Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

  • Д. Лондона «Любовь к жизни».

  • Таким образом, учитель

  • Тип

  • Виды деятельности учащихся

  • Ход урока

  • 2. Отправной точкой анализа

  • Как вы понимаете смысл фразы: «Заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза» (

  • 5. Ключом к анализу

  • Изучение эпических произведений в 5-11 классах. Изучение эпических произведений


    Скачать 184 Kb.
    НазваниеИзучение эпических произведений
    АнкорИзучение эпических произведений в 5-11 классах
    Дата16.06.2022
    Размер184 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИзучение эпических произведений в 5-11 классах.doc
    ТипКонспект
    #596926
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    3. Работа над эпизодом (сценой) эпического произведения


    Для уяснения сюжета и композиции произведения важен анализ эпизода. В средних классах нужно уделять внимание собы­тийной стороне, в старших — героям и авторской позиции. Здесь также важно помнить о целостности.

    Планируя анализ эпизода, учитель должен следовать некоторым методическим рекомендациям:

    1. Отбирать ключевые, наиболее значительные эпизоды.

    2. Постоянно связывать часть и целое, эпизод и все произведение (это помогает сохра­нить цельность восприятия).

    3. Использовать разные приемы анализа при рассмотрении разных эпизодов одного произведения, которые позволят ответить на следующие вопросы:

    «Как эпизод включен в сюжет?

    «Как в эпизоде раскрываются характеры героев?»

    «Какие проблемы обозначены или разрешаются в эпизоде?

    1. Предусматривать вопросы и задания, которые бы создавали установку на эмоциональный отклик (выразительное чтение эпизода в целом или его фрагментов, чтение в лицах, предоставление возможности лично оценить высказывания и переживания героя, его психологическое состояние, объяснить его поступки, представить переживания героя, которые не комментирует автор.

    2. Определять ключ анализа для каждого эпизода (анализ эпизода может проходить в режиме дискуссии (диспут), наблюдений за стилем произведения, сопоставления текста и иллюстраций).

    Анализируя эпизод эпического произведениянеобходимо дать общую характеристику произведения, отметить общие принципы построения его художественной системы, обозначить место эпизода в композиции произведения, в развитии сюжета, отметить, функции эпизода в художественной системе произведения (прояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определенного настроения у читателя), исследовать место и время действия, способ организации текста (диалог, монолог, их функция), проследить, как раскрываются характеры действующих лиц в эпизоде.

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА

    1. Что предшествовало в произведении этому эпизо­ду? Как мы были подготовлены автором к восприятию этого эпизода?

    2. Какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом (экспозиция, завязка, разви­тие действия, кульминация, развязка)? Опишите обста­новку, психологическое состояние героев. Кто при­нимает участие в эпизоде?

    3. Определите основное содержание данного эпизода, сущность события, его роль в фабуле произведения.

    4. В чем своеобразие художественной формы данного эпизода? Какие средства изображения характеров используются (пейзаж, интерьер, диалог, монолог или внутренний монолог героя, фрагмент письма или днев­ника, авторское размышление или комментарий)?

    5. Чья точка зрения (идеологическая, психологиче­ская, пространственно-временная, фразеологическая) преобладает в эпизоде?

    6. Дайте характеристику места и времени, в котором разворачивается действие.

    7. Определите тип эпизода (идейно значимый, куль­минационный, побочный).

    8. Как готовит нас этот эпизод к последующему ходу событий в произведении?

    4. Работа над образом героя эпического произведения


    1. Анализируя образ героя в младших классах, необходимо постоянно обращаться к первоначальным читательским впечатлениям о персонаже.

    В старших классах важно исследовать мировоззрение и психологию героя.

    2. Одно из направлений анализа образа - сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации. Задача учителя - формировать у учащихся представление о том, что герой — это не реальный человек, а образ, созданный фантазией художника.

    1. Раскрывать авторскую позицию по отношению к персонажу,

    2. Проводить обобщение.

    Составляя характеристику художественного образа или персонажа, необходимо определить место персонажа в системе образов произведения, составить его социальную характеристику (социальное и материальное положение (обстановка в которой живёт герой), отметить особенности мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей, характер деятельности и основные жизненные устремления, отношения к окружающим и влияние на окружение, авторское отношение к персонажу).

