Главная страница

Изучение эпических произведений в 5-11 классах. Изучение эпических произведений


Скачать 184 Kb.
НазваниеИзучение эпических произведений
АнкорИзучение эпических произведений в 5-11 классах
Дата16.06.2022
Размер184 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИзучение эпических произведений в 5-11 классах.doc
ТипКонспект
#596926
страница2 из 5
1   2   3   4   5

Первый этап – формирование представления о соотношении содержания и формы литературного произведения.


Необходимо чтобы учащиеся рассматривали содержание как «высказывание» писателя о мире, определенную эмоциональную и мыслительную реакцию на те или иные явления действительности, а форму как систему средств и приемов, в которой эта реакция находит выражение, воплощение. Нужно формировать представление о двух основных функциях формы (выражении содержания и воплощении эстетических качеств художественного произведения), о структурном, а не пространственном их соотношении.

Второе направление - формирование представлений о тематике литературного произведения как связующем звене между первичной реальностью и реальностью художественной. Необходимо, чтобы учащиеся могли оперировать такими понятиями как «конкретно-исторические темы» (характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные определенной социально-исторической ситуацией) и «вечные» темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории различных национальных обществ, в разных модификациях встречающиеся в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.

Таким образом, для конкретизации тематики необходимо обращать внимание на три параметра: собственно социальный (класс, группа, общественное движение и т.п.), временной и национальный.

Формируя подобные представления, важно помнить, что анализ тематики не следует делать самоцелью литературоведческого анализа.

Третий этап - изучение проблематики, являющейся областью осмысления писателем отраженной реальности, субъективной стороной художественного содержания. Именно в проблематике максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир. Анализируя с учащимися художественные тексты, учитель отмечает различные типы проблематики: мифологический, национальный, нравоописательный, или этологический, делающий акцент на устойчивые черты бытия и сознания людей, осмысление свойств и качеств, характерных для очень широкой группы людей (политический момент, состояние общества, социальные отношения, черты повседневного быта и культуры), романный и философский.

Следующая, четвёртая, ступень – формирование представлений об идейном мире литературного произведения, о соотношении темы, проблемы и идеи. Учащиеся должны рассматривать тему литературного произведения как констатацию явлений, проблематику как совокупность вопросов для обсуждения той или иной системы ценностей, установления значимых связей между явлениями действительности, а идею как своего рода вывод, отрицание или утверждение чего-либо. Необходимо, чтобы в активный запас литературоведческих терминов, которыми могут свободно оперировать учащиеся на данном этапе, вошли такие понятия как «авторские оценки», «авторский идеал», «художественная идея».

В перечень основных теоретико-литературных понятий для 5-11 классов входит термин «пафос» литературного произведения, зачастую остающийся на периферии внимания учителя и учащихся. На этом уровне исследования текста школьники должны уметь разграничивать пафос драматический, героический, романтический, трагизма, сентиментальности, комического, сатирического, юмористического и иронического видения мира.


Наиболее кропотливой является работа по освоению изображённого мира литературного произведения, т.е. созданной писателем художественной реальности, не тождественной реальности первичной. В первую очередь необходимо отметить свойства изображенного мира (жизнеподобие, сюжетность, характеризующуюся преобладанием в произведении событийной динамики, или описательность, акцентирующую внимание на подробной детализации внешнего мира).

На данном, пятом, этапе приоритетное значение имеет изучение художественных деталей (элементов пейзажа или портрета, отдельных вещей, поступков, психологических движений). Учащиеся должны воспринимать деталь как микрообраз и различать группы деталей внешние (портретные, пейзажные и вещные) и психологические (внутренний мир человека, отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания), осознавая их тесную связь и взаимопроникновение, Важно также научить определять характер художественного воздействия определённых деталей, различать детали-подробности и детали-символы.

Анализ образа литературного персонажа предполагает исследование особенностей его портрета. Необходимо предложить учащимся упражнения, способствующие формированию умения различать формы портретной характеристики (портретное описание; портрет-сравнение; портрет-впечатление), определять степень самостоятельности этой значимой детали, составлять психологический портрет героя.

Необходимо также учить школьников определять функции пейзажа (указание на место действия, влияние на формирование характера, выявление существенных сторон характера или мировоззрения персонажа, действующее лицо художественного произведения и др.) и мира вещей, отражающего характер, привычки, склонности и образ жизни героя, представляющего психологическое состояние героя и авторское отношение к персонажу.

Более глубокому пониманию специфических особенностей характера героя содействует умение разграничивать три основные формы психологического изображения: прямую, выражающуюся при посредстве внутренней речи, образов памяти и воображения; косвенную, заключающуюся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления психики»; суммарно-обозначающую. Необходимо также знание приёмов психологизма, с помощью которых достигается изображение внутреннего мира (повествование о внутренней жизни человека от первого и от третьего лица, психологический анализ и самоанализ, внутренний монолог, «поток сознания», диалектика души, прием умолчания).

В связи с этим очень важно обращать внимание на специфические средства изображения внутреннего мира - имитацию интимных документов, сны и видения героев, персонажей-двойников. Особое внимание следует уделить формам художественной условности, фантастическому в произведении, имеющему прогностическую функцию, показывающему явление в максимально заострённой форме. В этой связи важно изучить формы и приёмы фантастики, основанные на реализации в изображенном мире того или иного речевого тропа (гиперболе, литоте, аллегории и др.)

На шестом этапе работы происходит осмысление понятий «художественное время» и «художественное пространство», выявление свойств литературного времени (изображение событий, происходящих одновременно в разных местах, перемещение из одного временного пласта в другой (из настоящего в прошлое и обратно), дискретность (то или иное место может описываться не во всех деталях, а лишь обозначаться отдельными приметами). Необходимо, чтобы учащиеся могли разграничивать абстрактное (обладающее высокой степенью условности) и конкретное (активно влияющее на всю структуру произведения литературное время и пространство), а также устанавливать факт их взаимодействия или взаимного «перетекания», определять соотношение между временем изображенным и временем изображе­ния, как правило, несовпадающими, что нередко создает значимые художественные эффекты.

Выявлению стилистических особенностей литературного произведения содействует определение уровня заполненности пространства и времени. Учащиеся должны уметь определять степень интенсивности художественного времени, его насыщенности событиями (повышенная насыщенность художественного пространства сочетается, как правило, с пониженной интенсивностью художественного времени, и наоборот: пониженная заполненность пространства — с усиленной насыщенностью времени. Необходимо также формировать представление о типах художественного времени (бессобытийном («нулевом»), хроникально-бытовом, событийно-сюжетном). Сопоставление позволяет выявить как характерные свойства «здесь» и «сейчас», так и общие, универсальные законы человеческого бытия, независимые от времени и пространства.

Особую роль в анализе литературного произведения играет исследование особенностей художественной речи. На седьмом этапе анализа важно определить, какие виды лексики преобладают (нейтральная, сниженная или возвышенная) и какое звучание приобретает в этой связи повествование (приземленно-бытовое, патетическое, комическое).

Целесообразно проводить работу по исследованию лексические пластов произведения, учить определять роль архаизмов, историзмов и общеязыковых и авторских неологизмов, диалектизмов, профессиональной лексики, жаргонизмов и т.п. Традиционно в школьной практике проводится работа по выявлению функций тропов, отражающих в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, выявлять сущность того или иного явления, обычно скрытую, потенциальный поэтический смысл, заключенный в нем. Учащиеся должны получить представление о группах тропов - общеязыковых, то есть вошедших в систему языка и употребляющихся всеми его носителями (эта группа не должна учитываться в анализе) и авторских, а также путях переосмысления тропов (введение добавочных значений; реализация) и их разновидностях (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, аллегория, символ, ирония, оксиморон (или оксюморон), перифраз и др.
При исследовании синтаксиса и интонации литературного произведения важно показать, как в них воплощаются, опредмечиваются живые интонации звучащего слова. В этой связи важно отработать навык определения функций различных синтаксических фигур: повтора, антитезы, восклицания, риторического вопроса, риторического обращения, градации, бессоюзия или многосоюзия, эллипсиса, инверсии и др.).
Необходимо также уловить темповую организацию художественного текста (темпоритм), создающую определенную эмоциональную атмосферу в произведении.
Как показывает практика, при анализе литературного произведения учащиеся часто отождествляют повествователя с автором. В этой связи важно проводить работу по установлению форм и типов повествования, анализу образа повествователя, в частности присущей ему речевой манеры, отражающей характер, способ мышления, мировоззрение. На восьмом этапе анализа целесообразно определить форму (от первого и от третьего лица, несобственно-прямая речь), тип повествователя (персонифицированный и неперсонифицированный) и повествования (нейтральное, экспрессивное, повествование-стилизация).
Особое внимание необходимо обращать на персонифицированных повествователей, обладающих ярко выраженной речевой манерой, чей образ сливается с образом автора, но не с самим автором. Исследование, в основе которого знание об общих свойствах художественной речи (монологизме, разноречии, номинативности, риторичности) позволит составить речевую характеристику персонажей, включающую описание построения интона­ционно-синтаксических конструкций, манеры речи, ее стилистической окрашенности, характера лексики.

Следующий, девятый, этап - исследование внешнего и внутреннего слоя композиции произведения. При этом важно иметь в виду, что разделение произведения на главы носит всегда вспомогательный характер и подчинено более глубоким слоям композиционного строения произведения. Для анализа литературного произведения имеют значение лишь некоторые специфические элементы внешней композиции - предисловия, прологи, эпиграфы, интерлюдии.

Система упражнений по исследованию композиции должна быть ориентирование на выявление значения того или иного приёма (повтора, усиления, противопоставления и монтажа) в тексте.

Учащиеся должны получить представление о роли зеркальной и кольцевой композиции, повторяющихся деталей или образов как лейтмотива произведения; рефренов в стихотворных произведениях, о значении однородных образов или деталей, антитезы контрастных образов, смысле взаимодействия двух образов, расположенных в произведении рядом.

Для того чтобы работа была наиболее продуктивной, целесообразно детально исследовать уровни, на которых в конкретном произведении реа­лизуются композиционные эффекты (уровень образной системы, системы персонажей, сюжета и конфликта).

Изучая композицию образной системы, школьники должны обращать внимание на повторяющиеся и противопоставленные друг другу, цветовые и музыкальные образы. Рассматривая взаимные связи и отношения персонажей, учащиеся должны иметь в виду условность их деления на главных (находящихся в центре сюжета, обладающих самостоятельными характерами, прямо связанных со всеми уровнями содержания произведения), второстепенных (активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, помогающих раскрытию образов главных героев) и эпизодических (появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания). В центре внимания в таком случае обычно находятся композиционные и смысловые взаимоотношения между персонажами (противопоставление двух образов друг другу, одного персонажа всем другим, «двойничество», когда персонажи композиционно объединены по сходству.
Рассматривая уровни композиции художественной речи, важно отметить значение смены повествовательных манер в произведении, поскольку организация речевых форм является основой всей композиции.
Исследуя событийную цепь произведения, учащиеся прежде всего должны выявить суть конфликта как двигателя сюжета, художественно значимого противоречия на содержательном и формальном уровнях. Последний предполагает конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей, противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т.п.), внутренний, психологический, локальный, т.е. предполагающий принципиальную возможность разрешения при помощи активных действий, и субстанциальный, т. е. не предполающий такой возможности.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта