История татарстана (учебное пособие)
Скачать 4.14 Mb.
|
ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА (учебное пособие) Рецензенты: М.Х.Хасанов, академик; Редактор: В.И. Пискарев. И.Р.Тагиров, академик; Корректор: Ю.М.Черепанова. А.М.Прокофьев, учитель- методист. Руководитель проекта и научный редактор Б.Ф.Султанбеков История Татарстана: Учебное пособие. Авторы: Казань: ТаРИХ, 2001 – 309с. Ф.Х.Хузин, кандидат исторических наук (§1 – 18); И.А. Гилязов, доктор исторических наук (§19-30); В.И. Пискарев, кандидат исторических наук (§31- 39); Б.Ф. Султанбеков, профессор (§40-53); Л.А.Харисова, кандидат педагогических наук, А.А.Иванов, кандидат исторических наук (§54-58); А.Г.Галлямова, кандидат исторических наук (§59-68). Содержание Глава I. ПЕРВОБЫТНОЕОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ..…….4 §1. Древние люди на берегах Волги и Камы…………………………………………………………4 §2. Население края эпохи бронзы - раннего железа……………………………………………………7 Глава_II_._ДРЕВНИЕ_ТЮРКИ_И_РАННИЕ_ТЮРКСКИСКИЕ_ГОСУДАРСТВА_В_ЕВРАЗИИ'>Глава II. ДРЕВНИЕ ТЮРКИ И РАННИЕ ТЮРКСКИСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕВРАЗИИ . …………9 §3. Хунну-гунны и Великое переселение народов ……………………………………………10 §4. Тюркский каганат (551-630 гг.………………………………………………………………….12 §5. Великая Болгария и Хазарский каганат (VII -Х вв.)……………………………………............….14 Глава III.ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ В Х- НАЧАЛЕ ХIII вв…………………………………..17 §6. Образование Булгарского государства на Средней Волге………………………………………..17 §7. Хозяйственная жизнь волжских булгар …………………………………………………………19 §8. Волжская Булгария-страна городов. Биляр-Великий город ………………………………………21 §9. Внешнеполитические связи……………………………………………………………..24 §10. Культура населения Волжской Булгарии………………………………………………..................25 Глава IV. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ И МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ УЛУС ДЖУЧИ (ЗОЛОТАЯ ОРДА)….27 §11. Волжская Булгария и монгольские завоевания……………………………………………………27 §12. Улус Джучи (Золотая Орда). Время становления и расцвета…………………………………28 §13. Города, культура Золотой Орда ……………………………………………………32 §14. Булгары в период Золотой Орды………………………………………………………………34 §15. Распад Золотой Орды …………………………………………………36 Глава V. КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (1445-1556 гг.)………………………………………………….38 §16. Образование Казанского ханства ……………………………………………………39 §17. Хозяйство, общественно- политический строй, культура Казанского ханства…………………..40 §18. Политическая история Казанского ханства второй половины XV-первой половины XVI вв…44 Глава VI. НАРОДЫ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В СОСТАВЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА …48 §19. Освободительная борьба народов края во второй половине XVI в…………………………….49 §20 Исторические последствия завоевания Казанского и Асраханского ханств………………………51 §21. Организация административного и военного управления Казанским краем во второй половине XVI в ……………….52 §22. Социально-экономическая и религиозная политика царизма в Среднем Поволжье во второй половине XVI - начале XVII в……………………………………………..54 §23. «Крестьянская война» начала XVII в. в Среднем Поволжье……………………………………58 §24. Основные группы населения: занятия и положениа. Социальная и регииозная политика правительства в Среднем Поволжье в XVII в…………….60 §25. Народы Среднего Поволжья в движении С. Разина………………………………………………..64 Глава_VIII_._КАЗАНСКАЯ_ГУБЕРНИЯ_В_ПЕРВОЙ_ПОЛОВИНЕ_XIX_в_.'>Глава VI СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVIII в……....66 §26. Народы Среднего Поволжья в период петровских преобразований………………………………67 §27. Христианизация населения Среднего Поволжья в XVIII в…………………………69 §28. Социально-экономическое развитие края в XVIII в…………………………………………….72 §29. Народы Среднего Поволжья в восстании Е.И. Пугачева…………………………………….78 §30. Культурная жизнь края…………………………………………………………………………..82 Глава VIII. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ……………………87 §31. Социально-экономичесмое развитие края. Движение социального протеста.. …………….87 §32. «Гроза двенадцатого года» и Казанский край……………………………………………94 §33. Культура края в первой половине XIX в………………………………………………..96 Глава_XII_._ТАТАРСКАЯ_РЕСПУБЛИКА_в__20-_е_гг'>Глава IX. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД……………………101 §34. Крестьянские реформы 60-х гг. Условия и итоги преобразований ……………………..101 §35. Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г………………………..105 §36. Социально-экономическое развитие Казанской губернии в 60-90 –х гг. в……………………107 §37. Общественное движение 70-90-х гг.…………………………………………………..114 §38. Национальное движение…………………………………………………………………………..117 §39. Наука и культура во второй половине XIX в………………………………………….121 Глава X. КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1916)…………… ………………126 §40. Социально-экономическое развитие Казанской губернии……………………………………126 §41. Казанская губерния в годы первой российской революции………………………..130 §42. Общественно-политическая жизнь. Национальное движение…………………………133 §43. Развитие татарской культуры в начале XX в…………………………….137 Глава_XVI_._ТАССР_в_середине__50-_х_-_начале__60-_х_гг'>Глава XI. ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ. ВРЕМЯ СМУТЫ…………………………..141 §44. Февраль 1917 г. Падение самодержавия………………………………………………...141 §45. Казанский Октябрь…………………………………………………………………………...146 §46. В пламени гражданской войны……………………………………………………………………...151 Глава XII. ТАТАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА в 20-е гг…………………………………………………157 §47. В условиях перехода к нэпу. Поворот в национальной политике…………………….158 §48. Восстановление народного хозяйства……………………………………………………………...161 Глава XIII. В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ………………………………...166 §49. Индустриализация республики: годы первых пятилеток………………………………...165 §50. Коллективизация сельского хозяйства……………………………………………………………...169 §51. На новом этапе культурной революции……………………………………………………………174 §52. «Большой террор» в Татарии………………………………………………………………………..177 § 53. Предвоенные годы…………………………………………………………………………..184 Глава XIV. В ГОДИНУ СУРОВЫХ ИСПЫТАНИЙ………………………………………………..189 §54. Перестройка жизни на военный лад……………………………………...189 §55. На полях сражений и за линией фронта…………………………………………………...191 §56. Экономика республики в условиях военного времени…………………………………197 §57. Всенародная помощь фронту……………………………………………………………………...201 §58. Культура республики в годы войны………………………………………………………………..204 Глава XV. РЕСПУБЛИКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД……………………………………..208 §59. Экономика во второй половине 40-х-начале 50-х гг…………………………………………208 §60. Общественно-политическая и культурная жизнь……………………………………………….212 Глава XVI. ТАССР в середине 50-х - начале 60-х гг………………………………………………215 §61. В условиях хозяйственных и социальных реформ…………………………………………….215 §62. Социально-политическое и культурное развитие республики…………………….219 Глава XVII. РЕСПУБЛИКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х гг……..224 §63.Тенденции и противоречия социально-экономического развития ……………………………..224 §64. Процессы и противоречия в общественно-политической икультурной жизни……………….229 ГЛАВА_XVIII_._НА_ЭТАПЕ_ПЕРЕСТРОЙКИ'>ГЛАВА XVIII. НА ЭТАПЕ ПЕРЕСТРОЙКИ.. ……………………………………………..233 §65. Попытки экономических реформ…………………………………………………………233 §66. Общественно-политическая жизнь во второй половине 80-х гг. ………………………236 ГЛАВА XIX.TATAPCTAH В 90-е гг. ……………………………………………………………...240 §67. Экономика в период становления рыночных отношений……………………………………..240 § 68. Политическое и культурное развитие Татарстана в 90-е гг…………………………………..242 Глава I ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ История человечества насчитывает свыше двух миллионов лет. Наиболее длительным периодом в ней является эпоха первобытного общества. Это общество характеризуется крайне низким уровнем развития материальной и духовной культуры населения. Однако именно первобытными людьми были сделаны величайшие открытия, которые привели в дальнейшем к появлению первых мировых цивилизаций на земле. Освоение земледелия и скотоводства, открытие металла сделали возможным накопление богатств в руках родовых и племенных вождей. Появилось имущественное неравенство, которое означало распад первобытных порядков и начало формирования нового общества, основанного уже не на равенстве его членов, а на подчинении одних людей другим. В эпохе первобытного общества выделяют три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. Что же происходило в те очень далекие времена на территории Среднего Поволжья, когда здесь жили племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур? §1. Древние люди на берегах Волги и Камы Общая характеристика каменного века. Начало каменного века отмечено появлением на земле древнейших обезьяноподобных людей, которые изготовляли примитивные орудия труда из дерева, кости, а главным образом из камня. В недрах каменного века сформировался человек современного физического типа Homo sapiens (человек разумный). Активно происходил процесс расселения первобытных людей из их первоначальной родины Африки и Южной Азии по просторам Европы и Северной Азии. В каменном веке человек научился добывать огонь, шить одежду, строить жилища. Были изобретены лук со стрелами, а также средства передвижения лодка, лыжи, сани. Появилось искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скулыггурки, ритуальные танцы и песни). В конце эпохи камня люди перешли от охоты, рыболовства, собирательства к земледелию и скотоводству. Переход от присваивающего хозяйства к производящему повлек за собой новые качественные изменения. Историю каменного века ученые подразделяют на три основных периода: палеолит(древний каменный век), мезолит(средний каменный век) и неолит(новый каменный век). Древний каменный век. Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита, т.е. около 100-40 тысяч лет тому назад. Тогда на средневолжских просторах господствовал холодный и сухой климат с относительно малым количеством осадков, присущий приледниковым, тундровым зонам. Растительность была скудной. Наиболее распространенными крупными животными были северные олени, лоси, лошади, медведи, шерстистые носороги и мамонты. На них и охотился первобытный человек. Древнейшая стоянка первобытных охотников располагалась на берегу Волги, в урочище «Красная Глинка»недалеко от села Бессоново Тетюшского района. При археологических раскопках здесь найдены каменные рубила, скребки, остроконечники и ножи-резцы. Обитатели урочища, так называемые неандертальцы, еще не умели строить себе дома из бревен. Они жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место вслед за стадами животных. В период позднегопалеолита(40-12 тыс. лет назад) происходило заметное потепление климата. Ледник постепенно отступал. С юга стали мигрировать в наши края теплолюбивые животные, а за ними и люди. Стоянки того времени обнаружены по берегам Волги и Камы у сел ДолгаяПоляна, Сюкеево, Красновидово, Измерии некоторых других. Люди также пользовались каменными ножами, скребками, копьями, дротиками, но уже выделанными более тщательно, чем у предшественников. На стоянках иногда встречаются остатки костров, на которых готовили пищу. В период позднего палеолита окончательно сложился современный тип людей. Возникло первобытное родовое общество, основу которого составляли материнские роды. Это были коллективы кровных родственников, связанных между собой общим происхождением. Люди уже жили в долговременных, искусственно сооруженных домах, вели оседлый образ жизни. В хозяйстве по-прежнему господствовала коллективная охота на крупных животных. Охотились, как правило, мужчины, а женщины занимались сбором дикорастущих трав и ягод, воспитывали детей, поддерживали огонь в жилищах, заготавливали топливо. Роль женщины в обществе была исключительно велика, и счет родства велся по материнской линии. За время палеолита люди ушли далеко вперед в своем развитии. Однако они все еще полностью находились во власти природных сил: их преследовали дикие животные, в случае неудачной охоты грозил голод, мучили болезни. Редко кто доживал до старости. Средняя продолжительность жизни была небольшой и не превышала 23-25 лет. В это же время зарождается первобытная религия. Это была вера в происхождение людей от животных и растений (тотемизм), в существование души и духов (анимизм), в силу различных обрядовых действий (магия), в сверхъестественные свойства предметов (фетишизм). Возникает первобытное искусство, во многом связанное также с религиозным сознанием людей эпохи позднего палеолита. Появляются изображения зверей, вылепленные из глины фигурки. Наскальные рисунки мамонтов, носорогов и лошадей оставил после себя человек в пещере Шульганташ(Капова пещера на территории Башкортостана). Эти рисунки, сделанные минеральной краской, представляют собой настоящие шедевры древнейшего искусства. Средний каменный век. На смену древнему каменному веку пришел мезолит(VIII-V тыс. до н.э.). С ним связаны дальнейшие прогрессивные изменения в жизни человеческого общества. Эти изменения происходят на фоне резкого потепления климата. Тает и все дальше отступает на север ледник. Вымирают мамонты и шерстистые носороги. Берега рек и озер приобретают современные очертания. Бывшие приледниковые зоны покрываются смешанными и хвойными лесами. В них живут лоси, олени, бурые медведи, кабаны, волки, лисы, зайцы. Природно-географические условия края приближаются к современным. В эпоху мезолита заметно меняется образ жизни человека. Загонная, коллективная охота на крупных животных окончательно теряет свое значение. Лоси, медведи, кабаны становятся добычей небольших групп охотников, вооруженных луком и стрелами. На мелкого зверя и птицу охотились поодиночке. Резко возрастает роль рыболовства. Люди изобрели гарпун, рыболовные сети и крючки, а также лодки-долбленки с веслами. Собирательство по-прежнему остается дополнительным источником питания. Человек постоянно совершенствовал технику обработки камня, изобретал новые виды орудий. Распространение получают каменные ножевидные пластины и изготовленные из них скребки, проколки, наконечники стрел. В широком ходу были кремневые лезвия геометрических форм, которые вставляли в костяную основу ножей. На территории Среднего Поволжья, в том числе Татарстана, обнаружено несколько десятков поселений среднекаменного века. Во время раскопок Кабы-Копрын-ского, Усть-Камского, Сюкеевского, Тат. Азибейскогопоселений археологами было сделано немало находок. Судя по ним, обитатели этих поселений в эпоху мезолита наряду с кремневыми лезвиями пользовались крупными деревообрабатывающими орудиями. С помощью топоров, долот, тесел они валили лес, строили жилища, мастерили лодки. Поселения состоят обычно из двух-трех легких наземных жилищ. Похоже, люди вели еще полукочевой образ жизни и часто передвигались с места на место вслед за стадами животных, на которых охотились. Но отдельные группы людей перешли уже к оседлой жизни. Появляются дома-полуземлянки. Один из таких домов археологи обнаружили при раскопках древней стоянки у деревни Кабы-КопрыАпастовского района нашей республики. Похожий на шалаш, он был построен из больших бревен. Здесь жил целый род. Новый каменный век. Настоящий перелом в хозяйственный жизни общества произошел во времена неолита(IV первая половина III тыс. до н.э.). Раньше первобытный человек довольствовался только тем, что давала ему природа в готовом виде, то есть занимался охотой, рыболовством, собирательством. Теперь же, в неолите на первый план выступают земледелие, и скотоводство как основные источники добывания пищи. Этот переход от присваивающего к производящемухозяйству был настолько существенным явлением, что ученые нередко называют его «неолитической революцией». Однако такой переход охоты к скотоводству и от собирательства к земледелию совершился только на юге: в некоторых областях Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, где люди жили в больших укрепленных поселках, напоминавших настоящие города. Наш край находился далеко на севере, и неолитическое население по-прежнему продолжало развивать традиционные, старые формы хозяйства. Территория Татарстана во времена неолита стала более многолюдной. Поселки охотников и рыболовов располагались, как правило, по берегам рек и озер. Состояли они из домов-полуземлянок. Такие стоянки изучены археологами, например, у сел Обсерватория, Займище, Боровое Матюшино на Волге, Лебедино, Дубовая Грива, Игим на Каме. Материалы раскопок позволяют говорить о том, что их обитатели пользовались разнообразными каменными орудиями от топоров и дротиков до рыболовных крючков. Тесла, долота, топоры с острыми лезвиями подвергались тщательной шлифовке. Люди могли также уже сверлить изделия. Человек сделал еще одно открытие: научился лепить глиняную посуду. С тех пор появилась возможность готовить еду в горшках (раньше мясо и рыбу ели полусырыми, обжарив на костре) и хранить в них продукты. В эпоху неолита матриархат— первобытное родовое общество с привилегированным положением женщины — достигает своего наивысшего развития. Отдельные родовые группы объединяются в племена. Каждое племя занимало определенную, достаточно компактную территорию. Составляющие его роды имели общее происхождение и говорили на близком языке. О том, что племена и племенные союзы действительно существовали, говорят оставленные ими следы. Это — группы археологических памятников (поселений и могильников), расположенных на одной территории, близких между собой по времени существования, по находкам и погребальному обряду умерших. Такую группу памятников ученые называют археологической культурой. В период неолита в наших краях развивалась волго-камская археологическая культура (все ее памятники расположены по берегам Волги и Камы). От других соседних археологических культур ее отличают своеобразные формы и украшения глиняной посуды, а также некоторые типы каменного инвентаря. Население волго-камской культуры сформировалось на основе предшествующего ему мезолитического населения. Меднокаменный век. В конце концов, каменные орудия были окончательно вытеснены металлическими. Но прежде чем это произошло, люди пережили целый переходный период — период энеолита (вторая половина III — начало II тыс. до н.