Мир пушкинской лирики в исследованиях Грехнева. РЕФЕРАТ. Итоговый проект по литературе Мир пушкинской лирики в исследованиях В. А. Грехнёва Автор работы
Скачать 1.19 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа №4» Сергачского муниципального округа Нижегородской области Итоговый проект по литературе «Мир пушкинской лирики в исследованиях В.А. Грехнёва» Автор работы: Крутько Надежда,9 класс Сергачский муниципальный округ Нижегородская область Руководитель: Савлинова Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Сергач - 2023 Содержание Введение 3 Глава 1. Разрушение Пушкиным стереотипов жанра 4- 1.1.Дружеские послания 4 1.2.Элегия 6 Глава 2. Построение и смысл пушкинской лирики. Добро и красота 7 2.1.Идеи просвещения 7 2.2.Человек в лирике Пушкина. Разум 8 Заключение 10 Список литературы 11 Приложения 12 Введение Когда ты впервые соприкасаешься с Пушкиным, то сразу же ощущаешь всю мощь его языка в прозе, разнообразие сравнений и красоту слога в лирике. Ты тогда еще не осознаешь этого, но уже проникаешься его идеями. Культ Пушкина в нашей стране - явление более глубокое и интересное, чем кажется на первый взгляд. «Мы так устремлены к Пушкину потому, что видим в нем источник народной мудрости, описанной с красотой и любовью к родному языку»,- писал Грехнев (1; с. 5-6). Переводчики Пушкина отмечают, что в восприятии его творчества огромную роль играет русский менталитет, который, помогает улавливать мельчайшие детали и читать между строк. Он описывает до того знакомые нам картины быта, что даже через века его истории про самодовольных помещиков и о бедной жизни крестьян остаются актуальными. В поэзии Пушкина русский мир самобытен, но при этом неразрывно связан со всем, что его окружает. В свои произведения он вложил одну очень важную мысль: природа и человек находятся в гармонии, воспринимаемой не как идеал, а как источник внутреннего спокойствия. Когда Пушкин хотел показать чувственных и вдумчивых героев, то непременно показывал их тесную связь с природой. Например, Татьяна из «Евгения Онегина» очень любила гулять по лесу. Уединяясь на природе, она развивала в себе привычку мыслить самостоятельно и умение отстраняться от происходящего вокруг. Не секрет, что Пушкин больше всего любил осень. В поэзии он открыл именно русскую осень, вспыхивающую красками перед увяданьем, свежим дыханием предзимья. Наконец, русский мир у Пушкина – это все людское общество. В годы войны страшная реальность заставила людей создать культуру национального эгоизма: народ был един, но каждый думал только о себе. Идеи эти были чужды Пушкину, теснили его творчество. Своими стихами он поднимал национальный дух, давал обществу необходимое утешение. Искусство спасает человека, но стоит потеряться в скучных серых буднях, отбить у масс желание интересоваться искусством и исчезнут все предпосылки для его развития, а увядание искусства не окупиться никакими ценностями материального прогресса. Создав за свою короткую жизнь сотни рассказов стихов и пьес, Пушкин собрал целый букет мнений, образовав некий негласный культ. Он стал эталоном русской литературы. Каждая книга сравнивалась и будет сравниваться с ним. Выбранная мною тема актуальна, так как Грехнев помог русскому языку сохранить свой вид и значимость в мире. Он, можно сказать, занимался популяризацией не только Пушкина, но и в целом всего русского языка. Цель работы: Раскрыть грани пушкинской лирики в работах Грехнева В.А. Задачи: - Изучить литературу по данной теме; - раскрыть влияние Пушкина на формирование жанров; - выявить вечный смысл пушкинской лирики. В ходе работы я использовала материал литературоведа Грехнева: «Мир пушкинской лирики», «Лирика Пушкина: о поэтике жанров», «Самостоянье свободы» и др. Глава 1. Разрушение Пушкиным стереотипов жанра. 1.1. Дружеские послания. У каждого жанра есть свой художественный взгляд на вещи и свои горизонты познания. Каков же он у послания? По мнению Грехнева, мир послания отличается от элегии следующим: «Если элегия обостренно внимательна к временным аспектам бытия, то раннее дружеское послание — к пространственным» (1; с. 52). Кажется, что этот жанр является наиболее свободным по сравнению с другими. В нем мысль автора может скакать с предмета на предмет, мешать в себе и древние мифы, и будничную реальность. Жанр послания в творчестве Пушкина не был неизменным. В лицейские годы и в ранней лирике это обращения к конкретным лицам: ….Но я любил уже рукоплесканья, Ты, гордый, пел для муз и для души, Свой дар как жизнь я тратил без вниманья, Ты гений свой воспитывал в тиши… (Из стихотворения «19 октября»). В зрелой лирике послания Пушкина приобретают обобщенный, социально-философский характер. Через послание Пушкин обращается ко всему миру: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье… (Из стихотворения «Во глубине Сибирских руд»). Послания, по мнению В. Грехнева, переживают в поэзии Пушкина время яркой «вспышки» и непосредственно вслед за нею – период своего «заката». В книге говорится, что: «Абсолютизируя настоящее, оно (послание) хотело бы продлить его в бесконечное будущее, и даже за гранью бытия, куда изредка переносит его нетерпеливая фантазия, оно склонно видеть лишь продолжение драгоценного сегодня » (1; с. 50). Взрослому Пушкину, по-видимому, не был интересен такой разностильный и разномасштабный жанр как послание. В своей заметке по поводу прозы Батюшкова, оставленной на полях «Опытов в стихах и прозе», он писал: «Главный порок в сем прелестном послании – есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни» (1; с. 29). К этому времени Пушкин давно перерос поэтическую практику послания. Но правда ли жанр послания умрет в позднем Пушкине (а это 30-е годы 19 века) и исчезнет в литературе в целом? На это Грехнев дает такой ответ: «По мере активизации в русской литературе романтических веяний, исчерпывает себя не только жанровый объект послания, но и образ общения, в котором была закреплена его коммуникативная установка » (3; с. 240). И действительно уже ко второй половине 19 века жанр послания полностью изживает себя, дав дорогу новым жанрам. 1.2.Элегия. Элегия в творчестве Пушкина - это жанр, дающий максимальную свободу, способный проявить всю фантазию поэта. Хотя, казалось бы, что элегия более скованный жанр, чем послание, а между тем, именно оттолкнувшись от элегии, Пушкин вырывается на просторы вне жанрового мышления. В этом нет ничего неожиданного, потому что здесь, в элегии, формировался «язык сердца», отвечавший высшему предназначению лирики (2. с. 236). Пушкин быстро перерос своих учителей и стал развивать жанр элегии, вводя в него свои элементы. Жанр в поэзии Пушкина теряет свою строгую самостоятельность и ограниченность. Для творчества поэта становится возможным сочетание разных стилей в пределах одного произведения. Пушкин повернул сам жанр в сторону импульсивных «впечатлений бытия». Грехнев объясняет, что именно это предрешило судьбу элегии, пишет: «с него то и началось в лирике Пушкина процесс разрушения жанра. Преобразования эти превышали пределы возможного «усовершенствования» жанра, пределы, в которых он еще в состоянии был сохранить свою эстетическую определенность» (1; с. 198). И характеризуя участь посланий и элегий после 1820-х годов, Грехнев настойчиво использует слова «смерть», «обломки жанра» (3; с. 240). 1823 год является переломным в творчестве Пушкина. Он приходит к убеждению, что свобода возможна лишь как внутренняя черта его личности. Свобода стала главной целью его творчества, ее духом пронизаны все поздние стихи: В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! (Стихотворение «Птичка») «И как характерно, что разрушение жанров (элегии и послания в частности) начинается именно с вторжения биографического начала, ведь это начало сопряжено с самой сущностью пушкинского лирического стиля. Наблюдения над пушкинской поэтикой жанров убеждают в том, что исчезновение послания и элегии в лирике-вовсе не результат жанрового синтеза, как это порою пытаются представить. Нет, жанры в преддверии распада движутся в своих границах, хотя границы эти становятся все подвижнее, и перелив опыта из одного жанр в другой странно было бы отрицать. Каждый жанр исчерпывает свой цикл развития и свою историю разрушения, и чем шире раздвигаются горизонты жанра, тем ближе становится он к той черте, за которой язык его становится бессильным перед безграничным многообразием реальности. В том, что жанры начинают распадаться именно в пушкинской лирике, нет исторической случайности: этот процесс был ускорен напором пушкинского стиля, его природой, его установкой души»,- подводил итог Грехнев (1; с. 199). Глава 2. Построение и смысл пушкинской лирики. Добро и красота. 2.1. Идеи просвещения. Как писал Грехнев, ничто не жгло сердце молодого поэта лучше, чем идея просвещения. Она переживала у Пушкина кризисы и взлеты, в ней пересекались представления о том, насколько современное общество готово принять истину и доброту. Она вобрала в себя жестокую правду реальности. Возвращаясь к ней снова и снова и обогащая ее новым опытом, поэт с годами развивает в ней свою мысль. Велико и плодотворно было воздействие просветительства на молодого Пушкина. В писательской среде благодаря ему сложилось мнение, что свобода и просвещение неразрывно связаны и потеря их равновесия не сулит государству ничего кроме бед. Даже вера в нее дает поэзии огромный заряд энергии. Если мир, хотя бы в идеале, разумно устроен, значит, возможности разума просветителя не ограничены. Но Пушкин не мог полностью разделять просветительские точки зрения, вернее, он понимал идею совсем не так, как например Вольтер. В одном из черновых текстов Пушкин рассуждает на эту тему: 1. Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны, так же как им стало ясно рабство, королевская власть и т.п. Они убедятся, что наше предназначение — есть, пить и быть свободными. 2. Так как конституции, — которые являются крупным шагом вперед человеческой мысли, шагом, который не будет единственным, — необходимо стремятся к сокращению численности войск, ибо принцип вооруженной силы прямо противоположен всякой конституционной идее, то возможно, что менее чем через 100 лет не будет уже постоянной армии. 3. Что касается великих страстей и великих воинских забот, и только ради этого они поставили себя под защиту законов. Грехнев говорил, что по Пушкину есть один незыблемый оплот свободы, покоящийся в глубине человеческого духа. В нем заключено нечто такое, на что личность может опереться в любые времена, под тягчайшим давлением истории. Это «лучшая свобода», именно потому, что она являет собой голос человеческого достоинства, суверенного и самоценного, не зависящего от гнета обстоятельств (5. с. 95). Закон, боготворимый «свободной душой», это следствие гуманности государственного права, о котором мечтали просветители, всё это признаки просветительских идей, вошедших в обиход времени. 2.2.Человек в лирике Пушкина. Разум. Воспитываясь на традициях просветительства, Пушкин всегда ценил разум. Разум и интеллект у Пушкина далеко не одинаковые понятия: разум это что-то более абстрактное, он находится у человека в гармонии с окружающим миром. Поэтому его потеря очень пугает Пушкина, но в то же время она высвобождает у человека его истинную сущность: Не дай мне бог сойти с ума… …Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад: Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду… ( Из стихотворения «Не дай мне бог сойти с ума») Разум у Пушкина важнейшее, но не главное у его персонажей. Герои Пушкина – настоящие, лишенные художественной гиперболизации, поэтому они исключают однозначность трактовки (4; 1). Разум - это одно из качеств души, и поэтому именно дух у него является синонимом целостного человека (дух свободы, приключений, воображения, интуиции и т.д.). Грехнев отмечает так же чуткость пушкинских героев. В «Капитанской дочке» Гриневу снится вещий сон, в котором Пугачев размахивает топором и требует целовать ему руку. В будущем он возьмет крепость и казнит ее обитателей, а после заставит выживших присягнуть ему на верность. Или, например, сон Татьяны, в котором она видит Онегина, убившего Ленского. То, что отличало психологию пушкинских персонажей от их современников, - совмещение «энергии ума» с «глубиной подсознательного, с «доверием к пугливым сновидениям души». В самом совмещении нет ничего сверхъестественного, пишет Грехнев. В лирике Пушкина запечатлены те смутные состояния души, которые пронизаны мистикою сердца: предчувствия, приметы, тайные движения мечты. (1; с. 460-461). …Я ехал прочь: иные сны... Душе влюбленной грустно было, И месяц с левой стороны Сопровождал меня уныло. Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты; Так суеверные приметы Согласны с чувствами души. ( Из стихотворения «Приметы») Заключение В произведениях, созданных Пушкиным, мы видим новый этап развития русского языка. Какую роль имел Пушкин в его формировании? В пушкинскую пору получили развитие такие жанры как элегия и послание. Пушкин, можно сказать, выставил канон, по которому они двигались и по которому впоследствии умерли. Он продвигал идеи просвещения в широкие массы, тем самым сделав творчество более доступным и приближенным к «русскому» миру. Его произведения подарили нам культовых героев, чьи образы многие современники берут за основу своих. Достоевский говорил о Пушкине: «… И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин… Он умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем» (7; гл. 2). В. Грехнев, обладая ярко выраженной энергией воздействия на читателей, внес несомненный вклад и в изучение Пушкина, и в разработку исторической поэтики лирических жанров. Список литературы. 1. Грехнев В.А., «Мир пушкинской лирики», 1994. 2. Грехнев В.А., «Лирика Пушкина: о поэтике жанров»,1985. 3. Мартьянова, С. Поэтика лирических жанров и пушкинистика / С. Мартьянова, В. Хализев // Вопросы литературы, 1987 4. Пронина В., « Человек в творчестве Пушкина»., 2018 5. Грехнев В.А. «Самостоянье» свободы // Болдинские чтения, 1995. 6. Томашевский Б. В. Пушкин и вечный мир // Звезда. 1930. № 7. С. 227—231. 7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, глава вторая. Пушкин (Очерк), 1880. 8. Литературное наследство / РАПП и Институт ЛИЯ Комакадемии, Москва, 1931. Приложение 1 Грехнев В. А. Оригинал «Во глубине сибирских руд». Приложение 2 Заметки Пушкина на полях «Опытов в стихах и прозе» Батюшкова (8. с. 885) Впервые напечатанный с комментариями Б. Томашевского непереведенный текст «О вечном мире» Пушкина» (6. с. 227—231). Приложение 3 Речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликованная 1 августа в «Дневнике писателя». |