вопросы. История как процесс и наука. Исторические источники. Функции исторического знания
Скачать 0.49 Mb.
|
Участники медного бунта и их требования Ночью с 24 на 25 июля 1662 года на улицах, перекрестках и площадях Москвы были расклеены листовки-прокламации, в которых требовали отмену медных денег, прекращения злоупотреблений, снижения налогов. 25 июля ранним утром в Москве вспыхнул медный бунт. Степень подъема, накал восстания охватили многотысячные массы жителей столицы. Разъяренные восставшие разделились на две части. Одна половина громила в Москве дома «сильных» и богатых. Первым объектом для разъяренной толпы оказался дом гостя Шорина, который во всем государстве собирал «пятую деньгу». Несколько тысяч восставших направились в село Коломенское, где находилась загородная резиденция царя-батюшки Алексея Михайловича. Тот вышел утихомирить их. Участники бунта держали царя за пуговицы и просили облегчить их положение и наказать бояр. Напуганный решительными требованиями разъяренной толпы восставших, царь был вынужден разговаривать «тихим обычаем» с ними. Государь обещал расследовать вину бояр, рассмотреть их жалобы, уговаривал прекратить мятеж. Но когда царю стали угрожать и требовать выдать бояр для расправы, он повысил голос и дал приказ рубить мятежников. По некоторым источникам общая численность восставших насчитывается до 9 – 10 тысяч, в ходе подавления мятежа тысячи человек были убиты, повешены, вывезены на судах и потоплены в Москве-реке, арестованы и сосланы в Астрахань и Сибирь вместе с семьями. В восстании 1662 года приняли участие столичные низы: пирожники, ремесленники, мясники и крестьяне соседних сел. Торговцы, гости столицы не бунтовали и от царя получили похваление. Итоги медного бунта Подавление восстания приняло беспощадный характер, но и для государства оно не прошло бесследно. В результате медного бунта по царскому указу были закрыты монетные дворы в Пскове и Новгороде, в столице возобновили чеканку серебряных монет. Скоро медные деньги были изъяты из обращения, хотя при этом государство бессовестно обманывало свой народ. Служивым людям жалованье снова стали выплачивать серебром. В середине XVIIв. вырос налоговый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержание государственного аппарата, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией и Речью Посполитой). Правительство царя Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г. цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налог на соль не привело пополнению казны, так как платежеспособность населения была подорвана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недоимки за 4 последних года. Вся сумма налога падала на население “черных” слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно вылилось в открытое восстание в Москве. В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения с требованиями наказать наиболее корыстных представителей царской администрации. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось подавить. Восстание в Москве, получившее название “соляного бунта”, не было единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания прошли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже, Курске, Пскове, Владимире, сибирских городах. Соляной бунт Главная информация. Кратко о Соляном бунте. Соляной бунт (1648) был вызван изменением налоговой политики государства и произволом чиновников. В восстании участвовали крестьяне, мелкие торговцы, ремесленники, позже присоединились стрельцы. Главным требованием народа было созыв Земского собора и изменения законодательства. Также люди хотели, чтобы некоторые представители бояр были наказаны. Все эти требования царь удовлетворил. Главным итогом Соляного бунта было принятие Земским собором Соборного уложения (1649). Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Весной 1670 г. С.Т. Разин начал новый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительственный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казачество, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работные люди. Наряду с русскими и украинцами в поход пошли многие представители народов Поволжья: чуваши, татары, мордва и др. Весной 1670 г. С.Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспечить свой тыл, летом того же года разинцы заняли Астрахань, черный люд который открыл восставшим ворота города. Армия восставших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Разинцы в духе того времени не щадили своих противников пытки, жестокие казни, насилие “сопровождали” их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбирска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территориюот низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско С.Т. Разина было разбито, а сам руководитель восстания, тяжело раненный, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили С.Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С.Т. Разин был казнен на Красной Площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими восками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. впервые принесли общую для всех подданных присягу а верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание С.