История Российского Советского кинематографа
Скачать 54.69 Kb.
|
2.2 Советский кинематограф в период новой экономической политикиВ начале 1920-х гг. в результате гражданской войны и иностранной военной интервенции Советской государство находилось в состоянии тяжелой экономической разрухи, которая не могла не повлиять на кинохозяйство. Наблюдались недостаток топлива, фильмов, электроэнергии. Основная масса кинотеатров была закрыта. Многие сотни городов, рабочих поселков и деревень, были лишены единственного доступного зрелища. В 1920 – 1921 гг. было время, когда даже в столице не работал ни один кинотеатр. Практически все прокатные конторы и огромное число кинотеатров не функционировали. Их фильмофонды были изношены до крайней степени. Лишь реквизиция импортных картин в освобождаемых от интервентов районах государства могла частично компенсировать существующие потери. Что касается производства фильмов, то здесь дела обстояли еще хуже. Деятельность девяноста процентов киностудий была приостановлена, продолжавшие работать испытывали огромную нехватку пленки. В 1921 г. в Москве был выпущено лишь одно художественное полнометражное кино – «Серп и молот» по оценке большинства специалистов, явился низшей точкой развития советского кино. Общее оживление хозяйственной жизни страны в годы новой экономической политики быстро отразилось и на кинохозяйстве. НЭП создал предпосылки для быстрого возрождения коммерческих элементов системы, что не могло не вступить в противоречия с задачами и приоритетами советского государства. В эти годы на экранах появились фильмы, которые не соответствовали ленинскому подходу к кинематографу и идеологии большевизма. Показывали боевики, комедии, мелодрамы и приключения в основном импортного производства. Обеспечить финансирование производства идеологически правильного кино государство в данный период не было способно, поэтому пришлось соглашаться с преобладанием рыночных элементов системы кинематографа, способного самостоятельно обеспечивать свои потребности. В.И. Ленин высказал тезис о необходимой пропорции кинопоказов, смысл её заключался в совмещении показа фильмов пропагандистской сущности и развлекательных кинокартин с целью получения прибыли и развития на этой опоре всей отрасли. Таким образом, лидер большевиков нашел выход из тяжелого положения в киноиндустрии через применение рыночной системы кино в интересах решения пропагандистско- агитационных задач. В декабре 1922 г. ВФКО Народного комиссариата по просвещению был преобразован в Центральное государственное кинематографическое предприятие, сокращенно Госкино. Согласно постановлению СНК РСФСР Госкино являлось административно-регулирующим и хозяйственным учреждением одновременно, обладающим на территории РСФСР монополией проката фильмов. Параллельно с ним действовали «Кино-Москва», «Севзапкино», «Пролеткино», акционерное общество «Межрабпом-Русь». В период Нэпа наблюдался процесс денационализации: многие предприятия киноиндустрии перешли в частные руки. Неспособность тогдашнего «Госкино» обеспечить свои кинотеатры фильмами, конкурентная борьба частного и государственного кинобизнеса, удорожание содержания кинотеатров и закупки фильмов привели к сокращению прокатной сети. Большую роль в советском кинопроизводстве 1920-х гг. играли фильмы образовательного и инструктивного характера. Основными направлениями данной работы были: создание санитарно-просветительных фильмов, экранная агропропаганда – фильмы-инструкции о орудиях труда, технологиях землепользования; школьные фильмы, чаще всего по биологии и географии, производственная пропаганда – специальные инструктивные фильмы, приобщая к тем или иным производственным процессам. В лентах этого жанра пропаганда знаний зачастую гармонировала с политико-идеологической пропагандой. Для рассматриваемого периода была характерна также весьма специфическая форма кинопроизводства – над иностранными фильмами проводились монтажные работы с целью их адаптации к советским экранам. Подобная цель достигалась путем переработки и снабжения этих фильмов необходимыми надписями. Случалось так, сюжета картины полностью заменялся, тогда монтажный материал использовался для создания нового фильма по специально разработанному сценарию и с вкраплением кадров дореволюционной или советской хроники. Эти манипуляции приводили к специфичным результатам: европейские и американские фильмы трансформировались из безобидных мелодрам и комедий, призванных развлекать, в идеологическое оружие, устремленное против этих же государств. Советским зрителям внушалось отсутствие сплоченности и слабость зарубежного пролетариата, разложение городских нравов и буржуазного строя, злодеяния европейских монархов и американских «баронов» и т. д. Художественное кино в условиях существования частного бизнеса взяло на себя функцию основной движущей силы в развитии кинопроизводства, т.к. именно кассовые сборы от проката художественных картин формировали основной капитал предприятий. В этих условиях сценарии к художественным картинам разрабатывались с намерением завлечь зрителей колоритными персонажами, броским названием, захватывающим сюжетом. На протяжении существования «кинонэпа» основанная масса советских игровых фильмов подвергалась критике в официальной прессе. Они не сформировывали новые, советские по духу вкусы у людей, а в основном стремились им соответствовать, создавая наиболее излюбленные зрителем жанры во все времена, на экране показывали комедии, мелодрамы и боевики. Кино на революционные и другие политико-просветительные темы интересовало советских людей гораздо меньше. |