Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. . Предкрещальные чины по современному Требнику.

  • 17. Основные элементы чинопоследования таинств Крещения и Миропомазания по современному Требнику (без предкрещальных чинов).

  • 18. Чины, совершаемые после Крещения и Миропомазания. Время и образ их совершения в Византии.

  • 19. Основные канонические правила о совершении таинств Крещения и Миропомазания.

  • 20. Содержание беседы о Хлебе Жизни (Ин. 6).

  • 21. Повествования об установлении таинства Евхаристии в Новом Завете и их отличительные особенности.

  • Иоанна

  • 22. Догматическое содержание таинства Евхаристии. Евхаристия как Жертва.

  • Православная Церковь считает

  • Литургическое предание. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеЖертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв
    АнкорЛитургическое предание
    Дата16.05.2023
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_k_ekzamenu_po_Lit_Predu.docx
    ТипДокументы
    #1135466
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Сочетание Христу всегда было одним из центральных моментов ог¬лашения. Первые упоминания о нем относятся ко II-III векам. Произ¬носимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Еди¬нение со Христом со стороны оглашаемого выражалось чтением Символа веры.

    Уже в IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру присту¬пившим ко Крещению «в словах точных и определенных, по установлен¬ной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, го-ворит блаженный Августин.

    В XV веке этот возглас все еще не произносился. В XVI веке во¬прос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?» После слов священника «И поклонишися Ему» восприемник с младенцем кланялись, не произнося никаких слов. Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.

    Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего», после чего священник и все остальные входили в храм. До этого времени оглашаемый мог находиться только пред вратами храма. И все подходили к купели Крещения.

    11. . Богословское обоснование и практика Крещения младенцев в ранней Церкви, в Византии и на Руси.Протестанты считают что крещение должно быть осознано. Православный взгляд отличается от протестантского прежде всего тем, что, по нашему убеждению, младенцев можно крестить и по вере родителей. В Новом Завете есть упоминания о Крещении целых домов: дома сотника Корнилия, дома темничного стража. Все эти Крещения совершались по воле главы дома. Дом — это семья. Мы также можем сказать и о том, что в Ветхом Завете прообразом Крещения служило обрезание, которое как раз и совершалось над младенцами. Маленький человек вступает в союз со Христом, вступает в Церковь.тем самым получает божественную благодать.

    12. Историческая связь таинств Крещения и Евхаристии. «Крещальная Литургия».

    Крещальная Литургия - это форма выражения полноты литургической жизни, органического переживания того, что Таинство Крещения - это праздник не только людей, которые приступают к нему, но и каждого из нас, считающих себя принадлежащими Церкви. Где полнота Церкви встречается с новообращенными людьми, которые принимают Таинство Крещения, и здесь же за Литургией сподобляются причастия Святых Христовых Таин в первый раз. А люди крещеные, присутствуя на ней, вспоминают те обеты, которые когда-то давали сами. Евангелие свидетельствует, что таинства Крещения и Евхаристии были установлены Господом Иисусом Христом. При этом ни в одном месте Нового Завета не говорится явно о совместном проведении этих божественных священнодействий. Соединение этого Таинства с Литургией было нормальной, ординарной практикой в древности (да и не только в древности — практические указания о порядке соединения Крещения и Литургии помещались в русских богослужебных книгах вплоть до XVII в., позднейшее синодальное законодательство предписывало крестить взрослых перед Литургией — с тем, чтобы они затем приняли в ней участие,- а предписание о совершении Крещения вместе с Литургией и в наши дни содержится в Большом Требнике. Уже в древнейшем источнике по истории христианского богослужения — «Дидахэ» — молитвы во время евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения Крещения.

    13. Смысл и значение таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете.

    В Таинстве Миропомазания на крещенного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация. Мы с вами хорошо помним о двух новозаветных событиях, напрямую связанных с двумя этими Таинствами – Крещением и Миропомазанием: крестная смерть с последующим Воскресением Христа, которое лично для нас с вами реализуется в христианском Крещении, и сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова, – сошествия, к плодам которого мы приобщаемся в Миропомазании. В Таинстве Миропомазания с нами происходит то же самое, что произошло с апостолами в Сионской горнице, когда на Богоматерь и учеников Христа сошел Святой Дух. В ветхозаветной истории миро употреблялось Моисеем для освящения скинии, миром был помазан Аарон, первосвященники и пророки помазывались на вступление в служение Господу. Первый древнейший состав мира был указан Моисею Самим Богом (Исх. 30). При этом миро Самим Богом было названо «святыней» (Исх. 30, 32). В том ветхозаветном миропомазании, конечно же, еще не было полноты Божественного присутствия, которая была явлена в Миропомазании христианском. Ветхозаветное помазание – это прообраз христианского Миропомазания.

    14. Связь чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания с богослужением Великой Субботы.

    Последование богослужения Великой Субботы содержит множество мест, в которых прослеживается четкая связь Божественной Литургии с таинствами Крещения и Миропомазания. С древних времен именно в этот день принимали Святое Крещение все те, кто готовился к нему в течение Великого Поста.

    15 .Содержание молитв 1-го, 8-го и 40-го дней. Чин воцерковления

    По внегда родити жене Отроча преподают матери и ребенку благословение Божие. Святой Симеон Солунский говорит, что в этих молитвах родившей женщине и окружающим ее домочадцам даруется благодать освящения и очищения. «Владыко Господи Вседержителю, родившую рабу твою исцели, восстави от одра, на нем же лежит...— молится священник.— Сохрани сию и младенца, покрой ю кровом крил Твоих... молитвами Богородицы и всех святых». Молитва о женщине, извергшей младенца

    Этой молитвой Церковь приходит на помощь женщине, у которой произошло непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. В первый день такого несчастья читается женщине эта молитва. Молитвы сорокового дня

    Храм — это особое место молитв и благодатного общения человека с Богом в Богослужении и Таинствах Церкви. Поэтому в 40-й день мать с ребенком приходит в храм и может участвовать в богослужении не иначе, как с благословения и молитвы о них священника.

    Сороковой день по рождении младенца определен Законом Божиим для посвящения младенцев Богу. Ранее этого срока мать, родившая ребенка, не может ходить в храм. До сорокового дня после родов женщина по Закону «ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 4; Лк. 2, 22). В Ветхом Завете матери в сороковой день приходили в храм, чтобы принести жертву о грехе и вступить в общение с Богом. Молитва на наречение имени младенцу. Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи — выбор имени младенцу — по Уставу Православной Церкви положено совершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует помнить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом».[53] возжигая им в себе духовный светильник.

    16. . Предкрещальные чины по современному Требнику.

    Последование чина оглашения

    1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).

    2. Молитвы запрещения злых духов.

    3. Отречение от сатаны.

    4. Исповедание верности («сочетание») Христу.

    5. Исповедание Символа веры.

    Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»). Подготовка взрослых ко крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и таинствах крещения, миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш...») и «Богородице Дево, радуйся...». Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к таинству крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

    Молитвы запрещения злых духов. По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы. Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде.

    Отречение от сатаны. После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4; 22).

    Исповедание Символа веры. Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно – о Боге Сыне, в восьмом – о Боге Духе Святом, в девятом – о Церкви, в десятом – о Крещении, в одиннадцатом – о воскресении мертвых, в двенадцатом – о вечной жизни.

    17. Основные элементы чинопоследования таинств Крещения и Миропомазания по современному Требнику (без предкрещальных чинов).

    Чин оглашения

    1. Молитва, во еже сотворити оглашеннаго. Священик дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку. (Молитва об укреплении веры оглашенного, об освобождении от первородного греха).

