лл. История государства и права
Скачать 3.81 Mb.
|
Глава «шести великих домов» (главное судебное ведомство) Главная судебная коллегия из 30 судей (в Новом Царстве) Судьи - чиновники ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ СУД Коллегия для рассмотрения тайных дел Надзор и контроль за царскими судьями осуществлял фараон или джати, которые могли отменить реше-ние любого суда и возбудить реследова-ние в отношении дол-жностных лиц. Преступники содержались в специальных поселениях под надзором чинов-ников и использовались на тяжелых принудительных работах вместе с рабами-иноземцами ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Храмовые суды (Храмовые советы) Общинные суды (общинные советы) ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИСТОЧНИКИ ПРАВА ОБЫЧАИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ФАРАОНОВ СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ВЕЩНОЕ ПРАВО (НЕДВИЖИМОСТЬ) Государственные пахотные земли (передавались чиновникам во владение и пользование за государственную службу) Храмовые земли (передавались храмам. Первоначально были под контролем госу- дарства, позже – нет) Общинные пахотные земли (считались собственностью государства и управлялись общинным советом) ДОГОВОРНОЕ ПРАВО ДОГОВОР КУПЛИ- ПРОДАЖИ ДОГОВОР ЗАЙМА ДОГОВОР НАЙМА ДОГОВОР ТОВАРИЩЕСТВА ИНЫЕ ДОГОВОРА ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ УГОЛОВНОЕ ПРАВО ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ Государственные (разглашение государственной тайны, заговор, измена и т.п.) Религиозные (надругательство над богами преступления против храмов, убийство священных животных, надругательство над умер- шими и пр.). Против собственности (кража, умышленный поджог, повреждение чужого иму- щества и пр.) Против личности (убийство, ложный донос, телесные повреждения и пр.) Против нравственности (супружеская измена, изнаси- лование и пр.). Иные преступления Смертная казнь (отсечение головы, сожжение и пр.) Обращение в рабство Членовредительство (отсечение рук, носа, ушей, кастрация и пр.) Тюремное заключение Принудительные работы Иные виды наказания (телесные, имущественные, позорящие и пр.) ПРАВО ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА Дело возбуждалось потерпевшим или государственным органом, судом Розыск подозреваемого и сбор доказательств осуществлял судья Тайное исследование доказательств Применение пыток на допросах как средство получения доказательств Виды доказательств: показания свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, видения оракула, вещественные доказательства, клятвы. Письменный характер судопроизводства ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ Первые города-государства Двуречья (между реками Тигром и Евфратом) возникли в конце IV - начале III т.л.до н.э. Они сформировались на основе по-селений земледельцев-общинников с храмовыми комплексами в центре. Жрецы храмов местных богов выполняли функции управления. Во 2 пол. III т.л. до н.э. - города Урук, Киш, Ур, Лагаш - насчитывали по несколько тысяч человек. Для городов-государств этого периода характерно:
К концу III т.л.до - слились многочисленные родо-племенные группы и в Двуречье возникло два региона: Шумер с центром - г.Урук (на Юге Междуречья) и Аккад с центром - г.Аккад (на Севере). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Особенности:
Основные исторические этапы: В XXVIII-XXVII вв.до н.э. - возвышается г. Киш правители которого первыми приняли титул лугаля ("большой человек", "господин»). Затем первенство переходит г.Урук - правитель Гильгамеш (впоследствии вошедший в мифы и почитался как полубог). В XXV в. до н.э. - верховенство переходит к лугалям г.Ура (г.Ниппур). На рубеже XXV-XXIV вв.до н.э. - власть переходит к г.Лагашу (история упоминает о борьбе двух претендентов на правление в Лагаше: Лугальянда - сторонника централизованной власти и Урцингина – реформатора, стремив-шегося облегчить жизнь бедных слоев населения, уменьшить поборы). В XXIV в.до н.э. - на короткое время возвысился г.Умма во главе с Лугальзагеси. В конце XXIV в.до н.э. - центром становится г.Аккад (правитель - Саргон Аккадский), подчинивший себе большинство городов-государств Двуречья. Возникла централизованная аккадо-шумерская держава и Саргон принял титул "царя Шумера и Аккада", "царя четырех стран света". После последующей длительной борьбы между городами-государствами в XXII-XX вв.до н.э. возникло новое объединенное централизованное шумерское государство с центром и при правлении III династии г.Ура. Правители Ура опирались на сильную профессиональную армию, создали царскую судебную систему, первый судебник Ур-Намму. Однако, государство, из-за междоусобной борьбы, развалилось в 2007 г. до н.э. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ В конце XIX в. до н.э. возникло крупнейшее Древне-вавилонское государство, которое просуществовало три века (1894-1595 гг.до н.э.). Вавилон достиг своего расцвета и могущества при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Территория государства простиралась от Персидского залива до Сирии. Хаммурапи провел территориально-административную реформу, создав области и округа управляемые царскими сановниками. Идеологической базой стал культ Мадрука. В последующем Вавилон подвергался неоднократ-ным вторжениям горных племен, разрушался, но возрождался вновь. Вторая волна расцвета (эпоха Нововавилонского царства) наступила в VII - VI вв. до н.э., но уже в III в. до н.э. государство перестало существовать. Соседним Вавилону крупнейшим государством являлась Ассирия, достигшая своего максимального могущества в XV - XIV вв. до н.э. Ассирия восприняла экономическую, социальную и политическую структуру Вавилона, а также - религию. Именно «Законы царя Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.) и "Законы Среднеасси-рийского царства" (XII в. до н.э.) дают нам представление о вавилоно-асси-рийской региональной цивилизации. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Особенности формирования социальных групп:
Основное деление в обществе - на рабовладельцев и рабов (уже Законы Ур-Намму гласят о вознаграждении за возвращение господину беглого раба - два сикли серебра). Однако, особых различий между рабом и свободным почти не существовало. Судя по законам Хаммурапи, общество, прежде всего делилось на: Законами предусматривались широкие формы личной зависимости. Например: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Законы Хаммурапи и Среднеассийрийские законы ограничивали возможности кредиторов. Они предусматривают до 3 лет долговой кабалы (ЗХ ст.117), защищали жизнь и здоровье заложников должников, находящихся у кредиторов (ЗХ ст.116), например, к заложенной дочери кредитора не могли применить насилие или отдать ее замуж (по САЗ). Только в случае неуплаты долга, когда должник переходил в собственность кредитора он волен был им распоряжаться по своему усмотрению и продавать в рабство даже за пределы Ассирии. Одновременно государство сдерживало процесс разорения общинников. По Законам Эшнуры (II т.л.до), определялась цена наемного труда, размер процента у ростовщиков и пр. Была широко распространена практика освобождения от долгов царскими указами (мишарум). Рабы (вардун). Законы Хаммурапи не оговаривали ограничения прав рабов, т.к. элементы бесправия были само-собой разумеющимися в отношении иноплемен-ников. В то же время:
В Нововавилонском царстве положение рабов существенно изменяется. Их час-то садят на землю, они находятся в зависимости, платят ежемесячный оброк, НО: ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Свободные делились на следующие группы:
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ В основе ранней формы организации были города-государства. Однако, жители города также занимались земледелием и пользовались всеми правами общины. В ранний период глава города назывался: энси ("возглавляющий род", "закла-дывающий храм") или лугаль ("большой человек", "хозяин"). Общинные собрания и советы старейшин могли избирать и низвергать правителей, определяли их полно-мочия и права. Предполагают, что лугаль отличался от энси тем, что обладал большими военными полномочиями. Функции и полномочия институтов власти в ранний период:
Переход от общинно-демократической формы правления к централизованной деспотической, начал осуществляться в период правления царей III династии Ура. Причиной и условием позволившим перейти к новой форме правления стали: В следствие этого - власть царя (лугаля) распространяется на обширные территории вне города, идет процесс централизации власти и упорядочивается престолонаследие. Ему подчинена храмовая администрация и местные энси низведены до уровня чиновников. Царская власть, подчеркнутая божественным указанием, воплощалась в атрибутах власти: одежде, диадеме, жезле и пр. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ Высшей степени централизация власти была достигла при Хаммурапи. Царь:
При Хаммурапи купцы были превращены в государственных агентов, а деятельность ростовщиков поставлена под контроль царских чиновников. Страна была разделена на области управляемые чиновниками шакканаккумами. Они отвечали за сбор налогов, организацию ополчения, поддержание порядка и контролировали деятельность глав общин. Однако царская власть не являлась абсолютной, деспотической. Даже Хамму-рапи вынужден был считаться с общиной и храмами так как: АРМИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ ЦАРЬ Управитель царского дворца, «Управитель реки», верховные жрецы, высшие чиновники государства Царская гвардия Постоянная армия Ополчение МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ОБЛАСТИ, ГОРОДА) ОБЩИНЫ Царский наместник, |