    Анализ образа литературного персонажа предполагает исследование особенностей его речи и внешности, определение формы портретной характеристики (портретное описание; портрет-сравнение; портрет-впечатление), фактов биографии, подоплёки поступков героя, характеристик, которые дают ему другие персонажи.

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПЕРСОНАЖА

    1. Автор, произведение, время создания.

    2. Главный/второстепенный (эпизодический)/внесценический (в драме).

    3. Средства создания, образа:

    — особенности портрета (физические признаки, одежда, манера поведения, мимика, жесты);

    — внутренняя форма имени;

    — особенности речи (речевая манера, содержание речи);

    — пейзаж, интерьер, предметная деталь как средства косвенной характеристики;

    — роль в сюжете, основные события, связанные с персонажем;

    — использование сравнений, метафор, эпитетов, гро-юска и других тропов;

    — сопоставление и противопоставление с другими персонажами;

    — прямые высказывания автора о персонаже;

    — высказывания других персонажей.

    4. Конкретные признаки: внешность, «биография», характер, мировоззрение, эмоциональное проявление.

    5. Типизация: примером какого социально-историче­ского, психологического, национального типа людей мо­жет служить персонаж; какие именно черты этого типа людей в нем представлены.

    6. Общечеловеческое: какие универсальные законо­мерности человеческого поведения представлены в перcонаже; какие его черты и связанные с ним проблемы имеют «вечное» звучание.

    7. Персонажи-антиподы и персонажи того же типа в чинном произведении.

    8. Другие персонажи подобного типа в русской и мировой литературе.

    9. Авторское отношение к герою и основные способы его проявления; мотивировка позиции автора по отноше­нию к тому типу людей, который представлен в образе персонажа.

    10. Оценки персонажа в литературной критике.

    Проиллюстрируем некоторые особенности анализа эпического произведения на примере урока по рассказу Д. Лондона «Любовь к жизни».

    На данную тему в шестом классе по программе Г. С. Меркина отведено 2 часа.

    Первый урок. С творчеством Д. Лондона учащиеся знакомятся в пятом классе, поэтому в начале урока целесообразно предложить вопросы, позволяющие учащимся вспомнить ранее известные биографические сведения об авторе и содержание рассказа «Сказание о Кише». Необходимо сделать акцент на характеристике качеств характера героя этого произведения.

    • Далее следует чтение статьи учебника и рассказа, а также выявление первоначальных читательских впечатлений. На этом этапе следует спросить у ребят, какие эпизоды рассказа они считают наиболее интересными и значимыми. Таким образом, учитель помогает, осознать впечатления, прояснить идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал автора).

    Задание на дом. Учащиеся первой группы выписывают из текста словосочетания, характеризующие место действия; учащиеся второй группы чертят маршрут героя, указывают хронологию событий, отмечая наиболее важные из них.

    Второй урок.

    Цель уроков: на основании сопоставления эпизодов рассказа, сравнить героев, дать им характеристику, определив авторскую позицию;

    - формирование умения воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), выделяя смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

    развитие образного и аналитического мышления, устной и письменной речи учащихся;

    воспитание альтруизма, формирование активной жизненной позиции.

    Тип: урок художественного восприятия произведений и углубленной работы над текстом.

    Методы: репродуктивный, эвристический.

    Приёмы:рассказ учителя о значимых фактах биографии Д. Лондона, выдвижение учителем проблемы для всего класса; обучение учащихся анализу текста художественного произведения: анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения, образов героев, языка, композиции произведения.

    Виды деятельности учащихся: анализ части, эпизода изучаемого произведения; пересказ как прием анализа композиции, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, составление плана к своему развернутому ответу.

    Оборудование: репродукции картин Р. Кента, «Вид с Лисьего острова зимой» (1919), «Лето» (1919), «Аляска. Зима» (1919). Есть полотна, в которых художник любуется экзотической красотой природы Аляски: «Медвежий ледник» (1919), «Замёрзший водопад. Аляска» (1919), книжная выставка.

    План урока:

    1. Организационный этап (3 мин.).

    2. Усвоение новых знаний (25 мин.):

    -вступительное слово учителя (фрагмент биографии, связанный с пребыванием Д. Лондона на Аляске);

    - анализ рассказа

    1. Закрепление знаний (5 мин.).

    2. Подведение итогов урока (4 мин.).

    3. Домашнее задание (3 мин.).

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Джэк Лондон — псевдоним известного и многими любимого американского писателя. Его настоящее имя и фамилия Джон Гриффит. Джон родился в семье разорив­шегося фермера. Он вполне испытал на себе, что такое бедность, порой доводящая до отчаяния: когда нет работы, нет крыши над головой, но зато есть постоянное ощу­щение голода и внутренней боли от того, что ты, молодой и сильный, никому не нужен. Об этом и, конечно, не только об этом, написан автобиографический роман «Мартин Идеи», который многие считают лучшим произведением американской литературы 20-х годов XX века.

    Джэк Лондон имел перед собой цель, настойчиво и целеустремленно шел к ней. Он перепробовал десятки специальностей: был в юности рабочим, матросом, побывал на Аляске в пору, когда там бушевала «золотая лихорадка». Многие эмигранты (а Америка — страна эмигрантов, в основном из стран Европы, прежде всего Англии) приехали сюда, чтобы разбогатеть, добиться того, что им не удавалось дома. Прослышав, что несметные запасы золота обнаружены на Аляске, они ринулись туда: в одиночку, парами, группами. Многие так и не нашли там вожделенного счастья; сотни обрели там вечное успокоение от суетных земных забот.

    Люди в рассказах Джэка Лондона (их он написал 152), как правило, сильные, целеустремленные, уверенные в том, что цель им обязательно покорится, чего бы это ни стоило. Они живут, действуют, борются, влюбляются, помогают друг другу, а иногда и предают друг друга. М. Горький назвал Джэка Лондона «писателем активного настроения».

    Простыми словами он повествует о суровой борьбе человека против жестоких стихий природы. Но больше всего — против жестоких стихий в самом себе.

    На северо-западе Канады в бассейне реки Клондайк в 1896 году был открыт золотоносный район. Весной этого же года туда хлынула волна золотоискателей. Д. Лондон оказался в числе первых. (Далее следует чтение фрагментов романа Ирвинга Стоуна «Моряк в седле» (1938).)

    «Много часов провёл Джек, читая, занося на бумагу впечатления об Аляске. Он записывал всё: услышанные истории, споры, в которых принимал участие, словечки, взгляды, портреты и характеристики людей, побывавших в его доме. Он знал, как вызвать человека на разговор, вытянуть из него историю… Когда слушать было некого, он устраивался где-нибудь на улице и занимал собравшихся собственными рассказами. Вечера он проводил в игорных домах, наблюдая и записывая. Слушал он именно тех, кого нужно, - охотников и старожилов, живших на Аляске до открытия клондайского золота. Джек по кусочкам впервые восстановил достоверную историю этих мест.

    Он приехал домой без гроша в кармане. И всё-таки именно он, не добыв на Аляске и унции золота, заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза».

    2. Отправной точкой анализа станут финальные слова учителя: «Он приехал домой без гроша в кармане. И всё-таки именно он, не добыв на Аляске и унции золота, заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза».

    • Как вы понимаете смысл фразы: «Заработал на золотой лихорадке больше, чем любой старожил, застолбивший участок на золотоносном ручье Бонанза»? (Проблемный вопрос, определяющий направление анализа. Ответ на него соотнесён с общими выводами урока).

    Учащиеся отметят то, что жизненный опыт значит для человека неизмеримо больше, чем погоня за богатством, которая чаще всего приводит к гибели.

    Герои рассказа Д. Лондона также отправились на поиски счастья.

    • Что «заработали» они на золотой лихорадке?

    Работа с текстом. Вопросы и задания, которые создают установку на эмоциональный отклик .


    • Найдите в тексте цитаты, свидетельствующие о моральном состоянии героев.

    • Почему они испытывают эти чувства?

    • Как чувствуют себя в ледяной пустыне исконные её обитатели? Почему?


    Обращаясь к началу рассказа, учащиеся находят эпизоды, свидетельствующие о том, что поиски героев не увенчались успехом: «лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. Они шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз». Голос одного из них «звучал вяло, без всякого выражения».

    Обозначаем место эпизода в композиции произведения, в развитии сюжета (завязка), функцию эпизода – раскрытие характеров действующих лиц (у учащихся создаются первоначальные представления о характере героев: они слабы, не уверены в своих силах, подавлены.)

