Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.

  • 3. Различные концепции происхождения человека. Понятие «древнейшая история» и ее периодизация.

  • Дре́вний мир

  • Последствия неолитической революции

  • вопросы. История как процесс и наука. Исторические источники. Функции исторического знания


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеИстория как процесс и наука. Исторические источники. Функции исторического знания
    Дата10.12.2018
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы.docx
    ТипДокументы
    #59648
    страница2 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Классификация


    Существует несколько способов классификации исторических источников.

    Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы.

    Например, письменные источники включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения настенах или на любой другой поверхности и др.

    Исторические источники также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемогорегиона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного историческогоконтекста, как например Арабские источники по истории Африки).

    Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примеранамеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус[2]. Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренныхисточников — деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеютсвои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию историческихсобытий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники частофрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (напримерпо причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам)

    В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которыхсоздаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного[3] [4], поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного ивторичного источника.[5]

    1. Особенности формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.

    В отечественной историографии сложилось два концептуальных подхода к изучению истории: формационный с середины XIX века и цивилизационныйс начала XX века.

    Прилагательное «формационный» происходит от слова «формация», что по-гречески значит «ступень». Разработчиками теории формации (далее ТФ) являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, советские историки.

    Основные черты теории формации:

    1. Вся история человечества была разделена на пять ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

    2. Основным критерием каждой формации являлся главенствующий способ производства материальных благ.

    3. Этому способу соответствовали политические, юридические и идеологические учреждения определенной формации.

    4. Общество делилось на классы: на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    5. Основным двигателем прогресса считались развитие орудий труда, классовая борьба как «локомотив истории».

    Минусы теории формации:

    1. ТФ предлагала только один линейный (стадиальный) вариант развития стран: от первобытно-общинного к коммунистическому обществу.

    2. Существовали такие страны и народности, которые ориентировались на усовершенствование материального способа производства (аборигены Австралии, Индия, Китай и др.). У них были такая культура и традиции, которые не приведешь к материальному знаменателю. Их культура опиралась на духовные ценности гармоничного сосуществования с окружающей средой.

    3. Приоритетным являлось изучение классов, масс.

    4. Практика показала утопичность представлений о коммунистическом обществе.

    Методологии формационного подхода противостоит цивилизационный подход. Его суть: история человечества представляет собой постоянное сосуществование, взаимодействие и сменяемость различных типов цивилизаций, которые проходят в своем развитии ряд стадий: зарождение, расцвет, старение, угасание.

    Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон.

    Во-первых, главное его достоинство в «очеловечивании» истории. Человек – начало и конец истории.

    Во-вторых, он применим к истории любой страны и ориентирован на учет специфики каждой из них, т.е. он универсален.

    В-третьих, ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном и многовариантном процессе.

    В-четвертых, цивилизационный подход не отвергает единства человеческой истории, что позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования: Александр Македонский – Наполеон Бонапарт, Гитлер – Сталин и т. д.

    В-пятых, важное значение для понимания исторического процесса отводится духовно-нравственным и интеллектуальным факторам: религии, культуре, менталитету народов.

    Минусы цивилизационного подхода:

    1. Аморфность критериев выделения типов цивилизаций: разные исследователи выделяют разные критерии для оценки цивилизаций.

    2. Недостаточно разработанный понятийный аппарат.

    3. Универсальность как недостаток при разработке конкретных проблем.

    Представители цивилизационного подхода: англичанин Роберт Оуэн, русский историк Николай Данилевский, немецкий ученый Освальд Шпенглер, английский историк Арнольд Тойнби; русский эмигрант, живший в США, Питирим Сорокин, наши соотечественники: Отто Лацис, профессора А. И. Мальков, Л. И. Семенникова и другие.

    Человеческое сообщество, с точки зрения некоторых ученых, началось 35–40 тыс. лет назад. Было все одинаково: строй, быт, трансовая культура. Сейчас разнообразнее. Существует масса определений цивилизации.

    Цивилизация – это культурный археологический слой: черепки и пр. (Роберт Оуэн), это музей под открытым небом, подобный огромной материальной культуре (П. Сорокин), это форма, образ культуры (О. Шпенглер).

    Одно из лучших определений в свое время дал Арнольд Тойнби: «Цивилизация – это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии».

    Мы будем придерживаться определения, данного доктором истории МГУ им. М. В. Ломоносова Л. И Семенниковой: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими духовными и материальными ценностями, имеющих устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».

    По мнению современных историков, придерживающихся цивилизационного подхода, существует три типа цивилизации:

    1. С непрогрессивной формой существования (аборигены в Австралии, индейцы в Америке, эскимосы, нанайцы в России и др.).

    2. Цивилизация с циклическим развитием, или восточным типом (Китай, Индия, Иран, Ирак и другие).

    3. Цивилизация с прогрессивным развитием (современная западная, американская и другие формы).

    Рассмотрим третий тип цивилизации – с прогрессивным развитием. Существовало, по мнению историков, две формы такой цивилизации: античная греческая и современная европейская.

    Основные черты западной цивилизации:

    1. На первое место поставлен человек (не Бог) – индивидуально независимая от общества личность.

    2. Власть и общество разделены. Существует гражданское общество, а власть ограничена правовыми нормами. По Сократу, «управлять при демократии должны лучшие нравственные люди».

    3. Формой политического устройства является демократия, т.е. существуют выборность, отчетность, сменяемость.

    4. Наличествует социальная дифференциация – классы.

    5. Наличие рынка как способа функционирования экономики и ее регулятора приводит к появлению частной собственности.

    3. Различные концепции происхождения человека. Понятие «древнейшая история» и ее периодизация.

    1) креационистская (человек сотворен Богом по его образу и подобию), она наиболее ярко подчеркивает специфичность человеческого бытия в мире;

    2) естественно-эволюционная (человек произошел от обезьяны в результате общеприродной, биологической эволюции и естественного отбора – Ч. Дарвин);

    3) трудовая (Ф. Энгельс: человек есть продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. Труд сделал из обезъяны человека).

    4-6) Три альтернативных эволюционных концепции – они связывают воедино происхождение человека, общества и культуры. Это –

    · игровая концепция (Хёйзинга), она выводит все человеческие, культурные феномены (мораль, искусство, религию, право, философию, науку и т.п.) из игры. Игра избыточна по отношению к материальным, утилитарным интересам, к задачам простого физического выживания человека. Человек сам создает пространство искусственных правил игры и подчиняется им;

    · психоаналитическая (З. Фрейд). Она связывает возникновение человека, общества и культуры с восстанием сыновей против отца и его убийством («эдипова» драма первобытной орды), с возникновением религии и морали на основе возникших у них угрызений совести и чувства раскаяния. Тотем – обожествление и культ предка как прародителя и защитника рода; табу – запрет в сфере сексуальных отношений. Религия и мораль, укорененные в чувстве стыда и страха, таким образом, задают направленность развития культуры и человека. Они репрессивны, считает Фрейд, они подавляют здоровые инстинкты человека.

    · семиотическая (человек становится человеком благодаря усвоению человеческого языка с его правилами). В качестве языка могут выступать все сферы культуры, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам (системы родства, ритуалы, структуры власти, мода и т.п.).

    Еще есть уфологическая концепция (человек – космический пришелец).

    Древнейшая история.

    Дре́вний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе[1]. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь[2], в Индии — империи Чола[3][4][5], а в Америке — начало европейской колонизации

    Хронологию истории Древнего мира принято делить на несколько периодов, каждый из которых отмечен определёнными важными событиями на пути прогресса, к которому, осознанно или нет, человечество стремилось на всём пути своего развития. Последователи разных исторических направлений придерживаются нескольких систем классификации, но чаще всего эпохи, предшествовавшие периоду Средневековья, условно делятся на периоды, именуемые веками:

    Медно-каменный, его иначе называют энеолитом ─ вторая половина III тысячелетия до н. э. ─ начало II тысячелетия до н. э. Бронзовый ─ II тысячелетие до н.э. ─ I тысячелетие до н. э. Железный ─ конец I тысячелетия до н. э. ─ 780-е годы до н. э. Классическая античность ─ 776 год до н. э ─ конец IV века н. э. Такая хронология Древнего мира весьма условна. Дело в том, что между историческими периодами не было чётких разграничений и характерные признаки минувшей эпохи подчас можно было обнаружить в чертах последующих веков. Тем не менее она позволяет достаточно полно представить хронологию событий Древнего мира и пути, по которым шло развитие человеческого общества.