    2. Четыре «запрещающие» молитвы. Читаются с 8 века.

    - 2 заклинания сатаны.

    - 2 обращения к Богу.

    3. Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом.

    - Троекратное отречение, троекратное подтверждение отречения, дуновение и плюновение

    -Троекратное сочетание, Троекратное подтверждение сочетания с чтением Символа Веры, повторное троекратное подтверждение сочетания, Поклонение Богу.

    4. Молитва Подготовительная ко Крещению.

    Крещение и Миропомазание

    1. Приготовление Крещения.

    - Литургийный возглас «Благословенно царство»

    - Мирная екатения с особыми прошениями (доп. прошения – о воде и крещающемся.)

    - Тайная молитва священника о себе (о ниспослании сил совершить таинство).

    - Освящение воды (три молитвы)

    - Освящение елея

    - Помазание воды с пением «Аллиулия»

    2. Крещение

    - помазывание «елеем радования»

    - Троекратное погружение в воду, Псалом 31 (3 р)

    «Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь.

    - Облачение в «ризу правды» с пением тропаря «Ризу мне подаждь светлу…»

    3. Миропомазание

    - Молитва – благодарение о крещении, прошение о последующих таинствах.

    - Помазание св. миром «Печать дара Духа Святаго. Аминь.»

    4. Завершение.

    - Шествие вокруг купели с пением «Елицы во Христа крестистеся…» (3 р)

    - Прокимен, Апостол (Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач 91.

    - Сугубая екатения

    - Отпуст
    18. Чины, совершаемые после Крещения и Миропомазания. Время и образ их совершения в Византии.

    Чтение Евангелия является смысловым завершением Таинства крещения. Оно, собственно, даже выходит за рамки изначального чина крещения как такового, поскольку читалось уже на пасхальной литургии (и сегодня на литургии Великой Субботы читаются те же Апостол и Евангелие, что и в Таинстве крещения). Крещением и богослужением пасхальной ночи вступление новых членов в Церковь не заканчивалось. В течение всей пасхальной седмицы они приходили в храм слушать тайноводственные поучения. На восьмой день, то есть в следующее за Пасхой воскресенье, они приходили вновь и над ними совершались обряды восьмого дня. В современной практике эти обряды нередко совершаются сразу же после крещения и даже включаются в его чин (несмотря на предписание Требника совершать их именно в восьмой день).

    Первым из этих обрядов является омывание святого мира с тела новокрещеного. Оно начинается чтением двух молитв, в которых священник просит Бога помочь новокрещеному сохранить «щит веры» и одежду нетления. Возлагая руку на голову принявшего крещение, священник обращается к Богу со словами: «Возложи на него руку Твою державную, и сохрани его в силе Твоея благости, некрадомо обручение сохрани, и сподоби его в жизнь вечную». После этого специальной губкой остатки святого мира смываются с тела принявшего крещение со словами: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

    Этот обряд имеет не только утилитарный смысл удаления остатков мира с тела принявшего крещение. Символическое значение обряда заключается в том, что он свидетельствует об окончании долгого крещального пути, который, как мы помним, включал продолжительное оглашение и испытание нравственности, отречение от сатаны и соединение со Христом, погружение в крещальную купель и помазание миром, участие в пасхальном богослужении и причащение Святых Христовых Тайн, ежедневное посещение тайноводственных бесед в течение пасхальной седмицы. Теперь христианину дано все, что ему необходимо для того, чтобы он начал свой собственный путь, ведущий в Царство Небесное. Теперь он облечен во всеоружие Божие, полностью экипирован для борьбы с силами зла, как внешними, так и внутренними. Теперь он получил все необходимое, чтобы выйти в мир и свидетельствовать о чуде духовного воскресения, которое произошло с ним.

    После омытия мира с крещеного снимается белая риза, и он облачается в свою обычную одежду. Это опять же не символ окончания праздника и наступления будней. Скорее, это символ выступления в поход: «Когда начинается реальная битва, яркая и блестящая форма становится бесполезной и сменяется на форму походную... Белая одежда снимается, и омывается святое миро, ибо они были даны, чтобы быть не знаками, а самой реальностью, чтобы быть преобразованными в жизнь».

    С момента крещения начинается битва христианина за собственную душу и за души окружающих людей. В этой битве ему понадобится покровительство и помощь Церкви. В свою очередь, Церковь сможет помогать своему члену только в том случае, если он будет жить в послушании ее установлениям и законам.

    В этом смысл последнего из обрядов восьмого дня — пострижения волос. С древних времен пострижение волос было символом послушания: не случайно пострижение употребляется при принятии монашества и при вступлении в чин чтеца — первый чин священнослужения. Молитва на пострижение волос напоминает о необходимости послушания Церкви, ее иерархии и ее установлениям. В то же время она говорит о том нетленном венце, который уготован победителям в духовной битве. Получить такой венец надеется не только принявший крещение, но и крестивший его священник, и все члены церковной общины. Поэтому в молитве вновь появляется первое лицо множественного числа:

    Одеявыйся в Тя, Христа и Бога нашего, Тебе подколни с нами свою главу, егоже сохрани непобедима подвижника пребыти на всуе вражду носяших на него и на ны, Твоим же нетленным венцем даже до конца победители вся покажи.

    Одевшийся в Тебя, Христа и Бога наше­го, преклонил перед Тобою свою голову вместе с нами. Сохрани его, чтобы он пребыл непобедимым борном с теми, кто напрасно враждует против него и нас, и всех нас в конце концов увенчай Твоим победным венцом.
    19. Основные канонические правила о совершении таинств Крещения и Миропомазания.

    Для достойного принятия Крещения нужны вера и покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, осознание связанности ее с действием злых духов и отречение от них.

    Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

    Крещение требует приготовления, даже если принимающий его человек имеет всего несколько дней от роду и не способен понять, что с ним происходит. Таинство совершается над ним по вере его восприемников. Православная Церковь, в отличие от протестантски-рационалистических конфессий, никогда не ставила «понимание» условием для совершения таинства Крещения. Более того, опираясь на святоотеческую традицию, она считает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, является его плодом и следствием, а не условием. Высшим проявлением благодати Крещения является как раз то, что оно превращает и взрослого в младенца, без чего, по словам Христа, невозможно войти в Царство Божие. Поэтому обряд приготовления – это соборный акт Церкви, который делает возможным последующее возрождение в таинстве. Ибо вся Церковь изменяется, обогащается и наполняется, когда еще одно чадо Божие включается в ее жизнь и становится членом Тела Христова.

    В то же время все христиане должны помнить, что полученный в Таинстве Крещения дар – залог новой жизни – преумножается личными усилиями, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Уже в процессе принятия святого Крещения в крещаемом совершается чудесная перемена: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его серд¬ца. Дьявол может искушать крещеного человека, но он становится как бы внешним ему. Некрещеный в силу первородного греха не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не делать этого. Та¬ким образом, Крещение есть Таинство включения чело¬века в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу.

    О совершителе Крещения.

    Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением. Однако опасно больной ребенок может быть крещен при отсутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства Крещения, должен быть верующим христиа¬нином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные сло¬ва: «Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение). Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убе¬дившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Миропомазания.
    В Таинстве Миропомазания на новокрещенного человека нисходит Святой Дух. Он дается человеку как Дар Христа, дар Его жизни. «Дух, – говорит Христос, обещая Его приход, – от Моего возьмет и возвес­тит вам» (Ин. 16, 14-15).

    Печать – это отпечаток на человеке Того, Кто им владеет, Кто сохраняет и защищает его целостность. Печать одновременно и знак высокого достоинства, ибо во Христе он становится храмом Святого Духа.

    Таинство миропомазания может быть совершено не только епископом, но и священником. Но только первые имею право освящать миро (мироварение) (см. Карфагенский собор 318 г. Правило 6-е). В Римской церкви миропомазают только епископы.
    20. Содержание беседы о Хлебе Жизни (Ин. 6).

    Чудесный переход Господа Иисуса Христа через Геннисаретское озеро вызвал удивление народа, евшего чудесно умноженные хлебы. Об этом повествует один Ев. Иоанн; который вслед за тем передает и замечательную беседу Господа о Себе, как о хлебе, сошедшем с небес, раскрыв в этой беседе учение о необходимости для спасения таинства причащения Тела и Крови Его. Народ искал Господа по пустыне, зная, что Он не поехал в лодке с учениками, и нашедши Его уже на другой стороне озера, учащим в Капернаумской синагоге, с удивлением спрашивал Его, когда Он успел придти сюда. Оставив этот вопрос без ответа, Господь сделал его поводом к пространной беседе о Себе, как о Хлебе Жизни. Начал Он эту беседу с того, что в ответ на вышеупомянутый вопрос упрекнул иудеев за то, что они ищут Христа не потому, что в совершенных Им чудесах уразумели благость Божию, а потому, что чудом, накануне совершенным, был удовлетворен их голод, как остальными чудесами прекращались другие страдания тела. Но никто из них не заботится об удовлетворении потребностей духа, ради чего Христос и пришел на землю.

    "Старайтесь не о пище тленной", погибающей вместе с телом, "но о пище, возводящей в жизнь вечную", т.е. о такой пище, которая пребывает вечно, и послужит к жизни вечной. Эту пищу "даст вам Сын Человеческий", говорит дальше Господь. Возбуждаемые упреком иудеи сказали Ему: "Что сотворим, да делаем дела Божий?", поняв, что в словах Господа содержится требование нравственных действий с их стороны, но не понятно каких. На это Господь вместо множества дел, какие они считали необходимыми творить, ради Богоугождения, с точки зрения закона Моисеева, указывает им на одно только дело: "Се есть дело Божие – да веруете в Того,... Егоже посла Он". Это – главное Богоугодное дело, без которого невозможна вообще Богоугодная жизнь. Поняв, что Иисус "Посланником Божиим" называет Себя, иудеи отвечают, что для такой веры в Него, какую имели израильтяне в Бога и в Моисея, пророка Его, мало тех знамений, какие Он творит. Вот доказательство того, насколько ненадежна вера, основывающаяся только на чудесах: она требует все больших и больших чудес. И вот иудеи не довольствуются тем, что Господь Иисус напитал пять тысяч людей пятью хлебами, а требуют, чтобы Он показал им большее чудо, вроде, напр., манны, которой Моисей питал их во время сорокалетнего странствования в пустыне. На это Господь отвечает, что это чудо совершенное Богом через Моисея, маловажнее того, которое теперь совершает Бог через Него – Мессию, давая им уже не призрачный хлеб, каким была манна, а "хлеб истинный с небесе". Этот хлеб "дает жизнь миру". Поняв слова Господа так, что Он говорит им о хлебе, хотя особенном и чудесном, но чувственном, иудеи выражают желание всегда получать от Него такой хлеб. Тогда Господь раскрывает им учение о Себе, как о "хлебе жизни", говоря, что этот Хлеб, сходящий с небес и дающий жизнь миру, – Он Сам, что приходящий к Нему не будет алкать и верующий в Него не будет жаждать никогда

    "Аз есмь хлеб животный", говорит о Себе дальше Христос, "хлеб жизни", хлеб живой, а не бездушный, какой была манна. Манна питала только тело, а потому те, кто ее ели, умерли; хлеб же, сходящий с небес действительным образом, а не только видимым, как манна, таков, что кто будет есть Его, "не умрет", но "жив будет во веки". Этот хлеб, сшедший с небес, Сам Господь Иисус Христос. Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше, что этот хлеб есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира. Здесь Господь учит о Себе, как об истинном Агнце пасхальном, вземлющем на Себя грехи всего мира.

    Иудеи поняли эти слова буквально, а не иносказательном. И вот Христос, чтобы пресечь их спор, повторяет решительно и категорично: "Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день" и т. д. Здесь Господь уже во всей полноте и ясности раскрывает Свое учение о необходимости для вечного спасения причащения Его Тела и Крови.

    21. Повествования об установлении таинства Евхаристии в Новом Завете и их отличительные особенности.

    Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов «приимите, ядите… пийте от нея вси… сие творите в Мое воспоминание…»

    Описывается в Евангелии от Иоанна, – само установление таинства описыва­ется у трех Евангелистов – синоптиков Матфея, Мар­ка и Луки, а затем повторено Апостолом Павлом.

    В Евангелии от Матфея повествуется: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, Преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

    О том же сообщается в 14-й главе Евангелия от Марка, а также в Евангелии от Луки: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери го­воря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 19-20).

    О том же читаем у Апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите…» (1 Кор. 11, 23-24).

    Слова Спасителя на Тайной Вечере: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22, 19) «…Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих из­ливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26), – совер­шенно ясны и определенны и не допускают иного толкования, кроме прямого, а именно: ученикам преподаны истинное Тело и истинная Кровь Хри­стовы; и это совершенно согласно с обетованием Спасителя о Его Теле и Крови (Ин. 6).

    Приобщив учеников, Господь заповедал: «сие творите в Мое воспоминание». Эта жертва должна совершаться «доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26), как наставляет Апостол Павел, то есть до второго при­шествия Господня. Это следует и из слов Спасите­ля: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жиз­ни» (Ин. 6, 53). И действительно, Евхаристия приня­та Церковью от первых дней, как величайшее та­инство; установление ее сохраняется с наивысшим тщанием и благоговением. Она и совершается и будет совершаться до скончания мира.

    Мф 26

    Мк 14

    Лк 22

    Ин

    (ранее 26, 21-25; п. 143.3)
    26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

    (ранее 14, 18-21; п. 143.3)
    22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

    (ранее 22, 15-18; п. 143.1)
    19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое,










    которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.




    27 И, взяв чашу и благодарив, подал им

    23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

    20 Также и чашу после вечери,




    и сказал: пейте из нее все,
    28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

    24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

    говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
    (далее 22, 21-23; п. 143.3)




    29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
    (далее 26, 30-35; п. 145)

    25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
    (далее 14, 26-31; п. 145)








    22. Догматическое содержание таинства Евхаристии. Евхаристия как Жертва.
    Евхаристия (буквально: «благодарение») есть та­инство, в котором хлеб и вино предложения прела­гаются Духом Святым в истинное Тело и истин­ную Кровь Господа Иисуса Христа, и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов:

    1) преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни;

    2) причащения этих святых Даров.

    Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности». При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки.

    Хотя православные богословы также пользовались термином «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим словом «не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею».

    Для свв. отцов в учении о Евхаристии чужды рассудочные схемы, они никогда не стремились выразить сущность величайшего христианского таинства посредством схоластических дефиниций. Большинство свв. отцов учили о преложении Святых Даров как об их восприятии в Ипостась Сына Божия действием Святого Духа, вследствие чего евхаристические хлеб и вино поставляются в такое же отношение к Богу Слову, что и Его прославленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством.

    При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

    Приблизить эту тайну к нашему восприятию свв. отцы пытались посредством образов. Так, многие из них использовали образ раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств. По крайней мере до X века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил об иллюзорности евхаристических видов. Латинское учение о пресуществлении деформирует восприятие верующими таинства Евхаристии, превращая таинство Церкви в некое сверхъестественное, по существу магическое, действие.

    О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день…» (Ин. 6, 53-54).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта