Главная страница

Реферат история. История реферат вопрос 1. История как наука


Скачать 89.44 Kb.
НазваниеИстория как наука
АнкорРеферат история
Дата31.01.2022
Размер89.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория реферат вопрос 1.docx
ТипЛитература
#347071
страница3 из 3
1   2   3
Часть историков полагает, что достаточно ограничиться критикой исторических документов, отделить в них истину ото лжи, и тем самым извлечь правду истории. Но при таком подходе историк полностью зависит от исторических свидетельств, не внедряя свою активную мысль. В следствие чего возникает множество вопросов, на которые данный метод не может дать ответ.

  • Обоснованным представляется лишь утверждение, что изучение истории – это серьезное аналитическое занятие. Задача историка – проникнуть глубже лежащих на поверхности фактов, воссоздать историческую картину, адекватную прошлой реальности, вскрыть законы развития обществ и дать эти знания современному человеку.

    Предмет истории  в том виде, как мы изучаем его  сейчас, определился не сразу. В ходе поступательного развития истории шел процесс совершенствования материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, развивались наука и культура. По мере развития общества развивалась и история как наука, вбирая в себя опыт многих человеческих поколений, расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс все возрастающего накопления знаний.

    Предметом исторического  познания является вся совокупность общества на протяжении всего исторического процесса.

    История выполняет  несколько социально-значимых функций:

    Первая функция —  познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического  пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

    Вторая функция —  практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса людей к своей истории. Русский историк В.О. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».

    Третья функция —  мировоззренческая. История создает  документально точные повести о  выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим  развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором основывается наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

    История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая  функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Принципы, методы, теории и источники изучения истории

    Процесс становления  исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии  истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.

    К основным принципам научного исторического исследования относятся:

    – принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;

    – принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

    – принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);

    – принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

    – принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

    Методы, используемые в историческом исследовании, можно  разделить на две группы: общенаучные  и специальные. Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

    – конкретно-исторический или идеографический метод:  суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

    – сравнительно-исторический метод: подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

    – историко-генетический метод: связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

    – ретроспективный метод: заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

    – историко-типологический метод: связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.);

    – хронологический метод: предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

    Кроме того, в  исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.  

    Исторические источники  являются основой любого исторического  исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление  источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.

    Существует  множество определений понятия  «исторический источник». В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.

    Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени  и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д. Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации. В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы.

    Количество  потенциальных исторических источников в широком смысле безгранично. Однако при изучении различных исторических периодов численность их оказывается далеко не одинаковой. Наименьшее число памятников, как правило, доходит до нас от первобытной эпохи и эпохи древности. В последующие века, по мере развития общественных отношений и технологий, источниковая база заметно расширяется и дифференцируется. Также для разных периодов различна роль разных групп источников. Важнейшим водоразделом в этом смысле можно считать изобретение письменности и появление письменных источников. Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).

    В ходе исследования все исторические источники подлежат исторической критике. Основными её задачами являются, во-первых, выяснение значения источника как такового, во-вторых, анализ содержащихся в нем сведений. Источником как таковым занимается первичная критика, исследующая процесс происхождения источника (автор, место, время, условия и цель создания, связи с другими источниками) и имеющая главной целью установление подлинности источника. Важным её элементом является внешняя критика, то есть внешнее описание источника, включающее в себя подробное рассмотрение материала, формы, размера и прочих физических особенностей. Вторичная критика источника подразумевает критику его показаний и выяснение достоверности (т.е. достаточной степени соответствия явления и его отображения в источнике) сообщаемых в нём сведений.

     

    Этапы развития исторической науки

    Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

    1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления был исторический пессимизм – «то, что было раньше, - лучше, чем сейчас». Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов: все подчиняется воли божества.

    Также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при

    каждом правителе  находился историограф. Ко II в. до н. э. появилось множество летописей,  что оказало весомое влияние на развитие исторической науки в Китае.

    1. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влияние церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430).

    В средневековой России в начале XII века было создано выдающееся произведение «Повесть временных лет», автор которого монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

    1. В эпоху Нового времени некоторые историки и философы пытались объяснить причинно-следственные связи материального мира исходя из него самого. Однако для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически, в изучении истории придерживались идеализма, объясняя ход исторического процесса как «воли Бога».

    Огромное значение в развитии исторической науки имело утверждение в XIX веке исторического метода познания (принципа историзма) и появление марксизма.

    1. Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время. Разработаны различные концепции исторического развития. Наиболее виные деятели: А. Тойнби, У. Ростоу, М. Вебер, А. Тофлер, Ф. Платонов, М. Покровский, Е. Тарле, В. Струве.

    Периодизация мировой истории

    Одной из самых важных проблем исторической науки считается проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу разделения времени на этапы должны быть положены решающие факторы, одинаковые для всех стран или для большинства ведущих государств.

    Со времени развития исторической науки ученые разработали множество различных вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных периодов становления человеческого общества основным параметром является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как "Каменный век", "Меднокаменный век", "Бронзовый век" и "Железный век".

    С появлением письменности (приблизительно 5000 лет тому назад) стали возникать другие основания для периодизации. Для этого историки стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.

    Итак, на сегодняшний день мировую историю принято разделять на четыре основных периода:

    Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

    Заключение

    Таким образом, в заключение можно сказать, что история – это наука, и довольно точная наука. Она не терпит недомолвок, приближенности и небрежного отношения к себе.

    История необходима человеку не только в совершенствовании себя и развитии своего духовного мира, но и в понимании и осознании своей роли в этом мире. В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в этот мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу».

    Также в заключение можно сказать, что с поставленными целями и задачами мы справились, изучены и исследованы основные принципы, методы изучения исторической науки, прослежены варианты периодизации истории, выделены основные этапы развития науки.

    Что же касается самого предмета изучения, то процесс развития исторической науки не остановлен, так как не остановлена жизнь на Земле, не прекращен процесс развития человеческого общества, и наука до сих пор претерпевает изменения.

    Список литературы

    Всемирная история: Учебник для вузов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – с. 3-9

    Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск: Курсив, 1996. – с. 6-23

    История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций/Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – с. 8-9
    1   2   3


  • написать администратору сайта