    4.Неолитическая революция: основные черты , признаки и последствия.

    Неолити́ческая револю́ция или неолитиза́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

    Понятие «неолитическая революция» впервые предложено австралийско-британским археологом-марксистом Гордоном Чайлдом в 1923 году. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Но неолитическую революцию можно также трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.

    Последствия неолитической революции. Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано еще множество открытий. Люди научились производить шерстяные и льняные ткани. Важнейшим изобретением стала керамика (первые изделия из обожженной глины датируются VIII тысячелетием до н.э.). Появился гончарный круг. Из глины же изготавливали и кирпичи, используемые в строительстве.

    Для полива полей стали строить каналы и бассейны, постепенно ирригационные (оросительные) сооружения становились все сложнее. Поля стали обрабатывать не только мотыгой, но и сохой и плугом. Со временем для пахоты начали использовать быков.

    На поселении земледельцев и скотоводов рубежа VIII — VII тысячелетий до н.э. Чайёню-Тепеси в Малой Азии найдены древнейшие изделия из самородной меди. С V — IV тысячелетий до н.э. на Ближнем Востоке наступает период энеолита — меднокаменного века (переходного от каменного к бронзовому веку). На территории Европы начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. Бронзовый век начался на Ближнем Востоке в конце IV — III тысячелетий до н.э., а в Европе во II тысячелетии до н.э. Изделия из железа (железный век) начали изготавливать с конца II тысячелетия до н. э. в Передней Азии и в I тысячелетии до н.э. в Европе. После освоения массового производства изделий из железной руды каменные орудия окончательно исчезли.

    Сущность: Появление новой техники, форм производства, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование.

    5. Проблема славянского этногенеза. Расселение славян на территории Восточной Европы

    Трудность при решении вопроса о происхождении славян связана с тем, что существует ограниченное количество источников – в основном это данные археологических раскопок, иностранные письменные источники и лингвистические данные.

    Сам термин «славяне» появляется только в середине I тыс.н.э. – скорее всего данный этнос имел другое название. Возможно первое упоминание о праславянах следует относить к сочинению Геродота(древнегреческий писатель, «История», V в. до н.э.) – упоминаются «скифы-сколоты», которые живут по течению Южного Буга и Днепра, занимались плужным земледелием и выращивали хлеб для продажи грекам. Римские источники (Плиний Старший«Естественная история», Корнелий Тацит«Анналы», Клавдий Птолимей) упоминают в I в. до н.э. - IV в. н.э. племена «венедов», проживающих в низовьях Дуная. Иордан (готский историк, VI в., «О происхождении и деяниях готов») также говорит о венедах и размещает их в низовьях Днепра и Днестра, упоминает о борьбе между готами и венедами, а также о существовании у венедов племенных старейшин и межплеменных объединений.

    Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах. Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в. н. э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматскими племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов, которые уничтожали пленных. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Польши. Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, поскольку те, окрепнув к этому времени, начали угрожать безопасности Византийской империи. Византийский автор Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения. Разделение это происходило в VI-VIII вв. В это время относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и из-за взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства – восточной, западной и южной – участвовали представители всех групп, зафиксированных Иорданом. Другую важную группу источников по истории славян составляют древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Нестор пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру. Приход славян с Дуная на Днепр он объяснял нападением на них воинственных соседей – «волохов», вытеснивших славян с прародины. Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Эта версия подтверждается данными археологии и лингвистики. В связи с этим возникает второй важный вопрос нашей темы – Расселение восточных славян к VIII в. Нестор в «Повести временных лет» говорит о следующих восточнославянских племенных союзах:

    ● ПОЛЯНЕ. Поселились в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и были прозваны; ● ДРЕВЛЯНЕ. Жили от полян к северо-западу в лесах;

    ● СЕВЕРЯНЕ. Обитали к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сула и Северский Донец;

    ● ДРЕГОВИЧИ. Поселились между Припятью и Западной Двиной;

    ● ПОЛОЧАНЕ. Поселились в бассейне р. Полоты (приток Западной Двины);

    ● КРИВИЧИ. Жили в верховьях Волги и Днепра;

    ●РАДИМИЧИ и ВЯТИЧИ. По летописи, произошли от рода «ляхов» (т.е. поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на реке Соже (это приток Днепра), и Вятко – на реке Оке;

    ●ИЛЬМЕНСКИЕ СЛОВЕНЕ обитали на севере, а именно в бассейне оз. Ильмень и р. Волхов;

    ● БУЖАНЕ, или ДУЛЕБЫ (с X в. они назывались ВОЛЫНЯНАМИ) поселились в верховьях р. Буг;

    ● БЕЛЫЕ ХОРВАТЫ. Поселились в Прикарпатье;

    ● УЛИЧИ. Расселились между реками Южный Буг и Днестр;

    ● и наконец – ТИВЕРЦЫ. Заняли территорию между реками Днестр и Прут.

    Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором в «Повести временных лет».

    6. Общая характеристика первобытных племен на территории нашего Отечества. Античные государства в Северном Причерноморье.

    На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита – древнекаменного века (примерно 700 тыс. лет назад). Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад.

    Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

    В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

    Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.

    Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

    На северных берегах Черного моря, которое греки называли Понт Эвксинский, в VII-VI вв. до н.э. возникли многочисленные греческие колонии – города-государства (полисы). Наиболее известные из них – Ольвия в устье реки Буг, Херсонес (старорусское название – Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей (на месте нынешней Керчи), Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устье реки Дон и др. Греки вели с местным населением – скифами – не только оживленную торговлю, но и оказывали на них свое культурное влияние. Греки покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

    В результате таких связей создавались смешанные эллино-скифские поселения. С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство (V-IV вв. до н.э.), объединившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов.

    Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую здесь этническую общность земледельческий народ киммерийцев, которые ушли далеко во Фракию.

    Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена которые различались по месту заселения и своим занятиям. Главным племенем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники, к западу от них – скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.

    Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие. Скифы-земледельцы торговали зерном с причерноморскими греческими городами, откуда греки поставляли зерно в Элладу. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали «лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготовляли оружие, выделывали кожу. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в скифских курганах.

    В VI-IV вв. до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (близ нынешнего Симферополя) Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. Власть царя передавалась по наследству. В государстве происходило постепенное расслоение населения, выделялись военная и жреческая аристократия. Основные работы выполняли свободные общинники – скотоводы и земледельцы, труд рабов был незначительным.

    Геродот пишет, что во второй половине V в. до н.э. Скифское царство занимало громадное пространство от Дона на востоке до устьев Дуная и Нижнего Днепра на западе.

    В III в. до н.э. скифов вытесняет новая этническая общность - сарматы, жившие до этого на востоке от Скифии, за Доном. Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обширны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

    Во II-III вв. н.э. сарматов вытеснили германские племена готов, пришедшие в черноморские степи с берегов Балтийского моря и занявшие территорию от Дона до Карпат и Нижнего Дуна

    Древнегреческие города, а также неукрепленные поселения на северных берегах Понта Эвксинского и Меотиды (Черного и Азовского морей) появились на завершающем этапе «великой греческой колонизации». Освоение этого региона началось в середине VII в. до н. э., когда были основаны Истрия в Подунавье и Борисфен на современном острове Березань близ Очакова. Позже тут формируются три основных центра: Ольвия на Южно-Бугском лимане, Боспор Киммерийский с центром в Пантикапее (современная Керчь) и Херсонес (окраина современного Севастополя). Расселение выходцев из разных городов, в первую очередь из Милета, который, по словам Плиния Старшего, был «родоначальником больше девяноста городов», определялось развитием торговли, поисками новых источников сырья (в частности металла), военно-политическими конфликтами. Сам процесс заселения новых территорий происходил как путем целенаправленной колонизации, так и стихийно.

    Античные рабовладельческие державы на территории Северного Причерноморья просуществовали на протяжении почти тысячи лет. Их возникновение происходило следующим образом. Сначала создавались небольшие торговые пункты, называемые эмпориями. Тут находились склады товаров, которыми греки обменивались с местным населением. Для обеспечения обороны такие фактории основывались на берегах морей, рек или же даже на островах. Постепенно они разрастались в большие населенные пункты, вокруг которых возводились укрепления. Затем появлялись выселки, создавалась сельскохозяйственная округа — хора. Город-полис приобретал характерные для античного мира черты. В товарообмене с греками были заинтересованы и местные жители. Избавляясь от излишних запасов хлеба, продуктов скотоводства, а также рабов-пленных, они получали вино, предметы роскоши, ремесленные изделия и др.

    Позже, в римскую эпоху гарнизоны направленных из Апеннинского полуострова легионеров размещались на территориях местных античных поселений. Только иногда для воинов создавались специальные лагеря. Одним из них являлся Харакс на мысе Ай-Тодор в Крыму. Городище было неприступным со стороны моря, а со стороны суши мыс укрепляла стена шириной 2,2–2,4 м, на строительство которой были использованы фрагменты старых оборонительных конструкций местных тавров. В разное время тут пребывали солдаты I Италийского, XI Клавдиевого легионов и других военных подразделений.

    Здесь, как и в метрополии, социально-экономические отношения основывались на законах рабовладельческого строя. По своему устройству северопричерноморские государства были разными: демократические (Ольвия, Херсонес) или же аристократические (Пантикапей до формирования Боспорского царства) республики, а также монархии (Боспорское царство). Власть принадлежала рабовладельцам, хотя в некоторых акциях принимало участие все свободное население. Рабы были бесправными.

    На первом этапе своего существования (VII–I вв. до н. э.) города-государства были независимыми объединениями, а на втором (I в. до н. э.- III в. н. э.) подчинялись Риму. Упадок их вследствие общего кризиса рабовладельческого строя, вывод римских гарнизонов и наступление варварских племен, которые входили в состав готского военного союза, относится к рубежу III–IV вв. н. э.

    Взаимовлияние античных северопричерноморских городов-государств способствовало ускорению разрушения родо-племенных отношений у скифов, сарматов, иных групп населения этого региона современной Украины. Благодаря древнегреческим переселенцам местные жители знакомились с греческой и римской культурой, что, в свою очередь, привело не только к возникновению своеобразного варианта культуры, но и способствовало дальнейшему расцвету местных древних народов Северного Причерноморья. Греки и римляне принесли сюда свои технические достижения, высокое мастерство, особенно в областях архитектуры, ремесел, искусства.

    7. Восточные славяне в 6-9 вв: общественный строй, быт и вероисповедание.

    Расселение:

    занимали территорию от Карпатских гор до средней Оки. Осваивали Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. В этот время славяне объединяются в племенные союзы, каждое племя состояло из родов. Поляне жили по среднему течению Днепра,на северо- восток от них расположились северяне, в районе верхней Волги жили кривичи, у озера Ильмень –ильменские словене, по реке Припять дреговичи, древляне. К югу от реки Буг –бужане и волыняне. Между Днепром и Южным Бугом тиверцы. По реке Сожь –радимичи.

    Хозяйство:

    основным занятием восточных славян было земледелие(подсечно-огневое, перелог). Основными орудиями труда были соха, деревянный плуг, топор, мотыга. Серпами собирали урожай, молотили цепами, размалывали зерно каменными зернотерками. С земледелием тесносвязано скотоводство. Разводили коров, свиней, мелкий рогатый скот. Тягловая сила – волы, лошади. Промыслы: рыболовство, охота, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел).

    Жили славяне общинами, сначала родовой, потом соседской. Это определяло уклад и характерные черты жизни. Хозяйства имелинатуральный характер (производили все для собственного потребления). С появлением излишков развивается обмен ( продукты земледелия на ремесленные товары).

    Появляются города как центры ремесла, торговли, обмена, опорные пункты власти, обороны. Города строились на торговых путях. Историки считают, что в 9 веке на Руси было не менее 24 крупных городов ( Киев, Новгород, Суздаль, Смоленск, Муром …) Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях – вечевых сходках (вече). Существовало ополчение, дружина. Собиралиполюдье (сбор дани с подвластных племен).

    Верования – древние славяне были язычниками.Славянские боги олицетворяли силы природы и отражали общественные отношения. Перун –бог грома, войны. Сварог –бог огня.Велес – покровитель скота. Мокошь –оберегала женскую часть хозяйства. Верили в духов –леший, русалки, домовой. Обряды и праздники связаны с земледелием. Отмечали рождение, свадьбы. Почитали предков. Поклонялись явлениям природы.

    8. Восточная Европа как место взаимодействия европейских и азиатских цивилизационных потоков.

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ-ступень в развитии общества; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда.

    Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией идеалов и ценностей, представляющих общество как целостную систему и субъект мировой истории. Каждая цивилизация, отличаясь от других особыми формами жизнедеятельности, оказывает активное влияние на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этносоциальных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых учёные определяют в пределах тридцати. Выделению типов цивилизаций способствуют следующие признаки: - общие фундаментальные черты и ментальности; - общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

    На основе сформированных признаков можно выделить два типа цивилизаций.

    Первый тип цивилизаций - традиционные общества. Их самобытные культуры были направлены на поддержание сложившегося образа жизни. Предпочтение отдавалось традиционным образцам и нормам, вобравшим в себя опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись медленно. Традиционные общества берут своё начало в древневосточной цивилизации, где господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Этот тип общества сохранился до наших дней. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.

    Второй тип - западные общества или западноевропейская цивилизация, во многих чертах противоположная традиционному обществу, хотя и имеющая достаточно глубокие исторические корни. Она основывалась на других ценностях. Среди них значение науки, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм деятельности. Иным было и понимание природы человека, его роли в общественной жизни. Оно основывалось на христианском учении о морали и отношении к человеческому разуму как созданному по образу и подобию божественного и потому способному к постижению смысла бытия. Западноевропейскую цивилизацию называют по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Она вобрала в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Из-за более суровой, по сравнению со странами Востока, природной среды сложившееся в европейском регионе интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу. В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление и прогресс. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир. В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.

    Попытка понять закономерности мирового исторического процесса, выделить его основные направления, определить своеобразие и роль различных культурно-исторических типов, которые мы называем цивилизациями, в формировании единой человеческой цивилизации ставит нас перед необходимостью осмысления места России в общемировой цивилизации.

    Древнерусская цивилизация отличалась как от средневековой западноевропейской, так и от традиционных восточных типов цивилизаций. В силу уникального сочетания социально-экономических, политических и географических причин она оказалась цивилизацией исключительно центробежной, подвижной и потому экстенсивной, строившейся не столько за счёт всестороннего культивирования и максимального освоения ограниченного природного и социального пространства, сколько за счёт включения в свою орбиту всё новых пространств. Неизвестно, как долго просуществовала бы эта цивилизация, но пришедшая из Византии церковная иерархия не только принесла с собой священные книги и тем самым положила начало древнерусской грамотности и письменности, но и путём крещения объединила древнерусский мир, прежде всего как христианский. Можно предположить, что древнерусская цивилизация, несмотря на значительное своеобразие, постепенно втянулась бы в единый цивилизационный стиль Западной Европы. Однако сближению Руси и Европы помешали тогда два обстоятельства: особая форма христианства и очередной порядок княжения, которые под мощным внешним воздействием повели Русь по иному пути.

    О современной российской цивилизации можно вести речь, начиная от эпохи петровских преобразований, от ХVIII в., от имперского, петербургского периода российской истории. Петровские преобразования заложили основы той цивилизации России, в рамках которой мы продолжаем жить и сегодня. В полной же мере эта цивилизация сложилась во второй половине XVIII - начале XIX в. Века XIX и XX стали эпохой её интенсивного развития.

    9. Становление Древнерусского государства (конец 9 - середина 9 вв). Внешняя и внутренняя политика первых русских князей. Реформы княгини Ольги.

    Предпосылки образования государства

    Итак, предпосылки образования древнерусского государства, в общем в VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян. Экономическими предпосылками этого процесса являлись переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, возникновение меновых отношений, преобладание свободного труда над рабским.

    Складывались политические предпосылки: потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов славян, угроза нападения врагов, достаточный уровень военной организации. Социальными предпосылками были смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, наличие патриархальных форм рабства, складывание древнерусской народности.

    Общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология создавали духовные предпосылки для формирования государственности.

    Русь находилась между Европой и Азией в пределах равнинного пространства, поэтому потребность в постоянной защите от врагов вынуждала сплачиваться восточных славян для создания сильной государственной власти.

    Согласно «Повести временных лет» (далее − ПВЛ) − древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложили данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов.

    Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства российского.

    Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности − Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир − дружинники Рюрика − покинули своего князя и заняли Киев − племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

    В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности.

    Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами − братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории были Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В. Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества.

    С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение.

    Возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества,  этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта