Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • 2. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Э.ФРОММА «ДУША ЧЕЛОВЕКА» 2.1. Добро и зло в природе человека

  • 2.2. Любовь к мертвому и любовь к живому

  • 2.3. Индивидуальный и общественный нарциссизм

  • 2.4. Инцестуальный симбиоз

  • 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • КР 2022 философия+. Контрольная работа по дисциплине Философия Вариант 8 Студент гр. Проверил Екатеринбург 2022 Содержание


    Скачать 86 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа по дисциплине Философия Вариант 8 Студент гр. Проверил Екатеринбург 2022 Содержание
    Дата02.12.2022
    Размер86 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКР 2022 философия+.doc
    ТипКонтрольная работа
    #824168

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Федерального государственного автономного образовательного учреждения

    высшего образования

    Российский государственный профессионально-педагогический университет

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    По дисциплине: «Философия»
    Вариант 8


    Выполнил:

    Студент гр.
    Проверил:

    Екатеринбург 2022

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………………..….3

    2.Проблема природы человека в интерпретации Э. Фромма «Душа человека»………………………………………………………..…….…..……….5

    2.1. Добро и зло в природе человека………………………………………….....5

    2.2.Любовь к мертвому и любовь к живому……………………………….…..10

    2.3. Индивидуальный и общественный нарциссизм…………………………..13

    2.4. Инцестуальный симбиоз……………………………………………………15

    3. Заключение…………………………………………………………………....17

    4.Список литературы…………………………………………………………….18

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Человек явление очень  сложное, поэтому исследование человека в современном мире являлось и является до сих пор задачей медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и других, то есть целого комплекса наук.

    Изучение природы человека является актуальной темой современной социальной философии, так как основная моральная проблема современности, как она представлялась Эриху Фромму, — это безразличие человека к самому себе.

    Эрих Фромм (1900-1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма - видный мыслитель ХХ столетия. Его философская антропология включает в себя психоаналитические, экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи, а также древние мистические традиции и идеи восточного оккультизма [2].

    Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

    Важность проблемы природы человека связана с тем, что философия  призвана решать комплекс мировоззренческих  проблем, а они непосредственно  связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом  жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества. Основатель психоаналитической философии австрийский ученый Зигмунд  Фрейд первым начал анализировать  глубины человеческой психики с целью выявить проблемы человека в современно мире. Это дало ему возможность совершенно по-новому посмотреть на всю индивидуальную и массовую психику.

     В отличие от Фрейда, философ Эрих Фромм, считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления биологических и культурных факторов. Всемирно известный психоаналитик, психолог и философ Эрих Фромм критически переосмыслил психоаналитическое учение З.Фрейда о человеке и культуре. Многие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология, впитали в себя его открытия и духовные приобретения. Он дал импульс развитию гуманистического мышления нашего века.

    Цель данной работы - проанализировать книгу Эриха Фромма «Душа человека» и ответить на следующие вопросы:

    - Какие существуют формы насилия?

    - Что значит любовь к мертвому и любовь к живому?

    - Иная форма ориентирования – нарциссизм.

    - Что такое патологические инцестуальные связи.

    2. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Э.ФРОММА «ДУША ЧЕЛОВЕКА»

    2.1. Добро и зло в природе человека

    Фромм стремится анализировать сложные социальные явления, вскрывая изначальные психические потребности человека и вырастающие на этой основе типы общения, типы ориентации и патологические характеры.

    В данной работе мы рассмотрим взгляды Э. Фромма на природу человека изложенные в его труде «Душа человека». Ее способность к добру и злу.

    Одни полагают, что люди - это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе.

    Кажется, что большинство людей, подобно дремлющим детям, легко поддается внушению и готово безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников.

    Однако Фромм тут же замечает, что если большинство людей - овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Он справедливо указывает на то, что Талаат-паша не сам убил миллионы армян, и так же Гитлер не один убил миллионы евреев, а Сталин - миллионы своих политических противников. Эти люди были не одиноки, - говорит Фромм - они располагали тысячами других людей, которые умерщвляли и пытали, делая это не просто с желанием, но даже с удовольствием.

    Такой мыслитель, как Гоббс, из всего этого сделал вывод: homo homini lupus est - человек человеку - волк. И сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей [3].

    Фромм находит этому явлению другое объяснение, которое заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести.

    Этот ответ звучит убедительно, но и после него у Э. Фромма остается много сомнений, и он ставит следующий вопрос: Не означает ли он, что существуют как бы две человеческие расы - волки и овцы? И дальше: если это не свойственно их природе, то почему овцы с такой легкостью соблазняются поведением волков, когда насилие представлено в качестве их священной обязанности? Может быть, сказанное о волках и овцах не соответствует действительности? Может быть, и в самом деле отличительным свойством человека является нечто волчье и большинство просто не проявляет этого открыто? А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек - это одновременно и волк, и овца, или он - ни волк, ни овца?

    Понятно, что вопрос о том, является ли человек волком или овцой, - это лишь заостренная с помощью образов формулировка вопроса, который является основополагающим в социальной антропологии и этике, а именно: что есть человек - является ли он по своему существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?

    Таким образом, следуя по цепи вопросов, Фромм раскрывает глубину затронутой проблемы. И чем дальше он продвигается, тем больше и глобальнее вопросы встают на его пути.

    В начале своей работы Э. Фромм обращается к теме «агрессия». Для этого он выделяет различные формы насилия.

    Игровое насилие- наиболее нормальная и наименее патологическая форма насилия. Оно не мотивируется ненавистью или деструктивностью, его цель – демонстрация своей ловкости. Примером такого типа насилия являются различные военные игры, виды борьбы.

    Реактивное насилиепроявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. Его причиной является страх, а целью – сохранение. Люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты либо пытаются силой вернуть то, чего кто-то был лишен (фрустрация).

    Насилие из мести. При реактивном насилии речь идет о том, чтобы уберечься от угрозы нанесения ущерба. При мстительном насилии, напротив, ущерб уже нанесен, так что применение силы не является функцией защиты, оно имеет иррациональную функцию магическим образом снова сделать как бы несвершившимся то, что реально свершилось.

    Мотив мести обратно пропорционален силе и продуктивности группы или отдельного индивида: зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем невротик, которому тяжело вести полную, независимую жизнь и который часто склоняется к тому, чтобы поставить на карту все свое существование ради мести, т.к. первый, благодаря продуктивности своей жизни, забывает об унижении и оскорблении, нанесенных ему в прошлом.

    «Потрясение веры».Под «потрясением веры» понимается разочарование индивида в том, во что/кого он верил. Некоторые люди после разочарования начинают искать новый предмет веры, другие становится скептиками, надеются на чудо, которое вернет им их веру, чтобы вновь обрести свою веру, они бросаются в объятия могущественного авторитета (церкви, политической партии или вождя). Третья реакция на разочарование – ненависть к жизни. Человек впадает в цинизм и деструктивность.

    Компенсаторное насилие.Если человек из-за слабости, страха, некомпетентности или чего-то подобного не в состоянии действовать, если он импотентен, то он страдает. Это страдание от импотенции приводит к разрушению внутреннего равновесия, и человек не может принять состояния полной беспомощности без того, чтобы не попытаться восстановить свою способность к действию. Он либо подчиняет себя какой-либо личности и идентифицирует себя с ней, либо начинает использовать свою способность разрушать. Другими словами, компенсаторное насилие есть компенсация импотенции. Компенсаторное насилие подавляется посредством страха и наказания. Однако как потенциал оно продолжает существовать и становится очевидным, когда ослабевают подавляющие его силы. Единственное лекарство против этого - увеличение творческого потенциала, развитие способности человека продуктивно использовать свои силы. Компенсаторное насилие, в отличие от реактивного насилия, не находится на службе у жизни, в гораздо большей степени оно является патологической заменой жизни; оно указывает на увечье и пустоту жизни.

    Архаическая жажда крови. Для человека, пытающегося найти ответ на жизнь посредством деградации к до-индивидуальному состоянию своего существования, в котором он становится животным и, таким образом, освобождает себя от бремени разума, пролитие крови означает ощущение себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных. Но следует отметить, что пролитие крови не есть любовь к мертвому, это только способ утверждения жизни. 

    2.2. Любовь к мертвому и любовь к живому

    Некрофилия дословно переводится как "любовь к мертвому".

    Кто любит мертвое, неизбежно любит и силу. Для некрофила наибольшим человеческим достижением является не производство, а разрушение жизни. Применение силы не является навязанным ему обстоятельствами преходящим действием - оно является его образом жизни.

    Некрофил движим потребностью превращать органическое в неорганическое, он воспринимает жизнь механически, как будто все живые люди являются вещами. Для него существенно только воспоминание, а не живое переживание, существенно обладание, а не бытие. Его наполняет глубокий страх перед жизнью, поскольку жизнь неупорядочена, а некрофилы испытывают потребность в порядке и безопасности от нового, неведомого. Смерть – единственное, что предрешено в жизни, поэтому некрофилы любят говорить о смерти, похоронах, болезнях. Их привлекают ночь и темнота.

    Высокую степень некрофильности человека часто можно распознать по его внешним проявлениям и жестам. Он холоден, его кожа кажется безжизненной, и нередко, глядя на его выражение лица, можно подумать, что он ощущает дурной запах. Некрофил одержим любовью к принудительно-педантичному порядку.

    Потребность убивать, поклонение силе, влечение к мертвому и грязному, садизм, желание превратить органическое в неорганическое посредством "порядка" – признаки некрофилии, но у каждого индивида эти признаки проявляются с разной силой. Совсем необязательно, что у некрофила все они ярко выражены.

    Противоположностью некрофильному ориентированию являетсябиофильное ориентирование(любовь к живому). Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарнейшей формой биофильного ориентирования и присуща любой живой материи. Но любая живая субстанция имеет не только тенденцию к борьбе со смертью, но и тенденцию к объединению и совместному росту.

    Для биофила лучше создать заново, чем сохранять. Он в состоянии удивляться и охотнее переживает нечто новое, нежели ищет прибежища в утверждении давно привычного. Жизненные приключения представляют для него большую ценность, чем безопасность.

    Что же может сформировать то или иное ориентирование?

    Для развития биофилии важно следующее: теплые, преисполненные любви контакты с людьми в период детства; свобода и отсутствие угроз, обучение принципам, которые ведут к внутренней гармонии или силе, причем скорее примером, чем увещеваниями; введение в "искусство жизни"; оживленный обмен с другими людьми и обустройство жизни, определяемое подлинными интересами. Противоположные предпосылки способствуют развитию некрофилии: созревание среди людей, которые любят мертвое; недостаток инициативы; страх; условия, которые делают жизнь рутинной и неинтересной; механический порядок вместо рационального устройства жизни, обусловленного непосредственными отношениями между людьми.

    Пока в обществе будет существовать несправедливость, пока люди будут затрачивать основную энергию на то, чтобы защитить свою жизнь от посягательств и на то, чтобы не умереть с голоду некрофилия будет доминировать над любовью к жизни. Биофилия будет развиваться наилучшим образом, если материальные основы достойного человека существования не будут находиться под угрозой, никто не сможет использовать человека в качестве средства для целей других, и каждый человек будет иметь возможность быть активным и осознанно ответственным членом общества.

    Рассмотрев данный вопрос, мы видим, как Э. Фромм, размышляя над природой человека, развивает теорию двух синдромов: биофилии и некрофилии как двух основных выражений человеческой природы. Биофилия, или жизнеутверждающий синдром, выражает стремление человека к солидарности, правдивости, мудрости, творчеству, любви. Некрофилия, или синдром разрушения жизни, выражает направленность к деструктивности, жестокости, садизму, эгоизму. Каждый конкретный человек, по мнению Фромма, может быть определен разным соотношением этих двух синдромов. Так как «злокачественные» страсти формируются на основе того, что называется природой человека, то никакие положительные изменения сами собой еще не гарантируют развитие биофилической ориентации у индивида. Для этого требуется активное внимание к своему «внутреннему голосу» и личные усилия каждого.

    В зависимости от того, в какую тенденцию общественной жизни он включается, будет зависеть и то, какая в нем будет преобладать ориентация – жизнеутверждающая (биофилическая) или несущая смерть и разрушительная (некрофилическая). Но, по мнению автора работы, это не две противоположные, универсальные стороны человеческой натуры, а субъективное отражение противоположных объективных тенденций, то есть, грубо говоря, каков мир, таков и человек.

    2.3. Индивидуальный и общественный нарциссизм

     Анализируя данный вопрос – «индивидуальный и общественный нарциссизм» - Фромм начинает с описания индивидуального, и по мере разбора переводит это на групповую модель, которая мало чем отличается от индивидуального. Нарциссизм присутствует в человеке и человек сам определяет, насколько он влияет не него. Фромм пишет что, скорее всего, нарциссизм присутствует в человеке как сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения, так как если бы нарциссизма не было, то человек бы не смог заботится о самом себе. Вот что пишет, поэтому поводу Фромм: «Каким образом мог бы выжить отдельный человек, если бы его физические потребности, интересы, желания не были заряжены сильной энергией? Биологически, с точки зрения выживания, человек должен воспринимать себя как нечто гораздо более важное, чем всё его окружающее. Если он этого не будет делать, откуда он возьмёт энергию и желание защищаться от других, работать для поддержания своего существования, бороться за свою жизнь и добиваться успеха в борьбе с окружающей средой? Без нарциссизма он, вероятно, был бы святым, - но велик ли шанс выживание у святых?»1

    Итак, если мы принимаем нарциссизм как некую необходимость, то естественно необходимо обрисовать границы. Нужно помнить о двух экстремальных типах нарциссизма. Один нарциссизм можно наблюдать у душевнобольных, у которых реальность, внешний миру «уже перестала существовать» и грудных детей, у которых реальность, окружающий мир «ещё не возник». Как можно заметить, если второй тип присущ каждому человеку, то первый тип характерен людям, которые в силу разных причин уже оторвались от реальности, уже не видят окружающий мир, «они превратили себя «в бога и весь мир»». Фромм очень точно приводит примеры людей, для которых реальность «уже перестала существовать». Это Калигула, Сталин, Гитлер, Трухильо, описывая их так: «Чем больше человек пытается стать богом, тем более он изолирует себя от всех остальных людей; эта изоляция нагоняет на него всё возрастающий страх»2.

    Как часто мы слышим истории о людях, которые ставили себя чуть ли не на одну ступень с Богом, но которые при этом страшились всего и вся и строили такие системы безопасности, что иногда из-за них же и погибали.

    Второй важный момент, о котором пишет Фромм, это то, что нарцисстичные люди совершенно не восприимчивы к конструктивной критике. Подобная критика действует как красная тряпка на быка. И как правильно замечает Фромм, люди, которые обладают властью и нарцисстичны, физически ликвидируют объекты критики, то есть всех кто критикуют, они стараются уничтожить.

    Третий момент, это то, что нарцисстичные люди пытаются подстроить мир под себя. Для них не они вертятся вокруг мира, а он вокруг них. Всё что существует, существует ради его одного. Подобные люди создают серьёзные проблемы в любви, так как они полностью отвергают тот факт, что кому-то они могут, не нравится, что кто-то их может не любить. Тогда они чаще всего говорят: «она меня любит, просто не знает этого еще». Последствия, как известно, могут быть самыми печальными в таких случаях.

    Изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что нарциссизм - это болезненное самолюбие, когда и либидо человека, и его жизненная цель направлены не вовне, а в себя самого.

    2.4. Инцестуальный симбиоз

    Одним из самых ранних, если не главным корнем некрофилии американский исследователь считал злокачественные инцестуозные узы. В работах Э.Фромма рассматривается «доброкачественная» и «злокачественная» формы психологической связи с матерью. Если психологическая связь взрослого сына с матерью не очень интенсивна, то она, как правило, не сокращает его сексуальную или аффективную потенцию, а также его независимость и целостность. Таким образом, в психологическом инцесте может находиться совершенно не инфантильный взрослый, хорошо адаптированный и независимый в социальном и профессиональном планах. Его зависимость от матери - только эмоционально-психологическая. При более тяжелых формах психологического инцеста инцестуозное влечение нарушает или разрушает, в зависимости от степени регрессии, способность любить. Явление и уровень наиболее глубокой связи с матерью - «инцестуозный симбиоз» - характеризуется определенной неразрывностью. По мнению Э. Фромма, при симбиотической связи речь идет о стремлении полностью потерять свою индивидуальность и снова стать единым с природой. Поэтому данное глубоко регрессивное стремление возвратиться в материнское лоно и в прошлое находится в конфликте с желанием жить, означает одновременно склонность к мертвому, к разрушению. Обычно инцестуозное влечение не распознается как таковое или находит себе рациональное обоснование [2]. 

    Вот что Э. Фромм пишет по этому поводу: «Эти догенитальные «инцестуальные» устремления являются одной из фундаментальнейших страстей, как у мужчины, так и у женщины, в которой содержится тоска человека по защищённости, по удовлетворению своего нарциссизма, его тоска по избавлению от риска ответственности, от свободы и осознания самого себя, его потребность в безусловной любви, которая будет ему предложена без ожидания ответной любви с его стороны».

    Я думаю, что выдвинутая Э. Фроммом версия, является более правильной, однако это в контексте среднего человека, то есть среднему человеку, у которого наблюдаются инцестуальные стремления, свойственно именно желание вернуться назад, в живот к матери, чтобы ни что его не беспокоило и чтобы его любили, не требуя ничего взамен. Это подтверждает и то, что «сексуальное влечение у девочек обращено к отцу, но её инцестуальное устремление обращено к матери». Это ликвидирует проблему пола, а также «ещё яснее показывает, что даже самая глубокая инцестуальная связь с матерью не содержит ни малейшего следа сексуальной стимуляции». Что касается сексуального стремления ребёнка к одному из двух родителя, то тут, так же как и с некрофилией, когда имеет сексуальное желание к трупу, мы имеем дело с патологией, с крайним случаем. Однако это может выразиться ещё и в том, что «мужчина, который подыскивает себе в качестве жены фигуру строгой матери, чувствует себя как пленник, который не имеет права сделать что-то неугодное этой жене-матери и постоянно боится вызвать её возмущение».

    В процессе социальной эволюции необычайно сильная привязанность к матери может переходить в страстную любовь к родине, нации, государству, классу и т.д. Здесь также кроется возможность национализма и расизма, связанных с неспособностью воспринимать себя и других людей в качестве свободных существ. В частности, Э.Фромм пишет о том, что у некрофила Гитлера инцестуозная психологическая привязанность к матери перешла на образ родины, Германии, которая стала для него главным символом матери. Искушение и привлекательность инцестуозной фиксации состоит в соблазне спокойного, стабильного способа существования, являющегося, по существу, метафорой умирания [2]. 


    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проанализировав книгу «Душа человека» можно сказать, что Э. Фромм не сводит природу человека к его биологии, как это делали многие философы до него. Это совокупность специфических черт, выделяющих его из природной среды и поднимающих его над животным миром. Это некая естественно наследуемая антропологическая данность, которую, с одной стороны, надо лишь раскрыть, а, с другой стороны, надо оберегать от деформирующего влияния окружающего реального общества. С одной стороны – это человеческая универсальность, а с другой – основа формирования уникальности каждой личности.

    В данной книге показана уникальная специфика взглядов Э. Фромма на природу человека.

    Книга Э. Фромма «Душа человека» является интересной работой, она хорошо написана и легко читается и поэтому подходит практически для любого читателя. Ценность данной книги: помочь читателю определить людей с преобладание «синдрома распада» или «синдрома роста» для того, чтобы выбрать подходящую тактику поведения в отношении их, а так же дает возможность определить правила для собственного воспитания себя или близких людей.

    После знакомства с некоторыми научными и философскими взглядами  этого философа, наверное, правильно  будет закончить данную работу  тезисом, что человек рассматривается Фроммом как "незавершенное существо", но такое, которое находится в постоянном и активном поиске своего оптимального развития, даже несмотря на то, что этот поиск может оказаться безуспешным.

    4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003. — 438 с. 

    2. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1, с.23.

    3. Философия : учебник для вузов [Гриф УМО] / А. Ф. Зотов [и др.] ; под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект ; М. : Культура, 2008. - 686 с.

    4. Фромм Э. Душа человека: Перевод. — М.: Республика, 1992. — 430 с.

    1 Фромм Э. Душа человека, с. 53-54.

    2 Фромм Э. Душа человека, с. 49.



    написать администратору сайта