Главная страница

жесты. История исследования вопроса


Скачать 27.09 Kb.
НазваниеИстория исследования вопроса
Анкоржесты
Дата28.02.2021
Размер27.09 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаzhesty_vord.docx
ТипРуководство
#180450

ЖЕСТ (от фр. geste — движение, жест; ср. gestion — руководство) — «выразительное движение руки, имеющее первоначально импульсивно-инстинктивный характер и понятное в силу непосредственного отношения, существующего между движением и внутренним состоянием, которое оно выражает. Различаются Ж. указательные и изобразительные: первые указывают на предмет, вторые изображают рукой предмет или действие.
Жесты в психологии общения – это телодвижения руками, головой, всем телом. В некоторых случаях жесты могут заменять слова.

История исследования вопроса

Жестами тела в психологии заинтересовались достаточно давно (еще во времена Древнего Рима). Этот вопрос даже был выделен в отдельную науку, которая называется кинесика (позже она была разделена на более узкие области знаний).

Наибольший вклад в развитие данного направления сделали такие исследователи: Дж. Балвер в 1644 году написан книгу о языке тела и жестов в психологии. Отдельное внимание ученый уделил языку рук. Он сделал вывод, что это естественный природный язык в отличие от вербального способа общения, который был изобретен искусственно.

Пастор И. Каспар Лафатер в 1792 году написал "Эссе по физиогномике", которое принято считать первым систематическим изучением телодвижений. В работе подобно описано соответствие личностных свойств человека выражению его лица и конфигурации тела.

Немецкий ученый Г. К. Лихтенберг в 1765 году выпустил книгу, в которой раскритиковал работу Лафатера. Он счел его понимание физиогномики слишком упрощенным и далеким от реальной практической деятельности человека.

Художник, хирург и нейрофизиолог Ч. Белл особенно интересовался выражениями человеческого лица, в зависимости от разных эмоций. В 1844 году, в следствие многолетних исследований нервной системы, он сделал вывод, что любые эмоциональные колебания сопровождаются изменением дыхательной и мускульной активности.

Ч. Дарвин и Э. Кречмер в 1920 году изучали связи между характером и телосложением человека, а также между эмоциями и выражениями лица человека.

Д. Бонифацио, Ф. Бэкон и Д. Батиста дела Порта в 1616 году опубликовали трактаты, в которых высказали мнение о том, что существует универсальный язык тела, который понятен абсолютно всем народам мира.

Среди современных работ на заданную тематику популярностью пользуется книга Александра Лоуэна "Психология тела. Биоэнергетический анализ тела". В данной работе сделан упор на изучение психосоматики и решение психосоматических проблем.

Ключевые сегменты тела

Один из основателей психологии движений тела Вильгельм Райх условно разделил тело на 7 сегментов, сокращение мышц в которых олицетворяет соответствующую проблематику:

Глазной сегмент - страхи, связанные с человеческими отношениями (конфликты, обиды, оценки и так далее).

Оральный сегмент - трудности с выражением чувств и эмоций в словесной форме.

Шейный сегмент - сдерживание злости и агрессии.

Грудной сегмент - подавление положительных и отрицательных эмоций, переживаний и желаний, самоконтроль, неспособность к выражению чувств.

Диафрагмальный сегмент - подавление тревожности или удовлетворенности, проблемы силы воли. Брюшной сегмент - подавление страха перед опасностью и злости.

Тазовый сегмент - подавление чувств, вызванных инстинктом самосохранения, блокирование интимного возбуждения.

Виды жестов

1. Ритмические  жесты

 

 Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Наблюдая за выступающими по телевидению, обратите внимание, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

 

 Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

2. Эмоциональные  жесты

 

 Наше вещание очень часто бывает эмоциональным. Волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, огорчение, недоразумение, растерянность, смятение — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие различные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь подобное.

3. Указательные  жесты

 

 Скажите, можно ли выполнить приказы: «Откройте то окно», «Эту книгу не бери, возьми вот эту», если они произносятся без жестов? Ответ будет один: «Нельзя!». В таких случаях требуется указательный жест. С помощью этого жеста говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место (наряду, сверху, там), подчеркивает порядок движения (по очереди, через одного). Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, поворотом тела подобное. Некоторые указательные жесты условны. Указательный жест рекомендуется использовать в исключительных обстоятельствах, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указывать.

4. Изобразительные  жесты

 

 Давайте проведем эксперимент. Спросите того, кто находится рядом с вами или близко от вас: «Что представляею из себя винтовая лестница и рябь на воде?».  В ответ услышите: «Это лестница (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь это … (волнообразное движение рукой по горизонтали)». 
Изобразительные жесты применяются в случаях: 
• если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; 
• если одних слов недостаточно по каким причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); 
• если необходимо усилить впечатление и повлиять на слушателя дополнительно и наглядно.

5. Символические  жесты

 

 Безусловно, вы бывали в театре, на концерте, смотрели выступления актеров на телевидении. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с аудиторией. Наиболее употребляемый жест — поклон как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, словно обнимает сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует чистосердечное отношение, любовь актера к зрителям.

 

 Другой пример. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда его называют, встает, поворачивается лицом к залу, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками, третий кланяется, четвертый приветливо машет рукой.

Каждый жест, который человек использует при невербальном общении, имеет свою интерпретацию.

 

6. Открытые  жесты

 

 В этой группе жестов можно выделить следующие: 
— Раскрытие рук ладонями вверх — жест искренности и открытости. Он может сопровождаться приложением ладоней к груди или поднятие плеч. Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, и наоборот, когда чувствуют свою вину, прячут их в карманы или за спину; 
— Пиджак, который расстегивают, — так делают люди открытые и дружественные к вам. Например, отмечено, что когда деловые переговоры успешны, наблюдается такая жестовая группа: сидящие участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

7. Жесты  защиты

 

 К этой группе относим жесты, которыми мы реагируем на возможные конфликтныеситуации: 
— Руки, скрещенные на груди, — собеседник принял защитную позицию. Поэтому если мы видим такой жест, необходимо пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнер начинает убегать от обсуждения.

8. Жесты  оценки

 

 Эти жесты имеют отношение к задушевности и мечтательности: 
— Жест «рука на щеке» означает, что человек погружен в размышления; 
— Жест критической оценки (рука возведена в лицо, подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные — ниже рта) означает, что человек слегка скептически относится к тому, что происходит в данный момент (позиция «подождем-посмотрим»); 
— Наклонена голова указывает на заинтересованность, внимание. Поэтому можно оценивать, насколько хорошо воспринимается то, что вы говорите; 
— Почесывание подбородка выражает занятость процессом принятия решения (позиция типа «хорошо, давайте подумаем»); 
— Манипулирование очками (протирает стекло, берет в рот дужку очков и проч.) Имеет место в случаях, когда собеседнику нужно время для обдумывания перед тем, как сделать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос («пауза для размышления»); 
— Хождение сигнализирует о процессе решении сложной проблемы. С тем, кто ходит, не стоит начинать разговор: это может нарушить ход его мыслей и помешать сделке; 
— Пощипывание переносицы (обычно сочетается с закрытием глаз) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлений.

 

9. Жесты  подозрение и скрытности

 

 — Жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу; 
— Взгляд в сторону означает недоверие; 
— Ноги (или все тело), направлены к выходу, — свидетельство желания закончить встречу, беседу или происходящее. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую позу — это сигнал о необходимости завершить мероприятие; 
— Потягивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения.

Этот жест часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

10. Жесты  доминантности – подчиненности

 

 — Когда кто крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить физическое превосходство; 
— Если же протягивают руку для приветствия ладонью вверх, то демонстрируют готовность принять подчиненную роль; 
Когда человек стоит рядом с сидящим, нависая над ней, это заставляет чувствовать себя незащищенным и рассматривается как преимущество; 
— Рука партнера при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец находится снаружи — это выражает его уверенность в превосходстве над вами. Если же встречаются два человека, привыкших принимать такое положение, то они обычно воздерживаются от этого жеста в знак уважения друг к другу.

Жесты можно классифицировать следующим образом: Открытые; Закрытые; Эротические; Лживые; Агрессивные; Нервозные; Скучающие; Доверительные; Оценивающие. Открытые жесты могут показать, что собеседник искренен и открыт перед оппонентом. Открытые жесты можно заметить в следующих ситуациях: Во время общения человек широко жестикулирует, руки при этом не скрывают ладони; Если человек рассказывает какой-то секрет, он будет находиться максимально близко к собеседник, постепенно сокращая дистанцию; Во время деловых переговоров хорошим признаком считается расстегивание собеседником пуговиц на пиджаке; О прямом и честном разговоре также говорят выпрямленные ноги.

Закрытые жесты служат способом защиты собеседника из-за личной неприязни, лицемерия, негативного настроя. Они могут проявляться следующим образом: При разговоре собеседник скрещивает руки в районе груди, что является признаком неприязни к собеседнику или неуверенности в себе; При разговоре собеседник сидит, закинув ногу на ногу, чтобы отгородиться от неприятного участника коммуникации, а не по причине удобства; «Неполный барьер», когда человек сгибает в локте одну руку и прижимает ее к телу, а вторую выпрямляет и кладет на колено, проявляя осторожность и недоверие невербальным путем.

Знание лживых жестов помогает распознать ложь по невербальным признакам. Психологами выделено несколько жестов, способных выдать любого лжеца. Их можно распознать по следующим признакам: Во время беседы собеседник неосознанно касается лица руками, иногда даже прикрывает рот, дотрагивается до губ, чешет подбородок; Самым выраженным жестом считается прикосновение к носу; Самым известным признаком лжи является избегание зрительного контакта и отведение взгляда в сторону; Когда человек говорит неправду, он часто чешет верхнее веко глаза; Когда человек не согласен с мнением оппонента, но не хочет выразить свое несогласие, он может тереть шею; Если слушатель не верит своему собеседнику, он касается мочек ушей.

Агрессивные жесты помогают понять настрой собеседника. Агрессию скрыть сложнее всего, так как это очень сильная эмоция, и чтобы ее скрывать, необходимо долго обучаться. К агрессивным жестам относятся: Сжатые в кулаки руки; Складывание рук за спиной на пояснице; Сидение на стуле в позе «верхом».

Нервозные жесты показывают, когда человек не уверен или ему некомфортно. Обычно нервозные жесты проявляются следующим образом: Человек часто меняет положение тела. Такая суетливость может говорить о нетерпимости или раздраженности: Взрослый человек грызет карандаш или ручку, стучит пальцами по поверхности стола; Подростки часто грызут ногти; Бегающий взгляд также говорит о внутреннем беспокойстве человека.

Скучающие жесты позволяют понять, заинтересован ли собеседник в разговоре или нет. Это может проявляться следующим образом: Во время скучного разговора человек может стучать ногами о пол; Слушающий может класть голову в ладони рук; Во время скучного разговора собеседник изображает хаотичные рисунки на листке бумаги, рассматривает различные предметы, регулярно смотрит на часы, рассматривает линии на своих руках или ногти.

Доверительные жесты показывают, доверяет ли человек своему собеседнику. Психологами выделяется несколько абсолютно достоверных признаков, выражающих раскрепощенность и полное доверие собеседника. Они могут быть следующими: Во время разговора человек периодически кивает головой; Признак полного доверия – раскрытые ладони рук; Проявление жеста «купол», что подразумевает локти, лежащие на столе, и соединенные руки в пальцах, образовывающие собой купол (довольно часто этот жест выдает самодовольство и эгоистичность человека).

Оценивающие жесты выдают отношение собеседника к тому, кто говорит. И это не просто слушание оратора, а оценка того, что он говорит или как он выглядит. К таким жестам относится: Во время слушания человек опирается головой о ладонь руки, выставляя указательный палец верх; Почесывание подбородка говорит о том, что человек задумывается о теме разговора; Во время разговора слушатель снимает очки, дужкой прикасается к губам; Во время придумывания темы для беседы, человек расхаживает из стороны в сторону, а во время оценивающего разговора трет переносицу и закрывает глаза.

Функции

(1) функция регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего; ср. жесты, сопровождающие приветствия, приказы, убеждения, просьбы, согласия, угрозы и др.

(2) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Например, невербальные акты просьбы типа поманить пальцем, жесты-вопросы, жесты-угрозы, жесты-предложения.

(3) коммуникативная функция передачи адресату некоторой порции смысловой информации.

(4) репрезентация внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношения к партнёру по коммуникации.

(5) дейктическая функция, например, указание на местоположение человека или объекта или жестовое уточнение местоположения.

(6) жестовое изображение физических действий человека, контуров и параметров объекта. Например, жестовое представление чьей-либо походки или имитация чужого поведения за столом, пояснение величины или размера какого-либо предмета.


написать администратору сайта