Главная страница
Навигация по странице:

  • 35. Современное чинопоследование таинства Покаяния.

  • Смысл и значение таинства Елеосвящения, его библейские основания.

  • 38. Современное чинопоследование таинства Елеосвящения. Время и условия его совершения.

  • 39. Брак как институт и как таинство. Библейские основания таинства Брака.

  • 40. Канонические правила о Браке. Требования к лицам, вступающим в Брак. Отношение Церкви к разводам, второбрачию и смешанным бракам.

  • 42. Основные элементы современного чинопоследования таинства Брака.

  • Литургическое предание. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеЖертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв
    АнкорЛитургическое предание
    Дата16.05.2023
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_k_ekzamenu_po_Lit_Predu.docx
    ТипДокументы
    #1135466
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    34. связь таинства Покаяния с Крещением и Евхаристией в древней Церкви и в настоящее время.

    Крещение, Миропомазание, Брак, Елеосвящение, Покаяние и Священство генетически связаны с Евхаристией. Сегодня осталась эта связь только для Покаяния и для Священства, хотя Покаяние «божественный акт прощения грехов находит свое исполнение в приобщении к Телу и Крови Христовым, которые преподаются нам «во оставление грехов и в жизнь вечную». По словам архм. Киприана (Керна) «Евхаристия в сознании древних византийцев и москвитян до ХV-ХVІ вв. была основой и завершением всей богослужебной жизни. Последующая жизнь докончила постепенно совершавшийся процесс расцерковлевания быта. Все то, что концентрировалось около Евхаристии, как центра богослужебной жизни, все таинства, молитвословия и чинопоследования Православной Церкви постепенно превратились в сознании христиан в частные требы, стали частным делом данного человека, данной семьи, до которого соборному сознанию общины, казалось бы, нет и дела. Между тем, как во времена древнейшие, апостольские, так и в период роста и расцвета церковного сознания, в Византии, да и в древней Руси дело обстояло не так. Все, совершавшееся в церковной и храмовой жизни христиан, концентрировалось около Литургии, связывалось с ней, включалось в ее состав. Только впоследствии, под влиянием процесса обмирщения жизни и ее расцерковления, эта органическая связь прервалась, и все таинства в сознании верующего народа превратились в требы, a некоторые из них стали почитаться просто обрядами, и сама Евхаристия перестала быть духовным насущным хлебом». Вторит данному мнению известный современный богослов диак. Николай Лосский, «в правильном понимании православного святоотеческого богословия все таинства связаны с Евхаристией».

    Так например, «в православной литургической традиции Крещение и Миропомазание вместе с Евхаристией составляет неразрывное единство. Это становится возможным благодаря тому, что они входят в одно таинство — таинство Христа, «в котором, как отмечает митрополит Иоанн Зизиулас, — содержится все таинство нашего искупления. С этой точки зрения все особенности, имеющиеся в каждом из этих трех таинств, рассматриваются в свете единого таинства Христа и никогда не воспринимаются в качестве какого-то объективного, объясняемого из самого себя, бытия». Это замечание может быть отнесено к любому таинству, ибо его существование своими корнями уходит в тайну Христа и тайну Церкви. Вне этих таин любое понятие таинства будет ошибочным».

    Связь с Евхаристией несомненна для Крещения, Миропомазания, Покаяния и Священства. «По отношению к Евхаристии, - пишет прот. Николай Афанасьев,- все таинства имеют до некоторой степени инструментальный характер. Крещение и Миропомазание, входящие в состав таинства приема в Церковь, открывают доступ новому члену народа Божьего, поставленному в священное звание верного, в Евхаристическое собрание. Покаяние открывает возможность отпавшему члену Церкви вновь принимать участие в Евхаристии.

    Эта связанность всех Таинств с Евхаристией подчеркивала кроме всего прочего и аспект единства церковной общины. Вся церковь молилась о вступающих в брак, или о кающихся, или о болеющих... Вообще Церковь это «таинство Воскресшего, Его сакраментальное присутствие». И пребывать в Церкви, значит пребывать в живой связи с Господом; а эта связь самым действенным образом осуществляется в Евхаристии. Архм. Киприан Керн пишит: «Кроме того, надо помнить, что природа самой Церкви — евхаристична. Церковь есть Тело Христово. Евхаристия есть также Тело Христово. Поэтому без Евхаристии нет церковности, нет и не может быть оцерковления жизни. Также и Евхаристия немыслима вне Церкви. Вне Церкви можно лишь представлять Сионскую Вечерю, символизировать ее, но не совершать евхаристическое Жертвоприношение. Вне Церкви она безблагодатна. Евхаристия, как и вообще таинственная жизнь, не может быть без освящающей силы Святого Духа». Т.е. фактически без Евхаристии нет Церкви, и без Церкви не может быть Евхаристии. Следовательно, прийти в Церковь значит прийти к Евхаристической Чаше, поэтому все таинства являются всего лишь важными «перевалочными пунктами» на пути к приобщению.Мы видим, что через Литургию все таинства оказываются включенными в Жизнь Церкви, они соединяют людей вокруг Евхаристии, вокруг живого Господа. «Сегодня, к сожалению, Таинства все больше воспринимаются как частные требы, как касающиеся только меня, изолированного от всей общины, от народа Божьего и это в корне неверно». «Без Евхаристии все таинства остались бы незаконченными — их цель (от ред. непосредственная встреча со Христом) не была бы достигнута. В связи с этим (от ред.: особым) положением Евхаристии, ставится вопрос о ее месте среди остальных таинств»

    35. Современное чинопоследование таинства Покаяния.

    Первая часть последования, которая обычно совершается одновременно для всех исповедников, начинается возглáсом: "Благословен Бог наш...", затем "Царю Небесный...", Трисвятое по "Отче наш", Господи, помилуй (12 раз), "Слава, и ныне", "Приидите, поклони΄мся" (трижды); после этого читаются псалом 50-й и тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас", "Слава": "Господи, помилуй нас...", "И ныне"; "Милосердия двери отверзи нам...", затем "Господи, помилуй" (40 раз).

    Священник восклицает: "Господу помолимся!" и читает молитву: "Боже, Спасителю наш..." Если молитва читается над группой исповедников, то слова "... Сам и раба Твоего (имярек), кающагося..." следует заменить на: "... Сам и рабов Твоих, кающихся, о нихже содéлаша согрешениих..." И далее местоимение "ему" заменить на "им". Затем читается вторая молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго..."

    Эти молитвословия служат вступлением и подготовкой к личному покаянию, они помогают исповеднику почувствовать свою ответственность непосредственно перед Богом, свою личную связь с Ним. Уже в этих молитвах начинается раскрытие души пред Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.

    По окончании первой части последования священник возвращается на амвон (или подходит к аналою) и, обратившись лицом к собравшимся, произносит предписанное Требником обращение: "Се, чадо, Христос невидимо стоит..." Глубокое содержание этого обращения, раскрывающего смысл исповеди, должно быть понятно каждому исповеднику. Оно может заставить холодного и равнодушного осознать в этот последний момент всю высочайшую ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою, где лежит икона Спасителя (Распятие) и где священник – не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом. Особенно важно постичь смысл этого обращения, разъясняющего сущность Таинства, тем, кто впервые подходит к аналою. Поэтому допустимо прочесть это обращение по-русски:

    "Чадо, Христос невидимо стоит (пред тобой), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугуби΄тся. Поскольку ты пришел в лечебницу – не уйди из нее неисцеленным!"

    На этом кончается первая часть последования и начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно.

    Кающийся, подойдя к аналою, делает земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. При большом стечении исповедников этот поклон следует делать заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя. Пожилым священникам при большом количестве исповедников позволяется принимать исповедь сидя.

    Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналоем Святым Крестом и Евангелием. Обычай покрывать голову кающегося епитрахилью на время всей исповеди не имеет никакого основания ни в древних, ни в ныне действующем Уставе Церкви.

    Священник должен следить за тем, чтобы между кающимся и следующим исповедником, ожидающим своей очереди, всегда сохранялось достаточно большое расстояние, дабы исповедуемые грехи не были слышны остальным. Кроме того, собеседование должно проходить вполголоса.

    В Требнике помещены вопросы духовника. После упоминания в вопроснике некоторых грехов приводятся канонические епитимии΄. Применение их в полной мере в настоящее время вряд ли целесообразно, поскольку они в иных случаях требуют отлучения согрешившего от Причастия на многие годы. Более подробно указания о наложении епитимии выделены в особое приложение к чину исповеди. Вслед за вопросником в Требнике помещено Завещание. В нем духовник призывает свое духовное чадо к воздержанию от исповéданных в Покаянии грехов и выражает надежду на помощь Божию в его честной, правдивой и благоговейной жизни. Не обязательно дословное воспроизведение Завещания на каждой исповеди, но помещенный в Требнике текст может служить напоминанием духовнику о необходимости преподания исповедникам того или иного назидания.

    Затем в Требнике следует молитва: "Господи Боже, спасения рабов Твоих..." Она предшествует совершительной формуле разрешения грехов в Таинстве Святого Покаяния.

    "По молитве же разрешает иерей кающагося ни΄зу лежащаго".

    По окончании исповедания своих грехов, выслушав заключительную молитву, исповедник становится на колени, и священник, накрыв ему голову епитрахилью и возложив поверх нее руки, читает разрешительную молитву – она содержит тайносовершительную формулу Таинства Покаяния:

    "Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и шедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Произнося последние слова разрешения, священник осеняет главу исповедника крестным знáмением. После этого исповедник встает и целует Святой Крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом и верности данных Ему в присутствии духовника обетов. Преподание разрешения означает полное отпущение всех исповéданных грехов кающегося и разрешение приступить к Причастию Святых Таин. Если духовник считает невозможным немедленно отпустить грехи данного исповедника вследствие их тяжести или его нераскаянности, то разрешительная молитва не читается и исповедник не допускается к Причастию.

    36. Смысл и значение таинства Елеосвящения, его библейские основания.

    Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит Благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи.

    В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и, как следствие этого, исцеление от болезней. Однако, Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, в какой это по промыслу Божию необходимо для спасения болящего.

    Наконец, Таинство Елеосвящения выявляет волю Божию о болящем. Человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже не нужное для земной Церкви и сокровенных путей Божиих.

    По свидетельству Св. Писания, Таинство Елеосвящения имеет Богоучрежденный характер. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных (Лев. 14, 15 – 18).

    Точнее это таинство раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его и условия участия в нем: «Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во Имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь…». Апостол говорит здесь о принятом Церковью и хорошо известном христианам священнодействии, ибо еще Христом была дана им заповедь: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10,8). По этой заповеди действием Духа Святаго апостолы совершали Таинство Елеосвящения. Так же исцеление расслабленного (которого опустили через крышу). Об исцелении по молитвам присутствующих.

    38. Современное чинопоследование таинства Елеосвящения. Время и условия его совершения.

    Общепринятое число совершения – семь пресвитеров. Допускается увеличение и уменьшение этого числа, вплоть до одного. Наряду с пресвитерами с древнейших времен совершителями этого Таинства были и епископы.

    Таинство Елеосвящения м.б. совершено во всякое время церковного года и во всякое время дня и ночи, если этого требует состояние больного.

    Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком.

    Нельзя совершать таинства по поводу одной и той же непрерывной болезни. Считается, что если с первого раза не помогло, значит Господь имеет причину попускать болезнь.

    Подробно чинопоследование – см. табличку.

    39. Брак как институт и как таинство. Библейские основания таинства Брака.

    Брак есть одно из семи христианских таинств, которое ведет свое начало от времен ветхозаветных. «Не хорошо быть человеку одному. <…> Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». В Ветхом Завете описывается много браков, устроенных и благословлённых Господом, хотя там брак ещё не был таинством.

    Целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт.1:22, 28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт.2:24).

    О высоком значении брака свидетельствует то, что в Библии брачный союз символизирует отношение Бога к народу, Христа к Церкви. Христос Спаситель подтверждает святость брака, установленную в Ветхом Завете, совершив там чудо претворения воды в вино.

    40. Канонические правила о Браке. Требования к лицам, вступающим в Брак. Отношение Церкви к разводам, второбрачию и смешанным бракам.

    Прежде совершения Таинства брака жених и невеста должны взять благословение на брак у родителей и духовника. Они должны иметь твёрдое намерение нести все тяготы друг друга. Перед венчанием брак должен быть зарегистрирован в Загсе. Таинство может быть совершено над лицами Православного (с особого разрешения – католического) вероисповедания, достигшими совершеннолетия, не имеющими канонических препятствий к браку, обязательно с их согласия, по их взаимной любви друг к другу.

    Отношение церкви к разводам негативное. Фактически, единственной причиной развода можно считать прелюбодеяние. Есть и другие возможности , но они встречаются реже, и как правило, помимо такого факта как развод , могут привести вплоть до отлучения от причастия, от церкви вообще.

    Отношение к второбрачию более лояльное, чем к третьему браку. Но если оба венчающихся второбрачные, их венчают по отдельному чину. Он не праздничный, а больше покаянный. Если один из венчающихся впервые вступает в брак, то ради него совершают обычный чин.

    Смешанные браки не приветствуются. Возможно, вступать в брак с католиками, но только при условии, что дети будут воспитываться в православной вере. Протестанты - однозначно нет, так же как и любые нехристиане (мусульмане, индуисты, иудеи, буддисты). Церковь это расценивает как предательство Христа и Церкви.

    Ниже для справки подробно о канонических условиях:

    Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в Таинстве Брака.

    • Не допускается более трёх брачных союзов. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.

    • Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

    • Церковь не благословляет брак, если один из брачащихся (или оба) не является христианином, а пришел в храм лишь по настоянию ближних, либо ради соблюдения традиции. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви. 
    Слова Апостола «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1Кор. 7:12-14) относятся к случаям, когда один из супругов уверовал, уже находясь в браке. Подробнее в статье «Замуж за неверующего».

    • Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм...). См. статью «Брак с мусульманином». 
    Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.

    • Нельзя венчаться некрещеным.

    • Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Это отражено в чинопоследовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

    • Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

    • Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой). Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять.

    • Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

    • Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

    • Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства – архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе.   Высший предел для вступления в брак для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (свт. Василий Великий, правила 24-е и 88-е).

    • С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

    • Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя».

    • Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).

    В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачащихся.

    Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – духовника хотя бы одного из супругов.

    42. Основные элементы современного чинопоследования таинства Брака.

    Чинопоследование брака состоит и двух частей – обручения и венчания. Такое деление имеет духовный смысл: первая часть подготовительная, вторая – главная.

    Некоторые важные части чинопоследования:

    Обручение ( в пределе). Вход в храм. Поучение и вопросы венчающимся. Мирная ектения с особыми прошениями. Венчание (формула), чтение св. писания, прокимен, Апостол,… Евангелие, Сугубая ектения, молитвы, просительная ектения, отче наш, преподание общей чаши, обхождение круга, снятие венцов…
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта