Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Технология вербования потенциальных сторонников исламского радикализма в интернет-пространстве

  • средства массовой информации.

  • Интенсивность информационно-пропагандистского воздействия может различаться в зависимости от структуры СМИ того или иного региона и того сегмента, который занимает в нем телевидение.

  • сайте телеканала «Аль-Джазира»

  • Однако в современных нестабильных общественно-политических условиях контроль за СМИ со стороны официальных властей арабских государств существенно возрастает.

  • ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль- Каида» имеют свои телевизионные каналы, посредством которых ведут активную пропагандистскую деятельность.

  • Важная особенность канала - ведение пропаганды среди детей

  • Важная особенность пропагандистской составляющей вещания «Аль-Манар» состоит в использовании между полноценными длинными программами сравнительно коротких музыкальных роликов, видеосюжетов

  • видеообращений через Интернет.

  • «мусульманского Интернет-феномена»

  • Надо сказать, что в настоящее время радикальные исламские организации весьма свободно ориентируются в интернет-пространстве и широко используют его ресурсы.

  • Между тем те цели, с которыми радикальные исламские организации используют интернет, весьма разнообразны.

  • радикализм в интернете. История появления радикального исламизма в информационном пространстве


    Скачать 118.66 Kb.
    НазваниеИстория появления радикального исламизма в информационном пространстве
    Анкоррадикализм в интернете
    Дата13.06.2022
    Размер118.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаradikalizm_v_internete.docx
    ТипРеферат
    #589167
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Глава 2 Отражение проблематики радикального исламизма в глобальной сети Интернет

    2.1. Технология вербования потенциальных сторонников исламского радикализма в интернет-пространстве

    В настоящее время, как показывает опыт, исламисты сумели хорошо приспособиться к происходящим в мире процессам глобализации, активно используя технико-технологические новинки, появившиеся в коммуникационном пространстве. Это обстоятельство обеспечило им широкие возможности для ведения информационно-пропагандистской деятельности, актуализации и видоизменения ее форм и расширения охвата воздействия. Между тем, представляется возможным обозначить ряд ключевых ее аспектов, а именно:

    1. содержательный (какие ценности несет в себе информационно- пропагандистское сообщение);

    2. объектный (на кого направлено информационно-пропагандистское сообщение, то есть, какую адресную аудиторию оно имеет);

    3. технико-технологический (с помощью каких технологий и технических средств идет передача информационно-пропагандистского сообщения).

    Важно подчеркнуть, что если содержательный аспект информационно- пропагандистской политики «борцов за веру» с течением времени существенного изменения не претерпел, базируясь по-прежнему на идеологии радикального ислама, то технико-технологический и объектный аспекты трансформировались. Появление новых средств коммуникации, а также повышение ее скорости, расширили потенциальную аудиторию для воздействия. При этом совершенствование технических средств, которыми активнее других возрастных групп пользуется именно молодежь, сделало процесс привлечения базовой социальной группы исламистов существенно более простым.

    В настоящее время информационно-пропагандистская деятельность радикальных исламских организаций осуществляется посредством целого

    ряда инструментов, а именно:

      1. через различные СМИ;

      2. в формате преподавания богословских дисциплин (в специализированных и неспециализированных учебных заведениях);

      3. посредством управленческой деятельности путем внедрения представителей исламистов в аппарат интересующей организации;

      4. в рамках духовного общения с муллой (в пределах его паствы), через проповеди;

      5. в условиях массового скопления людей (свадьбы, похороны) посредством листовок и обращений.

    Пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, Интернет, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, исключительно духовных учебных заведениях), а также управленческая деятельность (в религиозных организациях и на уровне государственного аппарата), которой занимаются представители радикальных исламских организаций, без сомнения относится к числу практической внекулътовой деятельности. Вместе с тем она широко опирается на культовые основания, что лишний раз свидетельствует о неизменности ее содержательного наполнения. В рамках мусульманского вероучения базовыми для пропагандистской деятельности радикальных исламских организаций являются:

        1. культовые тексты (Коран и Сунна Пророка Мухаммада) - для актуализации в сознании своих сторонников религиозных мифов и образов;

        2. ритуальная составляющая (молитвы, проповеди);

        3. предметы культа (Аллах, пророк Мухаммад, Али и пр., осознаваемые в форме религиозных образов).

    Теоретической «опорой» радикальных исламских организаций служат такие понятия как «джихад», «шахид» и «шахидизм», «такфир», «кафиры» (неверные) и «куфр» (обвинение в безбожии), «таухид» (монотеизм), «ширк» (многобожие или поклонение кому-либо, либо чему-либо кроме Аллаха) и прочие.

    Большинство аналитиков сходятся во мнении, что одним из главных инструментов, посредством которых исламисты оказывают пропагандистское воздействие на общество, являются средства массовой информации. Именно поэтому они представляют наибольший интерес для изучения в рамках настоящей работы. Подробнее рассмотрим ряд из них.

    Одно из важных мест среди источников информации в странах Ближнего Востока занимает телевидение. С его помощью в арабском обществе формируется образ текущей ситуации, происходящих актуальных событий. Интенсивность информационно-пропагандистского воздействия может различаться в зависимости от структуры СМИ того или иного региона и того сегмента, который занимает в нем телевидение.

    Телевидение в регионе Ближнего Востока, равно как и радио, активно конкурируют с Интернет-вещанием. Так, например, среднестатистический житель ОАЭ является активным пользователем телевизионного контента, при этом 58% телезрителей ОАЭ отдает предпочтение бесплатным (FTA) телевизионным каналам, 67% имеют дополнительную подписку, а 45% - смотрят видеоконтент с помощью других средств: видео на заказ (VOD), либо Интернет-вещание151. Еще одним подтверждением указанной тенденции являются статистические данные, полученные в рамках исследования освещения «революционных» событий в Египте, которые представлены на сайте телеканала «Аль-Джазира» (www.aliazeera.net). Они демонстрируют, что наибольшую популярность среди египтян имеют именно те телеканалы, которые среди прочего осуществляют свое вещание через Интернет посредством собственного сайта в формате «он-лайн». При этом тройку лидеров возглавляет собственно телеканал «Аль-Джазира» (www.aliazeera.net). в пользу которого высказались 28% опрошенных, на втором месте (22%) располагается канал «Аль-Хаят ТВ» (www.havatv.tv) и на третьем (21%) - канал «Аль-Арабия» (www.alarabiva.net).

    При этом важно обратить внимание на то, что «Аль-Хаят ТВ» позиционируется исключительно как религиозный канал, «Аль-Джазира» имеет репутацию «официального рупора «Аль-Каиды»» и только «Аль- Арабия» ведет преимущественно общественно-политическое и экономическое вещание. Последний телеканал изначально был создан в целях конкуренции с «Аль-Джазирой», редакция которой симпатизирует радикальным исламским организациям, но упорно это отрицает. В этой связи корреспондент чешской газеты «Respekt» Надя Стракова (Nad'a Síraková) отмечает, что «тенденциозность, в которой упрекают, прежде всего, арабское вещание телеканала, редакторы «Аль-Джазиры» категорически отрицают. По поводу посланий Усамы бен Ладена они говорят, что они просто делают свою работу. Другие телеканалы ... тоже передают послания вооруженных групп, а «Аль-Джазиру» «Аль-Каида» якобы выбрала сама. И в поддержке ливанской «Хезболлы» и палестинского ХАМАСа телекомпания никогда открыто не признавалась. Из-за этого она столкнулась с резкой критикой и в самом арабском мире»34.

    Вместе с тем стоит учитывать тот факт, что телевещание в арабских странах имеет свою немаловажную специфику. Правящая элита большинства ближневосточных государств, особенно в нестабильный период, в который в настоящее время вступил регион, заинтересована в легитимации собственной власти, пусть и наследственной. Подобные тенденции существовали в регионе и ранее. Так, журналист-эксперт Михайлов С.А. в своей книге «Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы» пишет: «в арабских странах правящая элита склонна к монополии собственности на орудия и средства информационного и культурного ориентирования, монополии на разработку информационной политики, исполнением которой она командует. Существует полный контроль за информационными кадрами и опора на их абсолютную преданность власти, установление законов, законоположений и профессиональных уставов, которые определяют обязанности деятеля СМИ...»35. Однако в современных нестабильных общественно-политических условиях контроль за СМИ со стороны официальных властей арабских государств существенно возрастает.

    За доступ к аудитории активно борются и представители радикальных исламских организаций. Надо сказать, что ХАМАС, «Хизбалла» и «Аль- Каида» имеют свои телевизионные каналы, посредством которых ведут активную пропагандистскую деятельность. Репутацией такого канала применительно к «Аль-Каиде», как уже было отмечено выше, обладает катарская «Аль-Джазира».

    Что касается ХАМАС, то его представители в 2006 году запустили вещание телеканала «Аль-Акса» (по названию одноименной мечети). Основной сектор его вещания - общественно-политические новости о ситуации в регионе, преподносимые с точки зрения предписаний Корана, освещение палестино-израильского конфликта с идеологических позиций движения. По утверждению одного из лидеров группировки, основная цель создания канала - «содействие установлению исламской культуры и идеологического, научного и политического видения, которое сочетается с духом ислама, а также распространение информации по важным проблемам»36. Большая часть эфирного времени канала представляет из себя многочисленные выступления основателя движения шейха Ясина и

    видеоклипы с информацией о покойных активистах организации.

    Абсолютное большинство ведущих «Аль-Аксы» - мужчины.

    Важная особенность канала - ведение пропаганды среди детей

    младшего возраста посредством создания и раскручивания детских

    персонажей. Так, сайт «Palestinian Media Watch» (PMW) сообщал о выходе в

    эфир на еженедельной основе детской передачи «Пионеры будущего», в

    которой двойник известного диснеевского персонажа Микки Мауса

    мышонок Фарфур рассказывает детям о неизбежном торжестве ислама и

    напоминает о необходимости «противостоять деспотичной и захватнической

    сионистской оккупации»37. Соведущая Фарфура девочка Сараа учит юных

    палестинцев, как быть настоящими мусульманами, а также напоминает, что

    «мечеть «Аль-Акса» и палестинские заключенные — это ответственность на

    наших плечах, и Аллах спросит нас в судный день, что мы сделали ради

    них» . Эта программа имела интерактивный характер и юные зрители могли позвонить ведущим в эфир, рассказать им стихотворении о том, как ненавидят врагов, а Фарфур и Сараа, затем, комментировали высказывания с идеологических позиций.

    Существовал на канале и персонаж под именем кролик Ассуд. Серия передач про него заканчивалась смертью кролика якобы в ходе военной операции в Газе. На смертном одре Ассуд повторял: «Скажи им [телезрителям], что Ассуд погиб смертью шахида» и воззывал к освобождению от евреев «арабских городов: Тель-Авива, Хайфы»38.

    «Хизбалла» имеет несколько больший опыт в распространении своих идей посредством телерадиовещания, чем ХАМАС. Еще в 1991 году движение организовало свой телеканал «Аль-Манар» («Маяк»), первый эфир которого прошел с территории Ливана (г. Бейрут) 3 июня 1991 года. К 2000 году «Аль-Манар» уже вел спутниковое вещание, что, по оценкам экспертов, стоило его создателям несколько миллионов долларов39. Ежегодный бюджет канала насчитывает около 10-15 млн. долларов, формируется преимущественно из пожертвований мусульман со всего мира и отчислений из самой «Хизбаллы»40. Существует также мнение о том, что немалую материальную поддержку каналу оказывают власти Ирана41.

    Изначально в работе канала принимало участие несколько человек, прошедших обучение журналистике в университетах Лондона. Однако уже через год работы коллектив «Аль-Манар» насчитывал 150 человек42. В настоящее время канал находится в первой пятерке наиболее популярных телевизионных каналов на Ближнем Востоке. Его аудитория насчитывает около 10 млн. человек по всему миру43. Контент телеканала на 25% состоит из музыкальных видеоклипов и роликов, на 25% из сериалов, на 25% из ток- шоу и на 25% - из новостей44. Вещание «Аль-Манар» имеет антиизраильскую и антиамериканскую направленность.

    Важная особенность пропагандистской составляющей вещания «Аль-Манар» состоит в использовании между полноценными длинными программами сравнительно коротких музыкальных роликов, видеосюжетов, посвященных: продвижению деятельности «Хизбаллы», важности вооруженного сопротивления Израилю и оккупации Палестины, прославлению мучеников, развитию антиамериканизма в регионе и изображению прекрасного будущего арабской молодежи. Качественно снятые ролики, которые длятся, как правило, не более трех минут, в ненавязчивой и доступной форме представляют для зрителей все основные положения идеологии «Хизбаллы». Указанные видеосюжеты адресованы максимально большому количеству людей всех возрастов, но, в первую очередь, ориентированы на молодежь. Не упускает из виду коллектив «Аль- Манар» (как и сотрудники «Аль-Аксы» ХАМАСА) самую юную зрительскую аудиторию - детей от 3 до 7 лет. Для них на канале выпускается специальная передача «Аль-Манар ас-Сахир» («Маленький Манар»). Как справедливо отмечает американский эксперт Ави Жориш (Avi Jorish), абсолютное большинство программ на канале, в какой бы форме они не выходили в эфир (новости, музыкальные клипы, ток-шоу, документальные фильмы и другие), пропагандируют все основные положения радикальной идеологии «Хизбаллы»170.

    В настоящее время вещание телеканала «Аль-Манар» запрещено на территории США, Германии171, Франции172 и Испании. Кроме того, власти США заморозили активы компании-учредителя телеканала «Аль-Манар» и радиостанции «Ан-Нур» («Свет») «Lebanese Media Group». Согласно данным Министерства финансов США, указанные СМИ обвиняются в сборе средств и вербовке боевиков для «Хизбаллы». В заявлении ведомства говорится, что на канале, радио и сопутствующих веб-сайтах публиковались объявления,

    призывающие жертвовать денежные средства для организации .Помимо организации вещания телеканалов для пропаганды собственных взглядов представители радикальных исламских организаций пытаются оказывать воздействие напрямую на редакции телеканалов. Имеют место также случаи внедрения в крупные СМИ (не только телевизионных, но и печатных и электронных) своих сторонников. Вместе с тем, учитывая актуальные тенденции развития мирового информационного рынка, а также рынка стран арабского региона, перехода информации с экранов телевизоров в Интернет, исламисты активно осваивают этот сегмент коммуникации. Широкое использование получили технологии видеообращений через Интернет. Здесь, в ходе видеокоммуникации с потребителями информации также используется видеоряд (или «картинка» событий) как один из самых мощных способов воздействия на сознание (и подсознание) людей, предоставляющий широкие возможности для дальнейшего управления и манипулирования им.

    Видеообращения религиозной направленности могут размещаться на интернет-сайтах, либо специализированных ресурсах Сети, среди которых наибольшую популярность в настоящее время имеет сервис «УоиТиЬе». Этот электронный ресурс содержит не только видеоматериалы, но еще и является социальной сетью, пользователи которой могут оставить свои комментарии и поделиться своими соображениями относительно представляющих интерес видеороликов. В эту переписку зачастую вступают представители исламистов, специализирующиеся на проведении вербовочных мероприятий. Будучи хорошо подкованными в области психологических приемов и тактик, в ходе ненавязчивых дискуссий и обсуждений духовных вопросов они заинтересовывают потенциального кандидата и привлекают его. Обращение одного из радикальных исламских форумов к пользователям гласит: «вы можете много сделать для движения джихада даже находясь дома - распространяя материалы о священной войне через YouTube и Facebook»45. Важно при этом отметить заботу о своих пользователях администрации сайта, которая настоятельно напоминает им о необходимости использовать ргоху-серверы с тем, чтобы не вызывать подозрения у спецслужб.

    Электронный ресурс «YouTube» используется также для распространения информации об исламе. Здесь можно привести в пример «мусульманского Интернет-феномена» Али Ардекани по прозвищу Али Баба, основателя Интернет-кинокомпании «Ummah Films», который в рамках видеохостинга «Youtube», используя видеообращения, выпускает комедийные шоу об исламе. Его блог пользуется большой популярностью в Интернете и имеет более 10,5 млн. просмотров на «YouTube»46. В настоящее время шоу Ардекани транслирует Исламский телеканал Великобритании. Основная цель «Интернет-феномена» от ислама - сделать религию современной, доступной и понятной для молодежи, для чего он использует богатый арсенал медийных и немедийных средств (обучающие программы и настольные игры для мусульман, сайты знакомств и пр.), представляя религиозные каноны общественности неформально, в юмористическом жанре. Вместе с тем, в рамках собственной концепции «халяльного развлечения», он провозглашает четкие пределы для использования юмора в религиозных вопросах.

    Надо сказать, что в настоящее время радикальные исламские организации весьма свободно ориентируются в интернет-пространстве и широко используют его ресурсы. Примером тому стали недавние «революционные» события на Ближнем Востоке. Как известно, в ходе них резко увеличили свою активность ячейки «Аль-Каиды» по всему миру.

    Важное внимание в своей деятельности они уделяли именно пропагандистской составляющей посредством сети Интернет. В частности, рядом интернет-ресурсов представителей радикального ислама была опубликована книга известного идеолога «Аль-Каиды» А. аль-Авляки «Почему я выбрал «Аль-Каиду», главной темой которой стало выявление и раскрытие преимуществ идеологии «чистого ислама». В данной работе, как подчеркивает отечественный специалист по исламу Д.А. Нечитайло, были использованы видеообращения известных радикальных идеологов современного исламизма47.

    Между тем те цели, с которыми радикальные исламские организации используют интернет, весьма разнообразны. Как полагает эксперт Института Ближнего Востока A.A. Костихин, среди них можно выделить48:

    • обеспечение доступа к СМИ и пропаганда террористической деятельности, распространение слухов и агитационных материалов (агитационно-пропагандистская);

    • создание электронных ресурсов, содержащих подробную информацию о радикальных исламских организациях, их целях и задачах, данные о времени и месте встрече людей, заинтересованных в поддержке террористов, и выполняющих своего рода объединяющую функцию для групп, поддерживающих террористов (коммуникационная);

    • информирование о будущих и уже спланированных действиях на страницах сайтов или рассылка подобных сообщений по электронной почте, в том числе, заявление террористами об их ответственности за совершение террористических актов (информационный терроризм);

    • организация дезинформации, стремление разрушить эмоциональные и поведенческие установки индивида (психологический терроризм). С помощью интернета исламисты решают свою главную задачу - при обеспечении наибольшего охвата потенциальной аудитории довести сообщение до каждого конечного потребителя быстро и без цензуры. При этом рассчитана такая информация бывает, как правило, на: активных членов организации и сочувствующих, международную общественность (для формирования соответствующего общественного мнения) и противников

    (для устрашения) .

    Помимо собственных веб-сайтов радикальные исламские организации проводят пропагандистскую политику посредством размещения информации на виртуальных досках объявлений, форумах и социальных сетях. В современных условиях последние электронные ресурсы превратились в своего рода «альтернативный» источник информации с неограниченным доступом, чем заслужили большую популярность во всем мировом сообществе. Если на Западе использование электронных медиа в целях миссионерской деятельности давно перестало быть дискуссионным вопросом (Русская Православная Церковь Московского Патриархата имеет собственный информационный канал на «YouTube», католическая церковь активно использует социальные коммуникации еще с середины 2000-х гг., а ряд протестантских пасторов считают свои церковные сайты «форпостами» проповеди, где любой верующий может также покаяться в грехах, прикрепив виртуальную записку к кресту), священнослужители активно заводят свои блоги в Twitter (известный американский пастор баптистской церкви Saddleback Рик Уоррен в декабре 2010 года попал в рейтинг журнала «Forbes» как один из двадцати наиболее влиятельных пользователей Твиттера, в православной блогосфере самым известным пользователем является сетевой миссионер протодиакон Андрей Кураев), то на Востоке в рамках исламской традиции оно только получает свое развитие.

    Между тем руководство «Аль-Каиды» уделяет особое внимание ведению своей информационно-пропагандистской политики и организации вербовочных мероприятий посредством социальных сетей. В частности, в 2010 году вышло в свет обращение одного из идеологов «Аль-Каиды» М. Язи да, в котором он говорил следующее: «Мои братья - воины медиа- джихада, жертвуя собой, они стоят в одной траншее с моджахедами Ирака и Афганистана»49.

    Несмотря на то, что Всемирной паутиной в странах Арабского Востока пользуется сравнительно небольшое количество населения (например, в Тунисе число активных пользователей Сети составляет 34% ото всего населения страны, а в Египте - 21,2%50), значительную роль в событиях «арабской весны», как уже было отмечено ранее, сыграли именно сетевые ресурсы. Они стали своего рода катализатором общественного недовольства, вылившегося в дальнейшем в организованные «дни гнева», различного рода массовые демонстрации и марши.

    В настоящее время можно смело утверждать, что представители радикальных исламских организаций, сообразуясь с существующей реальностью и актуальными запросами времени, ведут активную и креативную деятельность по поиску и применению новых форм и инструментов воздействия на общество. В ближневосточных странах террористы используют Интернет для рекрутирования новых членов. Есть сайты, на которых исламских террористов обучают проводить хакерские атаки. Кроме того, террористические сайты выполняют функции интернет- магазинов: они предлагают к продаже флаги, футболки, плакаты, значки, аудио- и видеозаписи. Также через сайты собираются и пожертвования. Во многих случаях, людям, желающим поддержать ту или иную террористическую структуру, достаточно ввести данные своей кредитной карточки.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта