Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат на тему

  • О главление

  • Введение

  • Зарождение современного спорта и физической культуры

  • Развитие физической культуры как социального фактора

  • Развитие физической культуры в России

  • история развития физ.культуры. История развития физической культуры как дисциплины


    Скачать 34.15 Kb.
    НазваниеИстория развития физической культуры как дисциплины
    Дата27.01.2022
    Размер34.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория развития физ.культуры.docx
    ТипРеферат
    #343818



    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Ставропольский краевой колледж искусств»


    Реферат на тему: «История развития физической культуры как дисциплины».

    Выполнила: Студентка 3 курса Отделения: «Сольное и хоровое народное пение» Булыгина Алёна Станиславовна

    18.10.2021

    О главление

    1. Введение.........................................................................................3 2. Зарождение современного спорта и физической культуры......5 3. Развитие физической культуры как социального фактора.......7 4. Развитие физической культуры в России...................................10 5. Заключение....................................................................................13 6. Список литературы.......................................................................15

    Введение

    Физическая культурачасть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

    Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

    Подфизической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

    Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

    Одной из существенных закономерностей в развитии отечественной истории физической культуры и спорта (ИФКиС) как академической дисциплины является усвоение эволюционной структуры программного материала, ориентированного на эмпирический опыт с конкретным определением условий, места и времени в аспект социально-экономических отношений.

    В то же время, будучи зависимой от практики, ИФКиС как учебная дисциплина влияла и влияет на практическую деятельность по подготовке специалиста - «Учителя физической культуры и спорта» с его специфическим уровнем знаний с точки зрения исторического и гуманистического потенциала. 

    В контексте становления личности педагога IFCiS способствует осознанию личной и социальной значимости своей профессии, овладению определенным мировоззрением, дидактикой.

    Нам относительно легко утверждать «абсолютные истины» в исторических событиях в разгар 100-летия возрождения Олимпийских игр, открытия курсов П.Ф. Лесгафта и осуждать тех, кто не принимал активного участия или выступал. с иронией отзывается о деятельности французского гуманиста-пацифиста барона Пьера де Кубертена, в том числе «пионеров» отечественной физкультуры. 

    Давайте разберемся и попробуем понять тех, кто первыми популяризировал физкультуру «для всех» или «спорт для всех», а потом поставим вопрос: что бы вы делали, я (мы современники) тогда, в то время, на том этапе, когда Россия не участвовала в Олимпиаде? Почему наши предшественники и современники по-разному оценивают результаты физкультурного движения? Почему так, а не иначе?  

    Эта проблема обсуждалась на многих научных конгрессах, конференциях, симпозиумах и т. д.

    Некоторые из них, в том числе международные - например, семинары в Варшаве (Humanistyczne wartosci sportu, 1976; Kulturowe wartosci sportu, 1981), международный конгресс в Хельсинки (Sport and International Understanding, 1984), международный семинар спортивных социологов в Готенбе, Япония, (Спорт и гуманизм, 1988) и др. - были специально посвящены этой проблеме. 

    Наконец, важно учитывать не отдельные факты о влиянии спорта на человека и отношения между людьми, а все их разнообразие. К каким выводам приводит данная методика анализа гуманистического смысла спорта, его места в современной культуре? 

    Зарождение современного спорта и физической культуры

    Это сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление, которое мы называем «современным спортом», берет свое начало в начале XXVII века, а в известных нам формах оно сложилось на рубеже XIX-XX веков. 

    Современные виды спорта возникают несколько иначе, чем древние. Его появление связано с развитием буржуазной городской культуры, а истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах отдыха, а, главным образом, в новых возможностях досуга. Если атлеты древности находились под покровительством богов, а сами атлеты приближались к богам со своим совершенством, то спорт нового времени был рожден скорее скукой и азартом.  

    Л. Кун в своей книге «Всеобщая история физической культуры и спорта» отмечает, что наиболее значительную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин «тренировка» произошел от скаковых конюшен и первоначально означал подготовку лошадей к соревнованиям. 

    Скачки всегда привлекали большое количество зрителей, которые делали ставки и делали ставки. Возбуждение, причем искусственно подогреваемое, очень часто приводило к дракам, которые также вызывали повышенный интерес публики и возбуждали страсти. Для урегулирования столкновений были составлены определенные правила, которые превратили их в самостоятельный вид зрелищных соревнований.  

    На рубеже XVIII-XIX веков в Англии было уже несколько десятков школ бокса, в одной из которых брал уроки поэт Байрон. Развиваясь как искусство защиты, бокс приобрел популярность прежде всего как зрелище. 

    Вскоре бокс стал одним из самых популярных видов спорта, хотя и медленно распространился в Европе. Но он завоевал Соединенные Штаты быстро и во многом благодаря бизнесменам и менеджерам, которые начали зарабатывать на этом зрелище, столь подходящем по духу и стилю американского свободного человека. Бокс стал искусством улицы, бара и ринга. Таковы предпосылки и обстоятельства появления бокса в его нынешнем виде. 

    Но не менее четко проявилась другая, противоположная линия - появление спорта как формы досуга, развлечения, игры, неутилитарной деятельности. Речь также шла не о физическом совершенствовании и ценности человеческой пластичности, а только о приятном и полезном времяпрепровождении, о оздоровительном эффекте физических нагрузок. Это содержание аристократических видов спорта - клубов верховой езды, яхтенных и охотничьих клубов.  

    Важно отметить еще одну тенденцию, которая сначала была не очень очевидна, но уже к концу XIX века который стал решающим в конституции спорта в его современной форме. 

    Это относится, в первую очередь, к объективной общественной потребности развития системы физического воспитания, которая остро возникла в условиях свободного рынка труда и в условиях превращения образования и воспитания в сферу национальных интересов, и, во-вторых, усвоение гуманистических идей, взглядов и идеалов общественным сознанием Просвещения, особенно идей о естественном и свободном человеке, исходящих от Руссо.

    Одной из наиболее важных и решающих причин стремительного развития спорта как части культуры современного общества было включение физического воспитания в школьные программы. Заслуга первопроходца в этом принадлежит ректору Регби-колледжа Т. Арнольду. Суть его реформы школьного образования заключалась в том, что старшие и сильные подростки издевались над тиранами младших и слабых, а над их покровителями и организаторами.  

    Арнольд считал, что этого можно достичь с помощью спорта, исходя из того, что лучшими в играх и соревнованиях, как правило, являются еще и лидеры молодежных коллективов, в рамках которых обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда его педагогический принцип: через игру и спорт - к образованию и учебе. 

    Развитие физической культуры как социального фактора

    В ряде регионов России в конце XIX - начале XX в. возросла роль физической культуры как социального фактора, символизирующего воспитательные и образовательные традиции школьников, воспевающие вечность жизни, чистоту помыслов, неподкупность и святость таких понятий, как честь и совесть. Например, в «Вестнике образования» в этом аспекте около 80 работ врачей-гуманистов Е.А. Покровского и Е.М. Дементьевой по развитию народных и подвижных игр. 

    Оригинальное двухтомное пособие «Физическое воспитание школьников» и другие труды Лесгафта также отражают мотивационно-ценностную сферу физического воспитания, адекватные способы поведения в профессиональной деятельности.

    В год первой олимпиады Лесгафт создал уникальную для того времени Высшую женскую школу с преподаванием ИФКиС на принципах гуманизма, органично ведущей своих учеников к глубоким философским обобщениям, к осознанию общечеловеческих и социально значимых ценностей.

    П.Ф. Лесгафт впервые в отечественной и мировой практике доказал, что уровень «физического воспитания» школьников неотделим от системы образования в любом обществе и ценностей в общественном сознании; Он отметил, что наука является движущей силой социально-экономического и технического прогресса, и рекомендовал зарубежные командировки будущим ученым, преподавателям лучших университетов и учебных заведений. 