Т. Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перешли к подворному обложению), усилился процесс распространения крепостничества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в концеXVII- первой четвертиXVIIIв. 25. Внешняя политика России в 17 веке. Отношения с Польшей, Швецией, Крымом. Воссоединение Украины с Россией. Украина и Россия накануне освободительной борьбы 1648 – 1654г. По Люблинской унии(1569), обьединившей Польшу и Литву в единое государство – Речь Посполитую, в нее также были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Украины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Запорожская Сечь. 1. Образование Запорожской Сечи. Образование Запорожской Сечи связано с процессом формирования украинского казачества и освоение им ранее опустошенных татарами украинских земель между Днепром и Южным Бугом. Первые казаки на Запорожье появились, вероятно, в начале XVI в. Многочисленные отряды, которые занимались хозяйственным освоением этих земель и вели постоянную борьбу с татарами, вынуждены были строить на уходах укрепления из поваленных деревьев (так называемые «Городца» и закрома, или же «сечи») для собственной безопасности. Появление же за порогами большого укрепленного пункта, который бы был постоянной базой для наступления на Крымское ханство, связано с именем Вишневецкого ( Дмитрий Вишневецкий ). В первой половине 50-х гг. XVI в. (существует несколько версий относительно времени основания Хортицкий Сечи - от 1552 до 1556 гг.) он основал на о. Малая Хортица (теперь - остров Байда) замок, который стал казацкой твердыней и опорным пунктом для масштабных походов против татар. Позже местоположение казацкой столицы неоднократно менялось, и в истории казачества зафиксировано несколько сечей: Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1593-1638 гг.), Никитинская (1638-1652 гг), Чертомлыкская (1652-1709 гг.), Каменский (1709-1711 гг.), Олешковская (1711-1734 гг.) и Новая Сечь (1734-1775 гг.). Сооружения Сечи делали из нее настоящую крепость: вокруг казаки выкапывали глубокие рвы, насидалы высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Здесь стояли пушки, в постоянном дозоре дежурили вооруженные казаки. Посреди Сечи располагалась обширная площадь, на которой проходили казацкие военные советы, которые решали все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища -шалаши, построенные из деревянных бревен или плетеные из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня (орудийная мастерская), церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны. Территория Запорожья называлась «землями Войска Запорожского». Запорожская сечь по размерам территории в начале XVIII в. (территория Сечи постоянно менялась, границы переносились) приближалась к островной Англии. 2. Органы управления Запорожской Сечи. По форме правления Запорожская Сечь былареспубликой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в советах и др.). В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществлялаказацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевой совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д. Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. -Кошевой атаман). Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах. Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной (руководил артиллерией), писарь (возглавлял военную канцелярию), судья (творил суд), есаулы (порученцы гетмана). С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи. В корзине казачество распределялось нашалаши , (всего 38) - военно-административные единицы и одновременно казацкое жилье. Их возглавляли выборные атаманы. 3. Военные задачи и функции Запорожской Сечи. Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации, защищала Украину от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки. С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу. Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины. Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий. Сформировавшись в условиях жестокой борьбы против литовских, польских и украинских феодалов, с одной стороны, и турецко-татарских агрессоров, с другой, Запорожская Сечь героически отстаивала свою независимость. Литовское правительство, а позже правительство шляхетской Польши, будучи не в состоянии ликвидировать сечь, демонстративно отказалось юридически признать ее существование. Чтобы воспрепятствовать побегам крестьян в сечь и полностью изолировать Запорожье от Украины, Речь Посполитая построила на Днепре крепость Кодак. Однако попытки шляхетской Польши уничтожить сечь успеха не имели. 4. Казацкое обычное право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a «древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом». Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права («Русская правда», Литовские статуты, акты королевской власти,Магдебургское право), то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрелоказацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи. На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества. Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности. 5. Духовная жизнь. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства былисвободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: «В Бога веруешь?» Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей. 6. Судьба Запорожской Сечи после Национально-освободительной войны украинского народа. Запорожской Сечи принадлежала ведущая роль в Национально-освободительной войне украинского народа 1648-1657 гг., но после ее завершения большинство запорожцев не были включены в казацкий реестр. Это вызвало недовольство сечевиков и обострение их отношений с гетманской властью вплоть до вооруженных конфликтов. В период Руины запорожцы неоднократно вмешивались в борьбу разных старшинских группировок за гетманскую власть. При этом они нередко поддерживали кандидатов на гетманство из своей среды - Ивана Брюховецкого , М.Ханенко, П.Суховия, которые обещали положить конец произволу старшины иэксплуатациирядового казачества. Особенно осложнилось положение Запорожской Сечи после Андрусовского перемирия 1667 г., когда над ней был установлен совместный контроль России и Речи Посполитой. Причем по условиям перемирия сечьдолжнабыла оказывать военную помощь обоим государствам, каждое из которых стремилась использовать запорожцев для ликвидации независимостиГетманщины. В апреле 1775 г. русская императрица Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи. Вступление в войну Швеции и Речи Посполитой. Правительство Василия Шуйского, понимая, что не в состояние справиться с Лжедмитрием II, в Выборге (1609г.) заключило договор со Швецией. Россия отказывалась от своих земель претензий на Балтийское побережье, а шведы давали войска для борьбы с ЛжедмитриемII. Под командованием талантливого 28-летнего полководца М.В, Скопина-Шуйского, племянника царя, начались успешные действия против польских захватчиков. В ответ Польша, состоявшая в войне со Швецией, объявила войну России. Войска короля СигизмундаIIIосенью 1609 г. осадили город Смоленск. Король приказал шляхтичам покинуть Тушино и идти под Смоленск. Тушинский лагерь распался, самозванец был больше не нужен польским шляхтичам, перешедшим к открытой интервенции. ЛжедмитрийIIбежал в Калугу, где вскоре был убит. Посольство тушинских бояр отправилось под Смоленск, в начале 1610 г. и пригласило на московский трон сына короля Владислава. В апреле 1610г. при загадочных обстоятельствах умер М.В. Скопин-Шуйский. Летом 1610 г., оставив в тылу борющийся Смоленск, польская армия двинулась на Москву. В июне 1610 г. русские войска под командованием брата царя, трусливого и бездарного Дмитрия Шуйского, потерпели поражение от польских войск. Путь на Москву был открыт. Шведы более помышляли о захвате Новгорода и др. русских северных землях, чем об их защите: они покинули армию Шуйского и стали грабить северо-восточные русские города. Освободительная война 1648-1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого. В конце XVIпервой половинеXVIIв. на Украине усиливается ре религиозный, национальный и феодальный крепостной гнет. Оплотом недовольных становится Запорожская Сечь, где скапливается множество беглых крестьян со всей Украины. Запорожское казачество составило ядро повстанческого войска, которое возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Первый этап освободительной войны начался весной 164 8 г., и закончился летом 1649 г., когда был подписан Зборовский мирный договор. По его условиям Богдан Хмельницкий был признан гетманом, численность численность реестровых казаков определялась в 40 тыс. человек; польское правительство признало признало самоуправление казацкого войска. Второй этап освободительной войны начался весной 1650 г. и завершился в сентябре 1651 г. заключением Белоцерковского мирного договора. Предательство крымского хана привело к поражению восставших, которые вынуждены были принять тяжелые и невыгодные условия польской стороны - сокращение реестра до 20 тыс. человек, ограничение казацкого самоуправления, возвращение польским землевладельцам власти над украинскими крестьянами. Третий этап освободительной войны продолжался до января 1654 г., когда большая Рада Украины в Переславле приняла решение о воссоединении Украины с Россией на правах широкой автономии. Богдан Хмельницкий с 1648 г. неоднократно обращался к России с просьбой о помощи, но Россия смогла вступить в войну только в 1654 г. Переяславская рада.(1654 г.) Ответом на договор, заключенный под Белой Церковью, были народные выступления, с особой силой прокатившиеся по Приднепровью. Не утвердила Белоцерковский мир и заносчивая польская знать. Война возобновилась. Весной 1652 г. Хмельницкий наголову разбил польскую армию под Батогом (на реке Южный Буг). Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Посполитой. Решение об оказании помощи гетману было принято Земским собором 1653 г. 1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. в городе Переславле состоялась Рада. Украина была принята в состав Российского государства. Россия признала выборность гетмана, местный суд т другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Царское правительство подтвердило сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией. Оно способствовало формированию украинской нации. Воссоединение Украины с Россией привело к временному ослаблению крепостнических отношений на Левобережье (крепостное право юридически введено на Украина во второй половине XVIIIв.). Воссоединение Левобережной Украины с Россией явилось важным фактором укрепления российской государственности. Благодаря воссоединению с Украиной России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывались благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада. Русско-польская 1654-1667 гг. Речь Посполитая не примерилась с отделением Украины. В 1654 г. началась русско-польская война, которая продолжалась до 1667 г. Завершилась война Андрусовским перемирием (1667г.). По его условия Россия получила смоленские и черниговские земли, Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении России и Речи Посполитой. В 1686 г. между Россией и Речью Посполитой был заключен Вечный мир, который закреплял условия Андрусовского перемирия, передавал Киев России и способствовал объединению усилий двух держав в борьбе против угрозы со стороны Турции и Крыма. 26. Церковный раскол: причины и последствия Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последующий за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств. Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей древнего благочестия». Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. В соответствии с идеологической теорией «Москва – Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г. Нововведения Никона коснулись, главным образом, обрядовых предписаний и не затронули основы православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров. Долгих одиннадцать лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен в земляную тюрьму и затем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари». Крупным очагом сопротивления никоновских нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676) обороняли монастырь от царских войск. Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно вело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666–1667 гг. был собран церковный собор, в работе которого приняли участие представители греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако его реформы были сохранены. 27. Культура России в 17 веке. В XVIIв. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связанно проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название - “обмирщения” культуры (от слова “мирской” - светский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, “латинское” влияние. Московские правителиXVIIв., стремились ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от Москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившейся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовала воссоединение Украины с Россией. Во второй половинеXVIIв. было создано несколько государственных школ по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В течении одного дня на распродаже в Москве (1651г.) было распродано 2400 экз. “Букваря” В.Ф. Бурцева. Были опубликованы “Грамматика” Мелетия Смотрицкого (1648г.) и таблица умножения (1682г.). В 1687г. в Москве было основано первое высшее учебное заведениеСлавяно-греко-латинская академия, где учили “от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия”. Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки. ВXVIIв., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой. Значительный взгляд в развитии географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит город Хабаровск. ВXVIIв. созданы последние летописные сочинения. “Новый летописец” излагал события смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых н царский престол. Центральное место в исторической литературе занимали заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей (“Временник дьяка Ивана Тимофеева”, “Сказания Авраамия Палицына”, “Иное сказание” и др.) была откликом на события Смутного времени началаXVIIв. Проникновение светских начал в литературу связанно с появлением вXVIIстолетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. Новыми жанрами были мемуары (“Житие протопопа Аввакума”) и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил “Синопсис” (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования Киевской Руси. ВXVII- первой половинеXVIIIв. “Синопсис” использовался как учебник русской истории. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, просуществовавший лишь четыре года. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки. Правительство и церковные власти преследовали скоморошничество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих. Архитектурные сооруженияXVIIв. отличаются большой живописностью. Широкое распространение вXVIIв. получили многоцветные “солнечные плитки” - изразцы и украшения из разного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли “каменным узорочьем”, “дивным узорочьем”. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских боярXVIIв., в Новоиерусалимском монастыре, построенном под Москвой патриархом Никоном. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехсторонняя крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название “нарышкинского”, или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. ВXVIIстолетии получает расцвет деревянное зодчество. “Восьмым чудом света” назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном силе Коломенское. Крупнейшим художникомXVIIстолетия был Симон Ушаков. Тенденции к реалистичному изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи“парсуны” (персоны), изображающий реальные персонажи. Однако техника художника была ещё аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В концеXVIIв. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства вXVIIIв. Е.П. Хабаров в 1649г. Составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит поселок Ерофей Павлович. Искусство Парсуна изображала реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, Скопина-Шуйского и др. 28. Экономические и военные реформы в России в годы правления Петра 1. Создание чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма. Во главе государства император (императорский титул был официально принят ПетромIв 1721 г.). Вместо боярской Думы создан Сенат, который состоял из 9 человек. Это был высший орган контроля и управления, подчинялся он непосредственно императору. Вместо приказов созданы 12 коллегий с четким разграничением функций (Юстиц-коллегия, Адмиралтейц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др.). Появилась должность губернаторов: Россия была разделена на 8 губерний. Губернии затем были разделены на провинции. Губернаторы стали надежной опорой абсолютизма на местах. Синод Своеобразной коллегией стал Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721г. Создание Синода знаменовало еще один шаг на пути подчинения церкви государству. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику – обер-прокурору. Политика меркантилизма. В области внешней торговли осуществлялась политика меркантилизма. Меркантилизм это накопление средств внутри страны путем преобладания вывоза над ввозом, путем обложения иностранных товаров высокими пошлинами, путем запрещения ввоза в страну тех товаров, которые в ней производились. Табель о рангах. В 1722 г. издана “Табель о рангах”,разделивший военную, гражданскую и придворную службы. Все должности подразделялись на 14 рангов. Он устанавливал единый порядок прохождения Введение подушного. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становились “душа мужского пола”. Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в “ревизские списки” и было обязано платить ежегодно денежный налог подушную подать. Крестьяне принадлежащие помещикам платили в казну 74 копейки в год. Крестьяне же, которые проживали на общинных землях, находившиеся в ведении государства, платили налог на 40 копеек больше, т.е. 1 руб. 14 копеек. Эта категория населения получила название государственных крестьян (40-копеечный налог приравнивался к барщине или оброку). Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистрам, избиравшимся регулярными гражданами. службы от низких чинов к высшим. Таким образом, открывалась дорога к высшим должностям и для неродовитых дворянских детей. Этим был нанесен решительный удар по пережиткам местничества. Кроме того, “Табель о рангах” открывал лицам “низкого” происхождения путь к получению дворянского звания (для этого нужно было достигнуть 8-го ранга). Остальное население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. 29. Реформы Петра 1 в социально-политической сфере и в области государственного устройства России Церковная реформа. Петр Iликвидировал патриаршество, которое было введено еще в 1589 г. при царе Федоре. Церковь была подчинена государству, ее деятельность контролировал Святейший Синод. Указ о единонаследии. В этот период верховная власть предпринимает усилия по поддержке дворянства, главной опоры самодержавия. Ещё в 1682 г. было отменено местничество; в 1714 г. издается “Указ о единонаследии”, по которому право наследовать поместье имел только один потомок, остальные сыновья должны служить и получать жалование. Это было сделано для того, чтобы имения не мельчали (не дробились). Оценки личности Петра и его преобразований в исторической литературе. Реформы первой четверти XVIIIв. неотделимы от личности ПетраIвыдающегося полководца и государственного деятеля. В своих решениях он опирался на тогдашний уровень знаний об обществе, руководствуясь идеями “общей пользы”, “государственного интереса”, наиболее полно реализовавшимися в доктрине абсолютистского государства. В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь порой с личными интересами поданных. Царь все время находился в движениисоздавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями. Противоречия, объяснимая особенностями того времени и личными качествами фигуры Петра Великого постоянно привлекала внимание самых крупных писателей (от М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина до А.Н. Толстого), художников и скульпторов (Э. Фальконе, В.И. Суриков, Н.Н. Ге, В.А. Серов, М.М. Антокольский), деятелей театра и кино (В.М. Петров, Н.К. Черкасов и др.), композиторов (А.П. Петров). Несомненно, ПетрIбыл наделен чертами харизматического лидера. 30. Внешняя политика России в первой четверти 18 вв. |