Изучение эпических произведений в 5-11 классах. Изучение эпических произведений
Скачать 184 Kb.
|
При этом учащиеся должны иметь в виду, что выделение сюжетных элементов (экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки) целесообразно только в связи с конфликтом.При анализе элементов сюжета необходимо учитывать количество сюжетных линий, а также то обстоятельство, что он может не иметь смысла. Это зависит от типов сюжета (динамического и адинамического). При адинамическом сюжете, построенном на субстанциальных конфликтах, анализ сюжетных элементов не требуется, а иногда и вовсе невозможен. Рассматривая связи сюжета и композиции, учащиеся должны составить представление о композиции как более широком и универсальном понятии, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию произведения и сам обладает внутренней композицией. Работая с текстом, школьники выявляют виды и приемы композиции сюжета (линейное расположение в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений, приём умолчания, когда о событии, случившемся раньше остальных, говорится в финале произведения, ретроспекция (по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое), свободная композиция (разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в прошлое). Выявляя особенности сюжета и композиции, важно понимать смысл включения и внесюжетных элементов (описаний, авторских отступлений и вставных эпизодов). Ключом к пониманию логики композиции может стать исследование её опорных точек, где с наибольшей очевидностью обнажаются пласты содержания, главным образом проблематика и идейный мир. Опорные точки композиции могут совпадать с элементами сюжета, с кульминацией и развязкой, находится в перипетиях, в начале, финале произведения, начале или конце глав, актов, частей, в местах повтора и т. д. Следуя от этапа к этапу, учащиеся должны стремиться к постижению целостного смысла художественного произведения, его идеи, концепции. Необходимо познать принцип организации текста в целом, его идейно-художественные особенности, а затем определить направление анализа. Таким образом, создание интерпретации художественного произведения необходимо начинать не с анализа, а с синтеза, то есть осознать свое целостное первое впечатление и сформулировать на понятийном уровне, а затем определить содержательные и стилевые доминанты произведения. 2. Изучение сказки, басни, былины, рассказа, повести, романа Наиболее распространёнными формами работы по изучению сказки являются следующие: 1. Художественное рассказывание, близкое к тексту, с сохранением не только смысла, но и поэтической формы сказки, присущих ей лексики и синтаксиса. 2. Чтение учениками, комментарии непонятных слов и выражений. 3. Беседа о героях сказки и об идейной ее направленности. 4. Выявление особенностей сказки. Элемент фантастического в соединении с жизненной правдой, гиперболизм, повторения, постоянные эпитеты и т. п. 5. Подготовка к рассказыванию сказки с сохранением обычных для сказок выражений «В некотором царстве, в некотором государстве...»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «как сказано, так и сделано» и т. п. Изучение былины можно организовать следующим образом: 1. Вступительное слово учителя (историческая основа былины, указание на то, что в произведениях устного народного творчества не являются исторически достоверными). 2. Чтение былины учителем, прослушивание в записи. 3. Чтение былины учениками. Выявление лексического значения непонятных слов. 4. Анализ идейного содержания и жанровых особенностей былины. Воплощение в лице героя богатыря мечты о лучших человеческих качествах, об идеале человека. 5. Обращение к литературным произведениям, в которых нашёл отражение образ былинного богатыря. 6. Выразительное чтение былины. Анализируя новеллу, важно иметь в виду следующие особенности развития конфликта в новелле: противоречия определенны и проявлены; противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия; герои стремятся к разрешению конфликта. Необходимо также обратить внимание школьников на острыйсжатый сюжет, быстрое развитие и концентрированность действия, развязку, позволяющую осмыслить изображённую в произведении жизненную ситуацию, небольшое количество персонажей, отсутствие побочных сюжетных линий, авторских отступлений; описаний прошлого героев, минимальные психологические мотивировки. В центре внимания на уроке должен быть внешний конфликт, столкновение противоречий в завязке, развитие действия, кульминация, стремительное разрешение. Анализируя басню, необходимо иметь в виду следующие особенности жанра: Большая степень условности, фантастичность образной системы. Условность сюжета. Построение образной системы на принципе аллегории, воплощение в образах персонажей какой-либо абстрактной идеи (ханжества, лицемерия). Противостояние идей в основе конфликта (силы и справедливости). Отчетливое выделение двух частей — сюжета и морали (авторской оценки и осмысления изображенного). Близкий к разговорной речи интонационный рисунок басни. Ярко выраженная социокультурная или философская, национальная проблематика. Основными направлениями работы над басней могут быть следующие: Составление композиционного плана. Выявление идеи. Формирование первоначальных понятий о художественном обобщении, типическом характере. Определение особенностей речи героев. Выявление характеров персонажей. Фонетическая сторона произведения: благозвучие, выразительность. Чтение по ролям. В ходе анализа рассказа необходимо обращать внимание на детали-символы в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такое исследование предполагает сотворчество, домысливание. Также необходимо иметь в виду ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент. Комментируя рассказ, следует особое внимание обращать на концовку, отмечая характер сюжетной развязки, либо эмоциональное звучание финала, либо его «открытость». Анализ рассказа может быть построен по таким направлениям: Анализ центрального эпизода рассказа (в основе рассказа обычно лежит один эпизод). Определение роли описаний в повествовании. Исследование диалогов действующих лиц. Выявление особенностей характера героя рассказа и идейного содержания произведения. Определение роли второстепенных и эпизодических персонажей в повествовании. Отметим некоторые общие положения, которые необходимо учитывать в ходе анализа повести. Исторические условия, основные общественные проблемы, которые привлекли к себе внимание писателя, его общественная позиция. Проблематика и идейная направленность произведения. Главные герои (характеры). Типические черты в жизни и характерах этих героев. Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями. Сюжет произведения. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения? Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие лексики, поэтического синтаксиса. Традиции и новаторство. Анализируя роман, важно определить, к какому из двух типов он относится – роману-эпопее, авантюрному роману и сделать акцент на особенностях жанра: В образе героя эпопеи нашли отражение типичные качества, присущие народу, этносу, классу и т.п. В романе-эпопее интегрирована национальная и идейно-нравственная проблематика. Проблема романа-эпопеи - «судьба человеческая и судьба народная» в их единстве и взаимообусловленности. Комментируя идею произведения, объединяющую все художественные компоненты текста, необходимо определить:Общий пафос произведения. Общечеловеческие проблемы в произведении. Связь идеи произведения с идеей творчества автора в целом. Черты определённой эпохи русской жизни. Степень актуальности вопросов, поднятых в произведении. |