Главная страница

Конспект статьи Виктора Шкловский «Искусство как прием. Шкловский.. Конспект статьи Виктора Шкловский Искусство как прием.


Скачать 16.6 Kb.
НазваниеКонспект статьи Виктора Шкловский Искусство как прием.
АнкорКонспект статьи Виктора Шкловский «Искусство как прием.
Дата23.03.2023
Размер16.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШкловский..docx
ТипКонспект
#1009264

Тверецкая Ирина 311группа.

Конспект статьи Виктора Шкловский

«Искусство как прием.»

Шкловский В. Б. О теории прозы. - М.: Круг, 1925. - С. 7-20.
В своей статье Шкловский рассуждает, о том, чем является искусство. В статье выдвигается мнение о том, что искусство — это мышление образами, но при этом изменения в искусстве не несут за собой изменения образов на протяжении столетий. Если в целом смотреть на статью мы видим, как Шкловский опровергает теорию образности поэзии и обосновывает новую теорию сущности поэтического. В качестве основного объекта опровержения в этой статье становится концепция Потебни, в которой образная природа искусства получила наиболее глубокое обоснование, хотя теория образности имеет разные варианты. Шкловский говорит, что хотя «языку практическому» свойственна экономия сил, это не относится к поэтическому языку. Так, в японской поэзии употребляются звуки, которых нет в обычной речи.

Искусство же нужно, чтобы вернуть человека к осознанию. «Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием „остранения“ вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно.» Вывод вещи из автоматического восприятия осуществляется многими способами. Так, особенно любил «остранять» вещи Л. Н. Толстой («людей, нарушивших законы, оголять, валить на пол и бить прутьями по заднице“ вместо «высечь»). Он любит описывать вещи как странные, непривычные, словно впервые увиденные, не обязательно в плохом смысле. Цель образа, говорит Шкловский, создать особо восприятие объекта. Особенно это заметно при описании эротических моментов, где иносказание зачастую изображает объект как впервые увиденный.

Так же возвращаясь к критики В. Шкловским теории Потебни. Вся его критика основывается на там, что Шкловский оспаривает два основных тезиса:

1) о том, что поэзия = образности;

2) о сущности образности (поэтичности)

По мнению по Потебни "Поэзия = образности". Иначе говоря, поэтичность, художественность – все это синонимы понятия образности.

А для Шкловского образ есть лишь один из приемов поэзии, сама область поэтического значительно шире и включает в себя приемы, не являющиеся образными; следовательно, понятия образности и поэтичности не синонимичны, они не совпадают ни по своей сущности, ни по объему. Есть искусство образное и есть искусство безобразное; "искусство образное переходит в искусство безобразное совершенно незаметно, и восприятия их нами подобны".

Шкловский проводит следующие аргументы.

Один из них заимствуется у Овсянико-Куликовского, который, как пишет Шкловский, "несомненно, внимательно читал книги своего учителя" и по всей вероятности, верно понял его мысли. А тезис этот сводится к известному выводу Овсянико - Куликовского о том, что искусство делится на "образное" (эпос, драма) и "необразное" (лирика, архитектура, музыка). Того, что эта идея Овсянико-Куликовского ни в какой связи не стоит с теорией его учителя Потебни.

Второй аргумент сводится к тому, что образность не есть специфический признак искусства, поскольку образы встречаются и "как практическое средство мышления", т.е. вне сферы искусства. Шкловский приводит в качестве примеров два взятых из обыденного словоупотребления возгласа: "Эй, шляпа, пакет потерял!" и "Эй, шляпа, как стоишь!" – и утверждает, что 1-й является чисто "прозаическим", а 2-й – "поэтическим". Почему? Совершенно неведомо. В одном случае мы имеем дело с метонимией, в другом – скорее с метафорой, и для Потебни оба этих образа являются, несомненно, поэтическими – и по структуре, и по иносказательному, переносному смыслу.

Третий аргумент "Образ поэтический – это один из способов создания наибольшего впечатления. Как способ он равен по задаче другим приемам поэтического языка, равен параллелизму простому и отрицательному, равен сравнению, повторению, симметрии, гиперболе, равен вообще тому, что принято называть фигурой, равен всем способам увеличения ощущения вещи". Стало быть, метафорический перенос в выражении: "Эй, шляпа, как стоишь!" – о котором идет речь, – это образ, а все остальные перечисленные "приемы", которым он "равен", – не образы.


написать администратору сайта