    В работах А.Д. Бутовского (1838-1917), Г.А. Дуперрона (1877-1934) и других также рассматривается социогуманистическое понимание физической культуры. В 1890 г. Бутовский организовал курсы офицеров по гимнастике и опубликовал более 60 работ, в которых раскрыл в историческом аспекте роль физической культуры в обучении и воспитании молодежи. Высоко оценивая роль учебной литературы в образовании, Бутовский отмечал в своем произведении «Новые методы обучения» «ненависть к книге», принявшую в то время характер известного направления педагогики. К сожалению, это «направление» продолжается и по сей день.     

    Один из основателей Международного олимпийского комитета Бутовский ушел в отставку в 1900 году, не сумев добиться создания национального олимпийского комитета в России. 

    Российский император, как и немецкий, не был заинтересован в возрождении олимпийских идей. Только в марте 1911 года был основан Олимпийский комитет России, председателем которого стал В.И. Срезневский, ответственный секретарь - Дуперрон, который считается первым международным спортивным журналистом.  

    Следует отметить, что научных исследований исторического и гуманистического потенциала физической культуры как на 1-м, так и на 2-м этапах развития ИФХиС как учебной дисциплины не проводилось.

    После русско-шведской выставки 1909 года под девизом «Здоровый дух в здоровом теле» в зарубежной прессе были опубликованы отрицательные отзывы об экспонатах. Это поспособствовало тому, что после 1912 года в «потешных» отрядах не проводили смотров. 

    В целом, при становлении и начальном развитии ИОГИС как учебной дисциплины материалы об Играх Олимпиады не были представлены ни в одном вузе России. В 1914 году четыре пятых детей и подростков не ходили даже в начальную школу, а на образование каждого жителя России государство тратило в среднем 80 копеек в год (для сравнения, в США почти во всех штатах) около 10 рублей).  

    В годы Первой мировой и Гражданской войн «уровень физического воспитания подрастающего поколения» находился в критическом состоянии. В исторической литературе недостаточно представлены проблемы развития физического воспитания студенческой молодежи в первые годы Советской власти. На эмпирическом уровне в ряде регионов России после октября 1917 г. издательства «белых» и «красных» популяризировали основы научного направления, а после окончания гражданской войны - труды специалистов-этнопедагогов. публиковались в нетривиальных невоенных и допризывных видах, спортивно-игровых и военно-технических видах подготовки молодежи. Авторы историко-педагогических исследований развития института физической культуры и спорта не уделили должного внимания эволюции физического воспитания и спорта среди студентов.   

    Во время гражданской войны и в 1920-е годы уровень физической подготовленности студентов и качество знаний о физическом воспитании в учебных заведениях были на низком уровне. В программах общей военной подготовки и физического воспитания различных типов общеобразовательных школ по инициативе А.В. Луначарского, Н.И. Подвойского, Н.А. Семашко и другие учебные материалы практических занятий были дополнены основами теоретических знаний, а отделы воспитательной работы были дополнены основами теоретических знаний. создается в структурах управления.    

    1 декабря 1920 года правительство РСФСР утвердило московский «инфизкульт» как высшее учебное заведение и научное учреждение в системе Наркомата здравоохранения. С 1925/26 учебного года институт перешел на 4-летний период обучения и стал самостоятельной дисциплиной в учебной программе Института физической культуры и спорта. На последний «исторический факт» не «обратили внимание» авторы, изучавшие «советское прошлое».   

    Развитие физической культуры в России

    В 20-30-е гг. Ситуация в спортивном движении стала особенно сложной и противоречивой. 

    Во многом это стало определяться политическими целями и интересами. Это послужило основанием для того, чтобы государство все чаще покровительствовало спорту и даже превращало свои учреждения в часть своего аппарата. Отметим, что это не всегда было плохо для развития спорта.  

    В СССР развитие физической культуры и спорта было одним из направлений «культурной революции». Государственные программы всеобщего физического воспитания, поддержки физкультурно-спортивных организаций, включение объектов физической культуры и спорта в планы гражданского строительства в первые десятилетия Советской власти позволили значительно поднять общий уровень физической культуры в стране и сделать спорт заметным явлением культурной жизни. 

    Занятия физической культурой и спортом были задействованы различные группы населения: рабочие, студенты, женщины. Это физкультурно-спортивное движение было любительским в лучшем и, возможно, точном значении этого слова, поскольку это было несвоевременное и развлекательное занятие, но жизненная программа, выполняемая с энтузиазмом и энтузиазмом. 

    Оптимистическое мировоззрение первых лет революции и продвигаемый идеал свободного, гармоничного человека нового общества были выражены спортом настолько искренне и ярко, что искусство также открыло в нем свой новый материал и нового героя. Достаточно вспомнить хотя бы такие работы, как «Экспансия» А. Дейнеки, «На старте» П. Кузнецова, скульптурная группа «Футболисты» И. Чайкова, чтобы передать яркую атмосферу тех лет. И казалось, что поддержка социалистического государства - самая надежная гарантия неуклонного, быстрого и успешного развития спортивного движения для достижения социального идеала гармонично развитой личности. В это верили миллионы людей, возможно, само государство, и для этого были объективные предпосылки. К сожалению, в реальной истории не все эти романтические надежды оправдались. 

    В промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы отношение к спорту также существенно изменилось, в том числе со стороны государственных структур, которые ранее практически не выделяли его в сфере своих интересов и задач. Спортивные успехи стали показателем национального престижа, и главную роль в этом коренном изменении статуса спорта сыграли средства массовой информации, получившие к тому времени небывалое развитие. Они придавали спорту такую ​​популярность, которая ставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось как материальным интересом, так и высоким социальным престижем.  

    Но картина постепенно менялась. Государственность сферы физической культуры и спорта, обретенная к 60-м гг. Практически универсальный характер, вольно или невольно, придал ему иную направленность и функциональность, а именно сделал его инструментом государства и государственной политики, что, к сожалению, не всегда соответствует реальным интересам народа и гуманистическим идеалам.  

    Итак, жесткое классовое противостояние 20-50-х годов. выступал против «буржуазного» и «пролетарского» спорта, что сильно ограничивало возможности спорта как явления общечеловеческой культуры и в нашей стране тормозило его развитие. 

    Ценности физического совершенства, пластической гармонии как важнейшие составляющие индивидуальной свободы и высокого творческого потенциала личности в этих условиях все больше уступали интересам политической выгоды, чаще всего сиюминутной и весьма эфемерной, которую можно было получить с помощью виды спорта и их организация. Спорт все чаще использовался как карта в политической игре. Более того, чем популярнее он становился, тем большим авторитетом пользовался в этой игре.  

    И еще одно важное следствие процесса национализации спорта - его бюрократизация. 

    Менеджмент как естественная и органичная деятельность спортивных обществ, союзов и движений, саморегулирующаяся в интересах их участников, постепенно превратилась в мощный «офис», который управляет спортом не столько в интересах собственного развития, сколько в своих интересах. собственных интересов, превратив спорт в питательную среду для таких интересов и, следовательно, начал пересыхать и разрушать эту почву.

    И все же 50-60-е гг. - это время взлета и расцвета спорта, почти всеобщей эйфории по поводу его достоинств и возможностей трансформировать человека и мир в целом в новые, более совершенные формы. Причины этой эйфории были вполне уважительными, и мир ей был подарен с определенным удовольствием. Ведь это были годы относительно спокойного развития мира, только что вышедшего из сокрушительных столкновений революций и мировых войн. Это были годы растущего благосостояния достаточно широких слоев населения, определенной уверенности в завтрашнем дне, заметного увеличения досуга в бюджете средних социальных слоев и классов, а также годы стремительного развития общества. индустрия развлечений и СМИ, прежде всего телевидение.    

    Особенно важно то, что спорт 60-х гг. создали некое единое культурное пространство современного общества. 

    Возникла и начала стремительно расширяться сеть международных соревнований разного уровня и ранга, среди которых, несомненно, ведущую роль играли Олимпийские игры.

