Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель работы

  • персы. Персы. Жилье и архитектура древних персов


    Скачать 48.47 Kb.
    НазваниеЖилье и архитектура древних персов
    Анкорперсы
    Дата29.12.2021
    Размер48.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПерсы.docx
    ТипДокументы
    #321455

    Оглавление


    ВВЕДЕНИЕ 3

    1. Жилье и архитектура древних персов 4

    2. Религия 7

    3. Персидская система управления 9

    4. Древняя персидская социальная иерархия 10

    5. Женщина в древней Персии 13

    6. Одежда 16

    7. Древнеперсидское питание 17

    8. Спорт и досуг 19

    9. Культурные достижения 20

    10. Нравы и обычаи 22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25


    ВВЕДЕНИЕ


    Немногие державы могли, подобно Персии, противостоять натиску легионов Римской империи и одерживать победы. Уникальные клинки работы персидских мастеров и сейчас остаются эталоном благородного оружия. Древние города, акведуки и оросительные системы Персии даже в наши дни поражают воображение. Произведения здешних поэтов и живописцев принадлежат к вершинам культурного наследия человечества – например, классические персидские миниатюры, которые часто именуют самым совершенным из всего, что создано в мировом искусстве. Поэма великого Фирдоуси «Шахнаме» не просто являет собой обширный и красочный эпос, но и породила целый свод легенд, в том числе и ту, что повествует о властителе, оценившем каждую ее строку на вес золота. Но, несмотря на всемирную славу персидских поэтов и полководцев, история этой древней страны хранит еще немало загадок.

    Актуальность темы исследования заключается в необходимости теоретического осмысления закономерностей исторического взаимодействия цивилизаций, среди которых особое место занимает Персия как носитель древней исторической традиции и инициатор воспринятой мировым сообществом идеи диалога цивилизаций.

    Цель работы: исследовать нравы, обычаи и повседневная жизнь древних персов

    Задачи работы:

    1. Исследовать повседневный быт персов: жилье, питание, одежду

    2. Проанализировать устройство общество

    3. Охарактеризовать религию и культуру

    4. Изучить досуговую культуру древних персов



    1. Жилье и архитектура древних персов


    Что касается Персидского дома, необходимо рассматривать это понятие в более широком контексте культурной географии Ирана. Иран - четырехсезонная страна с разнообразными климатическими условиями, и эти условия оказали большое влияние на иранский архитектурный стиль, в результате чего мы можем найти дома с соломенными крышами на севере, дома с крыльцами на западе и дома с центральным фасадом. двор в жарких пустынных частях Ирана. Хотя климат можно рассматривать как причину разнообразия архитектурных стилей, но то, что разделяет все эти различные формы, касается семьи и ее взаимоотношений с персидским домом. Фактически, персидский дом - это место сбора членов семьи, место удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

    В Персидском Доме ценится вода, дерево и небо; поэтому двор тоже имеет значение. Родители, бабушки и дедушки также ценятся, и каждый из них занимает свое уникальное положение в пределах этой уникальной частной границы. В Persian House каждое мгновение бесценно, поэтому в нем ощущаются и постигаются восходы и заходы солнца, весна и осень. Человек - ценность в Персидском Доме, и его жизнь - тоже.[7]

    Персидский дом предоставляет место для производства, обучения и передачи традиций и обычаев; здесь человека приглашают вести жизнь.

    Первый персидский дом был построен в эпоху неолита, когда человек занимался земледелием и скотоводством. Впоследствии архитектура Persian House стала свидетелем изменений и прогресса в дизайне и конфигурации пространств в разные исторические периоды. Постепенно, с развитием знаний и технологий и появлением новых инструментов, человеку удалось создать специальные покрытия на основе материалов, доступных в его непосредственном окружении, дома, которые в конечном итоге превратились в различные формы сводов и архитектурные узоры с течением времени. Сохранившиеся археологические свидетельства показывают, что «Дом Чар Софе - дом квадратной или прямоугольной формы со смежными комнатами - восходит к доисламской эпохе», а киоск - еще одно его расширение.

    Традиционная персидская жилая архитектура - это архитектура, которую строители и мастера в культурном Большом Иране и прилегающих регионах использовали для строительства домов на народном языке. Искусство опирается на различные культуры и элементы как исламских, так и доисламских времен.

    Кварталы в старых персидских городах часто формировались вокруг святынь популярных святых. Все общественные объекты, такие как бани, дома траура (текьех), чайные, административные учреждения и школы, можно было найти в пределах самого квартала. Помимо главного базара города, в каждом районе часто был свой базар-че (то есть «маленький базар»), а также собственный абанбар (или общественный резервуар с водой), который обеспечивал район чистой водой. . [1] У Казвина, например, было более 100 таких резервуаров, прежде чем они были модернизированы городским водопроводом в наше время.

