Главная страница
Навигация по странице:

  • Отличие Крещения христианского от «крещения Иоаннова»

  • Крещению в апостольские времена

  • Для достойного принятия Крещения нужны вера и покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, осознание связанности ее с действием злых духов и от¬речение от них.

  • Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царство Божие.

  • Литургическое предание. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеЖертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв
    АнкорЛитургическое предание
    Дата16.05.2023
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_k_ekzamenu_po_Lit_Predu.docx
    ТипДокументы
    #1135466
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Новозаветное Крещение. Собственно же таинство крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что таинство крещения имеет исключительное значение для человека: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3; 5-7).

    Это существенное изменение природы человека в Таинстве Креще¬ния совершается не механически, а при нравственно свободном участии самого человека. Только при этом условии в Таинстве Крещения уничтожается в человеке грех, перестает быть частью его внутреннего со-держания, и он становится чистым и праведным, таким, каким некогда вышел из рук Творца, «новым творением». Это и есть «новое рождение» человека. «Если останешься при злом произволении, – учил св. Кирилл Иерусалимский, – то не ожидай принять благо¬дать. Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, но Дух крестить не будет».

    Значение . Крещение есть «новое рождение»; оно со¬вершается для спасения людей: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Кроме того, раскрывая благодатное значение Крещения, Апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в Крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни». Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает Апостол Петр, называя Крещение «обе-щанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Через Крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.

    Апостол Павел говорит, что в крещении мы со¬единяемся со Христом подобием смерти и воскре¬сения. Погружение в воду – это знак смерти, смер¬ти человека в его полном порабощении материи, греху, эгоизму, страстям. Возведение из воды – это знак воскресения и оживления, начала новой жиз¬ни в единстве со Христом. Христос – по вере Церк¬ви – воскрес из мертвых, и смерть, по слову апос¬тола Павла, им уже больше не обладает. И вот, Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь, силу Своей победы Он дарует в крещении нам. От¬сюда та удивительная радость, которая окружает крещение в ранней Церкви, отсюда вера в него как в духовное, но реальное соединение со Христом. «Мы спогреблись с Ним крещением в смерть, что¬бы, как и Он, ходить в обновленной жизни», – пи¬шет апостол Павел [3].

    Апостол Павел говорит о том, что день спасения - сегодня, а завтрашний день для нас неизвестен.
    8. Ветхозаветные прообразы Крещения. Отличие христианского Крещения от языческих мистерий, иудейских омовений и Иоаннова крещения.

    Первый плод крещения – прощение первородного греха, через который осуществилась власть демона над человеком. Прообразом этого таинства в Ветхом Завете служил обряд обрезания, который стал обязательным со времен Авраама, но существовал еще до Авраама у многих народов мира. Первым плодом этого обряда являлось включение ребенка в ветхозаветную Церковь. В Послании апостола Павла к Колоссянам явно указывается связь между обрядом обрезания и крещения как прообразом и его исполнением. «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12).

    Второй прообраз таинства крещения в Ветхом Завете – это Ноев ковчег (1 Пет. 3, 18-21). Вместе с тем это образ Церкви, в которую человек входит через крещение. В волнах всемирного потопа погибло все человечество, кроме тех, кто вошел в ковчег, в том числе погибли дети и младенцы. Грех был уничтожен вместе с грешниками, так как в то время еще не было Церкви Христовой и возрождающего действия ее, которое могло бы исцелить душу человека, положить разделение между человеком и грехом, дать силы человеку противостоять тому потоку греха, зла и разврата, который покрыл землю до водного потопа.

    Еще один ветхозаветный прообраз крещения – прохождение израильтян через Чермное (Красное) море. «Все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10, 1-2). Облако – символ благодати, море – купели крещения. Сам Моисей – прообраз Христа в смысле пророческого служения. Через Моисея дан Ветхий Завет, через Христа – Новый Завет. Израильтяне вышли из Египта вместе со своими семьями, они прошли по дну расступившегося моря, держа на руках своих детей и младенцев, следовательно, в событиях, имеющих прообразовательный смысл, участвовали младенцы.

    (от католиков) Существенно, что главное значение термина «крещение» (в греч. «baptisma») – «погружение»: совершение этого таинства внешне сводилось главным образом к погружению в воду, которое сопровождалось призыванием Троицы. Но глагол «baptizein» имеет также значение «мыть», «очищать» (см. Мк 7, 4; Л к 11, 38). В ритуальном сознании ветхозаветного Израиля вода наделялась довольно широким спектром значений. Для библейского мира вода – это прежде всего источник и сила жизни. Земля без нее – всего лишь бесплодная пустыня, царство голода и жажды, где и человек и зверь обречены на смерть. Но вода может быть и стихией смерти, как, например, опустошительный потоп, обрушивающийся на землю и уничтожающий все живое. И, наконец, при отправлении культовых действий, как, впрочем, и в быту, вода служит для омовения людей и предметов и очищения их от грязи повседневности. Таким образом, вода – то живительная, то разрушительная, но всегда очистительная – самым тесным образом связана с жизнью и историей человека.

    Отличие Крещения христианского от «крещения Иоаннова»

    Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь — через омытие скверны идолопоклонства. Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще — «боящимися Бога». Практиковались водные погружения и среди самих иудеев — ради омытия грехов. Святой Иоанн Предтеча, как мы с вами помним, также крестил евреев в водах Иордана. Важно подчеркнуть, что крещение Иоанново и Крещение христианское — это два абсолютно разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов — греха первородного. Крещение же христианское дает нам прощение всех грехов, обновляет человека. Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться, пребывая в нравственной, духовной чистоте, с покаянным чувством, с осознанием собственной падшести, недостоинства. Через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение христианское дает нам абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Господом победы над диаволом — сораспятие со Христом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением как Иоанново было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа.

    До Христа человек, в крещении Иоанновом, не мог воспринимать Духа Святого по причине поврежденности грехом. Теперь Христос сообщает крещаемым и Духа Святого, возрождая через Крещение самую природу человека, делая ее спо¬собною к восприятию Духа: «Не вливают вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются ме¬хи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи и сберегается то и другое» (Мф. 9, 17). Так нельзя было вливать «но¬вое вино», Божественную благодать Духа Свято¬го, в мехи ветхие падшей природы человеческой, поврежденной, расслабленной долговременным служением греховным застарелым навыкам, об¬ратившейся в «ветхого человека» (Еф. 4, 22). Но когда природа падшего человека была обновлена Христом, возрождена Его благодатию, сообщае¬мою в Крещении, то она сделалась новыми меха¬ми, способными безвредно воспринимать «новое вино», Христом даруемое.

    Восстановление поврежденной падением при¬роды человеческой Христос совершил через свои страдания, смерть и воскресение, через которые дал нам силу распять ветхого нашего человека (Рим. 6, 6), умереть греху (ст. 2), чтобы спогребшись Христу Крещением, «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Поэтому лишь после страда¬ний и воскресения Своего Христос дал повеле¬ние апостолам: «идите, научите вся языцы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19) [2].

    У язычников не было схождения Святого духа, это были обряды очищения.

    9. Совершение Крещения в апостольскую эпоху (по книге Деяний и Дидахи). Обязательные условия, при которых совершалось Крещение

    Крещению в апостольские времена предшествовало научение основам Православной веры и покаяние крещаемого в своих грехах. Тогда еще не существовало определенного последования совершения таинства. Из Нового Завета известно несколько случаев Крещения разных лиц апостолами, причем в первых двух нижеприведенных случаях по прямому указанию Христа. Это Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Кандакии в реке (См.: Деян. 8; 38). А также Крещение апостолом Петром сотника Корнилия со всей его семьей (См.: Деян. 10; 47, 48) и Крещение, совершенное апостолом Павлом над темничным стражем, который обратился, увидев чудесное освобождение пленников от уз (См.: Деян. 16; 33). В последних двух случаях апостолы крестили целые семейства, в которых были и дети. Характер Крещения в апостольские времена был исключительный и не мог оставаться таким и дальше, ввиду того, что христианство стало активно распространяться.

    Мужи апостольские (I – начало II века) крестили прибегающих к ним уже по определенной, хотя и очень простой схеме. Последование Крещения состояло из следующих элементов.

    1. Оглашение (обучение истинам веры).

    2. Покаяние крещаемого и отречение от совершённых грехов.

    3. Устное исповедание веры во Христа.

    4. Троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    Крещение – это Таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении его в воду и при призывании крестящим Имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и свя¬тую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и стано¬вится ее членом. Уже самое определение Таинства Кре-щения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека.

    Для достойного принятия Крещения нужны вера и покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, осознание связанности ее с действием злых духов и от¬речение от них.

    «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2, 38)

    «Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16, 16)

    Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

    Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покая¬ния, но их крестят в силу веры их родителей и воспри¬емников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

    Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

    1. Монахи и монахини.

    2. Родители для собственных детей.

    3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

    4. Неверующие.

    5. Некрещеные.

    6. Малолетние.

    7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.

