Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Особенности раннего периода политической мысли в Казахстане.

  • 2. Общественно-политическая мысль в Казахстане в 19-20 вв.

  • 3. Основные направления политической мысли в Казахстане в современных условиях.

  • Патологии казахстанской политологии

  • Лекция. Лекция 4. История политической мысли Казахстана


    Скачать 105 Kb.
    НазваниеИстория политической мысли Казахстана
    АнкорЛекция
    Дата17.01.2023
    Размер105 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекция 4.doc
    ТипДокументы
    #890044

    История политической мысли Казахстана
    1. Особенности раннего периода политической мысли в Казахстане.

    2. Общественно-политическая мысль в Казахстане в 19-20 вв.

    3. Основные направления политической мысли в Казахстане в современных условиях.
    1. Особенности раннего периода политической мысли в Казахстане.

    1) Кюль-тегин жил в кон. VII- перв. пол. VIII вв.

    Сын Кутлуга, принявшего титул Эльтериша-кагана, он участвовал в процессе воссоздания Восточно-Тюркского каганата в борьбе с Китаем. Кюль-тегин известен, благодаря текстам, сохранившимся в Большой и Малой надписях на каменных стелах, известных в историографии под названием памятников орхоно-енисейской письменности.

    Большой политической мудростью, прозорливостью веет от обращения, звучащего в Малой надписи в честь Кюль-тегина. Здесь он обращается к современникам и потомкам, к "тюркскому народу" с призывом хранить единство, избегать раздоров, оберегать собственную государственность. Знать и управлять, что Юсуф выражает словом "билиг", надо таким образом, чтобы государство было прочным, чтобы в нем царили правопорядок, дисциплина, здоровый нравственный стержень.
    2) Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".

    Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. Его рассуждения о пути к счастью и достойной человека жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя, развиваемые в "Афоризмах государственного деятеля", "Гражданской политике", в сочинении "О достижении счастья" еще требуют более глубокого изучения. Свобода духа в утверждении непреходящих человеческих ценностей, пронизывающая творчество Фараби, чрезвычайно поучительна и актуальна. Счастье это - абсолютное благо. Имеется, говорит Фараби, множество вещей, о которых человек полагает, что они-то и являются основой и целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. Способные к этому - мудрецы. Большинство же людей поддается в представлении счастья образам воображения. Религии это как раз и есть различные способы представления счастья в образах воображения, хотя все народы и все люди верят в одно и то же счастье.

    Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, отграничение последнего от мнимого, ложного счастья. Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль-Фараби, должен обладать всеми добродетелями: здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.
    3) Работа Юсуфа Баласагуни "Кутадгу билик" является первым энциклопедическим произведением не на официальном литературном языке, каким являлся арабский язык в то время, а на родном языке тюрков, факт сам по себе очень значительный, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Вместе с этим, им руководили политические мотивы, стремление научить среднеазиатскую династию караханидов, еще не оторвавшуюся от кочевой среды, управлять страной с высокоразвитыми оседлыми районами, областями (Маверанахр, Восточный Туркестан).

    Жусуп Баласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать силой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо организованный государственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постоянной угрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересы привилегированных слоев населения; достаточно подготовленный, чтобы упорядочить налоги и сборы внутри страны.
    2. Общественно-политическая мысль в Казахстане в 19-20 вв.

    Вторая половина 19 века для культуры Казахстана была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Её главными, классическими представителями стали Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев. Просвещение в Казахстане возникло в силу действия общих закономерностей развития духовной жизни человечества. Возникновение просвещения в Казахстане было предопределено не только процессом исторического развития казахского общества на определённом этапе его становления. Но, прежде всего и главным образом теми политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа и на долгие годы вперёд предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него своё заметное влияние. Процесс присоединения Казахстана к России завершился во второй половине 60-х годов 19 века завоеванием русской армией южных оплотов казахской степи.

    Не могли остаться в стороне от политической борьбы и казахские просветители. Они активно включились в неё. Но при этом они исходили не из стремления аристократических слоёв казахского общества использовать присоединение или отторжение Казахстана от России в корыстных целях, а из горячего желания поставить сложившуюся ситуацию на службу целям скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода его из состояния средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки. И в этом, полагали они, Казахстан должен опираться на помощь России, стоящей на более высокой ступени экономического и культурного развития.

    Общественный строй явно отрицательное влияние оказывал на духовную жизнь и культуру казахского народа. Вполне обходясь примитивными отношениями, связанными с экстенсивным кочевым скотоводством, люди патриархально - феодального общества не нуждались в росте научных знаний. В результате в Казахстане в этот период были слабо развиты такие важнейшие элементы культуры, как письменность, периодическая печать, печатная литература и т.д. духовная жизнь казахов проявлялась в основном в своих вербальных формах и, за редким исключением, не выходила за пределы обыденного сознания. Пользуясь забитостью и невежеством народа, эксплуататорские силы казахского общества распространяли в степи мусульманскую религиозную мистику, всячески стремились закрепить и увековечить те понятия и взгляды, которые соответствовали их интересам.

    Осознанием вековой отсталости Казахстана вынуждало передовых представителей казахского общества возложить свои надежды на цивилизованное влияние России. Тем более, что после перехода казахов в российское подданство и по мере продвижения России вглубь казахских степей здесь, на самом деле, происходили заметные изменения позитивного свойства. Изменениям стали подвергаться все сферы казахской общественной жизни: внешнеполитические условия развития, экономика края, его производительные силы, социально - политические отношения, культура и т.д. Всюду, где религия и церковь становились на пути развития науки и свободного движения человеческой мысли, возникало просвещение. Просветители в Казахстане подготавливали почву для проникновения европейской и, в особенности, русской цивилизации в казахскую степь.

    В условиях Казахстана середины 19 века, когда не было общественных сил, способных осуществить коренное преобразование политической системы общества и освободить народ от вековых пут феодальной эксплуатации, стремление просветителей добиться облегчения участи масс с помощью более развитой России было исторически оправдано. Конечно, нельзя было рассчитывать, что таким путём можно полностью ликвидировать патриархально - феодальные отношения казахского общества, поскольку царизм в этом вовсе не был заинтересован. Но интенсивное проникновение русского влияния действительно подрывало вековые устои феодального гнёта.

    Таким образом, стремление любыми средствами добиться освобождения угнетённых масс от поистине диких, средневековых форм грабежа со стороны восточных деспотов, было основным мотивом, которым руководствовались просветители в своей неутомимой борьбе за присоединение Казахстана к России. Также не менее важным мотивом было вполне оправданное признание ими отсталости Казахстана по сравнению с Россией, высокая оценка ими русской цивилизации и понимание её огромного значения для развития казахского народа, глубокое понимание неизбежности победы прогрессивных сил русского общества над реакционными. Во многих своих произведениях просветители подчёркивали, что отсталость казахского народа проявляется, в частности, в низком уровне развития его хозяйственной жизни.
    1) Ч.Ч.Валиханов – первый замечательный казахский учёный и выдающийся просветитель – демократ. Ч.Валиханов дал достаточно глубокое обоснование своей концепции предметной области политики и права, концепции, которая значительно отличалась от всех существовавших до неё и появившихся после неё. Согласно Ч.Валиханову политика – это ВЛАСТЬ и способы её устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяется господствующими социальными силами. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое, и призвано претворять в жизнь государственную политику.

    Колониальный характер государства сразу же предопределяет собой правительственную систему колониального или зависимого государства. Он даёт подробный и блестящий анализ только одной китайской системы колониального управления. И этот анализ показывает, насколько глубоко он знал и понимал прогрессивные политические и правовые учения и теории своего времени и умел творчески применять и развивать их в соответствии с конкретными исследованиями конкретной ситуации.

    Глубокая сущность философского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом её устройства. Политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Политика связана с властью. Он учёл то, что политика есть ещё и способ её устройства. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики. Всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Только та власть может рассматриваться в качестве политики, которая заботится о способах своего производства. Однако способы устройства власти зависят отнюдь не от желания властвующих персон, а от независимо от них складывающихся обстоятельств. Обстоятельства же эти принудительно навязываются политикам извне. Просветитель полагал, что любая власть страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых.

    Не менее остро ставил Ч.Валиханов и проблему предметной области права. По логике его рассуждений, право представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общения с другими людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретно сложившейся ситуации. Он был противником распространения юридических кодексов одних народов на кодексы других без учёта особенностей их жизненных обстоятельств. Он безукоризненно знал передовые политические и правовые теории стран Запада и России и сумел убедительно доказать, что политико-правовая система азиатских стран состоит в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизованном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества.

    Духовенство, проникающее в Казахстан, отмечал просветитель, сознательно сеет и поддерживает невежество народа в своих корыстных целях, зная очень хорошо, что невежественный и суеверный народ легче поддаётся ограблению, чем народ пресвященный. Крайнее возмущение Ч.Валиханова вызывало то обстоятельство, что мусульманское духовенство, будучи само совершенно невежественным, сосредотачивало в своих руках всё дело народного образования.

    Он был твёрдо убеждён в том, что познание законов развития природы и общества станет вполне доступным для просвещённого человека, свободного от предрассудков и основывающего свои действия не на вере, а на пытливом исследовании фактов самой действительности. Сам он был глубоко убеждённым материалистом и атеистом. Вся его ожесточённая борьба против религии, а также его кипучая деятельность не оставляют никакого места для сомнения в этом. Опровергая религиозные заблуждения, просветитель выступает страстным защитником научного знания. Ч.Валиханов становится на путь признания того, что исторические события не являются результатом случайного переплетения обстоятельств, а, что в их основе лежит некая общая закономерность.
    2) Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1842-1889) – выдающийся казахский просветитель и демократ. По своим политическим убеждениям он был сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что идея социализма в его русском окружении и, тем более, в административных кругах, с которыми ему приходилось постоянно сталкиваться, была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества.

    И. Алтынсарин внёс значительный вклад в дело борьбы против религии, особенно против ислама. Однако его антирелигиозная деятельность не носила такого боевого характера как антирелигиозная деятельность Ч.Валиханова. Критика религии как несостоятельного мировоззрения, разоблачение её реакционной сущности И. Алтынсариным порой достигала глубокой остроты и поднималась на довольно высокий уровень. Но она не была у него последовательной. Собственные взгляды и его отношение к религии носили противоречивый характер. Здесь у него выявились материалистические тенденции, прогрессивные черты. Имели место резкие отступления от материализма в сторону идеализма и даже религии.
    3) Абай Кунанбаев – выдающийся поэт и мыслитель, великий зачинатель культуры, достойной бессмертия. Абай не только сумел освоить идеи устного творчества своего родного народа, классического наследия культуры Востока, России и Европы, но и сумел переработать их в духе требований своего времени и в соответствии с окружающей его действительностью. Абай Кунанбаев выходец из среды знатных степных феодалов, он всю жизнь провёл в борьбе за интересы казахской бедноты, народных масс, влачащих жалкое существование по воле царского самодержавия и тех социальных сил, которые поддерживали его и пользовались его поддержкой на окраинах русской империи. Абай был врагом эксплуататоров и радетелем трудящихся.

    Борьба за дружбу народов, которую в своё время начали прогрессивные мыслители прошлого, в их числе Абай Кунанбаев, отражала собой объектную тенденцию интеграции всех наций и народностей мира в процессе их исторического прогресса.

    Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг её беспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против её проповедников и защитников. Он хорошо знал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские цели, господствующие силы общества. Ибо только слепой верой в бога можно обосновать и оправдать то, что отвергается разумом. Именно поэтому мыслитель настойчиво доказывал, что не слепая вера в Аллаха, - а только истинная вера – иман, освещённая светом разума, способна открыть путь к сердцу человека и направить его прямой дорогой к свершению добра, любви и справедливости. Особое возмущение вызвало у Абая то, что мусульманское духовенство, будучи само абсолютно невежественным даже в вопросах проповедуемой им религии пыталось сосредоточивать в своих руках дело обучения людей грамоте и приобщения их к активной духовной жизни. Но не только невежеством характеризуются отрицательные черты мусульманского духовенства. Абай прекрасно понимал, что само невежество они насаждают с целью поработить народ духовно и через духовное порабощение народа грабить его, наживаться за счёт него. Абай безжалостно вскрывал и аморализм мусульманских суфиев, называя их «лицемерной сатаной в образе человека», муллы ишанов – «лженаучными», а всё мусульманское духовенство в целом – невеждами из невежд, совратителями людей с пути истины и добра.

    Абай пытается дать своеобразное философско-теологическое обоснование необходимости гуманизации общественных отношений. Он настойчиво доказывает, что антигуманные, антинародные деяния и то зло, которое чинят имущие социальные слои против простых народных масс, против человека труда, стоят в вопиющем противоречии с самими основами и сущностью истинной веры.

    Возникновение власти правителей Абай связывал с естественным стремлением людей к упорядочению общественной жизни, к самореализации, защите от возможных посягательств на их жизнь, имущество, права. "Говорят, – писал Абай, – …"Когда каждый сам по себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне". Люди, признав эту истину, приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее.

    И второе – люди свято берегли и дорожили единством. Стоило кому-то призвать на помощь других, упомянув при этом имена предков, как все бросались на выручку, забыв обо всех обидах и раздорах, охотно шли на уступки и жертвы".

    Абай Кунанбаев своей критикой межродовых и феодальных раздоров в степи, сыграл выдающуюся роль в осознании этих недостатков, в формировании критического отношения к ним, в пропаганде прогрессивных для своего времени мировоззрения и политико-правовых идей. Симпатии Абая к институтам родовой демократии отражали интересы, представления о справедливом строе широких слоев казахского общества. "Не случайно антифеодальные и антиколониальные движения казахских крестьян конца XVIII и первой половины XIX веков, – писал А.Н. Таукелев, – проходят под лозунгом борьбы за утверждение родовой демократии, против произвола ханов, султанов, а также против колонизаторской политики разрушения родоплеменного деления казахского общества".
    4.

    В современном мире понятия демократизм и либерализма всё ближе подходят друг к другу. Появилась даже демократия либерального типа. Она возникла в конце XVIII - начале XIX века в странах Западной Европы и США в результате соединения либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суве­ренитета. Если сравнить её классический вариант с положениями проекта программы партии Алаш, то можно составить следующую таблицу:



    Программа партии Алаш

    Принципы либеральной демократии

    1. неприкосновенность личности жилища, свобода собраний, печати, союзов, вероисповедания.

    1. приоритет прав индивида над законами государства, защита слова, прав меньшинства на своё мнение и отставания его в рамках закона.

    2. принцип разделения властей

    3. конституционализм

    4.равноправные выборы

    5. государство отделено от церкви образования; в экономике регулирует только вопросы землеобеспечения и налогообложения

    5. государство не вмешивается в дела гражданского общества, экономические и социальные процессы.



    6. Правление упорядочено конституцией.

    7. наличие парламента, представительных органов власти.

    7. парламент, преобладание представительных форм политического влияния

    8.представление экстерриториальной и культурной автономии тем, кто без территории окажется в пределах казахской автономии

    8. обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы

    Результатом сравнения стал вывод о том, что программа Алаш носит либерально-демократический характер.

    Но сравнение также показало, что в проекте есть такие поло­жения, которые не учтены ни одним из политических движений. Это соответствие обычаям и традициям в решении многих вопросов, стремление к справедливости. С одной стороны это объясняется наличием большого числа интеллигенции в составе партии, с другой стороны тем, что партия была однонациональной.
    3. Основные направления политической мысли в Казахстане в современных условиях.
    В Казахстане в 1995 г. создана независимая экспертная служба, по инициативе научных коллективов: Центра экономической социологии Казахской Государственной Академии Управления и Института социологии и политологии Национальной Академии Наук РК.

    В АСиП сотрудничают высококвалифицированные специалисты разных отраслей знания: философы, социологи, политологи, экономисты, программисты, теле-радиожурналисты, маркетологи и другие.

    В исследовательской деятельности АСиП использует оригинальные научные технологии, разработанные совместно с Фондом "Общественного мнения" (Россия, г. Москва) и Центром Евро-Азиатских исследований Редингского Университета (Великобритания).

    За 7 лет со дня образования и регистрации в 5 раз вырос волонтерский состав АСиП. Сегодня она насчитывает в своих рядах свыше 100 профессионалов разного труда и возраста. Из них - 10 штатных сотрудников, остальные волонтеры, участвующие в деятельности АСиП на инициативных началах. Региональные филиалы АСиП функционируют в нескольких городах Казахстана: Астане, Усть-Каменогорске, Уральске, Караганде, Кокшетау, Таразе, Атырау и других круппных городах и областных центрах. Пополнение АСиП все новыми людьми - свидетельство ее жизнеспособности и растущего общественного признания в Казахстане.

    АСиП активно участвует в общественно-политической жизни страны, одновременно обучая и предоставляя работу по профилю своей деятельности малоимущим и безработным категориям населения, включая студентов и пенсионеров.

    В стенах АСиП получают консультативно-экспертную помощь, информационно-аналитические материалы лидеры и активисты политических партий, общественных движений и неправительственных организаций, представители пресс-служб и информационно-аналитических центров при органах государственной и местной власти. Материалы деятельности АСиП широко и систематически освещаются электронными и печатными средствами массовой информации, как в Республике Казахстан, так и в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Киргизстан, США, Великобритания, Германия, Румыния, Иран, Египет).

    АСиП имеет солидный опыт сотрудничества с иностранными посольствами, миссиями, международными финансовыми учреждениями и филантропическими структурами, участвуя в их конкурсных программах, неоднократно становилась грантополучателем.

    Осуществляет тесное сотрудничество с государственными и частными научно-исследовательскими институтами, университетами, библиотеками, общественными организациями Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья.

    На сегодняшний день АСиП является единственной независимой экспертной службой, чьи материалы остро востребованы средствами массовой информации, международными и местными аналитическими службами, иностранными дипломатическими миссиями и посольствами, формирующейся политической оппозицией, неправительственными организациями и органами государственного и местного управления.

    Среди населения также растет спрос на неангажированную информацию АСиП, которая вызывает широкий общественный резонанс.
    НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ, ВЫПОЛНЕННЫЕ АСиП:

    "Роль предпринимательства в реформировании казахстанского общества. .Анализ и прогноз социально-экономических последствий приватизации" по заказу Государственного Комитета по государственному имуществу РК, проводился в 5 областях Казахстана;

    "Женский бизнес как социальная база модернизации казахстанского общества: условия, проблемы, перспективы" при финансовом содействии американского фонда "Евразия" и международной ассоциации "Лиана" (1995г.);

    "Социальное партнерство ради устойчивого развития: состояние, тенденции, перспективы" при финансовом содействии ПРООН (1996г.);

    Правительственная концепция "Формирование социально-экономического поведения граждан РК" по заказу Президентского Совета РК, получила статус правительственной концепции и опубликована в казахстанских СМИ в январе 1995 г.;

    "Русские как национальное меньшинство" по заказу Утрехтского Университета (Нидерланды), (1996г.);

    "Казахстанская аудитория религиозных телепередач" по заказу американской "Миссии Еммануил" (1997г.);

    "Федерация профсоюзов РК в позициях, мнениях, цифрах" по заказу Федерации Профсоюзов РК (1997г.);

    "Аудитория передачи "Сказки старого сундука " по заказу АКБ "Туран-Алем" (1997г.);

    "Аргументы и факты" в оценках населения" по заказу печатного издания "Аргументы и Факты" (Россия-Казахстан), (1998г.);

    "Качественные и количественные характеристики потребительского спроса на казахстанском рынке Белой Бытовой Техники" по заказу Merloni Elettrodomestici S.P.A.(1998г.);

    «Exit Poll» в Казахстане при финансовой поддержке Фонда «Сорос Казахстан» (1999г.);

    «Обзор развития неправительственного сектора Республики Казахстан за период с 1930г. по 1999г.» по заказу Всемирного банка (1999г.)

    «Женщины Казахстана» на пороге ХХI века» (1999г.);

    «Выявление степени готовности казахстанского общества к внедрению инклюзивного образования» по заказу Министерства образования и науки РК (2000г.);

    «Национальный диалог в Казахстане» по гранту Фонда «Сорос-Казахстан» (2000г.);

    «Алматинская аудитория Радио ВВС» по заказу Радио ВВС (2000г.);

    «Оценка поведенческого риска среди подростков и молодежи РК» при поддержке ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ (2001г.)

    «Насилие против детей в РК» по заказу ЮНИСЕФ (2002г.)
    Патологии казахстанской политологии
    За разговорами о причинах отсутствия в нашей стране полноценной политической жизни, как-то теряется вопрос о качестве казахстанской политологии. На первый взгляд, все вроде бы очевидно – политология это лишь надстройка производная от базиса, а базис сами знаете какой. Но если разобраться, то ведь задача науки не только в том, чтобы пассивно отражать статус-кво, но и по возможности указывать возможные пути его разумного преобразования в позитивную сторону. Создавать новые идеи и теоретические конструкции, которые могут лечь в основу партийных программ или государственных проектов. Впрочем, для этого надо хотя бы адекватно анализировать действительность, а вот с этим проблемы. “Отражать статус-кво” как раз таки не особо и получается – зеркало кривое. Почему так происходит? Постараюсь высказать несколько предположений о том, почему наша политология не достаточно точно описывает существующую реальность.

    Одной из главных причин, на наш взгляд, является, как бы это банально ни звучало недостаток демократии и свободы слова. Очень сложно анализировать политическую жизнь страны и откровенно высказываться по важнейшим вопросам, если есть риск, что такую публикацию побоятся публиковать все сколько-нибудь значимые СМИ, либо тебя засудят на большую сумму, упекут за решётку, переломают кости или даже убьют.

    Собственно говоря, именно на “железную лапу” кивают наши политологи и политические публицисты, когда их упрекают за любовь к эзопову языку эвфемизмов, иносказаний и тонких намёков на толстые обстоятельства – причём высказываются эти оправдания, опять-таки, в форме авгуровских улыбочек и карманных фиг.

    Другая причина неразвитости политической аналитики заключается в том, что отечественная политология, с самого начала независимости и по сию пору, в своей работе пользуется исключительно мейнстримовским теоретическим инструментарием, некритически перенося на здешнюю почву модные западные концепции. Причём концепции, разработанные в зарубежных институтах специально для стран третьего мира и постсоветского пространства в частности. Их отличительная особенность состоит в том, что они призваны ни сколько объяснять действительность (и уж тем более, искать пути её позитивного преобразования), сколько закреплять в массовом и академическом сознании мысль о неизбежности и необходимости перемен (преимущественно негативных), происходящих в нашей стране.

    Главным таким продуктом теоретического экспорта, стала, конечно же, т.е. концепция транзитного (переходного) периода. Суть её сводится к тому, что нынешние трудности в виде низкого уровня жизни, деградации промышленности, науки, образования и культуры, а также похабность политического режима – это лишь временные и преходящие трудности, по окончании которых нас ждёт развитая экономика; сильная и справедливая власть; сытая, цивилизованная и демократическая жизнь. Прямо как на Западе.

    Самое главное – неукоснительно следовать указаниям почтенных советников из МВФ и Всемирного банка и аккуратно проводить все необходимые экономические реформы.

    О том, что большинство стран мира, эти самые реформы проводят уже много лет, но по-прежнему остаются в роли вечных должников – наши политологи упорно игнорировали, или во всяком случае не комментировали в своих работах.

    Именно поэтому, за пределами их внимания оказались “теория неразвитости” и “теория зависимого развития”, разработанные рядом серьёзных исследователей: Самиром Амином, Иммануилом Валлерстайном, Гарри Магдоффом, Раулем Пребишем, Полом Суизи, Гундер Франком, Уолденном Белло, Ставенхагеном, Дус Сантусом и многими др. Согласно этим теориям (у которых, конечно, есть свои недостатки), такие государства как Казахстан интересуют Запад исключительно в качестве поставщика недорогих ресурсов, и они кровно заинтересованы в том, чтобы мы не развивали ресурсоперерабатывающую промышленность и внутренние рынки. В качестве доказательств этого тезиса приводится обширная и серьёзная аргументация, от которой просто так не отмахнёшься – в своё время, западные научные институты потратили немало времени и сил на пропагандистскую борьбу с этими теориями.

    Наши же политологи, сочли за лучшее просто не замечать ничего подобного. Единственным казахстанским аналитиком, который активно пользуется в своей работе наработками некоторых из вышеупомянутых авторов – это экономический обозреватель газеты “Свобода Слова”, известный читателям под псевдонимом Курман Ахметов.

    Следующий фактор, превращающий отечественную политологию в бессмысленную говорильню, уже целиком и полностью на совести нашего экспертного сообщества. Дело в том, что казахстанские комментаторы сами, добровольно взялись за создание и информационную поддержку целого ряда симулякров и медийных фантомов, ни имеющих ничего общего с реальной жизнью. Это похоже на корпоративный заговор, заключённый против своих читателей и на благо своего цеха. Ведь работать с реальной жизнью гораздо сложнее, чем с пропагандистской мифологией, которую сам же и придумываешь походу дела. Ну, и безопасность соблюдена.

    Это выражается в том, что наши любомудры на полном серьёзе обсуждают явления, которые просто-напросто отсутствуют в природе.

    Например, со всей приличествующей основательностью и наукообразной риторикой они степенно дискутируют на такую животрепещущую тему, как уход чиновника Х с должности А на должность В, и перевод на его должность чиновника Y, который до этого занимал должность С, с которой до этого, скандально сместили чиновника Z.

    Чтобы это могло значить? – глубокомысленно вопрошают наши эксперты и строчат километровые аналитические статьи по этой теме, и в этот момент даже сами, наверное, забывают о том, что всё это не более чем дешёвый спектакль, поставленный малокреативными драматургами президентской администрации.

    Или опять-таки, на полном серьёзе обсуждают казахстанскую партийную систему и говорят о наших псевдопартиях (как провластной, так и оппозиционной направленности) как о настоящих партиях, пользующихся реальной поддержкой населения, обладающих реальной членской базой, активистами и осознаваемой идеологической платформой.

    Ну и последнее, что хотелось бы отметить, это почти обязательная ангажированность политологов по отношению к тому или иному лагерю (клану, группировке, фракции). А это уже по определению исключает объективность. Мы в данном случае не говорим об ангажированности, идейно-политической – у любого политолога есть идеологические убеждения того или иного характера, и быть свободным от них полностью, пожалуй что и невозможно. Но речь идёт именно о работе в интересах конкретных фракций правящего класса и о лоббировании их интересов. Тех же политических аналитиков, которые не причастны к этим верхушечным разборкам, можно буквально пересчитать по пальцам…

    Искренне надеюсь, что моя скромная заметка не станет последним материалом на эту действительно важную и интересную тему, и другие авторы продолжат её. Самое главное – не замалчивать проблему.


    написать администратору сайта