    Почти все традиционные персидские дома были спроектированы с учетом следующих основных характеристик:

    Хашти и Далан-э-воруди: входя в дверной проем, вы попадаете в небольшое замкнутое переходное пространство, называемое Хашти. Здесь человек вынужден перенаправить свои шаги с улицы в коридор, называемый Далан-э-Воруди. В мечетях Хашти позволяет архитектору повернуть шаги верующего в правильную ориентацию для молитвы, что дает возможность очиститься перед входом в мечеть.

    Удобный подъезд ко всем частям дома.

    Центральный бассейн (хауз) с окружающими его садами, в которых растут инжир, гранаты и виноградные лозы.

    Важные перегородки, такие как бируни (внешний вид) и андаруни (интерьер).

    Особая ориентация лицом к Мекке и от нее.

    Кроме того, персидские дома в центральном Иране были спроектированы с использованием хитроумной системы улавливателей ветра, которые создают необычно низкие температуры на нижних уровнях здания. Толстые массивные стены были спроектированы для защиты от солнечного тепла летом и сохранения внутреннего тепла зимой.

    Отличительное художественное наследие Персии с эффективными, но древними техническими ноу-хау позволило создать дома и пространства, отличительными чертами которых были эстетические талары и крыши с интригующими световыми колодцами, а также замысловатые оконные и зеркальные изделия, картины, рельефы и красиво оформленный айван среди комфортабельных жилых домов. пространства в жарких засушливых регионах.[5]

    В то время как геометрическая строгость, наблюдаемая в таких произведениях, как Исфахан эпохи Сафави, напоминает о совершенном порядке небесного мира, растительный орнамент, реализованный в интерьерах домов, свидетельствует о персидской любви к садам. А лепнина, фрески и картины, выполненные королевскими мастерами, демонстрируют уровень персидской эстетики.

    Такие концепции, как интроверсия, упорядоченность, уважение к соседям, недопущение хвастовства, пространственное разнообразие, гостеприимство, взаимодействие с окружающей средой, конфиденциальность, избегание трат времени, многофункциональность пространств и обеспечение конфиденциальности - вот некоторые из составляющих персидского дома. Соблюдение этих узоров и стилей придало персидскому дому особую индивидуальность. Персидский дом представляет собой уникальный и великолепный образец в области архитектуры домов в климате центрального плато Ирана, материалы, методы строительства, украшения и нематериальные ценности которого играют жизненно важную роль в реализации персидского дома.[4]

    Персидский дом как выдающийся образец среди аналогов во всем мире предоставил образцы для жилищного строительства, которые проложили путь к значительному прогрессу в этой области, он был авангардом современных методов применения строительных технологий, проектирования, пространственной иерархии. , декорации, дизайн фасадов, обустройство помещений и т. д.[6]

    2. Религия


    Арийские племена, поселившиеся на Иранском нагорье и его окрестностях, принесли с собой политеистическую религию, верховным существом которой был Ахура Мазда (Владыка Мудрости) со многими другими меньшими богами и духами под его властью. Среди них самыми популярными были Митра (бог заветов и восходящего солнца), Анахита (богиня плодородия, здоровья, воды и мудрости, Атар (бог огня) и Хвар Ксата (бог солнца / бог полноты). Солнце) .Эти силы добра противостояли злому духу хаоса.

    Ахура Мазда, источник всего добра, вызывается и почитается с помощью ритуала, известного как язна (трапеза, на которую приглашается божество). На язне напиток, называемый хаума, готовили из сока растения (которое не было идентифицировано) и употребляли, изменяя умы участников и позволяя постичь божественное. Огонь, зажженный в язне, был одновременно священным элементом сам по себе и проявлением божественного присутствия в форме Атара.

    В какой-то момент между 1500-1000 гг. До н.э. персидский пророк Зороастр (также известный как Заратустра) утверждал, что получил откровение от Ахура Мазды, и проповедовал новую религию, известную как зороастризм, которая развила концепции более ранней религии в монотеистических рамках. . Зороастр признал Ахура Мазду верховным существом, но заявил, что он единственный бог - не нуждающийся в других - вовлеченный в вечную борьбу с Ангра-Майнью (также называемым Ариманом), вечным духом зла.

    Цель человеческой жизни состояла в том, чтобы выбрать, за каким божеством он будет следовать, и этот выбор будет информировать и направлять все его действия, а также конечный пункт назначения. Тот, кто выбрал Ахура Мазду, будет жить жизнью, посвященной Аше (истине и порядку), и будет придерживаться практики добрых мыслей, добрых слов, добрых дел. Тот, кто выбрал Ангра-Майнью, будет жить жизнью, привязанной к Друдж (ложь и хаос), что проявляется в потакании своим слабостям, неверности и жестокости.[3]

    После смерти все души переходят мост Чинват, и те, кто был праведником, отправляются в Дом Песни (рай), в то время как те, кто следовали путем Ангра-Майнью, попадают в Дом Лжи, видение ада, в котором каждый чувствует себя вечно одинокие - сколько бы других душ ни было рядом - терпя различные муки. В какой-то момент в будущем придет мессия - Саошьянт («Тот, кто приносит пользу»), и линейное время закончится событием, известным как Фрашокерети, когда все воссоединятся с Ахура Маздой в раю, даже те, кто был ведом. сбился с пути злом. Зороастр сохранил ритуал язны и концепцию огня как божественного элемента, только теперь это было проявление Ахура Мазды вместо Атара.

    Хотя ученые продолжают спорить о точной природе зороастризма, Авеста (зороастрийское писание) настоятельно предполагает, что это монотеистическая религия, дуалистические характеристики которой были преувеличены позже в движении, известном как зорванизм (популярном во времена Сасанидской империи, 224-615 гг. Н. Э.). Зороастризм с его акцентом на единственном, нетварном, высшем существе, важность человеческой свободной воли и выбора для хорошей жизни, приговор после смерти, мессия и окончательный отчет в конце времен станут важными элементами более позднего религии иудаизма, христианства и ислама и влияют на другие религии.

    3. Персидская система управления


    Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей — сатрапов (перс, «кшатра-паван» — «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности.

    Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. [2]

    Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

    Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.[1]

    Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

    4. Древняя персидская социальная иерархия


    Социальные классы означают группу людей, которая была разделена обществом на основе любого средства, такого как богатство, власть, цвет кожи, место рождения, раса, к которой они принадлежат, или любое другое подобное средство. Социальное разделение людей было важным фактором в мире на протяжении многих веков, и на нашу историю большое влияние оказало это социальное зло, которое считает одних людей выше других. Персия также была страной, пострадавшей от этого социального зла. Одна из старейших в мире неуклонно крупных цивилизаций родом из Персии, с городскими и историческими поселениями. Древняя персидская социальная иерархия описана ниже в порядке убывания.

    Король и королевская семья - это был высший класс держателя власти в древнеперсидской социальной иерархии. На вершине был король, а затем пришла королевская семья. В основном королевская семья была каким-то образом связана с королем по крови, но в древней Персии некоторые дети были усыновлены королем как их сыновья, и поэтому они стали частью королевской семьи.[8]

    Священники - священник - это лицо, уполномоченное выполнять священные ритуалы религии, особенно в качестве посредника между людьми и одним или несколькими божествами. Они также имели право вмешиваться или подвергать сомнению решения короля. Даже их орден считался священным божественным орденом, поскольку предполагалось, что они имеют положительный контакт с божеством или божествами Персии.

    Аристократия - этот уровень включал в себя группу людей, которые были известными гражданами, и эти члены совета раньше были советниками короля и эффективно помогали и направляли его для бесперебойного управления королевством.

    Военные. Быть частью армии считалось огромным фактором чести для персидского народа. Итак, следующей в древнеперсидской социальной иерархии идет группа людей из персидских вооруженных сил. Персидское правительство предоставило этим людям и их семьям особые льготы и почести.

    Торговцы - этот класс принадлежал к группе бизнесменов, которые торгуют товарами, произведенными другими, и взамен полученной прибылью. Это были люди среднего звена, которые пользовались льготами и правами меньше, чем некоторые, но и больше, чем некоторые. Торговцы, которые могут быть мужчинами или женщинами, занимались торговлей на короткие и дальние расстояния, а также контролировали производство и приобретение сырья. Успешные купцы могли стать довольно богатыми, а купцы-женщины могли тратить свои деньги так же свободно, как и мужчины.

    Ремесленники - это класс людей, которые были квалифицированными рабочими, специализирующимися на изготовлении функциональных и декоративных предметов искусства, включая одежду, мебель, скульптуру, предметы домашнего обихода, инструменты, машины и украшения. Ремесленники принципиально важные для торговца, а также многие другие, были заняты в различных сферах деятельности - от лепки рельефов на домах, зданиях и дворцах до изготовления статуй, создания ювелирных изделий, ковки оружия и доспехов, изготовления гвоздей для лошадей. , и обеспечение людей тарелками, кувшинами и мисками. Ремесленники также могли быть артистами, такими как музыканты, танцоры и мимы.

