Главная страница

Работа по Истории европейской пол-кой мысли. Жирондистам


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеЖирондистам
Дата21.04.2022
Размер0.69 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРабота по Истории европейской пол-кой мысли.docx
ТипДокументы
#488864

  1. Политико-правовые взгляды жирондистов (Ж. Бриссо, Ж. Ролан).

На втором этапе Великой Французской революции (1792—1793 гг.) государственная власть переходит к жирондистам представителям республикански настроенной буржуазии. Лидерами жирондистов выступали Жак Бриссо и Жан Ролан.

Вдохновители: Жирондисты опирались на политические учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных мероприятий и разработке конституционных актов. Ссылаясь на Руссо, они отстаивали принципы народного суверенитета, общей воли как основы законодательства и др. 



Идеи учения: Являясь сторонниками личной свободы, поклонниками демократической политической теории Руссо, вскоре начавшие выступления в республиканском духе, защитники революции, которую они хотели экспортировать за пределы Франции, жирондисты отличались красноречием, но не показали партийной дисциплины и организаторского таланта.

Являлись частью Якобинского клуба до 1792 года.

Выступали против монархии.  Для политической платформы жирондистов характерна защита республиканского строя. В Законодательном собрании вождем жирондистов стал Жак Бриссо.

Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия, а также ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку.

Проведенные в этот период конституционные мероприятия имели большое историческое значение, поскольку впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве (Французская республика объявлялась единой и неделимой, из-за этого якобинцы их обвиняли в желании расчленить Францию). Тем самым была практически доказана возможность учреждения республики в большом государстве без федеративного устройства, что значительно повлияло на последующую разработку идей представительной демократии.

Наибольшую известность приобрела работа их лидера - Бриссо "Философские изыскания о праве собственности и о краже в природе и обществе". В неё он рассматривал частную собственность как кражу - "собственность есть кража".

Сторонники жирондистов стремились воплотить в государстве реформы, которые бы могли помочь развитию Франции. Для этого было необходимо укрепить свои позиции у власти путем уничтожения врагов революции в лице Пруссии и Австрии, поэтому 20 октября 1791 года Жак Бриссо выступил с речью, призывавшей Францию начать превентивную революционную войну против европейских монархий. Этот призыв вызвал резкие возражения со стороны М. Робеспьера, Ж. П. Марата и др. представителей революционной демократии. После свержения монархии (1792) и превращения жирондистов в правящую партию Бриссо открыто перешел на антиреволюционные позиции, провозглашая в своих выступлениях, что "революция должна остановиться". 10 октября 1792 года Бриссо и его сторонники были исключены из якобинского клуба.

Основные взгляды жирондистов на развитие Франции наиболее полно раскрываются в их Конституционном проекте. Её положения:

  1. Все люди имеют равные права.

  2. Права граждан должны быть защищены.

  3. Каждый должен иметь свободу в распоряжении своими средствами, капиталом и доходом.

  4. Каждый человек может сдавать внаем свои услуги и свое время, но не может продать самого себя: его личность не является отчуждаемой собственностью.

  5. Франция должна делиться на департаменты, которые формируются из коммун, состоящие из секций.

  6. Гражданином мог считаться мужчина в возрасте 21 года и старше при условии непрерывного проживания на территории Франции в течение одного года с момента регистрации в первичном собрании. 

  7. Исполнительная власть должна возлагаться на Совет из восьми членов: семи министров и секретаря. Министры должны быть ответственны за определенную сферу деятельности: сельское хозяйство, флот, налоги и т.д. 

  8. Совет должен был сменяться на половину каждый год и его члены должны были избираться на два года.

  9. Законодательный корпус может издавать законы и декреты, но не вправе менять Конституцию. При желании этот вопрос можно допустить к обсуждению только при участии Национального Конвента.

  10. Частная собственность должна быть защищена, налоги не должны быть прогрессивными.

Вопрос о торговле жирондисты трактовали однозначно: вмешательство правительства в торговлю будет нести за собой крупные убытки; вмешательство государства в частные интересы будет мешать развитию индустрии и ценообразованию. Конвент в области продовольствия не должен применять меры воздействия и ограничивать обращение продуктов в стране. Посягательство на торговлю должно быть наказуемо. 

Критика: Ещё 10 апреля 1793 года Робеспьер произнес в конвенте речь с прямыми обвинениями жирондистов, а Камилл Демулен выпустил против них памфлет «История бриссотинцев».

Наследие идей: Именно жирондисты предложили впервые в мировой практике установить республиканское представительное правление в унитарном государстве (Французская республика объявлялась единой и неделимой). Тем самым была практически доказана возможность учреждения республики в большом государстве без федеративного устройства, что значительно повлияло на последующую разработку идей представительной демократии. Также борьба жирондистов и якобинцев сказалась на Революции в России. Меньшевики с самого момента раскола с большевиками в 1903 году обвиняли их в якобинстве, а большевики – в жирдонизме. Владимир Ульянов Ленин это бранное определение принимал с гордостью: "Они обвиняют нас в якобинстве... и прочих страшных вещах. Идиоты, жирондисты, они не могут даже понять, что таким обвинением делают нам комплименты". 

Политико-правовая мысль первой половины XIX века.

  1. Учение Гегеля о государстве и праве.

Г ениальным мыслителем-диалектиком, который оставил заметный след в истории философской и политико-правовой мысли был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Он создал грандиозную философскую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа.

Вдохновители: Во время учёбы в Тюбингене, Гегель сдружился с Шеллингом и Гёльдерлином, и именно эта дружба сыграла значительную роль в умственном развитии тогда ещё будущего философа. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф. Шиллера. Молодой Гегель был сторонником республики, увлекался революционными идеями Руссо, но якобинского террора не принял. Также он рассматривал работы Монтескье и взял у него общую структуру законодательной власти.

Идеи политико-правового учения: В цельном виде свою политико-правовую философию Гегель изложил в “Философии права” (1820). Гегелевская философия права и государства —это философское учение об объективном духе, т.е. о сфере внешней объективизации свободы в виде форм права и государства. Право по Гегелю - это наличное бытие свободной воли. Диалектика данной воли совпадает с философским конструированием системы права как права царства реализованной воли.

Опираясь на представителей французского просвещения Гегель выступает против колонизации, приводящей к закабалению отсталых стран и народов. “Освобождение колоний, - подчеркивает он, - оказывается величайшим благом для метрополии, подобно тому как освобождение рабов было величайшем благом для их господина”.

Тремя основными степенями развития понятия права являются абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблематику собственности, договора и неправды, учение о морали —умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности —семью, гражданское общество и государство.

Под гражданским обществом Гегель понимает буржуазное общество. Гражданское общество он представляет, как антагонистическое общество, как войну против всех. Тремя основными моментами гражданского общества является: Система потребностей; отправления правосудия; полиция и корпорации. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: субстанциональное (земледельцы – дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники). Правовыми основами гражданского общества являются: равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Гегель признавал, что государство имеет приоритет над гражданским обществом.

Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Высший момент идеи государства представляет собой идеальность суверенитета. По Гегелю, государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Три различных власти представляют государство: законодательная власть, правительственная власть, власть государя. Свой политический идеал – конституционную монархию – Гегель конструирует, ориентируясь на компромисс между дворянством и буржуазией, на возможности постепенного мирного изменения сверху существующего тогда в Германии полуфеодального строя в буржуазный.

Говоря о международном праве, Гегель утверждает, что государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность и т.п. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к соглашению, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной. 

Критика: Одно из знаковых работ в плане критики идей Гегеля считается работа Карла Маркса «К критике гегелевской философии права» (1843).  Представляет собой первую развернутую критику Марксом c позиций материализма идеалистической философии Гегеля, в особенности его работы «Философия права». Маркс критикует даже сам идеалистический метод познания Гегеля. Сам же Гегель критиковал модель международного права Иммануила Канта (хотя и вдохновлялся его работами). Он был не согласен с его моделью «вечного мира».

Наследие идей: Его учение «живёт» до сих пор. Некоторые государственно – правовые взгляды Гегеля актуальны и своевременны для стран с переходной экономикой неготовых к восприятию классической либеральной модели государственного устройства.

Его учение о государстве и праве еще долго будет оказывать влияние на политико–правовую мысль и содействовать углублению научных разработок в области философии, теории государства и права, политологии, социологии, этики и ряда других научных дисциплин и жить в оценках, интерпретациях и иных многообразных связях с современностью.

Таким образом, гегелевские государственно- правовые взгляды можно назвать умеренно-центристскими, ибо, хотя они и не содержат в себе все прогрессивные идеи его предшественников (Канта, Руссо, Локка и Монтескье), но и не являются тоталитарными и крайне этатистскими, что обусловило высокое место этого учения в истории правовой мысли.

  1. Реакционное политико-правовое учение Жозефа де Местра.

Одним из основоположников консервативной политической идеи стал французский мыслитель, политик и дипломат Жозеф де Местр.Основатели консерватизма противопоставляли либеральным идеям индивидуализма и рационализма взгляд на общество как на развивающуюся естественным путем органическую, целостную систему.

Вдохновители: Большое влияние на взгляды Ж. де Местра оказал английский политический деятель и публицист Эдмунд Бёрк. Также граф Жозеф де Местр поддерживал дружеские отношения с Луи-Клодом де Сен-Мартеном, которым в высшей степени восхищался, и восхищение его было тем более сильным, что, как он писал своей сестре, он «во всех отношениях отстаивал ортодоксию», откуда и происходила его тяга к мартинизму. 

Идеи учения: Жозеф де Местр в своем произведении «Размышление о Франции» (1789) выступил с критикой политического строя, основанного на принципах разума. Дееспособные конституции, считал он, складываются веками, в них кристаллизуются традиции, обычаи народов, в которых содержится и иррациональная составляющая. Поэтому Франция возможно быстрее должна вернуться к своим старым политическим традициям, утверждающим приоритет монархической власти. Только воля монарха может даровать народу подлинную свободу.

Задачу конституции он видел в то, чтобы она помогала найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом населения, нравов, религии, географического положения, политических отношений, добрых и дурных качеств народа.

Необходимость и одновременно предназначение государства, он обосновывает исходя из понимания греховной природы человека. По своей природе человек способен творить только зло. В соответствии с этим он естественно нуждается в порабощении так, как это способствует, прежде всего, интересам его существования. Отсюда вывод – равенство противоречит и законам природы и законам общественной жизни.

Государство возникает в результате действия одного лица, который руководствуясь и направляясь божественным откровением, доводит до сознания всех характер и дух общности которая их связывает. Сущность государства, с его точки зрения, состоит в наличии особого правящего сословия и исключительно национальном характере государства.

Что касается суверенитета, что с позиции Жозефа де Местра носителем суверенитета не может быть ни народ, ни правитель. Суверенитет есть совместное дело народа и государя.

Особое внимание он уделяет вопросам критики обоснования на основе идей естественного права просветителями концепции «разумного законодательства». Де Местр считает, что человек не может создать конституцию, так же как не может создать язык. Конституция должна соответствовать конкретному народу, так как она складывается исторически. Поэтому все конституции лишь настолько закрепляют в себе те или иные права и свободы насколько в них существует потребность. 

Идеальное государство должно быть устроено иерархично. Круг обязанностей индивида определяется его местом в системе иерархии. Чем выше место, тем больше обязанностей.

Объединяющей или интегрирующей силой общества выступают патриотизм и вера, которые воплощаются в короле и католической церкви. При этом религия выступает основанием всех человеческих учреждений.

Король воплощает в себе идею Родины. Его власть обоснована историческими традициями, основывается на преданности народа, но при этом должна быть ограничена, что обусловлено исторически. Ограничения касаются отдельных вопросов осуществления правосудия, учреждения законосовещательных учреждений, участием в управлении страной духовенства. В качестве ограничителя королевской власти рассматриваются также общественное мнение, особенный характер конституции и законов.

Критика: Особенное внимание сам де Местр уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. Де Местр высмеивал заявление Томаса Пейна, что он признает только те конституции, которые можно носить в кармане. Письменные конституции, рассуждал де Местр, лишь утверждают те права, которые уже существуют.

Наследие идей: Жозеф де Местр стал теоретиком контрреволюции во Франции из-за того, что, полностью сметя учреждения старой Франции, Революция на место Истории захотела поставить Разум. Вследствие этого вся Европа монархий оказывается под угрозой, а потом рушится. Но самое главное то, что творческая деятельность Жозефа де Местра заложила основы политического консерватизма.

  1. Идеология либерализма Бенжамена Констана.

В первой половине XIX в. ведущим течением западноевропейской политической мысли стал либерализм. Корни либерализма как оформившегося политико-правового учения следует искать в эпохе Реформации и Возрождения, ньютоновской научной революции.

На этом фоне во Франции развернулась политическая и научная деятельность Бенжамена Констана (1767—1830).

Вдохновители: Начало либерализму Б. Констана положили идеи таких мыслителей, как Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, А. Смит, И. Кант. Также он был тесно знаком с Наполеоном Бонопартом.

Идеи учения: Констан написал ряд сочинений на политические и историко-религиозные темы. Он уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частной инициативы.

Ядром гражданской свободы у Констана выступают права человека. К ним он относит неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, печати и собраний, свободу выбора профессии и места жительства, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономику. 

Он различает политическую свободу и свободу личную. Древние народы знали только политическую свободу, которая сводится к праву участвовать в осуществлении политической власти (принятие законов, участие в правосудии, в выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.). Пользуясь правом участвовать в осуществлении коллективного суверенитета, граждане античных республик (за исключением Афин) в то же время были подчинены государственной регламентации и контролю в частной жизни. Свобода новых народов — это личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти.

Отстаивая свободную конкуренцию как "наиболее надежное средство совершенствования всех промыслов", Констан решительно высказывается против "мании регламентирования". Государство, по его мнению, не должно вмешиваться в промышленную деятельность, ибо оно ведет коммерческие дела "хуже и дороже, чем мы сами". Он высказывается против цехов и всякой вообще регламентации хозяйственной деятельности. Констан утверждал, что безработица и конкуренция между рабочими позволяют предпринимателям снижать заработную плату, а это ведет к обилию недорогих товаров, от чего выигрывает общество в целом: "Разве конкуренция не низводит стоимость труда на самый низкий уровень, какой только совместим с поддержанием физического существования?"

Констан защищал и другие свободы — мнений, совести, печати, собраний, петиций, организаций, передвижений и др. Полное определение свободы, данное Констаном в его "Курсе конституционной политики", стало классическим понятием либерализма. 

В политической философии, Бенжамен Констан уделяет большое внимание идее суверенитета народа. В его толковании принцип суверенитета народа означает, что ни один индивид или даже группа индивидов не имеет права подчинить волю всех граждан своей личной воле, что любая законная власть должна быть делегирована этой общностью граждан.

Власть в идеальном государстве по Констану должна была принадлежать королю. Законодательную власть должен был осуществлять двухпалатный парламент. Верхняя палата — наследственная палата пэров — наделялась правом отлагательного вето по отношению к нижней палате и могла привлекать к ответственности членов правительства. Нижняя палата — палата выборных представителей должна была осуществлять законодательный процесс. Исполнительная власть вручалась правительству, которое было ответственно перед королем. Полномочия самого монарха были обширны, но связаны правилом контрасигнатуры: любой королевский указ должен скрепляться подписью соответствующего министра, который и несет за него всю полноту ответственности. Судебную власть осуществляли судьи, назначаемые королем и несменяемые. Наконец, в качестве пятой власти выступала муниципальная власть на местах.

Критика: Сам Констан подверг критике теорию Руссо и других сторонников народного суверенитета, которые, следуя древним, отождествили свободу с властью. Констан называл тончайшую диалектику "Общественного договора" оружием тирании, но сдержанно отзывался о "схоластических догматах Руссо и их пагубном влиянии", не желая присоединяться к "целой когорте посредственностей, пытающихся создать себе сиюминутную славу", клеймя позором смелые истины, которые все же имеются в сочинениях Руссо. Констан порицал и политико-правовые идеи аббата Мабли. Работа де Мабли "О законодательстве или о принципах законов" (1776) представлялась Констану «наиболее полный из всех, какие только можно вообразить, кодекс деспотизма».

Наследие идей: Вариант разделения властей Констана не получил такого широкого резонанса в общественном мнении, как классический вариант Монтескье. Многим казалось, что идея децентрализации посягает на самые основы государственной власти. Теория Бенжамена Констана, обстоятельно изложенная в его "Курсе конституционной политики", долгое время была общепризнанной доктриной государствоведов Франции и ряда других стран. Но эволюция либерализма в XX в. привела к вынужденному признанию положительных функций государства, направленных на организацию всеобщего образования, здравоохранения, материального обеспечения и других социальных функций; на этой основе сложился неолиберализм как одно из течений буржуазного государствоведения XX в.

  1. Политико-правовое учение Огюста Конта.

От либеральных концепций государства и права сильно отличается политико-правовая теория основателя позитивизма ("положительной философии") Огюста Конта.

Вдохновители: Огюст Конт создавал свои политические и правовые учения во время крупных событий во Франции: Директория, Консульство, Империя, Реставрация, революция 1830 г., Июльская монархия, революция 1848 г., Вторая республика, Вторая Империя. В поисках юстиции Конт много взял у Монтескье. Хорошо знал Сен-Симона, у которого работал секретарем с 1817 по 1824 г., а потом семь лет редактором. За это время у Конта сложилась своя позиция и по сути он стал юристом другого направления, консервативного, с культом системы, строгой дисциплины, сильной централизованной власти.

Идеи учения: Представления французского мыслителя О. Конта о государстве, политике и праве можно понять лишь в контексте его позитивистского учения об обществе, которое выступает доктринальной основой его политико-правового учения. Учение о развитии общества и всех его социальных и политических институтов было сформулировано Контом в четырехтомной работе "Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества" (1854 г.).

Позитивизм Конта был отражением заметных успехов науки в странах Западной Европы. По его мнению, наука об обществе должна изучать социальную действительность так же, как науки о природе изучают физическую. Он полагал, что "социальные явления подчинены естественным законам, следовательно, они также поддаются научному диагнозу, как и другие явления". Не случайно для обозначения самостоятельной науки об обществе Конт первоначально использовал термин «социальная физика».

По аналогии с физикой Конт рассматривал общество в терминах порядка и прогрессаПорядок понимался им как симметричность и уравновешенность групп и членов общества, объединенных общими идеями и целями.Прогресс, по Конту, выражался в использовании знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем, достижения "всеобщего согласия" разнородных интересов групп, индивидов и оптимизации отношений между ними. Однако вмешательство в естественный ход общественной эволюции возможно лишь на основе системы знаний, которая сложилась благодаря точной оценке действительных фактов: мыслей, чувств, мнений и действий людей.

Конт понимал общество как живой организм, обладающий собственной структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага.

Анатомию современного общества составляют, по мнению Конта, четыре класса:

  • представители научного, философского и эстетического видов деятельности; этот класс занимает ведущее положение в социальной структуре;

  • банкиры, торговцы и предприниматели (представители производства и торгово-финансовой сферы);

  • земледельцы;

  • рабочие.

Отношения между классами основываются на разделении труда и координации их деятельности. Положение, которое занимают капиталисты, полагал Конт, создавалось не вследствие злоупотребления силой или богатством, а вследствие общего характера их функций в обществе. Деятельность и ответственность рабочего менее значительны и более узки, чем у работодателя. Поэтому существующая подчиненность естественно проистекает из разделения труда.

По Конту, любое общество держится на согласии; оно существует постольку, поскольку люди придерживаются одинаковых верований, способов мышления. Однако автоматически достичь органического единства, социального согласия этим группам не удается без помощи социальных институтов, главные места среди которых занимают государство, семья и религия.

Назначение государства, по мнению мыслителя, состоит в том, чтобы объединять частные силы для общей цели и предупреждать "фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах". Государство является гарантом общественного порядка и солидарности.

 Конт выделяет три стадии развития человечества, которым соответствуют три модели государственной власти: Первая стадия – теологическая древности и до 1300 г.) – делится мыслителем на три периода: фетишизм, политеизм, монотеизм.Вторая стадия – метафизическая (1300–1800 гг.). Ее Конт считает критической, переходной.Третья стадия – позитивная (XIX в.) – характеризуется распространением наук, повсеместным развитием ремесел и промышленности.

Социократия является политической организацией промышленного общества. Это, по Копту, лучшая форма государства, поскольку она позволит достичь солидарности классов. Несмотря на то что Конт резко критиковал капиталистическое общество за индивидуализм, анархию, конкуренцию, безработицу, бедственное положение пролетариата, растущий антагонизм между капиталистами и рабочими, он не был сторонником социализма. В социократии отпадет необходимость в праве, в делении людей на правителей и подданных. Слово "право" должно быть изъято из массового обихода, как понятие "первопричина" из философской речи. Дело в том, что термин "право" Конт считал атрибутом авторитарной власти, установленной Богом. 

Также Конт выделяет позитивную религию, которая основана на признании внешнего единства человечества и подчинения его мировому порядку. Предметом почитания позитивной религии является не Бог, а человечество. Позитивная религия заменяет теологию социологией, а господство священнослужителей – социократией. Жрецами позитивной религии становятся ученые и артисты, обеспечивающие гармонию разума и чувств.

В своих политико-правовых учениях Конт осуждал агрессивные войны. Критиковал колониальный гнет, колониализм в целом. Во всемирном союзе социократии вся эта наследие, пережитки "военного быта" должны исчезнуть из жизни человечества.

Критика: Сам Конт критиковал колониализм в целом, ставил задачу полной ликвидации колониального гнета: "Запад не должен покорять Африку и Азию". Оппозицией учения О. Конта считается учение Гегеля., которые являются противоположностями друг друга. Также теорию О. Конта критиковал Фридрих Хайек, экономист и политический философ, потому что в XX веке к власти во многих странах пришли фашисты, и концепция Конта не представлялась реальной.

Наследие идей: Учение Конта оказало влияние на последующих мыслителей и теоретиков. Ученики Огюста Конта разделились на два течения. Одни отвергали "положительную религию". Вторые превозносили религиозно-политическую идеологию позитивизма. Они создали позитивистские церковные общины во Франции, Англии, Чехии, в других странах. В Бразилии позитивизм был признан официальной религией. Позитивисты обеспечили условия для уничтожения рабства в Бразилии в 1888 г. В 1889 г. совершили переворот, заменили империю республикой. На государственном флаге Бразилии записаны слова Конта: "Порядок и прогресс". Позитивизм Огюста Конта повлиял на социальную, политико-правовую теории, а те, в свою очередь, на Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона Дюги, Макса Вебера.


написать администратору сайта