влиянии на карму (судьбу и причину нового рождения) и сансару (будущее перерождение). Судя по анализу содержания статей, они написаны в условиях преобладающих патриархальных отношений. ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Имущественные отношения: В основе положений об имуществе лежит его восприятие как собственности всей большой патриархальной семьи (отца, жены, сыновей с женами и детьми, жен их детей и пр.). Имущество было их общим достоянием, но управлялось главой семьи. Только земля не принадлежала семье, так как выделялась общиной в пользование и, по единодушному решению общины, могла изыматься. Обладание спорной вещью надо было обосновать, указав на источник приоб-ретения: куплю, наследство, распределение по жребию (если речь идет о земле) и пр. Ссылка на длительное владение основанием признания вещи собственностью не являлась. Однако, если истинный собственник знал у кого находится его вещь, но не предъявил претензий в течение 10 лет, он лишался права получить свое имущество обратно. Считались недействительными сделки заключенные безумным, малолетним, одряхлевшим, пьяным, а также заключенные с применением насилия и обмана. Все договора, включая куплю-продажу, заключались публично. Наличие свидете-лей - единственное, что могло оправдать, если объявится истинный владелец прио-бретенной вещи. Тайные сделки, например в Артхашастре, вообще запрещались. При договорах займа устанавливались максимальные размеры процентов: 2% в месяц для брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для вайшьи и 5% - для шудр. В качестве средств обеспечения упоминаются поручительство и залог. Если должник оказался не состоятелен, долг уплачивает поручитель. Залог после уплаты долга возвращался владельцу. В случае смерти должника - обязанность уплаты переходит сыну или другим родственникам. Неспособность уплаты - влекла долговое рабство. С целью получения долга допускался захват заложника: жены, сына, животных, постоянная осада дома, захват не уплатившего должника, которого, приведя в свой дом, можно морить голодом и избивать, пока он не уплатит свой долг. ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Брачно-семейные отношения: В семье утверждалось господство мужчины (отца, мужа). Браки заключаются по воле родителей. Сохранялись пережитки групповых браков. По древним обычаям, если муж умер, вдова становилась женой его брата. Если умерла жена - ее заменяла сестра умершей. Если муж оказался бездетным и умер - жена должна зачать от его брата или другого близкого родственника (это допускалось, но не поощрялось брахманами и в Законах Ману такой акт считался дхармой, свойствен-ной животным). Артхашастра допускает восемь видов брака:
В трех последних видах брака предусматривался последующий выкуп, переда-ваемый родителям жены. Предполагалось, что женщина не пригодна к самостоятельной жизни: в детстве ее опекает отец, в молодости - муж, в старости - сыновья. В то же время, оговарива-лось, что мать почтеннее отца в тысячу раз. Муж обязан учить жену поведению, и с этой целью имеет право 3 раза ударить ее по спине расщепленной тростью, веревкой, рукой. ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Основная обязанность жены - уважать мужа и рожать сыновей, на которых возлагается обязанность совершать поминальные обряды предкам. Допускались свободные добрачные половые отношения женщин. Все дети, рожденные до брака, считались детьми будущего мужа. Причем это не являлось препятствием и даже поощрялось, т.к. богатство определялось количеством детей, скота и прочего приплода. Жена не имела права расторгнуть брак в одностороннем порядке и являлась собственностью мужа. Он сохраняет на нее права, даже если продал в рабство или умер (точнее - вновь родился). Поэтому часто запрещались браки вдов. По дхармашастрам муж мог расторгнуть брак по следующим причинам:
Позже, в Артхашастрах, допускался развод если супруги ненавидели друг друга и в случае жесткого обращения. Кроме того, допускались повторные браки вдов. Многоженство не поощрялось, но допускалось в случае, если жена не отличалась добродетелью, привержена к пьянству, злобна и расточительна. Поощрялся брак несовершеннолетних. Только в Артхашастрах впервые был установлен брачный возраст. Для женщин минимальный возраст устанавливался 12 лет, для мужчин совершеннолетие наступало в 16 лет. Межварновые браки не поощрялись но допускались если мужчина был из более высокой варны (только на одну ступень). Женщина не могла вступать в брак с мужчиной более низкой варны. ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Женщины, изгои, калеки, полоумные, больные, как правило, не имели права на наследство. Сыновья имели равное право при разделе наследства. Они могли разделить имущество, могли продолжать жить вместе. Тогда главой семьи становился старший брат. Однако в равном праве сыновей на наследство имелось исключение. Например, если отец был более высокой варны чем мать, то сын мог что-либо получить только данное отцом. Он не имел право претендовать на свою долю наследства после смерти отца и зависел от милости братьев, рожденных от равного брака (если такие были). С имуществом неравных браков шудр было проще. В этом случае, даже признанные дети от рабыни, могли также наследовать. Дочери получали долю наследства в виде приданного. Личное имущество матери могли наследовать все дети, включая дочерей. Не имеющий сына отец дочери спешил получить внука, чтобы, усыновив его, передать наследство, так как только наследник-мальчик мог совершать обряды заупокойного культа, чтобы отец избежал страданий. Уголовные преступления и наказания Особенностью Законов Ману являлось слияние понятий преступление и грех. Поэтому предусматривались различные меры наказания: штраф, телесные наказания или искупление. К числу таких преступлений, влекущих за собой ритуальную нечистоту было: убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя-брахмана) или сообщество с таким грешником. Вторая особенность: кастовое деление и соответственно - различная мера ответственности. Если брахман или кшатрий оклеветали низшего - штраф, если шудра обругал кого-либо из высшей касты - лишался языка, а если вздумал учить "брахманов их долгу" - рот и уши заливались кипящим маслом. Однако был и другой вариант. Штраф, накладываемый на вора-шудру был в два раза меньше, чем на вора-брахмана. Штраф за оскорбление чужой женщины был в 2 раза больше, чем своей жены. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Самым тяжким преступлением считалось убийство брахмана - однако, сам брахман-убийца только изгонялся из страны. Оскорбление действием или словом подлежало наказанию также в зависимости от кастового положения: равные обычно платили штраф, но если шудра оскорбил кого-либо из высших каст, это влекло за собой членовредительство: отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию. К оскорблениям относилось не только слово или деяние в отношении непосредственно человека, но и повреждение чужой вещи или нанесение ударов чужому скоту. Сурово карались воры. Если вор был застигнут на месте преступления, то мог быть убит немедленно. Ночная кража завершалась сажанием на кол. В остальных случаях - членовредительство: отрубание руки, пальцев и пр., или штраф в 11-кратном размере. При рецидиве наказание возрастало и ужесточалось. Даже попыт-ка кражи из дворца или храма, предполагала смертную казнь без промедления. Грабеж (кража в присутствии пострадавшего) наказывалась по разному: грабеж людей, домов, золота - крупный штраф, "похищение родовитых людей", особенно женщин - смерть, захват коров - отсечением половины ноги. Умышленное убийство наказывалось смертной казнью. При наказании за члено-вредительство, норма увеличивается. Виновному не только наносят аналогичный ущерб (например, отрезают ту же часть тела) но и руку, которой он совершил преступление. Если в результате преступления потерпевший работник лишился руки или глаза, необходимые ему для работы, виновный осуждался на смерть. Жесточайшим наказаниям подвергались за прелюбодеяния. К ним относились (по Законам Ману): тайная беседа с чужой женой, услужливость и заигрывание с ней, прикосновение к одежде и украшениям и т.п. За все перечисленные правонаруше-ния могла последовать смертная казнь. Причем, интересно, что проституция с раз-решения мужа не наказывалась. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Неверную жену, обнаглевшую вследствие знатности родственников, предпи-сывалось травить собаками, а сожителя сжечь на раскаленном железном ложе предварительно кастрировав. Законы не делали особого различия между ответственностью за прелюбодеяние и изнасилование. Здесь не всегда предусматривалась смертная казнь. Это зависело от того, кто совершил преступление и при каких обстоятельствах. Например: насиль-ник равный по положению, отделывался крупным штрафом, низший на ранг по поло-жению - дополнительно терял пальцы рук. Наказывалось сожительство несвободно-го или низшей касты со свободной женщиной. Шудра, рискнувший сожительствовать со свободной - подлежал кастрации. Все государственные преступления, посягательство на государственный и об-щественный строй, наказывались смертной казнью через отрубание головы, сажа-ние на кол, утопление. Существовал ряд наказаний и за иные преступления: мошенничество, вымога-тельство, продажу недоброкачественных товаров и пр. Законы Ману предписывают царям бороться с беззаконием следующими методами: заточение, заковывание в цепи, различные виды телесных наказаний. В перечень наказания включаются: замечание, выговор, штраф, смертная казнь. Нигде не сказано о позорящих наказаниях, которые фактически, судя по иным документам, применялись: клеймение, обритие головы, изгнание из касты, семьи или страны (часто перечисленные виды позорящих наказаний вместо смертной казни применялось к брахманам). Казни различаются простые (отрубание головы) и квалифицированные (сажание на кол, утопление). Для высших каст иногда казнь заменялась крупным штрафом. Членовредительные наказания распространялись: на половые органы, чрево, язык, две руки, две ноги, глаз, нос, два уха, все тело. Могло быть наложено двойное наказание. Дополнительным являлось обычно клеймение: лоб вора украшало изображение собачьей ноги, на лоб пьяницы накладывали клеймо - знак продавца спиртного и пр. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Суд осуществлялся коллегиально (обычно дело рассматривали 3 человека) с обязательным участием брахманов.
Истец мог проиграть дело если приведенный им свидетель не присутствовал при сделке, или запутался в показаниях, если свидетель в его пользу в течении 7 дней после дачи показаний заболел, пострадал от огня или умер его родственник (в этом видели кару богов). При недостатке свидетельских показаний или сомнениях судей использовались испытания (ордалии) и клятвы. Если клятвы было недостаточно, то испытывали огнем и водой. Если огонь не обжигал (обычно проходили через костер), вода не выталкивала на поверхность (вода считалась священной и принимала только нравственно чистого) лицо считалось невиновным. Если, например, вскоре после дачи клятвы с обвиняемым или свидетелем случится несчастье - клятва считалась ложной. Для решения суда часто требовалось предъявить поличное. В Законах Ману сказано, что справедливый царь не казнит вора, если у него не нашли краденного. Пойманного с краденным следует казнить не колеблясь. Поэтому закон предус-матривал, что в случае призыва на помощь, например, при грабеже, вся деревня должна прийти на зов. Если этого не произойдет, ответственность несла вся община. Важным фактором для обвинения на суде являлось поведение обвиняе-мого. Судьи внимательно следили за тем, каким голосом даются показания, цвет лица, движения, жесты, взгляд и т.п. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ При ознакомлении с правом древнейших государств Востока, мы ограничились Вавилоном (периода правления царя Хаммурапи) и древним государством в Индии (периода правления царя Ашоки). Данный анализ позволяет получить общее представление о развитии права в регионах. С небольшими, не принципиальными различиями, аналогично развивалось право Персии, Китая и иных древнейших государств, возникших на базе т.н. «цивилизаций речных долин». Основная учебная литература и учебные пособия:
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ |