Литургическое предание. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв
Скачать 0.52 Mb.
|
Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн сутьа) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56); б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57); в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58). Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). 1) Евхаристия есть Жертва благодарения, представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божий, в том числе Творение, Промышление о мире и человеке и Искупление. 2) Жертва умилостивительная. О самих Теле и Крови в молитве Евхаристического канона сказано как о Теле ломимом и Крови, изливаемой во оставление грехов. Евхаристическая Жертва всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т. к. очищает от грехов. 3) Жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе — всех живых, усопших, святых. Эта сторона Евхаристической Жертвы наиболее полно раскрывается в чинопоследовании проскомидии. 4) Жертва просительная, т.к. она совершается «о всех и за вся» — о всех, требующих Божественной помощи. 23. Анафора. Главная часть литургии начинается после возгласа диакона: «Встанем добре, встанем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити» словами «Милость мира, Жертву хваления» и заканчивается возгласом священника: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Она состоит из молитв: 1. Praefatio – (благодарение за творение мира и благодеяния Божии нам) – кончается ангельским славословием «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф…». 2. Sanctus переходит к искупительным подвигам Господа нашего Иисуса Христа, описанию Тайной Вечери с установительными словами как воспоминанию заповеди Господа. 3. Anamnesis, в которой вспоминаются претерпленные Спасителем Крест, погребение, Воскресение, вознесение, седение одесную Отца. 4. Epiclesis – это призывание Святого Духа ради освящения Даров, их преложения и ради освящения верных, причащающихся от этих Даров. 5. Intercessio – это ходатайственные молитвы ο Церкви небесной и земной, епископате, клире, властях мирских, ο живых и мертвых. Β глубокой древности было чтение диптихов, т.е. помянников живых и мертвых. Анафора Литургии Иоанна Златоуста. Представляет собой Анафору восточно-сирийского типа, основной текст которой написан, по-видимому, до Иоанна Златоуста, но, вероятно, им был привнесен в обиход Константинопольской Церкви; им же в Анафору могли быть включены некоторые элементы. Возможно, именно эта Анафора долгое время была известна под названием «Анафора Двенадцати Апостолов» (известна сирийская «Анафора Двенадцати Апостолов», весьма близкая ей по содержанию). Анафора Литургии Иоанна Златоуста представляет собой молитву благодарения, обращенную к Отцу, но посвященную Сыну и Им осуществленному домостроительству спасения. Основная ее тема «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3:16). С течением веков в текст Анафоры Литургии Иоанна Златоуста вторгались некоторые интерполяции, наиболее обширная из которых запечатлелась начиная с XVI в. в Служебниках Русской Православной Церкви и ряда других Церквей, испытавших ее влияние, это вставленный в середину эпиклесиса текст тропаря Третьего Часа, повторяемого троекратно. Первоначально Литургия Иоанна Златоуста служилась в Византии сравнительно редко. Со временем она стала в Православной Церкви основной (возможно, в силу большей, чем Литургия Василия Великого, краткости). По уставу служится во все дни года, кроме Великого поста, когда она совершается только по субботам первых шести недель, в Благовещение и Вербное Воскресенье, а также в те дни, примыкающие к Рождеству Христову и Крещению, когда совершается Литургия Василия Великого или не положено Литургии вовсе. 26. Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование. Проскомидия, или приготовительная часть, означает приношение, так как в это время священнослужители приготовляют принесенные верующими для совершения бескровной жертвы хлеб и вино, не случайно для этого предназначенные Господом. Хлеб есть символ единения. Так, в древней молитве (Дидахи, 9) говорится: «Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое». Во время проскомидии священник располагает на дискосе (специальном блюде) части хлеба: в центре полагается «Агнец», который на литургии прелагается в Тело Господне, вокруг – частицы в память Пресвятой Богородицы (справа), за святых (слева), за живых и за усопших (внизу). Такое расположение частиц на дискосе символизирует Церковь, как собрание верных вокруг Спасителя. Проскомидия (приношение) появляется в церкви не сразу, но складывается постепенно. Если во времена древней христианской церкви престолу предстояло 20-30 христиан, и их можно было помянуть за литургией, то когда их стало сотни и тысячи, к чину литургии прибавляется проскомидия. Проскомидия совершалась и раньше в жертвеннике – отдельной комнате, куда христианами приносились дары, жертвы. Этот обычай возник еще во времена апостольские, когда на вечер любви приносили еду, вино, хлеб, иногда одежду и вещи для больных и бедных членов общины. До нашего времени сохранились рукописи VIII-го века, содержащие разные чины литургии. В VIII-ом веке проскомидия еще не канонизирована, но уже сходна с современной нам, хотя в разных рукописях встречаются разные версии. Древние христиане, храня повеление Господне да не явишеся пред Господом Богом твоим тощь (т.е. без всякого приношения), в день воскресный и в торжества великих праздников имели обыкновение приносить из домов своих перед Литургией в предложение хлеб и вино, прося священнослужителей о воспоминании. Священник совершал над этими дарами моление, прося Господа благославить и принять их в жертву, помянуть во царствии Своем как приносителей, так и тех, за кого были принесены дары. В это время диаконы читали имена тех и других. Потом, избрав из них лучший для причащения братии хлеб (а иногда, по многочисленности причащающегося народа, два и более), и влив вина в чашу, назначал и приготовлял с молитвами ко священнодействию. Оставшиеся Просфоры или приносы употреблялись на содержание клира, на пропитание нищих, вдовиц и сирот, для которых по совершении Евхаристии устраивалась общая трапеза любви. Такое приношение даров с давних времен прекратилось. Но Церковь сохранила память этого древнего обычая. Она определила от себя некоторое число Просфор и количество вина. Одну Просфору и вино во время совершения Проскомидии приносить Богу в жертву благодарения, в воспоминание страданий Иисуса Христа, как Агнца, закланного на кресте во очищение грехов мира, потому и называется она Агнцем. Из других просфор берутся малые частицы. Одна из них приносится в честь и память Богородицы, другие же в память Пророков, Апостолов, Мучеников и всех Богу угодивших, также об отпущении грехов верным, живым и усопшим в вере и надежде воскресения. 27. Чинопоследование Литургии оглашенных. Происхождение изменяемых частей литургии(антифоны, Трисвястое, тропари, кондаки). Понятие о литургии оглашенных Вторая часть литургии называется литургией оглашенных. Такое название эта часть службы получила от содержания в ее составе молитвословий, песнопений, священнодействий и поучений, имеющих вероучительный, огласительный характер. В Древней Церкви во время совершения этой части литургии могли присутствовать вместе с верными и оглашенные (оглашаемые), то есть лица, готовившиеся ко Крещению, а также кающиеся, отлученные от причастия. Чинопоследование литургии оглашенных Начало литургии оглашенных. Начальный возглас священника; великая ектения; антифоны После отпуста проскомидии и открытия завесы царских врат диакон совершает каждение. Он кадит сначала жертвенник, потом крестовидно престол, обходя его со всех сторон и читая тихо: Во гробе плóтски, во аде же с душею, яко Бог, в раи΄ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня΄яй, Неопи΄санный. Затем диакон, читая 50-й псалом, кадит алтарь и, выйдя северными дверьми, кадит иконостас (сначала царские врата, образ Спасителя, затем Пресвятой Богородицы, правую и левую стороны иконостаса), храм и молящихся. Возвратившись в алтарь южными дверьми, диакон заканчивает каждение по обычаю, то есть кадит престол с лицевой (передней) стороны, горнее место и священника, затем отлагает кадильницу и совершает поклон на горнее место и предстоятелю. После этого священник и диакон становятся пред престолом и, благоговейно совершая троекратное поклонение пред ним, молятся Господу Богу о ниспослании им благодати Святаго Духа для достойного совершения Божественной службы. Священник, подняв руки горé, а диакон, держа орарь, как во время произнесения ектений, воссылают молитву Пресвятому Духу: Царю Небесный, Утéшителю, Дýше истины, Иже везде сый и вся исполня΄яй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блáже, дýши наша (один раз). И прославляют Господа ангельским славословием: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человéцех благоволение (дважды). Далее они испрашивают у Господа помощи и силы на совершение службы: Господи, устнé мои отвéрзеши, и устá моя возвестя΄т хвалу Твою. Затем священник целует Евангелие (на практике – Евагелие и престол), а диакон – престол. 1. Со дня Святой Пасхи до ее отдания "Слава в вышних Богу..." предваряется чтением не "Царю Небесный", а "Христос воскресе..." (трижды). "Царю Небесный" читается со Дня Святой Троицы. 2. При соборном служении эти молитвы читает только предстоятель, и он же (один) целует Евангелие, но все сослужащие молятся вместе с ним, делают троекратное поклонение пред престолом, целуют его и кланяются предстоятелю и друг другу взаимно. Далее диакон, наклонив главу пред священником и держа орарь тремя перстами правой руки, говорит: Время сотвори΄ти Гóсподеви. Владыко, благослови. Священник, благословляя диакона, говорит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон, получив благословение от священника, испрашивает его молитв о себе: Помолися о мне, владыко. Священник: Да исправит Господь стопы твоя. Диакон: Помяни мя, владыко святый. Священник: Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон произносит: Аминь. Поклонившись священнику, он выходит на солею северными дверьми. Став против царских врат на амвоне, он трижды благоговейно поклоняется, молясь тайно: Господи, устнé мои отвéрзеши, и устá моя возвестя΄т хвалу Твою. И далее диакон, воздев руку с орарем, произносит возглáсно: Благослови, владыко. Священник, изображая Евангелием знак креста над антиминсом, произносит начальный возглас литургии: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор (лик): Аминь. Этот начальный возглас (и одновременно изображение Евангелием знака креста над антиминсом) означает, что начинаемое священнодействие будет совершаться во славу Пресвятой Троицы и в благодарное воспоминание жизни, крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя, описанных в Святом Евангелии. По начальном возгласе священника диакон произносит великую, или мирную, ектению. Ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые являются распространением кратких прошений "Господи, помилуй", "Подай, Господи". 3. Каждый раз перед выходом на солею (амвон) для произношения ектений диакон, перекрестившись, поклоняется к горнему месту и затем предстоятелю. Так же совершает поклоны он и по возвращении в алтарь. Диакон начинает следующими словами великую ектению: Миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. ….. Молитва 1-го антифона заканчивается возгласом священника: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон после возгласа священника и поклона (во время пения 1-го антифона) отходит от царских врат и становится пред иконой Спасителя, держа орарь, как обычно, тремя перстами правой руки. После великой ектении поются антифоны, которыми в воскресные и праздничные дни служат изобразительные псалмы 102-й и 145-й. Эти псалмы пророчески изображают милости Божий, явленные роду человеческому, особенно через Воплощение Сына Божия. 1-й антифон 102-го псалма. Хор: Благослови΄, душé моя, Господа, По окончании пения антифона диакон снова становится против царских врат и, совершив поклонение, произносит малую ектению. Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. …. Во время произнесения малой ектении священник в тайной молитве 2-го антифона просит Господа спасти людей Своих и сохранить Святую Церковь: Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Цéркве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дóму Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Священник заканчивает молитву 2-го антифона возгласом: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон во время пения 2-го антифона также отходит от царских врат и стоит пред иконой Спасителя. Хор поет 2-й антифон (псалом 145-й): Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хвали, душé моя, Господа. Тотчас же после 2-го антифона поется песнь, в которой Церковь кратко выразила православное учение о Богочеловечестве Господа Иисуса Христа, воплотившегося и пострадавшего ради нашего спасения. Хор: И ныне и присно... – Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и извóливый спасения нашего ради воплоти΄тися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловéчивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. По окончании пения 2-го антифона и "Единородный Сыне..." диакон снова становится против царских врат и произносит вторую малую ектению. Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. По окончании ектении диакон, сделав поклон, уходит в алтарь южными дверьми, а священник в молитве 3-го антифона просит Господа исполнить прошения молящихся к познанию Его истины и дарованию им жизни вечной: Иже óбщия сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двемá или триéм, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем вéце познание Твоея истины и в будущем живот вечный даруя. В заключение священник возглашает: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. И далее – Блаженны, или 3-й антифон. В это время открываются царские врата для малого входа. Хор: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егдá прии΄деши во Царствие Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. 1. Помещенные здесь антифоны называются изобразительными и поются в дни воскресные, в дни всей Пятидесятницы (от Антипасхи до Пятидесятницы), в праздники с бдением, полиелеем и славословием, а также и в шестиричные, если в Минее показано: "песнь от канона на Блаженнах"; в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников. 2. 3-й антифон составляют Блаженны. Они начинаются словами исповедания благоразумного разбойника: "Во Царствии Твоем...". Затем евангельские стихи о блаженствах чередуются с тропарями из песней утреннего канона празднику или святому или с особыми тропарями Блаженн из Октоиха. 3. Эти тропари служат подтверждением, примером и свидетельством того, как христианские добродетели приводят людей к вечному блаженству. 4. В воскресные дни число тропарей Блаженн бывает не более двенадцати и не менее восьми. Если святому не положены Блаженны, то тропари берутся на восемь из Октоиха; если святому или празднику положены Блаженны, то тропари читаются на шесть из Октоиха и на четыре из Минеи; если два святых или два праздника, причем каждому указаны Блаженны, то – на четыре из Октоиха и на восемь из Минеи (каждому на четыре). 5. Если святому не положены Блаженны, то тропари – на шесть из Октоиха, а если предпразднство или попразднство, то из Минеи – на шесть. Если случится святой со славословием, полиелеем, бдением, то тропари на восемь из Минеи. 6. Тропари на Блаженнах чередуются в следующем порядке: На 12-м – Блажени нищии духом... Блажени плачущии... На 10-м – Блажени кротции... Блажени алчущии и жаждущии... На 8-м – Блажени милостивии... Блажени чистии сердцем... На 6-м – Блажени миротворцы... Блажени изгнáни... На 4-м – Блажени есте, егдá поносят вам... Радуйтеся и веселитеся... "Слава" – тропарь канона. "И ныне" – Богородичен канона. 7. В праздники Господни (двунадесятые): Рождество Христово, Богоявление, Вербное воскресенье (Неделя ваий), Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне и Воздвижение Честнóго Креста, а также в день Святой Пасхи и во все дни Светлой седмицы поются антифоны праздничные, помещенные в Минеях месячных или в праздничной, или же в Триодях. 8. Праздничные антифоны состоят из стихов псалмов, избранных применительно к празднуемому событию, и припевов к ним. Например: в первом антифоне за каждым стихом следует припев: "Молитвами Богородицы, Спáсе, спаси΄ нас"; во втором антифоне припев: "Спаси ны, Сыне Божий, рождéйся от Девы... во Иордане крести΄выйся..." и т. д., смотря по празднику. В праздник Пятидесятницы поется припев: "Спаси ны, Утéшителю Благи΄й, поющия Ти: аллилуиа" (один раз). На "Слава, и ныне" поется песнь "Единородный Сыне...". На третьем антифоне за каждым стихом – тропарь празднику. 9. В седмичные дни поются антифоны вседневные, помещенные в Ирмологии и в конце Апостола. Они поются, когда нет указаний в Уставе петь на Блаженнах каноны и состоят из стихов псалмов 91-го: "Благо есть исповéдатися Гóсподеви..." и 94-го: "Приидите, возрадуемся Гóсподеви...". 10. К стихам ветхозаветных псалмов вседневных антифонов присоединяются припевы новозаветных песней: к стихам 1-го антифона – "Молитвами Богородицы, Спáсе, спаси нас"; 2-го антифона – "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас"; 3-го антифона – "Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: аллилуиа". Малый вход Во время пения 3-го антифона или Блаженн (если день воскресный или праздничный) отверзаются царские врата. Священник и диакон, стоящие пред престолом, совершают троекратное поклонение и, по установившейся практике, священник целует Евангелие и престол, а диакон – престол. Затем священник берет Евангелие, подает его диакону, и оба идут, обходя престол с правой стороны и со стороны горнего места, на солею северными дверьми, в предношении свещеносцем свечи. Диакон несет Евангелие в обеих руках. Став на обычном месте на солее оба преклоняют главы, и диакон тихо произносит: "Господу помолимся", а священник читает про себя молитву входа, в которой просит Господа, чтобы Он со входом священнослужителей сотворил и вход ангелов, им сослужащих и сославословящих Божию благость: Владыко Господи, Боже наш, устáвивый на небесéх чи΄ны .., По окончании молитвы диакон, держа левой рукой Евангелие, а в правой орарь и показуя правой рукой к востоку, говорит священнику: Благослови, владыко, святый вход. Священник, благословляя, произносит: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. После этого диакон подает священнику целовать Святое Евангелие и, поцеловав руку священника, придержáщую Евангелие, кланяется священнику. По окончании пения антифонов диакон, стоя впереди священника пред царскими вратами, возвышает Евангелие, изображая им крест, и велегласно произносит: Премудрость, прóсти. Хор: Приидите, поклони΄мся и припадéм ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресы΄й из мертвых (в воскресенье), поющия Ти: аллилуиа (единожды). 1. В дни пения праздничных антифонов, а также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа после "Премудрость, прóсти" диакон произносит еще "входное", то есть стих из пророческих псалмов, имеющий отношение к праздничному событию, выражающий благоговейное приветствие Церкви Сыну Божию. 2. После входного стиха не поется "Приидите, поклонимся...", а поются тропарь и кондак празднику. 3. Вход с Евангелием служит изображением выступления Господа Иисуса Христа на проповедь и одновременно торжественным выражением ближайшего общения верующих – в лице священнослужителей, входящих в алтарь,- с своим Господом, особенного приближения к Нему, невидимо присутствующему на престоле, для принесения Ему жертвы хвалы и благодарения. 4. Молящиеся взирают на Евангелие, как на Самого Господа Иисуса Христа, идущего на проповедь, и от лица молящихся хор воспевает: "Приидите, поклони΄мся... 5. В седмичные дни вместо "воскресы΄й из мертвых..." поется "во святых Дивен сый...", а в праздники Богородичные (по распространенной практике, не подтверждаемой, однако, Уставом): "Молитвами Богородицы..."; в попразднства Господних праздников, например Рождества Христова: "...рождейся от Девы...", Крещения Господня: "...во Иордане крести΄выйся..." и т. д. Священнослужители во время пения "Приидите, поклонимся..." входят в алтарь Хор поет тропари и кондаки. Трисвятое По входе в алтарь священник во время пения тропарей и кондаков тайно читает молитву Трисвятого пения и от лица всех верующих просит Бога, чтобы Он, Трисвятою песнию от серафимов воспеваемый и от херувимов славословимый, принял Трисвятую песнь и от уст нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение, освятил наши мысли, души и телесá и дал силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни. « Боже Святый, Иже во святых почивáяй, Иже Трисвятым гласом ..» Эта молитва Трисвятого читается и тогда, когда вместо Трисвятого поется "Ели΄цы во Христа крести΄стеся..." или "Кресту Твоему...". Священник, благословляя диакона, вслух произносит окончание молитвы Трисвятого пения: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно. Диакон, испросив у священника благословение на время Трисвятого, становится на солее, лицом к иконе Спасителя, и, показуя орарем на икону Спасителя, возглашает: Господи, спаси благочестивыя. Хор повторяет эти слова. Диакон: И услыши ны. Хор повторяет. Диакон, поворачиваясь вправо, от иконы Спасителя к иконе Богоматери и далее к престолу, наводит орарем и возгласно произносит, доканчивая возглас священника: И во веки веков. Хор: Аминь. Далее диакон входит в царские врата и становится рядом со священником, с правой стороны его, около престола. Хор: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. 1. В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву и Великую субботы, во все дни пасхальной седмицы и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: Елицы во Христа крести΄стеся, во Христа облекóстеся, аллилуиа. 2. Этот стих вместе с "Аллилуиа" поется в воспоминание обычая Древней Церкви совершать таинство Крещения оглашенных в эти дни. 3. В праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня и в Неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланя΄емся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Чтение Апостола и Евангелия В конце пения Трисвятого, когда предстоятель стоит на горнем месте, чтец получает от него благословение на чтение Апостола Молящиеся призываются в это время к слушанию Апостола, а затем Евангелия особыми возглашениями. Диакон возгласно произносит: Вонмем (будем внимательны). Священник с горнего места, благословляя молящихся, говорит: Мир всем (как необходимое условие для слушания слова Божия). Чтец: И духови твоему (то есть: и тебе также мы желаем мира). Диакон: Премудрость (будем внимательны, ибо следуемое чтение – премудрость). Чтец и хор: Прокимен, например, воскресный 1-го гласа: Буди, Господи, милость Твоя на нас, я΄коже уповáхом на Тя. После пения прокимна диакон возглашает: Премудрость. Чтец: К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено). Диакон: Вонмем. Чтец читает Апостол. Чтение Апостола изображает проповедь апостолов по городам и весям, куда они были посланы Спасителем. Священник во время чтения Апостола сидит с южной стороны горнего места, как равный апостолам по благодати учительства. Священник (по прочтении Апостола): Мир ти. Чтец: И духови твоему. Диакон: Премудрость. Чтец и хор: Аллилуиа (трижды). Чтец велегласно читает аллилуиарий, а хор поет "Аллилуиа" после каждого стиха. Во время пения аллилуиария перед чтением Евангелия священник тайно читает молитву: Возсия΄й в сердцáх наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, По прочтении священником молитвы пред Евангелием диакон подходит к нему, преклоняет главу и, показуя орарем на Евангелие (на престоле), говорит тихо священнику: Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя рек евангелиста читаемого Евангелия). Священник, благословляя его, произносит тихо: "Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имя рек) да даст тебе глагол благовествующему силою многою во исполнение Евангелия Возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. С этими словами он передает диакону Евангелие и снова отходит к горнему месту. Диакон, сказав: Аминь, поклоняется Евангелию и, принимая Евангелие из рук священника, целует руку священника. Евангелие диакон обносит вокруг престола чрез горнее место (на горнем месте он останавливается и подает Евангелие для целования предстоятелю) и царскими вратами выносит на амвон, где для чтения Евангелия поставляется аналой. (Однако, при чтении "Благослови, владыко, благовестителя..." и "Бог молитвами..." в алтаре, правильнее было бы выносить Евангелие на амвон прямо чрез царские врата, не обходя престол.) На амвоне диакон полагает Евангелие на левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на него Евангелие и раскрывает его. Перед диаконом, несущим Евангелие, идет свещеносец со свечой и становится с ней у аналоя, а хор заканчивает аллилуиарий. Священник, стоя на горнем месте, за престолом, на южном его углу, лицом к молящимся, произносит: Премудрость, прóсти, услышим Святаго Евангелия. Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: От Матфея Святаго Евангелия чтение (или из другого евангелиста,- смотря по тому, из какого Евангелия положено чтение). Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Вонмем. Диакон читает Евангелие. Священник по окончании чтения Евангелия говорит диакону: Мир ти, благовествующему. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник, приняв Евангелие, целует его и поставляет на горней стране престола, выше антиминса. Далее он благословляет священосца, и закрываются царские врата. Сугубая и другие ектении, раскрытие антиминса и окончание литургии оглашенных Передав священнику Евангелие, диакон становится на амвоне и возносит прилежное моление к Богу в сугубой ектении. Если служит священник один, то он сам говорит ектению. Диакон: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем. Хор: Господи, помилуй. Затем священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, неразвернутой остается только верхняя сторона антиминса. Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, мóлим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник читает тайно или возгласно молитву: Боже духóв и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый Возглас: Яко Ты еси Воскресение и живот, и покой усопшаго (шия, ших) рабá (ы΄, óв) Твоего (ея, их) (имена рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылáем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Царские врата закрываются. Далее диакон произносит ектению о оглашенных: Помолитеся, оглашéннии, Гóсподеви. Хор: Господи, помилуй. На литургии св. Иоанна Златоуста: Господи Боже наш, Иже на высоких живый и на смиренныя презирáяй, Иже спасение роду человеческому низпославый – Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, По окончании тайной молитвы священник возглашает: Да и ти΄и с нами славят пречестнóе и великолéпое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Ели΄цы оглашеннии, изыди΄те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Возглашением диакона "Оглашеннии, изыдите..." заканчивается вторая часть литургии – литургия оглашенных. Изменяемые части : Антифоны: Изобразительные : Псл102, Псл 143, Заповеди блаженства. Будничные (вседневные). Припевы :1.Молитвами Богородицы… 2.Молитвами святых твоих… 3. Спаси Сыне Божий Праздничные (в двунадесятые и Господские праздники). Припевы :1. О празднике. 2. Молитвами Богородицы. 3. Тропарь праздника. Трисвятое заменяется: Елицы во Христа крестися.. Кресту Твоему поклоняемся Владыко… Тропари и кондаки меняются согласно гласу дня или празднику. Кондак и тропарь – песнопения, кратко и образно выражающие сущность праздника или жизнь святого. (Кроме того, кондак выражает и похвалу святому.) Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15). Например, "Аще в неделю случится святый с бдением": тропарь воскресен и Богородице (если храм Ее) и святому, далее – кондак воскресен; на "Слава" – кондак святому; на "И ныне" – кондак Богородице (храма). |