    Крестьяне - это были люди, которые принадлежали к традиционному классу фермеров, либо чернорабочие, либо владельцы небольших ферм.

    Крестьяне, как обычно, составляли основу экономики, поскольку они были в основном фермерами и либо квалифицированными, либо неквалифицированными рабочими. Крестьянский класс никоим образом не считался неполноценным и мог даже владеть своей собственной землей (что не могли делать даже крестьяне с такой развитой культурой, как древний Египет). Крестьяне либо выращивали, либо пасли скот овец, коз и крупного рогатого скота, а также работали над строительными проектами короля. По призыву сатрапа крестьяне участвовали в персидской войне либо в качестве солдат, либо в качестве грузчиков, поваров или в другой роли поддержки.

    Рабы - это были люди низшего уровня в древней персидской социальной иерархии, которые были вынуждены вести бедную и жалкую жизнь. Они не обладали собственными правами и наименьшим количеством привилегий. В персидской культуре с рабами обращались, как с наемными слугами в других местах. Рабов нельзя было избивать или убивать без разбора, и Дарий I фактически установил законом, что хозяин, плохо обращающийся с рабом, подлежал таким же наказаниям, как если бы свободный человек был ранен. Рабы получали компенсацию за свой труд, кров и одежду, и при персах, будь то Ахемениды или Сасаниды, жили лучше, чем рабы где-либо еще в древнем мире.[5]

    Экономика была основана на сельском хозяйстве и выращивании и торговле зерновыми, включая ячмень, чечевицу, бобы, инжир, виноград, семена кунжута и лен. Торговля велась от одного конца империй Ахеменидов и Сасанидов до другого - примерно от границ современной Индии до побережья Турции и вниз через Левант и Египет. При Дарии I была построена сеть дорог, которая облегчила торговлю, а также процветала морская торговля. Дарий I даже построил канал в Египте (около 500 г. до н. Э.), Соединяющий реку Нил с Красным морем, чтобы еще больше расширить торговлю (хотя ряд греческих историков утверждают, что строительство канала так и не было завершено).

    5. Женщина в древней Персии


    В документах четко указаны различия в статусе между членами королевского двора. Титулы, используемые королевскими женщинами, определяются отношениями между этими женщинами и королем. Например, мать короля имела высшее звание и, по-видимому, является главой женщин-членов семьи. Следующей была королева (мать наследного принца или главная жена), за которой следовали дочери и сестры королей. Все они имели титулы с признанным авторитетом при дворе, и у них была собственная администрация для управления своим значительным богатством. Погребальные обычаи и надписи в память о смерти королевских женщин также отражают официальное признание этих женщин, особенно матери и жены короля. Король был высшим источником власти, и королевские женщины действовали в рамках четко определенного спектра норм и стандартов, установленных королем. Однако в пределах своего спектра они пользовались экономической независимостью, участвовали в управлении экономическими делами, путешествовали и контролировали свое богатство и положение, проявляя активность, решительность и предприимчивость.[12]

    Негородские и обычные рабочие упоминаются по их званию в конкретной рабочей группе или мастерских, в которых они работали. Пайки, которые они получают, зависят от их навыков и уровня ответственности на рабочем месте. Профессии разделены по полу и перечислены в соответствии с размером рациона. Записи показывают, что некоторые профессии выполнялись представителями обоих полов, в то время как другие были ограничены рабочими мужчинами или женщинами. В смешанных мастерских работают мужчины и женщины, о чем свидетельствует более высокий рацион, который они получают, с небольшой разницей в количестве рационов между двумя полами. Бывают также случаи, когда женщины, отнесенные к той же категории, что и мужчины, получали меньше пайков и наоборот.

    Женщины-менеджеры имеют разные звания, вероятно, отражающие их уровень навыков и звания. Работницы высшего ранга в текстах называются арашшара (великий руководитель). Они неоднократно упоминаются в текстах, работали в разных местах и руководили большими группами женщин-детей, а иногда и мужчинами, работавшими в их подразделениях. Обычно они получают большие порции вина и зерна, чем все остальные рабочие в подразделении, включая мужчин.

    Новоиспеченные матери и беременные женщины получали более высокие пайки, и явно предпочтение отдавалось сыновьям, а не дочерям. Если они рожали мальчиков, и мать, и медсестра или врач получали более высокий рацион. Доплаты выдавались только на один месяц. Постоянно матери мальчиков получали вдвое больше, чем матери девочек. Нет данных о детоубийстве девочек, так как число рождений мальчиков ненамного превышает число рожденных девочек. Наиболее яркое свидетельство работников в текстах относится к Ирдабаме. Ее сотрудники появляются в нескольких местах. Диапазон ее персонала простирается от небольших подразделений до групп из нескольких сотен рабочих обоего пола, как взрослых, так и детей. Она владела собственностью и имела свою личную печать. Тот факт, что у нее была собственная печать, указывает на то, что она могла быть связана с королевской семьей. Однако она не считается королевской и не принадлежит королевскому дому. [13]

    Она напрямую контролировала свою рабочую силу, и количество сотрудников, работающих на нее, подчеркивает ее независимый экономический статус. Упоминаются также другие известные женщины-менеджеры с относительно большим штатом сотрудников в нескольких местах. Из текстов видно, что эти рабочие группы, возглавляемые женщинами-менеджерами, были обнаружены во всех регионах, охватываемых архивами. Также очевидно, что шкалы рационов различались в зависимости от квалификации рабочих одной профессии и что в рамках этой дифференцированной схемы работающие мужчины и женщины получали равные пайки.

    Однако в случаях, когда работа не является специализированной, оказывается, что мужчины получали больше пайков, чем женщины. В отчетах количество работающих мужчин и женщин хорошо сбалансировано, что явным образом свидетельствует об активном и здоровом участии женщин в экономической жизни того периода.[7]

    Одно из основных различий, существовавших между персидскими женщинами и другими жителями империи, касалось их участия в религиозных культах. У египтян и вавилонян было много богинь и храмов, предназначенных для женских божеств. Женщины, включая членов королевской семьи, служили и активно участвовали в управлении этими храмами и ритуальными церемониями.

    Ни тексты об укреплении, ни греческие свидетельства не предполагают, что женщины из царской семьи Ахеменидов играли какую-либо роль в религиозных церемониях. Нет никаких упоминаний об участии других женщин. Мы действительно знаем, что короли, прежде чем занять свой трон и отправиться в крупные войны, были ритуально благословлены в храме Анахиты, значительного женского божества. Однако нет никаких доказательств того, что женщины, включая членов королевской семьи, участвовали в таких ритуалах. Строгие законы о чистоте могли ограничить доступ женщин к такому участию, но из-за отсутствия исторических записей нельзя сделать никаких выводов.[14]

    6. Одежда


    Одежда в основном юыла четырех типов; из них три уже появились в двух предыдущих стилях, а именно тип туники, тип мантии и тип шали или драпировки.

    В древнем персидском костюме мы впервые приходим к пятому типу: пальто. Здесь мы также можем впервые сослаться на ношение брюк, поскольку их обычно изображают одетыми с пальто в древние персидские костюмы, и на рис. 40А дана диаграмма, показывающая один из самых ранних известных способов разрезания этой одежды.

    Древний персидский орнамент был настолько похож на древний ассирийский, что нет необходимости его иллюстрировать. Однако мы не находим, чтобы древние персидские одежды были украшены в той же степени, что и древние ассирийские; частая бахрома древних ассирийских костюмов не так широко использовалась в древнеперсидском стиле.

    Лен и шерсть, скорее всего, были основными материалами, использовавшимися в древних персидских костюмах, но есть указания на то, что кожа, возможно, довольно широко использовалась для изготовления более облегающих предметов одежды.[6]

    Нельзя считать, что ни в ассирийской, ни в древнеперсидской одежде одежда сидела так гладко и плотно, как можно было представить по скульптурным и раскрашенным изображениям; правда, иногда указываются складки, но главной заботой художников обоих стилей было показать человеческую фигуру и богатый декоративный орнамент.

    Недостаточно информации, чтобы составить определенное представление о женской одежде этого периода и стиля; скорее всего, это была простая туника и шаль, подобные тем, что носили в Ассирии, но интересным фактом является то, что у нас есть изображение царицы персидского царя, правившей в V веке нашей эры, которая носит брюки, которые, как мы помним, , которые носят современные персидские женщины. В этой связи можно отметить, что история костюма, развившаяся благодаря использованию тканых материалов, представляет собой гораздо более простой аспект, чем история этих стилей, свидетельствующих о том, что они впервые были вырезаны из кожи.[3]

    7. Древнеперсидское питание


    Древнее персидское питание, кухня персидских империй с 8-го века до нашей эры до мусульманского завоевания в 7-м веке нашей эры, очень похожа на современное иранское питание. Рис с травами, начиненный овощами и бараниной, квасный и пресный хлеб, сдобренный молоком, сахаром или зеленью, а также сытные тушеные блюда с овощами и козьим мясом были основными продуктами питания среднего персидского гражданина. На протяжении всей своей истории персидская кухня в некоторой степени находилась под влиянием как египетской, так и греческой кухни.

    Рис

    Рис занимал видное место в древнеперсидском питании, хотя и не так сильно, как в современном Иране. Его можно было смешивать с такими продуктами, как миндаль, фисташки, чечевица, морковь, лук, фенхель, кинза и шафран, а также с мясом, таким как баранина, коза или курица (после его появления в 5 веке до нашей эры). . Эти блюда могут быть воздушными и ароматными или тяжелыми и сытными. Хотя рис был очень популярен среди персов, только после мусульманского завоевания он стал, пожалуй, основным источником калорий в рационе.

    Хлеб

    Свежий хлеб был еще одним основным продуктом питания персидского гражданина, вероятно, с точки зрения потребляемых калорий, связанный с рисом или находящийся чуть ниже него. Обычно они использовали пшеницу, но нередко использовали и другие зерновые, например, ячмень. В то время как персидский хлеб можно было дополнить дополнительными ингредиентами, такими как молоко, фрукты или травы, его основным источником вариаций были методы приготовления. Различные процессы делали хлеб легким или тяжелым, дрожжевым или пресным, хрустящим или пушистым, и каждая из этих характеристик по-разному дополняла разные блюда.

    Фрукты и овощи

    С ранними достижениями в сельском хозяйстве Персидских империй фрукты и овощи были в изобилии. Вероятно, выращивались морковь, тыква, баклажаны, чеснок, лук, шпинат и различные бобы, а также орехи, такие как миндаль и фисташки. Некоторые из произведенных фруктов включали арбуз, виноград, гранаты, апельсины, лимоны и финики. Фрукты, хотя и присутствовали во многих основных блюдах, часто употреблялись в качестве десерта.

    Вино

    Производство вина в этом районе предшествовало Персидским империям, начиная с 5000 г. до н.э., и поэтому было довольно популярно в древнеперсидской пищеварительной системе. Поскольку зороастризм, доминирующая религия древней Персии, диктовал умеренность и баланс во всем, чрезмерное потребление вина не было серьезной проблемой. Таким образом, большинство граждан Персии, вероятно, извлекли пользу из антиоксидантных свойств без негативных последствий для здоровья чрезмерного употребления алкоголя.

    Молочные продукты

    Молочные продукты были довольно распространены в древнеперсидской пище. Сухой молочный продукт под названием кашк, который использовался во многих блюдах, позволял сохранить молочные ингредиенты для приготовления пищи. Его можно регидратировать, чтобы получить густую жидкость, похожую на сметану или йогурт, в зависимости от используемого метода производства. Сыр, вероятно, тоже был довольно популярен, дополняя многие основные блюда. Молоко, кажется, пили умеренно.

    Религиозные ограничения

    Зороастризм, религия, которая доминировала в Персии до ее обращения в ислам в 7 веке нашей эры, требовала воздержания от употребления в пищу определенных существ, считающихся злыми, включая насекомых, ящериц и змей. Помимо этого, у практикующих зороастризм не было серьезных диетических ограничений.[5]

    8. Спорт и досуг


    Спортивные достижения были особенно важны для персов, которые увлекались стрельбой из лука, боксом, фехтованием, верховой ездой, охотой, поло, метанием копья, плаванием и борьбой. Сыновей знати готовили к военной службе с пятилетнего возраста и поощряли к тому, чтобы преуспеть во всех этих видах спорта, но от девочек и мальчиков всех классов ожидалось, что они будут участвовать и оставаться в хорошей физической форме. Неизвестно, когда именно персами был разработан спорт поло, но это было где-то до 330 г. до н.э., поскольку говорят, что представители Дария III подарили Александру Великому молоток для игры в поло после его победы.

    В свободное время, когда они не участвуют в спортивных мероприятиях и не смотрят их, персы наслаждались настольными играми, банкетами (в том числе выпиванием значительного количества вина), музыкой, пантомимы, танцами и, особенно, рассказыванием историй. Пантомима была популярной формой развлечения, потому что в ней сочетались элементы танца, чтобы драматично представить историю. В самых популярных рассказах фигурируют эпические герои, например, из более поздней Шахнаме (Книги царей), написанной Аболкасемом Фирдоуси в конце 10 века н.э., или сказки, составляющие знаменитую «Тысячу и одну ночь» (широко известную как «Арабские ночи»). ). Обе эти работы основаны на давней устной традиции персидского повествования. «Тысяча и одна ночь» основана на более раннем персидском произведении «Тысяча сказок», написанном в сасанидский период, но отражающем гораздо более древнюю устную историю.[7]

    9. Культурные достижения


    Среди множества изобретений персов были настольные игры, нарды и шахматы (хотя персидское происхождение шахмат неоднократно подвергалось сомнению). Они также изобрели музыкальный инструмент, известный как картар (широко известный как тар), и сестар, предшественник современной гитары, и развили искусство пантомимы, потому что мимы могли рассказывать истории в любой из рассматриваемых наций, не беспокоясь о языковые барьеры. Персидский мим мог выступать в Египте так же легко, как и в Бактрии.

    В рамках своих банкетных развлечений персы, кажется, также изобрели искусство анимации, о чем свидетельствует чашка, которая при быстром повороте показывает козла, вскакивающего, чтобы съесть листья с дерева. Для их комфорта во время еды или отдыха в своих домах был создан персидский ковер, и традиция десерта после еды также является персидским нововведением. Чтобы иметь прохладные напитки и лед во время еды или после нее, персы разработали первые холодильники - яхчал - высокую керамическую куполообразную конструкцию с подземным хранилищем, в котором производился лед и хранилась еда.

    Посевы, которые давали пищу и поддерживали стабильность экономики, орошались системой, известной как канат, наклонный канал в земле с вертикальными валами через промежутки, которые поднимали подземные воды до уровня земли. Канат также использовался для создания замысловатых садов, которые одинаково украшали территорию дворцов и частных домов. Эти великолепные сады были известны как пара-даэза; происхождение понятия и слова рай на английском языке.[10]

    Огромные просторы империи и различные города (Вавилон, Сузы, Экбатана, Персеполис), использовавшиеся в качестве важных административных центров, потребовали наличия системы дорог Дария I для быстрой связи, что привело к другому персидскому изобретению: почтовой службе. Фактически, персидская почтовая система служила образцом для других на протяжении всей истории и до наших дней. Девиз почтовой службы Соединенных Штатов Америки восходит к описанию Персидских посланников Геродотом.

    Персы также изобрели серную кислоту, свои собственные алфавиты и разработали парфюмерное искусство, а также концепцию больницы. Более поздний персидский эрудит Авиценна (l. Ок. 980-1037 н. Э.) Продвигал медицину через свой Канон медицины, а математик Аль-Хорезми (l. Ок. 780 - ок. 850 н. Э.) Изобрел алгебру. Согласно некоторым интерпретациям, Кир Великий также установил первый письменный документ, касающийся прав человека, через Цилиндр Кира, который требовал терпимости к верованиям других по всей империи.

    Вера Кира в важность принятия и принятия других способствовала развитию культуры, основанной на признании и признании различных верований, обычаев и ценностей. Геродот отмечал, что «персы принимают больше иностранных обычаев, чем кто-либо другой» (I.135), и его наблюдение подтверждается персидской практикой адаптации лучших аспектов других культур для собственного использования и их улучшения. После падения Сасанидской Персидской империи вторгшимися арабами-мусульманами в 651 году н.э. персидская культура распространилась на другие регионы, а затем через торговлю по таким маршрутам, как Шелковый путь, на Запад. Фактически, с древних времен до наших дней персидская культура, изобретения и инновации были и продолжают влиять на жизнь людей во всем мире.[8]

    10. Нравы и обычаи


    Жизнь древних персов подчинялась строгому жизненному кладу. Политическое регулирование в империи было налажено достаточно хорошо. Общество делилось на ряд сословий. Основу его составляли крестьяне, ремесленники и торговцы.

    Важную роль в Персидском царстве играло образование. Существовало множество школ, в которых будущих мастеров обучали инженерному делу. До наших дней не сохранились подробности о том, как именно строилась система обучения, однако известно, что люди из высшего сословия становилось правителями провинций. В Персии изучали не только строительство, но и постигали медицину. Главную же роль играла армия, куда набирали юношей для регулярных тренировок и подготовок к военным походам.

    Мужчины часто посвящали свою жизнь армии, проводя целые дни в тренировках. Ударная сила войск заключалась в использовании конных лучников, которые ездили на колесницах. В общей сложности армия при Ксерксе насчитывала 360 000 воинов и особое формирование элитных солдат, которых прозвали «бессмертными».

    Наиболее важным делом в жизни каждого перса считалось придерживаться обычаев. Знатные люди очень гордились своим происхождением и всячески стремились его подчеркнуть. Среди династии Ахеменидов впервые стала появляться бехистунская надпись, которая указывала на величие царей. Например, Дарий I указывал, что является царем стран, населенных всеми народами. Более того, царь гордился своими достижениями и постоянно указывал, что именно при нем был построен тот или иной объект. Например, Канал Дария.

    Интересным фактом для историков является то, что персы и их цари назвали себя ариями. Поэтому позже область, где изначально формировалась Персия, стали называть Ираном.[15]

    Обычаев и традиций у древних персов было много. Приведем наиболее важные:

    Слуги царя могли совершать единичные преступления. Никто не вправе был карать их за это, даже сам царь;

    Отец не имел права видеть своего ребенка до наступления 5 летнего возраста;

    Хозяева не имели права гневаться на слуг, если те вели себя учтиво, поэтому плохое настроение господина не могло считаться поводом для дурного поведения в отношении слуги;

    Знатные мужчины могли иметь наложниц и несколько жен;

    Обычаи и наставления по проведению погребальных обрядов надлежало хранить в строжайшей тайне;

    В Персии существовали жертвоприношения, однако ради забавы или от злости люди убивать живое существо права не имели;

    В Персии существовали маги, отождествляющие себя со жрецами. Они не были в почете у населения и даже у придворных, однако многие их боялись, потому не трогали;

    В Персии запрещалось давать деньги в долг;

    Персы верили, что человеческие грехи способны вызвать недуги и плохо влиять на судьбу.

    У персов существовали добрососедские отношения. Они с интересом относилась к соседним народам, стремились налаживать торговлю и даже создавать семьи. К незнакомцам же, о которых «на свете не слыхивали», относились с подозрением. Так, существование индийских племен для многих стало новостью, хотя знакомиться с индийцами не спешили. С теми, кого персы уважали, здоровались поцелуем. Именно так они подтверждали друг другу свой статус, встречаясь на улице.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы — загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

    О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

    По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

    Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над всем Ближним Востоком, когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии.

    Жизнь древних персов подчинялась строгому жизненному кладу. Политическое регулирование в империи было налажено достаточно хорошо. Общество делилось на ряд сословий. Основу его составляли крестьяне, ремесленники и торговцы.

    В культурном отношении население Древней Персии отличалось неоднородностью. Персы вступали в контакты с другими цивилизациями (эламитами, египтянами, вавилонянами) и заимствовали их культуру, искусство, научные познания.

    Значимым достижением было изобретение персами своего письма, наподобие клинописи. Их алфавит включал около 40 символов, в то время как клинопись аккадцев насчитывала порядка 600.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. .Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. – М:Добросвет,2010

    2. Белова Н.К. Традиционный город в Иране и его эволюция. // Город как социокультурное явление исторического процесса. - М.: Наука, 1995. -С. 178-185.

    3. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племён в Передней Азии. М. 2007, стр. 196

    4. Григорьева М. А. Гендерная политика и эмансипация женщин в исламском культурном пространстве: политический контекст и тенденции // Kant. – 2011. – № 2. – С. 164–168.

    5. Громов, А. Б. Персия: история неоткрытой страны / А. Б. Громов, С. Н. Табаи ; под ред. О. Шатохиной. – 2-е изд., доп. – Москва : Садра, 2017. – 625 с

    6. Дашков С.Б. Цари царей - Сасаниды. Иран 3-7 вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях / С.Б. Дашков. М.: СМИ-Азия, 2008. 521 с.

    7. Жумабаева, М. Т. История и культура Ирана / М. Т. Жумабаева // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 3-6(59). – С. 126-131.

    8. Иванов А.М., Дорофеева М.А. К вопросу об истории регулирования семейно-брачных отношений в Иране и Азербайджане // Теология. Философия. Право. 2019. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istorii-regulirovaniya-semeyno-brachnyh-otnosheniy-v-irane-i-azerbaydzhane (дата обращения: 12.12.2021).

    9. Иванов С. А. «Персы» // Большая советская энциклопедия, том 19, М., 1975.

    10. Каган Ю.М. Быт и история в античности. М.,Наука, 1998

    11. Мочалов, М. Древняя Ассирия / М. Мочалов. – Москва : Ломоносовъ, 2014. – 241 с.

    12. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26.

    13. Родригес А. М. Абу Ханифа и его время: арабский и иранский народы в начале формирования ислама и халифата // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. No.7 (2011), pp. 19-26.

    14. Фролов Э. Д. Представление персов как варваров в греческой литературной традиции V в. до н. э. // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. No. 4 (2005), pp. 125—166.

    15. Халиков А.Г. Государственно-правовые идеи зороастризма. – М.: Макс-Пресс, 2015. – 38 с.


    написать администратору сайта