Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.К.Михайловского

  • В.М.Бехтерева

  • Ия психологии Рекомендовано Советом по психологии умо университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности Психология


    Скачать 3.13 Mb.
    НазваниеИя психологии Рекомендовано Советом по психологии умо университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности Психология
    Дата03.09.2022
    Размер3.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmarcinkovskaja_t.d-istorija_psikhologii.pdf
    ТипДокументы
    #660509
    страница25 из 53
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   53
    libido масса объединяется любовью, те, по его мнению, человек позволяет на себя влиять из-за желания быть в согласии ив любви с окружающими. Любое разрушение либидозных связей приводит к групповой дезинтеграции, разложению массы (что проявляется, например, в феномене паники. Таким образом, природа связей индивидов в группе - эмоциональная, причем эти связи организуются в двух направлениях по вертикали (с вождем) и по горизонтали (с остальными членами группы. Заметим здесь, что эта мысль основоположника психоанализа более чем через 30 лет была положена в

    155 основу одной из самых заметных концепций стадиального развития малой группы теорию группового развития американских социальных психологов У. Бенниса и Г. Шепарда. В качестве основного механизма установления горизонтальных и особенно вертикальных связей
    Фрейд выделял механизм идентификации, в результате действия которого человек, будучи частью массы, отказывается в конечном счете от своего «Идеала-Я» и заменяет его массовым идеалом, воплощенным в вожде. Тем самым исходно личностная инстанция объективируется и унифицируется, становясь внешней силой по отношению к человеку, выполняя по отношению к нему социально-регулирующую функцию и создавая дополнительное напряжение несвободы. Таким образом, именно благодаря механизму идентификации индивид приобретает собственно социальное качество во-первых, потому, что его индивидуальное «Сверх-Я» образовано в результате идентификаций со значимыми объектами (прежде всего - родительскими фигурами, а во-вторых, потому, что при условии включения в массу его идеальные представления о самом себе воплощаются в другом человеке (фигуре вождя. Именно поэтому, сточки зрения Фрейда, психология личности всегда есть социальная психология - ведь в психической жизни человека всегда присутствует другой. Детальный анализ закономерностей процесса интернализации этого другого дан в феноменологической социологии, заложившей, по сути, одну из наиболее влиятельных парадигм современного социального знания, а именно интерпретативную.
    Ее теоретическим основанием стала феноменология Э.Гуссерля (1859-1938). В рамках интересующего нас аспекта анализа -рассмотрения теоретических предпосылок становления предмета социальной психологии через историю решений проблемы личности и общества - отметим лишь некоторые ее положения, имевшие непосредственное отношение к предмету. Основное несогласие Гуссерля с позитивистской традицией социальных наук состояло в том, что она заставляет исследователей исходить из допущения объективного существования окружающей действительности. Между тем из того факта, что любому человеку (в том числе исследователю) социальная реальность дана в результате простого наблюдения, еще не следует, что мы можем суверенностью о ней высказываться, так как неизвестно, с помощью каких правил конституируются наши опыт и знание. Из этого закономерно вытекают следующие положения
    - сама социальная действительность есть продукт конституирования нашего знания о ней, следовательно, традиции естественнонаучного знания неприменимы при изучении социальных явлений
    - важнейшей способностью человека является способность интерпретировать и сводить к различным типам все разнообразие своих впечатлений о мире следовательно, человека нельзя рассматривать как социальный объект, он всегда субъектен - в силу факта интеракции с социальной действительностью
    - подлинно социальное в личности скрыто от глаз исследователей научный интерес представляет не столько внешняя сторона социального (например, социальное поведение, сколько внутренняя например, субъективное понимание человеком целей своего социального поведения. Следовательно, основная исследовательская задача состоит в том, чтобы сконцентрироваться на постоянном потоке ежедневного опыта, те. описать природу обыденного сознания. Таким образом, основной характеристикой человека как социального субъекта является способность к смысловой интерпретации действительности. Эта мысль Гуссерля в дальнейшем была значительно развита в понимающей социологии М. Вебера, в интерпретативной социологии нашего времени
    (А.Шюц, П.Бергер, Т. Лукман) ив конечном итоге отразилась на наиболее влиятельной теоретической позиции современной социальной психологии - позиции социального конструкционизма
    .
    Завершая краткий обзор истории влияния классической западноевропейской социологии на становление социально-психологических идей, следует еще раз подчеркнуть, что неоднозначность, многомерность представлений о предмете социальной психологии во многом была обусловлена традициями психологической, социологической и феноменологической редукции водной из ее родительских дисциплин
    - еще на ранних этапах развития в социальной психологии были заложены некоторые общие представления о социальной природе личности, получившие значительный отклик в ее дальнейшей истории. Прежде всего, к ним можно отнести понимание социальной детерминации как преимущественно социокультурной, представление о социализации как процессе интернализации форм социального контроля и возможность изучения поля социального через анализ структур индивидуального самосознания. Однако для любого исследователя, обратившегося к истории становления и развития своей области

    156 научного знания, интересны не только всеобщие, но и частные предпосылки ее формирования. Обратимся поэтому теперь к анализу влияния русской общественной мысли на развитие представлений о предмете социальной психологии. Необходимо отметить тесную связь становящейся в России социальной психологии с общественной, точнее философской, традицией. Такая зависимость характерна и для западной науки, нов отечественной истории социальной психологии она была особенно ярко выражена. Во многом это было связано с особенностями самой философии. Важной ее особенностью является тесная связь с реалиями социальной жизни. Трудно говорить о причинно-следственных отношениях, но, как бы тони было, русская философия характеризуется двумя весьма важными и специфическими особенностями. Первая из них - несомненный приоритет онтологических проблем над гносеологическими. В западноевропейской философии теория познания всегда стояла в центре философских концепций, процесс и результат познания жизни выступали главным объектом философских построений. Второй особенностью отечественной философии является ее утилитаризм, те. направленность на конкретные социально-политические, культурно-просветительские и религиозно-этические проблемы. Разрыв между философской мыслью и социальными проблемами, стоящими перед обществом, всегда был в России минимальным. С.Л.Франк подчеркивал «кружковость» и оппозиционность русской философии. Отечественная социальная психология имеет достаточно длительную предысторию. Довольно поздно оформившись в самостоятельную дисциплину, она существовала внутри других гуманитарных наук. Начало социально-психологической проблематики в русской общественной мысли часто связывают с именем философа, социолога, общественного деятеля Н.К.Михайловского (1842-1904). Он был одним из активных участников движения Народная воля, идеологом народничества. В его деятельности в полной мере проявились те особенности, о которых мы писали выше. Задачи исследования социального процесса были тесно связаны с целями переустройства общества. В своих работах он касался довольно широкого спектра социально-психологических проблемно наиболее полно и систематично разрабатывал вопросы психологии толпы. Толпа, по Михайловскому, представляет собой некую социальную общность, функционирование которой не лишено закономерной последовательности, несмотря на присущие ей элементы стихийности и разнородности. Фокусируя внимание в основном на вопросах стихийных общностей, Михайловский тем не менее различает понятия толпа и народ (что сопоставимо с современным разделением больших групп на организованные и стихийные. Он подчеркивает историчность понятия народи связь его с феноменом личности. Он явно склоняется к психологическому, личностному детерминизму социальных процессов.
    * Его взгляды на эту проблему нашли отражение в следующих работах Герой и толпа (1882), Научное письмо (к вопросу о героях и толпе (1884), Еще о героях (1891), Еще о толпе (1893) и др. Вернемся, однако, к позиции Михайловского по вопросу об особенностях толпы. В целом он оценивает возникновение толпы как сугубо отрицательное явление, он даже употребляет понятие патологическое состояние, включая в это понимание и оценку самой толпы, и изменения, происходящие с человеком в толпе. В качестве одного из важнейших, ноне единственного механизма образования и управления толпой рассматривается подражание. С одной стороны, это вполне встраивается в общее русло развития социально-психологического знания (мы уже рассматривали систему взглядов Тарда и др, с другой - в позиции Михайловского существуют особенности. Так, он достаточно широко понимал термин подражание, включая в него и внушение, и самовнушение, и гипноз и др. Любопытно, что
    Михайловский использовали сочетание социальный гипноз, рассматривая вопрос о социальном влиянии, и подчеркивал близость к подражанию таких явлений, как повиновение и покорность. Он выделял два вида подражания -автоматическое, бессознательное и осознанное - и предостерег от абсолютизации механизма подражания, что характерно, например, для Тарда. Интересно, на наш взгляд, звучит задача исследования подражания. Согласно Михайловскому, она состоит в том, чтобы определить условия, способствующие или противостоящие подавлению сознания и воли человека, которое обязательно имеет место в тех случаях, когда человек оказывается в толпе. Обратим внимание на то. что для Михайловского явления толпы и массового движения достаточно близки. Возникновение того и другого довольно сложно детерминировано. Сначала выделяется два ряда причин с одной стороны, для возникновения массовых движений, конечно, необходимы политические,

    157 экономические, нравственные предпосылки. Но они как бы составляют внешнюю рамку ситуации. Второй ряд причин - собственно психологические. К ним Михайловский относил два альтернативных как сказали бы современные ученые) фактора возникновение очень сильного единого впечатления, которое подавляет все остальные, и хроническую скудность впечатлений. Возможно и одновременное наличие этих двух факторов. Иными словами, для возникновения стихийной толпы необходимо или общее сильнейшее эмоциональное потрясение (например, известие о каких-то трагических событиях может привести к отчаянию, озлоблению, агрессии против действительного или мнимого источника этих несчастий, или ситуация, в которой при монотонности, скудности впечатлений почти любая новая информация может показаться крайне значимой и сильно переоцениваться. Источником таких сильных эмоциональных переживаний может оказаться так называемый герой, или вождь. Определяя позицию героя, Михайловский подчеркивал, что это человек, увлекающий своим примером массу на хорошее или дурное. Понятие герой крайне условно и не имеет оценочного оттенка. Так, герой толпы не имеет ничего общего с великими, знаменитыми людьми. Здесь-то и играет свою роль механизм подражания. Аккумулируя эмоциональное состояние массы, герой выступает образцом для подражания, что, естественно, приводит к усилению данного эмоционального переживания. Подчеркивая значимость позиции героя, Михайловский обращал внимание на то, что герой зависим от толпы. Он управляет массой, но одновременно масса управляет им. Взгляды Н. К. Михайловского хорошо иллюстрирует двойственность общественных наук в России. Содержательный анализ явлений тесно связывается с целями изменения жизни к лучшему. Возможно, в этой плоскости лежит одна из причин дальнейшей идеологической ангажированности советской гуманитарной науки. Народничество в России, одним из основных идеологов которого был
    Михайловский, разделилось в пространстве общественной мысли на два противоречащих друг другу направления русский марксизм и неоидеализм. Влияние двух этих философско-мировоззренческих течений на развитие социальной психологии в России было определяющим, хотя и опосредованным. Вопрос о содержании и развитии русского марксизма выходит далеко за рамки темы нашего разговора. Не делая даже попытки анализировать в полной мере влияние марксистской философии на отечественную социальную психологию, попробуем лишь в общих чертах обрисовать те принципиальные моменты, которые отличали становление социальной психологии в русле марксизма. Два положения К. Маркса являются основой подхода к социальным процессам материалистическое понимание истории и социально-экономический детерминизм. Для отечественной традиции
    (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др) характерны минимизация влияния субъективных факторов социальной жизни и принятие идеи о классовой борьбе как основном двигателе истории.
    * Говоря о русском марксизме, мы не противопоставляем философию отечественных и западных марксистов, но лишь подчеркиваем неоднородность и многообразие подходов внутри марксизма
    Традиционно в отечественной философии во главу угла ставилось справедливое преобразование общества, что для социальной психологии выливалось в абсолютизацию социальных детерминант, примат коллективного над индивидуальным. Отдельное место заняла разработка теории коллектива В. М. Бехтерев, АС. Залужный, АС. Макаренко и др, а позже А. В. Петровский, Л. И.Уманский), которая берет свое начало в идеях К. Маркса о существовании коллектива как социальной общности нового типа, связанного с общественной формой собственности на средства производства. Он разделял понятия мнимой и подлинной коллективности. В перспективе исследования малой группы давали возможность изучать механизмы взаимодействия социальных и межличностных отношений, что и произошло позже. В отечественной социальной психологии эти исследования имели двойственный характер. С одной стороны, изучалась собственно психология группы, ас другой - социально- идеологическим факторам придавалось доминирующее значение. Материалистическому, детерминистскому подходу марксистов противостояло в российской общественной мысли течение неоидеализма. О наиболее влиятельном и известном представителе этого направления - НА. Бердяеве уже упоминалось выше. Они еще ряд значительных философов опубликовали в 1909 г. сборник Вехи, в котором в наиболее концентрированном виде изложили позиции этого направления. Кроме обращения к идее высшей силы, божественного провидения для неоидеалистов характерны отрицание существования закономерного исторического процесса и, следовательно, фокусирование анализа отношений личности и общества целиком на проблеме самосовершенствования личности. В статьях сборника Вехи можно найти много пересечений с теми вопросами, которые позже получили отражение в социальной психологии личности, нов начале века

    158 влияние их было не столь сильным, так как в общественном процессе ассоциировалось с консервативным мировоззрением. Проблематика, позже вошедшая в поле социально-психологического знания, разрабатывалась не только в социологии, но ив правоведении, лингвистике и др. Так. правовед ЛИ. Петражицкий, основатель психологической школы права, апеллировал к психологическим причинам социального поведения отдельных людей и говорил, что социально-исторические образования также являются следствием, проекцией эмоциональных состояний человека. Если конкретные положения Петражицкого достаточно проблематичны, то сам факт попытки психологического объяснения явлений социально- исторического ряда заслуживает внимания. Другой юрист - К. Д. Кавелин развивал идеи о культурной детерминации психики. Следует вспомнить имена Л. Н. Войтоловского, ПА. Сорокина, А. Копельмана, А. А. Потебни и других, которые с различных сторон двигались в направлении формирования самостоятельной дисциплины - социальной психологии. Так, журналист Войтоловский, описывая и анализируя конкретные случаи массовых движений, рассматривал вопросы эмоционального настроя толпы и т.д.
    По-тебня, разрабатывая вопросы языкознания, также касался механизмов социальной детерминации психологических явлений. В рамках собственно психологической науки также возникали отдельные социально- психологические проблемы. Так, еще в работах И.М.Сеченова берет свое начало изучение психофизиологического фундамента социального поведения человека. Социальная психология личности может найти начала многих своих проблем в работах Н. Н.Ланге, А. Ф. Лазурского и др. Особого внимания заслуживает система взглядов В.М.Бехтерева (1857-1927). Важное место занимает коллективная рефлексология Бехтерева. Область его деятельности чрезвычайно широка, об основных ее направлениях сказано ниже. Здесь же уместно коснуться именно социально-психологических исследований Бехтерева, которые обобщены в его основной социально- психологической работе Коллективная рефлексология (1921). С одной стороны, коллективная рефлексология, являясь составной частью общей рефлексологии, несомненно, испытывает ее методологическое влияние. Однако в решении конкретных вопросов социального поведения Бехтерев явно выходил за рамки классического рефлекса. Его понимание взаимодействия коллективного и индивидуального было достаточно сложными не однонаправленным. Бехтерев формулировал предмет коллективной рефлексологии как изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность, как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов. При этом он подчеркивал, что рассматривает коллективную рефлексологию как попытку построения части социологии (в то время этот термин еще использовался в общественных науках, позже он надолго ушел из языка советских обществоведов.
    Бехтерев разводил понятия организованного и неорганизованного коллектива и критиковал Тарда за смешение двух этих типов сообществ и распространение психологии толпы (неорганизованной группы) на все виды групп. В основном интерес Бехтерева концентрировался вокруг таких образований, которые в современной психологии называются малой группой. Известны его эксперименты по сравнительному анализу индивидуальных и групповых способов решения, он изучал конформные реакции индивида в группе правда, не используя этот термин, который был введен американским ученым С. Ашем значительно позже, рассматривал причины образования группы. Бехтерев выделял три основные причины возникновения коллектива
    - социальный инстинкт, который существует у человека и заставляет его входить в сообщества
    - невозможность решения большого числа задач в режиме индивидуальной деятельности
    - механизмы социального отбора и социальной поддержки регулируют индивидуальное поведение с позиций интереса коллектива. Позиция Бехтерева, будучи во многом механистической, тем не менее предвосхитила многие современные вопросы психологии малой группы. Таким образом, вначале в. в российском гуманитарном знании сложилась довольно сложная, противоречивая, но содержательно перспективная ситуация для вычленения и формирования самостоятельной научной дисциплины - социальной психологии. Однако исторические события наложили сильнейший отпечаток на конкретный событийный ряд формирования отечественной социальной психологии. Первым этапом этой истории стала дискуссия о предмете социальной психологии, развернувшаяся в х годах. Она достаточно подробно проанализирована в Социальной

    159 психологии Г. М.Андреевой, поэтому мылишь вкратце ив общих чертах коснемся ее содержания. Дискуссия о соотношении психологического и социального, куда составной частью входила дискуссия о предмете социальной психологии, была в определенной степени подготовлена всем ходом развития общественной мысли в России. Конечно, исторические изменения оказали решающее воздействие на ситуацию в гуманитарных общественных науках. Существование официальной философско-мировоззренческой идеологии ставило социально-политическую задачу формирования в каждой из общественных наук фундаментального базиса, ориентированного на марксистскую философию. Однако, как уже говорилось, в России существовали две достаточно сильные традиции интерпретации социальной жизни, содержание которых отразилось в различных подходах к пониманию предмета социальной психологии. Как известно, идеалистическую представлял Г. И. Челпанов, а материалистическая была более обширна и неоднородна - В.А.Артемов, К.Н.Корнилов, П. П.Блонский и др. Несмотря на широкое обсуждение вопросов социальной психологии, оно не завершилось оформлением ее в самостоятельную науку. Более того, дискуссия послужила началом длительного перерыва в социально-психологических исследованиях в России. Основой такого положения послужили две аксиомы, принятые политической властью. Первая - социальная детерминация всего и вся как постулат марксистской философии не нуждается в доказательстве и дополнительном исследовании, вторая - для тоталитарных режимов любые идеи о сложности и многообразии отношений личности и общества выступают не только как лишние, но и как вредные. Отношения социума с личностью просты и однозначны -это отношения полного подчинения. Естественно, при таком понимании ситуации в обществе социальной психологии (как и ряду других наук о человеке) места не нашлось. Впрочем, как подчеркивает Г.М.Андреева, говорить о полном отсутствии социально-психологической проблематики в советской психологии довоенного периода было бы неправомерно. Отдельные социально- психологические вопросы изучались в рамках таких дисциплин, как психология труда, возрастная психология. Это позволило современной отечественной социальной психологии довольно быстро институционализироваться и занять свое место в психологии (не только отечественной, но и мировой. Граница между историей и современностью в науке носит весьма условный и причудливый характер. Мы остановились на конце первой четверти XX вне потому, что все остальное считаем абсолютно современным, но именно к этому времени сформировалось и определилось структурно пространство социальной психологии как самостоятельной науки. Дифференциальная психология Первые исследователи психики стремились изучить в первую очередь общие законы психического развития и формирования когнитивных процессов и психологических состояний. Позитивизм и ориентация на точные науки усилили эту тенденцию, которая преобладала на начальном этапе экспериментального изучения психики. Однако постепенно стало все более отчетливо проявляться стремление изучить те признаки, которые отличают людей друг от друга и придают им неповторимое своеобразие. Этот интерес к индивидуальности человека был свойствен уже первым психологическим работам. Один из учеников Аристотеля - Теофраст набросал живые и меткие описания различных типов людей в трактате Этические характеры. В работах Гиппократа и Галена, о которых упоминалось ранее, делалась попытка создать первую типологию темперамента на основе преобладания тех или иных соков в организме. Наблюдения за различием в характерах и моральных установках людей можно найти ив работах Локка, Монтеня, Дидро. Наиболее отчетливо стремление проанализировать отличия людей друг от друга проявилось в описании способностей. Еще в работах Квинтилиана говорилось о разнице между способными и малоспособными детьми. Вивес, Уарте, Гельвеций заложили основы научного подхода к проблеме индивидуальности. Однако объективное изучение индивидуальных различий могло происходить только на основе их экспериментального исследования. Хотя у самого Вундта не было работ, направленных на выявление вариативности, ноу его первых учеников - Крепелина, Кеттела и других - появилась установка на переориентацию эксперимента в этом направлении. Так зародилась новая область психологической науки - дифференциальная психология. Ее развитию способствовали также запросы практики педагогической (о чем говорилось выше, медицинской и индустриальной.

    160 Подлинным вдохновителем организации нового направления исследований стал английский ученый
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   53


    написать администратору сайта