Главная страница

вопросы 30-31. 30. Средневековая протонаука. Влияние теологии на науки средневековья


Скачать 30.44 Kb.
Название30. Средневековая протонаука. Влияние теологии на науки средневековья
Дата07.06.2022
Размер30.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопросы 30-31.docx
ТипДокументы
#575733

30. Средневековая протонаука. Влияние теологии на науки средневековья

Закат античной мудрости. Второй этап протонауки приходится на Средние века (V-VIII вв.). В эту эпоху происходит демонтаж античной рабовладельческой культуры и формирование новой региональной культуры —западноевропейской. Римская империя, возникшая и развивавшаяся на почве живого хозяйственного и культурного общения объединившихся под ее властью государств и народов Средиземноморья и много сделавшая для дальнейшего развития этого общения, вступила в полосу кризиса. Окружающие народы, только-только выходящие из первобытного состояния, обрушиваются на ослабевшую Империю. Теперь «магнатам и куриалам приходится не только отказываться от роскоши, богатого убранства вилл, от театральных зрелищ, от комфортабельных терм, но и вообще от удовлетворения культурных потребностей: забрасываются водопроводы, закрываются библиотеки, школы, перестают цениться книги и произведения искусства... Мрамор и порфир дворцов и театров растаскивается для строительства крепостных стен»29. Европа возвращается в полуварварскоесостояние. Римская империя перестает существовать с VII в. Но еще раньше начинают ослабевать, а затем и рваться, культурные связи. Разрыв связей между востоком и западом Империи сыграл едва ли не ключевую роль: крупнейшие научные центры остались на территории Восточной Римской империи. Не менее важен был и тот факт, что христианство утверждается в Европе как мировоззрение, противостоящее всей «языческой мудрости». По словам Августина: «Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть (которой дьявол не имеет), а тем, что живет сам по себе, т. е. по человеку»[1]. Знание —это «похоть очей», которая отвращает человека от веры в Бога.

В итоге образованные люди в период с V по XII вв. стали редкостью, даже священники часто бывали неграмотными, выучившими службу «на слух». В сохранившихся немногочисленных школах, как правило монастырских, изучали Священное Писание, церковное право и экзегетику (толкование Библии и Отцов Церкви). Арифметике же учили лишь в пределах потребности в простейших расчетах, а геометрии и физике —в объеме работ Сенеки и Плиния. Вершиной изучения математики было знакомство с мистическим учением о числах. Среди известных средневековому грамотею книг отсутствуют высшие достижения античной мысли. Были известны два отрывка из аристотелевского «Органона», отрывок из «Тимея» Платона, «Вопросы о природе» Сенеки (4 до н. э. — 65 н.э.), «Естественная история» Плиния Старшего (23-79), компендиумы Макробия, Боэция (475-524), Кассиодора (486-578). В то же время труды Евклида, Герона, Архимеда, Птолемея, Плотина (204-270), Прокла (412-485); большинство трудов Аристотеля и Платона не было известно даже понаслышке. В результате, если «для античности природа была действительностью, для Средних веков она стала символом божества»[2]. В истолковании природы господствовали символизм, аллегоризм и мистицизм.

Реконкиста. Традиции античной протонауки были спасены от забвения арабами. В отличие от средневековой Западной Европы, для которой символизм был важным элементом мировоззрения, выражающим тенденцию к нравственно-аллегорическому истолкованию природы, менталитет арабов отличался практичностью. Будучи по преимуществу прикладной и практической, арабская наука достигла больших успехов в области медицины, математики и астрономии. Арабы буквально охотились за греческими книгами. Халиф ал-Мамун (годы правления 813-833) создал при своем дворе Дар ал-хикма — переводческий центр с библиотекой и обсерваторией, объединявший крупнейших ученых арабского мира. Известно, что, заключая мирный договор с византийским императором, в качестве одного из условий ал-Мамун потребовал передачи множества греческих манускриптов, среди которых был и знаменитый «Альмагест» Птолемея. Были переведены на арабский язык труды Аристотеля и его последователей: Евклида, Аполлония, Архимеда и др. Эти переводы «выполнялись с замечательной эрудицией и поразительно искусно с филологической точки зрения»[3]. От индусов арабы заимствовали обозначение цифр и десятичную систему счисления. Значительного развития достигли алгебра, астрономия, тригонометрия.

Толчком к освоению европейцами того, что освоили из античной культуры арабы, стала Реконкиста — начавшееся с IX в. отвоевывание испанцами Пиренейского полуострова, долгое время находившегося под властью арабов. Начиная с этого времени завязываются культурные связи европейцев с арабским миром, а к X в. авторитет арабской мудрости становится достаточно высоким: например, Герберт, ездивший в Испанию ради изучения арабской математики, стал папой римским (Сильвестр XI). Отвоеванный испанцами в 1085 г. Толедо становится подлинной Меккой для европейских студентов, поспешавших туда ради знакомства с достижениями арабов. А к XII в. прямые связи с арабским миром устанавливают Генуя, Пиза, Венеция, Милан и Флоренция. Так через арабский мир Европа начинает постигать античную мудрость.

Развивающаяся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное движение, философским вдохновителем которого было аристотелевское учение, повлекло за собой рост тенденции к отделению науки от теологии, разума от веры. Эта точка зрения находилась в явном противоречии с интересами церкви, и поэтому необходимо было искать способы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о выработке такого метода, который не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, то есть сохранить примат веры над разумом. Эту задачу осуществлял Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской концепции науки. Поэтому католические историки философии убеждены, что Фома Аквинский автономизировал науку, превратив ее в область, совершенно независимую от теологии.

В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой - исключительно Бог как "первопричина" вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии. В сущности концепция науки Аквинского представляла собой идеологическую реакцию на рационалистические тенденции, направленные на то, чтобы освободить науку от влияния теологии. Можно, правда, сказать, что он обособляет теологию от науки в гносеологическом смысле, то есть считает, что теология черпает свои истины не из философии, не из частных дисциплин, а исключительно из откровения. На этом Фома не мог остановиться, ибо не это требовалось теологии. Такая точка зрения лишь подтверждала превосходство теологии и ее независимость от других наук, но она не решала самой существенной для того времени задачи, стоявшей перед римской курией, а именно необходимости подчинить теологии развивающееся научное течение, особенно течение имеющее естественнонаучную ориентацию. Речь шла прежде всего о том, чтобы доказать неавтономность науки, превратит ее в "служанку" теологии, подчеркнуть, что любая деятельность человека, как теоретическая, так и практическая, исходит в конечном счете из теологии и сводится к ней.

В соответствии с этими требованиями Аквинский вырабатывает следующие теоретические принципы, определяющие генеральную линию церкви по вопросу об отношении теологии и науки:

  • 1. Философия и частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции. Выражением этого принципа является известное положение Фомы о том, что теология "не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам". Использование их, по его мнению, не является свидетельством несамодостаточности или слабости теологии, а, напротив, вытекает из убогости человеческого ума. Рациональное знание вторичным образом облегчает понимание известных догматов веры, приближает к познанию "первопричины" вселенной, то есть Бога;

  • 2. Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки - чувственный опыт и разум. Фома утверждает, что с точки зрения способа получения истины, знание можно разделить на 2-а вида: знания, открытые естественным светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы из откровения.;

  • 3. Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки. Фома считает, что одна и та же проблема может служить предметом изучения различных наук. Но существуют определенные истины, которые нельзя доказать при помощи разума, и потому они относятся исключительно к сфере теологии. К этим истинам Аквинский относил следующие догматы веры: догмат воскрешения, историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени и так далее;

  • 4. Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука должна опосредованно служить теологии, должна убеждать людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь служанка теологии. Философия, например, опираясь на физику, должна конструировать доказательства существования Бога, задача палеонтологии состоит в подтверждении Книги бытия и так далее.

В связи с эти Аквинский пишет: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге".

Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются в опасные рассуждения. В случае конфликта решающим является критерий истин откровения, которые превосходят своей истинностью и ценностью любые рациональные доказательства.

Таким образом, Фома не отделил науку от теологии, а напротив, без остатка подчинил ее теологии.

Аквинат, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил науке второстепенную роль. Фома полностью парализует современную ему научную жизнь.

В период Возрождения и в более позднее время теологическая концепция науки, созданная Фомой, становится докринальным и идеологическим тормозом научного прогресса.

31. Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — это непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.

На эмпирическом уровне осуществляются следующие исследовательские процессы:

1. Формирование эмпирической базы исследования:

— накопление информации об исследуемых объектах и явлениях;

— определение сферы научных фактов в составе накопленной информации;

— введение физических величин, их измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц, схем, графиков и т. п.;

2. Классификация и теоретическое обобщение сведений о полученных научных фактах:

— введение понятий и обозначений;

— выявление закономерностей в связях и отношениях объектов познания;

— выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам;

— первичное формулирование исходных теоретических положений.

Таким образом, эмпирический уровень научного познания содержит в своем составе два компонента:

1. Чувственный опыт.

2. Первичное теоретическое осмысление чувственного опыта.

Основой содержания эмпирического научного познания, полученного в чувственном опыте, являются научные факты. Если любой факт, как таковой — это достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление, то научный факт — это факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:

1. Наблюдение. Научное наблюдение — это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения — это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции — сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

— непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

— косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение — это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

— статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

— динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т. д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

— прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

— косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание — это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

4. Эксперимент. Эксперимент — это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств.

По характеру поставленных целей эксперименты подразделяются на:

— исследовательские, которые направлены на обнаружение у объекта новых, неизвестных свойств;

— проверочные, которые служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических построений.

По методикам проведения и задачам на получение результата, эксперименты делятся на:

— качественные, которые носят поисковый характер, ставят задачу выявить само наличие или отсутствие тех или иных теоретически предполагаемых явлений, и не нацелены на получение количественных данных;

— количественные, которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.

После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — это обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.

Таким образом, теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, умозаключений, идей, теорий, законов, категорий, принципов, посылок, заключений, выводов, и т. д.

Преобладание рационального момента в теоретическом познании достигается абстрагированием — отвлечением сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переходом к абстрактным представлениям.

Абстрактные представления подразделяются на:

1. Абстракции отождествления — группировка множества объектов познания в отдельные виды, роды, классы, отряды и т. д., по принципу тождества их каких-либо наиболее существенных признаков (минералы, млекопитающие, сложноцветные, хордовые, окислы, белковые, взрывчатые, жидкости, аморфные, субатомные и т. д.).

Отвлекаясь от несущественных свойств объектов, абстракция отождествления позволяет перевести конкретные эмпирические данные в идеализированную и упрощенную для целей познания систему абстрактных объектов, способных участвовать в сложных операциях мышления.

2. Изолирующие абстракции. В отличие от абстракций отождествления, эти абстракции выделяют в отдельные группы не объекты познания, а их какие-либо общие свойства или признаки (твердость, электропроводность, растворимость, ударная вязкость, температура плавления, кипения, замерзания, гигроскопичность и т. д.).

Изолирующие абстракции также позволяют идеализировать в целях познания эмпирический опыт и выразить его в понятиях, способных участвовать в сложных операциях мышления.

Таким образом, переход к абстракциям позволяет теоретическому познанию предоставлять мышлению обобщенный абстрактный материал для получения научного знания обо всём многообразии реальных процессов и объектов материального мира, что невозможно было бы сделать, ограничиваясь только эмпирическим познанием, без отвлечения от конкретно каждого из этих неисчислимых объектов или процессов.

В результате абстрагирования становятся возможными следующие МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ:

1. Идеализация. Идеализация — это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий.

То есть метод идеализации в научном познании неразрывно связан с методом моделирования.

2. Моделирование. Теоретическое моделирование — это замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно.

Основное условие моделирования состоит в том, чтобы создаваемая модель объекта познания за счет высокой степени своего соответствия реальности, позволяла:

— проводить неосуществимые в реальных условиях исследования объекта;

— проводить исследования объектов, в принципе недоступных в реальном опыте;

3. Мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент — это мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.

Используется в качестве теоретического полигона для планируемых реальных исследовательских действий, или для исследования явлений или ситуаций, в которых реальный эксперимент вообще невозможен (например, квантовая физика, теория относительности, социальные, военные или экономические модели развития и т. д.).

4. Формализация. Формализация — это логическая организация содержания научного знания средствами искусственного языка специальной символики (знаков, формул).

Формализация позволяет:

— вывести теоретическое содержание исследования на уровень общенаучных символов (знаков, формул);

— перенести теоретические рассуждения исследования в плоскость оперирования символами (знаками, формулами);

— создать обобщенную знаково-символьную модель логической структуры исследуемых явлений и процессов;

— производить формальное исследование объекта познания, то есть осуществлять исследование путем оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания.

5. Анализ и синтез. Анализ — это мысленное разложение целого на составные части, преследующее цели:

— исследование структуры объекта познания;

— расчленение сложного целого на простые части;

— отделение существенного от несущественного в составе целого;

— классификация объектов, процессов или явлений;

— выделение этапов какого-либо процесса и т. д.

6. Индукция и дедукция.

Индукция — это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.

Дедукция — это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — способы совокупного представления результатов исследования.

Основными формами научного познания являются:

1. Проблема — теоретический или практический научный вопрос, требующий решения. Правильно сформулированная проблема частично содержит в себе решение, поскольку формулируется исходя из актуальной возможности своего решения.

2. Гипотеза — предполагаемый способ возможного решения проблемы. Гипотеза может выступать не только в виде предположений научного характера, но и в виде развернутых концепции или теории.

3. Теория — целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.


написать администратору сайта