    8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

    Крещение требует приготовления, даже если принимающий его человек имеет всего несколько дней от роду и не способен понять, что с ним происходит. Таинство совершается над ним по вере его восприемников. Православная Церковь, в отличие от протестантски-рационалистических конфессий, никогда не ставила «понимание» условием для совершения таинства Крещения. Более того, опираясь на святоотеческую традицию, она считает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царство Божие. Поэтому обряд при¬готовления – это соборный акт Церкви, который делает возмож¬ным последующее возрождение в таинстве. Ибо вся Церковь изменяется, обогащается и наполняется, когда еще одно чадо Божие включается в ее жизнь и становится членом Тела Хри¬стова.

    Сомневающимся в необходимости и возможности крещения младенцев следует напомнить, что апостолы крестили целые семейства, например, семейство Лидии (Деян. 16, 14-15) и тем-ничного стража (Деян. 16, 34-37), а также Криспа (Деян. 18,8), «Стефанов дом» (1 Кор. 1, 16). Есть все основания предполагать, что в этих семействах были и дети, которые были крещены вме¬сте со взрослыми. Этот обычай закреплен каноническими прави¬лами: 124-е правило Карфагенского Собора (419 г.), подтверж¬денное правилом 84-м VI Вселенского Собора (680 г.). У отцов Церкви мы находим также прямые указания на необходимость крещения младенцев.

    В то же время все христиане должны помнить, что полученный в Таинстве Крещения дар – залог новой жизни – преумножается личными усилиями, иногда под¬вигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Уже в процессе принятия святого Крещения в крещаемом со¬вершается чудесная перемена: он освобождается от влас¬ти первородного греха, и сатана изгоняется из его серд¬ца. Дьявол может искушать крещеного человека, но он становится как бы внешним ему. Некрещеный в силу первородного греха не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не делать этого. Та¬ким образом, Крещение есть Таинство включения чело¬века в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. О совершителе Крещения.

    Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением. Однако опасно больной ребенок может быть крещен при от¬сутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства Крещения, должен быть верующим христиа¬нином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные сло¬ва: «Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение). Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убе¬дившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Ми¬ропомазания.

    Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно: не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершительной формулой, а также, если человек, совершив¬ший Крещение, неверующий, некрещеный или иноверец (мусуль¬манин, иудаист, буддист), то священник должен совершить таин¬ства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию.

    Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Кре¬щение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено таинство.

    В некоторых областях России в подобных сомнительных слу¬чаях совершают так называемое «условное Крещение», при кото¬ром в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митро¬полита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в обла¬сти литургического богословия, древняя Церковь не знала услов-ного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен.

    Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью.

    Способ крещения в древней Церкви описан в Учении двенадцати апостолов (Дидахе) (I – начало II в.): «Крестите в живой (то есть проточной) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей на голову трижды».

    10. Институт оглашения и предкрещальная подготовка в ранней Церкви и Византии.

    Оглашение связано с разъяснением основных истин христианства, изложенных в Символе веры, заповедях Божиих и молитве Господней. Оглашенным, т.е. получающим наставление в истинах веры, человек становился через церковную молитву о нем. Он должен выслушать эти молитвы, он должен пройти как бы специальный путь, когда над ним прозвучит Слово Церкви, Слово Божие.

    Со II века устанавливается определенный порядок в подготовке к Крещению и в его совершении. Взрослый человек приходил к местному епископу и свидетельствовал перед ним свое желание стать членом Церкви. Получив от поручителей сведения о жизни пришедшего и искренности обращения, епископ благословлял занести его имя в список оглашенных для молитвы и поминовения за богослужением. Вместе с испытанием оглашенному назначалось покаяние. Поэтому чин оглашения часто совершали в дни Великого поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния. Сейчас эти действия составляют первый шаг чинопоследования крещения, и их смысл выражается в первой молитве «во еже сотворити оглашенного».

    Оглашение включало цикл огласительных бесед, которые часто проводил епископ. Такие беседы мог проводить и пресвитер (священник). В этих беседах оглашаемому объясняли истины веры, православное христианское вероучение. Чтобы определить готовность кетихизируемого к принятию им крещения, оглашающий должен был понять, почувствовать, способен ли пришедший креститься, воспринять таинство с необходимым благоговением и верой, расположилось ли его сердце в достаточной мере, чтобы принять это таинство.

    В древности приготовление ко Крещению было длительным по вре¬мени – от 40 дней до трех лет. В этом приготовлении особое место от¬водились деятельности восприемника-свидетеля, вникавшего в существо жизни оглашенного и становившегося свидетелем пред епископом или пресвитером искренности намерений приходящего стать членом Церкви.

