Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

  • ХОД УРОКА Орг. момент. Проверка домашнего задания

  • Вступительное слово учителя.

  • Сообщение учащегося «Исторический комментарий» Салон А.П.Шерер

  • Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины» Работа с таблицей. Сравнить и сопоставить эпизоды.

  • Вечер у А. П. Шерер Ростовы

  • Подведение итогов урока Домашнее задание.

  • план. Изображение светского общества в романе л. Н. Толстого война и мир цели урока


    Скачать 20.32 Kb.
    НазваниеИзображение светского общества в романе л. Н. Толстого война и мир цели урока
    Дата11.04.2023
    Размер20.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипУрок
    #1052890

    ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО

    «ВОЙНА И МИР»

    ЦЕЛИ УРОКА: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П.Безухова с этим обществом; на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: сообщения учащихся, лекция с элементами беседы, пересказ эпизода, беседа.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, карточки с заданиями, к/ф «Война и мир»

    ХОД УРОКА

    1. Орг. момент.

    2. Проверка домашнего задания

    Идейно-художественное своеобразие романа «Война и мир»

    1. Вступительное слово учителя.

    Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам

    жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому

    двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

    1. Сообщение учащегося

    «Исторический комментарий»

    1. Салон А.П.Шерер – план наблюдений (записан на доске)

    1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа

    2. Проследить, как автор срывает маски со своих героев.

    3. П.Безухов и А.Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.

    4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Шерер.

    Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль,

    «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

    Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его

    благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

    Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

    Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном,

    «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

    О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие. Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь.

    Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.

    Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.

    Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык.

    1. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины»

    2. Работа с таблицей. Сравнить и сопоставить эпизоды.

    ВЕЧЕР В САЛОНЕ АННЫ ШЕРЕР И ИМЕНИНЫ У РОСТОВЫХ




    Вечер у А. П. Шерер

    Ростовы

    1. Старшее поколение

    Ведут себя неестественно, фальшиво

    Хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры. Отношения

    между родителями –

    взаимоуважение, почтение

    2. Отношение в семье между взрослыми и детьми

    В салоне Анны Шерер нет детей

    Доверчивость, чистота и естественность, уважение друг к другу, желание помочь. Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм. Главное в отношениях – любовь, жизнь по

    законам сердца.

    3. Отношение

    к гостям

    У Шерер есть определенная

    иерархия

    Ростовы встречают всех одинаково

    радушно

    4. Разговоры

    Светская условность

    Светская условность

    5. Отношение

    к войне

    Модная тема

    На войну идут сыновья, поэтому эта

    тема действительно значима

    ВЫВОД: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечность, любовь, благородство и чуткость, близость к народу, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчет и корысть.

    1. Подведение итогов урока

    2. Домашнее задание.

    1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т.1 «Война 1805-1807 гг.»

    • Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл.2)

    • Что предпринимает Кутузов? (гл.14)

    • Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл.3, 12).

    • Подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах.

    1. Шенграбенское сражение и Аустерлицкое сражение (закладки)


    написать администратору сайта