Е.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу. Журнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу
Скачать 211.5 Kb.
|
2. Наблюдатель Модернизм: Позитивистский подход: Возможен идеальный наблюдатель, который не влияет на наблюдаемое. Постмодернизм14): Физика: Квантовая механика. Квантовый парадокс - многие физики пришли к заключению, что наблюдатель и производимые им изменения, являются элементами в нашем описании природы. Голос с периферии (?): Пригожин ( (4) стр.8): "Именно квантовый хаос, а не акт наблюдения, опосредствует наш доступ к природе". Исследователь \ наблюдатель становится фактором в исследовании, влияющим на его результаты. В радикальном конструктивизме звучит тезис "все, что сказано, сказано наблюдателем". Это не означает, что все находится в "голове" или в сознании, а "реальности" не существует - такая тория возможна, но доказать ее или противоположную ей объективистскую позицию нельзя. У Матураны и Варелы15) есть метафора эпистемологической одиссеи как путешествия между Сцилой (скалами догмы) и Харибдой (водоворотом солипсизма). Эта метафора может служить иллюстрацией ко всем конструктивистским теориям. Фильм: Курасава. Россимон. Конструктивизм: "Конструктивизм" это общий лейбл для эпистемологической позиции, которая (a) отрицает, что индивидуальное знание имеет непосредственный доступ к "объективной реальности" и однозначно ее отражает, и (b) вместо этого объявляет индивидуальное знание "сконструированным" наблюдателем в ответ на окружающую среду, но в терминах и исходя из конституционных черт (таких как способность к концептуализации, способы совершения операций и т. п.) самого наблюдателя. 16) Радикальный конструктивизм: Основные фигуры: Maturana and Varela, von Foerster, and von Glaserfeld Суть: "Все знание зависит от структуры знающего" 17) Следовательно никакое объективное знание невозможно. Матурана: "Мы не можем коннотировать какую-либо целостность или природное измерение, которое существует независимо от того, что мы делаем как наблюдатели (люди); и в нашей повседневной жизни мы используем слово "время", чтобы означить или указать на абстракцию нашего опыта преемственности процессов. Другими словами я показал, что в любой области основания идеи времени лежат в биологии наблюдателя, не в области физики, которая является сферой объяснений определенного рода когерентностей опытов наблюдателя....Таким образом, мы существуем в этой восхитительной ситуации опыта, в которой мы как наблюдатели, присутствующие в настоящем, являемся источником всего, даже того, что мы в нашей согласованности опытов наблюдателей можем видеть как целостности, которые посредством своих операций вызывают операции наблюдения и объяснения их появления в закрытой области объяснений. Великое искушение состоит в трансформации абстракций согласованностей нашего опыта, которые мы подразделяем на такие идеи, как реальность, существование, причинность, пространство, сознание... или время, в объяснительные принципы" 18). Психотерапия: Терапевт не может быть отстраненным "объективным" наблюдателем. Развитие кибернетики второго порядка позволило нарративным терапевтам занять более оценочную позицию по отношению к их мышлению и практике и поместить терапевта и других профессионалов внутрь системы. Это допущение пришло на смену распространенной ранее идее о том, что терапевт имеет дело с проблемами локализованными в системе \ семье, оставаясь при этом как бы над этой системой или вовне ее. Терапевты стали стремиться сделать свои предположения, допущения и практику прозрачными для клиентов. Одним из средств реализации этого проекта стали рефлексивные команды, которые могли состоять из профессионалов разного уровня, включать студентов и вольнослушателей, и в разных вариациях обсуждали различные аспекты семейной истории \ проблемы \ целей на глазах у этой семьи или в диалоге с ней. Это позволило семье задать терапевтам вопросы по поводу тех вопросов, которые были заданы им. Парадоксально, что воплощение в практику этого конструктивистского тезиса о включенном наблюдателе, в психотерапии изначально носило не прагматический характер - мы так будем считать, потому что это сделает нашу работу эффективней-, а было логически выведено в результате наблюдений за практикой (проходивших во время возрастающего влияния конструктивистского дискурса, на тех, кто эти наблюдения осуществлял) наблюдателями - мы так будем думать, потому, что мы видим, что так есть. Прагматический же аспект был добавлен позже. Главным изменением здесь было полное исчезновение концепта сопротивления из нарративной терапии и замена его идеей сотрудничества. Если человек \ семья \ система "сопротивляются" терапии значит терапевт предлагает им то, что им не подходит. Терапевты начали спрашивать людей о том, какие задания, ритуалы, способы организации терапии они считают для себя полезными. Эти ритуалы, стратегии и т.д. часто разрабатывались совместно с семьей и, если семья их затем не выполняла, то это также обсуждалось в контексте поиска более эффективных путей. Для нарративных терапевтов, как и для профессионалов, практикующих BSFT, все это не является манипулятивными приемами, способами преодолеть или обогнуть сопротивление. "Сопротивления" нет. Есть коэволюционный процесс системы, которая включает и терапевта (и рефлексивные команды) и, пробуя разные формы сотрудничества, пытается измениться. 3. Знание \ Истина \ Язык \ Смысл Модернизм: Знание: Знание как интернализованная репрезентация внешней, независимой реальности. Локк: Знание - результат "отпечатывания" внешнего мира на tabula rasa познающего. Мир Познаваем Истина: Логоцентризм. Идея о существовании одного конечного трансцендентного смысла. Истина - это означаемое. Оно то всех и интересует, а Язык: слово - это означающее для этой истины. Тоталитаризм Постмодернизм: Знание: Неоднозначность познанного. Вероятностность. Микромир является вероятностным. Например, электрон переходит с одной орбиты на другую случайно. Расходящаяся, равновероятностная модель Плюрализм Конструктивизм: Знание - гипотетическая конструкция Ботелла: "Таким образом субъект и объект это конструкции (или операции) наблюдателя, а не независимо существующие целостности. Даже если существует онтологическая реальность, мы можем познавать ее, только оценивая, насколько хорошо наше знание ей соответствует. Фон Гласерфельд (1984) 19) проясняет идею соответствия с помощью метафоры ключа и замка - даже если ключ открывает замок, мы не можем быть уверены, что он ему соответствует (возможно, мы могли бы найти другой ключ, который также открыл бы замок). Таким образом радикальный конструктивизм видит в знании конструкции" (9). Кант: Знание - измышление активного организма, взаимодействующего с окружающей средой. Поппер: Знание происходит из чистого наблюдения, так как каждый акт наблюдения нагружен теорией. Социальный конструктивизм: Знание - социальный конструкт. Смыслы создаются в процессе социального взаимодействия. Знание находится не в людях (в индивидуальном сознании), и не снаружи (в объективной реальности), оно между людьми. Знание создается людьми в процессе взаимодействия и обсуждения общих для этих людей смыслов. Истина: Вместо истины теперь можно говорить об интерпретации, теории или взгляде на что-либо. Все интерпретации, естественно, равноправны. В социальном конструктивизме есть идея, что в каждом обществе отдельные интерпретации, разделяемые большим количеством его членов, со временем приобретают статус "истины" и следующими поколениями воспринимаются как нечто "само собой разумеющиеся". Никто уже не помнит, что возникли эти "законы жизни" в результате переговоров их предков. Переговоры же осуществлялись посредством языка. Язык: Постмодернистов интересуют означающие - слово, текст сам по себе, текст в контексте, интерпретации текстов, игра означающих друг с другом. Для социального конструктивиста, язык не отражает истину, язык создает известные нам истины. Некоторые релевантные теории: Идея социального конструирования реальности. 4 постулата: Мир не предстает человеку объективно, человек постигает реальность через опыт, а опыт находится под влиянием языка Языковые категории формируются в социальном взаимодействии в конкретном социуме, следовательно - имеют социальную природу Понимание действительности в данный момент зависит от того, что сформировалось в социуме (от действующих норм социальных конвенций). Формируемое социально понимание действительности определяет многие стороны человеческой жизни. Экологический подход Гибса: Не так важно, что у человека в голове, как то, в чем это голова (Umwelt). Человек во взаимодействии с окружающей средой. Витгенштейн: 3 идеи (потом отсюда развились Теории речевых актов) Язык неотделим от контекста использования = язык это форма жизни Когда человек говорит, он действует Язык = форма конвенционального поведения Теория лингвистической относительности. Создали Сепир и Уорф. Вопрос о силе языкового влияния. Сильный вариант ТЛО: язык определяет мышление. Слабый: язык предрасполагает к выбору определенных форм поведения и мышления. Социальная ответственность (Шоттер): Человеческий опыт неотделим от коммуникации Центральное звено связи между коммуникацией и опытом состоит в процессе объяснения (через язык) - отсюда социальная ответственность = человек обязан объяснить свое поведение, и это объяснение строится в терминах правил общества. Планирование поведения осуществляется в свете последующего объяснения. Наше понимание в большой степени определяется тем, как мы говорим. Фильм: сериал X-files. Малдер - постмодернист, Скалли - модернист. Психотерапия: Нарративная психотерапия основана на идеях социального конструктивизма. Причем для нарративных терапевтов существенным оказался сдвиг от конструктивистской сосредоточенности на биологии наблюдателя к социально конструктивистскому интересу к взаимодействию между наблюдателями. Нарративные терапевты полагают, что реальности конструируются людьми через язык и организуются и поддерживаются через истории. Согласно Уайту (17) нарративная терапия сфокусирована на том, как люди выражают свой опыт. Эти выражения опыта, переживания мира или жизни, есть акты интерпретации (через язык), посредством которых люди придают смысл своему опыту и делают его понятным для себя и для других. Смысл и опыт - нераздельны. Выражения опыта - это единицы смысла и опыта. То, какими будут выражения опыта, зависит от того, насколько людям доступны интерпретативные ресурсы, способные обеспечить так называемые рамки понятности, нечто, что приводит события жизни в отношение друг с другом. Выражения опыта имеют культурный контекст и наполнены культурно заданными знаниями и практиками. То, как люди интерпретируют свой опыт, конституирует их жизнь: мир в котором они живут, самих людей их отношения, способы переживания и т.д.. Интерпретации, выражения опыта, находятся в постоянном производстве, и это меняет жизнь. Действие опирается на смысл - то, что люди будут делать, основано на том, как они интерпретируют свой опыт. Люди предпочитают те смыслы, которые разделяются их сообществом. Смыслы личного опыта, которые изначально расплывчаты и неясны, определяются и проговариваются в сообществах людей в соответствии с установленными процедурами. Таким образом люди формируют и переформируют свою жизнь через выражения опыта, через истории. Эти истории не абстракция, не нечто вовне, к чему люди могут отнести свой опыт, не точки зрения или "зеркала мира" - это и есть сама жизнь. Основанная на этих теоретических допущениях, нарративная терапия предлагает людям возможность рассказать и перерассказать, воплотить и перевоплотить предпочитаемые истории свое жизни; превратить уникальные, противоречивые, случайные, а иногда и отклоняющиеся события в их жизни в важные значимые эпизоды присутствия альтернативного; распространить это присутствие во времени так, как им удобно; открыть альтернативные знания и умения, которые содержатся в этих новых выражениях опыта и определить их культурный контекст, который, возможно, не будет соответствовать доминирующим в данной культуре историям, то есть эти знания и умения могут быть репрессированы в данной культуре; открыть способы жизни, в которых эти альтернативные знания и умения воплощаются (например: можно жить весело и мне это нравится; жить весело - это жить вот так-то; и вот как это можно сделать). Никаких объективных истин для нарративного терапевта, конечно же, не существует. Цель нарративной терапии - создание новых историй, открытие пространства для широкого поля альтернатив, переживания ощущения выбора. Между этой теоретической посылкой и прагматической целью расположилась позиция терапевта. Не трудно догадаться, что называется она "не-знание". Нарративные терапевты испытывают искренний интерес к историям их клиентов, всегда готовы и рады услышать нечто удивительное и уникальное. Поскольку нарративный терапевт не имеет доступа к глобальным основаниям жизни, если таковые имеются, и не знаком с универсальной природой человека; не думает, что за поверхностным скрывается глубинное, к которому у него одного как тренированного эксперта есть доступ; не знаком не только с классификациями и типологизациями людей \систем паттернов поведения etc., но и с идеей нормы, - в связи со всем этим для него становится затруднительным определить что предпочтительно для данной семьи \клиента (быть функциональной, дисфункциональной или еще какой-то, например) или куда ее \ его следует вести (скажем, с психотического уровня на невротический). А главное, нарративный терапевт понятия не имеет, кто перед ним сидит. Зато точно знает, что чем-то отличается от этих людей (полом, возрастом, расой, вероисповеданием и т.д.), и эти отличия влияют на то, как он понимает истории своих клиентов. Соответственно это свое "не-знание" людей нарративный терапевт старается по-постмодернистски рефлексировать и задавать больше вопросов относительно тех моментов историй, где он чувствует себя особенно незнающим. Фридман и Комбс пишут о том, как предыдущий клинический опыт и знания могут мешать нарративному терапевту справиться с "Ага"-реакцией на "клинически значимые моменты" 20). Трудно отказаться от "экспертных фильтров" и, "хотя полученное образование говорит нам о том, что мы знаем, попытаться прислушаться к тому, что мы не знаем"((7) стр. 70 ). Согласно Уайту (17) понимание возникает в сознании тех, кто участвует в интерпретативных актах, в выражении опыта и в действиях, практических следствиях этих выражений. Нарративный терапевт в процессе терапии пытается понять, какой смысл несут истории людей для них самих. Знать здесь по сути значит понимать, и этих пониманий столько же, сколько историй. Еще одна базовая идея нарративной терапии, основанная на ее представлениях о роли языка в жизни людей, звучит так: "Люди - это не проблемы. Проблемы - это проблемы". Итак, люди - не проблемы, но отношение, которое человек имеет к набору источников, с помощью которых он придает смысл своей ситуации, может поместить его "в" проблемы. По мнению нарративных терапевтов, многие способы, которые изначально были созданы, чтобы помочь людям успешно справиться с проблемами, на самом деле, скрытым образом удерживают их в этих проблемах, и увеличивают силу проблемы и ее власть над человеком. Причина этого в том, что язык, который мы унаследовали в наших (в особенности в западных) культурах, способствует тому, чтобы мы осмысляли себя и наши отношения с миром определенными способами (теория лингвистической относительности и социального конструирования реальности). В языке есть ресурсы, которые позволяют нам интерпретировать наши проблемы следующим образом: "это с нами что-то не в порядке: я - алкоголик, а не у меня есть такая проблема - алкоголизм; я злая, а не у меня есть проблемы со злостью, - последние формулировки звучат для нас странно и непривычность этой интерпретации обусловлена языком21). Многие терапевтические подходы базируются на этой негласной предпосылке, что Я или Индивид, это то самое место, к которому следует отнести проблему. Таким образом они помогают позиционировать людей как "индивидов с которыми не все в порядке" 22) Лингвистическая практика, помогающая людям отделить себя от проблем (т.е. отделить себя от проблемно насыщенных историй, которые они воспринимают как собственную идентичность); посмотреть на них со стороны; посмотреть на свои отношения с проблемой, взять на себя больше ответственности за характер этих отношений и почувствовать себя способными в большой степени определять эти отношения, - вот такая лингвистическая практика называется экстернализация и является еще одной базовой техникой нарративной терапии. Экстернализация также исключает эффект "приклеивания ярлыков" и способствует тому, что бы вся семья сплотилась и направила свои усилия на борьбу с проблемами, а не с людьми (с алкоголизмом, а не с мамой - алкоголичкой; с невнимательностью, а не с ужасно (и точно назло родственникам) невнимательным ребенком и т.п.). Это уменьшает количество обвинений в семье, снижает чувство вины у ее членов и повышает эффективность их усилий. Как уже было сказано, экстернализация это лингвистическая практика, и осуществляется она с помощью экстернализирующей беседы. Эта беседа состоит в основном из вопросов, направленных соответственно на различные этапы экстернализации (отделение проблемы, изменение отношений с ней и т.д.). 4. Причинность - Взаимосвязи \ Целостность - Клиповость Модернизм: Причинно-следственные зависимости, линейные связи Целостная действительность. Притязание на целостное и полное описание реальности. Постмодернизм: Системные модели. Взаимозависимости. Распавшаяся, многомерная, фрагментарная, клиповая, вариативная "действительность" Психотерапия: Уайт полагает (17), что по ходу того, как люди используют рамки понятности для того, чтобы проинтерпретировать свой опыт так, чтобы его "отдельные" эпизоды имели бы друг к другу отношение, они начинают видеть события как некий ход, начинают видеть прогрессию событий во времени. Это развивает линейность. Принципиальная рамка понятности для людей в их повседневной жизни - это структура нарратива. Именно с помощью этой рамки люди связывают события жизни в последовательности, развертывающиеся во времени согласно конкретным темам (семья, карьера, счастье, уверенность и т.д.). Линейная причинность это доминирующая черта нарративной структуры - события собираются в линейную прогрессию, в которой каждое событие вносит свой вклад в создание возможности для последующих событий. Таким образом нарративный терапевт или нарративный анализ имеют дело с плотным, причинно-следственным нарративом. Цель нарративной терапии, в этом смысле, как бы разрядить и встряхнуть этот нарратив, открыть в нем больше, гораздо больше, пространства и привести элементы в движение. Соответственно этот нарратив деконструируют, ищут несогласованности, противоречия, создают новые связи. Теоретически предполагается, что нарративный анализ вместо прямого, монографичного описания, в котором события выглядят как предсказуемые, предлагает мультиисторичную концепцию жизни. Практически же может возникнуть ощущение, что после того, как нарративные терапевты убедились, что та или иная еще только зарождающаяся новая история является предпочтительной для данной семьи \ человека, они начинают уплотнять эту новую историю, чтобы она приобрела для человека статус реальности. Нарративные терапевты говорят, что они способствуют созданию так называемого богатого (насыщенного, многообразного) описания, нарратива, в котором содержится не только новая, выбранная на сегодняшний день человеком история, но и ресурсы (навыки, умения, знания, опыт, сама идея, что такое возможно и т.д.) для того, чтобы ее перерассказать. Пространство здесь можно сказать многомерное и искривляющееся. И от того, что одна история наполняется персонажами и деталями, другим не приходится уплотняться или исчезать, главным образом, потому что их еще нет. По мнению Уайта (17), новые истории появляются в тот момент, когда мы их рассказываем и проживаем. Ключевой момент в нарративной терапии, таким образом, - это ощущение выбора, которое позволит создавать новые истории. 23) 5. Основания. Легитимность. Мифы. Модернизм: Наличие оснований. Авторитетов. Того к чему можно было бы отослать. В 20-м веке наука - универсальное основание, все на нее ссылались. Легитимность. Метанарратив Метафизика - Учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, культуры. Формальный анализ: устанавливает глобальные основания жизни и универсальные значения человеческой природы, что приводит к созданию натуралистических и ессенциалистских идей Я; пребывает в поисках всеобщего, чтобы не запутаться в уникальном, не быть введенным в заблуждение уникальным. Один большой миф: О Бессознательном, американской мечте или коммунизме Постмодернизм: Лиотар: Утрата того, к чему можно было бы отослать. Следовательно анализ не может быть доведен до конца. "Соседство различных нарраций друг с другом на протяжении столетий было естественным. Однако в определенную эпоху возникает тип дискурса, претендующий на особый статус по отношению к другим. Это дискурс легитимации, т.е. попытка оправдания некоторой речевой практики, которая поставила бы все остальные в подчиненное положение. Появление "дискурса легитимации", притязающего на роль метадискурса, или, что тоже самое, апелляция к "большой наррации", знаменует наступление специфической эпохи "модерна", или "современности" (соответственно, закат больших нарраций, распад дискурса "легитимации" знаменует, совпадает с закатом модерна и наступлением постмодерна)" ((6) стр. 158). Социальный конструктивизм: "Реальность" - результат и процесс переговоров, отослать можно только к этим переговорам и круг замыкается. Пост-структурализм: Кризис легитимности и отсутствие метанарратива. Истории ссылаются сами на себя: Деррида выступал на праздновании 200- летия Декларации Независимости США. Деррида сказал: Кто дал право Джефферсону узаконить ДН? Конгресс депутатов. Их выбрал Американский народ, который до подписания документа еще не существовал, так как его возникновение было представлено и аргументировано в ДН. Умберто Матурана всегда ссылается только на самого себя. Отсутствие одного большого мифа. Создание множества маленьких: Фильм "Парк Юрского Периода" - возникает "индустрия динозавров". "Твин Пикс" - люди подражают героям, есть фан-клубы, сайты, интернетсообщества, огромное количество текстов по поводу этого текста (фильма), вся сопутствующая индустрия: майки, наклейки, чашки, рестораны, клубы и т.д.. Тоже самое с Толкиеным, Матрицей, Сейлор Мун, Пакемонами и т.д.. Люди выбирают себе миф для жизни, локальные мифы не менее "реальны", чем всенародные, всенародных мифов становится все меньше. Психотерапия: Нарративный анализ выносит на первый план противоречивость опытов субъективности и денатурализует идею Я, делая его, как минимум, многогранным. Нарративные терапевты пребывают в поисках уникального, чтобы не быть введенными в заблуждение всеобщим. У них нет никакого легитимного свода установлений и описаний того, каким должен быть человек или отношения. 24) Нарративные терапевты обычно говорят "мы допускаем, что", мы "полагаем, что", а не "научно доказано", "давно известно" и "еще Аристотель утверждал". Интерпретации опыта (то есть жизнь) отсылают и основываются не на неких универсалиях, а на принятых в данном обществе смыслах и процедурах приписывания тех или иных смыслов тому или иному опыту. В процессе нарративной терапии человек противопоставляет ценность своего локального нарратива влиянию каких-либо больших историй (об Эдиповом комплексе, Настоящем мужчине или Долготерпении русского народа). Сама нарративная терапия тоже не выступает для нарративных терапевтов как "Большая История", как плотный гомогенный, упорядоченный текст, легитимизирующий их практику или "духовное состояние". Нарративная терапия и нарративный терапевт выступают как локальный нарратив и маленький миф среди других маленьких мифов (психотерапевтических подходов). Нет экспертов, нет объективных истин, нет конечной интерпретации или конечного интерпретатора, на которого можно было бы сослаться, чтобы подтвердить легитимность истинность или право на существование той или иной истории, включая саму нарративную терапию и идею о том, что Нет экспертов, нет объективных истин, нет конечной интерпретации или конечного интерпретатора, на которого можно было бы сослаться, чтобы подтвердить легитимность истинность или право на существование той или иной истории, включая саму нарративную терапию. Современные нарративные терапевты деконструируют свою подход и себя, что открывает возможность для изменения и диалога с другими подходами, голоса которых становятся слышны в нарративном нарративе. |