    Восприемники поручались пред Богом за твердость обещаний огла¬шаемого и брали на себя обязанность быть непосредственными помощни¬ками пастыря в деле научения оглашаемого истинам веры, нормам хрис¬тианской нравственности, законам молитвы, а также поведению за бого¬служением. К восприемникам священник обращается перед каждым молитвословием чина с призывом: «Господу помолимся». Совместная молит¬ва священника, восприемников и членов общины направлена на то, чтобы отрешилась его (оглашаемого) ветхость и он исполнился силы Святого Духа и через соединение со Христом со делался чадом Царствия Божия.

    Духовное восприемничество налагает на них ответственную обязан¬ность постоянно напоминать воспринятым ими содержание обетов

    Согласно Поучению святительскому к новопоставленному иерею, перед совершением Крещения священник должен: «1) спросить восприем¬ников, знают ли они, что при Крещении младенца силою Святого Духа очищается греховная скверна и младенец причисляется к лику святых ради страдания и смерти Спасителя Христа; 2) сказать им, что они должны стараться младенца, которого восприемлют, учить вере во Христа и своими увещаниями приводить к тому, чтобы он был трудолю¬бив, кроток, воздержан и любвеобилен ко всем, а грехов, как дел диавольских, лишающих его подаваемой при Крещении святости, избегал; 3) сказать также, что они себя в том Богу порукой представляют за мла¬денца и что за их нерадение будут они участниками грехов.

    При крещении младенцев молитва об оглашенном совершается на том месте, где и само Крещение. Когда же готовятся к Крещению взрос¬лые люди, то молитве об оглашенном предшествует чинопоследование принятия их в Церковь. Иноверцев: иудеев, магометан, язычников и прочих, над которыми не было совершено Таинство Крещения во имя Святой Троицы, готовят – в соответствии с практикой Древней Церкви – на протяжении сорока и более дней. Когда новообращенный засви¬детельствует перед пастырем, как представителем церковной иерархии, искренность и осознанность своего обращения к христианской вере, то ему нарекается христианское имя, чем полагается начало первоначального союза между ним и Церковью, затем происходит оглашение первое, со¬стоящее из отречений от прежних заблуждений в вере, на следующий день – оглашение второе, при совершении которого оглашаемый свиде¬тельствует свою веру в догматы Церкви. В завершение бывает оглашение третье, содержащее «молитвы во еже сотворити оглашеннаго».

    Безотлагательно Крещение со¬вершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем условием, чтобы по выздоровлении он был надлежащим образом научен исти¬нам святой веры (Лаодиок. Собор, прав. 47).

    Оглашенные весь период подготовки к Крещению проводили в по¬сте и молитвах, посещали церковные службы и с сердечным сокрушением каялись в содеянных грехах. В храме они находились до возглашения диакона: «Елицы оглашеннии изыдите».

    В Иерусалимской Церкви в IV веке оглашаемые слушали толкова¬ние Священного Писания ежедневно в течение 3-х часов. Оглашение продолжалось 7 недель, а по окончании этого срока им давался для заучивания Символ веры. В это время и в Иерусалимской, и в Констан¬тинопольской Церквах чин оглашения совершался торжественно. Благо¬датные впечатления этих дней позволяли новокрещенным сохранять про¬износимые ими обеты до конца жизни, исполняя их своими делами.

    В последующее время, когда целые государства принимали христи¬анство, преобладающее большинство среди крещаемых стали составлять дети до семи лет. Это привело к сокращению чина и самого периода ог¬лашения.

    Помимо научения оглашаемого истинам веры в чинопоследование входят молитвы запрещения нечистых духов. Чтение их всегда было и ос¬тается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого к Таинству Крещения. Именем Божиим изгоняли из людей нечистых ду¬хов апостолы. «И бесы нам повинуются о Имени Твоем», – говорили они Христу (Лк. 10, 7). Тем же оружием изгоняли бесов и христиане.

    В Древней Церкви, начиная с конца II века, заклинатели были не только священники, но и специально на то посвященные лица – экзорцисты. По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждающимися в них. В основу молитв запрещения положено призывание Имени Божия и воспоминание земной жизни Господа Иисуса Христа, который пришел в мир разрушить мучительство диавола и победить «сопротивные силы».

    Чтение этих молитв во время приготовления ко Крещению всегда было делом важным и ответственным и для священника, и для оглашае¬мого. В деле подготовки ко Крещению огромное значение имеет сила произносимых молитв, сочетаемая с дерзновением иерея и верой оглашае-мого.

    В Древней Церкви запретительные молитвы читались над оглашае¬мым в течение нескольких дней.

    Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны.

    Об обряде отречения свидетельствует вся древняя церковная прак¬тика. Постановления Апостольские предписывают иереям научить оглашаемого, как совершить это отречение. Дионисий Ареопагит пишет, что оглашаемые совершали дуновение и плюновение на диавола, знаменуя тем его осуждение
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта