Главная страница
Навигация по странице:

  • Является ли развитие индивидуума направленным

  • Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора

  • Теории и социально-экономический контекст.

  • Документ 2.1. Культ черепа

  • Документ 2.2. Происхождение слова «психология»

  • Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1

  • Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод

  • Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году

  • Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания

  • Документ 2.7. Структуры и функции

  • Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона

  • Документ 2.9. Социобиология и размножение

  • Документ 2.10. Младенцы и гештальт

  • Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»

  • Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»

  • Документ 2.13. Путь к самовыражению

  • Документ 2.14. Покорность и пытка

  • Годфруа Жо. Что такое психология - royallib.com. Жо Годфруа Что такое психология


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеЖо Годфруа Что такое психология
    Дата04.04.2021
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГодфруа Жо. Что такое психология - royallib.com.doc
    ТипЗакон
    #191194
    страница10 из 67
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   67

    Является ли поведение врождённым или приобретенным? Многие направления, в том числе этология и особенно социобиология, а также гештальтизм придают важное значение врождённым факторам в становлении различных форм поведения.

    Гуманисты полагают, что человек рождается с тенденцией реализовать свои возможности в максимальной степени.

    Психоаналитики, напротив, утверждают, что, даже если мы и наследуем некоторые инстинкты, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.

    Таких же взглядов придерживаются конструктивисты, принадлежащие к школе Пиаже. По их мнению, человек наследует только способ функционирования интеллекта, так как последний может развиваться лишь путем ряда приобретений, представляющих собой результат взаимодействий индивидуума с различными предметами, главным образом в первые 12 лет жизни.

    Что касается социальных психологов и особенно бихевиористов, то становление личности, по их мнению, в большой мере зависит от наших взаимодействий с окружающей средой, как физической, так и социальной.

    Является ли развитие индивидуума направленным? Многие школы психологов выдвигали идею о поэтапном развитии, при котором все индивидуумы проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Такого мнения придерживаются, например, психоаналитики со своей концепцией развития личности и конструктивисты — с концепцией развития интеллекта.

    Этологи и социобиологи считают, что поведение определяется программой, имеющейся от рождения, в которой точно зафиксированы направления развития различных форм поведения. Гуманисты тоже считают, что направление развития организма предопределено и что он стремится к единственной цели — к достижению полного расцвета. Некоторые теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни.

    Одни лишь бихевиористы сводят развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке условных рефлексов при разнообразных обстоятельствах, с которыми сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это происходит.

    Детерминированы ли мы или обладаем возможностью свободного выбора? Кто мы — существа-объекты или существа-субъекты?

    Для бихевиористов и социобиологов нет никакого сомнения, что мы в основном детерминированы; первые утверждают, что нас детерминирует среда, в которой мы живем, а вторые, напротив, считают, что детерминация вписана в наши гены и в механизмы, которые мы наследуем.

    По мнению психоаналитиков, человека детерминируют условия, в которых протекало его детство, и подавленные желания, обусловленные этим опытом.

    Согласно конструктивистам, становление интеллекта завершается с наступлением зрелости. Следовательно, умственное развитие определяется тем, как могли формироваться соответствующие структуры в детстве.

    Только гуманисты склонны верить в существование свободной воли , позволяющей каждому человеку направлять свою жизнь в зависимости от того, что он сможет осознать.

    Теории и социально-экономический контекст. Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации нет сомнений в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.

    Наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она ни старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам.

    Возникновение бихевиоризма в США совпало по времени с быстрым развитием промышленности, которым было отмечено рождение капитализма. Эта система могла лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно которому его поведение может принимать те или иные формы в соответствии с возникающей в данный момент ситуацией; практические приложения этой теории, такие как введение конвейеров или развитие рекламы, не заставили себя долго ждать. Аналогичным образом исследования Павлова вполне соответствовали коммунистическим идеям в СССР; образ человека, формирующегося в соответствии со своей средой, совпадал с представлением о новом человеке, которого предстояло создать.

    Фрейд жил в Вене, в удушающей буржуазной среде, где всякое проявление сексуальности сурово подавлялось; вероятно, именно на этой почве (по крайней мере отчасти) возникли те его интерпретации, которые в настоящее время вызывают особенно сильные возражения.

    Взлёт гуманистического направления в психологии произошел в Калифорнии в 60-е годы. Неудивительно, что этот оптимистический взгляд на человека был встречен с распростертыми объятиями в атмосфере «мира и любви», царившей в ту эпоху. Точно так же социобиологическая теория, появившаяся во время кризиса, который начался в конце 70-х годов, содержала все необходимое, чтобы увлечь моралистов, заботящихся об общественном порядке и готовых принять мысль, что такой порядок уже предусмотрен в естественном ходе вещей.

    Эклектический подход. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчеством во всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами.

    Среди противоречивых направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов — различия сглаживаются по мере углубления наших знаний.

    Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит к тому, что в одних случаях принимаются понятия и методы, созданные бихевиористами, а в других используются теории фрейдистов или гуманистов. Главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказания эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

    Психология — наука еще сравнительно молодая. Она отстала в своем развитии от таких наук, как физика или химия, почти на два столетия. Понадобится еще множество экспериментов и проверок, прежде чем она сможет с полным правом претендовать на звание науки.

    Тем не менее, если окажется, что предсказания психологии чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и больше использовать для решения проблем, возникающих у людей. Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы, однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения.

    Психологи, занимающиеся научными исследованиями, продолжают выдвигать новые гипотезы, проверять их, экспериментировать в надежде на создание все более и более последовательных теорий; затем эти теории можно будет применять к отдельным индивидуумам в зависимости от различных ситуаций, в которых каждый человек может оказаться, и с наибольшей пользой для всех.

    Как мы увидим в следующей главе, перед психологией стоит двоякая задача: во-первых, она должна все дальше развивать теоретические исследования, а во-вторых, адекватно решать, иногда в очень срочном порядке, практические проблемы. На данной стадии такое призвание психологии позволяет нам предложить современное определение этой науки, которое одновременно учитывает и вклад бихевиоризма, и биологический, когнитивный, динамический и социально-психологический подходы. В этом смысле психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний .

    Документ 2.1. Культ черепа
    Ритуал погребения, несомненно, один из самых древних. Он был широко распространен у неандертальцев, т. е. еще 100 000 лет назад. Найдены относящиеся к этой эпохе погребения, в которых мертвецы лежат в определенной позе, с согнутыми руками под головой.

    Однако обычаи, связанные с погребением, существовали, по-видимому, и гораздо раньше. Черепа синантропов (Homo erectus , живший в Китае 400 000 лет назад) располагали в могилах определенным образом, но перед этим большая их часть, очевидно, подвергалась ритуальному каннибализму: затылочное отверстие этих черепов расширено, и это позволяет предполагать, что мозг умерших извлекали, а затем поедали (рис. 2.20).

    Рис. 2.20. В чем смысл трепанации этих черепов, произведенной сотни тысяч лет назад? Освобождение «духа» после смерти человека? Ритуальный каннибализм, позволяющий заимствовать способности покойного? Способ лечения путем изгнания «злых духов»?
    Такие обычаи наводят на мысль, что люди еще в те времена задумывались над судьбой человека после его смерти; и, самое главное, это указывает на то, что они подозревали Существование «разума» или «духа», который можно приобрести подобным образом.
    Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
    Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

    Эрот , сын Афродиты , влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюблённых, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом влюблённые были соединены навеки.

    Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

    Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.


    Рис. 2.21. Немецкий философ Христиан Вольф (1679–1754). Он впервые ввёл в философский язык термин «психология» в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732–1734 годах.
    Документ 2.3. Душа и тело: 1 + 1 = 2 или 1 + 1 = 1?
    Представление о человеке, состоящем из нематериальной души, управляющей материальным организмом, — это дуалистическая концепция, восходящая, как мы видели, к доисторическим временам.

    В научной психологии, однако, утвердилось представление о том, что наши восприятия, наши чувства или мысли — это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в один орган — головной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей организма. Это монистическая концепция, разделяемая большинством современных ученых; по их мнению, нет никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах, происходящих в организме, а где-то еще.

    Как мы увидим в документе 5.2, современные физические теории побудили некоторых ученых расширить этот монистический взгляд, распространив его на всю Вселенную. Поскольку Вселенная построена из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в природе существует некий всеобщий интеллект, который возрастает по мере усложнения материи — от камня до самых высокоорганизованных существ. Что касается человека, то он — всего лишь одно звено в этой огромной совокупности.

    Подобный взгляд нельзя считать несовместимым с религиозными концепциями, которых придерживаются многие из тех же ученых. Он никак не затрагивает наши личные верования. Как подчеркивает Хебб (Hebb, 1974), «не может быть никакого конфликта между религией и научным методом. Научная теория пытается подойти к истине путем последовательных приближений» и поэтому не может быть догматичной.
    Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
    Научный подход стремится освещать факты как можно более объективно с целью их исследования и сопоставления, а не для подтверждения заранее принятой теории.

    Научный метод слагается в основном из четырех этапов, которые все ученые, будь то физики, психологи или астрономы, проходят в одинаковой последовательности.

    Первый этап состоит в формулировке и постановке проблемы , находящейся в центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает в форме какого-то вопроса.

    На втором этапе формулируется гипотеза , т. е. предположительный ответ на поставленную проблему, опирающийся на уже известные факты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный характер 16.
    Третий этап состоит в проверке гипотезы или, иными словами, в выявлении экспериментальным путем фактов, которые подтвердили бы ее или опровергли.

    Наконец, четвертый этап — это интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Если какая-то теория уже существует, то полученные данные, в случае их достаточной убедительности, позволят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбросить.

    Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше.
    Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
    Поставим себя на место испытуемого, который впервые входит в эту первую лабораторию экспериментальной психологии… Что он там увидит?

    В зависимости от цели проводимого исследования испытуемому дают возможность воспринимать те или иные феномены: перед ним возникают разные краски, их яркость уменьшается или возрастает; они сопровождаются или не сопровождаются звуками…

    Испытуемый сидит в удобной позе. Его уже ознакомили с методом экспериментальной интроспекции, который состоит в том, чтобы осознавать происходящее и описывать его в момент воздействия стимула. Испытуемого просят описать словами ощущения, вызванные в нем стимулом, и в частности связь между ощущением и сопровождающим его чувством: «красный цвет возбуждает», а «синий, как мне кажется, успокаивает»; «этот пронзительный звук более неприятен, чем предшествующий» и т. п.

    Экспериментаторы пытаются таким образом исследовать содержание сознания , т. е. элементы «мыслительной материи», которыми для структуралистов служат ощущения, чувства и образы; они стараются идентифицировать качества этих элементов и установить, как создаются связи между ними.
    Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
    Первые работы о навыках и о роли сознания в их образовании принадлежат главным образом сотрудникам и ученикам Джеймса — Энджеллу (Angell), Холлу (Hall) и Дьюи (Dewey).


    Рис. 2.22. Форд модели T в начале века был одной из самых многочисленных автомашин на дорогах США. Именно в эту эпоху сотрудники Джеймса пытались выяснить роль сознания в обучении.
    Приведем пример. Когда человек учится водить машину и впервые садится за руль, все его чувства обострены; глаза прикованы к дороге и ко всему, что на ней находится. Все его мышцы напряжены, руки сжимают руль, поза скованная, а ноги на педалях совершенно утратили гибкость; он целиком поглощен всем происходящим и собственными действиями. Но чем больше проходит времени, тем его движения становятся точнее, напряженность исчезает; осознанность производимых действий уменьшается до такой степени, что вскоре он ведёт машину почти автоматически. Человек может проехать десятки километров без того, чтобы в тысячах совершенных за это время движений потребовалось участие сознания. Он может быть занят чем-то другим (любоваться пейзажем, разговаривать с пассажиром и т. п.).

    Именно так функционалисты объясняют выработку новых навыков и ту функцию, которую выполняет при этом сознание, помогая организму обучаться.
    Документ 2.7. Структуры и функции
    Хотя подходы структуралистов и функционалистов кажутся противоположными, они некоторым образом дополняют друг друга. Оба подхода нужны и вполне совместимы. Такой двойной подход к явлениям мы находим во всех гуманитарных науках.

    Этнолог , относящий себя к структуралистам, описывает все элементы данной культуры — от земледельческих орудий до обычаев, — пытаясь установить существующие между ними связи. Если же он придерживается функционалистского подхода, он будет пытаться объяснить установление тех, а не иных обычаев их функциями в изучаемой культуре.

    Так же рассуждает и экономист, пытающийся понять суть какой-либо экономической системы, или социолог, старающийся разобраться в социальных явлениях.

