Жанр
| Характеристика
| Пример
|
Байка
| Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях.
| охотничьи байки, рыбацкие, армейские, студенческие, исторические, морские.
«Байки Скорой помощи» Михаила Иосифовича Веллера
|
Баллада
| Лироэпические песни о трагическом событии. Балладам свойственна личная, семейно-бытовая тематика.
| "Князь Роман", "Оклеветанная жена", "Братья разбойники и жена",
"Василий и Софья", "Ванька-ключник", "Рябина", "Дети вдовы", "Жена мужа зарезала".
|
Былины
| Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка
| «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Алеша Попович и Тугарин Змей»; "Ставр Годинович"; "Вольга и Микула"; "Садко".
|
Быличка
| Народные рассказы о нечистой силе, леших, русалках и домовых. Это меморат (воспоминание). Устный рассказ, передающий воспоминание рассказчика о событиях, участником или очевидцем которых он был.
| А когда в новый дом переезжаешь, надо домового с собой брать. Говоришь: — Хозяин мой, пойдем со мной. Он и пойдет!!
|
Бывальщина
| фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца). Устный рассказ, основанный на реальных событиях и жизненных наблюдениях, но не являющийся непосредственным их отображением.
| «Лешачиха».
Одна женщина ходила искать коров в лес ночью. Видит однажды, что сидит на осиновом пеньке женщина с длинными-предлинными волосами и говорит:
- Чего ты ходишь?
- Ищу коров.
- Да вона твои коровы...
Посмотрела она, и правда, коровы тут и ходят. Вот так и нашла. Говорят, что это будто лешачиха сама сидела.
|
Гадание
| средство распознания будущего. Особенно популярно это занятие было в длинные зимние вечера, чтобы скоротать время.
| "Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать" «Гори-гори свеча, топись-топись воск, назови мне имя суженого»
|
Детский фольклор
| специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора — соотнесение художественного текста с игрой.
| Ладушки, вы - ладушки. Где были? У бабушки. А что ели? Кашку. А что пили? Бражку. А что на закуску? Кислую капустку. Попили? Поели? Кыш, полетели. На головку сели.
|
Докучная сказка
| Это не сказки, a прибаутки или потеки, чтобы отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок.
| Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили-были два гуся, Вот и сказка вся. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
|
Духовные стихи
| Песни религиозного содержания. Народные названия духовных стихов — стихи, старины, псальмы. Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского — мирскому.
| Псальма о Кресте Господнем могла исполняться в Крестопоклонную неделю:
Крест тяжелый путь далекий, Сам Господь его поднял. Нес Он с трудностью великой, Посреди пути упал.
Посреди пути упал Он, Никто руку не подал. Сам Отец его Небесный Человека в помощь дал.
То был Симон земледелец, Он Господний Крест понес. Он был к Господу пришелец, И пролил немало слез.
|
Загадка
| поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны.
| Без окон, без дверей, полна горница людей. Сто одёжек и все без застёжек. Старый дед, во сто шуб одет. Кто его одевает, тот слёзы проливает.
|
Заговор
| произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Заговоры — составная часть колдовства.
| «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, чего хочешь, того купишь. Купи себе топорок, руби себя поперек.» «У собачки заболи, у кошечки заболи, а у (имя ребенка) заживи!». «Икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого»
|
Календарно-обрядовые песни
| Колядки
| Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья.
| Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком!.. Или сена клок, Или вилы в бок.
|
Масленичные
| пели песни, в которых провожали зиму и встречали весну. Или корильные песни (а позже и частушки), в которых Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост.
| Масленица-кривошейка, Состречаем тебя хорошенько! С блинцами, С каравайцами, С вареничками!
|
Весенние
| Пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни — веснянки, призывали Весну.
| Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
|
Летние
| Связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Иван Купала водили хороводы и пели купальские песни, для которых характерны любовные мотивы. В песне заклинался богатый урожай.
| — Сегодня, девочки, Купала, Сегодня, девочки, Купала! А кто сделал что — пропало, А кто сделал что — пропало!
|
Осення. Жнивная песня.
| исполнявшиеся при совершении обрядов, сопровождавших уборку урожая.
| Жнива, жнива, Дай мне силушку Еще на яровую жнивушку!
|
Легенда
| Прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи).
| "Жадный поп", "Чудесная молотьба", "Бедная вдова", "Убогой", "Легенды о святых", "Скупой старик", "Вавило Московский".
|
Малые жанры
| произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак — небольшой объем.
| пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры, благопожелания, проклятия и проч.
|
Небылица
| рассказы o совершенно невозможных в жизни событиях
| Чепуха, чепуха, Это просто враки! Куры съели петуха, – Говорят собаки. Заплетык языкается
|
Песня
| Колыбельная
| Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка
| «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»
|
Семейная
| Грустные песни о сложностях в семейной жизни
| «На улице воробушек…», «Лучинушка»
|
Любовная
| Песни о влюблённых
| «Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…»
|
Историческая
| Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное
| «Авдотья Рязаночка», "Грозный царь Иван Васильевич", "Стенька Разин", и др.
|
Трудовая
| известны у всех народов и исполнялись при вовлечении в тот или иной рабочий процесс.
| Эй, дубинушка, ухнем! Эй, зеленая, сама пойдет, сама пойдёт! Подернем, подернем Да ухнем!
|
Поговорка
| Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее кого-либо или что-либо
| «Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара»
|
Пословица
| Краткое поучительное изречение
| «Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
|
Предание
| Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях
| "Как Иван Грозный построил крепость", "О Петре Великом", "Суворов и солдаты", , "Как возникла деревня Бакиево" и др.
|
Причеть (Причитания)
| Древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним.
| «Плач невесты» , «Причитание по отцу»
|
Сказ
| Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика
| «Артёмов ключ», «Еремеево слово»
|
Сказка
| Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка)
| Сказки о животных: "Медведь на липовой ноге", "Медведь и старуха", "Мужик, медведь и лиса", "Медведь-дурень", "Кот и лиса" и др. Волшебно-фантастические сказки: "Марья Моревна", "Перышко Финиста ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Морозко" и др. Бытовые сказки: "Сказка о злой жене", "Мудрая дева", "Похороны козла" и др.
|
Скоморошины
| русский песенный (стихотворный) фольклор с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни.
| былины-пародии ("Агафонушка", "Старина о большом быке"); сатирические баллады ("Гость Терентище", "Травник"); сатирические и комические песенки ("Фома и Ерема", "Сергей хорош")
|
Скороговорки
| быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех.
| Пришел Прокоп, кипит укроп,
И при Прокопе кипит укроп,
И ушёл Прокоп, кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
|
Частушки
| Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся»)
| Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришёл милый, похвалил:
— Какая мастерица!
|