лл. История государства и права
Скачать 3.81 Mb.
|
глава общинного совета (рабианум) Царский чиновник, направляемый для контроля (шакканакум) Общинный совет ЖРЕЦЫ, ПРЕДСКАЗАТЕЛИ Храмовые советы СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ Царские суды Храмовые суды Общинные суды Чиновники СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Судебные функции исполняли: Судебное устройство В Старовавилонском обществе (до Хаммурапи) судебные функции выполняли: ХРАМОВЫЕ СУДЫ ОБЩИННЫЕ СУДЫ ЦАРСКИЕ СУДЫ СОВЕТЫ ХРАМОВ ОБЩИННЫЕ СОБРАНИЯ ИЛИ ИЗБРАННАЯ КОЛЛЕГИЯ ОБЩИННЫХ СУДОВ СУЩЕСТВОВАЛИ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДАХ, ГДЕ ВЕРХОВНЫМ СУДЬЕЙ ЯВЛЯЛСЯ ЧИНОВНИК ПРАВИТЕЛЯ При царе Хаммурапи ЦАРСКИЕ СУДЫ – действовали в крупных городах и рассматривали только дела царских людей. ОБЩИННЫЕ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ СУДЫ – состояли из членов советов старейшин во главе с рабинумами (главами общин)
Судьи подлежали наказанию. Они могли быть "подняты из судейского кресла" по реше-нию общинного собрания (а не царя !) если изменили решение, ранее записанное на гли-няной табличке с печатью. В Нововалилонском обществе судебные функции осуществлял храмовый совет, в который, с этой целью, включались представители народных собраний городов. + ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ АРМИЯ
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Итак, мы рассмотрели две древнейшие цивилизации: Египет и возникшую в Междуречье на базе более древней Шумеро-Аккадской – Вавилоно-Ассирийскую ци-вилизацию. Обе относятся к так называемому типу “цивилизаций речных долин” Напомним основные черты. Для них характерно:
Далее мы рассмотрим еще две древние восточные цивилизации Индии и Китая. Отдельным разделом выделим характеристику права. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА ИНДИИ Древнейшая цивилизация (III тысячелетие до н.э.) возникла в долине реки Инд. Ее основные центры - города Хараппа и Махенджо-Даро. Об этих древнейших государствах мы, прежде всего, знаем из археологических раскопок. Известно даже о торговых связях с государствами Междуречья. О Харапской культуре, которая, судя по археологическим исследова-ниям, находилась на высоком уровне развития, нам практически ничего не известно по иным источникам. Не менее скромны знания и о Махенджо-Даро. Это крупный населенный пункт, состоявший из верхнего города с многочисленными культовыми и административными зданиями и жилого нижнего города. Общество, судя по сохранившимся руинам, не имело социального равенства, и управление страной было централизованным. Сохранившиеся археологические объекты говорят только о высоком уровне научных (особенно инженерных) знаний и развитой культуре. Обе культуры, прежде всего Харапская, оказали определяющее влияние на развитие всего региона, учитывая сохранившиеся религиозно-литера-турные памятники веды, в которых сосредоточены основы индуизма и выросших на его базе религий. На их же основе формировались и первые законы общества. Причины гибели обеих цивилизаций остаются загадкой. Рассмотрим историю государств Индии, возникших на руинах древних цивилизаций. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ Древнейшие цивилизации: Хараппа и Махенджо-Даро. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ Во II - I тысячелетиях до н.э. - с северо-запада в долину вторглись индо-арийские племена. Местные этнические группы дравидов и мундов были вытеснены на юг и частично ассимилированы. Более подробные сведения об индийской цивилизации относятся к магадо-мурийскому периоду (I тысячелетие до н.э. - I век н.э.). В середине 1 тысячелетия до н.э. среди небольших государств долины Ганг выделилось Магадха (столица Паталипутра, ныне г. Патна). В середине 4 в. до н.э. к власти в Магадха приходит династия Нандов, которой удалось объединить почти все государства и племена долины Ганг и Южной Индии. Возникла одна из крупнейших империй того времени. В конце 4 в. до н.э. династия Нандов была свергнута родом Маурьев. Во время правления царя Ашоке (сер.3 в.до н.э.) империя Маурьев (IV-II вв. до н.э.) достигла своего расцвета. В государство вошли территории не только Индии, но и Дальнего Востока, Гималаев, части Ближнего Востока. Большинство истори-ческих, культурных и юридических источников, дошедших до нашего времени, связано именно с временем империи Маурьев. При Ашоке, государство впервые устанавливает контроль за религиозно-духовной жизнью общества. Царь способствовал распространению буддизма и в целом культуры. Поведение подданных регулировалось эдиктами, которые высекались на каменных столбах и скалах по всей стране. Во II в. до н.э. империя Муравьев распалась. Часть территории (в основном долина Инда) оказалась в составе индо-скифского царства Кушанов. После его разгрома Сасанидами в III - IV в.н.э., в Индии возникла новая империя – государство Гуптов, успешно выдержавшее вторжение кочевников и распавшееся только в VI в.н.э. на многочисленные княжества. Основными источниками по изучению истории государства и права Древней Индии являются древнеиндийский политический трактат Артхашастра и ряд религиозно-ритуальных и правовых документов (дхармасутр и дхармашастр), в том числе и так называемые "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.). ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ Процесс социального расслоения в индийском обществе проходил аналогично другим регионам, но завершился не возникновением классов, а наследственных кастовых сословных групп - варн (согласно наиболее раннему источнику «Ригведа»):
По Законам Ману (VII - 415) - известно 7 разрядов рабов: 1) захваченных под знаменем (военнопленные); 2) рабы за содержание; 3) рожденные в доме (т.е. от раба); 4) купленные; 5) подаренные; 6) доставшиеся по наследству; 7) рабы в силу наказания. Раб являлся собственностью, и хозяин имел неограниченное право им распоря-жаться. Различия между варнами (позже - кастами) было закреплено как правовы-ми, так и религиозными документами, обычаями, религиозно-философскими уче-ниями. Одновременно, кроме варн, возникли нижестоящие, вневарновые группы т.н. "неприкасаемых", "отверженных« (парии, чандалы). Дхармашастры регламенти-руют занятия членов варн, поведение, общение, ритуал "очищения" в случае общения с неприкасаемыми. Тяжесть совершенного преступления находилась в прямой зависимости от принадлежности к варне. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ШУДРЫ (БАТРАКИ) ВАЙШИ (РЕМЕСЛЕННИКИ, ТОРГОВЦЫ, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ) КШАТРИИ (ВОИНЫ) БРАХМАНЫ (ЖРЕЦЫ) РАБЫ ОТВЕРЖЕННЫЕ И НЕПРИКАСАЕМЫЕ (ПАРИИ, ЧАНДАЛЫ) Палачи, мусорщики, могильщики и пр. ВАРНЫ ВНЕВАРНОВЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ Захваченные ариями земли становились государственными и делились на:
Владельческими правами на землю (пашни, пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр.) обладали общины, частные лица и семьи. Они: В хозяйстве общинника-землевладельца (обычно вайшьи) могли работать наемные работники, шудры и представители "неприкасаемых каст". Труд рабов в сельском хозяйстве использовался редко, т.к. был неэффективен. Имущественная дифференциация в конце I тысячелетия до н.э. привела к расхождениям древней варновой (сословной) структуры с фактическим положением населения. Варны расслоились. В Законах Ману упоминается о брахманах - пастухах и ремесленниках, актерах-шудрах и пр. В маурийский период к кшатриям стали причислять не только лиц, принадлежащих к царскому роду, но и привилегированных наемных воинов. Из числа вайшьи выделились богатые купцы, ростовщики и ремесленники, которых позже также стали причислять к варне кшатриев. Благодаря религиозным запретам, варны не смешивались, но в итоге дальнейшего социального расслоения в Индии сложилась еще более сложная сословно-кастовая структура общества. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ Статуя Будды Первоначально, в долинах рек Ганг и Инд в I тысячелетии до н.э., возникают так называемые “племенные государства”. Для них характерно:
Правители первых мелких государственных образований назывались - раджи. В их функции входило: управление, обеспечение безопасности, суд, распоряже-ние фондом земель, сбор ренты-налога. Они опирались на одариваемых приближенных и жрецов храмов. На ранних этапах (в “кшатрических республи-ках”) раджи были выборными лицами. Позже их власть становится наследствен-ной, а совет старейшин превращается в совещательный орган при радже - паришад. Длительная междоусобная борьба мелких государств завершилось образо-ванием в V в. до н.э. государств Кошалы и Магадхи. В IV в. до н.э., как мы уже упоминали, Магадхи выиграло соперничество, разгромило войска ставленника А.Македонского и превратилось в империю Маурьев. Для империи характерна форма правления - восточная деспотия (монархия). Государство возникло за счет завоеваний, присоединения полуавтономных княжеств и государств-общин республиканского типа. Одним из главных факторов объединения являлась религия и культово-религиозная практика. Объединению государства, прежде всего, способствовало возникновение первой и древнейшей мировой религии - буддизма. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ Царем Ашоке впервые был нарушен существовавший, по религиозным убеж-дениям, запрет на законотворческую деятельность царей, недопустимость изменения незыблемых древних религиозных норм. Раньше право истолковывать древние законы и обычаи имела только каста брахманов. Ашоке впервые в число источников права были включены правительственные указы (отсюда, вероятно, поддержка буддизма царскими властями - менее консервативной религии чем индуистские культы Шиву и Вишну). Религиозные учения и сложившаяся на их основе политико-правовая система предписывала царю выполнение особой дхармы (обязанности). В том числе:
По древним законам царская власть (но не царь) обожествлялась, и сам Ашоке называл себя "милым богам". Царь являлся главой административного аппарата (назначал и контролировал деятельность должностных лиц). Все чиновники делились на группы центрального и местного управления. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧИНОВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ РАДЖА (ЦАРЬ) АВТОНОМНЫЕ КНЯЖЕСТВА АВТОНОМНЫЕ ОБЩИНЫ, ГАНЫ, САНГИ ПАРИШАД АРМИЯ Постоянное войско Ополчение СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ Царские суды Общинные суды ПРОВИНЦИИ ОКРУГА РАЙОНЫ СЕЛА Царевичи Наместники Окружные начальники Местные управители Общинный сход Совет старейшин Староста ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ Центральное управление имело следующую схему: РАДЖА (ЦАРЬ) ПАДИШАД (КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПРИ ЦАРЕ) САНОВНИКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГОРОДОВ ВЫСШИЙ СУДЬЯ ГЛАВНОКОМАДУЮЩИЙ ГЛАВНЫЙ КАЗНАЧЕЙ ГЛАВНЫЙ СБОРЩИК НАЛОГОВ ЮРИДИЧЕСКИЙ СОВЕТНИК СОВЕТНИК ПО ДЕЛАМ КУЛЬТА ВОСПИТАТЕЛЬ СЫНОВЕЙ ВЕРХОВНЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ЖРЕЦ ВЕРХОВНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА ЦАРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ВЕРХОВНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА СУДОХОДСТВОМ ВЕРХОВНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА ГАВАНЯМИ ВЕРХОВНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА МОРСКОЙ ТОРГОВЛЕЙ ВЕРХОВНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА СУДОСТРОЕНИЕМ ВЕРХОВНЫЙ НАДЗИРАТЕЛЬ ЗА СНАБЖЕНИЕМ АРМИИ И ДР. ПРИДВОРНЫЕ ЧИНОВНИКИ Многие должнос-ти (благодаря касто-вой системе) пере-давались по нас-ледству. Эффективность их работы обеспечи-валась сетью конт-ролирующих, и инс-пектирующих чинов-ников-агентов. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Местное управление:
Армия: Вооруженные силы формировалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых гильдиями купцов, ремесленников, вассалами и союзниками. Только кшатрии имели право носить оружие постоянно. Армия была кастовой. Остальные, исключая шудр и «неприкасаемых», призывались только в случае нападения на государство. Функции армии: захват новых территорий, грабеж соседей (источник дохода царя и кшатриев), охрана порядка. Небольшие военные отряды дислоцировались в местностях, где насчитывалось не менее 2 деревень. АРМИЯ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЦАРСКИЙ СУД ВХОДИЛИ: ЦАРЬ, БРАХМАНЫ, СОВЕТНИКИ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ НАЗНАЧАЛАСЬ ЦАРЕМ ИЗ БРАХМАНА И ТРЕХ СУДЕЙ МЕСТНЫЙ СУД НА 10 ДЕРЕВЕНСКИХ ОБЩИН НАЗНАЧАЛАСЬ КОЛЛЕГИЯ ИЗ ТРЕХ СУДЕЙ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУДЬИ РАЗБИРАЛИ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ОБЩИННЫЕ КАСТОВЫЕ СУДЫ РАССМАТРИВАЛИ ДЕЛА ЧЛЕНОВ ОДНОЙ ИЗ КАСТ ОБЩИНЫ ЦАРЬ МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Функции розыска и задержания - исполняла администрация городов, чиновники. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА КИТАЯ Первые цивилизации иньских племен возникли в долине реки Хуанхе во II тыс. летии до н.э. Первое китайское государство Шан (Инь) сформировалось в XV-XI вв.до н.э. Институты государственной власти исполняли, прежде всего, функции по регулированию и организации сельскохозяйственного производства, предо-твращению последствий разлива рек, защите территории от врагов. Главой государства был царь из иньской династии - ВАН (племенной вождь и обожествленный правитель, верховный собственник земли). Даже для раннего периода китайского государства характерно наличие многочисленной администрации и чиновников: управителей, военачальников, жрецов. С конца XII в. до н.э. - царство Инь было захвачено чжоусскими племенами. объединившими весь Северный Китай. В итоге возникло новое государство Чжоу (XI - III в. до н.э.). Чжоусский ван - передает захваченные земли в наследственное владение родственникам и приближенным, получавшим вместе с землей и титулы. С VIII в. централизованная власть постепенно слабеет, местные правители получают почти полную независимость и власть вана ограничивается его доменом (период Чуньцю: VIII - V вв. до н.э. и Чжаньго "борющихся царств" V - III вв. до н.э.). Удельные правители, раздают земли вассалам и создают собственный чиновничий аппарат, ведут непрерывную междоусобную борьбу за первенство и присоединение земель соседей. В итоге, междоусобица привела к социально-политическому кризису и упадку государства. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ С V в. наступает перелом в экономическом и политическом развитии Китая. Намечаются новые тенденции к централизации управления государством. Причиной тому - освоение металлургии. Изготовление орудий труда из железа позволило освоить новые земли, что привело к подъему сельского хозяйства. Следствием стало развитие товарно-денежных отношений, ремесла, торговли. Одновременно, разрушаются родо-племенные связи, возникает частное землевладение. Укреплению централизованной власти, объединению государства, развитию науки и культуры Китая способствовало и новое религиозно-нравственное философское учение одного из выдающихся ученых древности, религиозного и политического деятеля Кун-цзы (Конфуция). Возникает две тенденции в развитии, основанные на:
Борьба за власть в Китае завершилась в 221 г.до н.э. созданием империи Цинь, а следом и второй империи - Хань (III в. до н.э. - III в.н.э.). Конфуций ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ «ПОДЛЫЕ ЛЮДИ» оброчные невольники, рабы и т.п. «ПРОСТОНАРОДЬЕ» свободные крестьяне и ремесленники НЕТИТУЛОВАННЫЕ крупные землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских ТИТУЛОВАННЫЕ («БЛАГОРОДНЫЕ») знать, чиновники ЦАРЬ (ИМПЕРАТОР) И ЧЛЕНЫ ЕГО СЕМЬИ Сословно-классовое деление В царстве Шань (при династии Чжоу) формируется следующая социальная структура:
Со временем, вместо отработки на "общественных полях" вводится натураль-ный налог в зависимости от качества земли (впервые такая система с VI в. возникла в царстве Лу). Формируется следующая социальная структура общества Основной проблемой данного периода стало постепенное разорение крестьян, и, как следствие, сокращение поступлений на-лога в казну. Царская власть разрешает проблему путем проведения реформ: У крупных (нетитулованных) землевладельцев (купцов, ростовщиков) были конфискованы земли и рабы. Для владельцев крупного состояния - вводятся высокие налоги (при императоре Уди) и ряд других реформ. Цель реформ: установление равновесия между государственным и частным землевладением. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И УПРАВЛЕНИЕ В царстве Чжоу – были заложены основы деспотической формы правления. ВАН - царь, "сын Неба", он же первосвященник. Его власть обожествлена. Дворцовое управление:
В автономные уделы царства назначались правители чжухоу (одновременно, они являлись советниками царя по вопросам наказаний, ритуала, справедливос-ти). В уделах и на местах сложилась структура управления аналогичная двор-цовой. С VII - V в. чжухоу фактически вышли из подчинения вану и стали регулировать отношения между собой путем заключения на съездах "клятвенных договоров". В циньско-ханьском Китае возникла централизованная деспотическая империя. Проведенные придворным чиновником и ученым Шань Яном в IV в. до н.э. реформы были направлены на централизацию государства, сокращение частного землевладения, что привело в возникновению не только Циньской империи, но и к изменению всей системы государственного управления. ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ ИМПЕРАТОР (ДИ) «СЫН НЕБА» Император считается символом единства. Его власть обожествляется и неограниченна (принадлежит неограниченная военная, законодательная, судебная и административная власть Для управления империей вводится 20 рангов чиновников ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ Главы ведомств - ЧЛЕНЫ СОВЕЩАНИЯ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ Высшее положение в госаппарате занимали привилегированные чиновники - т.н. «ТРИ ГУНА» ЧЕСЯН (канцлер) Первый министр, советник. Отвечал за материальное обеспечение вооруженных сил ТАЙВЕЙ |