    Другие науки, например биология, тоже используют эти два подхода: анатомия описывает различные части организма и связи между ними, а физиология изучает их функционирование и условия, которые на него влияют.

    С этим дуализмом мы встречаемся также и в большинстве учебников психологии (и настоящая книга не составляет исключения): с одной стороны, описание различных аспектов поведения (ощущения, восприятия, чувства, мотивации и т. п.); с другой — подход к изучению адаптации человека (индивидуальной или групповой) к различным обстоятельствам жизни.
    Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
    В своей книге «Бихевиоризм» (Watson, 1924) Уотсон, утверждая свою веру в бихевиористское представление о человеке, писал: «Доверьте мне десяток здоровых нормальных детей и дайте возможность воспитывать их так, как я считаю нужным; гарантирую, что, выбрав каждого из них наугад, я сделаю его тем, кем задумаю: врачом, юристом, художником, коммерсантом и даже нищим или вором, независимо от его данных, способностей, призвания или расы его предков».

    Уотсон уверен в том, что наследственность не имеет существенного значения для развития склонностей и личности индивидуума и что будущее последнего зависит в основном от воспитания. Именно поэтому он настаивал, как это сделает после него Скиннер, чтобы воспитанием занимались специалисты, способные обеспечить систематическую выработку надлежащих условных связей.

    В настоящее время столь резко выраженную позицию уже никто не поддерживает. Очевидно, что если даже создание условных связей и играет важную роль в актах выбора, которые совершают индивидуумы на протяжении своей жизни, то в этом участвуют и другие переменные, и сегодняшние психологи, в том числе бихевиористы, научились учитывать это.
    Документ 2.9. Социобиология и размножение
    Для того чтобы лучше понять, каким образом социобиологи объясняют разные формы социального поведения, приведем в качестве примера гипотезы, выдвинутые одним из них — Р. Трайверсом (R. Trivers), — о стратегиях мужчины и женщины в размножении и в проявлениях сексуальности.

    «У человека половой акт, ни к чему практически не обязывающий мужчину, для женщины может означать необходимость значительной затраты сил на протяжении 9 месяцев, а потом, если она пожелает — на протяжении еще 15 лет, что уже весьма существенно. Правда, мужчина нередко участвует в родительских заботах в течение этого периода, однако это вовсе не обязательно».

    «После рождения ребенка женщина в общем-то может в любой момент прекратить заботы о ребенке; но в таком случае она теряет все, что вложила в него раньше. При таком неравенстве вкладов мужчина может оптимизировать свои шансы на оставление многочисленных потомков, совокупляясь со многими женщинами, а затем бросая их; некоторые из этих женщин, в одиночку или с помощью других людей, вырастят своих потомков. У тех видов, у которых самцы принимают на себя часть забот о детенышах, оптимальная для самца стратегия должна, вероятно, быть компромиссной: помогать одной самке выращивать потомство, не упуская при этом возможности оплодотворять других самок, которым он помогать не будет».

    Неудивительно, что при таких гипотезах, оправдывающих a priori полигамию или другие формы поведения, противники социобиологии могли называть ее сексистской теорией.
    Документ 2.10. Младенцы и гештальт
    Ряд установленных в последнее время фактов, очевидно, подтверждает представления гештальтистов, а также этологов относительно запрограммированности некоторых перцептивных и когнитивных механизмов.

    В конце 70-х годов Боуэр и его сотрудники в Эдинбургском университете многократно продемонстрировали реакции новорожденных на модели различных предметов. Они показали, что младенец на 14-й день жизни способен адекватно реагировать на определенного рода раздражители (Bower, 1977).

    Так, ребенок без колебаний схватывает реальный объект, находящийся в пределах досягаемости. Если же с помощью специального приспособления над кроваткой ребенка проецируют трёхмерное изображение этого предмета, ребенок проявляет сильнейшую панику, выражающуюся в плаче и учащении сердечного ритма, всякий раз, когда его ручки хватают пустоту, хотя он собирался «прикоснуться» к увиденному предмету.

    Точно так же, если проецируют «тень», приближающуюся к лицу ребенка, перед которым она внезапно расширяется симметричным образом, он проявляет типичную реакцию отворачивания головки, а также ускорения сердечного ритма. Если же эта «тень» увеличивается асимметрично, как бы проходя стороной, ребенок на нее никак не реагирует.

    Объяснить эти факты научением, произошедшим в таком раннем возрасте, было бы трудно. Приходится поэтому думать о генетической запрограммированности, позволяющей ребенку с первых дней жизни реагировать на некоторые формы, или паттерны (как их называют англоязычные авторы) или гештальты (как их называют немцы).
    Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
    Вот разговор с ребенком, сходный с опытами, которые проводил Пиаже и которые привели его к созданию его теории умственного развития.

    Пятилетнему ребенку показывают два одинаковых пластилиновых шарика и спрашивают его:

    — Как ты думаешь, в одном шарике столько же пластилина, сколько в другом?

    Мальчик смотрит на шары, взвешивает их на руке, а потом заявляет:

    — Да, столько же.

    — Ты вполне уверен?

    — Да.

    — Хорошо… Смотри: я беру один из шариков и катаю его между ладонями, делая из него колбаску. А теперь ты тоже думаешь, что в шаре столько же пластилина, сколько в колбаске?

    — Да нет, в колбаске его больше.

    — Ты уверен в этом?

    — Конечно! Ты же видишь, она больше шара; значит, пластилина в ней больше.

    — Пусть так. А теперь посмотри, что я делаю. Я опять беру колбаску и превращаю ее снова в шар. Готово. Ну, как ты думаешь, а теперь в них поровну пластилина?

    — Ну, конечно! Теперь поровну.


    Рис. 2.23. Ребенку в возрасте 4–5 лет кажется, что в колбаске больше пластилина, чем в шаре, даже если колбаска получилась из такого же шара.
    Такие ответы ребенка вызывают улыбку. А между тем более или менее сходные реакции можно наблюдать у большинства детей того же возраста и, по-видимому, независимо от их культурного уровня. Только между 6 и 8 годами почти все дети соглашаются, что количество пластилина одинаково, какую бы форму ему ни придавали.

    Как объяснить эти факты?

    Правильное понимание создается в том случае, если пятилетний ребенок имел ранее возможность убедиться, что более крупный предмет содержит большее количество вещества.

    Непонимание возникает при наличии двух предметов, одинаковых по количеству материала, но разных по форме. При этом ребенок обычно отвечает в соответствии с тем, что ему уже известно , и связывает изменение количества с изменением формы.

    Равновесие восстановится в возрасте 6–8 лет, когда ребенок будет способен устанавливать «различие между общими признаками двух предметов и их разными свойствами». В описанном случае ребенок достигнет этой стадии, когда он поймет, что длина колбаски создается за счет ее толщины.
    Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
    «Заседание закрыто… Ах, простите… заседание открыто», объявляет председатель; этой оговоркой он «бессознательно» выдал свое стремление закончить собрание как можно скорее.

    Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что она повредила ногу, либо потому, что упала… Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из этого «затруднительного» положения.

    Маленький мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию… а не умрет ли она во сне?

    Некоторые писатели, музыканты или художники «одержимы» темами сексуальности или извращений, что проявляется в большинстве их произведений.

    Прославленный хирург в самом деле «артистически» действует скальпелем и иглой. Его мать, однако, любит напоминать, что демонстрируемое им теперь спокойствие плохо сочетается с жестокостью по отношению к животным и даже к собственным братьям и сестрам, которую он проявлял в детстве и за которую ей постоянно приходилось его отчитывать.

    Все эти примеры, по мнению психоаналитиков, доказывают существование подсознательного и подавленных влечений, которые его переполняют и непрерывно пытаются выйти наружу в форме оговорок, сновидений, наклонностей, произведений искусства или в избираемой профессии (в этом смысле актёр и преподаватель, когда они целиком отдаются своему делу, — всего лишь эксгибиционисты, хотя они и не знают этого).
    Документ 2.13. Путь к самовыражению
    Согласно Маслоу (Maslow), путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума — к его самореализации — открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей (см. рис. 6.3).

    Физиологические потребности (есть, пить, спать и т. п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. За ними следует потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т. п.); ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются, и т. п.).

    Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, то в поведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде.