э.). Тогда возникли первые мировые цивилизации, рабовладельческие государства Шумера и Египта. В начале этого периода в нашем крае жили первобытные охотники и рыболовы. Они все еще пользовались каменными орудиями труда. Как древний человек узнал о полезных ему свойствах меди — неизвестно. Скорее всего, помог случай. Но медь не сразу вытеснила орудия из камня и кости. Сначала из меди стали делать украшения, а затем начали изготавливать и орудия труда. Медь легче обрабатывалась, при плавке принимала любую форму, могла неоднократно использоваться. Применение медных орудий позволяло гораздо быстрее и с меньшей затратой сил выполнить ту же работу, например, срубить дерево, выдолбить лодку, просверлить доску. На территории Татарстана и в прилегающих районах Среднего Поволжья в эпоху энеолита жили племена во-лосовскойархеологической культуры (первую их стоянку археологи обнаружили около с. Волосово, расположенного недалеко от г. Мурома на берегу Оки). Ныне на этой территории обнаружено более 50 стоянок волосовских племен. Обычно племена селились по берегам рек и озер. Обитали они в больших поселках, состоявших из 10-12 домов-полуземлянок. Основными занятиями волосовцев по-прежнему были охота, рыболовство и собирательство. Но постепенно волосовцы начали переходить к земледелию и скотоводству. В местах их обитания обнаружены каменные мотыги, ступки для растирания зерна, остатки самих зерен, кости домашних животных. Волосовцы стали осваивать и металл. Для плавки меди им служили глиняные тигли. Из меди изготавливались ножи, тесла, шилья, наконечники стрел. Конечно, производящие отрасли хозяйства были еще в зачаточном состоянии. Но уже тогда были созданы все предпосылки для устойчивого и ускоренного развития хозяйственной деятельности, возникновения иных социальных отношений. Другими станут уровень, образ жизни людей. Вопросы и задания 1. Какие открытия сделал человек в каменном веке? Пользуемся ли мы ими в современных условиях? 2. Когда первые люди появились на территории Татарстана? Какой это был период каменного века? 3. Охарактеризуйте образ жизни первобытных охотников, стоянка которых была обнаружена в урочище «Красная Глинка». 4. Опишите занятия и религиозные представления людей эпохи позднего палеолита. 5. Что такое первобытное. Родовое общество, матриархат? 6. Что умел делать человек мезолитического времени и при помощи, каких орудий? Как были устроены его поселения, судя по стоянкам, обнаруженным на территории Татарстана? 7. Чем отличается производящее хозяйство от присваивающего? Почему неолитическая революция произошла сначала в южных районах, а только потом — в северных?8. Охарактеризуйте волгокамскую культуру. 9. Опишите образ жизни волосовских племен. §2. Население края эпохи бронзы — раннего железа Бронзовый век. Новую эпоху в истории нашего края эпоху господства производящего хозяйства открыл бронзовый век (начало II начало I тыс. до н.э.). Как мы помним, к нему только начало переходить волосовское население. Теперь произошли более существенные изменения. В хозяйстве местных племен ведущее место занимают мотыжное земледелие, скотоводство и металлургия. Охота же и рыболовство отступают на задний план. Бронзовые орудия труда и оружие начали постепенно вытеснять каменные, хотя каменная индустрия все еще прочно удерживала свои позиции. Бронза более тверда, чем составляющая ее основу медь. А это значит, что, получив бронзу, человек приобрел дополнительные возможности в различных сферах своей деятельности. Развитие получили его технические навыки и умения. Центрами производства бронзы в крае, по-видимому, были юго-восточные районы Татарстана. Здесь, по побережью Мензели, Ика, Зая, до сих пор сохранились остатки больших в свое время залежей меди. Наиболее видными представителями эпохи бронзы Среднего Поволжья считаются так называемые приказанскиеплемена — потомки волосовских племен. Первые их поселения были обнаружены в окрестностях Казани (у сел Займище, Балым, Карташиха, Атабаево). Приказанские племена жили в XVI-VIII вв. до н.э. О характере их занятий рассказывают археологические находки: прекрасно отшлифованные каменные топоры, долота, тесла, зернотерки, бронзовые мотыги, серпы, ножи-кинжалы, наконечники копий, женские украшения, глиняные горшки, кости различных домашних животных. Это значит, что приказанское население знало строительное, ремесленное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сеяли просо, пшеницу, ячмень, зерно хранили в хозяйственных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней. Поблизости поселков находились, как правило, родовые кладбища. Умерших хоронили в ямах головой или ногами к реке, рядом с ними ставили горшки с пищей, орудия труда и предметы домашнего обихода. Это говорит о том, что приказанские племена верили в существование души и ее переселение. В основном закамские территории современного Татарстана населяли племена срубнойкультуры (их название связано с тем, что умерших они хоронили в деревянных срубах). Срубняки находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы. Однако они являлись для нашей территории пришлыми племенами. Сюда срубняки переселились из более южных областей, где занимались в основном скотоводством. Мотыжное земледелие было развито на припойменных почвах речных долин. Памятники приказанской и срубной культур отразили в себе серьезные изменения, которые произошли в жизни людей эпохи бронзы. Преобладание производящих форм хозяйства способствовало улучшению жизненных условий. Люди уже полностью не зависели от результатов охоты. Появилась возможность иметь запасы продовольствия, в первую очередь зерна. Домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и кожу. Повышение жизненного уровня повлекло за собой рост численности населения. Так, в некоторых поселениях приказанских племен проживало до 500 человек. Дальнейшее развитие экономики приводит к качественным изменениям в области общественных отношений. Внутри родовых групп выделяются металлурги и литейщики, которые специализировались на изготовлении изделий из бронзы. Резко возрастает роль обмена, особенно с племенами Урала и Западной Сибири, южных степей и Кавказа, откуда привозили металл в виде слитков и готовых изделий. Чаще происходят межплеменные столкновения за богатые природными ресурсами территории. В этих условиях в жизни родовой общины все большую роль начинает играть мужчина: металлург, скотовод и воин. Он и становится во главе рода, возникают большие патриархальные(отцовские) семьи. Женщина занимается теперь лишь домашним хозяйством и воспитанием детей. Матриархат уходит в прошлое. Такие нововведения принес с собой бронзовый век. Первобытное общество существенно продвинулось вперед в своем развитии и приобрело новые черты. Ранний железный век. Ананьинские племена (VHI-III вв. до н.э.). Мощным фактором развития хозяйства всего древнего общества стало применение железа. Этот металл до сих пор является одним из основных материалов в производстве материальных благ. Для получения железа из руды нужны специальные плавильные печи или горны с искусственным дутьем, в которых должна быть очень высокая температура (1530°). Такую температуру древнейшие металлурги бронзового века в своих примитивных печах и кострах не могли получать. Поначалу железо считалось дорогим металлом и шло, как и медь, на изготовление украшений. Но затем оно быстро вытеснило бронзу, обладая неоспоримыми над ней преимуществами. Человек получил орудия невиданной прежде остроты и твердости. Первыми в наших краях вступили в железный век ананьинскиеплемена. Толчком к открытию ананьнинскои культуры послужила публикация в середине XIX века в одной из казанских газет отрывков из исторического сочинения, в котором говорилось о посещении знаменитым полководцем Аксак Тимуром кладбища «святых» мусульман у древнего «Чертова» городища недалеко от Елабуги. Публикация привлекла внимание московского профессора-археолога К.И. Невоструева. Он направил письмо градоначальнику Елабуги И.В. Шишкину с просьбой сообщить, на самом ли деле возле Елабуги есть места, представляющие интерес для археологов. Ответ был утвердительный: да, возле села Ананьино существуют древние погребения, где сохранились и надгробные камни. Находят на этом месте и удивительные вещицы из бронзы и железа. Раскопки начались летом 1858 г., в них принимало участие около сотни крестьян из окрестных деревень. За один день было раскопано около 50 погребений. Были найдены украшения, орудия труда, оружие, глиняные горшки и другие предметы. Так был обнаружен новый археологический памятник Ананьинский могильник. В последующем были проведены более широкие раскопки. Археологи в окрестностях Елабуги, по берегам Волги, Камы, их притоков Вятки, Белой и Ветлуги обнаружили свыше 60 древних поселений и около 30 таких же древних могильников. Ананьинская культура существовала в VIII-III вв. до н.э. Это было время расцвета античной Греции, ее причерноморских колоний Ольвии, Херсонеса, Боспора; древнейших среднеазиатских цивилизаций Парфии, Маргианы, Согдианы и Бактрии. Ананьинцы являлись также современниками воинственных скифов, с которыми встречался «отец истории» Геродот, и выдающегося полководца древности Александра Македонского, создавшего первую мировую империю на Востоке. Природно-климатические условия края предопределили другой путь исторической эволюции ананьнинцев и не позволили им подняться до таких высот в своем развитии, которых достигли их южные современники. Однако было бы неверно употреблять здесь слово «отсталость». Именно ананьинцы, предками, которых были приказанцы, начали возводить первые военные укрепления и настоящие крепости в нашем крае. Их поселения занимали обычно высокие мысы берегов рек, были защищены мощными земляными валами и глубокими рвами. Наличие укреплений говорит о частых военных столкновениях между племенами. Ведь открытие железа привело к появлению не только усовершенствованных орудий труда, но и новых видов наступательного и защитного вооружения. В обществе ананьинцев зарождалась прослойка ремесленников-оружейников. С ростом производительности труда у отдельных людей начали накапливаться запасы продовольствия, ценности. Их можно было продавать или обменять, накапливая новые богатства. Так, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи не только со своими соседями, но и более отдаленными племенами и народами. Через посредство скифов к ним проникали даже отдельные вещи греческого и египетского производства. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами. Обогащению служили также войны. В этих условиях общество расслаивается, возникает имущественноенеравенство. Вожди племен и старейшины родов стали пользоваться преимуществами, которых раньше не было. С появлением имущественного неравенства начинается разложение первобытнообщинного строя. Этот процесс хорошо отражен в археологических материалах. У ананьинцев существовал практически тот же погребальный обряд, что и у приказанцев. Однако социальные изменения проявились и здесь. В некоторых могилах погребены по два, иногда даже по пять-шесть человек рядовые воины, простые люди, может быть, даже рабы из числа пленников. В некоторых случаях покойники лежат в специальных «домах мертвых», сколоченных из бревен. Рядом с ними клали небогатые вещи. Но имеются и очень богатые могилы, где похоронены вожди племен и родоначальники с дорогим оружием, украшениями из золота и серебра. Появился обычай ставить над могилами военных вождей надгробные камни. На этих камнях обычно изображались воин и оружие. Прямыми потомками ананьинцев были пьяноборские племена. Они проживали на территории Татарстана с рубежа III—II вв. до н.э. Пьяноборцы продолжали развитие культуры предшествующего населения. Они жили преимущественно в неукрепленных поселках, но во время военной опасности скрывались в специально построенных убежищах. В обществе пьяноборцев происходил дальнейший рост имущественного неравенства. Основу родоплеменной организации составляли большие патриархальные семьи. Значительное место в жизни общества занимали войны и военное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения мужчин с железными мечами, копьями и другим оружием, а также коллективные (братские) могилы воинов, погибших во время ожесточенных межплеменных схваток. Таким образом, на территории края в эпохи камня, бронзы и раннего железа обитали различные племена. От века к веку менялся их образ, уровень жизни. Была создана сложная родоплеменная организация, совершен переход к производящему хозяйству. Племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур не имели прямого отношения к истории татарского народа. Они относились к группе так называемых поволжских финнов и стали предками современных марийцев, удмуртов и коми. Вопросы и задания 1. Какие изменения в хозяйственной жизни местных племен произошли в эпоху раннего металла? Проследите эти изменения на примере волосовских и приказанских племен. 2. Племена срубной культуры являлись пришлыми. Попытайтесь объяснить, почему они находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы? 3. Что происходит в эпоху бронзы в области общественных отношений? Почему матриархат в это время уходит в прошлое? 4. Какие племена, жившие на территории Татарстана, первыми вступили в железный век? Обоснуйте свое утверждение. 5. Почему в условиях железного века учащаются военные столкновения между племенами? Как это проявилось в образе жизни ананьинцев? 6. Чем вы можете подтвердить возникновение в то время имущественного неравенства между людьми? 7. Почему это неравенство приводит к разложению первобытнообщинного строя? Чем в данном отношении примечательно устройство жизни пьяноборских племен? 8. Какие современные народы являются потомками местных племен эпохи камня - раннего железа? |