    Микровывод по этапу урока. Ученики отметят, что героев впереди ожидает длинный путь, а силы уже на исходе. Однако законы этих мест суровы. Пустыня, приветливая для своих многочисленных обитателей (оленей, медведей, волков), враждебна по отношению к человеку, живущему по иным законам.

    4. Обращение к домашнему заданию. Чтение цитат, дающих представление о пространственно-временных параметрах художественного мира, созданного автором рассказа.

    • Выделите слова, помогающие достоверно представить место действия, почувствовать состояние героев.

    « Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман, который лежал плот­ной пеленой, без видимых границ и очертаний. Низ­кие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Страшный путь Полярного круга. Ни деревьев, ни кустов, ни травы — ничего, кро­ме беспредельной и страшной пустыни мутного ручья, словно бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием. Дно долины было болотистое, вода пропитывала густой мох, словно губку. На каждом шагу она брызгала из-под ног, и подошва с хлюпаньем отрывалась от влажного мха. Cухие пихты и ели, низенькие и чахлые, окружают маленькое озеро. тусклый диск солнца. Ни кустов, ни деревьев — ничего, кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны, серые озерки и серые ручьи. Небо тоже было серое. Ни солнеч­ного луча, ни проблеска солнца! Со всех сторон в этой пустыне доносился вой, и самый воздух вокруг дышал угрозой так неотступно, что он невольно поднял руки, отстраняя эту угрозу, словно полотнище колеблемой ветром палатки.

    Учащиеся обращаются к анализу цитат и выделяют словосочетания, позволяющие воссоздать мрачный фон повествования: тусклое солнце, густой туман, низкие холмы, однообразные линии, беспредельная, страшная пустыня, мутный ручей, страшное спокойствие, густой мох, сухие пихты и ели, море мхов, серое небо, низкие, чахлые ели.

    Микровывод.Ледяная пустыня – неприветливое место. Каждая деталь пейзажа увидена глазами уставших путников. В описании угадывается отношение золотоискателей к этому месту. Они чувствуют тайную враждебность пустыни и свою беспомощность перед неизбежной опасностью.

    5. Ключом к анализу эпизода станут сопоставления текста и иллюстраций. Обращение к репродукциям, книжной выставке.

    Наглядное представление о месте событий учащиеся могут получить, рассматривая репродукции картин Р. Кента и слушая комментарии учителя.

    Учитель расскажет о том, что главная тема творчества художника – Человек и Дикая природа. Аляска, Гренландия, Огненная земля – всё это места, где природа теснит человека. Люди здесь почти не имеют защитной оболочки – среды, сотворённой их руками. Поэтому в отношении к окружающему миру они оказываются здесь ближе к своим предкам, воспринимавшим природу «прекрасной» и «ужасной» одновременно.

    В 1917 г. Р. Кент, живописец и график, писатель и общественный деятель, вдвоём с маленьким сыном отправился на Аляску. Они построили бревенчатую хижину на Лисьем острове у берегов Аляски, в бухте Воскресения, и прожили там много месяцев, удивляя редких окрестных жителей странной для них бесцельностью такой трудной жизни. Но Р. Кент усердно работал: он написал ряд пейзажей Аляски, сделал много рисунков. Вернувшись в Штаты, он напечатал альбом этих рисунков, а в 1920 году вышла его первая, им самим написанная и им самим иллюстрированная книга «Дикий край» - дневник путешествия на Аляску, сделанный с большим литературным мастерством.

    Сквозь всю книгу «Дикий край» проходит тема «безумного отшельника», погружённого в мрачные и горестные размышления о смысле жизни.

    Но в то же время здесь мы находим светлые, прозрачные, нарисованные лёгкой, уверенной, гибкой линией пейзажи реальной Аляски, пронизанные восхищением перед живой жизнью, перед прекрасной природой, как оправой и средой для деятельного и чистого душой человека.

    Р. Кент передал это состояние в картинах. Его пейзажи загадочны и как бы «не пускают» нас в глубь себя. Среди живописных произведений, созданных на Аляске наиболее известны следующие полотна: «Вид с Лисьего острова зимой» (1919), «Лето» (1919), «Аляска. Зима» (1919). Есть полотна, в которых художник любуется экзотической красотой природы Аляски: «Медвежий ледник» (1919), «Замёрзший водопад. Аляска» (1919).

    • 1   2   3   4   5


    написать администратору сайта