математика. История возникновения и развития физического воспитания в китае
Скачать 192.79 Kb.
|
Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ .1 Физическое воспитание в Древнем Китае (до. н. э.) .2 Физическое воспитание в Китае в средние века 1.2.1 Зарождение ушу .2.2 Физическое воспитание монахов в монастыре Шаолинь ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ .1 Физическое воспитание дошкольников .2 Физическое воспитание учащихся .2.1 Дыхательная гимнастика .3 Физическое воспитание студентов ВЫВОДЫ Список литературы ВВЕДЕНИЕ Физическое воспитание в разном возрасте является часто возникающей темой в обществе. Многие источники обобщенно повествуют нам о том, что же общего во всех принципах воспитания людей различных возрастных категорий. Но в данной работе мне бы хотелось осветить некоторые другие аспекты достаточно знаменитой тематики. Данная работа посвящена изучению Системы физического воспитания в современном Китае. Выбор темы не случаен, так как всем известно, что КНР не смотря ни на какие обстоятельства является, по сути, одной из ведущих стран в плане физического развития населения. Влеты и падения развития физической культуры связаны и с различными финансовыми проблемами, войнами, перестройками, но тем не менее спортсмены КНР являются призерами олимпиад, гимнасты, пловцы, легкоатлеты, акробаты- знамениты по всему миру. Таким образом, мной была поставлена следующая цель данной работы: Целью данной работы является исследование физического воспитания жителей Современного Китая. Согласно поставленной цели мной были выделены следующие задачи: . Изучить развитие способов физического воспитания Китая, начиная с древних времен, и заканчивая современностью. . Охарактеризовать принципы физического воспитания в различных возрастных категориях населения Китайской народной республики. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ .1 Физическое воспитание в Древнем Китае (до. н. э.) Для того что бы верно понять и проанализировать сущность физического воспитания населения КНР, необходимо четко знать особенности прогресса и развития физического воспитания данной страны на протяжении нескольких веков. Именно для этой цели нам необходимо ознакомиться с некоторыми важными аспектами, которые достаточно актуальны и по сей день. С этой целью нам необходимо осветить основные аспекты физического и спортивного воспитания не только в современном обществе Китая, но и в более древние времена. Древний Китай являлся по сути одной из первых стран, которые попытались рассмотреть теорию образования и духовности. К VI веку до нашей эры в Китае стали появляться различные философские школы: даосизм, буддизм, конфуцианство. Одним из первых педагогов, соединивших обучение и воспитание с философией был знаменитый и в наше время философ Конфуций (551-479 год до нашей эры). Имя Конфуций является «латинизированной» формой от китайского словосочетания Кун-Фу-Цзы, что в переводе с китайского языка обозначает учитель Кун. Он считается 1 преподавателем Древнего Китая. Школа которую создал Конфуций была чрезвычайно популярна, там прошло обучение около 3 тысяч учеников. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя и ученика, подражание их образцам, классификация и сравнение явлений. Обеспечение знанием о том, что движение - неотъемлемая часть каждого, и что наука ничто - без здорового тела и духа. Таким образом, школа Древнего Китая уже на тот момент понимала большую роль воспитания детей, познание не только научных фактов но и различных явлений жизни, в том числе и их здоровья., Осознание того что физические нагрузки и спорт являются одним из важнейших, а главное доступных лекарственных средств в мире сложилось уже в глубокой древности и достаточно быстро стало актуальным среди последователей не только Конфуция, но и других не менее просвещенных преподавателей различных школ. Уже в глубокой древности люди знали, что для того, что бы лишить человека его внутренней энергии, его изначально необходимо лишить энергии физической т. е для того что бы максимально ослабить человека и лишить его способности правильно руководить своим телом, достаточно просто на некоторое, но достаточно продолжительное время лишить его возможности распоряжаться свои телом, разумом и внутренней энергией[6]. В Древнем Китае жители того времени придумали очень научно интересную и перспективную пытку: человека на некоторое время запирали под замок в очень тесной камере, эти камеры были настолько узкими и низкими, что осужденный мог в ней либо лежать либо сидеть. Через каких-то пару месяцев человек настолько сильно ослабевал, что уже не мог сбежать, даже если такая возможность ему и представилась бы. Ведь за такое количество времени мышцы, которые не использовались из-за замкнутого пространства атрофировались. Таким образом жители того времени сделали верные выводы о том, что физическая культура необходима человеку для нормального существования В Древнем Китае первые упоминания о физической культуре появляются в книге «Кунг-Фу» ( переводится, как путь к совершенству). Эта книга была составлена более 2500 лет назад. Практически все упражнения в гимнастике не только Древнего, но и современного Китая в большей или меньшей мере заимствованы из различных знаменитых боевых искусств. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий: существовали врачебно-гимнастические школы, где специальные люди обучали представителей народа лечебной гимнастике и массажу, а так же применяли их в процессе лечения своих больных. Таким образом, лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. Древний, но знаменитый и в наши дни китайский медик Хуа-То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал, «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Этого знаменитого человека уже много лет нет на свете, но и сейчас китайское физическое воспитание полностью основывается на утренней гимнастике и других физических упражнениях. Своего расцвета древняя китайская физическая культура достигла во время господства династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.), именно в это время были открыты школы, в которых обязательным предметом являлось обучение гимнастическим упражнениям, обучение дыхательным упражнениям, массаж, растираниям различными маслами, мазями, кремами и отварами. Воспитание в Древнем Китае в VI-V вв. строилось на философской теории "дао-дэ". Ее основоположник Лао-Цзы считал человека уменьшенной копией вселенной. Чтобы оставаться здоровым на протяжении всей своей жизни, согласно даодистским принципам, человеку следует сохранять и обеспечивать гармонию «цзинь» и «цзянь» ( латинизированные названия: « инь» и «янь»). Это возможно с помощью физических и дыхательных упражнений. Сохраняя внутреннюю гармонию, человек становится здоровым и, значит, более совершенным и добродетельным. Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали естественно-философские воззрения и медицинские знания, полученные на основе, так называемых, научных экспериментов. С помощью методов лечения, основанных на движении и ЛФК, была открыта возможность воздействия на функциональные системы организма. Кроме упомянутой системы, связанной с внутренним совершенством, в Древнем Китае сложилась система идеалов в области физической культуры, называемая "Мэй". Она формировала внешнее совершенство и была направлена на благо общества, воспитание морали и чувства вкуса, воли и характера. Например, если борец грубил судье, его удостаивали высокой степени презрения. Среди простого народа Древнего Китая, за исключением рабов, была чрезвычайно популярна игра "Чжу-кэ" - предшественница современного футбола. Она проводилась по строгим правилам, где указывались 10 нарушений и различалось 70 различных ударов по мячу. Кроме "Чжу-кэ" простое население проводило состязания по кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде[2]. В период правления династий Цинь и Хань (III-I вв. до н.э.) в Древнем Китае начался переход к феодализму. Император «Великий желтый» провел коренную военную реформу. Физическая культура стала вытесняться боевыми искусствами. Были открыты военные школы с обязательным обучением верховой езде, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам в ближнем бою, набрасыванию арканов для поимки противника. Были уничтожены и места проведения турниров, преследовались соревнования в физической силе, организуемые среди низшей касты населения. В противоположность этому, буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовали народное движение "желтых тюрбанов", поощрявшее и помогающее обучить простой народ физическим упражнениям, которые помогли бы им обороняться[4]. Зачатки ушу возникли раньше китайской государственности, но до IV-III в. до н. э. еще не было систем «Школ Ушу», была лишь подготовка воинов, так называемое,- «воинское ремесло». Изначально ремесло имело вид танцевально-боевых упражнений, но позже приобрело статус направленной на военную подготовку учебной дисциплины в специализированных учебных заведениях. К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена единым названием «уи». Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли «цзюэди» (борьба), «шоубо» (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений- «та-олу» -которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения[8]. .2 Физическое воспитание в Китае в средние века .2.1 Зарождение ушу В это время жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан ими духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В I в н. э. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступать в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней. Примерно в VI веке в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде, именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Ши-миню -и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин- усэн (монах-боец). В эту эпоху немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XII в. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. Но в 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Улицезрев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и решил ее возродить. Он, создал новый стиль, доживший и до наших дней. Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань “всюду вступать в общины жителей приграничья” стали из солдат крестьянами. Из этих людей, и прибывших при династиях Тан и Сун по морю арабских иммигрантов, а также принявших ислам китайцев сформировалась нация хуэйцзу (“мусульман”). В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман. В 1351-1368 годах народное восстание “красных повязок”, под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Древнего Китая династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал[8]. Начался «золотой век» ушу. В XVI в. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. “Покарать бандитов и оберечь народ “было предписано талантливому чиновнику Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи знатоком ушу, решил привлечь в отряды местного ополчения бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала, Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие тогдашние системы военной подготовки, он написал знаменитый трактат “Цзисяо синьшу” Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVI век считается переломным в истории ушу. Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.6 июня 1644 года Пекин был взят маньчжурскими войсками. Минский император повесился, чтобы не попасть живым в руки завоевателей. Была установлена новая династия - Цин -которая, несмотря на поистине грандиозный размах национально-освободительной борьбы в Китае, сумела удержать власть до 1911 года[8,3]. Центром практики ушу стали тайные общества. В течение всего XIX века Поднебесную сотрясали народные восстания, направленные против маньчжурского владычества и засилья иноземцев. Тайные общества, культивировавшие различные стили ушу, принимали на себя основной удар и в восстании “Восьми триграмм”, и в Опиумных войнах, и в великой народной войне тайпинов. Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание ихэтуаней (1899-1901), вошедшее во всемирную историю под названием “боксерского”. Несмотря на то, что разгром ихэтуаней привел к гибели значительного количества мастеров ушу, прочно укоренившиеся традиции боевых искусств не могли, разумеется, исчезнуть бесследно. Правительство Китайской республика оказывало большую поддержку развитию ушу. Первый президент Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) сам изучал тайцзицюань под руководством Цай Гуйциня. Его преемник - генералиссимус Цзян Цзеши (Чан Кайши) - также был не чужд боевых искусств. Он лично присутствовал на гокао (“государственные испытания” нечто вроде всекитайских соревнований по ушу), которые проводил в Нанкине (тогдашней столице Китая) Центральный институт гошу (“национальное искусство” -так в период правления партии Гоминьдан называли ушу), основанный в 1928 году Ректором Института был генерал Чжан Чжицзян, покровительствовал ему министр обороны Фэн Юйсян. Другой крупной организацией, развивавшей ушу, была основанная в 1909 году в Шанхае Ассоциация Цзиньу (“Ассоциация истинных боевых искусств”). Обе организации имели филиалы во всех провинциях Китая (Ассоциация Цзиньу - и за рубежом, в местах компактного проживания китайцев: Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре, Филиппинах и т.д. ), преподавали там крупные мастера, хранители истинной традиции[8]. .2.2 Физическое воспитание монахов в монастыре Шаолинь Жизнь монахов Шаолиня - усердный путь к духовному и физическому самосовершенствованию, в котором заключено большое количество тягостей и ограничений, но все это ведет монахов к просветлению. Традиции монастыря неизменны сотни лет. День шаолинских монахов начинается в 5 часов утра. Проснувшись, монахи собираются во дворе у главного храма и 2 часа придаются медитации, не взирая на погоду, возраст и другие условия. Только небольшому количеству, находящихся в храме можно молиться, находясь в помещении, к этим людям относятся : настоятель и совет, состоящий из старейших, мудрейших монахов. Для того чтобы медитация новичков не переходила в сон, из состава старших монахов назначается 10 смотрителей, в задачу которых входит надзор за медитирующими новичками. Если кто из новичков уснет, смотритель награждает его двумя ударами шеста по плечам, новичок благодарит своего старшего собрата за бдительность и за помощь в медитации. Если новичок ослушался, и не выразил благодарности, он вновь получает два удара по плечам. По окончанию медитации монахов ждет ряд гимнастических упражнений, направленных на развитие гибкости тела. Шаолинский комплекс растяжки включает в себя набор тяжелых упражнений, которые неподготовленный человек, не в состоянии вынести. Монахи развиваются не только духовно, но и физически. После духовного развития монахи переходят к физическому совершенствованию. Они выполняют различные упражнения для развития мышечной и сухожильной силы. У многих возникает вопрос « Если монахи так усердно тренируются, почему они не выделяются мышечной массой?». Здесь дело в первую очередь в физиологии и наследственности. Практически все китайцы являются эктоморфами, и им довольно тяжело набирать массу, да оно им не особо и необходимо. Второй причиной является питание. Монахам запрещено употреблять мясо, которое, как известно является основополагающим при наборе мышечной массы. Третьей причиной является распорядок дня, при котором мышцы не успевают восстановиться, а следовательно и вырасти. Но это не значит что монахи тренируются зря. Организм человека очень живучая и выносливая штука, которая адаптируется практически под любые условия жизни. И когда монах планомерно и ежедневно нагружает себя изнурительными тренировками, его организм пытается адаптироваться под воздействие окружающей среды. Но образ жизни монаха не позволяет ему выращивать мышечную массу и поэтому все ресурсы организма перестраиваться на развитие сухожильной силы |