шпоргалки. Ш_история педагогики. История педагогики как наука
Скачать 302.85 Kb.
|
Роль Н. К. Крупской в развитии общественного дошкольного воспитания Выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) сыграла огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Ближайший соратник В. И. Ленина, крупный теоретик советской педагогики, она совмещала государственную деятельность с разработкой вопросов марксистской теории воспитания. Большое внимание Надежда Константиновна уделяла организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания. Анализируя положение женщин-работниц и их детей в капиталистической России, Н. К. Крупская показала, что изменить положение трудящейся женщины может лишь ее активная революционная борьба наравне с мужчинами. Н. К. Крупская убедительно доказывала, что только в коллективе дети смогут развиваться всесторонне и полноценно и что общественное воспитание окажет большое влияние на укрепление семьи, поможет поднять семейные отношения на более высокую ступень. Накануне Октябрьской революции в статье «Школьная муниципальная программа» Н. К. Крупская сформулировала основные требования большевиков в области образования и воспитания детей: «...городское самоуправление должно озаботиться устройством возможно большего числа бесплатных яслей и материнских школ для детей дошкольного возраста». После Великой Октябрьской социалистической революции Надежда Константиновна внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Она считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада. Н. К. Крупская рассматривала работу по развитию речи как основу умственного развития ребенка. Большое значение придавала она эстетическому воспитанию, считая его одним из важнейших средств формирования гармоничной личности. Организацию общественного дошкольного воспитания детей ранее угнетавшихся национальностей нашей страны Н. К. Крупская рассматривала как важный фактор в преодолении пережитков прошлого, остатков национальной вражды и розни, религиозных предрассудков, обычаев, закрепощавших женщину. Н. К. Крупская рассматривала детский сад как составную часть общей системы народного образования, указывая, что между детским садом и школой должна быть установлена преемственность и в старшей группе детсада необходимо готовить детей к школе. Подготовка кадров дошкольных работников Организация общественного дошкольного воспитания потребовала большого количества педагогических кадров. Еще в 1918 г. дошкольный отдел Наркомпроса обратился с воззванием к дошкольным работникам и ко всем, кто желал работать в области дошкольного воспитания. Большое количество старых специалистов по дошкольному воспитанию, а также лиц, не имевших педагогического образования, но увлеченных новизной и огромным значением дошкольного дела, откликнулись на призыв. Однако кадров было явно недостаточно. Надо было создать систему их подготовки. В апреле 1918 г. в Москве были открыты курсы дошкольных работников на 100 человек. Затем начали работу курсы по подготовке инструкторов-пропагандистов дошкольного дела. На эти курсы местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов командировали своих представителей. Потребность в кадрах дошкольных работников росла, и в 1918 г. в Петрограде был открыт институт дошкольного воспитания, а в следующем году в Москве при Академии коммунистического воспитания было организовано дошкольное отделение. В 1921 г. такое же отделение было открыто в составе педагогического факультета 2-го МГУ. Это были первые в мире государственные учебные заведения по подготовке кадров с высшим дошкольным образованием. С 1921 г. во многих городах страны была организована подготовка воспитателей дошкольных учреждений в государственных педагогических техникумах. К 1928 г. организаторов-методистов дошкольной работы готовили 4 вуза, а педагогов дошкольных учреждений - 23 педагогических техникума. Сеть педагогических учебных заведений постоянно росла. В 1978 г. педагогические кадры по дошкольному воспитанию готовились в СССР в 38 педагогических институтах и 214 педагогических училищах. В связи с переходом в систему народного образования детских яслей с 1975 г. в педагогических училищах начата подготовка специалистов дошкольного воспитания широкого профиля (включая ранний, ясельный возраст). 17. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Ф.ФРЕБЕЛЯ Фребель, (Фрёбель) Фридрих Вильгельм Август (1782—1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. Свое первое воспитательное учреждение («Универсальный германский воспитательный институт») он открыл в Тюрингии в 1816 году. Воспитательный процесс в нем строился на основе педагогических принципов И. Г. Песталоцци. В 1829 году институт был закрыт из-за обвинения Фребеля в распространении вредных идей. В 1833 году Фребель возглавил основанный Песталоцци сиротский приют в Бургдорфе, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 году он основал в Тюрингии учреждение, которому затем дал название «детский сад». Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838—40 годах издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», а также сборники песен для детей. Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями была составлена книга «Педагогика детского сада» (в России она была переведена в 1913 году под заглавием «Детский сад»). В 1851 году по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющая часть якобы социалистической системы Фребеля. В основе системы лежит представление о внутренней связи всех вещей, соответственно любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Главную задачу воспитания видится в том, чтобы не испортить врожденной позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть не предписывающим и не насильственным, а предостерегающим и охраняющим.Был впервые введен принцип деятельности в педагогике, который затем получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им. Ф. Фребель фактически первый оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Поэтому в основу педагогической системы были положены игры, которые нужно сделать увлекательными, яркими и осмысленными. Изменения и разработки Ф. Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Материалом для детских игр стали простые, обыденные предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и пр. Ф. Фребель исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой: чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простор для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки стесняют свободу творчества, предопределяя игру, и как бы приковывают ребенка к известным стереотипным действиям. Ф. Фребель впервые ввел систематику и порядок в детские игры. Он выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все игры, которые сам Ф. Фребель называл “дарами”, сопровождались песенкой или стишком воспитателя, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило действия. Через тексты, включенные в действия, осуществлялось знакомство маленьких детей с общими свойствами и взаимоотношениями вещей. Еще одно важное изменение заключалось в непременном участии взрослого в детских играх. Детские садовницы, получившие специальную подготовку, должны были быть душой детских игр, давать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель на своем столе демонстрировал нужные действия с дарами, пел песенки, читал стихи, а дети, следуя его примеру, воспроизводили те же действия и слова со своим дидактическим материалом. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Он немало способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания. Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины ХIХ в., работали преимущественно по системе Ф. Фребеля. Однако, в процессе своего массового использования игры с дарами были извращены и превратились в формальные упражнения. В результате они утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады получили массу критики за “формализм”, “педантизм” и “дидактизм”. 18.ОБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX-XVII ВВ) 863 г. - братья Кирилл и Мефодий создают первый славянский алфавит (глаголицу), на основе которого их ученики затем составляют кириллицу. Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) открыли первую школу с преподаванием на славянском языке (в Велиграде, столице Моравского княжества). Заложили основы славянской письменности, литературы, философии, богословия. Канонизированы православной и католической церквами. 988 г. - Крещение Руси кн. Владимиром Святославовичем. Открытие первой на Руси школы «учения книжного» в Киеве, расширение географии школьного образования в XI-XIII вв. (Переславль, Владимир, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром и др. ). Начальное обучение проводили «мастера грамоты», учившие детей всех сословий. Кроме грамоты изучалось пение и ремесла, а также искусство делать книги («изоборники»). Обучение велось в индивидуальной форме: ученики сидели вместе, но учитель занимался с каждым отдельно. «Учение книжное» давало элементарное и повышенное образование, учащиеся получали сведения о природе, истории различных стран. 1073 г. - появление «Изоборника Святослава», получившего широкое распространение на Руси. Основан на ряде религиозных источников («Притчи Соломона», «Премудрость Иисуса, сына Си-рахова» и др. ). «Изоборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. Конец XV века - «Домострой» - древнерусский свод правил поведения в общественной жизни и быту. В него входили главы о почитании веры («духовное строение»), о семейной жизни («мирское строение»), о ведении хозяйства («домовое строение»). Среди добродетелей особого внимания заслуживало воспитание мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, патриотизма, уважения к старшим. Разрешалось применять наказание, но без злоупотреблений. «Домострой» ставил превыше всего авторитет хозяина и мужа, но вместе с тем с уважением относился к женщине, которой отводилась роль матери, хозяйки и воспитательницы («похвала женам»). 1574 г. (Львов), 1581 г. (Острог)- появление первых печатных книг - букварей Ивана Федорова, впитавших опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. 1615 г. - открытие Киево-Могилянского коллегиума, впоследствии преобразованного в академию по образцу западноевропейских гимназий академического типа. Первое в России высшее учебное заведение, в котором обучалось 1200 человек и имелось три отделения: младшее, среднее и старшее. Преподавались астрономия, музыка, катехизис, риторика, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, экономика, медицина и др. Большое внимание уделялось философии, богословию, юридическим наукам. До 80-х гг. XVIII в. преподавание велось на латыни, с 1784 г. - на русском языке. В 1819 г. преобразована в Киевскую духовную семинарию. 1649 г. - открытие Ф. Ртищевым на собственные средства училища (школы) в Москве при Андреевском монастыре. Руководил училищем Епифаний Славинецкий, а сам Ртищев стал его слушателем. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие. Для нужд училища составлен первый греко-славянский словарь. 1681 г. - открытие в Москве Типографской школы (училища) по инициативе царя Федора Алексеевича. Первая государственная школа повышенного типа. Типографская школа являлась одновременно и начальной школой, и училищем по подготовке переводчиков для Печатного двора. Впоследствии слилась со Славяно-греко-латинской академией. 1685 г. - открытие школы при Богоявленском монастыре братьями Лихудами. Все свободные науки преподавались на латинском и греческом языках, изучался итальянский. Эта школа повышенного типа приближалась по уровню образования к западноевропейским университетам. Учителем греческого языка был Ка-рион Истомин — учитель цесаревича Петра Алексеевича и автор многих учебников. 1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Москве. Цель - подготовка православных священников, государственных служащих, преподавателей. Первое высшее учебное заведение, в котором серьезно изучались не только богословские, но и светские науки. Ориентирована на программы западноевропейских университетов. В академии было восемь основных классов и один подготовительный. В первой половине XVIII века стала одним из центров русской культуры и просвещения, с развитием сети светских учебных заведений - центром русской религиозной мысли и проповедничества. В 1814 г. указом Синода преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троицко-Сергиеву лавру. 19.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ РЕФОРМЫ В ЭПОХУ ПЕТРА I. Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование бюрократического аппарата и другие реформы требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Все внимание уделялось светскому образованию, которое начало развиваться в России на шесть столетий позже, чем в Европе. По указам 20 января и 28 февраля 1714 г. дети дворян и приказного чина, дьяков и подьячих, должны были обучиться "цифири", т.е. арифметике, и отчасти геометрии. Молодых людей разных сословий посылали учиться за границу. Не все были достаточно подготовлены к сложным наукам. Еще во время заграничного путешествия Петра сержант Преображенского полка Корчмин докладывал царю, как идут занятия в Германии: "А ныне учим тригонометрию". Петр поинтересовался, как это один из преображенцев, Степан Буженинов, будучи совершенно неграмотным, осваивает тонкости математики, и получил ответ: "И я про то не ведаю: бог и слепых просвещает". Иногда молодежь, отправленная за границу, вела себя буйно. В августе 1717 года Конон Зотов писал царю: "Господин маршал д'Этре призывал меня к себе и выговаривал мне о срамотных поступках наших гардемаринов в Тулоне: дерутся часто между собою и бранятся такою бранью, что последний человек здесь того не сделает. Того ради обобрали у них шпаги". И тем не менее в Венеции, Флоренции, Тулоне, Марселе, Кадиксе, Париже, Амстердаме, Лондоне русские ученики изучали механику, навигацию, инженерное дело, артиллерию, рисование, как корабли строятся, боцманству, артикулу солдатскому, танцевать, на шпагах биться, на лошадях ездить и всяким ремеслам, медному, столярному и судовым строениям. Вернувшихся из-за границы лично экзаменовал сам Петр. Допетровская Россия знала только богословское образование. При Петре возникли первые светские учебные заведения. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне была открыта Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа. Были открыты Медицинская школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в цифирных и гарнизонных школах. Образование, как и большинство петровских начинаний, водилось насильственными мерами. Для молодых дворян, уклонявшийся от обучения было придумано действенное наказание: "штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится". На занятиях в Навигацкой школе присутствовал гвардейский сержант с плетью, а за побег из школы грозила смертная казнь. (См. иллюстрацию) Светское образование потребовало массу новых учебников. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Ф. Прокопович, автор знаменитой "Арифметики" Леонтий Магницкий и другие. Бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г вместо церковнославянского был введен новый гражданский шрифт. Первой напечатанной новым шрифтом книгой вышла "Геометриа, славенски землемерие", она печаталась с рукописи, испещренной собственноручными поправками Петра. Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Было издано свыше 600 книг по военным, морским делам, по юриспруденции и истории, в основном переводных. Квалифицированных переводчиков не хватало, мобилизовали даже ученых карлов, бывших шутами. Одному из них Петр приказал перевести с голландского книгу о разведении тюльпанов, несчастный побился, побился над мудреным переводом и в отчаянии наложил на себя руки. Но и эти тяжеловесные, зачастую малопонятные переводы сыграли свою положительную роль в русском просвещении. С 1703 г. в России начала выходит первая газета "Ведомости". Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть разобщенность России и Европы, одним из проявлений которой было разное летоисчисление. В 1700 г. в России, как и в европейских странах, был введено летоисчисление от рождества Христова и 7208 год от сотворения мира стал 1700-м. В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Замечательными успехами была отмечена деятельность русских изобретателей, был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. В 1718 г. Петр подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, - словом, все, что "зело старо и необыкновенно" велено было приносить. Так возникла Кунсткамера, родоначальница всех русских музеев. Кунсткамера была открыта для публики, но желающих осматривать "монстров" было так мало, что каждому посетителю по приказу царя подавали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь царскую причуду. Одновременно с собранием "раритетов" были приняты меры по сбору древних письменных источников, копированию летописей и старинных грамот. При Петре была начата подготовка к открытию Академии наук, но ее открытие состоялось уже после смерти императора в конце 1725 г. 20. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ В ЭПОХУ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ В 60-80-е годы XVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной, как в предшествующую эпоху, целью воспитания. Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое общее образование с профессиональной выучкой. Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Джона Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в русском переводе стал в начале царствования ее настольной книгой. Несомненно и влияние на императрицу и ее ближайшее окружение идей французских философов-энциклопедистов. От Ж.-Ж. Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дени Дидро — идею о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях, от К.А. Гельвеция и Вольтера — энциклопедический характер образовательных программ, от русских просветителей — внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя великой России. В воспитании Екатерина II видела главное условие формирования, по ее выражению, «новой породы людей». Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины XVIII в. стал так называемый «Наказ императрицы Екатерины II». Этот документ закрепил за каждым сословием строго отведенное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным, в рамках своего сословия. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание. Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих их сословию. Далее, считала Екатерина II, надо прививать детям любовь к отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность является источником зла. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который сам должен быть образцом истинной гражданственности. Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной II прежде всего у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом к его демократическим педагогическим взглядам она относилась отрицательно. У Ж.-Ж. Руссо эта идея имела иное содержание. Прочитав в 1763 г. его трактат «Эмиль, или О воспитании», она так выразила свое отношение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время». Антисословная, антипатриархальная сущность педагогической теории Ж.-Ж. Руссо была неприемлема для Екатерины II, но идея создания «новой породы людей», как таковая, пути создания, формы и методы, подсказанные французским просветителем, не могли не привлечь ее внимания. Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху должна была способствовать система закрытых учебных заведений. В школах, созданных по строго сословному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конкретного сословия. В 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина...», являвшаяся переродом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта книга стала как бы манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции этой учебной книги лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было быть воспитание религиозное, воспитание в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается. Идеи книги «О должностях человека и гражданина» следовало закреплять в умах учащихся. С этой целью в начале 80-х годов Екатерина II сама написала произведения, носящие педагогическую направленность, — «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», которые означали поворот к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением. Это направление педагогической мысли Екатерины II развивал ее ближайший сподвижник митрополит Платон Левшин (1737-1811), создатель и покровитель духовных училищ России, которые он превратил в своеобразные гуманитарные школы, ориентированные на вкусы и понятия светского «просвещенного» общества, но хранящие заветы религиозного воспитания добродетелей «ума и сердца». Обращение к традиции христианского воспитания характерно для выдающихся православных мыслителей XVIII в. Тихона Задонского (1724-1782) и Паисия Величковского (1722-1784), которые оказали сильное влияние на религиозно-педагогическую мысль России начала следующего столетия. |