Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы энтогенеза древних славян.

  • Расцвет Киевской руси (середина X- первая половина XII вв.) принятие христианства.

  • Особенности социально-экономического и политического развития северо-восточной Руси

  • (новгородское княж.) (XII-началоXIII вв.)

  • История. История как наука и ее место в системе гуманитарного знания


    Скачать 112.15 Kb.
    НазваниеИстория как наука и ее место в системе гуманитарного знания
    АнкорИстория
    Дата24.06.2022
    Размер112.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistoria_telefon.docx
    ТипДокументы
    #613773
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. История как наука и ее место в системе гуманитарного знания.Изучение социально-гуманитарных дисциплин важно для общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества в его значимых конкретных проявлениях и с его закономерностями. Содержанием истории служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических источниках. История не только одна из двух тысяч существующих современных наук, но и одна из древнейших. История тесно связана с другими науками, Функции исторического познания Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в изучении исторического пути стран и народов, в отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. Вторая функция – практически-политическая. История как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. Одна из главных функций – функция социальной памяти. История есть память человечества, без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности.

    История обладает огромной воспитательной силой. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует важные гражданские качества – патриотизм и интернационализм. История показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет оценить моральные и нравственные качества человечества в развитии, понять такие категории, как честь, долг, любовь, видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на человеческие судьбы. Методология науки Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Существуют специально-исторические методы исследования: Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности; Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе; Дихронный метод периодизации; Историческое моделирование; Статистический метод и др.

    Существуют твёрдые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для её оптимальной эффективности. Эти установки называются исследовательские принципы.

    Принцип историзма – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, т.е. выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под какую-либо идеологическую схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Принцип причинности предполагает выяснение причинно-следственных связей явления или процесса. Вообще, наука пытается дать ответ в понятной, точной и доступной проверке форме на пять видов вопросов, содержащие что, где, когда, откуда и почему. Из этих вопросов самым сложным является «почему?», и он связан с выяснением причин.


    1. Проблемы энтогенеза древних славян.Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства.Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русью, и с Русью северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим земли ильменских славян, часть кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде.

    Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался в одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев. Возникло единое государство – Киевская Русь. Вопрос о происхождении древнерусского государства и династии киевских князей породил в отечественной исторической науке многовековой спор между норманистами, доказывающими организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию естественного возникновения славянского государства как результата длительного общественного процесса.

    В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения.Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество). Природно-климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель. Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны.

    В VII-VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделения от земледелия появились города – центры ремесла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути. Варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарией – страной городов.

    В дальнейшем города превратились в политические центры, к которым тяготела округа, и составили социально-политическую основу Древней Руси.

    До расселения по Русской равнине славяне жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI­-VIII вв., когда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели домом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сроки предопределяли огромную роль общины в жизни славян и позднее русских. Не случайно, поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Внутренняя жизнь общин строилась на принципах демократии: выборности старейшин и принятии коллективных решений



    1. Расцвет Киевской руси (середина X- первая половина XII вв.) принятие христианства.Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец Х - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980- 1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Содержание этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шел медленнее, чем в Европе).

    Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения – рядовичи, закупы, холопы, изгои. Но основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне-общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм). В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия – христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда»). Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменившей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княжеской власти. Хри- стианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославянского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в систему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития.



    4,Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия.Распад Киевской Руси положил начало периоду феодальной раздробленности. Каждая из обособившихся земель (количество их не было постоянным) превратилась в самостоятельное государственное образование со своей сложной внутренней структурой. Княжества делились на более мелкие удельные княжества. Однако сложившаяся на Руси новая территориально-политическая система была нарушена в ХIII в. в результате нашествия орд монголо-татарских ханов. золотоордынское иго изменило темпы и характер развития русских земель, предопределило огромное влияние восточного фактора на все стороны жизни общества. Замедлился процесс феодализации, произошла консервация государственного феодализма. В рамках формирующейся системы феодальной иерархии начали утверждаться отношения подданства.Причины раздробленности:

    1. рост крупного частного землевладения,

    2. усиление феодальной эксплуатиции,

    3. военная независимость вотчинников от киевского князя,

    4. развитие ремесла и торговли, рост городов, которые в свою очередь стали центрами крупных фоедальных правлений.

    Период с начала 12 века и до конца 15 века называют удельным периодом. К середине 12 века на основе Киевской Руси сложилось применро 15 княжеств и земель; около 50 княжеств к началу 13 века; около 250 – в 14 веке.Крупные княжества, по сути, независимые государства, получают название «земли» ( по аналогии с другими зарубежными странами (Угорская земля – Венгрия, Греческая земля – Византия и т.д.) Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. Т.о. сложилась двухуровневая структура единой средневековой Руси – Русь удельная, где Киев лишь формально сохранил статус «первопрестольного города». Раздробленность привела к утрате централизованного управления.Внешней причиной раздробленности Руси стали политические предпосылки – длительная ожесточенная междоусобная борьба среди Рюриковичей за право владения наиболее значимыми и наиболее богатыми землями.Отметим также, что на фоне развития феодальных отношений и общественного разделения труда прогрессирует земледелие, ремесленное производство, формируются самостоятельные экономические районы со своей спецификой ведения хозяйства. Как результат развивается внутренняя и внешняя торговля. Боярские корпорации все меньше зависят от воли великого князя киевского. Для них более выгодно теперь ориентироваться на местного князя, который в свою очередь не может игнорировать интересы местной аристократии.Еще одной причиной упадка Киевского княжества стали постоянные набеги кочевников – половцев на южнорусские земли и тем самым ослабляя их экономический потенциал. Этот факт повлиял также на процесс эмиграции на Руси – оток населения в более спокойные районы. Половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки». Тем временем на севере Европы бурно развивается международная торговля. Лидирующее положение приобрели приморские германские города.Положительные стороны распада Древнерусского государства:

    • в этот период наблюдается расцвет средневекового русского общества,

    • развитие экономического потенциала княжеств,

    • формирование разнообразных социально-политических структур,

    • развитие самобытной культуры.

    При этом государственно-политическое единство Руси даже формальное не было утрачено. Сохранился хоть и номинально авторитет киевских князей. Продолжало существовать единство всей церновной организции и абсолютное преобладание православной веры. На территории всей Руси созранилась единая заокодательная база, основой которой стала Русская правда. Объединяющим фактором оставался единый русский язык. Идея единения всех сил для борьбы с внешними опастностями сохранялась всегда.

    1. Особенности социально-экономического и политического развития северо-восточной Руси (владимиро-суздальской)(XII-началоXIII вв.) Во Владимиро-Суздальской земле имелась тенденция к развитию сильной княжеской власти, складыванию княжеско-подданических отношений и, как следствие, к централизации. Экономическому подъему способствовал постоянный приток населения(из-за хороших условий для ведения хозяйства+защита лесами) наличие выгодных торговых путей(волжский торг.путь.)



    1. Особенностисоциально-экономическогоиполитическогоразвитиясеверо-западнойРуси

    (новгородское княж.) (XII-началоXIII вв.)







    1. . Монголотатарское нашествие и его последствия. Распад Киевской Руси положил начало периоду феодальной раздробленности. Каждая из обособившихся земель .В начале 13 века нашей эры в бескрайних азиатских степях возникла могущественная империя монголов под предводительством воинственного полководца, умного и коварного политика Чингисхана. Он создал из разрозненных племен могучую армию со строжайшей дисциплиной (за малейшую провинность — смертная казнь). Войско Чингисхана покорило Китай, откуда монголы получили самые современные стенобитные орудия. Это очень им помогло при завоевании Средней Азии, Кавказа и Руси.
      Русь накануне татаро-монгольского вторжения, была раздроблена на мелкие княжества. Многочисленные князья враждовали, и не было вождя, подобного Владимиру Мономаху, который мог бы объединить все силы русских земель. Разведывательный отряд монголов подошел к границе Руси. Дружины южнорусских князей и половцев, в чьи земли вторглись монголы, объединились, чтобы дать бой. Но битва на реке Калке в мае 1223 года закончилась их сокрушительным поражением, главной причиной которого стал разлад в действиях русских князей. Почти все войско погибло. Монголы, измотанные долгим походом, решили не идти в глубь русской земли, а отошли назад в степи. После смерти Чингисхана его дети и внуки разделили завоеванные земли на части (улусы). Внуку Чингисхана Батыю досталась еще не завоеванная земля, лежавшая западнее владений монголов.
      В 1237 году огромное войско Батыя двинулось на Русь. Поход монголов был тщательно подготовлен, а русские князья, надеясь отбиться в одиночку, не хотели помогать друг другу. Войско Батыя составляло около 150 тыс человек. Под ударами монгольских отрядов пала Рязань. Русские былинные богатыри — такие, как рязанский воевода Евпатий Коловрат — героически погибали, но не могли остановить воинственного хана. . Один за другим гибли русские города: Суздаль, Владимир, Ростов, Углич, Ярославль, Тверь и др. Дружина великого владимирского князя Юрия Всеволодовича (сына Всеволода Большое гнездо) отступила в Заволжье, чтобы собрать силы для отпора захватчиков. Но в марте 1238 года русские были разбиты в битве на реке Сить, а сам князь пал смертью храбрых. Казалось, нет спасения от татарского меча и аркана.
      Батый не дошел всего сто верст до Новгорода Великого, из-за распутицы и падежа лошадей повернув назад. На обратном пути ожесточенное сопротивление оказал Козельск, который монголы прозвали «злым городом». В декабре 1240 года в результате осады пал древний Киев. Некогда многолюдный город превратился в маленькое поселение. После незавершенного похода в Западную Европу до «последнего моря» (Атлантического океана) Батый повернул свое воинство в степь, где основал кочевое государство Золотую Орду. Монголо-татарское иго разделило историю Руси на два времени — до и после нашествия. Были уничтожены десятки русских городов, целые княжества обезлюдели, тысячами русские люди угонялись в Орду. Несколько веков Русь платила татарский «выход» (десятую часть всех доходов) ханам Золотой Орды. Гордые Рюриковичи униженно просили у хана ярлык (письменный документ от монгольских ханов) на княжение. Борясь за этот ярлык, князья обращались за помощью к Орде и сами приводили татарские отряды на русскую землю. Но и в ослабленной и униженной Руси сохранялась память о величии единого государства, которое могло давать достойный отпор внешнему врагу.

    .

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта