Главная страница
Навигация по странице:

  • Противоположностью игры является не серьезность, а насилие.

  • Серьезная, или настоящая, любовь у постмодернистов - оксюморон.

  • 7. Элитарность-доступность

  • Е.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу. Журнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу


    Скачать 211.5 Kb.
    НазваниеЖурнал практической психологии и психоанализа #4 декабрь 2001 г. Е. С. Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу
    Дата01.02.2023
    Размер211.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЕ.С.Жорняк Нарративная терапия от дебатов к диалогу.doc
    ТипДокументы
    #916280
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    6. Цель-Игра \ Объект - Процесс \ Иерархия - Анархия \ Порядок-Хаос

    Модернизм:

    Цель: Великие преобразовательские проекты. Цель известна: перевести мир из "неразумного" состояния в "разумное", человека из "неправильного" в "правильное". Процесс - это путь к этой цели.

    Объект: Пассивный объект, на который человек может воздействовать, преобразовывать, переводить из неправильного состояния в правильное.

    Иерархия: Объективные нейтральные структуры языка в структурализме.

    Структура психики, от концепций классического психоанализа до иерархии потребностей Маслоу

    Разделение на высокие и низкие жанры в искусстве, на мирское и сакральное в духовной сфере

    Порядок.

    Постмодернизм:

    Игра: 25)

    Как контекст для возможного, незавершенного, открытого.

    Как название для постмодернистского стиля жизни, где человек принимает допущение, что все ситуации и роли, которые ему предстоит исполнить уже описаны.

    Противоположностью игры является не серьезность, а насилие.

    Матурана: "Насилие, как любое навязывание чей-то воли другому, а любовь, как открытие пространства для существования другого." (цит. по (7) стр. 329)

    Серьезная, или настоящая, любовь у постмодернистов - оксюморон.

    Витгенштейн: Языковые игры.

    Процесс

    Это все, что нам остается. Объект противится человеческому воздействию, отвечая на него противодействием.

    Скептическое отношение к установке на преобразование, отказ от попыток систематизации мира. Мир не только не поддается попытками его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию.

    Постпозитивизм: Сдвиг от анализа структуры научного знания к исследованию развития последнего, к его истории (Кун, Лакатос). При этом сомнению подвергаются идеи кумулятивизма в понимании развития знания - прогресс науки перестает быть чем-то несомненным, скорее можно говорить об изменении знания.

    Анархия:

    Постпозитивизм: Отход от идей демаркации - наука, миф и философия не только не выстраиваются в какую-либо иерархию, но и вообще сложно разделимы

    Постмодернизм: Стирается грань между прежде самостоятельными сферами: между "научным" и "обыденным" сознанием, между "высоким искусством" и "китчем".

    Событие интересно как событие, а не отблеск первосмысла. В мире равнозначных событий нельзя определить главное и второстепенное.

    Хаос: Корни в экзистенционализме. Камю в "Мифе о Сизифе" сделал ход к принятию абсурдности мира.

    Антисистематичность - невозможно зафиксировать жесткие самозамкнутые системы, будь то в сфере экономики, политики или искусства.

    Постмодернизм не эстетизирует хаос. Он отдается ему. Учит жить в хаосе.

    Хаос и Порядок:

    Системы, которые кажутся хаотическими, так как они эволюционируют во времени, создают паттерны поведения, которые, хотя и являются сложными, в конце концов познаваемы и могут быть описаны. Этот феномен приводит к другому догмату = в хаосе есть порядок (14).

    Связь Хаоса и игры:

    Выделяются хаотические характеристики игры, например (14):

    Рекурсивность.

    Игра носит конструктивистский характер - то есть она возвращает в саму себя информацию, которую создает и, следовательно, изменяет природу играющего (их) и эволюционную природу самой игры.

    Entraining.

    Игровая деятельность берет два несоизмеримых элемента, комбинирует их и позволяет им функционировать вместе, интегрировано и гармонично.

    Неравновесие. Дети начинают игру в результате внутреннего чувства неравновесия. Акт игры создан для того, чтобы изменить это чувство.

    Зависимость от начальных условий.

    В игре небольшие или сравнительно незначительные явления \ проявления события могут приводить к широким, влиятельным последствиям. Простой, возможно даже случайный, акт предположения, что определенный объект подходит для данного сюжета, может инициировать динамику и значительный игровой эпизод, который может длится днями, неделями или месяцами.

    Самоорганизация.

    По ходу того как игра эволюционирует в комплексную адаптивную систему, она самоорганизуется, развивая свои собственные паттерны согласованности. Каждый играющий должен самоорганизоваться и создать собственный смысл получаемого опыта.

    Психотерапия: Нарративные терапевты часто определяют свой подход как игровой, особенно, если речь идет о работе с детьми. Дети очень легко экстернализируют свои проблемы и довольно быстро демонстрируют всей семье, как можно беззаботно и весело относиться к тому, что считалось серьезным и тяжелым. Когда дети вместе с терапевтом и другими членами семьи повествуют об их отношениях с проблемой, игра непроизвольно входит в текущий семейный нарратив.

    Нарративные терапевты предлагают своим клиентам все, что они могут, исходя из своей теории предложить - поиграть с интерпретациями опыта, используя в том числе хаотические характеристики игры и открываемые ими возможности. Перечитав эти характеристики, можно увидеть, что при такой интерпретации игры нарративная терапия просто не может быть неигровой, в этом контексте она вообще является игрой. Акцент на смыслах, действие в воображаемом поле, в гипотетическом будущем, включение различных реальных и сконструированных персонажей в моделирование, проживание, интерпретацию и переинтерпретацию сюжета только добавляет игрового в нарративный подход. Не меньший вклад вносит и принцип не-насилия пронизывающий всю нарративную практику, где терапевт прилагает большие усилия, чтобы как-то случайно не навязать клиенту своей интерпретации его опыта, основывающейся на его, терапевта, прошлом и настоящем. Оснащенные идеями французских постмодернистских философов, нарративные терапевты пытаются здесь учитывать все - половые, расовые, социальные, культурные и т.д. различия. Все это неизбежно оказывает влияние на видение терапевтом истории клиента. Поэтому нарративные терапевты стараются рефлексировать эти моменты и стоят на позиции не-знания, стремясь понять, что рассказываемые истории значат для клиента.

    Нарративные терапевты стараются избежать иерархических отношений, как между терапевтом и членами семьи, так и в супервизорских группах. Во-первых, это вытекает из их теоретических посылок, а, во-вторых, способствует развитию более творческого и продуктивного процесса. На смену иерархии и экспертам приходит сотрудничество на равных26).

    Что касается процесса, то вот как об этом пишут Фридман и Комбс ((7)стр. 27): "Ощущать себя "в процессе" означает отказаться от любого чувства объективности, касающегося специфических долговременных целей. Если "выходные" результаты клиента и терапевта коэволюционировали, мы не могли определить свой конечный пункт назначения ни в один из моментов настоящего".

    Карен Вандервен (14) полагает, что для жизни в современном хаотическом, изменчивом и непредсказуемом мире человек должен обладать так называемым Протенианским Я (Протей - многообразный и изменчивый греческий бог моря. Протенианский - подобный Протею, многообразный, изменчивый, разносторонний, многогранный).

    В своей работе она задается вопросом, как функционирующее на основе разума "Протенианское" Я взрослого может развиваться через детский опыт игры. В этом смысле, возникший во времена постмодернизма и популяризации теории хаоса игровой нарративный подход выглядит особенно уместным27).

    7. Элитарность-доступность

    Модернизм:

    Элитарность, академичность (литература, музыка, знание и т.д.)

    Постмодернизм:

    Увлекательность и доступность адресату: "Имя Розы" - увлекательный детектив, с эротическими сценами в монастыре и, в то же время, Борхес в лабиринте, идеи Бахтина, реконструированная средневековая действительность, сама метафора модернизма и постмодернизма. Двойное кодирование. "Лолита" Набокова - эротический роман и метафизический, философский роман.

    Психотерапия: Нарративная терапия в равной степени доступна для семей с любой структурой и индивидуальных клиентов. У терапевтов нет специальных жестких требований к тому, в каком составе семья должна присутствовать на сессии, и к тому, как часто и в какой форме (на приеме, в виде переписки и т.д.) эти сессии должны происходить. Нарративная терапия доступна для людей пришедших из разных культур, имеющих различную сексуальную ориентацию, принадлежащих к разным социальным слоям, субкультурам, говорящих на разных языках (внутри одного языка - жаргон, специальная лексика и т.д. - терапевт говорит с клиентом на его языке), в том смысле, что в отличии от некоторых других подходов, она учитывает этот аспект. Нарративная терапия заботится о своем адресате (клиенте), делая себя для него прозрачной - терапевт всегда готов проинформировать клиента по поводу теории и практики подхода, сообщить ему, "что сейчас происходит", объяснить свои действия.

    Об ограничениях использования этого подхода мне ничего не известно, но можно предположить, что в связи с тем, что он основан на языковой практике, тяжелые нарушения устной и письменной речи, а также очень небольшой возраст клиента (до 3-4 лет, видимо) будут тут препятствиями28).

    Предполагается, что нарративная терапия - это относительно увлекательный и легкий жанр - терапевт испытывает искренний интерес к клиенту, клиент пребывает в творческом процессе, играет, рождаются новые смыслы и истории29).

    8. Автор

    Модернизм:

    Текст, который пишет модернист: Проза это отражение реальности (даже если это поток сознания, то понятно, кого - автора). Целостный текст, наполненный смыслом, есть цель, представление о норме языка, автор - это автор.

    Отношение к человеку: 2 типа:

    - Человек творец, порывающий со своей культурой в связи с направленностью на новизну.

    - Человек массы (линейное мышление, здравый смысл, может быть использован как винтик в системе, игнорируется как индивидуальность).

    Психотерапия: Системная терапия, оппозиция эксперт-клиент. Тут терапевт человек в первом смысле, а клиент во втором.

    Отношение к технике: Культ техники, механизмов. Обнажение функции в дизайне делает его модернистки красивым. Идея, что человек может функционировать как робот. Главное понять его психологию, и это позволит им управлять.

    Психотерапия: Системная терапия: система - механизм, который надо довести до функциональности.

    Теории развития, формирования. Уже с приходом Фрейда в психологии человек - не машина. Но подход все еще позитивистский - надо понять, и тогда есть способы нажать известные кнопки и получить правильные изменения.

    Представления о норме: Норма есть. Модернизм защищает норму и относит неожиданное к невидимому.

    Постмодернизм:

    Отношение к тексту, который пишет постмодернист: Множественность точек зрения, каждая из которых самостоятельна. Нет единого мира, который можно было бы воссоздать. Проза - это не отражение реальности, а творчество при постоянной рефлексии по поводу того, как автор пишет (Маркес. "100 лет одиночества" - множество нестыковок никого не волнует. Роман - это только роман). Готовность прибегать к другим жанрам (фантастика, детектив), допущение нестыковок в тексте.

    Постмодернизм в жизни(3):

    Отношение к жизни как к тексту. Подход к жизни как к тексту позволяет обычное жизненное событие рассматривать по-новому, по-разному, играть с ним, вспоминая уже прочитанное, увиденное и другое. Но эта игра бесцельна, она для удовольствия.

    Тенденция к отходу от анекдота в сторону байки. В байке рассказчик сам может выступать в роли персонажа (он может быть всезнающим автором, жалким, смешным участником и т.д.)

    Человек в жизни дрейфует в различных регламентированных полях (семья, система образования и т.д.)

    Постмодернизм предлагает принять, что любая ситуация, в которую мы попадаем, уже описана. П. предлагает жить в этой ситуации, по ее правилам, но осознавая стереотипность, разыгрывая ее.

    Принимая на себя разные, уже описанные роли, человек не обязан окончательно идентифицироваться с какой-либо из них. Он может менять их так часто, как ему хочется.

    Однако эта игра требует от играющего некого вкуса, стиля, иначе она рискует стать грубой и неинтересной. Это требует не меньших усилий, чем прямое сопротивление.

    Если существует установка на жизнь как на игру, то есть ли вещи, которые нельзя сыграть? - смерть, рождение, отдельные аспекты физиологии, секса. Таким образом постмодернизм имеет некоторые жесткие границы в своих притязаниях на всю человеческую жизнь. Есть вещи, которые должны и могут оставаться искренними. Можно обыграть сцену смерти, рефлексируя ее. Граница связана с человеческой телесностью.

    Психотерапия: Одна из основных идей нарративной терапии - мы это истории.

    Человек непознаваем, уникален.

    Представление о норме: Отсутствие представления о норме. Все стили равноправны.

    Психотерапия:

    Нарративная психотерапия сочетает в себе модернистские и постмодернистские представления об авторе и тексте. Предполагается, что человек во время терапии становится автором своей истории жизни во вполне модернистском смысле - он Творец, свободная и мощная фигура, порывающая со своей традицией, реализующая свою свободную волю. Такой образ ассоциируется скорее с романтизмом конца 19 века, чем с постмодернистским стильным дрейфом среди цитат. При этом сама история, текст и способ его написания, в основном постмодернистские. С помощью терапевтов, человек проявляет интерес ко всему уникальному, к дисконтинуумам и пустотам, деконструирует норму, включает в сюжет различные точки зрения, играет с ним, создает в конце концов разветвленное, открытое, полевариативное богатое описание = нарратив = жизнь.

    Учитывая, что текст (нарратив \ жизнь) и автор (человек) в нарративной терапии тождественны, получается парадокс.

    В постмодернизме автор цитирует (постструктурализм), располагается на границе текстов (Фуко), умирает в конце концов (Барт). В нарративной терапии автор становится главным героем своего романа и вполне по-модернистски отправляет себя в светлое будущее.

    Что касается телесного опыта, на котором в некоторых интерпретациях заканчивается постмодернизм, то нарративная терапия здесь не остановилась. Поскольку нарративные терапевты полагают, что смысл и опыт это одно и то же, и любой телесный опыт присутствует в нарративе человека в виде интерпретации, то эти интерпретации (физической боли, изнасилования, клинической смерти и т.д.) также могут быть перерассказаны и переосуществлены.

    От дебатов к диалогу.

    "Perhaps it is worth while thinking about what new possibilities may emerge if White were to meet Milan or "Systemic" were to meet "Analytic"" Bruce Hart ((12) p.188).

    Долгое время нарративная терапия находилась как бы в сепарированном состоянии по отношению к другим подходам. Этому во многом способствовал тот факт, что один из ее создателей и популяризаторов, Майкл Уайт, ничего не говорил в своих работах ни о влиянии, которое на него оказывали другие направление в семейной терапии, ни о возможных параллелях или точках соприкосновения с ними. Отчасти это объясняется тем, что нарративная терапия это история, расположившаяся в постмодернистском контексте30). Как релятивистки настроенный постмодернист может соотнести два (или более) психотерапевтических подхода? - Объективная истина, если и существует, то недоступна, все стили равноправны, говорить о преимуществах и недостатках разных направлений, решать кто лучше, кто хуже (по любым параметрам: эффективности, истинности и т.д.), постмодернист может только в кавычках, в качестве интеллектуального развлечения, игры (в основном в бисер), имеющей исключительно ценность увлекательного процесса для играющего. Смысл безоценочного описательного сопоставления с целью выяснения сходств и различий тоже был бы не вполне ясен - различные школы и так ясно заявляют о себе.

    Надо сказать, что состояние cut-off между отдельными психотерапевтическими подходами в целом определяется их сторонниками как предпочтительное, смешение жанров не приветствуется. И в рамках модернистской логики такая позиция совершенно оправдана.

    Постмодернистская же позиция нарративной терапии первоначально была озвучена Гергеном следующем образом: "Постмодернистские возражения направлены не против различных школ психотерапии, но лишь против их позиции авторитарной истины" (цит. по (7) стр. 35). Понятно, что это требование нарративные терапевты должны были отнести и к своему подходу. Такое видение, хотя и лишало всякого смысла проведение дебатов между разными школами, само по себе еще никак не способствовало открытию возможности для диалога между ними.

    Однако далее, реализуя заложенную в постмодернизме рефлексивную позицию и практику отнесения к себе своих собственных методов, нарративные терапевты принялись деконструировать то, как они использовали различные теории в развитии и практике нарративной терапии.

    Деконструкция показала, что на разных этапах они использовали массу идей из самых разных направлений в семейной терапии (12) 31).

    И это создало рамку, контекст для предположения, что диалог между различными подходами совершенно необходим. Была высказана популярная ныне идея, что различные подходы, включая нарративный, можно рассматривать как линзы. И использование множества линз в практике семейной терапии поможет избежать проблем, возникающих в результате твердой приверженности к отдельным подходам. Рассматривались выявленные в результате деконструкции пересечения и пространства соприкосновения между отдельными направлениями.

    Способ налаживания этого диалога, также очень удобно оказался уже придуманным в рамках нарративной терапии. Харт (12) предложил использовать идеи кибернетики второго порядка для того, чтобы для начала "перепроверить" нарративный подход и все его теории поместив, его в контекст "семьи терапевтов" (терапевтических школ). Подобно тому как семья и рефлексивная команда, встречаясь, в сотрудничающем стиле, обмениваются вопросами, предположениями и историями, нарративные терапевты могли бы ответить на вопросы других подходов и предложить им свои. Целью подобной дискуссии было бы, как и в случае с семьей и рефлексивной командой, не приближение к истине, а создание богатого описания, расширение горизонтов и возможностей.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта