Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования.

  • Цель нашего исследования

  • Практическая значимость работы

  • Глава I . Проблемы поэтики костюма: культурно-исторический, семиотический и литературоведческий аспекты. История костюма: культурно-исторический аспект.

  • 1.1а. Народный мужской и женский костюм.

  • 1.1б. Европейский мужской и женский костюм в русской культуре.

  • 1.1в. Военный мужской костюм в культуре России.

  • 1.2. Костюм в культуре: семиотический аспект.

  • 1.3. Костюм в литературе: литературоведческий аспект исследования.

  • Значение костюма в русской литературе 19 века. диплом итоговый вариант. В культуре все имеет смысл, в ней нет незначительных явлений, серьезными идеями пронизаны не только произведения искусства, но и предметы быта, вещи, одежда


    Скачать 140.4 Kb.
    НазваниеВ культуре все имеет смысл, в ней нет незначительных явлений, серьезными идеями пронизаны не только произведения искусства, но и предметы быта, вещи, одежда
    АнкорЗначение костюма в русской литературе 19 века
    Дата26.08.2022
    Размер140.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладиплом итоговый вариант.docx
    ТипДокументы
    #653750
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    Введение.

    В культуре все имеет смысл, в ней нет незначительных явлений, серьезными идеями пронизаны не только произведения искусства, но и предметы быта, вещи, одежда. Они испытывают на себе влияние исторических процессов и сами участвуют в этом процессе. Попадая в мир искусства, они насыщаются особыми значениями, наряду с ландшафтом, эпизодом сюжета и характером персонажа. Будучи созданными словом, все изменяется в мире искусства, становится символом или значимой деталью.

    Костюм человека, запечатленный на страницах литературных произведений, раскрывает психологию человека прошлого и настоящего, а иногда даже позволяет заглянуть в будущее. В разные эпохи одежда имела свои особенности кроя и окраски, она имела влияние на формирование внешнего облика человека. Одежда указывает на его национальную и сословную принадлежность, социальное положение, возраст.

    Еще в школе детей начинают учить анализировать произведения, обращать внимание на образ героя, его внешность и манеры, но очень редко обращают внимание на его одежду, хотя костюм – это отражение национальной культуры народа. Читая текст, простой обыватель, вряд ли задумывается, почему автор одел своего героя именно так, а не иначе, обычно это списывается на время, в котором живет герой. Именно поэтому мы решили посвятить дипломную работу данной теме, ведь она актуальна и малоизучена.

    Актуальность исследования. Костюм сопровождает человека на всех этапах его существования. Его можно рассматривать как один из важнейших компонентов культуры.

    Костюм можно назвать самым верным и точным показателем отличительных особенностей общества, он является небольшой частицей человека, народа, страны. Естественно, что в разных странах на развитие общества влияли определенные обстоятельства. У этого влияния были свои специфические черты, и все их разнообразие (климатические, социальные, национальные, эстетические) проявляется в многообразии костюмов.

    Исследование семиотических функций помогает по-новому взглянуть на многие традиционные проблемы эстетики и культуры, которая имеет как теоретическое, так и практическое значение.

    Актуальность обращения к феномену костюма связана с необходимостью выявления сути его характеристик. Они позволяют уточнить и определить ансамбль семиотических функций костюма в литературе.

    Семиотикой костюма занимались такие исследователи, как Ю.М. Лотман, Ф.Ф. Коммиссаржевский, Р.М. Кирсанова, Р. Барт, Г.С. Кнабе, В.В. Давыдова и другие.

    Цель нашего исследования – проанализировать различные типы костюмов в русской культуре и выявить присущие им художественные семиотические функции в литературе XIX в.

    Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

    1) изучить литературу по теме исследования;

    2) охарактеризовать основные понятия работы – мужской и женский костюм, народный костюм, европейский костюм, светский костюм, военный костюм;

    3) изучить историю костюма в культурологическом аспекте;

    4) рассмотреть классификацию костюма в культуре и исследовать ее реализацию в литературатурных произведениях XIX века;

    а) изучить поэтику костюма в семиотическом аспекте;

    6) изучить поэтику костюма в литературоведческом аспекте;

    Объект исследования: русская литература XIX века (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» и «Мертвые души»).

    Предмет исследования: поэтика костюма в русской литературе XIX века.

    При написании работы использовались общенаучные методы – анализ, синтез и наблюдение; культурно-исторический, сравнительно-типологический, семиотический.

    Дипломная работа писалась на материале произведений первой половины XIX века – «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ночь перед рождеством» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Каждое из этих произведений довольно ярко представляет разные типы костюмов.

    Практическая значимость работы заключается в возможности студентов использовать результаты исследования в дальнейшей разработке данной темы. Эта работа будет полезна и для учителей, которые смогут использовать ее материалы на своих уроках, как исследовательских, так и общеобразовательных.

    Структура работы. Дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    Глава I - Проблемы поэтики костюма: культурно-исторический, семиотический и литературоведческий аспекты – посвящена изучению национального русского, европейского, светского, военного костюмов в культурно-историческом аспекте.

    Глава II посвящена исследованию поэтики светского, европейского, народного, военного костюма в произведениях русской литературы XIX века: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Ночь перед рождеством» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

    В заключении обобщаются все наблюдения и делаются выводы по основным положениям исследования.

    Глава I. Проблемы поэтики костюма: культурно-исторический, семиотический и литературоведческий аспекты.

      1. История костюма: культурно-исторический аспект.

    История костюма - это история культуры в широком смысле этого слова. Все, что достигли люди в разных сферах деятельности, нашло свое отражение в одежде. На протяжении веков костюм играет в искусстве роль универсальной культурной метафоры. «Взгляните на шар земной, - писал автор « Путешествия Гулливера», и вы убедитесь, что это полный нарядный костюм». [1, c.25] Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и традициях. Не случайно мы говорим «язык костюма», потому что одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самые разнообразные сведения, дающие представление не только о свойствах его характера и привычках, но также о социальной и культурной среде, к которой человек принадлежит. История костюма чрезвычайно интересна и полна напряженных, драматических событий. На протяжении веков менялся традиционный взгляд на костюм у представителей разных социальных групп: знатных дам и бедных студентов, городских ремесленников и богатых купцов. Костюм свидетельствовал о месте человека на социальной лестнице и определял его поведение в обществе, формировал привычки, намекал на его интересы и возможности. История костюма - это история культуры в широком смысле этого слова.

    1.1а. Народный мужской и женский костюм.

    К проблеме исследования народного костюма обращались многие ученые, такие как Ф.Ф. Комиссаржевкий, Р.М. Кирсанова, Ю.М. Лотман и др.

    Народный костюм является неотъемлемым и бесценным наследием национальной культуры, которое накапливалось столетиями. Одежда, которая прошла в своем развитии длинный и порой сложный путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами своих создателей. Искусство современного костюма не может существовать и развиваться в отрыве от национальных и народных традиций. Без их тщательного изучения невозможно прогрессивное развитие любого вида современного искусства.

    Народный костюм является ярким отличительным элементом культуры, а также синтезом различных видов декоративно-прикладного искусства, до середины ХХ века донесшего традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и декора, свойственного русской одежде в прошлом.

    Ф.Ф. Комиссаржевский в своей работе обращался к описанию истории костюма. Традиционный русский костюм начал складываться в XII - XIII веках, ведь именно в этот период происходило интенсивное формирование русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов - славянского населения Восточной Европы, которое является общим предком русских, украинцев и белорусов. Русский костюм был довольно своеобразен, он заметно отличался от других, хорошо соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века костюм удовлетворял все слои русского общества: его носили и цари, и бояре, и купцы, и ремесленники, и крестьяне.

    На состав, покрой одежды, и орнамент русского костюма оказывают влияние географическая среда и климат, уровень развития производительных сил и структуры экономики. Важными факторами явились социальные и исторические процессы, которые вносят вклад в создание специальной формы одежды, значительную роль играют также местные культурные традиции.

    Главной отличительной чертой русского национального костюма является большое количество верхней одежды, которую можно разделить на два вида - накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась на крючки или пуговицы.

    Традиционная мужская и женская одежда имела сходства, костюмы отличали лишь некоторые элементы стиля и размера. Одежда была двух видов - повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узором, орнаментом, украшенная стразами и другими материалами. В русской деревне так была украшена праздничная и обрядовая одежда. Лучшую, годовую носили только несколько раз в год, в дни празднования. Ее берегли, старались меньше стирать или не стирать вообще и передавали по наследству. Стиль одежды не меняется на протяжении веков и, следовательно, понятие моды в этот период не существовало.

    Общий характер русского народного костюма, который сформировался в быту многих поколений, соответствовал внешнему виду, образу жизни и характеру трудовой деятельности людей.

    Традиционный костюм, который распространился по всей территории расселения русского народа, был довольно разнообразным. Особенно это касается женского костюма. В книге Ф.Ф. Комиссаржевского «История костюма» выделяется четыре комплекта женской одежды в России:

    — с понёвой,

    — с сарафаном,

    — с юбкой-андараком,

    — с кубельком.

    Первые два комплекта, с поневой и сарафаном, были основными, они существовали на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с юбкой-андараком и кубельком не были так распространены, их бытование было ограничено.

    В первый комплекс одежды с понёвой были включены рубаха, чаще всего с косыми поликами, понёва, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор, украшения из птичьих перьев и бисера, плетенная из лыка или кожаная обувь. Он считается самым древним у восточных славян. Вероятно, что его основными частями являются рубаха, понёва, кичкообразный головной убор, которые уже были составляющими компонентами женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI-VII веках.

    Комплект одежды с сарафаном включал в себя рубаху с прямыми поликами или без поликов, сарафан, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаную, в основном, обувь. Этот комплекс одежды сформировался в XV-XVII веках, т. е. в период централизации Русского государства. В это время он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжают носить старинный костюм с понёвой.

    Комплект одежды с юбкой-андараком состоял из рубахи с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяной полосатой юбки, корсетки, широкого пояса, головного убора типа кокошника. Такой тип костюма носили женщины в селах так называемых однодворцев, т. е. потомков служилых людей.

    Комплект одежды с кубильком (кубельком) был характерен для донских казачек и отчасти для казачек Северного Кавказа. Это было платье, сшитое в талию, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Такое платье носили с длинными штанами и вязаным колпаком или шапкой. Считается, что он был заимствован казачками у народов Северного Кавказа в эпоху формирования донского казачества, т. е. в XVI-XVII веках.

    Мужской костюм, который считался общеславянским в своей основе, был более или менее единообразен на всей территории, заселенной русским народом. Он включал в себя туникообразную рубаху с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаную или плетеную из лыка обувь, шапку с полями или без полей. Рубаха, обычно, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.

    Костюм девушек и парней, достигших брачного возраста, был немного сложнее. В его состав входило большое количество вещей, сшитых обязательно из новой, а для праздников – даже из дорогой фабричной ткани. В костюм девушек в губерниях, где был распространен комплекс одежды с сарафаном, были включены рубаха, сарафан, душегрея, как правило, кожаная обувь. Душегрея в некоторых деревнях могла заменяться передником, который закреплялся над грудью, или нарукавниками. В южнорусских губерниях, где доминировал комплекс одежды с понёвой, девушки, достигшие брачного возраста, поверх рубах надевали или нагрудник, или сарафан. Обувью, как в праздники, так и в будни служили лапти с онучами или чулками. Девичий костюм от женского костюма других возрастных групп отличался головным убором, так как девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты, невинности, брачных возможностей.

    Костюм юношей включал рубаху, подштанники, штаны, пояс, шапку, в некоторых районах жилет или пиджак. Юноши и девушки всегда носили сшитую специально для них верхнюю одежду для любого холодного времени года.

    Вместе с рабочей, повседневной, праздничной одеждой у русских крестьян была и специальная обрядовая одежда, которая предназначалась для ношения при исполнении обрядового действия. Она была свадебной, похоронной и молёной. Обрядовый костюм отличался от обычного не столько набором входивших в него предметов, либо особым покроем, сколько способом своего производства, цветом, манерой ношения того или иного предмета.

    Разделение костюма на северные и южные формы произошло в XII – XIII вв., этому способствовало историческое развитие костюма. В XIII - XV веках в северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Великий Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не пострадали в результате набегов кочевников и поэтому здесь интенсивно развивались искусство, художественные ремесла и процветала внешняя торговля. С XVIII века Север оказался в стороне от развивающихся промышленных центров и сохранил целостность народного быта и культуры; таким образом, в русском костюме Севера национальные особенности находят свое глубокое отражение и не испытывают на себе иностранных влияний. Южно-русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) оказался более разнообразен по формам одежды, это вызвано многократными переселениями жителей из-за набегов кочевников, а также в период становления Московского государства, из-за влияния соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья). Все это привело к более частой смене формы одежды и разнообразию ее видов. [25, c.344]

    Русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII - первой четверти XX века – это очень своеобразное явление народной культуры. В нем, естественно, преобладают черты, которые появились на местной русской почве, восходящие к быту Древней Руси, но заимствование из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, которые происходили на протяжении веков, существенно преобразили его. При этом характерной особенностью русского традиционного костюма остается удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местной ситуации при сравнительной стабильности основных комплексов. [12, c.37]

    Народный костюм, с его колоритом и вышивками и сейчас заставляет нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья, ведь народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

    Коллекции русского народного костюма, которые хранятся в фондах музеев, открывают перед нами красивое народное искусство, они являются свидетельством богатого воображения русских людей, их тонкого художественного вкуса, креативности и высокого мастерства. Наверное, ни одна страна в мире не располагает такими богатыми традициями в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, особенности необычных конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, элегантность и неповторимость декора, особенно вышивки - это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

    В наше время фольклорный стиль не является доминирующим, но он прочно занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, которые создают бытовую модную одежду. Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, показывая нам всю красоту и колорит русской одежды.

    1.1б. Европейский мужской и женский костюм в русской культуре.

    Реформы императора Петра Великого в политической, экономической и социальной сферах привнесли в Россию новый вид костюма европейского образца. Новая модная одежда изначально была привилегией царя и его окружения, а затем стала обязательной для столичных чиновников, богатых купцов и дворян. Европейский костюм быстро распространялся, и скоро он вошел в быт провинциального дворянства, а затем и в жизнь городских ремесленников. К началу XIX века костюм европейского образца стал основной одеждой граждан всех сословий. Только крестьяне остались верны традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.

    Русский костюм в течение 150 лет, прошедших с конца XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно изменился, и этот процесс был непрерывен: некоторые элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили как за счет внутреннего развития, так и под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего европейской моды. В XVIII веке ее влияние на народный костюм еще незначительно, оно проявлялось главным образом в некотором облегчении праздничного костюма: например, в торжественных случаях перестали носить несколько шуб одновременно, чебаки, которые надевались поверх кокошника, стали заменяться шалями, восточные шелковые, парчовые ткани уступили место тканям отечественного производства с орнаментом западноевропейского типа. Включение же в состав народного костюма элементов одежды европейского образца началось только в 20-30-е годы XIX века. При заимствовании в большинстве случаев происходило органическое соединение национально-русских и европейских элементов.

    Смена форм костюма происходила тяжело, многие мужчины считали короткополые европейские кафтаны верхом неприличия, отвергалась и новая модная прическа, представлявшая собой завитой парик и бритое лицо. Сложнее всего приходилось женщинам, привыкшим носить скрывающие тела сарафаны и закрытые рубахи, согласно европейской моде, они должны были одеваться в открытые платья, туго стягивающие талию и завивать волосы в локоны.

    Раиса Кирсанова, ведущий научный сотрудник Института искусствознания, в своей работе «Русский костюм и быт XVIII—XIX веков» пишет о том, что самым интересным периодом в истории развития русского костюма являются 1750-1840-е годы. Это была эпоха царствования Екатерины Великой, смелые идеи из революционной Франции не только в общественном мнении, но и в одежде, консерватизм Павла I, патриотизм во время Отечественной войны 1812 года, расцвет романтизма в русской литературе и искусстве 2-ой четверти XIX века. Представить, как выглядела одежда в эти годы помогут произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.И. Лажечникова, Д.И. Фонвизина и других писателей. А также можно все это увидеть и на картинах русских художников: Ф.С. Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, П.А. Федотова.

    Считается, что изменение одежды тесно связано с развитием моды, отражающей определенные, характерные для данного времени и социальных условий представления людей о красоте, с развитием человеческого общества эти взгляды изменяются, поэтому постоянно меняется и мода. С изменением моды, меняется не только стиль, покрой или цветовая гамма одежды, но и приемы шитья, дизайн, моделирование, появляются более сложные по технике исполнения детали, исчезают громоздкие приспособления (например: усовершенствование кринолина от "панье" до турнюра). С развитием промышленности появляются новые типы тканей, кружева и гипюр фабричной выработки. На развитие моды, которая пришла в Россию из Европы, преимущественно из Парижа, накладывают свой отпечаток и особенности русского народного костюма. Немаловажно то, что развитие модной одежды было сформировано в иных природных и погодных условиях, чем в Европе (долгие, холодные зимы, промозглая погода в Петербурге).

    1.1в. Военный мужской костюм в культуре России.

    В Эпоху правления Петра I традиционный военный костюм стрельцов подвергся значительным изменениям, на него, как и на народный костюм, повлияли европейские элементы. Следует отметить, что замена в армии традиционной одежды на европейскую одежду находилась в ряду широких реформ Петра I, имевших знаковый характер. Академик Д.С.Лихачев имел в виду и этот процесс, когда писал, что «Петру бесспорно принадлежит смена всей «знаковой системы» Древней Руси. Он переодел армию, переодел народ, сменил столицу, перенеся ее на Запад, сменил церковнославянский шрифт на гражданский, он демонстративно нарушил прежние представления о «благочестивейшем» царе и степенном укладе царского двора».

    Основными особенностями военного костюма являются его функциональность и традиционность, т.е. в связи с определенными историческими событиями или традициями в костюме мог использоваться какой-либо вышедший из употребления элемент, как видимый знак отличия или награды.

    В XIX веке на изменения военного костюма влияла не только мода. Как писал посол Франции в России в начале XIX века А. де Коленкур: «Все на французский образец: шитье у генералов, эполеты у офицеров, портупея вместо пояса у солдат, музыка на французский лад, марши французские; ученье французское». После поражения в Крымской войне, в форме русской армии с начинают преобладать франкоманские элементы: генералы носят красные брюки, головными уборами становятся кепи.

    В воспоминаниях одного офицера того времени рассказывалось: «Театры, концерты и собрания представляли для меня большие неприятности из-за формы. Никак, бывало, не сообразишь, в какой форме нужно быть, а чуть что не так, или волосы длинны, подлетает плац-майор заставляет отправиться домой (это иногда за 8 верст) переодеться под угрозою ареста. Даже комендантское управление не успевало следить и путалось». [8, c.156]

    Армия играла не последнюю роль в истории России XVIII - начала XX века, речь идет об особой роли, которую военный элемент сыграл и в истории отечественной культуры. Люди в военных мундирах - Г. Р.Державин и М. Ю.Лермонтов, А. А. Фет, Ц. А. Кюи и многие другие, - были активными деятелями русской культуры. Военными предстают и многие литературные персонажи, такие как Гринев и Печорин, Андрей Болконский, герои Куприна и Гаршина.

    1.2. Костюм в культуре: семиотический аспект.

    Вещь играет в театре вместе с актером, костюм же характеризует актера с социальной и психологической точки зрения; в живописи, как и в литературе, вещь становится самостоятельным объектом изображения или дополняет характеристику человека или может полностью его заменить. Как сказал В.В. Набоков, в произведениях Н.В. Гоголя всегда «толпятся вещи, которые призваны играть не меньшую роль, чем одушевленные лица». Автор развивает эту мысль и приводит примеры костюмов гоголевских персонажей. Из материального мира, окружающего человека, костюм в наибольшей степени сливается с ним, он как будто прирастает к нему в художественном произведении, создавая его облик. [1, c.58]

    Костюм - это символ, знак, внешний элемент повседневной обыденной жизни социальных слоев. Особенности символической семантики костюма впервые в отечественной литературе подробно были рассмотрены в работах Г.С. Кнабе. Он отметил, что знаковая система всегда исторична и возникает в определенном обществе, в рамках определенной социокультурной группы, она всегда эмоциональна и не поддается логике: «Знак - всегда метафора. Но в области быта эта метафора отсылает к образу, общественно-историческое содержание которого выражено, прежде всего, через эмоциональную память и образные ассоциации» [23, c.61]

    Согласно определению В.В. Давыдовой, - «костюм — понятие широкое и включает в себя все, что искусственно изменяет облик человека, держась на его теле. Сюда входит одежда, обувь, прическа, украшения, аксессуары и даже макияж». [12, c.5]

    Костюм содержит сведения о возрасте, половой и этнической принадлежности личности, ее социальном статусе, профессии. Костюм помогает нам судить об эпохе, узнать, когда он был создан, о стране проживания его носителя и о многом другом.

    Костюм также дополняет образ человека, поэтому одежда может рассматриваться как многозначное явление.

    Одежда является определенным знаком личностных особенностей, она информирует о человеке. В оформлении внешнего облика индивида заключена целая иерархия знаковых систем.

    Одеваясь определенным образом, человек как бы показывает, кто он такой, что он представляет собой как личность. Знаковость одежды всегда играла и играет важную роль: костюм выполняет коммуникативную функцию, дает возможность человеку сказать о своей индивидуальности другим.

    Вот что пишет Николай Евреинов о семиотике костюма. «Я настаиваю на том, что первоначальный костюм это, прежде всего, телесная маска, а потом уже украшение или защита от резкостей температуры, атмосферных осадков, пыли и т.п. Телесная маска!.. И недаром монахи прозвали сквозные прошивки на платьях средневековых смиренниц «щелками дьявола» - «trous du diable». Как это психологически верно, метко и остроумно! Рядом с психологией маски можно поставить, по-моему, только один еще фактор костюма: сексуальную тенденцию оттенять и подчеркивать соблазнительные подробности своего сложения. Прикрывается сначала только часть тела; и не столько именно ради «интриги», сколько ради волнующего контраста между прикрытым и неприкрытым в цвете и форме, например, матовый тон одеяний рядом с лоснящейся кожей и наоборот лоснящийся блеск украшений рядом с матовой кожей, тонкая, стиснутая тканью талия рядом с полным обнаженным бюстом и т.д.» [33, c.78]

    Часто костюм характеризовал не только экономическое и социальное положение индивида, но и способ его мышления.

    В XIX в. костюм в России стал элементом семиотической стратификации: мещанки, как правило, не надевали ни броши, ни браслеты, но носили серьги, бусы, кольца; купчихи носили кольца на всех пальцах; наиболее состоятельная верхушка нарождавшейся буржуазии подражала дворянской аристократии.

    С древнейших времен костюм был знаком социального статуса хозяина. Даже татуировка на теле, которая заменяла одежду в первобытном обществе, выполняла эту функцию. Фараон носил схенти из плиссированной ткани и гораздо длиннее, чем повязка раба. Знаком власти были урей и клафт — головной убор в виде платка с обручем, впереди которого была изображена змея.

    Костюм выполняет разные символические функции в обществе. Одной из важных функций является коммуникативная функция. Она состоит в передаче информации об индивиде другим членам общества через знаки и символы. Особенно в XX веке, когда динамизм, поверхностность общения создают «потребность в быстрой и адекватной оценке субъектов общения, с одной стороны, и быстрой и экспрессивной демонстрации своего Я — с другой». [11, c. 267]

    Современный костюм является результатом изменения наследия давно минувших времен, и так же, как в языке, символический смысл, накопленный тысячелетиями, является своеобразным «этимологическим шлейфом» костюма, обогащая его как знаковую систему.

    Одежда как символ показывает разницу между европейской и восточной культурой: интегральность, коллективность, символичность как знаки восточной одежды; и дифференциальность, индивидуализм, утилитаризм как знаки западной одежды.

    1.3. Костюм в литературе: литературоведческий аспект исследования.

    Русская художественная литература занимает особое место среди источников по изучению костюма, так как только через упоминание или описание одежды в литературном произведении можно узнать скрытые значения предмета.

    Костюм в широком смысле традиционно представлен в произведениях художественной литературы деталью, с помощью которой автор доносит до читателя важную информацию о своих героях, что в свою очередь помогает всесторонне осмыслить образ.

    Когда писатели подробно описывают платье своего персонажа, они делают это не для того, чтобы показать свою историческую эрудицию, тонкость наблюдения или владение техникой, они доверяют костюму важную семантическую информацию. Получив ее, читатель проникает не только в мир вещей, но и в мир идей.

    Пластика человека, в том числе и литературного персонажа, зависит от особенностей кроя, свойств и качества ткани. «Дамы в турнюрах усаживались на краешек стула или кресла, заполнявшихся сложной конструкцией из бантов, складок и оборок, следя при этом за тем, как расположился вокруг их ног шлейф. Встать, не опрокинув легкого сиденья, требовало от дамы изрядной ловкости и тренировки. Мужчины, не имевшие возможности заказать фрак у хорошего портного и из хорошего сукна, вынуждены были усаживаться на стул верхом, чтобы не помять фалды до бала. Чтобы сохранить форму брюк (панталон), они, вынужденные присесть, выставляли вперед и скрещивали ноги — только так не вытягивались колени, а стремешка (штрипка), удерживающая штаны в натянутом положении, становилась предметом особой заботы». [21]

    В изобразительном искусстве нетрудно заметить необычный стиль, запечатленный художником. В литературном тексте мы встречаемся с другими средствами визуализации. Не только авторское описание или оценка позы, жеста, движения, но также и название предмета, рассчитанного на восприятие читателя — современника писателя, который легко ориентируется в модных реалиях и потому адекватно воспринимает авторское отношение к действительности, становится значимым.

    Таким образом, автор и читатель, существующие в едином временном и культурном пространстве, одинаково воспринимают предметный мир и вкусы своего времени. В процессе повседневной жизни всеми усваиваются одни и те же значения, свойственные вещам, создающим среду обитания, различия в восприятии этих значений могут быть рассмотрены с точки зрения, которая учитывает разный культурный опыт пишущих и читающих. И сравнить особенности понимания скрытых смыслов можно с особенностями речи людей, принадлежащих к разным культурным слоям общества и, следовательно, имеющих различия в интонации и фонетике, хотя они и говорят на одном языке.

    Только в художественном тексте можно увидеть героя англомана или галломана в контексте русского быта, причем не только в описании деталей, кроя и аксессуаров, но и в манере существовать в иных интерьерных и природных пространствах. Литературные герои двигаются: они садятся и встают; шествуют и спешат; теребят ленты и концы пояса; их одежда может развеваться от ветра, конкретизируя необычность героя.

    Заимствование модных новинок и следование европейской моде в России никогда не было слепым копированием чужих образцов. «Сохранение названия или следование крою всегда корректировалось культурным контекстом, меняя внутренние значения заимствованных вещей. Так, к примеру, модный турнюр становился в Москве или Петербурге знаком замужнего статуса дамы, а не признаком близкого знакомства с парижскими новинками». [21]

    Как уже упоминалось выше, реформы Петра I вытеснили из придворного обихода старинные боярские наряды из импортных тканей, и это привело к тому, что национальный русский костюм перестал существовать, а появился новый европеизированный костюм. Но до конца XIX века традиционная одежда из домотканых материй и отечественных фабричных тканей сохранялась в крестьянской среде, а в научной литературе в связи с этим со временем утвердились термины «народная одежда» и «народный костюм».

    Россия XVIII в. характеризуется тем, что дворянский мир актерствует, ощущая себя все время на сцене, народ, наоборот, смотрит на господ как на ряженых, глядя на их жизнь из партера. Интересным показателем этого является использование европейской (господской) одежды как маскарадной во время святок. Так, В. В. Селиванов вспоминал, как в начале XIX в. на святки толпы ряженых крестьян - деревенских и дворовых - заходили в господский, в это время для них открытый, дом. В качестве маскарадных костюмов использовались или вывороченные крестьянские овчинные шубы, или шутовская одежда, которая в обычное время не употреблялась (мочальные колпаки и т. п.). Однако наряду с этим использовались натуральные барские платья, тайком получаемые у ключницы: «Старинные господские мундиры и другие одежды мужского и женского наряда, хранившиеся в кладовых».

    «Русская культура до середины XIX века говорила на языке моды. Журналы, содержавшие сведения о модных новинках, внимательно прочитывались публикой. Вспомним пушкинского графа Нулина: «Как тальи носят» — Очень низко, / Почти до. вот по этих пор; / Позвольте видеть ваш убор; / Так. рюши, банты, здесь узор; / Все это к моде очень близко. — / «Мы получаем Телеграф». / — Ага!» (1825)». [21]

    По мере расслоения общества зависимость от модного журнала ослабевала, так как в каждой городской социальной группе появлялся свой источник информации о моде, свои кумиры для подражания. Немалую роль сыграли и международные поездки.

    Все публикации, которые относятся к сфере моды (модные обзоры, журналы и товарные справочники), не включали описания одежды и тем более каких-либо рекомендаций для тех классов и страт, которые были ориентированы на традиционный покрой и колористическое и орнаментальное решение такого костюма. Актеры искали пластическое воплощение героев из купеческого или мещанского сословия на ярмарках, городских улицах и рынках. А.Н. Островский советовал исполнителям его пьес из купеческой жизни обращаться к тем портным, которые шьют для извозчиков. Культурное пространство, в которое были допущены традиционные костюмы, было строго регламентировано. С этой точки зрения любопытно письмо А.Я. Булгакова из Москвы в Петербург брату К.Я. Булгакову от 22 февраля 1829 года: «В городе очень ропщут на то, что полиция вывела из французского театра русского купца за то только, что он был с бородою. Неужели надобно её выбрить, и ежели французский купец может быть в русском театре в своем костюме, отчего русскому купцу нельзя также в своем костюме быть во французском театре, да еще и у себя в России? Купцы самому государю своему представляются в бороде. Графиня Потемкина прекрасно сказала полицмейстеру: «В другой раз посажу с собой в ложе купца в бороде и посмотрю, как полиция его прогонит»». [32, c.135]

    Итак, изучение поэтики костюма в настоящее время находится в центре внимания многих литературоведов. Костюм – неотъемлемый и важный элемент, принадлежащий человеку, он обладает уникальными функциями и богатством семантики. Костюм способен формировать образ человека, его социальное положение, национальную принадлежность, возраст, но самой главной его чертой является указание на внутренний мир индивида.

    Во второй главе нашей дипломной работы мы постараемся рассмотреть внутренний мир литературных героев, опираясь на произведения классической литературы XIX века и выявить значение костюма в данной художественной литературе.

      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта