|
Практика. История термина в качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих Опытах
История термина В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» . Свои сочинения, изданным в виде редакций книги "Опыты, или наставления нравственные и политические" в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе называл "эссе". Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист в 1609. Суть и характерные особенности В своем эссе «О книгах»[3] Монтень соединяет теорию и практику предложенного им жанра, указывая, что «нет другого связующего звена при изложении мыслей, кроме случайности» — таким образом, текст передаёт естественный процесс думания[4]. А спонтанность процесса осмысления своего «я» создает атмосферу сиюминутной естественности, располагает к доверительности, стимулирует ответные реакции. Монтень дает определение новой науки — науки самопознания, где главная категория — свободное мнение обо всём[4]. «Как элементы текста автор использовал философские и физиологические наблюдения, заметку из дневника, художественный образ, практический совет, комментарии к высказываниям других авторов, нравоучение, афористическое обобщение», — считает исследователь жанра эссе, доктор филологических наук Л. Г. Кайда. «Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлечённого — в бытовой», — уверен литературовед, культуролог и философ М. Н. Эпштейн[5]. Если какой-то из способов миропостижения (образный или понятийный, сюжетный или аналитический) возьмёт верх, эссе разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих — беллетристическое повествование или философское рассуждение, интимный дневник или исторический очерк[5]. Развитие жанра В XVIII—XIX веках эссе — один из ведущих жанров английской и французской журналистики, возросший в салонном коммуникативном пространстве, где, в противоположность пространству академическому, шёл непринуждённый обмен мнениями, а поиск истины в значительной мере подменялся обменом мнениями «по поводу истины и её поисков»[6]. Выдвижение в центр внимания личности и нашло отражение в эссе, где «автор через всё говорит о себе, взятом в приватном, частном модусе». Западноевропейская традиция Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж. Аддисон, Ричард Стил, Генри Филдинг, во Франции — Дидро и Вольтер, в Германии — Лессинг и Гердер. Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Жанр эссе глубоко укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, В. Хэзлитт, М. Арнолд (XIX век); М. Бирбом, Г. К. Честертон (XX век). В XX веке эссеистика переживает расцвет: к жанру эссе обращались крупнейшие философы, прозаики, поэты (Р. Роллан, Б. Шоу, Г. Уэллс, Дж. Оруэлл, Т. Манн, А. Моруа, Ж.-П. Сартр, Н. Хикмет, О. Хаксли). Эссе в русской литературе Практически параллельно развитию эссе в европейской литературе этот жанр обосновался и в русской литературе[4]. Однако Л. Г. Кайда уверена, что корни эссе в России восходят к «Слову» — оригинальному жанру древнерусской литературы. Внешняя близость — «в манере древних русских авторов размышлять над проблемами философии, религии, бытия. Близость внутренняя — в композиционно-речевой модели спонтанного развития мысли»[4]. Образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), В. Г. Белинского («Письмо к Гоголю»), А. И. Герцена («С того берега»), Ф. М. Достоевского («Дневник писателя»). В начале XX века к жанру эссе обращались В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Андрей Белый, Иван Бунин, Осип Мандельштам, Лев Шестов, В. В. Розанов, Владимир Набоков («Эссе о драматургии»), позднее — Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Иосиф Бродский, Лидия Гинзбург, Пётр Вайль, Александр Генис. В этом жанре работали учёные М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман. Жанр-лидер XXI века Расширение эссеистического принципа мышления на другие жанры и типы творчества получило название «эссеизма»[4]. Синтетическая природа жанра эссе и порождённые им общие структуры восприятия, анализа и описания реальности в рамках интеллектуальной культуры дают необходимые параллели для междисциплинарного перехода[6]. Появилось множество подражаний эссе и откровенной графомании, самолюбования, «якания», что потребовало более чёткого описания жанра. А. Л. Дмитровский считает, что в эссе присутствует три вида взаимоотношений: линейный (разворачивание мысли на глазах читателя, «публичная медитация»), циклический (построение по принципу каталога) и фрагментарный (короткие мысли, духовные озарения, ощущения, тонкие наблюдения, «но без углублённой литературной обработки»)[7]. «Эссе — жанр спонтанный, неожиданный, а значит, и оригинальный. Для умеющих думать и обладающих эрудицией… Не часто встретишь человека, умеющего мыслить спонтанно и оригинально. Надежный способ понять, что такое эссе — читать, „вычитывая“ из текста личность пишущего. А творчеству научить нельзя», — утверждает Л. Г. Кайда[4]. Эссе в литературе других стран Эссе в литовской литературе В литовской критике термин эссе (лит. es?) впервые использовал Балис Сруога в 1923. Характерными чертами эссе отмечены книги «Улыбки Бога» (лит. «Dievo ?ypsenos», 1929) Юзапаса Альбинаса Гербачяускаса и «Боги и смуткялисы» (лит. «Dievai ir sm?tkeliai», 1935) Йонаса Коссу-Александравичюса. К примерам эссе относят «поэтические антикомментарии» «Лирические этюды» (лит. «Lyriniai etiudai», 1964) и «Антакальнисское барокко» (лит. «Antakalnio barokas», 1971) Эдуардаса Межелайтиса, «Дневник без дат» (лит. «Dienora?tis be dat?», 1981) Юстинаса Марцинкявичюса, «Поэзия и слово» (лит. «Poezija ir ?odis», 1977) и Папирусы из могил умерших (лит. «Papirusai i? mirusi?j? kap?», 1991) Марцелиюса Мартинайтиса. Антиконформистская моральная позиция, концептуальность, точность и полемичность отличает эссе Томаса Венцловы. См. также Эссе (образование) Эссе в Википедии Примечания Эссе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. Культура русской речи. // Энциклопедический словарь-справочник. 3-е издание, cтереотипное / Л. Ю. Иванов, А. П. Сковородников, Е. Н. Ширяев и др.. — Москва: Флинта, 2011. — С. 786. — P. 840. — ISBN 978-5-89349-389-4. Монтень. Опыты: в 3 книгах. — Москва: Голос, 1992. — Т. 2. — С. 82—87. Кайда Людмила Григорьевна. Эссе. Стилистический портрет. — Москва: Наука, OOO Флинта, 2008. — С. 15—97. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-0276-5. — ISBN 978-5-02034824-0. Эпштейн Михаил Наумович. Законы свободного жанра. — Все эссе. В 2 кн.. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — С. 490—492. Соломеин А. Ю. Французская национальная гуманитарная традиция: специфика и генезис. // Credo new : Теоретический журнал. — 2003. — № 3. Дмитровский А. Л. Типы композиционного построения эссе // Акценты. Новое в средствах массовой информации : научный журнал. — 2002. — № 3—4.. Литература Эссе // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1246—1247. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X. Эссе // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 477. — 509 с. — 300 000 экз. Ссылки Александр Жолковский. Эссе Александр Любинский. Эссе // Любинский А. На перекрестье. — СПб.: Алетейя, 2007, с. 165—170 Кайда Л. Г. Эссе: Стилистический портрет. Москва: Флинта, 2017. — 182 с., 3-е изд. — ISBN 978-5-9765-0276-5. |
|
|