Главная страница
Навигация по странице:

  • История музея

  • Сравнительный анализ

  • История ГМИИ и сравнительный анализ картин. Реферат ГМИИ Герасимова В. История развития гмии им А. С. Пушкина от основания до наших дней


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеИстория развития гмии им А. С. Пушкина от основания до наших дней
    АнкорИстория ГМИИ и сравнительный анализ картин
    Дата28.11.2020
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат ГМИИ Герасимова В.docx
    ТипРеферат
    #154626

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Московский педагогический государственный университет

    Институт изящных искусств

    Художественно-графический факультет
    Реферат

    по музейной практике

    На тему:
    «История развития ГМИИ им А.С.Пушкина от основания до наших дней»

    Выполнила студентка 3 курса
    Направления Дизайн о-з отделения
    Группы БVPБПФ1701
    Герасимова Вероника Валерьевна

    Проверила: профессор,
    доктор педагогических наук,
    кандидат искусствоведения
    Дружкова Наталия Ивановна



    Москва, 2020

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………...3

    История музея……………………………………………………………………..4

    Сравнительный анализ………………………………………………………......14

    Заключение……………………………………………………………………….17

    Источники………………………………………………………………………..18

    Введение

    ГМИИ им. А.С.Пушкина – это один из крупнейших музеев России.
    В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии
    и нумизматики, художественной фотографии.

    В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Весьма интересно и важно проследить путь становления и развития музея от его основания и до наших дней.

    Объект исследования – ГМИИ им. А.С. Пушкина

    Предмет исследования – история ГМИИ им. А.С. Пушкина

    Теоретической основой для исследования послужила информация, размещённая на официальном сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина об истории музея.

    История музея

    В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия Конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила Петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

    О необходимости Москве такого музея неоднократно с 1893 года писал профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913). Он же разработал условия Конкурса. 

    На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых 7 удостоены премий и наград. В Комиссию по рассмотрению проектов входили: В.А. Беклемишев, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, Н.В. Султанов, А.О. Томишко, М.А. Чижов. Заключение Комиссии утверждалось Собранием Академии художеств; премии оплачивались университетом из средств, пожертвованных на Музей из наследства купеческой вдовы В.А. Алексеевой. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он и вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).

    Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники (рис.1). Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный Музей лучше всего при естественном освещении и открыт он будет лишь в светлое время суток.

    Рис. 1 Строительство музея

    Значительна роль Цветаева в формировании облика Музея (рис.2). Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад Музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421—406 гг. до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.



    Рис.2 Цветаев И.В.

    Для организации Музея при Московском университете в 1898 начал функционировать Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Назначение Комитета — содействие университету в сооружении здания Музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования Музея. Полученные суммы передавались Правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению Комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года.

    Председателем Комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому Музею. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания Музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинуло его за рамки внутриуниверситетского и даже после гибели великого князя оставалось одним из решающих моментов в судьбе Музея на весь период его строительства.

    Товарищем (заместителем) председателя Комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник и придворный. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов Музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы Музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада Музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для Музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему Музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея). Нечаев-Мальцов внес свою лепту и в разработку парадной части Музея. Его мнение оказалось решающим при обсуждении планировки Центрального зала и ведущей к нему главной лестницы. Секретарем Комитета, а по сути фактическим организатором Музея являлся Цветаев.

    Церемония торжественной закладки здания Музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета и почетных гостей.

    Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889 – 1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 — им. императора Александра III) — учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI в.). В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа.

    С 1881 года скульптурное собрание Кабинета располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Б. Никитской ул. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

    Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции Музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, Итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в Музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

    В Музее при самом его начале стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семеновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в Музей в 1909—1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия Музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV вв., великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили Музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII вв. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского. В 1913 г. этнограф граф Алексей Алексеевич Бобринский передал в Музей свое фамильное собрание бронз: канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII—XIX вв.

    В 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. В 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Получение этой суммы определило намерение строить Музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

    К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками Музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева — директор Музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов.

    Научная программа Музея изящных искусств была в связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный Музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

    Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года (рис.3). На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.




    Рис.3 Открытие музея

    Первым директором Музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

    Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

    Кардинальные перемены революционной эпохи не обошли и Музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

    В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

    В 1941—1944 годах бòльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года). Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

    В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в Музей были переданы в числе прочих работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина. Это поступление придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров.

    Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах Музея под руководством Павла Дмитриевича Корина (рис 4, 5, 6). Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников.







    Рис. 4, 5, 6 Выставка спасённых шедевров Дрезденской картинной галереи, 1955 г
    В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция Отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

    В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода Музея — скульптура Передней Азии, античность, Средние века, памятники Итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся Музеем. В-третьих — это картинная галерея VIII—XX вв. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX—XX вв. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых — экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные коллекции как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности собирателя.

    В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон».

    С августа того же года в бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX—XX векам. Здание это получило название «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков».

    Музей имеет отделы и в других районах Москвы. В 1996 году был организован Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского Музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

    С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав Музея включена его квартира, превращенная
    в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

    Сравнительный анализ

    Для проведения сравнительного анализа я выбрала картины двух разных эпох из собрания ГМИИ "Натюрморт с кубком из перламутровой раковины" Виллем Калфа (рис.7) и "Натюрморт. Раковина на черном мраморе" Анри Матисса (рис.8).



    Рис. 7 Рис. 8

    Виллем Калф – представитель академической живописи Голландии XVII века, Анри Матисс – яркая персона авангарда французской живописи конца XIX— начала XX века (направление фовизм).

    Первое, что можно заметить при сравнении картин – разница колористического решения. У Калфа мы видим, в целом, тёмный колорит: свет выхватывает из тьмы лишь блюдо с фруктами и кубок в виде раковины, остальные предметы будто утопают в сумеречной мгле фона. У Матисса все предметы картины чётко противопоставлены фону стола из чёрного мрамора. Граница между предметами и фоном подчёркивается дополнительно линией обводки.

    Калф изображает предметы реалистично, прописывает каждую мелочь: блики, рефлексы, натуралистично передаёт фактуру. Матисс же, как представитель фовизма, в картине стремится передать собственные чувства и ощущения от натуры, нежели чем саму натуру. Для него цвет и форма – инструменты передачи не натуры, но чувств самого автора. Матисс утверждал: «Точность не есть правда». Предметы на картине Матисса лишены натуралистической точности, они напоминают скорее пародию на реальность, её символическое изображение.

    Интересно также проследить разницу в композиционном решении.
    Натюрморт с кубком решён на вертикальном формате, композиция ассиметрична, центральный элемент находится в правой части картины. Все предметы вписаны в плоскость картины по академическим законам: между границами формата и предметами достаточно пространства, чётко различимы центральный и дополнительные элементы. Рассматривая картину Матисса, сложно выявить главный элемент. Все предметы будто равнозначны. Кроме того, некоторые из них выходят за рамки плоскости картины, что было немыслимо до авангардистов. Отчасти появление такой свободы в композиции было связано с изобретением и развитием в XX веке фотографии. Ведь при съёмке часто бывает так, что предметы выходят за рамки фото. И авангардисты не преминули взять себе на вооружение этот «приём». Матисс компонует натюрморт на горизонтальном формате, что как раз и даёт возможность удачно «обрезать» части некоторых предметов.


    Наконец стоит сказать о смысловом наполнении двух картин. Натюрморт Калфа пронизан символичностью, в лучших традициях своего времени. Каждый предмет несёт своё смысловое значение, он не случаен. «Прочитать» картину можно лишь зная культурные «коды», особый язык предметов, распространённый в живописи XVII века. В целом, натюрморт весьма гедонистичен: написанные предметы дорогие, красивые, эффектные. Здесь присутствуют сразу несколько символов роскоши и процветания: турецкий ковер, фарфоровое блюдо и кубок из перламутровой раковины. Однако гедонизм бывает губителен, и об этом художник напоминает зрителю добавлением некоторых деталей: спелые персики отсылают к грехопадению Адама и Евы, а лимон с аккуратно очищенной шкуркой — классический символ чувственных наслаждений. На первый взгляд незаметные, часы на краю стола символизируют быстротечность жизни и напоминают о её конечности.

    Картина Матисса, наоборот, не рассчитана на прочтение путём общепринятых смысловых кодов. Она глубоко индивидуальна и отражает состояние автора, его личную историю и обстоятельства жизни на момент создания. Художник написал её в 1940 году, когда Франция ощутила в полной мере начало Второй мировой войны, и Матисс, конечно, находился в очень непростом и тревожном состоянии. Возможно, поэтому натюрморт «Раковина на черном мраморе» так разительно отличается от тех, что Матисс создавал прежде: сдержанный, не перегруженный орнаментом или деталями, отчетливо отдающий тревожным чувством. Он писал его долго, целых тридцать сеансов, «стремясь освободиться от всего лишнего», и в итоге остался доволен результатом, считая, что эта его работа — «самая выразительная с точки зрения колористического решения».

    Заключение

    Итак, ГМИИ А.С. Пушкина имеет важное культурное значение для Российской Федерации. Это не только музей, но также и важный научно-исследовательский и образовательный центр.

    При Музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна
    из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

    В рукописном фонде хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

    Источники:

    1. Вадим Сингаевский: Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина / серия «Большая энциклопедия живописи», М.: Аст, 2008. 224 с

    2. Пушкинский музей. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина / Маркова Виктория Эммануиловна, Александрова Наталья Витальевна, серия «Великие музеи мира», М.:СЛОВО/SLOVO, 2019. 496 с

    3. www.pushkinmuseum.art – официальный сайт ГМИИ им А.С.Пушкина


    написать администратору сайта