Значение костюма в русской литературе 19 века. диплом итоговый вариант. В культуре все имеет смысл, в ней нет незначительных явлений, серьезными идеями пронизаны не только произведения искусства, но и предметы быта, вещи, одежда
Скачать 140.4 Kb.
|
2.3. Поэтика военного костюма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Считается, что единообразный военный костюм, предназначенный для различия между воинскими частями, появился в 16-м веке. Однако существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречается и в более раннее время. В течение XVIII - XX века происходили многочисленные изменения в русском военном костюме, в первую очередь, связанные с общими тенденциями развития моды. Все характерные стилевые изменения мужского костюма незамедлительно отражались на общем покрое военного костюма: кафтаны заменяются фраками, затем фраки - сюртуками и так называемыми полукафтанами, которые в свою очередь уступают место кителям и френчам. [8, c.4] Многие писатели первой половины XIX в. одевали своих героев в военные костюмы. Военных можно встретить у Пушкина, Лермонтова, полицейских – у Гоголя. Петр Гринев является центральным героем повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», офицер, имеющий хорошее образование, с самого детства мечтающий о службе. Но как только время службы подходит, и Петра забрасывают в глушь, он уже не так радуется этому обстоятельству. Первый человек, с которым познакомился Гринев, был Иван Иванович Зурин: «…увидел я высокого барина, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах..» [35, с.571] Это был ротмистр гусарского полка в Симбирске. Можно предположить, что это человек гордый, знающий себе цену, потому что держится он уверенно, держит трубку в зубах. Курительная трубка появилась довольно давно. Позже она была заменена на папиросы, сигареты, сигары, но именно курение из трубки в конечном итоге превратилось в ритуал. В Оренбурге, после встречи на дороге с Пугачевым, когда Гринев отдал ему свой заячий тулуп, перед читателями предстает генерал. «Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор». [35, с. 579] Старый офицер немецкого происхождения, давно не имевший повышения - об этом нам говорит его полинялый старый мундир. Можно предположить, что этот человек уже многое видел и многое знает. Он прожил долгую жизнь. Интересна дуэль офицеров, а точнее не получившаяся дуэль, ее можно в некотором роде назвать дуэлью костюмов, причем одинаковых костюмов. Одеты Швабрин и Гринев были одинаково: «Мы сняли мундиры и остались в одних камзолах и обнажили шпаги» [35, с. 589] Костюмы-близнецы, военное обмундирование, но победил здесь наиболее сильный и хитрый. Наиболее подробно военный костюм представлен в творчестве М.Ю. Лермонтова, в его «Герое нашего времени». Как нам известно, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главы расположены в хаотичном порядке, а не во временном, что позволяет увидеть полную картину жизни главного героя – Григория Александровича Печорина – только полностью прочитав произведение. Наше знакомство с главным героем произведения происходит со слов Максима Максимовича, когда за плечами Печорина уже остались многие события, описанные в романе немного позже. «Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно». [28, с. 43] Таким Печорин впервые предстает перед Максимом Максимовичем и перед читателями. Из этого описания мы сразу можем сказать, что этот молодой человек – военный, недавно получивший звание, потому что мундир еще совсем новый, и он приехал на Кавказ из России относительно недавно. Такое ощущение, что Печорин играет со своей одеждой. Перед дуэлью с Грушницким мы видим его таким: «…тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневой тенью, блистали гордо и неумолимо» [28, с. 144] Печорин понимает, что здесь игры закончились и все может пойти не так как он задумал. Что касается главного оппонента Печорина Грушницкого, то сначала мы видим его в статусе друга нашего героя. Он военный, если точнее юнкер, который гордится своей формой и мечтает о повышении. «Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовств, толстую солдатскую шинель. У него гергиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год» [28, с. 92] Шинель здесь вообще играет специфичную роль, это яблоко раздора между Грушницким и Печориным, ведь пока Грушницкий ее носит, они являются товарищами, но как только он ее снимает, герои становятся врагами и происходит дуэль мундиров и шинелей. Печорин сразу дает читателям представление о том, как он относится к Грушницкому: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». [28, с. 93] Это отношение объясняет многое: и вечное желание Печорина перейти дорогу Грушницкому, его насмешки, ухаживания за Мери. Были друзьями и стали врагами. Грушницкий – офицер – это уже другой человек, об этом нам говорит язык его костюма: «Пришел Грушницкий и бросился мне на шею, - он произведен в офицеры. <…> …солдатская шинель к вам очень идет, и признайтесь, что армейский пехотный мундир, сшитый здесь, на водах, не придаст вам ничего интересного…» «О эполеты, эполеты! Наши звездочки, путеводительные звездочки…» [28, с. 120] Грушницкий горд и счастлив, ведь он уверен, что уж теперь Мери точно обратит на него внимание. «Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху, в виде крылышек амура; сапоги его скрипели; в левой руке он держал коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитый хохол». [28, с. 124] Лорнет – разновидность очков, отличающаяся от пенсне отсутствием фиксирующего устройства: пара линз в оправе, зафиксированной на рукоятке. Модный аксессуар конца XVIII — начала XIX вв., по функции соответствующий театральному биноклю. [4] Эполеты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII—XIX веках. [4] Вся его одежда кричит о том, что наряжаясь так, Грушницкий хотел выделиться из толпы, произвести впечатление, выглядеть лучше других. Зато на дуэли он выглядит хуже Печорина: сомневается, волнуется, молчит. «Лицо его ежеминутно менялось.» [28, с. 147] В «Фаталисте» Печорин остается все тем же игроком, который ставит на кон собственную жизнь и жизнь других людей, например, Вулича, который из-за него играл «в рулетку». Кстати, фаталист – человек верящий в судьбу, игрок. Поручик Вулич является таким человеком, он проверил свою судьбу и не погиб с первого раза. «Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его…» [28, с. 159] Этот человек имеет волевой характер, силу воли и чистоту разума. Его вполне можно противопоставить Печорину. В главе «Бэла» мы знакомимся с человеком, который начал всю эту историю. Максим Максимыч честный человек, который искренно верил в дружбу с Печориным. «Как только я проведал, что черкешенка у Григория Александровича, то надел эполеты, шпагу и пошел к нему.. <…> Я начал кашлять и постукивать каблуками о порог…» [28, с. 51] Максим Максимыч человек решительный и бесстрашный, который готов был «спасать» Бэлу из рук Печорина. «Стройны, дескать, наши молодые джигиты, и кафтаны на них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые» [28, с. 45] Так Бэла описывает Печорина, она впечатлена, он ей нравится, и поэтому она считает его лучше других. У Гоголя же, напротив, редко встречаются герои в военных костюмах. В «Ночь перед рождеством», мы видим генерала только уже под конец произведения, во дворце царицы. Встреченные Вакулой во дворце военные, отличаются от жителей Диканьки, поэтому Гоголь обращает на них наше внимание. Здесь мы видим лакея с галунами и генералов в золотых шитых мундирах. Гоголь подробно описывает командующего армией, которого Гоголь называет гетьманом. «..вошел в сопровождении свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать». [9, с.101] В «Мертвых душах» никаких военных нет, зато есть полицейские, но их мы тоже относим под данную категорию. «Земскую полицию нашли на дороге, мундир или сюртук на земской полиции был хуже тряпки, а уж физиогномии и распознать нельзя было». [10, с. 211] Здесь Гоголь «одушевляет одежду», показывая нам героев без лиц и имен, называя просто мундир или сюртук. Также в поэме Гоголя нам представлен генералиссимус: «Один швейцар уже смотрит генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство»! [10, с. 218] О генерале Бетрищеве мы только знаем, что он генерал и только по этому параметру относим его к военным, потому что в поэме мы встречаем его в домашнем костюме. Есть еще одно упоминание военного костюма, но упоминается он вскользь и невозможно сказать, кому оно принадлежит. «За ними господин в картузе и шинели, закутанный в косынку радужных цветов». [10, с. 287] Есть герои, которые переодеваются и одевают на себя маски других людей. Таким человеком является юрисконсульт, он наряжается жандармом и теряет сою первоначальную роль. «…сам нарядился жандармом, оказался в усах и бакенбардах – сам черт бы его не узнал». [10, с. 382] Таким образом, можно сказать, что военный костюм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» представлен довольно ярко. Самое пристальное внимание военному костюму уделял М.Ю. Лермонтов, описав различные типы военных костюмов в своем романе «Герой нашего времени». А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь также уделяли внимание военному костюму, но оно было не столь пристальным, хотя у А.С. Пушкина в «Капитанской дочке» тоже представлено много военных, но там главенствующее место взял народный костюм. У Н.В. Гоголя представлены не только военные, но и полицейские, юрисконсульт, поэтому в его представлении функции военного костюма уже заметно отличаются от предыдущих авторов. Военный костюм указывает на социальный статус, профессию военного и раскрывает психологическую сторону героев. Грушницкий считает, что костюм изменит его жизнь, заставит посмотреть на него по-другому, сделает его «выше» во многих отношениях. Для Печорина военный костюм это попытка стать кем-то другим, он то русский военный, то горец, он также как и Грушницкий надевает разные костюмы, чтобы показаться в лучшем свете в той или иной ситуации. 2.4 Поэтика помещичьего костюма в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одежда характеризует не только внешний вид персонажа, она может многое рассказать о его характере, привычках и поведении. Согласно принципу градации Гоголь строит целую галерею образов помещиков: один хуже другого. Этот принцип он сохраняет и в стиле одежды. Наиболее полно помещичий костюм представлен в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой можно увидеть несколько типов помещиков от зажиточных до бедных. Первым и, наверное, одним из самых богатых помещиков является Чичиков, недаром мы отнесли его костюм и к светскому типу. «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку…» [10, с. 37] Картуз — шапка, мужской головной убор. Само обращение Гоголя к Чичикову, говорит нам о том, что перед нами человек достойный, помещик, возможно, что человек уважаемый. «… он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их изнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнул прежде раза два в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой». [10, с. 41] Поэма Гоголя благодаря деталям воспринимается как богато расписанная картина «белые канифасовые панталоны», «зеленый шалоновый сюртук», фрак «медвежьего цвета», «брусничного цвета с икрой» и, наконец, единственный неопределенный «нааринского дыму с пламенем» цвет, выделенный в тексте композиционно и представленный независимой сюжетной линией. Это дает возможность связывать гоголевский цвет не с темой пламени и дыма, а искать эмоциональную окраску, которая скрывает за собой тайну Чичикова. «…надевши фрак брусничного цвета с искрой и потом шинель на больших медведях, он сошел с лестницы, поддерживаемый под руку то с одной, то с другой стороны трактирным слугою…» [10, с. 48] Гоголь, упоминая разные костюмы, непременно снабжает их цветовой характеристикой. Ведь цвет, по Гоголю, имеет важное значение. Разгадка цвета кроется в том, что «…Чичиков – фальшивка, призрак, прикрытый мнимой пиквикской округлостью плоти, которая пытается заглушить зловоние ада (оно куда страшней, чем «особенный воздух» его угрюмого лакея) ароматами, ласкающими обоняние жителей кошмарного города» [29, c.34]. «…фрак на нем немножко поустарел… <…> Белей и чище снегов были на нем воротнички и манишка, и, несмотря на то что был он с дороги, ни пушинки не село к нему на фрак, - хоть на именинный обед»! [10, с. 288-289] Манишка - нагрудник, преимущественно из белой ткани, пришитый или пристёгиваемый к мужской сорочке. Кроме Чичикова к в помещичий костюм одет и Манилов, хотя он уже будет отличаться от собирателя мертвых душ. «…стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руки ко лбу в виде зонтика над глазами…» [10, с. 50] Цвет здесь опять играет важную роль. Зеленый сюртук Манилова показывает, что этот человек духовно закрытый, с низкими целями. Шалоновый сюртук – это сюртук из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения. Слово шалоновый произошло от названия города Шалон (Chalons) во Франции. «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, через чур было передано сахару; <…> Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами..» [10, с. 51] «… с господином в медведях, крытых коричневым сукном, и в теплом картузе с ушами». [10, с. 159] Ю.В. Манн опровергает представление о «живости», «человечности» первого из посещенных Чичиковым помещиков - Манилова: «Гоголь первым делом представляет нам человека, который еще не вызывает слишком сильных отрицательных или драматических эмоций. Не вызывает как раз благодаря своей безжизненности, отсутствию “задора” <…> Гоголь нарочно начинает с человека, не имеющего резких свойств, то есть с “ничего”». [29, 54] Следующим помещиком, с которым встретился Чичиков, был Собакевич. Когда Чичиков встретился с ним, то он показался ему медведем. «…шаркнувши ногою, обутою в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу…» [10, с. 44] «…фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». [10, с. 117] Цвет, форма, все детали одежды напоминали настоящего медведя. Несмотря на то, что он был обеспеченным человеком, он был очень скуп. «Собакевич слушал все по-прежнему, нагнувши голову…» [10, с. 123] В этом помещике преобладает животное начало. Он лишен каких-либо духовных потребностей, далек от мечтательности и философствования, смысл его жизни - насыщения желудка. Он оказывает негативное отношение ко всему, что связано с культурой и образованием: "образование - это вредная выдумка". Одним из наиболее интересных, на наш взгляд, представителей помещичьего костюма является Плюшкин. Он является самым низшим представителем из всех уже рассмотренных нами помещиков, об этом очень ярко нам говорит его внешний вид. «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей… <…> Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, повязка ли, или набрюшник, только никак не галстук». [10, с. 137-138] Плюшкин – предел морального падения. Ему жаль тратить свое добро не только на других людей, своих близких, но и для себя. Он не обедает, одевается в рваную одежду. Несмотря на то, что этот человек богат, ходит он исключительно в лохмотьях. «…у батюшки был такой халат, на который глядеть не только было совестно, но даже стыдно». [10, с. 141] При обращении Чичиков говорит о Плюшкине, как о фигуре. Он даже пол не может определить «мужик это или баба», для него он не определенное существо. Рассмотрев внимательно костюм героя можно сделать вывод о доминирующих чертах его характера – о скупости души, корысти, экономии. Помещик Ноздрев тоже был одет в своеобразный костюм. «… он познакомился с помещиком Ноздревым, человеком лет тридцати, разбитным малым, который ему после трех-четырех слов начал говорить «ты»». [10, с. 44] «…вошел чернявый его товарищ, сбросив с головы на стол картуз свой, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». [10, с.88] Описывая Ноздрева, Гоголь в основном делает акцент на чертах лица, жестах и т.п., не упоминая об его костюме. Поэтому мы можем судить о том, что это за герой, опираясь на его жесты и характеристику внешности. Цвет лица очень ярок, этим Гоголь придает облику Ноздрева ярмарочное, высокомерное выражение (все краски кричат: «посмотрите, какой я молодец!»). Цвета одежды всех представленных помещиков однообразны – они мрачные и тусклые. Из этого можно сделать вывод, что все эти люди ведут скучную, пустую жизнь. От них отличается только Чичиков, являясь перед нами во фраке брусничного цвета, косынка его разноцветная, яркая. Но даже эти цвета можно назвать приглушенными. У Гоголя также ярко описаны представительницы женского помещичьего костюма. Самой главной помещицей является Коробочка. Портрет Коробочки не так подробен, как портреты других помещиков и как бы растянут: сначала Чичиков слышит «хриплый бабий голос» старухи-служанки; затем «опять какая-то женщина, помоложе прежней, но очень на нее похожая»; когда его проводили в комнаты, вошла барыня - «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, …». [10, с. 70] Автор подчеркивает старость Коробочки, и дальше Чичиков про себя прямо называет ее старухой. Внешний вид хозяйки утром особенно не меняется – исчезает только спальный чепец: «Она была одета лучше, нежели вчера, - в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано» (мода конца XVIII века – фишю, т.е. маленькая косынка, которая частично закрывала декольте и концы которой убирались в вырез платья). [10, с. 74] Коробочка одета в темное платье и это позволяет нам сделать вывод о том, что она вдова. Она уже не в спальном чепце, но видимо чепец на ее голове все-таки остался, только теперь она надела дневной. Поведение помещицы, ее обращение к Чичикову «батюшка», желание показать при нем себя с лучшей стороны, - все эти качества присущи изображению провинциальных помещиков в произведениях XVIII века. Помещичий костюм мы встречаем только в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Автор представил нам несколько типов помещиков, их всех можно поставить в одну линию по убыванию или возрастанию их возможностей и характеров. Гоголь очень ярко использует семиотику цвета, каждого помещика он «одевает» в определенный цвет – зеленый, брусничный, коричневый. Но как уже было сказано выше, все эти цвета тусклые, темные и отчетливо передают внутренний мир и особенности героев, на которых они одеты. |