Глава 2. Создание советской системы кино в 1917-1920-е гг. 2.1 Формирование советского кино в эпоху революции и гражданской войны
После революции советская власть взяла судьбу кинематографа в свои руки, несомненно отводя ему роль одного из сильнейших орудий пропаганды. Внимание к кинематографу у большевистских лидеров носило утилитарный характер: как способ помочь в деле завоевания и сохранения власти, переустройства общества, государства и человека по новому образцу.
В.И. Ленин ещё до Октябрьской революции выразил идею о возможности использования качеств кино в практических целях, о необходимости его становления как ведущего инструмента политики большевиком.
В 1907 г., в годы первой русской революции, большевистский лидер заявил: «кино, до тех пор, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес. Но... когда массы овладеют кино и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс». Из чего следует, что кинематограф, набирающий все большую популярность, должен был служить делу пропаганды и агитации политический идей, просвещению масс. Поэтому у В.И. Ленина художественные фильмы не вызывали интерес, он всегда оказывал предпочтение документальному и научно-популярному кинематографу.
Неудивительно, что при таком подходе к киноискусству, на следующей же день после захвата власти, большевистское правительство организовало в Петрограде Государственную комиссию по народному просвещению. А в начале декабря 1917 г. при внешкольном отделе этой комиссии был создан киноподотдел, возглавляемый Н.К. Крупской.
В других городах организаторами советских киноорганов стали отделы народного образования местных городских Советов, в Москве – кинокомиссия Городского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, на Украине и в других частях страны, где уже началась гражданская война, - политотделы армий.
В масштабах целой страны такая система управления кинематографом не имела аналогий. Если в большинстве отраслей задачей социалистической революции был слом старых государственных институтов и учреждений, и создание новых учреждений на советской основе, то с в сфере кинематографа дела обстояли с одной стороны проще, а с другой – сложнее. Проще – потому что гос. аппарат еще не сформировался, можно было строить, следуя своим взглядам. Сложнее – так как отсутствовал положительный опыт у руководителей, отвечающих за кинопроизводство и прокат. .
Вместе с тем киноателье, прокатные конторы и электротеатры с первых дней Октябрьской революции стали попадать под действие нового законодательства, причем сначала не как специфические очаги культуры, а в общем ряду промышленных и торговых предприятий. На них вводился рабочий контроль производства, различные виды налогового обложения, а с января 1918 г. местные Советы получили право реквизиции электротеатров. Таким образом, кинематограф в своей хозяйственной основе все больше приобщался к государству.
Одновременно с этим, хотя медленнее и в более ограниченных пределах, шло становление государственного кино как идеологического, просветительского, художественного явления. В.И. Ленин, придавая просветительскому использованию кино огромное значение, много раз подчеркивал пользу и важность сочетание лекций и киносеансов.
В итоге за время с мая по декабрь 1918 г. петроградцы провели 2538 культурно-просветительских сеансов с лекциями о политическом положении, на научные, литературные и художественные темы, а в Москве за период с апреля 1918 г. по июль 1919 г. было организовано 2005 подобных кинолекций, на которых побывало 867050 человек.
Важно подчеркнуть, что эти кинолекции серьезно разнились от дореволюционных, которые были аполитичными. Та кинолекционная работа, которую организовали большевики в первые годы советской власти, имела своей основной задачей политическую пропаганду, политическое просвещение народа.
С момента зарождения для советского кинематографа была характерна социальная направленность. Была традиция не только просмотра фильма, но и его обсуждения, что, безусловно, благоприятно сказывалось на развитии общественных низовых связей и оценке самих фильмов. Для современного киноискусства потеря данной традиции очень печальна. Стоит отметить, что первые годы жизни советского кино не отличались особой радужностью. Только складываталась система организации кинопоказов, приходилось создавать совершенно уникальные и новые в мировой практике социальные проекты. Проблемы возникли с национализацией кинопромышленности. Приходилось покупать пленку за границей. Но не взирая на связанные с этим трудности, на работу в кинематограф пришли такие режиссеры и операторы, как Д. Вертов, В.Р. Гардин, Г.В. Гибер, Л.В. Кулешов, А.Г. Лемберг, Ю.А. Желябужский, А.А. Левицкий, О.И. Преображенская, Э.К.Тиссэ, П.К. Новицкий, В.К. Туркин, А.Е. Разумный и др.
С призывом к писателям принять участие в создании нового кино обратился Народный комиссариат по просвещению. На призыв откликнулись А.С. Серафимович, М.Е. Кольцов, В.Я. Брюсов. Дали согласие писать сценарии А.Н. Толстой, В.В. Маяковский, М. Горький, ряд крупных учёных. По свидетельству А.В. Луначарского, выразили свое согласие работать в кинотеатрах знаменитые артисты государственных театров.
Хроникальные и просветительские фильмы показывались на фронтах гражданской войны. Во время революционных праздников на площадях городов устраивались сеансы под открытым небом, собиравшие толпы людей. Часто показ кинохроники не обходился без надписей пропагандистского характера. Огромное внимание уделялось распространению научных знаний. Ленты просветительского содержания показывались в армейских агитпунктах, пристанционных агитбараках, Домах крестьянина, а также демонстрировались с помощью агитпароходов и агитпоездов. Многие информационные и познавательные ленты носили агитационно-пропагандистский характер. В рамках конкретных идеологических кампаний создавались специальные «киноагитки» и «киноплакаты».
В годы Гражданской войны, при Московском и Петроградском Советах весной 1918 г. были созданы кинокомитеты, подчиненные Народному комиссариату по просвещению РСФСР. В начале 1919 г. на базе Московского кинокомитета в системе Наркомпроса образовался Всероссийский Фото-Кино- Отдел (ВФКО) во главе с большевиком Дмитрием Лещенко, низовыми органами которого были кинофотосекции при отделах народного образования местных Советов. С ВФКО и кинокомитетами сотрудничали известные литераторы: Михаил Кольцов, Александр Серафимович, Алексей Толстой, режиссеры Дзига Вертов, Всеволод Пудовкин, Владимир Гардин, Лев Кулешов и др. ВФКО заключал договоры на участие в съемках ведущих актеров МХТ.
В обстановке разрухи и голода времен Гражданской войны, ВФКО получилось отснять десяток агитфильмов, несколько сотен хроникальных сюжетов. Однако уже на первых стадиях становления системы советской киноиндустрии в ВФКО и местных киносекциях проявились отчетливые симптомы бюрократической болезни: перевес администрирования над производством, раздутые штаты, необоснованные траты государственных средств и слабая связь с низовыми структурами.
Частное кинопроизводство было вытеснено государственным в результате политики «военного коммунизма». Национализация производства и проката кинокартин обуславливалась не только большевистским курсом на огосударствление всей экономики в целом, но и объективными тяжелыми условиями существования частного кинобизнеса: закрытием оптико- механических предприятий, транспортной разрухой, мобилизацией работников на фронт, неустойчивостью национальной валюты. 27 августа 1919 г. Малый Совнарком принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения». Согласно данному декрету Наркомпрос получил право на национализацию, контроль, учет и регулирование всех производственных и хозяйственных объектов, относящихся к кинематографии.
К осени 1919 г. почти две трети всех частных кинопредприятий было национализировано местными органами советской власти. После выхода декрета, акционерные общества и частные компании просуществовали еще несколько лет, но судьба отечественного кино была решена: оно становилось государственным, до конца 1980-х гг., его деятельность контролировалась и финансировалась, уполномоченными организациями при правительстве.
Кинематограф был объявлен средством пропаганды, просвещения и воспитания. Российский кинематограф был практически развален в ходе национализации бюрократическим аппаратом ВФКО. Формально ВФКО располагал разветвленной прокатной сетью, имел 13 складов фильмов (в Петрограде, Екатеринбурге, Орле, Казани, Смоленске, Пензе и других городах), но они насыщали кинотеатры ветхими дореволюционными картинами, старыми зарубежными картинами и устаревшими агитками. По сравнению с дореволюционным периодом количество стационарных кинотеатров значительно снизилось. Так, если в 1914 г. колличество киноустановок на территории будущей РСФСР насчитывалось примерно 1100, то в 1922 г. оно снизилось примерно до 700.
Важное значение для советского кинематографа в годы гражданской войны имела известная ленинская «пропорция» показа лент разных видов. В.И. Ленин требовал, чтобы сеть советских кинотеатров в обязательном порядке показывала хроникальные и научно-популярные картины и только потом, для привлечения публики, ленты развлекательного характера. Во многом эта ленинская «пропорция» в кинорепертуаре была в первую очередь обусловлена острым нехваткой сколько-нибудь привлекательных в идейном и художественном отношении художественных фильмов.
|