    Так, вместо того чтобы систематически подчиняться мнению большинства или властей, индивидуум будет все больше прислушиваться к собственным чувствам. Он вновь обретет дар восхищаться миром, которым он обладал в детстве. У него будет возникать все более сильное желание отказаться от рутины, испробовать что-то новое, обратиться к новым целям, соглашаясь даже усердно работать, если это работа, которую он выбрал сам. Он будет стараться оценивать факты как можно более объективно, готовый к тому, чтобы стать непопулярным, если его взгляды не совпадают со взглядами большинства. Индивидуум будет принимать на себя все большую и большую ответственность, избегая «разыгрывать комедию», чтобы спасти лицо.

    Все эти действия способствуют развитию у индивидуума самоуважения и, что самое главное, постепенно превращают его в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь, в личность, способную заботиться о других людях и о благополучии человечества. Он достигает, таким образом, стадии самореализации .

    Все это, разумеется, идеальный путь, который может пройти лишь бесконечно малая часть индивидуумов. Можно считать, что более 90 % людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.

    Кого в этом винить? Никого и всех.

    Не может быть сомнений, что только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов.

    Считать ли это утопией, или надежда все же существует?
    Документ 2.14. Покорность и пытка
    В 60-е годы социальный психолог С. Милгрэм (S. Milgram) изучал проблему послушания и доверия к авторитету.

    Милгрэм объявил своим испытуемым, что он хочет исследовать воздействие наказания на заучивание слогов. Он хотел, чтобы испытуемый играл роль «учителя», который должен наказывать «ученика» все более сурово за каждую новую ошибку. Затем он помещал испытуемых перед рядом кнопок, нажатие которых вызывало удары тока напряжением от 15 до 450 вольт (последнее напряжение может причинить сильные страдания и серьезные физические повреждения). «Ученик» сидел в соседней комнате на стуле, окруженном электрическими проводами.


    Рис. 2.24. Эксперимент Милгрэма: испытуемый-«учитель» по приказам экспериментатора продолжает наносить «ученику» удары электрическим током, даже если тот «вопит от боли». (Сцена из телевизионной передачи.)
    Милгрэм настойчиво объяснял испытуемым-«учителям», что использование ударов тока составляет важную часть опыта и что опыт потеряет всякий смысл, если его требования не будут выполняться.

    После этого добропорядочные отцы семейств, миролюбивые люди, посылали ученику, несмотря на его стоны, разряды в 75 вольт, а затем, не реагируя на его мольбы, удары тока от 150 до 300 вольт; такие напряжения вызывали у ученика крики боли. И все это только потому, что экспериментатор, сидевший рядом с «учителем», приказывал ему продолжать «обучение».

    Две трети испытуемых, выполнявших роль «учителя», до самого конца полностью подчинялись экспериментатору, хотя последний не обещал покарать их или вознаградить 17.
    Милгрэм, однако, не обнаружил никаких различий между личными качествами тех, кто доводил эксперимент до конца, и того меньшинства, которое отказывалось продолжать его.

    Такие эксперименты показывают, как «нормальные» люди, которые в силу своего воспитания привыкли подчиняться, способны к бесчеловечным действиям и к тягчайшим преступлениям из-за уважения к власти. Вполне вероятно, что этого достаточно, чтобы объяснить зверства, совершавшиеся нацистами во время второй мировой войны, или все те физические и психологические пытки, которым подвергают людей в наши дни во многих странах.

    Резюме
    1. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

    2. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то «тень» , обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги , которых считали ответственными за все действия людей.

    3. Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

    4. Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперёд изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

    5. Разделение между естественными науками и философией произошло в основном в XVII веке. Эмпирическое направление привело к созданию научного метода и открыло возможность изучать факты путем наблюдений и экспериментов, исходя из гипотез , которые подлежат проверке.

    6. В XVIII веке психология тоже отделилась от философии, пытаясь заменить изучение «души» изучением сознания и процессов мышления.

    7. Научная психология родилась, однако, лишь в конце XIX века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты , пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты , изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

    8. В начале XX века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому в принципе укладывается в схему S — R (стимул — реакция).

    9. Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем. Что касается этологов и социобиологов, то они исследуют биологические основы природы человека, пытаясь объяснить его развитие как реализацию заложенной в него от рождения видоспецифической программы.

    10. Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам , исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как по мнению конструктивистов наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

    11. В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.

    12. Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.

    13. Каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. По существу все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

    14. В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых данных .
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   67


    написать администратору сайта