Профилактика суицидальных наклонностей в условиях большого города. диплом. История вопроса 1 Понятие суицид и его история 2 Возрастные аспекты 3 Религиозные аспекты
Скачать 40.91 Kb.
|
Содержание Введение Глава 1. История вопроса 1.1 Понятие суицид и его история 1.2 Возрастные аспекты 1.3 Религиозные аспекты Глава 2. Подростковый суицид 2.1 Социальные предпосылки 2.2 Гендерные предпосылки 2.3 Город как фактор риска Глава 3. Профилактика подросткового суицида 3.1 Современное состояние проблемы 3.2 Гос.службы и программы поддержки 3.3 Общественные программы и организации 3.4 Религиозные организации Список литературы Приложения Введение Актуальность исследования Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей и изменению стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в школьных коллективах. Среди подростков возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди подростков. Постановка проблемы выявления социально-психологических факторов, негативно влияющих на социальное поведение подростков. Проблемы общества напрямую отражаются на юношах и девушках, поэтому вопросы выявления и профилактики суицидального поведения актуальны на сегодняшний день. Исследования проблемы суицида, проведенные на территории других государств, показал, что профилактика суицидальных явлений носит комплексный характер и может быть решена только путем объедения усилий как медиков, психологов, социальных работников так родителей. В общей системе профилактики суицида основную роль призваны сыграть именно родители, как люди находящиеся в постоянном контакте со своими детьми и, следовательно, имеющие небольшие и неиспользованные до сих пор возможности для педагогического взаимодействия с ними и влияния на них. Самоубийство и покушения на самоубийство оказывают деморализующее влияние на подростков. Все это чрезвычайно актуализирует научную задачу поиска новых технологий превентивной деятельности по выявлению и профилактике суицида у подростков. В данном исследований использованы достижения ряда отечественных и зарубежных исследователей проблем суицида (А.Г. Амбрумова /3/, В. М. Бирюкова /4/, И. Б. Бойко /5/, В. В. Нечипоренко /6/, В.А. Тихоненко /3/, Г.В. Старшенбаума /7/, А.В. Kielholz, W.Poldinger, C. Adams и др. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида у подростков и обобщение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы. Объектом исследования – учащиеся образовательных учреждений. Предметом - являются социально-психологические факторы суицида как явление, среди подростков в условиях большого города. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению психопрофилактической и психотерапевтической работы с суицидентами. Задачи исследования: 1. Основываясь на результатах изучения, обобщения исследований и материалов по проблеме суицида, уточнить сущность, содержание факторов суицида; особенности и формы его проявления у учащиеся образовательных учреждений. 2. Классифицировать самоубийства, выяснить, как формируется суицидальная направленность личности подросткового возраста, установить мотивы самоубийств, определить категории подростков, склонных к самоубийствам в большей мере, выявить пути предотвращения суицидов. 3. Выработать рекомендации родителям по воспитательной работе, организации и планированию работы по профилактике «S-риска». 4. Обосновать особенности, пути и методы работы с данной категорией подростков, имеющих низкие показатели с признаками нервно-психической неустойчивости, как одного из основных факторов суицида среди учащиеся образовательных учреждений. Глава 1. История вопроса 1.1 Понятие суицид и его история Существует множество определений самоубийства. Одно из наиболее первых и исчерпывающих было сформулировано Эмилем Дюркгеймом 110 лет назад: «Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах» (Durkheim E., 1897). Более лаконично ту же дефиницию излагает Морис Фарбер: «Самоубийство это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». Уточнение о «быстром» лишении себя жизни понадобилось для того, чтобы отделить суицид от аутодеструктивного поведения, которому подвержено большинство людей, ибо современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (количество которых определяется 90 % от населения планеты) совершают медленное «самоубийство», отлично зная о дальнейших негативных последствиях. E. Stengel (1967) определил суицид как «фатальное нанесение самоущерба под влиянием осознанного аутодеструктивного намерения». E. Shneidman (1985, 1994) дал следующее определение: «Суицид есть сознательное самоуничтожение, необходимое хорошо понимающему свое состояние индивидууму, считающему самоубийство самым лучшим решением своей проблемы». Необходимо отметить, что продолжается дискуссия о необходимости включения в определение сознательного желания умереть. Так как самоубийство является способом ухода из жизни, смерть может являться либо целью, либо средством достижения другой цели (Корнетов А. Н., 2002). Многие суицидологи придерживаются мнения, что почти все лица, совершающие суицидальные действия, имеют двойственное отношение к смерти. Достаточно часто человек не хочет умирать, то есть не видит смерть как цель, но тем не менее желает прекратить воспринимать окружающую обстановку или определенным образом уйти из нее воспринимает смерть как средство (BilleBrahe U., 1998). В большинстве стран Европы пользуются определением, принятым рабочей группой по профилактике самоубийств и суицидальных попыток регионального европейского офиса Всемирной организации здравоохранения (1986). «Суицид это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата, посредством которого умерший реализовал желаемые изменения». Данное определение не включает в себя описание конкретного желания смерти, однако ограничивает внесение в это понятие смертей лиц, не понимающих или не осознающих потенциальную летальность своих действий (ряд психотических пациентов; лица, страдающие тяжелой умственной отсталостью или деменцией). R. F. W. Diekstra (1988) предложил следующее определение суицида для МКБ10: «Акт с фатальным исходом, который умышленно был начат и исполнен самим погибшим субъектом, при условии знания или ожидания последним такого исхода, причем исход рассматривается субъектом как инструмент в достижении желаемых изменений в самосознании и социальном окружении». В этом определении выделение завершенного суицида звучит как единственный правильный термин для этого явления (Войцех В. Ф., 2007). В литературе продолжает дискутироваться вопрос о различиях и общих чертах завершенных и незавершенных суицидов. Определение нефатальных суицидов более усложнено. Уже давно установлено, что далеко не все незавершенные суицидальные действия являются неудавшимися самоубийствами. Целью большинства из них является не намерение умереть, а сигнал индивида о необходимости таких изменений обстановки, чтобы сделать его жизнь субъективно терпимой. «Суицидальная попытка (парасуицид) действие с нефатальным результатом, когда индивид намеренно с целью изменения ситуации начинает необычное поведение, посредством которого без вмешательства других вызывает самоповреждение или преднамеренно принимает лекарство в дозе, превышающей предписанную». Это определение включает, в том числе, действия, прерванные другими лицами до нанесения самоповреждения, и исключает аутоагрессивные действия людей, не понимающих или не осознающих их последствий (BilleBrahe U., 1998). В свою очередь, нельзя отрицать, что среди совершивших парасуицид, достаточно много лиц, демонстрировавших серьезное желание умереть. По мнению А. Г. Амбрумовой (1978), степень желания смерти при истинных и манипулятивных попытках суицида различна, что отражается на условиях и способах суицидального действия. Таким образом, выбор способа суицида может служить показателем истинности намерения умереть (Гилод В. М., 2002). Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость для разработки терапевтической тактики и мер вторичной профилактики. Суицидальное поведение понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные попытки и проявления. Впервые этот термин был предложен G. Deshais в 1947 г. В отечественной психиатрии определение суицидального поведения впервые было дано А. Г. Амбрумовой (1978), в котором наиболее полно отражен весь спектр его проявлений: «Суицидальное поведение является следствием социальнопсихологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние суицидальная попытка и завершенный суицид». Следует подробнее остановиться на формах внутреннего поведения, которые, по мнению В. А. Тихоненко (1978), являются также этапами формирования суицида. Антивитальные переживания это отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но без конкретизации в плане лишения себя жизни. Суицидальные замыслы понимаются как активизация проявления суицидальности (тенденция к самоубийству), которая сопровождается аффективной напряженностью. Происходит разработка планов реализации суицида, продумываются способы, время и место акта. Суицидальные намерения характеризуются принятием решения о самоубийстве, что предполагает присоединение к замыслу волевого компонента, переводящего внутреннее суицидальное поведение во внешнее. http://psyera.ru/ Самоубийство в древние времена Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. В то время на Земле было достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых по законам первобытнообщинного строя жили люди. В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в других на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко каралась. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре. Раньше смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Само слово "смерть" произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть (сравните с санскритским mrti = “смерть”), что буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель». Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых. Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться очень жестоким, но раньше он был не более чем данью суровой реальности. Например, по-эскимоской традиции, старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо посчитав, что это «не по-христиански», горячим пастырским словом убедил эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он решил узнать, как идут дела в новом приходе, то никто не вышел ему навстречу – род просто вымер. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с сильным ядом - цикутой. Дольше всего этот обычай просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы. Недаром гора Обясутэяма в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек». В первой половине минувшего столетия ученые наблюдали за жизнью жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй. К фактам суицида они относились без осуждения. Суицид даже был узаконен, как своеобразный способ наказания, например, за нарушения табу. В этом случае, меланезийцы прыгали с высоких пальм или принимали яд. Первые закрепленные ограничения, связанные с суицидом, как с действием, наносящим вред племени или общине, стали появляться еще в доклассовом обществе. Во многих племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство однозначно считается злом и заслуживает наказания. Дерево, на котором повесился несчастный и его дом придают очистительному огню, а родственникам покойного запрещается подходить к трупу. Итак, цивилизация развивалась, в обществе стали появляться классы, наступала... Самоубийство в эпоху античности В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд, не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно. Смерть спартанца Аристодена, который желал умереть и добился своего в Платейской битве, вызвала лишь осуждение. Хотя есть и исключение - мудрый спартанский законодатель Пикур. Перед тем как пойти в Дельфийский оракул, он взял с граждан города клятву жить строго в соответствии с введенными им законами, до тех пор, пока он не вернется. А когда Оракул одобрил новые законы, Пикур совершил самоубийство, уморив себя голодом. Тем самым жители Спарты, вынужденные соблюдать данное слово, жили в соответствии с реформами Пикура. В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: «пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь». Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга. Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. От таких умозаключений «казалось один шаг до вопроса, так почему же в таком случае не самоубийство». Но, продолжает он, самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий. Для стоиков и эпикурейцев самоубийство не было чем то приемлемым - Плиний младший, считал, что именно в этом – преимущество человека перед богами. В «Дигестах» Юстиана, являющимися классическим сводом римского права, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот, кто не жалеет себя, не пожалеет и других». При императоре Тарквинии Триске трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, при Андриане суицид был приравнен к преступлению – за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был почти что богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой. Самый известный пример – смерть Сенеки. По приказу Нерона Сенека принял смерть - он сделал это с гордо поднятой головой, перерезав вены в теплой ванне, в то время как рабы записывали последние слова великого философа. Все сказанное выше относилось, естественно, только к римским гражданам - многочисленных рабов империи это не касалось. Для них существовал другой закон, согласно которому, если раб покончил жизнь самоубийством в течение шести месяцев с момента заключения сделки, то продавец был обязан вернуть все деньги, т.к. продал «негодный» товар. Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек, в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью – у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна. В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление., подлежащее суду и наказанию. Однако допускалось, что самоубийца мог действовать в состоянии исступления и больше нуждался в жалости, чем в преследовании по закону. Тем не менее, первый царь иудеев Саул покончил с собой, бросившись на меч. В 73 году н.э. защитники крепости Масада и Йотама перед угрозой обращения в чужую веру покончили с собой. Через тысячу лет также поступила иудейская община в Йорке, не желая принимать насильственное крещение. Самоубийство в средневековье Самые большие изменения произошли с приходом христианства. Вернее в то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», согласно которому бессмертной душей мог распоряжаться только тот, кто ее дал – то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление. В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством». В 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку, совершив самосуд, они уходили от наказания. В 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства. В Европе началась настоящая война против самоубийц. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь – для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что символизировало вечное горение души в адском огне. В Бордо – самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Аббервиле – тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (13 в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин – его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны. Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение. Россия в этом смысле не сильно отличалась от Европы – в военном морском артикуле Петра I было сказано: «ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким. Но время шло, наступал период ренессанса, зарождался гуманизм. Наступали... Самоубийство в новые времена Первым, решившим посмотреть на самоубийство с другой стороны, был Монтень, писавший об этом «благородном средстве». Дэвид Юм в 1777, спустя лишь 20 лет после написания, решился опубликовать свою работу «О самоубийстве». Книга сразу же попала в список запрещенных изданий. Поскольку отношение к самоубийству, как явлению, постепенно менялось, те, кто его совершал, часто признавались уже не преступниками, а психическими ненормальными. Постепенно стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц. Первой это сделала Франция во время Французской революции. В Америке, еще в 1881 году собрание штата Нью-Йорк определяло срок 20 лет тем, чья попытка самоубийства была неудачной. Дальше всех, наверное, пошли англичане - раньше по английским законам, в случае неудавшегося самоубийства, государство доводило начатое дело до конца. А уголовным преступлением самоубийство перестало считаться в Великобритании не так давно – в 1961 году, а с 1941 по 1955 там привлекли к уголовной ответственности 44 956 человек. Из них полностью оправданы было только 346 человек, 308 попали за решетку, остальные отделались условными сроками. https://lossofsoul.com/DEATH/suicide/history.htm 1.2 Возрастные аспекты Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости, а если учесть самоубийство, замаскированные под другие виды насильственной смерти, то, возможно, и первой. Максимум суицидных попыток приходиться на возраст 16- 24 года; в большей степени это связано социальной незащищённостью молодежи. Например, проблему суицида в российской армии суицидолог А.Н. Моховиков обосновывает факторами психологического и социологического плана. Утрата привычных систем поддержки личности и жизнеобеспечения. Потеря чувства общности со значимым окружением. Утрата надежд на положительные изменения в ближайшее будущее. Страх потерять здоровье или жизнь. Состояние подавленности в случаи не уставных отношений. Коллективная травма, «негативная общность» с находящимися в аналогичных условиях сослуживцами, что может привести к посттравматическому стрессовому расстройству. Участие в военных действиях. Переживание утрат. Подражательные самоповреждения вследствие заразительности аутоагрессивного поведения88 А.Н. Моховиков суицидальный клиент: взгляд гештальт - терапевта // Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов , социологов , психиатров и в художественных текстах.М.,2001 С. 453 - 462. Но если проблема суицида в армии имеет под собой объективные причины, то, что же заставляет убивать себя всё остальное молодое поколение. Ответ на этот вопрос дают причины, по которым молодежь совершает суицид. Первой из причин является насилие. Ребенок, переживший сексуальное насилие, испытывает боль, страх, грусть резкое снижение самооценки, чувство бессилия и отверженности. У него может развиться депрессия с нарушением сна и аппетита, снижением успеваемости, отказом от учёбы в школе, социальной отгороженностью, суицидальными тенденциями. Может возникнуть истерическая и конверсионная симптоматика, оппозиционное поведение с отказом на любых семейных взаимодействий и уходами из дома. Половая близость ассоциируется у ребёнка с чувством принуждения и использования, беспомощности и поражения. Обесценивается собственная сексуальная роль и отношение родителей в качестве гетеросексуальной модели. Дети принимают на себя ответственность за родителя, инициирующего эти отношения, и обвиняют в них себя. Нарушение родительских обязанностей и недостаток ответственности у взрослых ведёт тому, что ребёнок чувствует себя глубоко порочным и не заслуживающим заботы или помощи. Сексуальность для такого человека всегда оказывается окрашенной чувством вины и страхом. Отдельными последствиями инцеста могут быть не осознанная провокация новых изнасилований, сексуальные расстройства и проституция. Часто наблюдается расстройство множественной личности и склонность к саморазрушительному поведению. Под группу насильственных действий над молодым человеком также попадают и многие сатанинские секты. Они практикуют садиские ритуалы, в которые входит питьё крови в смеси с мочой и вином, употребление наркотиков, истязание или убийство животных и людей. Оставшиеся в живых жертвы этих ритуалов обнаруживают посттравматическое стрессовое расстройство. Дети обычно подвергаются инцестуозному и сексуальному групповому насилию, в особо извращённой форме и получают тяжкие телесные повреждения, их запугивают тем, что теперь они прокляты, находятся во власти Сатаны и он всегда будет знать, где они находятся и что делают99 Е. М. Черепанова Психологический стресс: помоги себе и ребёнку. М., 2000. 145 с.. Дети редко рассказывают о случившемся по нескольким причинам. Перед ритуалом их подвергают действию наркотиков и гипноза, с внушением забыть произошедшее, а если эпизод вспомниться - покончить с собой. Кроме того, сам эпизод настолько мучителен, что вытесняется из сознания в силу диссоциации. Что бы ребёнка можно было использовать в ритуальных целях и в дальнейшем, эта диссоциация усиливается искусственно. С этой целью ребенка жестокими пытками доводят до состояния разъединения чувств и мыслей, в это время и расщепленное сознание вставляется культовая программа, эффективно закрывающая образовавшееся окно теперь она постоянно будет на этом месте, оставаясь не осознанной для жертвы. Программа включает: а) самостоятельное возобновление контакта с сектой или позволение его члену секты; в) сообщение секте нужной информации устами измененной части личности; в) автоматическое нанесение себе телесных повреждений или самоубийство в случае не выполнения предписаний секты; г) саботирование лечения, направленного на освобождение от влияния секты. У молодых людей, переживших в детстве сатанинское ритуальное насилие, обнаруживается диссоциативное расстройство, обычно в форме множественной личности. У них выявляются следующие типы пережитого насилия: принудительный прием наркотиков, сексуальные действия, наблюдение мучений и смерти животных, причинение физической боли и пытки с предварительным наблюдением за аналогичными издевательствами над другими, наблюдение и принудительное участие в принесению в жертву взрослых и детей, сожжение заживо в гробу, принудительный каннибализм, угрозы убийства. У девушек и молодых женщин в прошлом обнаруживаются: заключение брака с Сатаной, насильственное лишение девственности, принудительное кровосмесительное оплодотворение или насильственное принесение в жертву собственного ребёнка. Одной из причин суицида среди молодёжи также является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Примером психотерапии детей с ПТСР может служить, сообщение Развиты Джармен110 Р. Джармен консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны // журнал практического психолога, 2001. № 1-2.0 об опыте проведения индивидуальной и групповой кризисной терапии у детей в условиях Чеченской войны. Основное внимание уделялось выражению эмоций и овладению ими, при этом большое значение придавалось активному слушанию, что способствовало отреагированию негативных эмоций, а также восстановлению связи между прошлым и настоящим через подтверждение последовательности событий, в результате чего достигалось восстановление связи с внутренними ресурсами, их привнесение в настоящее, достигалось когнитивное понимание ребёнком своих эмоций, что делало его способным решить, что с ними делать. Для ликвидации чувства вины по поводу своей не способности повлиять на трагические события использовалась проверка реальности через ролевую игру. Для прощания с внезапно погибшим человеком использовалась техника пустого стула. Если выше перечисленные причины суицидального состояния вызваны внешними раздражителями, то причина депрессии носит исключительно личный характер. Дети, как и взрослые, могут совершать суицидные попытки под влиянием депрессии, которая имеет следующие специфические проявления: несвойственное детям бессилие, страх неудачи и снижение интереса к учёбе, чувство скуки и усталости, неполноценности и отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость невыносимость фрустрации, отреагирование агрессии в действиях. Возрастной особенностью депрессии у подростков является чрезмерная эмоциональность, дистрофический оттенок настроения, неусидчивость и беспокойство, рассеянность внимания с его фиксациях на мелочах, конфликтность во взаимоотношениях, склонность к бунту и непослушание, плохая успеваемость и прогулы в школе, злоупотребление ПАВ. Депрессии у подростков и детей часто маскируются гиперактивным поведением, агрессивными проявлениями и правонарушениями. Девочки подростки болеют депрессией в три раза чаще, чем мальчики. По наблюдениям Д.Н. Оудсхоорна у 2/3 суицидальных подростков выявились инфантильно - зависимые и амбивалентные связи с матерями, в то время как сами матери были репрессивны и суицидальны.111 Д.Н. Оудсхоорн Детсая и подростовая психотерапия. М.,1993. 264 с.1 Суицидальность этих подростков основывалась на идентификации с матерью со стороны, которой они недополучили достаточно любви и привязанности. У молодых людей суицидальная попытка обычно является призывом о помощи, при этом биологический оптимизм мешает им со всей серьёзностью относиться к смерти. в основе юношеской депрессии часто лежит неумение строить отношения со сверстниками, неуверенность в своей привлекательности для противоположенного пола, излишняя зависимость от семьи. В решении этих проблем помогает групповая терапия и клубные формы работы. Но если самоубийство у молодых людей - мольба о помощи, то суицидальное поведение у пожилых людей - только мольба о смерти. Хотя люди, старше 65 лет, составляют десятую часть населения, среди них отмечаются четверть всех самоубийств. Пик завершённых суицидов падает на период 45 - 59 лет, у женщин - на возраст 40 -45 лет, что, по - видимому, связано с утратой прежней внешней привлекательности. Так же тяжело стареющим женщинам мириться с утратой функций домашней хозяйки. Пожилые мужчины совершают самоубийства в 10 раз чаще, чем женщины. Этот период совпадает с гормональной перестройкой, окончанием профессиональной деятельности, возрастными, нередко - смертью брачного партнёра и одиночеством. В это время уменьшается эмоциональный и коммуникативный резонанс, выросшие и независимые дети покидают родительское гнездо. Супругам грозит отчуждение, когда им остаётся диван с подушками и телевизионный алтарь. Нет больше сколько-нибудь значимой, интересной внешней цели, которая цементировала и структурировала бы жизнь; остаётся однообразная борьба за выживание. Установлено, что в продолжение первого года по выходе на пенсию исход относительно лёгких заболеваний, например бронхита, часто оказывается летальным. Особенно трудно переносить утраты своего социального статуса мужчинам, которые привыкли оценивать себя на основании положения на службе и роли в семье («добытчик мужчина в доме»). Если основные интересы остались у человека неразвитыми, лишение прежних достоинств может восприниматься как потеря смысла жизни. С возрастом человек теряет близких людей, и не все потери оказываются достаточно проработанными. Гибель любимого домашнего животного, особенно у одинокого человека, также может запустить процесс затяжного горя. Тяжело переносят пожилые люди вынужденный переезд - слишком многое связывает их с прежним местом жительства, и им гораздо труднее, чем в молодости привыкать к новому. Самолюбивому человеку особенно тяжело мириться с утратой своей самостоятельности, невозможностью жить без посторонней помощи и получать её от тех, кто раньше сам был в материальной или психологической зависимости от них. Альтруистичные родители в старости не хотят быть в тягость своим детям и ускоряют свой уход из жизни, перестав заботиться о себе. Стариков в нашей стране не редко воспринимают как досадную помеху, как отработанный материал, утративший право на жизнь. Оказавшись без сбережений и поддержки государства, которое их использовало и бросило, пожилые люди чествуют себя лишними и обманутыми. Распространенность кризисных состояний у пожилых россиян можно объяснить с точки зрения кризиса идентичности по Э, Эриксону.112 Э. Эрисон Идентичность: юность и кризис. М.,1996. 281 с.2 Их профессиональный и жизненный опыт в быстро меняющихся условиях оказался ненужным, их ценности и вкусы выглядят отсталыми и смешными. Пожилым людям стыдно признаться, что они отказывали себе во всём, доверчиво надеясь на заботу государства в старости. Теперь идеалы, которыми они жили, развенчаны и они не могут гордиться обществом, которое построили. Пожилые люди избегают тягостного диалога с прожитой жизнью и избегают сравнивать её с той, которую можно было бы прожить, зачастую они испытывают чувство, как будто и не жили вовсе, которое Эрих Фром113 Э. Фром Бегнство от свободы. М., 1995. 258 с.3 считает причиной иррационального страха перед смертью. Отказываясь от взгляда назад и примирения со своим прошлым, человек обкрадывает себя ещё на один шаг в своём созревании. Старость накладывает отдельный отпечаток на личность человека. Появляется некоторая эксцентричность, медлительность в принятии важных решений. Отмечаются колебания настроения, угрюмость, раздражительность, гневность. На этом фоне выявляется не решительность, мнительность, неуверенность, тревожность, зависимость от мнения других людей. Уменьшается честолюбие при одновременном снижении общительности и доброжелательности. На этом фоне возможны, нелепые глупые попытки обратить на себя внимания. Чествуя себя ненужным и никчемным, пожилой человек приписывает окружающим пренебрежительное отношение к себе, постепенно перестаёт искать контактов с людьми и смиряется со своим одиночеством. Усиливается ранимость обидчивость, при этом могут ярко всплывать старые обиды. В результате возрастающей инертности нервных процессов и связанного с этим «застаивания» эмоций стареющий человек всё чаще находиться в состоянии тоски и тревожного ожидания неприятностей. Не осмеливаясь открыто высказать свои обиды или неосознанная их, человек сдерживает своё раздражение, и тогда оно приобретает форму самообвинения. Спецификой дистимии у пожилых людей является вороженный тревожный компонент. Человек в этом возрасте уже не ждёт от жизни ничего хорошего, она грозит ему лишь новыми бедами и лишениями. Тают силы, утяжеляются старые болезни и появляются всё новые один за другим уходят из жизни близкие люди. Всё отчетливее слышны шаги приближающейся смерти, рисуются картины предстоящих мучений. В депрессии человек склонен к самообвинениям, и верующий заранее содрогается орт картины своих вечных страданий в загробном мире за совершённые грехи. Многие пожилые люди уходят от тревожных мыслей о душе в опасение по поводу своего соматического здоровья. Типичной является астеноипохондрическая симптоматика и суицидальные мысли. Вырожденная психическая и физическая истощаемость, раздражительная слабость с элементами гиперестезии, склонность к дисфорическим и гневным реакциям, слабодушие и эмоциональная лабильность. Течение дистимии у пожилых затяжное, с тенденцией к прогрессированию и переходу к депрессивному невротическому развитию личности. Это проявляется в усложнении и фиксации невротической симптоматики, формировании пессимистического мировоззрения и в возникновении или заострении качеств личности тормозимого круга. Инволюционного депрессии (милонхолии) свойственно сочетание тревожно - депрессивного аффекта с речевым и двигательным беспокойством, доходящим до ажитации. Может быть бред несправедливого обвинения больного окружающими, преследования, ущерба, ревности, отравления, ипохондрический - позднем возрасти в структуре нигилистического бреда Котара. Депрессию у пожилых людей может напоминать начинающаяся болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие). Характерно, что, отвечая на вопрос, требующий однозначного ответа, депрессивные больные стараются не выходить за рамки вопроса, при неудачи начинают оправдываться и корить себя: при болезни Альцгеймера больные всегда дают не соответствующий вопросу ответ - например, на вопрос о дне рождения называют свой адрес. В пожилом возрасте кризис вызывают, прежде всего хронические и опасные для жизни заболевание, хронические боли, ограничения самостоятельности и потеря близких людей. Поскольку они доминируют в сознании человека, то они и определяют содержание психотерапии. У пожилых людей снижается способность к решению новых когнективных проблем. Медленно перерабатывается информация, ухудшается внимание и память, быстро наступает усталость. В связи с этим цели психотерапии ограничиваются стабилизацией психических ресурсов, необходимых для переработки острого личного кризиса. |