Главная страница

Е.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу. Журнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу


Скачать 211.5 Kb.
НазваниеЖурнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу
Дата01.02.2023
Размер211.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЕ.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу.doc
ТипДокументы
#916280
страница4 из 4
1   2   3   4

В качестве иллюстрации приведу только некоторые из многочисленных областей пересечения с другими подходами, которые обнаружились в процессе одного из опытов деконструкции нарративной терапии (12):

Связывающий прошлое, настоящие и будущее Уникальный эпизод Уайта подобен "вперед в будущее" вопросам Пена и Рефлексивной Петле Прошлого, Настоящего и Будущего, которую придумали Босколо и Бертрандо. С другой стороны он же сильно напоминает "исключение из правил", используемое Дешейзером.

"Порождение дилемм" чрезвычайно похоже на "дилеммы изменения" Пэгги Пэпп.

Использование ритуалов такое же как у Палаззоли.

Даже идея экстернализации не нова. За несколько лет до Уайта Томм писал, что такая практика возможна и "охватывает древнюю мудрость об одержимости демонами и их изгнании" 32).

Уайта часто объединяют с Дешейзером, создателем терапии, ориентированной на решение. Оба терапевта используют в работе "ресурсные модели" (цель которых активизировать ресурсы и "усилить" человека \ семью) в противовес "дифицитарным моделям" (цель которых "починить" людей \семьи с патологиями).

Кроме того сближению этих подходов способствует отмеченная выше схожесть "уникального эпизода" и "исключения из правил". В 1993 году между Уайтом и Дешейзером состоялась письменная дискуссия, где они сами и прояснили, чем созданные ими подходы отличаются друг от друга33):

Дешейзер не возвращается к обсуждению проблемы и фокусируется только на "разговоре о решении" vs. Уайт использует новую историю, которую человек создает с помощью уникальных эпизодов, чтобы поговорить о том, как этот человек может противостоять влиянию проблем, и тем смыслам, которые эти проблемы приобрели в его жизни.

Оба, и Уайт, и Дешейзер работают над решением, но из этого пункта они направляются в разные стороны - Уайт фокусируется на смыслах, истории и власти, а Дешейзер - на поведении, целях и прагматике. В терапию Дешейзера не включены аспекты связанные с полом, расой, культурой и властью.

Некоторые виды вопросов в нарративной терапии, направленные на включение в переписываемую историю других персонажей, очень напоминают миланский стиль циркулярного интервью.

Переход от концентрации на фактической стороне взаимодействия к его ролевому и смысловому аспектам был осуществлен в Миланском подходе. Для того, чтобы изменить свое восприятие члены группы Палаззоли использовали речевую практику. Например: мистер Смит показывает, что он печален, (а не мистер Смит печален), миссис Смит показывает, что это производит на нее такое-то впечатление, она придает его печали такой- то смысл, а их дочь показывает, что она, со своей точки зрения, видит в его печали то-то. Так что присущая нарративному подходу концентрация на смыслах и убеждениях, выраженных в тексте, в этом аспекте сближает его с Миланской школой. Также как и идея вопросов, направленных на ландшафт действия, и вопросов, направленных на ландшафт сознания, сходна c миланской практикой циркулярного интервью, в которой прослеживается рекурсивная связь между убеждениями (сознание) и поведением (действие) в контексте взаимоотношений.

Нельзя сказать, что все нарративные терапевты сегодня организованно двинулись налаживать диалог с другими психотерапевтическими направлениями. Нельзя сказать, что они вообще куда-то двинулись, так как эти диалоги носят пока в основном, как у Борхеса, внутренний характер и происходят на конгрессах по нарративной терапии между самими нарративными терапевтами.

Там и выясняется, что некоторых нарративных терапевтов постмодернистская логика привела к эклектическим моделям, другим тот же постмодернистский релятивизм позволил спокойно смотреть на мир через выбранную ими линзу, рефлексируя и то, как они смотрят, и сколько еще линз вокруг, и что все эти линзы - линзы, и все открывают разные возможности, и, вероятно, как-то пересекаются, но вот они, данные конкретные терапевты, исключительно для себя и на сегодняшний день, деконструировали этот линзовый нарратив так, что их линза оказалась в центре, а остальные на периферии, и сделали они это просто потому, что им так нравится.

В любом случае, рассказывая друг другу (а, может быть, все-таки и не только друг другу) эти истории, нарративные терапевты создают все более богатое описание психотерапии, где возможность диалога всегда присутствует в ряду других возможностей.

Примечания

1) Anderson, H. and Goolishan, H.A., (1988), Human Systems as Linguistic Systems: Preliminary and Evolving Ideas about the Implications for Clinical Theory, Family Process, 27, 4: p 380.

2) Borges J.L. A New Refutation of Time. - in Borges J.L. Labirinth. Pengium Modern Classics. - Pengium Books, 1970, p. 269

3) Нарративную терапию создали и до сих пор развивают австралийские психотерапевты Майкл Уайт (Michael White) и Дэвид Эпстон (David Epston). Даже в их исполнении за последние 20 лет она претерпела значительные изменения. Кроме того за это время нарративная терапия превратилась в признанный и довольно влиятельный подход в Европе и Америке. Однако разные терапевты восприняли нарративную метафору по-разному, и внутри подхода существуют значительные различия - одни терапевты заняты исследованием постмодернистского влияния на психотерапевтическую беседу; других больше интересуют постструктуралистские идеи; третьи стали называть себя дискурсивными терапевтами. Соответственно большие различия существуют и в том, как различные терапевты воплощают свои идеи в практику. Учитывая однако общее для всех любителей нарративной метафоры релятивистское отношение к действительности, такое расхождение рассматривается ими как хороший повод для интереса друг к другу и ресурс для новых описаний психотерапии. В этой статье речь пойдет в основном о том варианте нарративной терапии, который на сегодняшний день представляют ее создатели.

4) Это определение взято с официального сайта Дульвич Центра. www.dulwichcentre.com.au

5) просто явно цитата

6) Должна предупредить, что мне в большей степени свойственно постмодернистское "мировоззрение". Полагаю, это неизбежно повлияет на текст.

7) Здесь и далее в разделы модернизм или постмодернизм могут попадать идеи, люди и цитаты не укладывающиеся во временные границы приписываемые этим явлениям.

8) "К сожалению, "постмодернизм" - термин годный а tout faire (на все случаи. Фр.). У меня такое чувство, что в наше время все употребляющие его прибегают к нему всякий раз, когда хотят что-то похвалить. К тому же его настойчиво продвигают в глубь веков. Сперва он применялся только к писателям и художникам последнего двадцатилетия; потом мало-помалу распространился и на начало века; затем еще дальше; остановок не предвидится, и скоро" категория постмодернизма захватит Гомера". Умберто Эко "Заметки на полях "Имени розы". // "Имя Розы" стр. 635

9) Maturana, Humberto R. The Nature of time. November 27, 1995 http://www.inteco.cl/biology/nature.htm - Chilean School of Biology of Cognition // The Web Page of Humberto Maturana.

10) Нарративная терапия, изначально, возникла как вид семейной терапии. И сегодня она в основном популяризуется и практикуется как направление в семейной терапии. Однако в самом нарративном подходе не заложено никаких противопоказаний для использования его в работе с индивидуальными клиентами (которых нарративные терапевты, кстати, предпочитают называть людьми). Это отражается на практике - по сути, нарративный терапевт работает с теми \ тем \ той, кто к нему \ к ней пришел. Соответственно в данной статье какой бы термин для краткости не употреблялся: семья, человек или клиент, - речь идет о человеке или нескольких людях.

11) Larner, G. (1995) The real as Illusion; deconstructing power in family therapy. Journal of Family Therapy, 17: 191-219. (p. 207)

12) Perry, W.G. (1970). Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Rinehart & Winston. p. 258.

13) Efran, J.S., & Clarfield, L.E. (1992). Constructionist therapy: Sense and nonsense. In S. McNamee & K.J. Gergen (Eds.), Therapy as social construction (pp. 200-217). London: Sage. p. 201.

14) "Должен сказать, что я сам убежден, что постмодернизм - не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние, если угодно, Kunstwollen5 - подход к работе. В этом смысле правомерна фраза, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм..." Умберто Эко "Заметки на полях "Имени розы". // "Имя Розы" стр. 635

15) Maturana, H.R., & Varela, F.J. (1987). The tree of knowledge: The biological roots of human understanding. Boston: Shambhala

16) Определение из электронной Энциклопедии Аутопоэзиса (ENCYCLOPAEDIA AUTOPOIETICA An Annotated Lexical Compendium on Autopoiesis and Enaction Copyright © 1998, 2001 Randall Whitaker). Энциклопедия создана доктором Рэндалом Витакером. С полной версией энциклопедии можно ознакомиться на http://www.enolagaia.com/EA.html

17) Maturana, H.R., & Varela, F.J. (1987). The tree of knowledge: The biological roots of human understanding. Boston: Shambhala. p. 34

18) Maturana, Humberto R. The Nature of time. November 27, 1995 http://www.inteco.cl/biology/nature.htm - Chilean School of Biology of Cognition // The Web Page of Humberto Maturana.

19) von Glaserfeld, E. (1984). An introduction to radical constructivism. In P. Watzlawick (Ed.), The invented reality (pp. 17-40). New York: Norton.

20) У Пелевина есть отличная иллюстрация к этой практике. Рассказ, кажется, называется "Зигмунд в кафе".

21) Точно также во время прогулки в горах нам было бы странно услышать от представителя племени (не помню какого), что вот мол камнит. Для нас бы падали камни. Если мы представим, что эти камни наделены сознанием и пришли из разных культур, подобных, скажем, нашей и этого племени, то одни из них с детства слышали, что им предстоит камнить, в то время как другие готовились падать.

Представим теперь, что камень из общества падающих камней пришел к психотерапевту, выходцу из племени камнящих (этот психотерапевт скорей всего называл бы себя "психотерапевтирующий"), с проблемой страха падения....

Какого такого падения?, - подумал бы модернистский психотерапевтирующий, уже в этот момент радостно предвидя, что этот пациент к нему надолго, и за то время, пока они будут прогулочным шагом идти к камнящей реальности, он, терапевт, вероятно, успеет довести эту реальность до правильного состояния, в котором он всем известен, как первооткрыватель "синдрома "страха падения" у камнящих".

Ага! значит падения! - подумал бы модернистский психотерапевтирующий, читавший на втором курсе работы предыдущего психотерапевтирующего, уже в этот момент обреченно предвидя, что этот пациент наверняка упорно будет называть его психотерапевтом, несмотря на то, что неотделимость действия от агента действия давным-давно научно доказана и нормальному пациенту совершенно очевидна.

Ого!, - подумал бы постмодернистский психотерапевтирующий (долгие годы с большим интересом пытавшийся понять всех тех, кто называл его психотерапевтом, ухогорлоносом и летчиком испытателем), - он, говорит, что у него есть такая проблема, страх падения. Очень, Очень интересно! Вы, знаете (вслух), в культуре, в которой я вырос, не было даже такого слова "падение" ..... некоторые нарративные терапевты и я в том числе полагают, что.... еще мама часто говорила мне в детстве..... я бы хотел постараться понять..... представьте, что прошел год и Вы уже "с тихим достоинством ждете падения и не слышите страха", это будет для вас хорошее состояние?.... кто первым заметит, что вы больше не слышите страха?..... Были ли когда-то в прошлом случаи, когда Вам удавалось договориться с этим Страхом падения, чтобы он на какое-то время замолчал? (Думает: Потрясающе! Потрясающе интересно! Сколько в мире всего уникального и непознаваемого! Вот процесс психотерапии, например....)

22) "Возьмем например идею лечения беседой, которая неслучайно промелькнула в начале нашего рассуждения о нарративной терапии. Эти два слова могли бы ухватить некую суть относительно того, что такое "терапия". Они предполагают, в них имплицитно содержится, что у кого-то есть проблема и эту проблему надо излечить. Терапевт таким образом подобен доктору, который может диагностировать, что именно должно быть вылечено. Доктора обучены быть экспертами в решении этой задачи. Когда доктор находит в чем действительно проблема, он может как эксперт дать определение того, "что здесь на самом деле происходит", и на основе этого, предпринять ряд действий, которые все приведут в порядок. И таким образом тот, у кого была проблема, больше ее иметь не будет, так как все было приведено в порядок, стало правильным, и человек теперь может жить немного лучше, по крайней мере, в течении какого-то определенного времени. Вот такая карикатура на модернистский взгляд на язык и практику...

Озвучивая постмодернистский подход, мы могли бы здесь задать такие вопросы: Кто определяет, что значит в порядке и не в порядке, что правильно, а что не правильно? Какой эффект это производит на человека, когда ему говорят, что он должен подчиниться экспертизе другого? На каких основаниях, с какой стати один человек имеет право на то, чтобы его Знания рассматривались как более серьезные \ лучшие знания, чем чьи-то еще? Язык действует в согласии с научным методом так, что это приближает нас к контакту с подлинными фактами природы, с истинным положением вещей? Или язык более конструктивистская вещь, и сам создает и поддерживает некоторые проблемы?" Jenny Pinkus, August 1996

23) В отличии от системной модели, где связи носят нелинейный характер, но остаются предсказуемыми и объективно существующими, в нарративной модели, в идеале, автор сам выбирает элементы и характер связи, то есть конструкцию.

24) разве что активным, позитивно мыслящим и с ощущением свободы выбора. Нарративные терапевты полагают, что это не Легитимный свод установлений о сущности человека, а результат их свободного и позитивного выбора.

25) Оппозиции: Постмодернизм состоит не в утверждении деструкции в противовес творчеству, игры с цитатами в противовес серьезному созиданию, а в дистанцировании от самих оппозиций "разрушение-созидание", "игра - серьезное", как и от всех других бинарных оппозиций - субъект-объект, целое -часть и т.д. и устойчивых целостностей - Восток -Запад, Мужское -Женское и т.п.. В этой статье представлено и мышление в бинарных оппозициях, и дистанцирование от них.

26) Что касается нарратива клиента, то здесь, как уже говорилось, иерархия в силу сути самой терапии есть, и проблемно-насыщенные эпизоды имеют меньший вес и в результате деконструкции должны подвергнуться репрессии.

27) Хотя нарративные терапевты, вероятно, чрезвычайно обиделись бы на предположение, что их подход, даже в таком общем смысле, может служить целям адаптации к особенностям современной культуры или общества.

28) Хотя нарративная терапия всегда включает работу со смыслами и рассказывание историй, способы которыми это делается могут быть очень разными и зависят от вовлеченных в процесс людей. В основном нарративная терапия зародилась в работе с очень маленькими детьми и с людьми, у которых были значительные ограничения в способах выражения себя (с людьми, находящимися на стационарном лечении в психиатрических клиниках, например). Рассказывать истории можно очень разными способами, и это не требует красноречия или грамотности. Люди используют самые разные способы, пытаясь быть понятными. Задача терапевта здесь найти доступ к опыту и смыслам человека, которого он консультирует, независимо от того, в какой форме человек этот опыт выражает.

29) Многое из того, что сегодня называется нарративной терапией, пришло из работы с "недобровольными клиентами" (по приговору суда, в клинике и т.д.), которые находились в условиях, где у них не было особого выбора в отношении многих аспектов их жизни. Еще нарративная терапия происходит из работы с людьми, которые изначально не могли говорить с терапевтом (люди, которые ни с кем не разговаривали, например). В этом контексте нарративная терапия родилась из желания найти эффективные и этичные способы работы в таких ситуациях. И до сих пор многими терапевтами развивается в этом направлении.

30) Ему она, кстати, и обязана тем, что смогла в наши дни стать признанным и влиятельным знанием. Он, постмодернистский контекст, ей, правда, тоже обязан тем, что именно в ней впервые получил практическое воплощение в сфере психотерапии.

31) Казалось бы, ну и что здесь удивительного - все знают, что подходы не берутся из воздуха. Удивительно то, что выглядят они в результате как раз так, как будто созданы инопланетянами. Всякие версии, о том, как так получается, можно почитать у философов 20-го века, которые занимались историей науки, знания, познания. Уникальность нарративной терапии на психотерапевтическом поле состоит в том, что она занялась полномасштабным вскрытием при жизни.

32) Tomm, K. (1989) Externalising The Problem and Internalising Personal Agency. Journal of Strategic and Systemic Therapies, 8, 1: p. 58.

33) Commentary: de Shazer and White: Viva la Difference. In Gilligan, S and Price, R (eds) Therapeutic Conversations New York, WW Norton. 1993.

Библиография:

1. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

2. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998

3. Кузнецов Сергей. Лекции по Культорологии. РГГУ, 1995г

4. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994

5. Семейная психотерапия., С.-П., 2000

6. Современная западная философия. Словарь. М., 1991

7. Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М., 2001.

8. Эко Умберто. Заметки на полях "Имени розы" // Имя Розы. М., 1994

9. Botella, Luis. 1997. Personal Construct Psychology, Constructivism, and Postmodern Thought

10. Deconstructing Psychotherapy. (1999).Edited by Ian Parker. Sage Publications Ltd. London. Thousand Oaks. Delhi.

11. Gleick, J. (1987). Chaos. New York: Viking.

12. Hart, Bruce. Re-authoring the stories we work by: Situating the narrative approach in the presence of the family of therapists. // Australian and New Zealand Journal of Family Therapy, 1995, vol.16, no. 4, pp. 181-189

13. Shotter, John. (1990) Toward a third revolution in psychology: from inner mental representations to dialogical social practices. // First draft of chapter for David Bakhurst and Stuart Shanker (Eds.) Culture, Language, Self: the Philosophical Psychology of Jerome Bruner, Sage Publications, London.

14. VanderVen, Karen. 1998. Play, Proteus, and Paradox: Education for a Chaotic and Supersymmetric World. // Play from birth to twelve and beyond: Contexts, Perspectives, and Meanings. Garland Publishing, Inc., NY & London.

15. White, M., & Epston, D. (1990). Narrative means to therapeutic ends. New York: Norton.

16. White, Michael 'The process of questioning: A therapy of literary merit.' In The Selected Papers of Michael White. Dulwich Centre Publications, Adelaide: 1989.

17. White, Michael. (1995) Re-Authoring Lives: Interviews and Essays. Adelaide: Dulwich Centre Publications

Перейти к следующей статье

(c) Институт практической психологии и психоанализа, 2001 г.
1   2   3   4


написать администратору сайта