    Престиж спортивной победы стремительно рос, поскольку спортсмены и команды выступали как представители стран, наций, регионов, как выразители и защитники своей «спортивной чести» (появилось такое понятие). То же самое можно сказать о клубах и огромной массе их болельщиков и сторонников. Репрезентативность стала важнейшей характеристикой спорта и необходимым условием его развития.   

    Заключение

    Спорт также создал новую культурную, в том числе художественную, среду для спортивных объектов - стадионов, дворцов спорта, арен, детских площадок, дорожек, бассейнов и т. д. - которые не только стали важными объектами архитектуры, но и оказали значительное влияние на полная организация и планирование поселений. 

    Например, мы можем указать города, которые взяли на себя задачу проведения Олимпийских игр или других крупных международных соревнований. В культурной жизни середины века также стали очень заметными спортивные состязания, демонстрации, парады и т. д. Они также создали свои особые средства выражения. Спорт определенным образом вошел в художественную культуру нашего времени в том смысле, что начал оказывать существенное влияние на искусство, в целом на стиль того времени, в том числе художественный. Более того, сам спорт стал непосредственно сферой производства художественных ценностей.    

    На спорт возлагались большие надежды с точки зрения нравственного оздоровления общества. Конечно, от спорта абсолютной чистоты и непогрешимости никто не ожидал. Но были надежды, что дружеский настрой участников соревнований, бескорыстие борьбы и ее благородные правила будут все больше определять спортивные отношения, а через них распространяться как общечеловеческие ценности и нормы общения.  

    Спортивная победа и ее создатель - рекордсмен - воспринимались как национальные символы, и казалось, что в чистом виде они олицетворяют моральные ценности патриотизма, верности долгу и чести. 

    Оставалось привить эти качества спортивно ориентированному массовому сознанию, привнести их посредством образования. Таким образом, предполагалось, будут решены многие проблемы социального, этического и эстетического плана. Пропаганда спорта в этом направлении действовала очень старательно и не всегда безуспешно, что, несомненно, следует отнести к этому.  

    Но современный спорт вырос на иной почве, чем древний, и не проявляет тенденции терять свои функции, исчезать из культурного пространства, как его древний предшественник. Напротив, основные направления и формы развития современного спорта нашли свое место в этом пространстве и оказались весьма значительными по своему гуманистическому и эстетическому содержанию. 

    Современный спорт переживает кризис, и он достаточно глубокий. Но вся современная культура и цивилизация находится в состоянии кризиса. Кризис спорта - это не его разрушение, а лишь несоответствие - и зачастую резкое - существующих организационных форм, методов деятельности и представлений о сущности и роли спорта новым социальным структурам, новому спектру социальных и индивидуальных потребностей, новые стандарты жизни.  

    В заключение отметим, что ретроспективный анализ собственного опыта в системе образования, интегральный опыт ряда учебных заведений и консультации с ведущими учеными страны позволили переосмыслить эволюцию научно-методических основ образования. IFCiS как академическая дисциплина и представляет идею культурной и гуманистической доминанты, которая вносит свой вклад в смысловое ядро ​​самообразования, саморазвитие и самообразование в обществе «педагогический университет - общеобразовательная школа» и совершенствование учебно-методического комплекса.

    Список литературы

    1. Бутовский А.Д. Новые методы в обучении. С.-П., 1992.    

    2. Виноградов П.А. Основы законодательства Российской Федерации «О физической культуре и спорте» - долгая жизнь // Теория и практика физической культуры, 1992, № 8. 

    3. Гибер Б.В. Новый этап в физкультурном движении. М.-Л., 1993.  

    4. Долуцкий И.И. Отечественная история. - М .: Мнемосина, 1993.  

    5. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. - М .: Просвещение. 1983 г.   

    6. Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1993.  

    7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М .: Радуга, 1983. - 11. 

    8. Лесгафт П.Ф. Сб. пед. op. тт. 1 и 2. - М .: ФиС, 1951 и 1953.    

    9. Лесгафт П.Ф. Сб. пед. op. тт. 4 и 5 - М .: ФиС, 1953 и 1955.     


    написать администратору сайта