Главная страница

Изучение эпических произведений в 5-11 классах. Изучение эпических произведений


Скачать 184 Kb.
НазваниеИзучение эпических произведений
АнкорИзучение эпических произведений в 5-11 классах
Дата16.06.2022
Размер184 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИзучение эпических произведений в 5-11 классах.doc
ТипКонспект
#596926
страница5 из 5
1   2   3   4   5
Попробуйте определить настроение художника? Совпадает ли оно с настроением героев рассказа Д. Лондона? Почему? Ключ к анализу эпизода - дискуссия.



  • Ученики ответят, что настроения героев и автора художественных полотен различны. На данном этапе можно вновь обратиться к книге «Моряк в седле» Ирвинга Стоуна.

    Микровывод по этапу урока. В картинах чувствуется восхищением перед живой жизнью, перед прекрасной природой, как оправой и средой для деятельного и чистого душой человека. Художник бескорыстен, путниками движет жажда наживы.

    5. Лексическая работа.

    Необходимо обратить особое внимание на словосочетание «круг вселенной». Учащиеся отметят, что так названо место действия.

    • Составьте словосочетания со словом «круг». Вспомните пословицы, поговорки, сказки, где встречалось вам это слово.

    Учащиеся прежде всего укажут сочетание «заколдованный круг», объяснят его лексическое значение: безвыходное положение, такое стечение обстоятельств, из которого трудно найти выход. Целесообразно также обращение к читательскому опыту шестиклассников: можно предложить вспомнить сказки, в которых герои чертили вокруг себя круг, охраняющий их от бед.

    • «Как вы думаете, почему «круг вселенной» в рассказе Д. Лондона оказался для одного из героев спасительным кругом, а для другого - заколдованным?»


    6. Определение временных рамок рассказа, обращение к домашнему заданию.

    Учитель просит вторую группу учащихся назвать основные события рассказа, определить их временные границы. Такая работа необходима для того, чтобы воссоздать кульминационные моменты борьбы человека за жизнь, выделить наиболее значимые эпизоды рассказа, воссоздать его целостность на промежуточном этапе анализа.

    Можно предложить учащимся начертить плакат- схему путешествия человека или составить таблицу.

    1 день. 4 часа дня. Билл бросает друга в беде.

    9 часов. Человек ушиб ногу. Он разводит костёр, пересчитывает спички, сушит обувь

    2 день. 6 часов утра. Человек увидел оленя, пытается его убить. Осматривает местность, складывает вещи, быстро хватает мешочек с золотом, будто пустыня хочет его отнять. Человек пытается поймать куропатку.

    Середина дня. Человек встречает стадо оленей и лисицу с куропаткой в зубах.

    Вечер.Человек ищет лягушек и червей, ест корни камыша, пытается поймать в луже рыбку величиной с пескаря, вычерпывает ведром воду из лужи, разводит костёр.

    3 день. Первый снегопад. Ночь без костра и горячей воды.

    4 день. Человек разорвал остатки одеяла, долго глядел на мешочек с золотом, но всё-таки захватил его с собой. Он определяет страны света и понимает, что заблудился.

    В полдень человек поймал две рыбки и съел, вечером ещё три.

    5 день. Человек видит трёх волков.

    6 день, утро. Человек делит золото пополам, часть прячет, другую берёт с собой. Полдень. Человек вновь делит золото пополам, половину просто высыпает на землю. К вечеру он высыпает и другую половину.

    7 день Человек встречает медведя.

    Вечер.Человек обгладывает кости оленёнка.

    Страшные дни дождей и снега.

    Однажды утром (прошло два дня или две недели). Человек замечает китобойное судно, слышит сопение и кашель больного волка.

    Одиннадцать часов. Человек разводит костёр и, выпив кипятка, продолжает путь.

    Полдень следующего дня. Человек находит кости Билла и его туго набитый мешочек с золотом. Человек прошёл три мили до корабля.

    На другой день Пройдены две мили до корабля.

    Конец пятого дня путешествия к кораблю. До корабля остаётся семь миль.

    До корабля четыре мили.Человек «бесконечно бережно» собирает силы, борется с забытьём. Поединок с волком. Человек уснул.

    Через три недели. Человек рассказал учёным, кто он такой и что ему пришлось вынести.

    Прошло несколько дней. Человек принимает меры на случай голодовки.

    Судно «Бедфордт» стал на якоре в гавани Сан- Франциско.

    • «Как вы думаете, почему в ряде эпизодов отмечено точное время суток, а в других мы находим лишь косвенные указания?»

    Учащиеся определяют временную протяжённость пути человека (приблизительно 2-3 недели), отмечают, что на этом пути была дорога каждая минута, требующая нечеловеческого напряжения сил. Для героя рассказа несколько часов равны вечности, однако даже в таких трудных обстоятельствах он умеет владеть собой, выполнять привычные действия (заводить часы, кипятить чай), превозмогая боль и усталость.

    Точных указаний на время нет лишь в тех эпизодах, где человек теряет сознание.

    Микровывод по этапу урока: время в рассказе в некоторых эпизодах указано точно, в других оно как будто исчезает, в третьих – останавливается. Эта «заколдованность» времени является приметой магического круга вселенной, в котором оказались золотоискатели.

    «Круг вселенной» цепко держит героев, испытывая их на человечность и спасая для будущей жизни.

    7. Выявление черт характера героя.

    • Считаете ли вы, что человек из рассказа Д. Лондона – герой, не знающий страха и сомнений?

    Учащиеся доказывают обратное, выразительно читая следующие эпизоды:
    «Второй смотрел ему вслед, и, хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя. Билл уже выбрался на другой берег и плелся дальше. Тот, что стоял посреди речки, не сводил с него глаз. Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жест­кие рыжие усы над ними. Он облизнул сухие губы кон­чикомязыка.

    В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню, которая окружала его; и долго еще он плакал без слез, сотрясаясь от рыданий».

    «К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли свою добычу. Час тому назад это был живой олененок, он резво бегал и мычал. Человек смотрел на кости, дочиста обглоданные, блестящие и розовые, оттого что в их клетках еще не угасла жизнь. Может ли быть, что к концу дня и от него останется не больше? Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь застав­ляет страдать. Умереть не больно. Умереть — уснуть. Смерть — это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?»
    Микровывод по этапу урока. Герой слаб и беспомощен перед лицом испытаний. В то же время именно он сумел до конца остаться человеком.

    • Найдите эпизоды, подтверждающие эту мысль.

    «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути: обглоданные кости на мокром мху, сохранившем следы волчьих лап. Он увидел туго набитый мешочек из оленьей кожи — такой же, какой был у него, — разорванный острыми зубами. Он поднял этот мешочек, хотя его ослабевшие пальцы не в силах были удержать такую тяжесть. Билл не бросил его до конца! Ха-ха! Он еще посмеется над Биллом. Он останется жив и возьмет мешочек на корабль, который стоит посреди блистающего моря. Он засмеялся хриплым, страшным смехом, похожим на карканье вороны, и больной волк вторил ему, уныло подвывая. Человек сразу замолчал. Как же он будет смеяться над Биллом, если это Билл, если эти бело-розовые, чистые кости — все, что осталось от Билла?»

    Он отвернулся. Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла. А Билл стал бы, будь Билл на его месте, размышлял он, тащась дальше».

    8. Определение идеи рассказа

    Важным для понимания идеи рассказа является вопрос: «Почему погиб Билл?»

    Размышляя над этим вопросом, шестиклассники осудят его предательство по отношению к человеку (Билл даже не оглянулся на зов друга); жадность (до последнего момента не бросил мешочек с золотом).

    Слово учителя: Эти пороки - заколдованный круг, цепко удерживающий человека и убивающий его. А «круг вселенной» для человека оказался спасительным кругом, поскольку это – сама жизнь, порой жестокая, подвергающая человека испытанию на человечность помогает человеку, сумевшему остаться Человеком тогда, когда, кажется, силы уже на исходе.

    • Как вы думаете, почему именно в тот день, когда выглянуло солнце и появилась надежда на спасение, больной волк стал преследовать человека? Выжил бы человек, если бы судьба не послала ему новое испытание?

    Выразительное чтение и анализ эпизода.

    Микровывод по этапу урока. Поединок обессилевшего человека и больного волка был честным, и поэтому человека мы считаем настоящим победителем. Волк – воплощение злых сил, нехотя делающих добро. Именно он не давал человеку потерять сознание, именно он поддержал жизнь человека. (Учитель отметит, что разговор на эту тему будет продолжен в старших классах).
    9. Определение значения имён героев рассказа.

    Возвращение к первоначальным впечатлениям, помогающим произвести синтез.

    • Представьте себе, что вы прочитали лишь начало рассказа до того момента, когда герои расстались на середине реки. Можно ли предположить в такой ситуации, чем он закончится? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на имена героев. Почему у одного из золотоискателей есть имя, а другой назван просто человеком?

    • Найдите в словаре слово «человечность». Подумайте, как связаны слова «человек» и «человечность».

    Микровывод по этапу урока. Учащиеся делают выводы о том, что человеком автор называет потому, что хочет подчеркнуть его человечность. А жестокость, жадность должны быть исключением, а не правилом жизни. Вот почему, связывая воедино человека, героя рассказа Д. Лондона, и человечество, автор будто отделяет другого героя, давая ему имя.

    10. Итоги урока. Воссоздание в воображении учащихся целостной картины событий.

    • Вернёмся к началу нашего урока. «Что же «заработали» герои на золотой лихорадке?» «Почему рассказ называется «Любовь к жизни?»

    Вывод. Человек из рассказа Д. Лондона пришёл к каче­ственно иному, «любовному» приятию мира. «Любовь к жизни» скажется в нём с новой силой тогда, когда он попадёт в маленький домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живёт его мать», и только там он поймёт, чему его научила пустыня. Он останется человеком, но станет уже другим человеком. Долгий путь через «страшные дни дождя и снега» приведёт его к глубокому пониманию подлинных ценностей. Ведь ещё там, в страшной пустыне, «образумившись, наконец, он развязал ремешок, стягивавший кожаный мешочек», и высыпал золото на землю».

    Домашнее задание. Представьте себе, что человек вернулся свой маленький домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живёт его мать». Как сложится его жизнь теперь? Ответьте на это вопрос письменно.


    Литература.


    1. Браже Т. Г. Целостное изучение литературного произведения в школе. – М., 1971.

    2. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М., 1966.

    3. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т. Г. Браже. – М., 1971.

    4. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Авторские концепции и программы учебных курсов для учителей литературы и студентов-филологов. - Кемерово, 1999.

    5. Меркин Г. С. Программа «Литература» 5 –9 кл. – М., 2002.

    6. Меркин Г. С. Учебник-хрестоматия. 6 класс. – М., 2003.

    7. Подругина И. А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – М., 1994.

    8. Поэтика художественного текста на уроках литературы / Отв. ред. О. Ю. Богданова – М., 1999.

    9. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. – М., 1964



    1   2   3   4   5


  • написать администратору сайта