Главная страница

Социология СРСП2. История становления и развития социологии


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеИстория становления и развития социологии
АнкорСоциология СРСП2
Дата19.02.2023
Размер0.84 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаСоциология СРСП2.pptx
ТипДокументы
#945347

История становления и развития социологии


Выполнила: Журабек Дариға Ақылбекқызы

Группа: ГиМУ 21-21

Социологию стали отделять от социальной философии, признавать в научном мире в качестве самостоятельной отрасли знания.

3 основных этапа развития социологии

  • Этап формирования научных основ социологии.
  • Классический этап.
  • Современный этап.

Этап формирования научных основ социологии

Поиск основ познания общества

  • Позитивизм (О. Конт)
  • Социально-биологическая школа (Г. Спенсер)
  • Социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон)
  • Географическое направление (Э. Реклю, Л.И. Мечников)
  • Марксистская школа (К. Маркс, В.И. Ленин)
  • Социально-правовое направление (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев)

Классический этап

Изучение важнейших компонентов общественной жизни:

  • социальных фактов (Э. Дюркгейм)
  • политических и экономических явлений (М. Вебер)
  • социальных закономерностей (Г. Зиммель).
  • Поиск эмпирических подходов

    (В. Парето, П.А. Сорокин, З. Знанецкий)

Современный этап

Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии и ее задачи.

О. Конт – основоположник социологии

Впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе.

Провел аналогию социологии с физикой, которую считал образцом точной науки.

Позитивное знание – знание, которое «истинно доступно уму и полезно для нас».

По аналогии с физикой выделил 2 раздела социологии:

  • социальная статика - социальные системы и структуры, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, социальными нормами (семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство)
  • социальная динамика - изучение эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур.

Согласие опирается на единство истории человечества и самой природы человека.

Основная причина социальных изменений – прогресс человеческого разума.

3 стадии развития человеческого разума

  • Теологическая (с древности до 1300 г.) – господство религиозного мировоззрения. Военное общество (господствуют священники и воины).
  • Метафизическая (1300 – 1800 гг.) – главенствующую роль играет философия (объяснение с помощью метафизических абстракций). Воплощение абстракций в реальность невозможно, нет прочного социального порядка – время войн, бунтов, революций.
  • Позитивная (19 в.) – решающую роль играет наука – конкретное позитивное знание. Ценятся реальные блага и услуги. Социальный порядок поддерживается учеными и промышленниками.

Пока таких методов нет, следует взять из естествознания такие методы, как: наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.

Социологическое учение Г. Спенсера

Родоначальник функционализма.

Основоположник эволюционно-органистического направления в социологии (аналогия общества с биологическим организмом).

Связанные единой целью, эти части (социальные институты) образуют взаимосвязанную систему.

Если одна часть социальной системы (орган) прекращает функционировать или действует недостаточно, то и вся социальная система (организм) не может функционировать нормально.

Социальные институты обеспечивают превращение человека в социальное существо, поддерживают социальное целое, поскольку предписывают индивидам определенное поведение.

Главные институты по Спенсеру – семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.

В процессе эволюции в обществе происходит дифференциация и специализация его структур, связанная с усложнением, увеличением его функций.

Рост и развитие общества (как организма) сопровождается увеличением сложности его частей (органов).

Главное отличие между обществом и биологическим организмом:

В организме элементы существуют ради целого,

а общество существует ради своих членов

Социологические взгляды К. Маркса

Основатель теории социального конфликта, учения о структуре развития общества, концепции социальных классов.


Создатель материалистического учения об обществе.

Основные принципы учения об обществе К. Маркса

  • Признание закономерности общественного развития(развитие общества подчиняется определенным законам).
  • Принцип детерминизма (причина развития общества - материальные производительные силы).
  • Утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества (учение об общественно-экономических формациях).

Находящиеся на определенной ступени развития производительные силы требуют определенного типа производственных отношений, который обусловливает определенный тип общества.

Отрицает роль ценностей в развитии общества.

Основной механизм общественного развитиясоциальный конфликт (между представителями разных социальных классов).

Социологические взгляды Э. Дюркгейма

Дополнил теорию функционализма Г. Спенсера.

Не только ранжировал общество на структуры по их функциям, но и объяснил как они взаимодействуют друг с другом на основе преобладающих в обществе верований и систем ценностей.

Социальные факты – способы мышления и деятельности, определяемые нормами и правилами, наделенные принудительной силой по отношению к индивидам.

Социальные факты необходимо рассматривать как вещи, то есть внешние, объективные по отношению к индивидам, как и факты природные.

2 группы социальных фактов:

«Самоубийства. Социологический этюд»

Сравнивал уровень сплоченности в разных социальных группах.

Один социальный факт (склонность к самоубийствам) Дюркгейм объяснил другим социальным фактом (уровень сплоченности социальной группы), тем самым заложив правило социологического метода.
  • механическая – общность людей на основе общих верований и чувств (ценностных начал);
  • органическая – общность на основе общественного разделения труда (отношения поддерживают из-за зависимости удовлетворения потребностей от результатов деятельности).
  • Дюркгейм – автор концепции :социологизма социальная реальность не просто существует, а доминирует над индивидуальной реальностью.

«Понимающая социология» М. Вебера

Разработал многие базисные теории, составляющие сегодня фундамент социологии: учение о социальном действии, социологии религии, экономической социологии, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и др.

Предмет социологии по М. Веберу – все то, что обусловливает поведение человека (убеждения, идеи, мнения, интересы, мотивы, ценности, потребности и др.).

Все социальные процессы и явления можно изучать с позиции ценностей («Протестантская этика и дух капитализма»

Социальное действие

Должно обладать 3 отличительными признаками:

  • наличие действующего индивида;
  • осмысленность предпринимаемого действия;
  • ориентированность действия на других людей.

Виды социальных действий

  • Целерациональноеориентировано на достижение определенной цели, рационально соотнесены средства, цели и побочные результаты.
  • Ценностнорациональное – ориентировано на определенную ценность, основано на личных убеждениях индивида о долге, красоте, достоинстве.
  • Традиционное – основано на длительной привычке, обычае, традиции.
  • Аффективное – находится за пределами осмысленности, совершается в состоянии аффекта.

Социальные отношения

  • поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом:
  • борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, обмен, соперничество и т.п.

В других странах трудились мыслители, немало сделавшие для национальной социологии, но не оказавшие влияния на развитие мировой социологии.


Исключение – Питирим Сорокин (1889-1968 гг.) – русско-американский социолог, внесший обширный вклад в развитие мировой социологии.

Основные же результаты были получены на следующем – современном этапе ее развития.

Современный этап

В 20-е гг. XX в. центр мировой социологии переместился в США.

Вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Колумбийского, Мичиганского – сформировались крупные научные школы.


Наиболее известная фигура – Толкотт Парсонс – социолог, стремившийся создать теорию, которая охватила бы все уровни общества и все формы движения социальной материи – структурный функционализм.

Основные социологические школы

Структурный функционализм

Наиболее полно основы концепции изложены Т. Парсонсом.

Базовая идея – идея «социального порядка», стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы.

Основной подход к анализу общества – определение частей общества и выявление их функций.

Теория была дополнена Робертом Мертоном.

Теория социального конфликта

Ч. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер

Утверждают, что в основе социального развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция.

Подчеркивают ценность конфликтов, так как они предотвращают окостенение общества, становятся источником развития и совершенствования.

Символический интеракционизм

Личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками.
Дж. Г. Мид

Ч. Х. Кули

Теория социального обмена

Дж. Хоманс и П. Блау объясняли человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями.

Основная идея – люди постоянно стремятся получать вознаграждение за свои действия, ради этого они и вступают во взаимодействия.


Дж. Хоманс

Феноменологическая социология

А. Щюц, П. Бергер, Г. Гарфинкль

В центре внимания – не мир в целом, а человек в его специфическом измерении.

Социальная реальность – не есть объективная данность, она «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации.

Социальные события предстают в действительности как мнения индивидов об этих событиях.

Направления, возникшие в конце XX в.:

  • Мир - системная социология
  • (И. М. Валлерстайн, А. Турен) – рассматривает общество с точки зрения глобализационных процессов.

  • Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм) – определяет роль и значение политической власти, исследует причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений.
  • Конструктивный структурализм (П. Бурдье) - пытаясь избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии, исследует диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями.

Благодарю за внимание!



написать администратору сайта