Главная страница
Навигация по странице:

  • К середине XII в. Образуется 15 самостоятельных княжеств, к концу XIV уже 50.

  • Владимиро-Суздальское княжество

  • Галицко-Волынское княжество.

  • Новгородская боярская республика.

  • Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.

  • Борьба Москвы и Твери за велико-княжеский престол

  • вопросы. История как процесс и наука. Исторические источники. Функции исторического знания


    Скачать 0.49 Mb.
    НазваниеИстория как процесс и наука. Исторические источники. Функции исторического знания
    Дата10.12.2018
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы.docx
    ТипДокументы
    #59648
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Первые киевские князья

    Олег Вещий (879–912 гг.)


    В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика − Игорь − был ребенком. власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика − Ефанды).

    В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи. Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства − «матерью городов русских». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности − Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

    В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян, северян и радимичей, которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль князя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья − ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

    С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе.

    После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы. В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, которое подтвердило мир и заключило новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, по преданию, погиб от укуса змеи.

    Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)


    Игорь Рюрикович вошел в русскую историю с прозвищем «Старый», т. е. старейший. Начало его правления ознаменовалось восстанием племени древлян, попытавшихся освободиться от зависимости от Киева. Восстание было жестоко подавлено, древляне обложены тяжелой данью.

    В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. Флот русов был сожжен «греческим огнем». Повторный поход 944 г. был успешнее. Византийская империя, не дожидаясь прихода войска на ее земли, согласилась выплатить Игорю дань, как раньше Олегу, и заключила с киевским князем новый торговый договор. Договор 944 г. был менее выгоден для русских купцов, чем предыдущий, так как он лишал их права беспошлинной торговли. В том же году флот русов, пропущенный хазарским каганом в Каспийское море, опустошил город Бердаа.

    В 945 г. Игорь был убит во время полюдья вновь восставшими древлянами (согласно ПВЛ, разорван двумя деревцами) после попытки вторичного сбора дани. Из жен Игоря известна только Ольга, которую он чтил больше других из-за «мудрости ее».

    Ольга (945–960 гг.)


    По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Игоря Святославича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян − город Искоростень − и возложила на них тяжелую дань.

    Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост − место сбора дани, для каждого племени был установлен урок − точный размер дани.

    На подвластные Киеву земли были посланы тиуны − представители княжеской власти, ответственные за сбор дани. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом.

    При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, таким образов став первым христианским правителем Древнерусского государства.

    Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

    10. Политическое и социально экономическое развитие Руси в конце 10-11 вв.

    Святослав Игоревич (960–972 гг.)


    Практически все свое недолгое правление Святослав провел в военных походах, слабо занимаясь внутренними делами государства, которое фактически продолжала возглавлять его мать.

    В 965 г. Святослав совершил поход на Хазарский каганат и, разбив войско кагана, взял город Саркел. На месте Саркела возник русский форпост в степи − крепость Белая Вежа. После этого опустошил хазарские владения на Северном Кавказе. Вероятно, с данным походом связано утверждение власти киевского князя над Таманским п-вом, где в дальнейшем возникло Тмутараканское княжество. Фактически поход Святослава положил конец могуществу Хазарии.

    В 966 г. Святослав подчинил себе племенной союз вятичей, ранее плативших дань хазарам.

    В 967 г. Святослав принял предложение Византийской империи о совместных военных действиях против Дунайской Булгарии. Посредством втягивания Святослава в антибулгарскую коалицию Византия пыталась, с одной стороны, сокрушить своего дунайского соперника, а с другой − ослабить Русь, резко усилившуюся после падения Хазарского каганата. На Дунае Святослав в течение нескольких месяцев сломил сопротивление булгар «и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

    Святослав VS Хазарский каганат


    Киевский князь не успел укрепиться в своих новых придунайских владениях. В 968 г. к Киеву подступила орда печенегов − тюркоязычных кочевников, ранее находившихся в зависимости от Хазарского каганата. Святослав был вынужден свернуть завоевание Булгарии и поспешить на помощь столице. Несмотря на то что печенеги отступили от Киева еще до возвращения Святослава, устроение дел в своей державе задержало князя. Лишь в 969 г. он смог вернуться в Переяславец на Дунае, который он надеялся сделать своей новой столицей.

    Стремление киевского князя закрепиться на Дунае вызвало осложнение отношений с Византийской империей. В 970 г. между Святославом и Византией разразилась война. Несмотря на первоначальные успехи Святослава и его союзников булгар и венгров, его войско было разбито в битве при Аркадиополе (ПВЛ говорит о победе русского воинства, однако данные византийских источников, равно как и весь последующий ход войны, предполагают обратное).

    Кампанию 971 г. лично возглавил император Иоанн Цимисхий − исключительно опытный и талантливый полководец. Ему удалось перенести войну на территорию Дунайской Булгарии и осадить Святослава в крепости Доростол. Крепость героически оборонялась в течение нескольких месяцев. Огромные потери византийской армии и безвыходность положения Святослава заставили стороны пойти на мирные переговоры. По условиям заключенного мира, Святослав оставлял все свои дунайские владения, которые переходили под власть Византии, но сохранял армию. В 972 г. по пути в Киев Святослав, проходя Днепровские пороги, попал в засаду, устроенную печенежским ханом Курей. В схватке с печенегами киевский князь нашел свою смерть.

    1. «Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье). «Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.

    2. Смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.

    3. Рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство, и он мог выкупиться, вернув долг.

    Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земледелие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности—житом (от глагола «жить»).

    К IX—Х вв. стала применяться переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посевами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лесных районах. В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производилось в каждом хозяйстве. Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси имело ремесло. Главными центрами его средоточения были древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах.

    Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары

    Важнейшей отраслью была черная металлургия, являвшаяся вместе с земледелием основой экономического развития страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изготовление из него многочисленных вещей для хозяйства, военного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементированием, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полировкой. Древнерусское слово «кузнец» означало также и ремесленника, работавшего с цветными металлами. «Кузнецы злату, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

    Большого развития достигли стеклодельное, деревообрабатывающее, гончарное, кожевенное ремесла.Значительное распространение на Руси имели и так называемые домашние ремесла, к которым относились прядение, ткачество переработка сельскохозяйственной продукции, приготовление продуктов питания и др.

    С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.

    Принятие христианства на Руси(даты)

    988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

    991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

    Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

    Значение принятие на Руси христианства:

    1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

    2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

    3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности,

    4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

    5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

    Крещение Руси и её расцвет:

    При князе Владимире Святославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство.

    Вокняжевшись в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу,стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровнягосударственной религии. Но попытка превращения язычества в государственнуюрелигию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

    Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую

    же первобытность, как и верования древних славян. Христианские миссионеры не приносили с собой ничего принципиально нового; они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости

    покорности ее представителям. По преданию, первым проповедником христианства был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской

    деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской

    государственности.

    Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

    В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск , Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков) развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

    После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.

    11. Политическая раздробленность на Руси 12-13 вв и ее последствия. Специфика основных политических центров удельной Руси.

    К середине XII в. Образуется 15 самостоятельных княжеств, к концу XIV уже 50.

    Тенденции к раздробленности. Любеческий съезд князей. Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Распад Киевской державы в начале XII в.

    Экономические: господство натурального хозяйства (экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин), рост и укрепление городов.

    Внутриполитические: родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти князей и бояр на местах.

    Внешнеполитические: временное ослабление половецкой опасности в результате побед Владимира Мономаха.

    В 1097 г. произошёл межкняжеский съезд в Любече, который подтвердил, который подтвердил право каждого князя на самостоятельное правление в своей вотчине, но и поставил вопрос о необходимости совместной борьбы против кочевников.

    Сложность династических счетов, с одной стороне, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами.

    Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространялось земледелие. Совершенствовались орудия труда. Даже на самых отдалённых окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов (около 300 , накануне монгольского вторжения).

    Главной силой разделительного процесса выступило боярство. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию. “Круговорот князей” в поисках более богатого и почётного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчёт вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы “Русской Правды”, осознанием людьми общей исторической судьбы. В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальское или Ростово-Суздалськая земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. Среди факторов, способствующих подъёму экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходящих по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь.

    Галицко-Волынское княжество.Юго-Западная Русь - Галицко-Волынское княжество занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Удобное географическое положение позволяло вести активную внешнюю торговлю (с Венгрией, Польшей, Чехией). В 1199г. произошло объединение княжеств Галицкого и Волынского, при волынском князе Романе Мстиславиче (1170-1205). В 1203г. он захватил Киев и принял титул великого князя. Старшему сыну Романа Мстиславича - Даниилу (1221-1264), только в 1238г. удалось утвердить свою власть над Галицко-Волынской землей. В 1240г., заняв Киев, Даниил сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю.

    Новгородская боярская республика.Новгородская земля (северо-западная Русь). Занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное положение? Новгород находился на перекрестке торговых путей , Связывающих Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой.

    Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник. Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд. Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов.

    12. Татаро-монгольское нашествие на Русь в 13 веке. Установление золотоордынского ига и его последствия.

    В начале XIII в. завершился процесс объединения монголоязычных племен к северу от Великой китайской стены; возникла мощная военно-феодальная держава монголов. В 1206 г. состоялся курултай (съезд) монгольской кочевой знати, на котором нойона Темучина провозгласили великим ханом всей Монголии (“Чингисханом”). Вскоре начались первые завоевательные походы монголов - в Сибирь, в Центральную Азию, в Северный Китай. В 1219-1221 гг. Ченгиз-хан организовал поход против Хорезма - крупнейшего мусульманского государства. Завоевав Среднюю Азию, монгольские войска вторглись в Иран и Индию. Подвергались разгрому крупнейшие торгово-ремесленные и культурные центры мусульманского Востока: Отрар, Гургандж, Бухара, Самарканд, Мерв и др. города. В 1221-1223 гг. состоялся дальний поход монгольского войска на Запад - стратегическая разведка боем. Половцы были разбиты и завоеватели продвинулись к границам Руси. В 31 мая 1223 г. произошло крупное сражение между монголами и дружинами южнорусских князей (на реке Калке). Монголы одержали победу, но вскоре повернули на Восток. 31 мая 1223 г. Монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке.

    Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке. Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участие в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя на Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили.

    Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его войны были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.

    Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси.

    В 1237 г. войско Бату-хана (Батыя) подступило к русским землям, разгромив перед этим Волжскую Болгарию. Бату-хан предпринял два похода на Русь. Первый его поход состоялся в 1237-1238 гг.. Подверглись разгрому Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Завоеватели осадили и взяли Рязань, Владимир, Москву и ряд других городов Северо-восточной Руси. Дружины рязанских и владимирских князей потерпели поражение в битвах у Коломны и на реке Сити. Второй поход войска Бату-хана на Русь состоялся в 1239-1240 гг. Были разгромлены княжества Южной Руси. Монголы овладели Черниговом, Переславлем, Киевом, Галичем и др. южнорусскими городами. Такие крепости как Данилов, Кременец, Холм успешно отразили нападение завоевателей. Пройдя Галицко-Волынское княжество, войска Бату-хана вторглись в Польшу и Венгрию. С 1240 г. Русь оказалась под властью монголов. Монгольское иго продолжалось с 1240 г. по 1480 г. В 1257, 1259, 1262, 1289 гг. в ряде город Руси произошли восстания против бессерменов и баскаков. Эти восстания нанесли сильный удар по системе баскачества, порядок дани переходит в руки русских князей. Попытки некоторых князей продолжать в XIII в. борьбу с монголами не имели успеха.

    В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Хубулай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальная часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана - Чагатай (Джагатай) получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Зулагу владел территорией Ирана, частью Передней и Средней Азии и Закавказья. Этот улус, выделенный в 1265г., по имени династии называют государством Хулагуидов. Еще один внук Чингисхана от его старшего сына Джучи - Батый основал государство Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полу самостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия. Роль своеобразного аристократического совета играл “Диван”, где решались военные и финансовые вопросы. Религией Золотой Орды было язычество. Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV в. она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342 гг.) В эту эпоху (1312г.) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Для системы контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Некоторые князья, стремились поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков.

    Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси.

    Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Упростились, а порой и исчезли многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге сдерживало экономическое развитие. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

    13. Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских рыцарей в 13. Веке

    1.Тевтонский – основан в 1198г. В Сирии во время крестовых походов. Члены ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече.

    2. Ливонский – в 1237 году меченосцы обьединились с тевтонцами.

    В июле 1240 г. тяжёлым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошёл в устье р. Невы. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем Новгород. Князь Александр Ярославич, которому в то время было 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. “Нас немного, - обратился он к своим воинам, - но не в силе Бог, а в правде”. Скрытно подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками ударили по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли. Александра Ярославича за победу на р. Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.

    Летом 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241г.) Борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км. От стен Новгорода. По требованию вече Александр Невский возвратился в город. Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и др. захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища.

    5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась битва. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными войнами.

    Значение победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике.

    14. культура Древней Руси в 10-13 веке

    5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась битва. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными войнами.

    Значение победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике.

    В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.

    Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.

    Важно отметить, что русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.

    Письменность

    Такие имена, как Кирилл и Мефодий известны всем и каждому. Именно с ними ученые и историки связывают появление письменности еще в дохристианский период. Именно Кириллом во второй половине IX века была создана известная глаголица, которая была сформирована по большей части из переводов церковных книг. Распространению и развитию письменности в первую очередь способствовало крещение Руси. Несмотря на то, что письменность стала использоваться не только в летописях или при переписывании церковных книг, но и в быту, переписка книг все еще велась только в монастырях. Литература. Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Особенностью литературы на Руси является огромная идейная насыщенность и великолепное художественное совершенство. Одним из ярчайших представителей был митрополит Иларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Особенность произведения заключается в том, что именно здесь была впервые высказана авторская мысль, касательно необходимости объединения Руси

    Зодчество

    Каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т.к. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из дерева. Однако огромные знания и умения людей в строительстве деревянных зданий послужили толчков для развития каменного зодчества. Архитектура развивалась очень быстро, но своеобразно, т.к. мастера изначально старались перенести свой опыт строительства из дерева на камень. Позднее, принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной церковью стала известная Десятинная церковь, которая была построена в Киеве в 989 году.

    Живопись

    Толчков к развитию живописи вновь послужило крещение, благодаря которому пришли новые монументальные элементы, такие, как мозаика и фреска. Так же, существенное распространение получила станковая живопись (иконопись). Здесь, как и в случае с зодчеством, опыт был перенят из Византии.

    Фольклор

    Заговоры, заклинания, народные песни на протяжении огромного количества времени являлись неотъемлемой частью русской культуры. Фольклор играл огромную роль в жизни большинства простых людей, поэтому он включал в себя и предсвадебные песни, и похоронные плачи, а так же песни на пирах и тризнах. Однако народный фольклор был одним из немногих элементов культуры, который, после принятия христианства находился в упадке. Это было связано с тем, что церковь активно боролась с язычеством, считая большинство народных песен и поверий проявлением веры во многих богов.

    Декоративно-прикладные ремесла

    Киевская Русь на протяжении всего периода своего существования славилась мастерами и умельцами на все руки. Они в совершенстве владели чернью, сканью и эмалью. Об этом говорят многочисленные сохранившиеся украшения в ювелирном искусстве. Недаром, чужеземцы во все времена искренне удивлялись и поражались творениями наших мастеров. Именно в области декоративно-прикладных ремесел иностранные племена и государства заимствовали умения жителей Древней Руси.

    15. Возвышение Московского княжества в 14 в. Куликовская битва

    Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада – Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызывало приток населения на земли Московского княжества.

    Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени. Причины возвышения Москвы: 1). Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. 2). Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. 3). Москва оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. 4). Возвышении Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

    Борьба Москвы и Твери за велико-княжеский престол

    Политическое главенство над всею Русью в период ордынского ига принадлежало тому князю, который получал от хана ярлык на великое княжение владимирское. "Великий ярлык" давал не только политический авторитет, но и право на владение огромными земельными территориями с крупными городами: Владимиром, Костромой, Юрьевом.

    Главным соперником Москвы в борьбе за "великий ярлык" выступила Тверь. Поскольку силы княжеств были примерно равными, все зависело от умения князей расположить к себе хана Золотой Орды. В этом преуспели московские князья.

    Калита добился того, что Москва становится церковной столицей Руси. В 1326 г.туда переезжает русский митрополит. Это значительно укрепило политические позиции Москвы.

    Калита заложил основы могущества Москвы. В отношениях с Ордой Калита продолжал линию А. Невского: соблюдать вассальную зависимость от Орды, чтобы не давать повод для новых нашествий, но во внутренних делах Руси стремиться к максимально возможной самостоятельности.

    Политику Калиты продолжили его наследники - Симеон Гордый /1340-1353/ и Иван II Красный /1353 - 1359/. В состав Московского княжества вошли Дмитров, Калуга и др. земли. Благодаря Калите и его сыновьям Русь на несколько десятилетий была избавлена от татарских нападений, что обеспечило благоприятные условия для экономического и культурного возрождения.

    Увеличились площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись подсека и перелог. Шире тали применяться металлические орудия труда – соха с железными наконечниками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расширилось огородничество и садоводничество.




    В 1380г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войск на Русь. Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне, откуда двинулись на встречу татарам, пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретится с врагом на территории, которую Мамай считал своей. В тоже время Дмитрий поставил цель не дать Мамаю соединиться с Ягайлом до начала сражения. Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. Утро в день битвы - 8 сентября 1380 г. - выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем. В начале битвы татары почти полностью уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды стоявшего в центре большого полка. Мамай уже торжествовал, считая, что уже одержал победу. Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Татары панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской.

    Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра - организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани. На Куликово поле шли жители из разных русских земель и городов - вернулись же они с битвы как русский народ. Перед смертью Дмитрий Донской передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425гг.) по завещанию как “отчину” московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде. Произошло слияние Великого княжества Владимирского и Московского.

    16. Роль церкви в общественной жизни Руси 14 в. Сергей Радонежский.

    С принятием христианства возникла церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в русском обществе. Во главе русской церкви был митрополит. Митрополия делилась на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым (верховным, руководящим) духовенством появилось и черное — монахи, обживающие пустыни и монастыри. Возникло монастырское землевладение.

    С утверждением татаро-монгольского ига русская церковь была включена золотоордынскими ханами в созданную ими систему управления. По ханским ярлыкам церковь обладала привилегиями и льготами. Она поддерживала власть, проповедуя смирение и покорность хану Золотой Орды. Вместе с тем, участвуя в процессе формирования национального самосознания, церковь постепенно становилась фактором единения земель и духовного сопротивления.

    Крупной политической фигурой был митрополит Петр (1308-1326 гг.), с именем которого традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Алексей (1354-1378 гг.) неофициально возглавил правительство Москвы. Соединение в его руках светской и духовной власти способствовало объединению русских земель вокруг Москвы.

    В середине XIV в. возникло течение, направленное на улучшение нравов духовенства и рост авторитета церкви. Главой его стал Сергий Радонежский (1314-1392 гг.), основатель Троицкого монастыря. В его обители был утвержден устав, согласно которому монахи отказывались от всякой личной собственности. Аскет, человек твердых религиозных убеждений, Сергий своим благочестивым поведением утверждал новый тип церковного деятеля, который служил живым укором жадному и продажному высшему духовенству. Авторитет Сергия Радонежского способствовал подъему национального духа в период свержения монголо-татарского ига. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько монастырей (Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский на Клязьме), во всех этих обителях он поставил настоятелями своих учеников. Согласно жизнеописанию, Сергий Радонежский совершил множество чудес, исцеляя людей, которые приходили к нему из разных городов.

    Сергий Радонежский, обладая гигантским авторитетом, примирял князей, добивался их подчинения Дмитрию Донскому. Он же благословил Донского на Куликовскую битву.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта