История татарстана (учебное пособие)
Скачать 4.14 Mb.
|
Глава VII СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII новое время. В этом столетии Среднее Поволжьеактивнее вовлекается в российский исторический процесс. Для него тогда были характерны многочисленные реформы, ускоренный рост мануфактурной промышленности, увеличение налогового бремени на податное, оформление и укрепление абсолютизма, «европеизация-общества, бурное развитие науки, образования, культуры. Во второй половине столетия складывается капиталистическая мануфактура, начинают зарождаться новые экономические отношения. Но в целом экономика государственность страны были построены на феодальной основе. Модернизация страны носила непоследовательный противоречивый характер. из важных регионов России Среднее Поволжье находилось под воздействием процесов модернизации. Народы края внесли свой неповторимый вклад в развитие экономики и культуры. Вместе с тем это развитие имело ряд существенных особенности. §26 Народы Среднего Поволжья в период петровских преобразований. В первой четверти XVIII в. в России (с 1721 г. Российская империя) была проведена серия реформ, связанных с именем и деятельностью Петра I. Преобразования охватили сферы государственного управления, военного дела, промышленности, торговли, быта. Это была первая в истории страны масштабной модернизации. Все петровские реформы касались и нашего края. Ряд из них оказал самое существенное влияние на жизнь его, многонационального населения. Создание Казанской губернии. Территория и население. Уже в последние десятилетия XVII в. стало ясно, что старая система центрального и местного управления исчерпала себя. Особенно ярко ее несовершенство проявилось в годы крестьянской войны 1670-1671 гг. Петр предпринимает обновление государственного устроим страны. В рамках административной реформы 1708-1710 гг. страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами. Существовавшие территориальные, в том числе приказ Казанского дворца, были упразднены. В числе новых административных единиц была так же создана в 1708 г. Казанская губерния. В нее вошла большая часть территорий бывших Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской орды. Вскоре ее границы были сокращены за счет создания Астраханской (1717) и Нижегородской (1719) губерний.1 Первоначально Казанская губерния делилась на воеводства, а с 1719 г. на провинции. В начале XVIII столетия общая численность ее населения составляла около 590 тысяч человек. Казанская губерния также должна была участвовать в финансировании из своих средств нужд армии, флота и дипломатического ведомства. Казанский губернатор, как и руководители других губерний, был наделен огромной административной, судебной и финансовой властью, опирался на разветвленный бюрократический аппарат. Так, он ведал сбором налогов, правосудием, набором рекрутов. Ему подчинялись на правах главнокомандующего расположенные на территории губернии войска. Податная реформа. Оформление разряда государственных крестьян. Развернутое при Петре I огромное строительство, содержание регулярной армии и флота, государственное промышленное предпринимательство требовали постоянного пополнения казны. В целях обеспечения доходов государства было введено множество косвенных налогов, различных казенных монополий. Но равно не хватало. В 1718-1724 гг. правительство привело подушную перепись населения (татар было учтено 260 тыс. чел.), по окончании которой подворное обложение было заменено подушной податью. Тогда же петровскими указами был государственных крестьян. К нему были сельские жители, населявшие земли, не принадлежащие помещикам. Государственные крестьяне казне и поэтому именовались также «казенными». В результате проведения податной реформы общий объем налогообложения возрос почти вдвое. Подушной подать облагались все мужчины податных сословий посадские люди независимо от возраста. За умершего вплоть до проведения новой ревизии (переписи) должны были уплачивать его родственники или односельчане. Ее размер составлял с государственного крестьянина или посадского человека 1 рубль 14 копеек, с помещичьего крестьянина 74 копейки. В 1724 г. в состав государственных крестьян были включены ясачные крестьяне Среднего Поволжья, (они, были с тех пор называться ясачными, само же это название еще долго сохранялось). Бывшие ясачники начали платить подушную подать. Подавляющее большинство государственных крестьян состояло из татар, чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов, частично из русских. Все они стали испытывать дополнительные налоговые тяготы. Наряду с подушной податью государственные крестьяне губернии были обложены местными налогами. Немалые суммы уходили, например, на уплату сборов с водопоев, перевозов, кузниц, мельниц, бань. С татар, кроме того. Брали свадебный сбор в размере 25 копеек. Тяжелым бременем ложились многочисленные натуральные повинности. Среди них были такие повинности как строительная, подводная, постойная, рекрутская. Труд тысяч крестьян края был использован Петербурга, Кронштадта, Азова, Ладожского канала, Рижского порта, ряда других городов крепостей, портов, каналов. В первой четверти XVIII столетия, таким образом, произошло значительное ухудшение положения податного населения Казанской губернии. Следствием этого явились многочисленные побеги крестьян из своих селений в Башкирию, Оренбургский край, за Закамскую черту. Так, в 1716 г. из 47 тысяч дворов ясачных крестьян разных национальностей пустовало примере 20 тысяч. В последующие годы число пустующих ров, которые покинули их хозяева, намного возросло. Создание мануфактур. Лашманы. Время петровских преобразований — это и время стремительного развития мануфактур. За четверть века их число в стране увеличилось в 6,5 раз. Это было результатом целенаправленной экономической политики. Мануфактуры строила главным образом казна, стремясь в первую очередь обеспечить растущие потребности армии и флота. В первой четверти XVIII в. началось создание крупной промышленности и в Казанской губернии. Ее представляли также в основном государственные предприятия. В 1714 г. по указу Петра I о создании шерстяных мануфактур основывается Казанскаясуконнаямануфактур («шерстяной завод»). Тогда в Казань из Москвы был направлен подполковник Афанасий Грузинцев для «установления суконного дела». В 1719 г. на предприятии уже работало более 200 человек. Однако качество выпускаем; мой продукции было весьма невысоким. Петр I писал казанскому вице-губернатору: «Пробы казанских сукон мы; видели которые гораздо плохи а паче окрашены зело худа, того для старайся дабы тое фабрику в лутчее состояние приветеси, и для того их мастеров со всем заводом, которых ведает Афанесей Грузинцов, возьми в свое ведение» Но и передача «шерстяного завода» в руки местных властей существенно не поправила положение. В этом царь; смог убедиться во время посещения Казани в 1722 г. Через два года предприятие было передано казанскому купцу и предпринимателю, выходцу из крестьян И.Михляеву в компании с купцами Б. Пушнинковым О.Твердышевым, М. Ивановым, В. Издеберским. В1725 г.на мануфактуре работало более 600 человек, основания Казанской суконной мануфактуры производившей сукно для армейских нужд, зев владел двумя кожевенными, двумя винокуренными заводами и тремя десятками лавок. Став хозяином «шерстяного завода», который располагался на юго-восточной окраине Казани, И. Михляев перевел сюда из-под казанского Кремля свою суконную мануфактуру. Петровским указом 1718 г. было положено начало и предприятию, как Казанскоеадмиралтейство. Онопредназначалось для строительства, ремонта и длительного хранения речных и морских судов. Адмиралтейство включало в себя Астраханскую, Казанскую верфи. Здесь для Балтийского и Каспийского флотов строились бомбардирные суда, фрегаты, бригантины, галиоты и легкие гребные суда. Адмиралтейство располагалось в устье Казанки, недалеко от деревни Бишбалта. В него входили судоверфи, чертежный зал, кузницы, бондарные, парусные, столярные и другие мастерские. В первой половине XVIII столетия Адмиралтейства возникло целое поселение — Адмиралтейская слобода. Выбор места основания Адмиралтейства не был случайным. Казанский край в те времена был богат «корабельными» лесами — дубовыми и сосновыми рощами. Лес для строительства судов заготавливали не только под Казанью, но и за десятки верст от нее, а затем по рекам доставляли в Адмиралтейство. Это был огромный, каторжный труд. Его возложили на государственных крестьян, преимущественно нерусских, часть которых была приписана к Адмиралтейству.Появились так называемые лашманы(лесорубы). Именно они несли феодальную повинность в пользу государства по заготовке, обработке и вывозке кого леса. За крещеных эту повинность отбывали некрещеные. В 1719 г. по Казанской губернии лашманов насчитывалось 23,7 тысячи человек, что состав-половину государственных крестьян. Появление лашманов было связано с указом Петра I от 31 января 1718 г. Им предписывалось для бесплатной заготовки корабельных лесов брать служилых мурз, татар, чувашей и мордву из Казанской, Нижегородской и Воронежской губерний, а также из Симбирского уезда. Этим указом фактически было завершено разрушение сословия служилых татар, ставших лашманами. При Петре I служилые татары, приписанные к Адмиралтейству, не платили никаких податей. Но с 1725 г. и с них начали собирать подушную подать. Таким образом, служилые татары стали податным сословием. Для нужд судостроения в 1719 г. в Казани был основан пумповыйзавод. Первоначально это кожевенное предприятие располагалось в Суконной слободе. Здесь изготавливались пумповые кожи для корабельных помп (насосов), а также подошвенная кожа и юфть для армии. Пумповые кожи использовались не только в Казанском адмиралтействе, но и на верфях Петербурга, Астрахани, Архангельска. Сокращение татарского землевладения. В первой четверти XVIII в. был нанесен удар по земельным владениям татар. До 1713 г. в крае насчитывалось около двух тысяч татарских помещиков. Вскоре, с небольшим перерывом, Петр I подписал два указа, которые ограничивали некрещеных помещиков во владении крепостными крестьянами. Татарские помещики в своем большинстве остались без рабочих рук. Ведь крепостные были переведены в разряд государственных крестьян, а холопы приравнены к крепостным. У отказавшихся крестится поместья были отняты. Волей-неволей татарские помещики меняли свой образ жизни — начинали заниматься торговлей, мелкой промышленностью, промыслами. Впоследствии они были зачислены в податное сословие и потеряли дворянские привилегии. Таким образом, в период петровских преобразований в жизни населения края произошли большие изменения. Была образована Казанская губерния, резко усилилось налоговое бремя, возросли повинности. Исчезла такая категория феодально-зависимого населения, как ясачные люди. Возникли крупные промышленные предприятия, в работу которых были втянуты десятки тысяч крестьян. Окончательно решилась судьба служилых татар. Они перестали быть «верхушкой» татарского общества начали выполнять регулярную и очень обременительную повинность в пользу феодального государства вскоре превратились в податное сословие. Вопросы и задания 1. Когда была образована Казанская губерния? Какие территории вошли в ее состав? 2. Охарактеризуйте денежные и натуральные повинности, которые должно было нести зависимое население Казанской губернии в первой четверти XVIII в.? Сделайте вывод из изложенного материала. 3. Что произошло с ясачными крестьянами? 4. Какие крупные предприятия были основаны на территории края в первой четверти XVIII в.? Какую продукцию и для чьих нужд они производили? О чем свидетельствовало появление этих предприятий? 5. Все крупные казанские мануфактуры в первой четверти XVIII в. строила казна. С чем это было связано? 6. Кто такие лашманы? Какие чувства вы переживаете, когда рассказываете об условиях их труда? 7. Каким образом изменилось положение служилых татар? 8. Почему татарские землевладельцы вынуждены были отказываться от своих традиционных занятий? К каким последствиям это, на ваш взгляд, вело? 9. Каким образом Петр I был причастен к тем изменениям, которые произошли в жизни населения края в период его правления? Дайте оценку этим изменениям. §27. Христианизация населения Среднего Поволжья в XVIII в. В XVIII столетии была продолжена христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений. «Креститься в полгода». В первой четверти XVIII столетия в Казанской губернии насчитывалось немногим более 13 тысяч крещеных иноверцев. Это составляло 4,7 процента от общей численности нерусского населения. Столь незначительное число обращенных в православие явно не удовлетворяло ни правительство, ни православную церковь. К тому же многие из них формально воспринимали новую веру. Казанский митрополит Тихон доносил в Синод, что новокрещены «в церковь не приходят, и к приключающимся домовым своим требам священников не призывают, и не исповедуются, и умерших своих без священников же погребают сами». В начале 10-х, а затем 20-х гг. Петр I подписывает несколько указов, которые ознаменовали собой новый этап христианизации. Так, в петровском указе от 3 ноября 1713 г. говорилось: «Великий государь указал в Казанской и Азовской губерниях бусурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины и в тех поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые и деловые люди православныя христианския веры, сказать свой великого государя указ, чтобы они, бусурманы, крестились, конечно в полгода». В противном случае «те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у их взять и отписать». Большинство татарских землевладельцев отказалось принять православие. Земли у них были отняты и переданы их крещеным родственникам или русским помещикам. Местные власти так организовали исполнение указа, что зачастую земли лишались и землевладельцы-мусульмане, не имевшие русских крепостных крестьян. В 1715 г. последовал указ Петра I «Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры». Он предписывал служилым татарам и другим инородцам креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им крепостных православных крестьян с землей и имуществом. Вместе с тем за мурзами сохранялись их собственные усадьбы, мельницы и земельные наделы. Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе. Результаты осуществления петровских указов были невелики. Из числа татар в православие перешло чуть более двух тысяч человек. Мало крестившихся было среди других нерусских народов края. Во второй четверти XVIII столетия политика христианизации ожесточается. В 1728 г. местные власти получат предписание всеми возможными средствами, вплоть до смертной казни, остановить агитацию в пользу « старой веры» (ислама). Тех, кто отпадал от православия, отправляли для «увещевания и исправления» в монастыри. Началось и расселение мусульман и новокрещен. Контора новокрещенских дел. Лука Конашевич. Особенно широкий размах и жесткий характер политика христианизации приобрела в 40-50-е гг. Еще в 1731 г. в Свияжске была создана Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. За восемь лет ей удалось обратить в православие немногим более двух тысяч человек. В 1740 г. по указу Анны Ивановны вместо этого миссионерского учреждения была основана Контора новокрещенских дел. Ей было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Указ российской императрицы содержал весьма обширную программу христианизации и русификации. Им предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 копеек до полутора рублей. Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Татарским мурзам выдавали серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Кроме того, было подтверждено, что новокрещены на три года освобождаются от налогов и повинностей (эти налоги и повинности возложили на некрещеных иноверцев). Рекомендовалось также организовать обучение новокрещеных основам православной веры, поощрять браки между новокрещеными и русскими. По указу Анны Ивановны надлежало «принуждения ко крещению отнюдь не чинить, и им (иноверцам. - И.Г.) за то ничем не угрожать, но поступать в том по образу апостольской проповеди, со всяким смирением, тихостию и кротостию безо всякого кичения, угрожения же и страха, дабы не подать им причины инако толковать». Однако на практике возобладали насильственные методы. Особенно широко и рьяно Контора новокрещенских дел использовала методы прямого принуждения к принятию православия и преследования мусульман, когда во главе ее стоял архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич. Миссионеры вместе с солдатами отправлялись в нерусские деревни, насильно сгоняли их жителей к реке и «крестили». При сопротивлении в ход шли плети и палки. Людей хватали на улицах, волокли в церкви, окатывали водой и объявляли христианами. Даже малолетние дети порой не избегали такой участи. Новокрещенов, не соблюдавших христианских обрядов, отправляли в тюрьмы, подвергали физическим наказаниям, «в железы и цепи сажали». В дни мусульманских праздников православные священнослужители устраивали в татарских деревнях крестные ходы. Осквернялись и разрушались древние мусульманские кладбища, а могильные плиты шли на фундаменты строящихся церквей. Не без влияния неистового миссионера Луки российская императрица Елизавета Петровна в 1742 г. подписала указ «О недопущении в Казанской губернии строить мечети, и о разведывании губернаторам и воеводам об обращенных в магометанский закон новокрещеных людей». Указ повелевал все вновь построенные в Казанской губернии мечети «сломать и впредь строить не допускать». В последующие два года было издано еще несколько указов. Ими предписывалось строительство церквей в селах, где жило даже несколько крещеных. По указу 1749 г. на некрещеных крестьян края была переложена подушная подать перешедших в новую веру. За два года в Казанском уезде и г. Казани губернии было разрушено 418 мечетей. После пожара 1749 г. Лука Конашевич добился переселения части жителей Старотатарской слободы на новое место — близ деревни Поповка. На этом месте возникла Новая Татарская слобода. В1752 г. по докладу Луки был принят новый указ «О сломании самовольно казанскими татарами построенных мечетей». Деятельность Новокрещенской конторы во главе с Лукой Конашевичем превратилась в широкомасштабное национально-религиозное издевательство над татарами. Сам архиепископ снискал печальную «славу» среди местного населения и получил прозвище «Аксак Каратун» («Хромой черноризец»). В столицу Российской империи постоянно шли жалобы на насильственное крещение, притеснение мусульман. Люди были готовы подняться с оружием в руках на защиту своей веры. Эти обстоятельства сыграли свою роль. В 1750 г. Синод принял решение «О необращении иноверцев насилием к православной церкви». Через пять лет Лука Конашевич был переведен в Белгородскую епархию, где умер в 1758 г. В деле христианизации правительство использовало и другие меры. Так, в 50-х гг. действовало несколько новокрещенских школ, которые затем перевели в Казань, в Старотатарскую слободу. Общее число учащихся этих школ — чувашских, татарских, марийских, мордовских, удмуртских детей — в 1758 г. составляло 205 человек. К середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Обратить в православие за время деятельности Конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар. Ослабление религиозных притеснений. Указ 1773 г. о веротерпимости. Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756 г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар. Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 г. последовал указ «О сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий». По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям. В 1773 г. Екатериной II был принят указоверотерпимостив России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы. Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 г. в Уфе мусульманского Духовногособрания. Указ об учреждении этого собрания «для заведывания всеми духовными чинами магометанского закона» был подписан императрицей 22 сентября 1788 г. Центральная власть, таким образом, создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммад-жан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное — полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определено государственное жалование. Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение. Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу. Вопросы и задания 1. Какими мерами правительство и церковь пытались обратить нерусское население Поволжья и Приуралья в христианство в первой половине, XVIII в.? Какую реакцию у него вызвали эти меры? 2. С какой целью был учреждена Контора новокрещенских дел? Что вы знаете о методах и результатах ее деятельности? 3. Какую память о себе и почему оставил в татарском народе Лука Конашевич? 4. Сравните религиозную политику правительства и православной церкви в крае в первой половине XVIII в. с аналогичной политикой в предшествующие полтора столетия. К каким выводам вы пришли? 5. С какого времени политика христианизации нерусского населения Среднего Поволжья начинает приобретать более мягкие формы? 6. Почему в татарском народе за Екатериной II осталось имя Эби патша? Объясните это с точки зрения проводившейся ей религиозной политики. 7. Можно ли утверждать, что Духовное управление мусульман было независимым от властей учреждением? Обоснуйте свой вывод. 8. Охарактеризуйте общее изменение политики христианизации в крае к концу XVIII столетия. |