История Запад.литературы. История зарубежной литературы
Скачать 27.32 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Группа Го20Ж161 Студент Мендебаева Л.Н. МОСКВА 2022 Практическое занятие 1 по темам № 1 – 16 Немецкий романтизм: основные представители, характеристика эпохи, эстетические манифесты. Задание 1. К рубежу XVII1-XIX вв., началу «века революций», изменилось мироощущение европейцев, что выразилось в формировании движения романтизма. Влияние романтизма испытали на себе философия, литература и искусство. Романтизм был общеевропейским явлением, но зародился в Германии. Именно молодые немецкие романтики наиболее ярко выразили то, что было характерно для движения в целом. Сущностью романтизма является протест против принятых этических и эстетических норм общества, против рационализма. Романтиков привлекает своеобразный тип человека: анархист-бунтарь, который ощущает себя практически равным Богу. Поэтому для него не существует истины и долга. Цель романтизма — освобождение личности от пут человеческих условностей и общественной морали. Он обращен, по словам Гегеля, скорее к внутреннему миру человека, чем к внешнему. Романтики восхищаются сильными страстями, разрушительными по своей сути: ненависть, ревность, отчаяние, презрение. Характерная черта ром.мировоззрения – это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни. Это часто приводит к неправильному пониманию, а порой и к искажению объективных законов. История немецкого романтизма разделяется на три этапа: 1. Иенский период (1975-1805). В это период была разработана эстетическая теория немецкого романтизма и созданы произведения Ф. Шлегеля, Новалиса и Л. Тика. Они особое внимание уделяли теме искусства, творческого человека и отдельной личности. Мастера создания воображаемого утопического мира. Романтики признавали, что мир существует и существует объективно. Они были уверены, что окружающий мир это оболочка некой скрытой сущности. Существует некая идея, тайна, ктр проявляется в явлениях натурального мира, но доступна лишь творческой личности. Явления материального и духовного мира взаимно проникают друг в друга. Романтик чувствует бесконечность интуицией, считает, что любовь - родство душ. Часто романтики создавали свои собственные мифы о творческой личности. 2. «Гейдельбергский кружок» (1806-1815). Они посвятили себя изучению и собиранию немецкого фольклора. Пытались найти истоки духовности в народном сознании (видят их в простом человеке). Арним, Брентано, братья Гримм. 3. (1815-1848) – зрелый период немецкого романтизма. После падения Наполеона цент романтического движения переместился в Берлин. Здесь продолжили творческую деятельность Арним и Брентано. В литературу приходит Гофман. Он усиливает традиции предшественников, синтезирует их и создает свой неповторимый романтический мир. Задание 2. Берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана – изначальная романтическая антитеза художника и общества. Романтический герой Г. живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое противоречие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии. В Берлинскую школу (1815 - 1848), входили Э.Т. Гофман, Шамиссо, Г. Гейне. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)- - писатель европейского масштаба, творчество которого за пределами его родины получило особенно широкий отклик в России. Гофман был художником-романтиком. Характер конфликтов, лежащий в основе его произведений, их проблематика и система образов, само художественное видение мира остаются у него в рамках романтизма. Так же как и у иенцев, в основе большинства произведений Гофмана находится конфликт художника с обществом. Изначальная романтическая антитеза художника и общества - в основе мироощущения писателя. Вслед за иенцами высшим воплощением человеческого «Я» Гофман считает творческую личность художника, «энтузиаста», по его терминологии, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, те единственные сферы, где он может полностью реализовать себя и найти прибежище от реальной филистерской повседневности. Адельберт Шамиссо (1781 -1838). Обедневший французский аристократ-эмигрант, с трудом завоевавший себе место в обществе, начисто лишенный сословных предрассудков, он органически вписался и в духовную, и в общественную жизнь своей второй родины Германии. Творческим дебютом Шамиссо была его фантастическая повесть «Петер Шлемиль» (1814), переведенная почти на все европейские языки вскоре после выхода ее в свет и имевшая большой успех у читателей. С поэзией Шамиссо (а также его современника В. Мюллера) в немецкий романтизм ощутимо вторгается реальный конкретно-исторический демократизм, сформировавшийся у него под заметным воздействием и впечатлением от кругосветного путешествия, которое в качестве естествоиспытателя поэт совершил на русском бриге «Рюрик» (1815-1818). Генриха Гейне (1797-1856) в большей степени, чем в произведениях Гофмана, Клейста, Шамиссо, отразился процесс эволюции немецкого романтизма. Со многими сложностями этого процесса связана и глубокая противоречивость творческого метода писателя, что, в частности, получило выражение в связях романтика Гейне с эстетическими принципами ранних немецких романтиков, по отношению к которым он был не только критиком и ниспровергателем, но и достойным воспреемником. Величие Гейне-художника определяется тем, что выдающуюся творческую одаренность он сочетал с широтой общественного кругозора. Объявляя себя приверженцем «вольной песни романтизма», он давал трезвую аналитическую оценку своему времени, в своем творчестве отражал важнейшие его закономерности. Раньше многих других постигнув революционный смысл диалектики Гегеля, он стал одним из передовых мыслителей Европы. Это привело Гейне к сближению [84] в 40-х годах с Марксом и сделало его крупнейшим политическим лириком Германии той поры. Именно тогда Энгельс с полным основанием называл его наиболее выдающимся «из всех современных немецких поэтов». Задание 3. Эрнст Гофман – немецкий писатель-романтик, художник, юрист и композитор. Был очень разносторонней личностью. За свою биографию ему удалось создать множество гениальных произведений в области литературы и музыки. Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. В «Крошке Цахесе», как и в «Золотом горшке», обращаясь с материалом иронически, Гофман ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями. Действительность, каждодневная жизнь становится у него интересной при помощи романтических средств. Едва ли не первым среди романтиков Гофман ввел современный город в сферу художественного отражения жизни. Высокое противостояние романтической духовности окружающему бытию происходит у него на фоне и на почве реального немецкого быта, который в искусстве этого романтика превращается в фантастически злую силу. Духовность и вещественность вступают здесь в противоречие. С огромной силой показал Гофман мертвящую власть вещей. Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском двоемирии. Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной. Типологически все герои Гофмана делятся на музыкантов и немузыкантов. Музыканты – духовные энтузиасты, романтические мечтатели, люди, наделенные внутренней раздробленностью. Немузыканты – люди, примиренные с жизнью и с собой. Музыкант вынужден жить не только в области золотых снов поэтической мечты, но и постоянно сталкиваться с непоэтической реальностью. Это рождает иронию, которая направлена не только на реальный мир, но и на мир поэтической мечты. Ирония становится способом разрешения противоречий современной жизни. Возвышенное сводится до обыденного, обыденное поднимается до возвышенного – в этом видится двойственность романтической иронии. Для Гофмана была важна идея романтического синтеза искусств, который достигается путем взаимопроникновения литературы, музыки и живописи. Герои Гофмана постоянно слушают музыку его любимых композиторов: Кристофа Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, обращаются к живописи Леонардо да Винчи, Жак Калло. Будучи одновременно и поэтом, и живописцем, Гофман создал музыкально-живописно-поэтический стиль. Житейские воззрения кота Мурра представляют собой произведение, которое включает в себя две взаимоисключающие во многом части. В "Житейских воззрениях кота Мурра" "музыкант" и "просто хороший человек". "Просто хороший человек" вовсе не является отрицательным героем напротив того, во многих случаях он вызывает не меньшую, а то и большую симпатию автора и читателя, чем герой "музыкант".Гофманн использует разную стилистику для этих частей. Мурр у него говорит стройно и складно, капельмейстер весьма сумбурен, от него остаются какие-то несвязные куски, а часть его биографии кот, вероятно, действительно использовал как макулатуру, чтобы промакивать собственную рукопись. Сюжет представляет в произведении не столь существенное значение, тут даже больше значит композиция и использование стилей и других художественных элементов. Важнее мысль, довольно простая, но значительная, которую хочет передать Гофман. Эта мысль заключается в том, что человеку нужно сделать выбор между духовным и материальным, выбор в пользу духовного приносит неудобства, а в пользу материального дает благополучие на уровне кота Мурра и его общества. "Эликсир сатаны" - роман готический. Книга представляет из себя летопись монаха Медарда, повествующего о своей жизни. В романе происходят разнообразные события, совершаются ужасные преступления, а главный герой, монах Медард, имеющий зловещего двойника (часто встречающийся атрибут готического романа), погрязнув в пороке, пытается в итоге выбраться из той пучины страстей (или бездны, это уж как вам больше нравится), в которую его повергает дьявольский напиток - эликсир Сатаны. В романе переплетается трагическое и комическое, поэтические и обыденные картины, повседневное и необычное, фантастическое, мистическое. В произведении «Щелкунчик», писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку.Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели — победы над Мышиным королем. Роман Гофмана «Повелитель блох» был написан в 1822 году. Сюжет этого романа переносит читателя во Франкфурт-на-Майне. Главный герой романа — Перегринус Тис, который живет уединенно и старается не сталкиваться с женщинами. Но неожиданно он оказывается втянутым в таинственную игру мистических сил. Он, совсем того не зная, однажды приютил у себя повелителя блох.Когда же Тис проходит ряд испытаний, то узнает, что и сам является мистическим королем Секакисе и владеет могущественным талисманом. Все мировоззрение Гофмана, его поэтика и характер его романтической иронии во многом складывались под влиянием как времени, в которое он писал, так и его социального положения представителя бюргерской интеллигенции Германии, той социальной прослойки, лучшие представители которой, мучительно пытаясь вырваться из душной атмосферы своего филистерского бытия, не знали и боялись народа, не могли преодолеть и верноподданнического отношения своей среды к привилегированным господствующим сословиям. Отсюда наряду с напряженным трагизмом и социальной сатирой ряда произведений Гофмана столь часты попытки писателя разрешить конфликт победой мира волшебной фантастики над миром реальным, прозаическим («Неизвестное дитя», «Щелкунчик и мышиный король», «Повелитель блох», «Крошка Цахес», «Принцесса Брамбилла»). Задание 4. Романтизм- Направление в литературе и искусстве конца 18 - первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом романтическое двоемирие-это разделенность мира на две части - мир, одухотворенный, мир мечты, и мир материальный. романтическая ирония- это объединение рационального и интуитивного в произведении. романтический герой -это литературный архетип, относящийся к персонажу, который отвергает установленные нормы и условности,был отвергнут обществом и поставил себя в центр своего собственного существования. романтический идеал- это натура исключительная, сложная, сильная, талантливая личность с глубоким внутренним миром, которая находится в конфликте с собой и окружающими. Künstlerroman (роман о художнике)- это один из немногих жанров, в которых писатели пишут о самих себе. Гротеск- художественная форма, при которой жизненная нелепость с помощью разительного преувеличения и заострения доводится до абсурда. местный колорит- воспроизведение в художественной литературе особенностей национального быта, пейзажа, языка, свойственных сугубо определённой местности или области исторический колорит- описательная качественная характеристика объекта, явления, события, местности, произведения искусства, основанная на внешних признаках (в том числе не обязательно зрительных) , их взаимосвязи, согласованности по отношении к темпоральным (временным) факторам. психологический роман- роман, центральное внимание в котором уделяется характерам персонажей, их душевным переживаниям и развитию. идеал- воображаемый образец совершенства исповедальная проза- широко используются внутренние монологи, форма повествования от первого лица. контраст- это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров символ- предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. экзотика- чуждый, иноземный. двойничество- это художественный способ введения двойника как особого персонажа, помогающий раскрыть основную идею произведения или понять внутренние, подсознательные мотивы поведения героя. воображение- это способность спонтанно или преднамеренно создавать в своем сознании образы и действия, которых на самом деле в реальной жизни не существовало. тема рока- совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; роман карьеры- описание нравственной эволюции героя, который приспосабливается к окружению и жертвует моральными принципами ради карьеры. типизация- воплощение типического в литературе, обобщение, лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. типический характер- это качества характера преобретенный в типических обстоятельствах. Детерминизм- это теория, что у человека нет свободы воли, что любая идея и любое действие человека вызваны предшествующими факторами, над которыми он не властен автор- это создатель произведения художественной литературы. повествователь- это посредник между автором и читателем, тот, кто сообщает обо всех событиях, но сам в них не участвует. рассказчик- это условный образ, от чьего лица ведется повествование в художественном произведении. объективное повествование- когда автор вообще не «влезает в голову» ни одного из персонажей, ни прямо, ни косвенно — и сообщает нам только то, что доступно наблюдению постороннего наблюдателя — диалог, жесты, мимика, поступки — чтобы читатель сам понимал, чтó происходит. подтекст- это истина, которую предстоит разгадать читателю, скрытый смысл. психологизм- изображение в литературном произведении внутреннего мира человека, его мыслей, намерений, переживаний, эмоций, осознаваемых чувств и бессознательных психических движений. социальная среда- совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования специфика предметного мира- совокупность описаний «материальных» частей художественного мира литературного произведения: пейзажа, интерьера, вещей и т. п. деталь художественная- значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку |