Главная страница
Навигация по странице:

  • Нарративная терапия - интерпретация авторов

  • Основная предпосылка нарративной терапии

  • Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы

  • Многомерное пространство. Комментарий о стиле статьи. Одним из основных вынужденных увлечений постмодернистов, а следовательно и нарративных терапевтов

  • Идея о бесконечной интерпретации текста

  • 1. Время. Модернизм7): Установка на линейность времени

  • Постмодернизм8): Нелинейность, взаимозависимость и непредсказуемость. Отказ от идеи прогресса.

  • Равноправное многообразие ходов в каждой точке истории. Сюжет не линейный, а развертывающийся, с бесконечной возможностью выбора - это отменяет идею о конечной блистательной цели.

  • Время открывается шаг за шагом. Каждый, кто движется во времени, обживает его по своему и метит на карте времени то, что важно для него.

  • Равноправия утилитарного и символического уровней .Психотерапия

  • Идею уникального эпизода

  • Речь идет о Деконструкции

  • "борьбы против несправедливости"

  • Е.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу. Журнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу


    Скачать 211.5 Kb.
    НазваниеЖурнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу
    Дата01.02.2023
    Размер211.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЕ.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу.doc
    ТипДокументы
    #916280
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Журнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г.

    Е.С.Жорняк Нарративная терапия: от дебатов к диалогу

    психолог, системный семейный терапевт,

    преподаватель кафедры семейной психотерапии

    Института практической психологии и психоанализа,

    член Правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов,

    член Европейской ассоциации психотерапевтов.
    We live with each other in a world of conversational narrative, and we understand ourselves and each other through changing stories and self descriptions.

    Anderson, H. and Goolishan, H.A1)

    Мир, к сожалению реален; я, к сожалению, Борхес. Борхес2)

    Человек, возможно самая таинственная порода планеты, тайна вопросов без ответов. Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Откуда мы знаем то, что мы думаем, что знаем? Почему мы верим во что-то? Бесчисленные вопросы в поисках ответа. Ответа, который приведет к следующему вопросу, и следующий ответ приведет к следующему вопросу и так далее, и так далее. Но под конец, не оказывается ли это всегда одним и тем же вопросом и ответ всегда один и тот же...мяч в кругу, игра продолжается 90 минут, это факты. Все остальное только теория. Начинаем.

    "Беги Лола Беги". Текст в начале фильма.

    Нарративная терапия - интерпретация авторов:

    В Дульвич Центре (the Dulwich Center), директорами которого являются основатели нарративной терапии, было сформулировано следующие описание этого подхода:

    Основная предпосылка нарративной терапии это идея, что жизни и отношения людей формируются:

    • Знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта.

    • Определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.

    Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы:

    • Позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;

    • Помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, и

    • Поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности, и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.

    Многомерное пространство. Комментарий о стиле статьи.

    Одним из основных вынужденных увлечений постмодернистов, а следовательно и нарративных терапевтов, в последние годы является отнесение к самим себе, своим теориям и практикам, принципов идей и методов, разработанных в этих же теориях и практиках. Постмодернисты деконструируют собственные тексты и напряженно живут своим постмодернистским стилем жизни, а нарративные терапевты экстернализируют проблемы нарративного терапевта и деконструируют нарративную терапию. Большинство текстов о нарративной терапии также по своему стилю содержанию и структуре можно назвать постмодернистскими. Почти любой такой текст в самой своей форме содержит все то, что в нем написано, например автор пишет о принципе "не-знания", представляя свои аргументы в виде рефлексивных вопросов, а далее, усиливая головокружение читателя, объясняет, что же такое рефлексивный вопрос, конечно же, с помощью новой серии рефлексивных вопросов. Следуя этой практике, организуем и мы нашу историю о нарративной терапии, используя воспринятую ей постструктуралистскую идею неотделимости текста от контекста.

    Итак, в постсруктурализме (изначально методе анализа текстов, пришедшем на смену структурализму) есть несколько взаимосвязанных идей, используемых нарративными терапевтами.

    • Идея интертекстуальности - идея о существовании текста в пространстве других текстов. Текст может отсылать к тем текстам, о которых в нем даже формально не упоминается. Все, что автор прочитал до написания своего текста, прорывается в его собственном произведении даже помимо его воли и сознания.

    • Идея о бесконечной интерпретации текста - сколько читателей - столько интерпретаций (отсюда следует невозможность наличия эксперта, критика, конечного интерпретатора).

    • И наконец, обобщающая эти две идеи, концепция неотделимости текста от контекста, где контекст понимается как точка отсчета, относительно которой совершается интерпретация событий, действий и т д.. В зависимости от контекста один и тот же текст (поведение, действие, мысли, слово, теория) может оцениваться по-разному.

    Таким образом можно было бы начать с рассказа о контекстах нарративной терапии (постмодернизме, конструктивизме, пост-структурализме, социальном конструктивизме), а затем поместить текст, нарративную терапию, в эту рамку. Однако интертекстульное пространство посвященное этим контекстам так запутано и многообразно, что возникает риск не добраться до самого текста, создав некую цитату "Путей к Раю" Корнеля (комментарии к утерянной рукописи), что "конечно же сделало бы честь автору, однако вряд ли удовлетворило бы читателя" 5).

    Можно было бы создать как бы целостный рассказ о нарративной терапии, разметив комментарии о том, "откуда" в ней появлялись те или иные идеи в конце рукописи, на полях или в сносках. Однако работа по укреплению мордонга нарративной терапии сегодня мало уместна - это очень динамично меняющаяся сфера исследования и практики. Содержательный анализ этой динамики потребовал бы написания еще не одной статьи, однако сам факт неоднородности и нестабильности поля нарративной терапии хотелось бы отразить и в этом тексте. То, рассказ о чем, мне предстоит сконструировать, представляется мне не как гомогенное линейное поле, а как многомерное динамичное пространство полеолога. То, что я предлагаю в этой статье это попытка средствами линейного и нелинейного письма описать некоторые фрагменты этого многомерного пространства. 6)

    1. Время.

    Модернизм7):

    Установка на линейность времени.

    Наука: времени нет

    Ньютон: Детерминизм и обратимость во времени - между предсказанием будущего и восстановлением прошлого нет никакого различия.

    Пригожин: "В традиционном понимании законы природы были законами, описывающими замкнутую, детерминистическую Вселенную, прошлое и будущее, которой считались эквивалентными" ((4) стр. 11)

    В литературе: Высокий модернизм: зацикленность у Джойса, у Пруста - время вещь данная. Интерес к утопии (антиутопии), конечной цели, одному исходу.

    В архитектуре: Все существующее градостроительство должно быть разрушено для создания великолепных утилитарных городов с прямыми линиями и домами-ячейками.

    В психотерапии: Аналитический и бихевиоральный подходы. Поиск объективных причин и предсказуемых поведенческих схем. Если нам дано будущее мы можем "рассчитать" прошлое и наоборот.

    Постмодернизм8):

    Нелинейность, взаимозависимость и непредсказуемость. Отказ от идеи прогресса.

    Наука: теория Хаоса. Согласно одному теоретику "там, где начитается хаос, заканчивается классическая наука" (Gleick, J. (1987).p.57)

    Появление квантовой теории, "теории неопределенности, недетерминизма и тайны", ввело новое мировоззрение. Теория хаоса, имеющая отношение к нелинейности, взаимозависимости и непредсказуемости динамических систем, выражает это новое мировоззрение.

    Пригожин: "Теперь мы понимаем, что детерминистические, симметричные во времени законы соответствуют только весьма частным случаям. Они верны только для устойчивых классических и квантовых систем, т.е. для весьма ограниченного класса физических систем. Что же касается несводимых вероятностных законов, то они приводят к картине "открытого" мира, в котором в каждый момент в игру вступают все новые возможности"((4) стр. 11.).

    Радикальный конструктивизм.

    Матурана: "Осознание того, что идея времени возникает как абстракция, происходящая из согласованности опытов наблюдателя, которую он или она использует как объяснительный принцип - само по себе не проблема. Вот, что действительно становится проблемой в длительной перспективе, так это неосознанное принятие идеи времени как объяснительного принципа, который воспринимается, как порядок вещей, и придает времени трансцендентный онтологический статус" 9).

    Литература: Гипертекст. Картасар. Эко. Борхес. Сад расходящихся тропок.

    Равноправное многообразие ходов в каждой точке истории. Сюжет не линейный, а развертывающийся, с бесконечной возможностью выбора - это отменяет идею о конечной блистательной цели.

    Время открывается шаг за шагом. Каждый, кто движется во времени, обживает его по своему и метит на карте времени то, что важно для него.

    Борхес. Внутренние диалоги:

    "Иногда тропки этого лабиринта пересекаются: Вы, например, явились ко мне, но в каком-то из возможных вариантов прошлого вы - мой враг, а в ином -- друг. ...

    В отличие от Ньютона и Шопенгауэра ваш предок не верил в единое, абсолютное время. Он верил в бесчисленность временных рядов, в растущую, головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен. И эта канва времен, которые сближаются, ветвятся, перекрещиваются или век за веком так и не соприкасаются, заключает в себе все мыслимые возможности. В большинстве этих времен мы с вами не существуем; в каких-то существуете вы, а я -- нет; в других есть я, но нет вас; в иных существуем мы оба. В одном из них, когда счастливый случай выпал мне, вы явились в мой дом; в другом -- вы, проходя по саду, нашли меня мертвым; в третьем -- я произношу эти же слова, но сам я -- мираж, призрак. ..

    Не в любом, - с улыбкой пробормотал он, - вечно разветвляясь, время ведет к неисчислимым вариантам будущего. В одном из них я -- ваш враг. (Борхес. Сад Расходящихся тропок.)

    И все же, и все же... Отрицание временной последовательности, отрицание себя, отрицание астрономической Вселенной - все это акты отчаяния и тайного сожаления... Время - это субстанция из которой я состою. Время - это река, уносящая меня, но я сам река; это тигр, пожирающий меня, но я сам тигр; это огонь, поглощающий меня, ноя сам огонь. Мир, к сожалению реален; я, к сожалению, Борхес". Борхес Хорхе Луис. Новое опровержение времени. (цит по (4) стр. 260)

    Архитектура - это кров с украшением. Нет бессмысленных элементов архитектурного декора. Равноправия утилитарного и символического уровней.

    Психотерапия:

    Время, необратимое время, с полным возможностей прошлым, настоящим и будущим впервые появляется в конструктивистских подходах - в BSFT (brief solution focused therapy by Steve De'Shaizer) и нарративной терапии. В обоих школах терапевт с помощью вопросов, ориентированных на время, может предложить клиенту10) переместиться в будущее, полевариативное будущее, где клиент может выбрать для себя предпочтительный для него вариант \варианты, оттуда взглянуть на настоящее и \ или прошлое и переописать их таким образом, чтобы они способствовали наступлению этого желательного будущего. Возможен обратный вариант, когда с помощью уникальных эпизодов терапевт помогает клиенту увидеть в его прошлом предпочтительный для этого клиента (семьи) опыт и распространить его на настоящее и будущее.

    Идею уникального эпизода, некоего опыта (поведенческих актов, коммуникативных актов, переживаний, мыслей и пр.), несоответствующего, выбивающегося из логики и смыслов проблемно-насыщенных историй, рассказывая которые, люди описывают себя и свою жизнь, сформулировал Уайт. Например, для супружеской пары, которая в качестве проблемы заявляет постоянные конфликты, уникальным эпизодом будет час, день, месяц, период \ периоды в их совместной жизни, когда конфликтов не было. Узнав о существовании таких эпизодов, терапевт в качестве следующего шага выясняет, является ли этот уникальный эпизод предпочтительным опытом для этих клиентов; затем спрашивает об аспектах прошлого, в которых есть что-то общее с уникальным эпизодом или смыслом уникального эпизода (Кто из вашего окружения мог предсказать, что в отпуске вы не будете ссориться? Случалось ли до отпуска, что Вы вдруг замечали в себе эту терпимость(термин клиента)?); далее терапевт задает вопросы, связывающие прошлый опыт с настоящим (Когда вы думаете об этом отпуске или о ваших мирных отношениях до рождения сына, это что-нибудь меняет в том, как вы воспринимаете тот опыт, который пережили в этом месяце?), и, наконец, терапевт задает вопросы, распространяющие историю на будущее (Учитывая ваши взгляды на события, которые мы сегодня обсуждали, как вы думаете, какой для вас будет следующая неделя \ месяц \ год? Если Вы вновь начнете использовать ваши способности к терпимости, как вы это делали в отпуске, как вы думаете на это может отреагировать Ваша дочь?).

    Итак, именно уникальные эпизоды - основной ресурс используемый нарративными терапевтами для создания необратимого времени, в котором прошлое настоящие и будущие неоднозначно взаимосвязаны и полны возможностей. Другой немаловажный ресурс, сделавший возможными эти путешествия во времени, Уайт позаимствовал у французского постструктуралиста Деррида. Речь идет о Деконструкции. По сути выявление и распространение во времени уникальных эпизодов это метод деконструкции жизненного нарратива.

    У Деррида деконструкция - это стратегия по отношению к тексту, включающая одновременно и его деструктцию и реконструкцию. При этом в тексте выделяются маргинальные, подавляемые мотивы, противо-направленные по отношению к "основному" направлению. Текст в этом случае оказывается не мирным гомогенным единством, а пространством репрессии. Цель Деконструкции - активизировать внутритекстовые очаги сопротивления диктату некоего "главного смысла"(6).

    Нарративные терапевты применяют деконструктивное выслушивание. В отличие от роджерианского терапевта, чье активное слушание направлено на то, чтобы отражать историю клиента, как зеркало, без искажения, нарративный терапевт ищет скрытые смыслы, пространства и разрывы, признаки конфликтующих историй. Такая практика позволяет открыть пространство для тех аспектов жизненных нарративов людей, которые находятся на перифирии и еще не обрели свою историю, и ослабить хватку доминирующих, ограничивающих историй; помочь людям отнестись к своим жизненным нарративам не как к пассивно получаемым фактам, но как к активно конструируемым историям; поставить под сомнение "фактичность", неприложность жизненных нарративов людей; показать, что общепринятый или официально санкционированный смысл той или иной истории, это всего лишь одна из возможных интерпретаций; избежать приписывания характера экспертности возможным интерпретациям терапевта; создать новую историю, новый конструкт и развить его, если выяснится, что по мнению данного человека он для него более желателен.

    Заметим, что, таким образом, вопреки заявленной релятивистской позиции, некоторые установки относительно того, что для человека лучше, у нарративных терапевтов все-таки имеются. Это установка на позитивную историю и на активную позицию человека.

    Первая исходит из сути терапевтического проекта в целом, по крайней мере в той его формулировке, за счет которой психотерапия может себе позволить быть популяризованной, существовать на рынке и выступать как явственно слышимый дискурс в так называемых цивилизованных странах, - психотерапия помогает людям улучшить их жизнь. Предполагается, что человек которого все устраивает не пойдет к психотерапевту. Человек же, пришедший к психотерапевту, расскажет, что его не устраивает. Это, в терминах нарративной терапии, и будет проблемно-насыщенная история. Позитивная же история это история, в которой именно этой проблемы нет. Таким образом, что для него является или не является проблемой, человек все-таки решает сам, и термин "позитивная" здесь условен.

    Рофл Что будет делать нарративный терапевт, если к нему придет человек и расскажет, что он описывает свою историю как абсолютно позитивную и его это не устраивает? Будет ли нарративный терапевт помогать этому человеку переписать его историю как более проблемно насыщенную?

    Вторая установка, по сути, означает, что нарративные терапевты "более внимательны к событиям, которые могут быть пересказаны, как история "борьбы против несправедливости", нежели к тем, которые рассказываются как истории о "человеке как о жертве"" ((7) стр.73). Эта установка обязана своим появлением знакомству Уайта с идеями Мишеля Фуко. Этот французский философ думал, что базовые, "общепонятные" идеи, которые люди обычно принимают за "законы жизни", "порядки вещей" и "вечные истины" о том, что есть человек и общество, в действительности меняются по ходу истории. В каждом конкретном обществе, в каждый конкретный момент \ период истории существуют дискурсы, определяющие, какое знание следует считать истинным - в том числе знание о том, что есть умственная патология, психическая норма и не норма, преступление, заболевание, сексуальность, и как на основе этой классификации человека идентифицировать, изолировать, наказать и ущемить. Те, кто контролируют дискурс - контролируют знание, и, в то же время, доминирующее знание данной среды определяет, кто может занять в ней властные позиции. Например, в обществе, где существует доминирующее знание со статусом истины о том, что психотерапией лучше всего заниматься женщинам до 25 лет, властью определять, что такое психотерапия и кто может ей заниматься, будут наделены женщины до 25 лет, а, скажем, мужчины после 45 лет окажутся лишенными голоса и власти в этой особой области дискурса. Таким образом для Фуко Власть - это знание, а знание - это власть. Уайт вслед за Фуко полагает, что мы склонны интернализировать доминирующие нарративы нашей культуры, легко веря в то, что они содержат истину о нашей идентичности. Эти доминирующие нарративы скрывают от нас возможности, которые другие нарративы могли бы нам предложить. "Люди приходят в терапию или, когда доминирующие нарративы не позволяют им прожить свои собственные предпочтительные нарративы, или когда человек активно участвует в воплощении историй, которые он находит бесполезными"((7) стр. 65).

    Таким образом, подчиняясь власти этих доминирующих для нарративных терапевтов дискурсов Фуко и Уйта, эти терапевты и стремятся побудить человека занять активную позицию по отношению к бесполезным для него дискурсам и метанарративам, что позволит ему противостоять их власти и переписать свой локальный нарратив так, как ему удобно.

    Голос с периферии: Обсуждая влияние постмодернизма на семейную терапию, Ларнер11) утверждает:

    "... Все дискурсы (даже дискурс дискурса, ср. Фуко) потенциально способны эксплуатировать и контролировать, так как иерархия и оппозиция - имманентные характеристики мысли вообще".

    Рофл Оставляют ли нарративные терапевты человеку право на выбор быть (описывать себя) жертвой? Что будет делать нарративный терапевт, если выяснит, что описание себя как жертвы является предпочтительным для данного человека?

    Что будет с нарративным предприятием, если человек откажется выступать как автор своей истории?

    Понятно, что, прими нарративные терапевты идею равноправия всех стилей жизни и способов конструирования реальности во всей ее парализующей полноте, любое психотерапевтическое предприятие превратилось бы в излишество или, в терминах деконструктивизма, маргинальный элемент на поле взаимодействия людей.

    Что делать терапевту и клиенту в одной комнате, если, в конце концов, любая конструкция реальности также хороша как все остальные? Или все они одинаково ни хороши, ни плохи.

    Еще до того как термин "постмодернизм" был популяризован Перри (пересказано по Ботелла (9)) заметил парализующий эффект релятивизма и предложил преодолевать его с помощью того, что он назвал Обязательством и определил как:

    Утверждение персональных ценностей или выборов в условиях релятивизма. Сознательный акт или осознание идентичности и ответственности. Процесс ориентации Я в относительном мире. 12)

    Ботелла (9) полагает, что Обязательство Перри является существенным элементом конструктивизма. Такого же мнения придерживаются и Эфран и Кларфилд (Efran and Clarfield) 13), заявляя что:

    "В нашей интерпретации конструктивистская рамка утверждает, что 1. каждый имеет личные предпочтения 2. люди имеют право выражать эти личные предпочтения и 3. эти выборы не следует путать с объективными истинами. Для нас "истина" это набор широко разделяемых мнений". (цит. по Ботелла (9))

    Таким образом, практикуя вид терапии, сформировавшийся в процессе включения психотерапии в конструктивистский контекст, нарративный терапевт выступает для клиента как некий временный профессиональный сопровождающий в процессе выборов, совершаемых клиентом на основе его личных предпочтений, принятия им ответственности за эти выборы, описания им своей, устраивающей его, идентичности, и ориентации клиента в мире с доминирующим дискурсом релятивизма.

    Говоря о времени в Нарративной терапии, упомянем еще один момент. Каждая сессия здесь также конструируется как отдельный эпизод. Следуя идее гипертекста и позиции не-знания, о которой будет сказано позже, нарративный терапевт не планирует свою работу на 2 или 10 сессий вперед, он не ведет семью \ клиента к какой-то понятной ему цели, моменту, когда семья станет функциональной или клиент превратиться в актуализирующуюся личность. Путей может быть много, в каждый момент есть варианты и весь путь непредсказуем. Критерий прекращения терапии - мнение клиента \ семьи, что он решил те задачи, которые перед собой ставил.

    Рофл Фильм. "Беги, Лола, Беги". Заменяет чтение этого раздела.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта